Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистанский гроссмейстер завершил карьеру в национальной сборной исповедью в соцсетях



Узбекистанский гроссмейстер завершил карьеру в национальной сборной исповедью в соцсетях
2017-12-07 17:43 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Антон Филиппов. Фото с сайта kazchess.kz
Узбекистанский гроссмейстер Антон Филиппов сообщил на своей странице в Фейсбуке, что покидает состав сборной Узбекистана. Причиной такого шага шахматист назвал лишение его «государственной стипендии члена сборной команды Узбекистана».

«Не знаю точную сумму в месяц. Мой гонорар за участие в турецкой или хорватской лиге был равен примерно 3-4 годам выплаты этой стипендии. Или расходам за один день аренды помещения школы «Мир шахмат», - поделился шахматист, - но она хоть формально меня благодарила за мои таланты и мой труд».

Гроссмейстер пожаловался, что, не имея никакой материальной поддержки со стороны Федерации шахмат Узбекистана, перестал активно выступать в турнирах и сосредоточился на тренерской деятельности. В прошлом году он успешно сыграл на Олимпиаде в Баку. В мае этого года у него появилась возможность участвовать в Мемориале Агзамова. Он попросил стандартные для гроссмейстера условия, однако в Федерации ему заявили о готовности предоставить питание и проживание во время соревнования, но авиабилеты для участников из Узбекистана бюджетом не предусмотрены.

«Для меня это очень трудное решение, - написал Филиппов, - слишком многое меня связывает со сборной. Мечты, желания, надежды. Накопилось, не смог себя уговорить, что не стоит обращать внимание на такие мелочи».

Также гроссмейстер напомнил, что в 2012 году, когда он был на пике своей карьеры (вошел в сотню сильнейших шахматистов, выиграл «серебро» за сборную Узбекистана на шахматной Олимпиаде) никто из официальных лиц на родине его не поздравил и не рассказал широкой общественности об этом достижении.

Антон Филиппов является участником четырех шахматных олимпиад. Серебряный призер олимпиады 2012 года на второй доске. Чемпион Узбекистана среди мужчин 2005 и 2007 года. Бронзовый призер Азиатских игр в закрытых помещениях 2009.



Монгольский ритуал почитания овоо занесен в Список наследия ЮНЕСКО
2017-12-07 18:24 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Монгольский обо. Фото Oleg Shubarov с сайта panoramio.com
Montsame сообщает, что «ритуал почитания горы и овоо монголов» занесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Овоо или обо – культовые места в религиозной практике монголов, а также бурят, тувинцев и некоторых других тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Обычно это рукотворные холмы из насыпанных камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Места, где возводятся обо, считаются местами силы, с которыми связаны разного рода духи и природные стихии. Именно поэтому они располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у озер, на берегах рек.

Считается, что обо влияет на погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие и другие области жизни человека и народа в целом.

Исторически этот культ возник у ранних кочевников и связан с перемещениями в пространстве. В Монголии, да и в Центральной Азии вообще всегда было много пустынных, диких и труднодоступных мест, которые приходилось преодолевать путнику. В дороге его подстерегало множество опасностей, начиная от буйства стихий и кончая дикими животными. Перед тем как выступить в дальний путь, пилигрим бросал в определенном месте камень. У многих народов в этом регионе считается, что человек – дитя земли. Поэтому, бросая камень, он как бы отрывает часть своего тела и жертвует его духам, чтобы они по меньшей мере не трогали его, а лучше бы – помогли.

Согласно распространенным здесь мифам, мир имеет трехчастную структуру: мир небес, мир земной или человеческий - и мир подземный. Все три мира населены духами, в большинстве своем имеющими строптивый, вздорный, а часто и злобный характер. Особенно тяжелым нравом обладают подземные духи, именно поэтому земля почитается тут не только как утроба, родящая все живое, но и как защита от адских сфер.

Человеку непосвященному холм обо может показаться просто кучей мусора. На самом деле это, конечно, не так. Кроме уже упомянутых камней, тут можно увидеть бутылки с молочной или обычной водкой, куски материи, черепа домашних животных, а также сладости и деньги.


Обо. Фото с сайта mongolia-travel-guide.com

Бывает, что верующий проводит обряд самостоятельно, однако в важных случаях он, как правило, обращается за помощью к шаману.

Обычно человек, принося жертву духам, немного отпивает из бутылки сам, потом разбрызгивает водку в пространстве рядом с обо, а бутылку с остатками оставляет тут же.

Полоски ткани, которые жертвуются обо, тесно связаны со стихией ветра. Часто на них пишут просьбы и молитвы к духам предков и духам – покровителям места. Считается, что когда ткань полощется на ветру, просьба эта или молитва доносится до духов, они слышат ее и могут исполнить.

На холме обо часто можно увидеть черепа животных, это головы баранов или коней. Обычно их приносят в жертву в особенно важных случаях, таких, как рождение ребенка, крупная покупка или исцеление от тяжелых болезней.

Палки или костыли на холме обо – также знак того, что при помощи духов человек хотел или даже смог избавиться от болезней. Теперь они ему не нужны, и он оставляет их духам.

Любопытно, что ритуал, немного похожий на этот, существует в некоторых католических церквях в Италии, Испании, Польши. Католик, благодаря молитве Богоматери исцелившийся от болезни, в благодарность покупает в храме изображение больного органа и оставляет его тут же, как символ ее торжества и могущества.

В целом, культ обо – шаманский по происхождению. Однако с течением времени он вошел и в местные буддийские богослужения, стал их легитимной частью. А теперь его духовное значение признано и международным сообществом.



«Что ты плачешь, ты же мужчина». Как в Узбекистане любителя выпить признали религиозным экстремистом
2017-12-07 21:40 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В конце ноября президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев запретил использовать в суде доказательства, полученные с применением пыток. Важное решение для страны, где следователи повсеместно выбивают нужные показания, а в суде закрывают глаза на покалеченных обвиняемых. Будет ли это решение исполняться – другой вопрос. А пока в связи с этим «Фергана» решила вспомнить историю, которая произошла совсем недавно в Навои. Минувшей осенью четырех ее участников приговорили к срокам от шести до восьми лет. Их судили по статьям о попытке свержения конституционного строя, терроризме и религиозном экстремизме. Во всем этом они, конечно, признались сами.

Осужденные Хасан Арзиев, Абдувоси Яхшимуродзода, Джамшид Сайфуллаев и Азамат Гайбуллаев вместе жили и работали в Санкт-Петербурге. По возвращении на родину их обвинили в подготовке теракта на территории России и вербовке людей для «Исламского государства» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», «Исламское государство», ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ).

«Следователи говорили, будто они читали намаз целыми днями и не работали. Из России пришли бумаги, что ничего подобного не было», – рассказывает Инобад, мать 36-летнего Хасана Арзиева. Ее сын уехал в Петербург на заработки, там же проходил лечение от бесплодия. Инобад утверждает, что Хасан никогда не был верующим, более того, он выпивал и даже уходил в запой из-за того, что у них с женой не получалось завести детей.

Хасана задержали в аэропорту Ташкента в начале 2017 года. «Приехал на своих ногах, здоровый парень с двумя сумками. Прямо в аэропорту ему на руки надели наручники и увезли…Недавно я передавала сыну костыли. Когда его пытали, чтобы получить нужные показания, ему повредили позвоночник. В зале суда он не мог сам ни встать, ни сесть», – делится Инобад. В итоге Хасана Арзиева приговорили к восьми годам тюрьмы.

По мнению его матери, навойские следователи сфабриковали это дело, чтобы выслужиться, а «сценарий» написали еще в 2015 году, когда посадили первых двух его фигурантов – Саната Салимова и Адила Шокирова (фигурантов на самом деле было больше, но некоторых из них в итоге отпустили – прим. «Ферганы»). Их доставили в суд над оставшимися четырьмя обвиняемыми в качестве свидетелей.

«Первым зашел Санат Салимов. Он еле передвигался, его конвой за руку держал», – рассказывает Инобад, – «Санат сообщил судье, что на протяжении восьми дней его избивали, чтобы он дал показания против Хасана и остальных. Санат пообещал сделать это, но на заседании сказал, что все обвинения – ложь, и что в Петербурге ребята работали с утра до вечера». После он пытался найти мать в зале суда, чтобы попрощаться с ней, так как не был уверен, что останется в живых. Второй свидетель Адил Шокриров также не стал свидетельствовать в суде против обвиняемых. Сами они неоднократно в ходе заседаний жаловались на систематические избиения и пытки.

«(Наши) дети говорили, что их били, начиная с февраля, дубиной, табуреткой, издевались. Во время суда Азамат Гайбуллаев снял футболку, у него тут (показывает на плечи) все зеленое. Они плачут, говорят, мы же люди, но нас здесь за людей не считают. А судья одному из них отвечает, что ты плачешь, ты же мужчина», – рассказывает Инобад Арзиева. Гайбуллаева милиционеры, с ее слов, пытали до потери зрения, разбили ему голову. «Приходили, пинали – живой или нет», – говорит женщина. Его приговорили к семи годам тюрьмы.

26-летнего Абдувоси Яхшимуродзоды, который получил на год меньше, пытали электрошоком, угрожали убить отца и изнасиловать жену, чтобы он оговорил себя. Со слов его матери Барно Восиевой, Абдувоси жил в Санкт-Петербурге с другими фигурантами дела, но вернулся в Узбекистан еще в 2015 году. Спустя два года, в феврале 2017-го, его задержали на улице. «Сын не говорит на узбекском языке. Он знает таджикский и понимает по-русски. Без адвоката, без переводчика его избили и заставили подписать признание», – говорит Восиева.

Сейчас она опасается за безопасность своей семьи. Когда однажды вечером они вместе с невесткой приехали в ИВС, чтобы передать вещи Абдувоси, их отправили в комнату на втором этаже, якобы чтобы сделать «регистрацию». Как только женщины туда поднялись, вслед за ними зашел милиционер и выключил свет. Восиева схватила невестку за руку и побежала во двор. «Зачем нас обманом туда завели? Я кричала, чтобы нам открыли дверь, но они не хотели нас выпускать. Меня услышал отец невестки, который стоял на улице. Он начал спрашивать у сотрудников, что происходит, после чего нас выпустили», – рассказывает Восиева. Позже к ним спустился милиционер и сообщил, что Абдувоси перевели в другое место.

Инобад Арзиева, в свою очередь, сообщила, что за последний год на нее, по меньшей мере, дважды покушались – один раз женщину на переходе чуть не задавила машина, которую она ранее видела рядом со своим домом, во втором случае кто-то бросил с высоты стеклянную банку, которая разбилась в полутора метрах от нее.

Жаловаться бесполезно

Матери осужденных написали десятки жалоб на действия следователей в различные инстанции, но их «спускали» к тем, на кого они жаловались. В августе, когда в Навои приехал Генпрокурор Ихтиёр Абдуллаев, женщины попали к нему на прием. «Он нас посадил и спрашивает, почему вас столько, и вы плачете», – говорит Арзиева. Выслушав женщин, Абдуллаев поручил проверить все, что они ему рассказали, после чего избиения их сыновей прекратились. Впрочем, на решение суда это никак не повлияло.

«Мы писали президенту письмо, нет ответа. Из суда одинаковые отписки приходят – только числа меняются. Мы не знаем, куда пойти, к кому обратиться. 9 ноября рассматривали апелляцию, наши адвокаты просили, чтобы суд был в любом другом городе, не в Навои, но нам отказали» – сетует Арзиева. После заседания она вместе с другими матерями хотела развернуть плакат с просьбой о помощи президенту, но на них набросились четыре неизвестные женщины. Со слов Арзиевой, после стычки к ней подошел человек в штатском и потребовал «исчезнуть, если она думает о своих детях».

Узбекистан в 1995 году присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Он также является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 7 которого запрещает подвергать кого-либо пыткам. Конституция Узбекистана признает верховенство международного права, а решение Пленума Верховного суда от 2 мая 1997 года гласит, что «... любое доказательство, полученное незаконными средствами, должно быть признано недопустимым и не может быть положено в основу решения суда». Однако все это никак не сказывается на применении пыток в республике.

Пытки в Узбекистане до сих пор носят повседневный и систематический характер. Лишь малая часть подобных случаев попадает в СМИ.

Международное информационное агентство «Фергана»



Власти Киргизии решили засудить защитника леса на Иссык-Куле
2017-12-08 08:33 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Одна из фотографий Влада Ушакова
Государственное агентство окружающей среды и лесного хозяйства Киргизии подаст в суд на фотографа-активиста Влада Ушакова, который регулярно пишет в социальных сетях о незаконных вырубках на Иссык-Куле, сообщает агентство«24.Kg».

Директор лесного агентства Абдыкалык Рустамов заявил, что последнее сообщение активиста о незаконной вырубке в ущелье Джууку оказалось ложным. «Местные органы власти, Госэкотехинспекция, Финполиция выехали на место. Факты не подтвердились», – сообщил Рустамов.

По словам чиновника, это не первый случай, когда активист публикует ложную информацию о вырубках и иллюстрирует ее фотографиями, сделанными несколько лет назад. «В этот раз мы обратимся в силовые структуры. Это клевета на нас. Мы намерены подать в суд на Влада Ушакова. Я лично подам заявление», – заключил Рустамов.

Ушаков в ответ объявил, что будет готовиться к судебным разбирательствам. «Собираю дополнительный материал. Буду рад поддержке и предложениям по хорошим экспертам, специалистам в подобных делах», – написал активист. Он продолжает настаивать на том, что на Иссык-Куле массово истребляются леса.

Активист освещает вырубки на Иссык-Куле уже не первый год, весной 2017 года при его участии был выпущен фильм об этой проблеме. 5 декабря на его записи обратил внимание премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков, поручивший провести расследование незаконных вырубок в ущелье, имеющем статус биосферной территории. Сотрудники лесного хозяйства в ответ заявили, что в ущелье Джууку проводится плановая очистка леса. В свою очередь, УВД Иссык-Кульской области объявило, что на фотографиях Ушакова изображены «сухие топочные еловые деревья, сваленные ветром».



В избранное