Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекским текстильщикам разрешили покупать хлопок напрямую у фермеров



Узбекским текстильщикам разрешили покупать хлопок напрямую у фермеров
2017-12-15 10:19 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Текстильным предприятиям Узбекистана разрешили заказывать и приобретать хлопок напрямую у фермеров – в порядке эксперимента. Об этом говорится в указе президента, изданном 14 декабря.

До сих пор текстильные предприятия были вынуждены покупать хлопковолокно у монопольного поставщика – холдинговой компании «Узпахтасаноатэкспорт» – по экспортным ценам. Это снижало рентабельность производства и конкурентоспособность узбекского текстиля. В октябре 2017 года «Узпахтасаноатэкспорт» ликвидировали. Теперь, согласно указу, текстильные фабрики смогут заключать с фермерами-хлопководами договоры напрямую, оговаривая при этом сорт и объем закупаемого сырья, сроки и порядок его передачи. Фермеры смогут получать от заказчиков аванс в размере не менее 60% от стоимости заключаемого договора для покрытия основных затрат, связанных с приобретением семян хлопчатника, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и так далее. Стороны будут договариваться и о цене на хлопок-сырец, учитывая, что она не должна быть ниже установленных цен для государственных нужд. Первичную переработку хлопка текстильщики смогут поручать хлопкоочистительным предприятиям на давальческой основе либо организуют ее на собственном или арендованном заводе. Договоры нужно успеть заключить до 10 января 2018 года.

Этим же указом президент ликвидировал акционерное общество «Узбекенгилсаноат» («Узбеклегпром») и создал Ассоциацию предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана - «Узтукимачиликсаноат» («Узтекстильпром»). Члены этой Ассоциации освобождены сроком до 1 января 2021 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемые хлопковое, искусственное и синтетическое волокно, шерсть, сырье и иные материалы, необходимые для производства текстильной продукции и не производимые в республике. Свою продукцию они будут экспортировать под маркой «Uztextile».

Кроме того, Шавкат Мирзиёев поручил создать специализированную площадку электронных торгов для продажи узбекского хлопковолокна, в том числе предусмотрев привлечение объемов хлопка других стран-производителей. В планах есть и организация постоянно действующей ярмарки не производимых в республике аксессуаров, фурнитуры, красителей и химикатов для текстильной промышленности.

В настоящий момент в Узбекистане действуют около 7000 предприятий текстильной отрасли. Но из-за системных проблем и отсутствия сопряженной технологической цепочки производства готовой продукции, имеющей высокую добавленную стоимость, их вклад в ВВП недостаточно велик. К примеру, в первом полугодии 2017 года доля производимой узбекскими текстильщиками продукции в ВВП республики составила лишь 4,6 процента. Существующие мощности по производству хлопковолокна рассчитаны на 1,4 млн тонн. В стране ежегодно производится 1-1,2 млн тонн, из них большая часть ранее экспортировалась. В 2018 году Узбекистан намерен переработать весь произведенный им объем хлопкового волокна самостоятельно.



МИД Киргизии объяснил исчезновение отца Азимовых «приглашением в ФСБ»
2017-12-15 10:52 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

ФСБ России не задерживала Ахрала Азимова, отца Аброра и Акрама Азимовых, обвиняемых в организации теракта в метро Петербурга в апреле этого года. Его пригласили, чтобы вручить уведомление об аннулировании российского гражданства, сообщила официальный представитель МИД Кыргызстана Айымкан Кулукеева.

«Cогласно информации посольства Кыргызстана в РФ, у Азимова Ахрала было два гражданства — Кыргызстана и России. ФСБ России его не задерживала, они его пригласили, чтобы вручить ему уведомление о том, что его российское гражданство аннулировано и что он должен покинуть Российскую Федерацию. Как такового задержания не было», — цитирует Кулукееву «Азаттык» (киргизская служба Радио «Свобода»). По ее словам, посольство Кыргызстана в Москве выдало Ахралу Азимову свидетельство о возвращении на родину.


Слева направо: Аброр, Акрам и Ахрал Азимовы. Фото со страницы Ахрала Азимова в Фейсбуке

Накануне Билол Азимов — младший сын Ахрала Азимова — сообщил «Фергане» из Джалал-Абада, что его отца в Москве задержала полиция и отвезла в Кунцевское отделение полиции. Билол предположил, что причиной задержания отца могло стать его общение с журналистами, которым он заявлял о невиновности своих сыновей и применении к ним пыток. Задержание Ахрала Азимова «Фергане» в Кунцевском ОВД подтвердили, но причину назвать отказались. Позже адвокат Азимова Филипп Шишов сообщил РБК, что, как сказали ему в дежурной части, «Азимова передали в ФСБ». Адвокат написал заявление о похищении человека.

Между тем, местонахождение Ахрала Азимова до сих пор остаётся неизвестным. Попытки дозвониться до него по его российским номерам не увенчались успехом — оба номера отключены. Сегодня Билол сообщил «Фергане», что получил с номера телефона отца по Вотсапу сообщение, в котором говорится, что с ним все нормально, и завтра он прилетит в Кыргызстан. «Обычно мы с отцом переписываемся на узбекском языке. В этот раз мне пришло сообщение на русском языке», — отмечает Билол.


Скриншот переписки в Вотсапе Ахрала Азимова с Билолом

«Отец не сможет приехать сюда, оставляя двух сыновей в Москве. Если его выдворят, то отстаивать права сыновей ему будет сложнее. Может быть, российские правоохранительные органы на это и рассчитывают», — предположил Билол Азимов в разговоре с «Ферганой».

Напомним, теракт в метро Санкт-Петербурга произошел 3 апреля, его жертвами стали 15 человек, еще более 50 человек получили ранения. По версии следствия, бомбу взорвал террорист-смертник, 22-летний гражданин России, уроженец Кыргызстана Акбаржон Джалилов. Аброр Азимов был задержан как организатор теракта, его брата Акрама обвиняют в «фальсификации документов членов международной террористической организации», чтобы они могли беспрепятственно въехать в Россию, а также в том, что он «лично получил денежные средства на территории Турецкой Республики от активного участника международной террористической организации». Деньги он передал своему брату Аброру Азимову, который перевёл средства смертнику Акбаржону Джалилову «для подготовки террористического акта», говорится в материалах дела. В конце мая Следственный комитет предъявил братьям Азимовым официальные обвинения по двум статьям Уголовного кодекса РФ – «Терроризм» и «Незаконный оборот оружия».

Акрам и Аброр Азимовы заявили о своей невиновности, назвали видеозаписи их задержания постановочными и рассказали о применении к ним пыток. Правозащитная организация Human Rights Watch потребовала от российских властей тщательно проверить заявления братьев о пытках.

Через несколько дней после задержания братьев Азимовых российские суды аннулировали полученное ранее гражданство России у Акрама, Аброра, их отца Ахрала и еще двух близких родственников на основании якобы «предоставления ими заведомо ложных сведений при подаче заявлений о приеме в гражданство РФ». Однако, по утверждению Ахрала Азимова, он и другие члены его семьи при получении российского гражданства писали заявление об отказе от гражданства Кыргызстана. Законодательство Кыргызстана допускает возможность обращения за восстановлением гражданства, однако положительное решение не гарантировано. В результате эти люди могут оказаться апатридами. В данном случае судебные решения об аннулировании гражданства РФ выглядят как форма коллективного наказания, отмечает Human Rights Watch.

Международное информационное агентство «Фергана»



Полный игнор. Почему Туркменистан не платит по счетам
2017-12-15 11:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Конфликт между туркменской государственной корпорацией «Туркменнебит» («Туркменнефть») и кипрской компанией «I.C. Intercomplect Ltd» обостряется: «Туркменнефть» четвертый год не выплачивает долг в 8.5 млн долларов кипрской компании «I.C. Intercomplect Ltd», которая поставила в Туркмению оборудование для исследования и освоения нефтегазодобывающих скважин. Туркменская сторона долг не оспаривает, но не платит и просит подождать. Подробнее об этом спектакле Фергана уже писала.

Как выяснила международная юридическая компания «CIS Debt Recovery Solutions», представляющая интересы «I.C. Intercomplect Ltd», у «Туркменнефти» имеются и другие долги перед поставщиками: «Туркменгаз» и «Туркменнефть» имеют задолженности на суммы $10 миллионов и $15 миллионов соответственно. Юристы предполагают возможность скорого дефолта отрасли и предупреждают об этом партнеров «Туркменнефти» из других стран.

«Фергана» спросила у старшего финансового советника «CIS Debt Recovery Solutions» Тараса Копия, не сгущают ли они краски. Вероятно, «Туркменнефть» просто не хочет платить, и дело не в возможном банкротстве: туркменские корпорации довольно трудно расстаются с деньгами, особенно если речь идет об оплате уже сделанной работы или поставленного оборудования.

– Мы считаем, что это симбиоз двух ситуаций, – говорит Копий. – С одной стороны, мы никогда не поверим, что с 2013 года «Туркменнефть» не нашла возможности платить хотя бы по тысяче долларов в неделю. С другой стороны, финансовое состояние «Туркменнефти» – крайне непонятный вопрос. Мы допускаем, что у них действительно значительные финансовые трудности. В то же время мы осведомлены о том, что ежемесячно продают азербайджанской компании «Socar» нефть на весьма внушительную сумму. Значит, доходы у них точно есть, только вот какие расходы? Не стоит забывать о том, что Туркмении понадобились средства для Азиады, полей для гольфа и прочих нецелесообразных проектов. Полагаю, все эти факторы в совокупности и привели к нынешней ситуации.

– Как говорят, Национальная газовая компания Ирана должна другому госконцерну – «Туркменгаз» – 1,8 миллиарда долларов. В какой-то момент «Туркменнефть» даже предложила, чтобы ее долг перед «I.C. Intercomplect Ltd» в режиме взаимозачетов погасил Иран. Сначала Иран как будто согласился, но потом передумал.

– Нам стало известно, что в НИГК позвонили из «Туркменнефти» и запретили выплачивать долг, хотя сами же эту схему и предложили. Но сейчас «Туркменнефть» это опровергает, говорит, что это было недоразумение и вообще, их не так поняли. Что же касается долга Ирана, то насколько нам известно, это тоже сомнительный вопрос. Все знают, что он есть, но действительно ли сумма 1,8 миллиарда? Выполнили ли госкорпорации Туркмении свои обязательства в полном объеме? Вопросов очень много, но ответы на них мы дать не можем.

– Продолжает ли руководство «Туркменнефти» игнорировать ваши звонки и письма?

– Продолжает. Видимо, надеется тихо переждать, пока все закончится. Но тихо переждать не получится, долг все равно нужно отдавать. А такое странное поведение руководства концерна вызывает резонный вопрос об их компетентности. Я не знаю руководство лично, но наш клиент много раз с ними встречался, и впечатления о них остались далеко не самые лучшие. Это люди, которые дают пустые обещания и ничего по факту не делают. Естественно спросить: насколько они вообще хорошие специалисты? Могут ли они эффективно управлять концерном эффективно? Готовы ли принимать сложные решения? Пока на все эти вопросы у нас имеются только отрицательные ответы.

– Как вы полагаете, будут ли они объявлять о дефолте, если он возникнет де-факто?

– Я думаю, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не объявят дефолт. В эпоху могущества и счастья они себе такой роскоши позволить не могут. Помимо финансов, это еще и вопрос репутации, уважения, создания видимости стабильности. Как они могут строить поля для гольфа, если бюджетообразующие предприятия находятся на грани дефолта? Для руководства госкорпораций и страны в целом крайне важно создавать видимость успеха. Это значит, что они все-таки будут и дальше продолжать работу. Может быть, даже что-то исправят.

– Собираетесь ли вы взыскивать долг через суд?

– Это зависит только от нашего клиента. Если они примут такое решение, то будет суд. На сегодняшний день мы пытаемся этого избежать и решить проблему путем переговоров.

– Вы полагаете, это реально?

– Надежда есть. Если ситуация дошла до высшего руководства страны, оно может принять правильное решение. Потому что репутационный ущерб для страны гораздо чувствительнее, чем несколько миллионов долларов. И, кстати, сказать, главе «Туркменнефти» уже объявлен выговор. Хотя, боюсь, в этой системе координат выговор – сомнительная мера влияния. Тем не менее, хочется верить, что ситуация улучшится.

«Фергана» направила официальный запрос в «Туркменнефть»: мы попросили прокомментировать обвинения и поинтересовались, собирается ли туркменская сторона отвечать на негативную информационную кампанию, которая открыта в прессе. Однако «Туркменнефть» проигнорировала наш запрос.



Бастовавшим в Казахстане шахтерам поднимут зарплату и выплатят премию
2017-12-15 11:25 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Участники забастовки шахтеров. Фото с сайта Karaganda-region.gov.kz
Казахстанская горнодобывающая компания «АрселорМиттал Темиртау» готова увеличить на 30% заработную плату шахтеров на своих угольных предприятиях, передает пресс-служба акимата (администрации) Карагандинской области.

По информации корреспондента «Ферганы», повышение планируется с 1 января 2018 года и коснется тех, кто работает под землей. На сколько вырастет зарплата сотрудников, работающих на земле, определит согласительная комиссия. Компания также пообещала выплатить единовременную премию в размере оклада всем работникам угольного департамента. Такое предложение было сделано шахтерам, которые минувшей ночью поднялись на поверхность после четырехдневной забастовки. Одним из их требований, напомним, было 100-процентное повышение зарплаты.

Участникам стачки предложили приступить к работе, начиная с 16 декабря (сегодняшний день, 15 декабря, будет объявлен выходным). Среди горняков также распространили письмо за подписью прокурора города Шахтинска, в котором им гарантируется освобождение от уголовного преследования за участие в забастовке. В прокуратуре пообещали «при необходимости оказать правовую поддержку в этом вопросе».

Забастовка сотрудников «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области началась 11 декабря, после того, как работники четырех угольных шахт отказались подниматься на поверхность. На следующий день к акции протеста присоединились еще четыре шахты. Горняки, помимо увеличения зарплаты, требовали снизить пенсионный возраст с 63 до 60 лет и улучшить условия труда. На пике забастовки под землей оставались около 700 шахтеров. Позднее часть из них после переговоров с руководством и из-за ухудшения самочувствия поднялись на поверхность. По данным компании на 14 декабря, под землей на четырех шахтах оставались около 400 человек. Минувшей ночью, после встречи с акимом (главой) Карагандинской области Ерланом Кошановым и исполнительным директором АО «АрселорМиттал Темиртау» Вадимом Басиным, на поверхность поднялись горняки из шахты «Казахстанская», следом – из «Шахтинской», «Тентекской» и им. Ленина.

15 декабря шахты «Саранская», «Абайская», имени Кузембаева, имени Костенко (где забастовка завершилась раньше) приступили к работе.

Стачка проходила на фоне скандала между шахтерами и их профсоюзом «Коргау». Его председателя Марата Миргаязова горняки обвинили в сотрудничестве с «АрселорМиттал Темиртау» и предложили представлять свои интересы руководителю общественного объединения «Шахтерская семья» Наталье Томиловой. Накануне она была задержана полицейскими, после чего госпитализирована в отделение кардиологии.

Между тем, Миргаязов в интервью Inform-БЮРО сообщил, что именно его профсоюз отстоял «максимально возможное» увеличение зарплат шахтеров на переговорах с работодателем. «Это мы, «Коргау», договорились, что повышение будет на 30%. Последним предложением Калона (генерального директора АО «АрселорМиттал Темиртау» Парамжита Калона – прим. «Ферганы») было повышение до 30%, и то не всем. Но мы настояли на своём, насколько могли», – подчеркнул он.

В свою очередь, председатель профсоюзного центра Карагандинской области федерации профсоюзов Казахстана Болат Жомабеков сообщил «Фергане», что еще 1 сентября профсоюзы договорились с администрацией «АрселорМиттал Темиртау» о повышении зарплаты шахтеров на 20 процентов с 1 января 2018 года. «Если бы информация была доведена своевременно до коллектива, этого конфликта бы не произошло», – считает он, возлагая вину за ситуацию на администрацию, «не оповестившую людей о том, что вопрос с повышением заработной платы уже решен».



Назван лучший футболист чемпионата Узбекистана
2017-12-15 11:41 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Марат Бикмаев. Фото с сайта Sports.uz
«Лучшим футболистом года» в Узбекистане назван нападающий ташкентского клуба «Локомотив» Марат Бикмаев, передает sports.uz. 14 декабря в Государственном академическом большом театре имени Алишера Навои в Ташкенте состоялась церемония награждения лучших футболистов, тренеров и клубов чемпионата Узбекистана сезона 2017. В ней участвовали президент Федерации футбола Узбекистана Умид Ахматджанов, члены исполнительного комитета, председатель комитета по физической культуре и спорту Рустам Курбанов, руководство клубов, тренеры, футболисты и представители СМИ, а также звезды эстрады. «Лучшим клубом года» был признан ташкентский «Локомотив», в «лучшим тренером» –Рузикул Бердиев («Насаф»).

Победителями в остальных номинациях стали:

«Лучший иностранный тренер, вносящий вклад в развитие узбекского футбола» – Шота Арвеладзе («Пахтакор»)

«Лучшая футбольная академия» – «Насаф» (Карши)

«Победитель Молодежной лиги» – «Бунёдкор»

«Лучший молодой футболист» – Игорь Чикризов («Пахтакор»)

Приз «Fair Play» – «Коканд-1912»

«Лучшая женщина футболист года» – Людмила Карачик («Металлург»)

«Лучший футзалист года» – Констатин Свиридов («Алмалык»)

«Лучшая команда болельщиков» – Фан клуб «Коканд-1912»

Напомним, ташкентский «Локомотив» сделал «Золотой дубль» (выиграл чемпионат и Кубок Узбекистана), лидер «железнодорожников» Марат Бикмаев в чемпионате забил 26 мячей в 25 матчах и 4 мяча в 6 кубковых встречах.

«Насаф» – серебряный призер чемпионата Узбекистана-2017. Рузикул Бердыев на протяжении пяти лет тренирует каршинцев и четырежды брал с командой «бронзу». Это первое «серебро» «Насафа», под управлением Бердыева.

«Пахтакор» занял итоговое третье место. Шота Арвеладзе возглавил клуб после первого круга и поднял команду из середины таблицы в призеры турнира (12 побед, 2 ничьи и лишь 2 поражения).



Госкомстат Узбекистана сообщил о росте средней зарплаты до $166
2017-12-15 12:26 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото с сайта Dontstopliving.net
Средний размер заработной платы в Узбекистане к сентябрю 2017 года составил 1 миллион 346 сумов ($166). Это на 14,2% больше прошлогоднего показателя, сообщил представитель Госкомитета республики по статистике на заседании Международного пресс-клуба.

Примечательно, что в 2010 году Минфин и Госкомстат сообщали в своем отчете о росте средней зарплате в Узбекистане до 553,8 тысячи сумов. Тогда эта сумма соответствовала $340 по официальному курсу или $246 по курсу «черного рынка». После 2010 года в отчетах Минфина и Госкомстата размер средних зарплат больше не указывался, говорилось лишь об их росте в процентах.

С 1 декабря 2017 года в Узбекистане зарплаты и пенсии повысили в среднем на 15%, после чего размер минимальной заработной платы составил 172.240 сумов ($21,3) в месяц. Уровень инфляции ожидается в пределах 13-14%, сообщил на заседании пресс-клуба первый замминистра экономики Мубин Мирзаев.

«В чем заключается причина? Первое – откладывание на протяжении ряда лет мер по либерализации ценовой политики. В текущем году были осуществлены практические меры по либерализации цен на некоторые товары и услуги. Второе – наш переход на методику Международного валютного фонда и осуществление расчетов на ее основе также повлияют на уровень инфляции», - пояснил чиновник.

Уровень общей инфляции в ноябре составил 2%, полпроцента из них - следствие повышения цен на бензин, которые в этом году выросли на 39%. Причиной чиновники назвали либерализацию цен на горюче-смазочную продукцию, которые не менялись на протяжении ряда лет. В результате последние годы предприятия нефтегазовой отрасли работали в убыток, возник дефицит их продукции. Рост цен на ГСМ позволил этим предприятиям обеспечить бензином все регионы страны, утверждают чиновники.

Сегодня в Узбекистане стоимость бензина марки А-80 составляет 3800 сумов ($0,46), марки А-91 – 4300 сумов ($0,53). Для сравнения были приведены цены на бензин в некоторых странах (а мы в скобках укажем примерный размер средних зарплат). В частности, средняя цена одного литра бензина в Казахстане составляет $0,54 ($441), в Беларуси – $0,63 ($389,1), в России – $0,69 ($630,4), в Таджикистане – $0,75 ($136,3), на Украине – $1,03 ($233,8). Сравнили даже с ценами в странах так называемого дальнего зарубежья: в Турции средняя стоимость литра бензина, по данным узбекских чиновников, составляет $1,43, в Германии – $1,61, в Великобритании – $1,62, в Италии – $1,83.

Начальник отдела статистики цен производителей Мухтор Умаров сообщил, что за первые 11 месяцев 2017 года автомобили в Узбекистане подорожали в среднем на 50,2%. «Рост цен на легкие автомобили повлиял на общий темп роста индекса потребительских цен на 0,3%», - цитирует чиновника «Подробно.Uz».

По данным Умарова, «цена на социально значимый товар для всех нас – говядину - увеличились в среднем на 33,3% за последние 11 месяцев. Ее доля в потребительской корзинке составляет 5,9%. Это означает, что рост цен на мясо на 33,3% привел к росту общему уровню инфляции в 2,0%», - подсчитал чиновник.

Участники заседания отметили, что рост цен продолжится, но к 2019-2020 годам примут меры по удешевлению товаров народного потребления. Этому должен содействовать Фонд содействия стабилизации цен на внутреннем потребительском рынке, созданный указом президента в июле 2017 года. Минфину было поручено передать Фонду средства в эквиваленте $100 млн - на сглаживание сезонных и иных резких колебаний спроса и предложения на такие продовольственные товары, как мясо, растительное масло, зерновые, мука, картофель и ряд других видов социально значимых продуктов.



Более 100 жителей Афганистана ежемесячно подрываются на минах
2017-12-15 13:41 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Обезвреженные противопехотные мины в Афганистане. Фото с сайта Army.mil
По меньшей мере 100 человек каждый месяц погибают в Афганистане в результате разрывов мин и неразорвавшихся боеприпасов. По количеству жертв мин Афганистан находится на втором месте после Йемена. Об этом говорится в исследовании Landmine Monitor 2017, проведенном Международной кампанией по запрещению наземных мин.

В докладе, который накануне был презентован в Афганистане, отмечается, что продолжающаяся война в стране увеличила угрозы от наземных мин и неразорвавшихся боеприпасов. В 2016 году жертвами мин стали 8605 человек, из которых 2089 погибли. Эти цифры стали рекордными с 1999 года, когда было зафиксировано 9228 жертв. При этом от разрывов мин и снарядов страдают в основном мирные граждане (78% от всех зарегистрированных жертв в 2016 году), в том числе дети.

Глава организации по разминированию в Кабуле Абдул Вахид Левал (Abdul Waheed Lewal) сообщил, что в рамках Программы по разминированию территории Афганистана к настоящему времени обезврежено не менее 800 тысяч противопехотных и почти 30 тысяч противотранспортных мин, передает TOLOnews. Процесс разминирования усложняют так называемые импровизированные мины, которые в Афганистане устанавливают в основном талибы и боевики Сети Хаккани. Кроме того, подрывы именно на импровизированных минах способствовали в 2016 году увеличению смертности среди гражданского населения на 42%. Сведений о фактах минирования со стороны коалиционных или афганских национальных сил у исследователей нет.

В исследовании также сообщается, что с октября 2016 года по октябрь 2017 года неправительственные вооруженные группы использовали противопехотные, в том числе импровизированные мины как минимум в девяти странах: Афганистане, Индии, Ираке, Йемене, Мьянме, Нигерии, Пакистане, Сирии и Украине. Всего же к несвободным от мин относятся более 60 стран и территорий с оспариваемым суверенитетом. Из них 33 являются государствами-участниками Договора о запрете противопехотных мин, согласно которому они должны устранить минную угрозу в течение 10 лет после подписания.

В число этих стран, помимо Афганистана, входит и Таджикистан, который должен завершить разминирование свой территории к апрелю 2020 года. Для Афганистана этот срок установлен до марта 2023 года. Однако обе страны по ряду причин, скорее всего, не смогут выполнить свои обязательства по разминированию.

Как отмечают исследователи Landmine Monitor 2017, только четыре из 33 стран в настоящее время близки к выполнению этих обязательств: Чили, Демократическая Республика Конго, Мавритания и Перу.

Международное информационное агентство «Фергана»



Китайцы вернули на родину приговоренного к пожизненному заключению за наркотики казахстанца
2017-12-15 13:59 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото из Фейсбука Ануара Жайнакова
Казахстанца, осужденного в Китае за перевозку наркотиков, удалось вернуть на родину. Как сообщает сообщает Tengrinews.kz, уроженец акмолинской области был задержан в столице провинции Гуандун городе Гуанчжоу еще в 2009 году. Двадцатилетнему парню инкриминировали транспортировку наркотиков и приговорили к смертной казни, однако исполнение отсрочили на два года. Это и спасло неудачливого перевозчика. Сначала в 2011 году смертный приговор ему заменили на пожизненное заключение, а вот теперь и вовсе передали казахстанским властям. Как написал на странице в Фейсбуке руководитель пресс-службы МИД Казахстана Ануар Жайнаков, - «для отбытия наказания в нашей стране».

Вообще, китайские законы, касающиеся производства, распространения и продажи наркотиков – одни из самых суровых в мире. В свое время за хранение марихуаны под уголовное преследование попал сын самого Джеки Чана – Джейси. Правда, китайский мажор отделался тогда шестимесячным тюремным заключением и символическим штрафом.

Надо сказать, что наркотики для китайцев – традиционно больная тема. В начале XIX века западные государства, в первую очередь Великобритания, использовали Китай как рынок сбыта опиума. Это был чрезвычайно выгодный и безнравственный бизнес, особенно если учитывать, насколько подвержены оказались китайцы наркотическому пороку. Тогдашние власти Китая запретили продажу опиума, в ответ на что в 1840 году Британия объявила войну империи Цин. Война эта окончилась победой англичан и подписанием Нанкинского договора.

Однако вскоре Британию перестали устраивать старые договоренности, она хотела большего. Добиваясь своего, в октябре 1856 года англичане развязали Вторую опиумную войну. В военной агрессии против китайцев участвовала и Франция. Эта война закончилась еще более сокрушительным поражением Китая.

Таким образом, для современных китайских властей наркотики – это красная тряпка, напоминание о национальном позоре еще императорских времен. Поэтому к иностранцам, распространяющим наркотики, китайцы совершенно нетерпимы.

Тем удивительнее благополучное завершение всей истории с гражданином Казахстана. В этом смысле нужно отдать должное мастерству казахстанских дипломатов. В нынешнем году это пятый гражданин РК, этапированный из КНР на родину. Всего же с 2015 года из Китая в Казахстан удалось вернуть 15 осужденных граждан.



Узбекистан привлек $500 млн китайских инвестиций в сельское хозяйство
2017-12-15 14:45 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Фото пресс-службы Министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана
Узбекистан договорился с китайской компанией Henan Wanbang Selected Supply Chain Management Co.Ltd о совместной реализации 15 проектов в сельском хозяйстве. Китайская сторона заявила о готовности выделить на эти цели $500 млн и подписала соответствующее соглашение с Министерством сельского и водного хозяйства Узбекистана и холдинговой компанией «Узбекозиковкатхолдинг», сообщает Uzdaily.Uz.

Стороны займутся выполнением проектов по производству, переработке и упаковке сельскохозяйственной продукции, в том числе животноводческой, а также по экспорту, импорту и реэкспорту готовой продукции. В частности, Узбекистан отправит в Китай 100 тысяч тонн маша. В узбекских свободных экономических зонах будут построены логистические центры и объекты по переработке сельхозпродукции.

По сообщению «Синьхуа», в настоящее время Китай является крупнейшим в мире производителем овощей. Годовой объем производства составляет более 800 млн тонн, под овощи отведены 20 млн гектаров земли. Между тем, в стране не хватает сельскохозяйственных угодий, общая площадь имеющихся ежегодно сокращается. И власти Китая заинтересованы в аренде и использовании подходящих для производства сельхозпродукции земель за рубежом.



Дракон оскалился. Что раздражает крупный китайский бизнес в Казахстане
2017-12-15 15:39 ferghana@ferghana.ru (Валерий Сурганов)

О китайском проекте «51 новый завод» в Казахстане весь прошлый год шли разговоры. Однако до поры до времени никто этих заводов так и не видел. У некоторых возникал вопрос, существуют ли они вообще, а если да, то на какой стадии строительства находятся и что именно собираются производить? Интересно было бы узнать также, как налаживают контакты китайские инвесторы с казахстанскими чиновниками и местным населением, не говоря уже про все остальное. Дело в том, что китайско-казахстанское сотрудничество является составной частью глобального проекта развития экономического пояса Шелкового пути, который китайцы называют «Один пояс – один путь». Так что от успехов этого сотрудничества зависит слишком многое.

Итак, попробуем ответить на вопрос: получается ли у китайцев строить новые предприятия в Казахстане?

Идейный баттл: МИР Казахстана против посольства Китая

Самый верный ответ на этот вопрос будет выглядеть так: и да, и нет. Процесс, конечно, идет, но очень медленно, по-черепашьи. Причем, по мнению китайцев, в проволочках и волоките виновата в первую очередь местная бюрократия. Суть взаимодействия китайского бизнеса с казахстанскими чиновниками коротко высказал генеральный секретарь Союза китайских предпринимателей в Казахстане Ху Хайсинь: «Ваши чиновники хотят, чтобы к ним приходили деньги иностранных инвесторов, но не хотят, чтобы вслед за этими деньгами приходили сами инвесторы. По крайней мере, такое отношение чувствуют китайские бизнесмены».

Эти горькие слова Ху Хайсинь сказал на встрече ученых, экономистов и журналистов, которые недавно отправились в первое турне по «китайским» предприятиям Казахстана. Турне было организовано посольством КНР в Астане.

Кстати сказать, предыстория этой поездки тоже может служить иллюстрацией к словам Ху Хайсиня. В середине 2017 года на встрече с министром по инвестициям и развитию (МИР) РК Женисом Касымбеком автор этих строк поднял вопрос о посещении «китайских» заводов: сможет ли ведомство, которое отвечает за работу с инвесторами, организовать такую поездку? Женис Касымбек тогда клятвенно заверил, что в июле можно собираться в дорогу – едем! Прошел июль, август, за ним сентябрь и октябрь, но о поездке никто в министерстве так и не вспомнил.

К счастью, посол Китая в Казахстане Чжан Ханьхуэй в ноябре провел очередную встречу с общественностью. На встречу, проходившую в Астане, были приглашены сотрудники Библиотеки первого президента Республики Казахстан и представители СМИ. Воспользовавшись случаем, я задал вопрос о возможной поездке по китайским заводам Чжан Ханьхуэю и отметил, что эта тема уже возникала в разговоре с министром Касымбеком, но воз и ныне там. Вопрос явно заинтересовал посла. Он стал рассказывать о проблемах некоторых предприятий, куда вложились китайские бизнесмены, а под конец заверил, что поездка обязательно будет, и организует ее посольство КНР в Астане.

Узнав об этом, в МИР РК решили пойти на опережение. Министерство собрало сотрудников подконтрольной министерству компании «Казахинвест» и журналистов и повезло всех собравшихся на расположенный в Северо-Казахстанской области завод по производству рапсового масла, кстати сказать, первый в республике. Правда, завод этот оказался единственным из тех, что нам показали – на нем поездка и завершилась. Забегая вперед, скажу, что в тот раз в присутствии казахстанских чиновников китайские управляющие рассказывали одно, а через неделю, в присутствии экспертов, журналистов и китайских дипломатов – совсем другое.

Так что как видим, турне бывают разными. Турне, организованное китайским посольством, заняло больше недели и охватило шесть регионов Казахстана. В ходе поездки стало очевидно, что китайские инвесторы сталкиваются в Казахстане с очень серьезными проблемами и подчас просто рискуют деньгами.

Но обо всем по порядку.

Дороги – ухабистые, саботаж – тихий

Пожалуй, самой сложной оказалась первая часть путешествия, когда пришлось ехать сотни километров на автобусе по безлюдному северному Казахстану. Но перед этим самолетом из Астаны мы добрались до столицы казахстанского агропрома – города Костанай.

Здесь нам предстояло посетить бывший завод сельскохозяйственного оборудования, переоборудованный для выпуска легковых автомобилей – «СарыаркаАвтоПром». На китайские деньги тут была запущена линия по производству недорогих автомобилей JAC. В общей сложности компания «China National Vehicles Import and Export Corporation» вложила сюда 7,5 миллиардов тенге или около 22 миллионов долларов по тогдашнему курсу. При этом китайских рабочих мы на заводе не увидели – все собирается руками казахстанцев. Правда, обучать персонал приезжали именно китайские инженеры и консультанты.

Любопытно и то, что на заводе сначала планировали масштабный выпуск японских автомобилей «Toyota Fortune». Однако никаких «тойот» тут мы не увидели – то ли китайцы «выдавили» своих заклятых конкурентов, то ли казахстанцы не смогли совладать с пресловутым японским перфекционизмом. Хотя нужно признать, что нынешний китайский перфекционизм уже не уступает японскому – во всяком случае, так кажется казахстанцам.


Сборка китайских автомобилей в Казахстане. Фото автора

Следующим пунктом нашего назначения стал региональный центр Акмолинской области – город Кокшетау. До него мы добирались на арендованном автобусе. Возможно, где-то еще существует более дикая и ухабистая дорога, но автомобильный маршрут «Костанай-Кокшетау» можно смело заносить в топ местностей с апокалиптическим пейзажем. К тому же после Кокшетау пришлось сделать непредвиденный крюк в 160 км, чтобы добраться до нового маслозавода «Тайынша Май», расположенного в соседней Северо-Казахстанской области. Правда, китайских дипломатов это не смутило – уж очень им хотелось донести до широкой публики, что происходит у них на заводах.

Тут надо заметить, что за неделю до поездки, находясь в компании казахстанских чиновников, гендиректор маслозавода Фан Лунфэй был весьма сдержан в своих оценках. Однако в этот раз он сказал все, что думал.

В отличие от костанайского автозавода, маслоперерабатывающее предприятие «Тайынша Май» было построено китайцами под ключ. Сианьская корпорация «Айцзюй» вложила в него около 20 миллионов долларов. Корпорация договорилась с местными и республиканскими властями о том, что завод будет закупать семена масличных культур у фермеров и крестьянских хозяйств региона. В Северо-Казахстанской области под эти договоренности уже засеяли 270 тысяч гектаров масличных – так, во всяком случае, уверяют в национальной компании «Казахинвест».


Маслозавод «Тайынша Май». Фото с сайта matritca.kz

И это был бы вполне разумный и выгодный шаг: новый завод способен перерабатывать около тысячи тонн масличных в день и выпускать порядка 300 тысяч тонн масла ежегодно. Главная специализация завода – рапсовое масло, но он также собирается производить подсолнечное и льняное. Планируется, что на предприятии будут трудиться 60 граждан Казахстана в качестве рабочих и 11 граждан КНР, среди которых – гендиректор, управляющий персонал и инженеры.

Но, как это часто бывает в Казахстане, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. По словам Фан Лунфэя, китайцы построили это предприятие в рекордные по местным меркам сроки – за 6 месяцев. И даже успели презентовать его президенту Нурсултану Назарбаеву, когда ровно год назад в декабре 2016 года лидер нации проводил очередной телемост с регионами в День индустриализации. Виртуальную красную ленточку разрезали весьма торжественно, но вот сам завод с тех пор выпустил продукции в совершенно смехотворном объеме – всего 2 тысячи тонн рапсового масла.

Фан Лунфэй убежден, что вся проблема тут – в тихом саботаже с казахстанской стороны. К примеру, те самые одиннадцать высококвалифицированных китайских инженеров не могут въехать в Казахстан, потому что им отказывают в предоставлении долгосрочных трудовых виз. Не урегулирован вопрос и с беспошлинным ввозом в республику китайских комплектующих: на них нужно получать специальное разрешение, а разрешение это, по словам Фан Лунфэя, никак не выдадут в министерстве по инвестициям и развитию Казахстана. В результате китайцам приходится ввозить дорогостоящее оборудование с учетом таможенных пошлин, что автоматически приводит к удорожанию продукции, а, значит, снижению ее конкурентоспособности на китайском рынке.

Ко всему прочему, между Казахстаном и Китаем до сих пор не решен вопрос карантина на ввоз в Поднебесную побочного продукта переработки масла – жмыха, используемого в животноводстве в качестве комбикормов. Зато теперь мешками с нереализованным жмыхом буквально завалены цеха нового предприятия.

Но главная проблема в том, что мало кто из нанятых казахстанских рабочих может работать на ввезенном и смонтированном китайском оборудовании – обучать-то их некому, китайским инженерам визу не дают. Вот поэтому завод простаивает, и максимум, что он может дать в этих условиях – 30 процентов от заявленной мощности.

Горячие атыраусцы и китайский план Маршалла

Вернувшись с «Тайынша Май» обратно в Кокшетау, мы предприняли ночной автопереезд в Астану, благо трасса «Астана-Кокшетау» – не проселочная дорога, а современный автобан. Не задерживаясь в столице Казахстана, мы вылетели в нефтяную столицу республики – город Атырау.

К сожалению, Атырау сегодня – это город, который до сих пор остается провинциальным центром, выстроенным вокруг градообразующего предприятия. Да, офисное здание казахстанско-американской компании «Тенгизшевройл», фешенебельный отель «Мариотт» и закрытый, строго охраняемый городок для экспатов в самом сердце Атырау подчеркивают изменения, произошедшие здесь за годы независимости. Но в остальном это все тот же региональный центр, дополняющий Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ). Именно на нем благодаря кредиту Эксимбанка Китая в 1 миллиард 130 миллионов 408 тысяч долларов были возведены комплекс передела ароматических углеводородов и комплекс глубокой переработки нефти. Эти комплексы позволяют производить, в частности, бензол, параксилол и авиакеросин. Производство это чрезвычайно важно, потому что Казахстан испытывает колоссальный дефицит авиакеросина и в этом вопросе на 70 процентов зависит от поставок из России.

Активность инвесторов из КНР можно считать своеобразным китайским планом Маршалла для Казахстана. Осваивать китайские кредитные средства и выполнять строительные подрядные работы на этих комплексах АНПЗ пришла китайская же компания Sinopec Engineering Group. Хорошо это или плохо, сказать трудно; так или иначе, вышло, как вышло.

Интересно, что именно в Атырау лучше всего удалось отладить механизм межнационального взаимодействия китайцев и жителей Казахстана. И это неслучайно: именно на этом нефтеперерабатывающем заводе нам повстречались казахи, учившиеся в Поднебесной. Они настолько овладели китайским языком, что не только говорили на нем, но и могли переводить специализированные научные и технические термины.


Атырауский НПЗ. Фото пресс-службы предприятия

Так или иначе, но, как сказал заместитель гендиректора казахстанского филиала компании «Sinopec» Жалгас Ткенбаев, между казахстанскими и китайскими работниками на предприятии установились хорошие деловые и дружеские отношения. 115 местных молодых людей отучились в китайских ВУЗах и их приняли на работу в Атырау – кого переводчиком, кого специалистом-инженером. При этом в периоды особой нагрузки на АНПЗ трудилось 700 иностранных – в том числе китайских – специалистов, и 4 тысячи местных атыраусцев.

«Атыраусцы известны своей горячностью, но у нас за все это время не произошло ни одного межнационального конфликта, – говорит Жалгас Ткенбаев. – Мы сумели объяснить работникам недопустимость любых инцидентов на национальной почве. Люди осознали пользу и перспективность делового подхода к делу, исключающего всякие дрязги и конфликты на национально-бытовой почве. Поэтому таких инцидентов, как были в Казахстане у местных рабочих с рабочими из Турции и Индии, у нас не происходило».

В отличие от Атырау, столица Мангыстауской области Казахстана Актау производит впечатление крупного самостоятельного центра с диверсифицированным производством, развитым рынком и огромным туристическим потенциалом. Расположенный на берегу Каспийского моря город имеет хорошую инфраструктуру – не только старую советскую, но и организованную в годы независимости. Помимо таких гигантов как «МАЭК-Казатомпром», «КазАзот», морской порт «Актау», «Каспий Битум» здесь работает масса предприятий малого и среднего бизнеса.

На заводе «Каспий Битум», куда пришли китайские бизнесмены, иностранцев не так много, как на АНПЗ. Тем не менее, и здесь действуют курсы обучения, переквалификации и повышения знаний, которые проводятся с выездом работников предприятия в КНР. Граждане же Китая в основном представлены среди управленческого персонала и консультантов.


Отгрузка продукции «Каспий Битум». Фото пресс-службы компании

Основное направление деятельности завода «Каспий Битум» – это переработка нефти с месторождения Каражанбас для получения дорожного битума. Потенциал предприятия – около 400 тысяч тонн дорожного битума в год, при потребности внутреннего рынка Казахстана в 600 тысяч тонн ежегодно. Однако завод, в который вдохнули жизнь китайцы, нацеливается также и на экспорт. Так, первая шестисоттонная партия жидкого битума была недавно отправлена в узбекский Самарканд, а первая пробная партия фасованного битума уехала в Китай.

Говорить любят, а от работы отказываются

Справедливости ради надо сказать, что юг Казахстана выгодно отличается от севера комфортными условиями жизни и работы. Особенно это заметно в столице Южно-Казахстанской области (ЮКО) города Шымкент. Забегая вперед, скажу, что до этого замечательного города мы добрались в последнюю очередь. Видимо, китайцам не чуждо ощущение «вишенки на торте», которая должна эффектно венчать что-то важное и одновременно придавать завершенность сделанному.

Действительно, если бы мы начинали свой путь в Шымкенте, а заканчивали его в Костанае, впору было бы сказать: «Начали за здравие, а окончили за упокой!» Но китайские дипломаты совсем не хотели такого ощущения, и потому последней точкой на карте нашего турне выбрали именно город-миллионник с самым развитым сектором малого и среднего бизнеса в Казахстане, город, где можно купить все – и по вполне демократичным ценам.

Шымкентский нефтеперерабатывающий завод оказался примером неплохого взаимопонимания между местными работниками и китайскими инвесторами. Генподрядчиком модернизации завода выступает китайская компания СРЕСС, при этом общая стоимость проекта составляет более двух миллиардов долларов. Правда, часть финансирования берет на себя Банк развития Казахстана (БРК), но, опять же, за счет привлечения займов у китайских банкиров. Основная цель модернизации – увеличение производства бензина, дизельного топлива и авиакеросина почти в два раза по сравнению с нынешними показателями. И эта задача принципиальная. Если говорить о снабжении страны наиболее ходовыми марками бензина, тут Казахстан почти на 50 процентов зависит от российских поставщиков. К тому же, как известно, в 2017 году разразился кризис с поставками авиатоплива. Если к этому добавить тот факт, что после аварии на Павлодарском нефтехимическом заводе возникли проблемы и с казахстанским дизтопливом, станет ясно, что модернизация пришлась как нельзя кстати.

Однако в целом ситуация с заводами из Поднебесной остается неутешительной.

Так, на встрече с представителями филиалов крупных китайских компаний, таких как «Солюкс», «Леново», «Хуавэй» и тому подобных, инвесторы с трудом сдерживали свое раздражение относительно манеры ведения бизнеса казахстанскими партнерами. Уже упоминавшийся генсек Союза китайских предпринимателей в РК Ху Хайсинь рассказал, что в современном Китае часто за один день успевают договориться и начать работать, в Казахстане же переговоры могут занять несколько месяцев, а то и полгода. При этом все предварительные договоренности внезапно могут быть отменены, так что многомесячные усилия окажутся бесплодными. Кроме того, китайский бизнес подвергается постоянному давлению со стороны местных силовиков и правоохранительных органов. Так, по информации Ху Хайсиня, у нескольких граждан КНР, прибывших в Казахстан для работы в компании «Солюкс Алматы» (отель «Пекин Палас» и ресторанный комплекс) местными правоохранительными органами были отобраны паспорта, так что они теперь даже не могут вернуться к себе домой. Но это частный случай. А в более широком смысле инвесторы из Поднебесной недовольны медлительностью, беспринципностью, неэффективность и малой результативностью казахстанских партнеров.

«Мы часто сталкиваемся с тем, что с нами могут говорить об одном, а потом все переиграть. И так происходит раз за разом. О каком доверии в таких условиях может идти речь? – говорит Ху Хайсинь. – К тому же у вас любят много говорить, подолгу все обсуждать, но не слишком любят работать. Когда приходит время приступить к работе, ее постоянно откладывают под предлогом проведения новых переговоров – и так до бесконечности. В Китае мы не можем позволить себе такой роскоши. Ведь это влияет на эффективность и конечный результат».

С проблемами в Алма-Ате столкнулся и крупный предприниматель – глава ТОО «Asia Steel Pipe Corporation» (ASPC) Чэнь Даю. Он строит в южной столице новый завод по производству труб для нефтегазовой промышленности. Это еще один проект, имеющий отношение к «51-му заводу» Китая в Казахстане. Проект большой, емкость инвестиций в нем более 100 миллионов. Но в глазах Чэнь Даю – безысходная грусть: он так пока и не понял, как ему работать в Казахстане. К примеру, большинство казахстанских СНиПов датировано 80-ми годами прошлого века, тогда как в Китае стандарты строительства шагнули далеко вперед. Трудно положиться китайскому работодателю и на местную рабочую силу: нужно либо привозить свою (а это могут и не разрешить), либо обучать с нуля казахстанских рабочих. В последнем случае возникнут дополнительные серьезные затраты по времени, приложенным усилиям и денежным вливаниям. Чэнь Даю уверен, что в своем нынешнем виде казахстанская рабочая сила неконкурентоспособна, поскольку неквалифицирована. Он вспоминает, как его компания недавно объявила конкурс и собрала заявления от 300 человек. Однако из множества соискателей китайским требованиям удовлетворяли только двое. Не отработана в Казахстане и схема получения преференций для инвесторов: как признался бизнесмен, эти меры прописаны только на бумаге, в жизни же добиться их реализации практически невозможно.

P.S. Как видим, Поднебесная активно осваивает казахстанский рынок, осуществляя долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики этой центральноазиатской республики. И это при том, что иностранные инвесторы из других стран идут в Казахстан в последнее время не очень охотно. Правда, притчей во языцех стали голландские инвестиции в экономику Казахстана, однако по большому счету это – лишь офшорные капиталы, которые возвращаются на родину. Немногочисленные западные инвесторы, если и появляются на горизонте, то предпочитают в основном нефтегазовый сектор. Что же касается российских бизнесменов, то они в последние годы в Казахстан практически не идут. И только китайский бизнес, несмотря ни на что, активно осваивает непаханое казахстанское поле. Поэтому понять недовольство китайцев можно, ведь вкладываясь в Казахстан, они не хотят, чтобы их деньги пошли по ветру.

Валерий Сурганов, специально для ИА «Фергана»



Адвокат Ахрала Азимова заявил о незаконности лишения его подзащитного гражданства России
2017-12-15 17:32 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Ахрал Азимов, отец братьев Аброра и Акрама Азимовых, обвиняемых по делу о теракте в метро Санкт-Петербурга, был лишен гражданства России незаконно. Об этом «Фергане» заявил адвокат Ахрала Азимова Евгений Скрипилев.


Ахрал Азимов. Фото агентства городских новостей «Москва»

«Фактически он был лишен гражданства незаконно и уведомления об этом не получил. Я нашел ссылку, что якобы такое решение в апреле этого года принял суд Перми, где Ахрал Азимов в 2010 году получал гражданство России. При получении российского гражданства он написал заявление об отказе от киргизского», - подчеркнул адвокат.

Он направил запрос в суд Перми и получил ответ, что основанием для отмены гражданства стало предоставление заведомо ложных сведений при обращении о приеме в гражданство. «Как мне рассказал Ахрал, он неверно указал состав семьи. Ему никто не объяснил, что он должен указывать всех детей от всех браков», - сказал Скрипилев.

На решение об отмене гражданства были поданы две апелляционные жалобы, но они были отклонены судом по формальным основаниям. Тогда было решено, что Азимов сам подаст в суд документы об обжаловании судебного акта о лишении его гражданства. Он это сделал две недели назад, соответствующие документы были направлены в Пермский суд.

«Вопрос в том, что при лишении человека гражданства ему выдают справку об этом, которая в какой-то мере удостоверяет его личность. А моего подзащитного незаконно и без уведомления лишили российского гражданства, а прежнее, киргизское, не вернули. Фактически он оказался без каких-либо документов. Это правовой тупик», - отметил адвокат.

По его мнению, необходимость депортировать Ахрала Азимова отсутствует, он может получить киргизский паспорт в посольстве этой республики в Москве и продолжать работать в России.

Скрипилев отметил, что средства судебной защиты, применяемые им и его помощницей Алиной Аббасовой для восстановления попранных прав Ахрала Азимова, еще не исчерпаны. Однако задержание Азимова усложняет его судебную защиту в Перми для возвращения ему российского гражданства.

Летом в интервью «Фергане» Ахрал Азимов рассказывал, что по достижении 45 лет он, согласно требованиям закона, менял российский паспорт на новый. При этом о каких-либо нарушениях с его стороны ему тогда не говорили.

Отметим, что в 2010 году действовали сразу два соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства, касающиеся граждан Кыргызстана и России. Это соглашение между двумя странами от 28 марта 1996 года (его действие прекращено 9 ноября 2012 года, однако на сайте МИДа РФ оно до сих пор указано в статусе «действует») и четырехстороннее соглашение, в котором, кроме Кыргызстана и России, участвуют также Беларусь и Казахстан, оно вступило в силу 4 ноября 2000 года. Согласно первому документу, при приобретении гражданства России кыргызстанцам достаточно было написать отказ от прежнего гражданства, чтобы госорганы Киргизии зарегистрировали его выход из гражданства КР. Таким образом, есть основания полагать, что теперь Ахрал Азимов является лицом без гражданства. Чтобы уточнить этот момент, «Фергана» направила запрос в МИД Кыргызстана с просьбой разъяснить, был ли Ахрал Азимов лишен киргизского гражданства и, если нет, мог ли он получить киргизский паспорт в посольстве КР в Москве.

Тем временем, как сообщает Комитет «Гражданское содействие», сотрудники которого держат связь с родственниками Азимова, его младший сын Билол ждет отца в аэропорту Оша: несколько часов назад Ахрал позвонил и сказал, что прилетает в «одиннадцать тридцать». Говорил, по словам сына, нервно и торопливо. На уточняющие вопросы, прилетает в одиннадцать тридцать утра или ночи и нужно ли его встретить, не ответил и быстро положил трубку. «Я думаю, он с сопровождением. Иначе какой смысл этого звонка? Если бы он по своей воле звонил, он бы ответил на мои вопросы», - полагает Билол.

Напомним, Ахрал Азимов был задержан в Москве утром 14 декабря. Его доставили в Кунцевский отдел полиции. Позже представитель МИДа Кыргызстана сообщила, что Азимова «пригласили» в ФСБ, чтобы вручить ему уведомление о том, что его российское гражданство аннулировано и он должен покинуть территорию России.



В избранное