Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Казахстан: Православного священника судят за нарушение закона о религии



Казахстан: Православного священника судят за нарушение закона о религии
2017-08-15 14:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В Казахстане впервые судят священника православного прихода за нарушение закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

В поселке Мерке (Жамбылская область) 14 августа состоялось первое судебное заседание в отношении настоятеля Прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы Владимира Воронцова. По анонимному доносу его привлекают к административной ответственности за то, что он вместе с детьми из православного кружка выходного дня (воскресной школы) и несколькими родителями проводил молитвенные собрания в горах.

В течение десяти дней дети и их родители отдыхали в горах, а в походной палатке проводились собрания и молитвы. Но 2 августа в лагерь с проверкой вторглись представители местной администрации, полиция и сотрудники Комитета национальной безопасности (КНБ).

Первоначально священника в грубой форме обвиняли в экстремизме, незаконном удержании детей и контрабанде религиозной литературы. Оперативники пытались допросить детей. И только звонок заместителю главы областной администрации сбавил пыл силовиков и чиновников, и они ушли, позволив участникам лагеря продолжать отдых. Однако через два дня Воронцову привезли протокол об административном нарушении, а 6 августа он получил повестку в суд в качестве обвиняемого в том, что религиозные собрания проводились в ненадлежащих местах.

По закону о религиозной деятельности любые ритуалы могут проводиться лишь в специализированных местах для отправления культа. По этой причине религиозные меньшинства - протестанты, кришнаиты, отдельные мусульманские группы - систематически подвергаются штрафам или административным арестам, даже за совместное чтение Библии или молитв в жилых домах. Но до сих пор представители православия, считающегося одной из традиционных для Казахстана религий, не подвергались каким-либо преследованиям, связанным с религиозной деятельностью.

Как пишет сам Владимир Воронцов, 10 августа в областное управление по делам религий были вызваны православные священнослужители различных приходов: «Беседа проходила на повышенных тонах. Среди нас были уважаемые священники с седыми бородами, которые отозвались на приглашение чиновника, отложили свои важные дела и приехали в город Тараз издалека. Господин Омаров (руководитель управления) разговаривал с нами как с провинившимися подчинёнными. Управлением по делам религии не было предпринято никаких действий к урегулированию ситуации, к примирению».


Владимир Воронцов. Фото с его страницы в Фейсбуке

В интервью Esquire.kz Воронцов высказал предположение, чем был вызван такой интерес к его персоне: «Им не нравится, что священник предпринимает активные действия, построил воскресную школу, а когда аким (глава администрации) хотел спилить старинные деревья, именно я не позволил этого сделать. Мы это стыдливо замалчиваем, но в Жамбылской области есть проблемы национализма».

Священнослужитель надеется, что у судей возобладает голос разума.

«Это дело вызвало болезненную реакцию у родителей детей и среди православной общественности. Многие возмущены и считают, что это притеснение по национальному и религиозному признаку. Я стараюсь объяснить людям, что это не так, просто закон неверно понят представителями власти. Пошел общественный резонанс, сегодня мне звонил генеральный консул Российской федерации, которому пожаловались наши прихожане. Я рассказал все как есть, он очень удивился и обещал со своей стороны оказать поддержку. Но я все же уповаю на законы своей страны. Я готовлюсь, консультируюсь с юристами, и 14 августа собираюсь до конца отстаивать свои права в суде», - сообщил Воронцов.

Официальной реакции Митрополичьего округа русской православной церкви в Казахстане по поводу инцидента с Владимиром Воронцовым нет. «Митрополит следит за ситуацией и поддерживает меня. Но пока официальных заявлений он не делал», - сообщил священник информагентству «Фергана».

Отреагировал Союз православных граждан, заявив о нарушении в отношении Воронцова «Закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях» и потребовав снять с него все обвинения, не соответствующие законодательству Казахстана.


Владимир Воронцов с детьми в лагере. Фото с его страницы в Фейсбуке

«В последние дни мне пришлось писать много неприятных вещей. Видит Бог, я не желал этого. Мне пришлось защищаться. Весь июль я писал стихи. Бог даст, скоро я смогу показать их вам. Господь посетил меня творческим вдохновением, и мной был написан ряд замечательных верлибров. Я даже думал, что Бог подарил мне новый поэтический сборник. Но 2 августа в мою жизнь вмешались местные исполнительные власти и правоохранительные органы. Они пытались разрушить мой внутренний мир. У них ничего не вышло. Но, увы, стихов в эти дни я больше не пишу, а пишу эти неприятные тексты о бессовестных чиновниках, пишу жалобы и заявления», - сообщает священник на своей странице в Фейсбуке.

Ранее самым известным конфликтом между властями Казахстана и православной церковью был инцидент, касающийся деятельности приюта для детей и престарелых возле Алма-Аты, созданного игуменом Софронием, гражданином России. Изначально была версия, что кто-то из властных структур положил глаз на территорию приюта, расположенного рядом с озером. Однако после того, как отец Софроний был вынужден все оставить и уехать из Казахстана, власти оставили приют в покое.

Религиозная ситуация в Казахстане в цифрах

В июне 2017 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев постановил утвердить Концепцию государственной политики в религиозной сфере страны на 2017-2020 годы. В ней, передает «Интерфакс», говорится, что, по данным на 1 января, в стране зарегистрировано 3658 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 18 конфессий.

Самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. Есть также католические и протестантские конфессии, иудейские, буддистские и другие общины.

В республике зарегистрированы 3464 культовых здания, из них 2550 мечетей, 294 православных и 109 католических церквей, 495 протестантских храмов и молитвенных домов, 7 синагог, 2 буддийских храма, 7 молитвенных домов «Общества сознания Кришны» и общины бахаи.

Действующие мечети входят в собственность Духовного управления мусульман Казахстана.

Православная церковь Казахстана является второй по количеству последователей. В ее состав входят 325 религиозных субъектов, в том числе 301 приход, 9 епархий и 294 религиозных сооружения, а также митрополичий округ в Казахстане.

На территории республики также функционируют Армянская апостольская церковь, Православная церковь за рубежом, Поморская православная церковь и три старообрядческие церкви.

Католическая церковь в Казахстане представлена 85 религиозными общинами, пять из них относятся к Греко-католической церкви.

В стране действуют 667 протестантских религиозных субъектов, самые крупные из них - церкви пятидесятников, евангельских христиан-баптистов, пресвитериан, адвентистов седьмого дня и лютеран.

В республике зарегистрирован 531 миссионер – в общей сложности они представляют 13 религиозных направлений. Среди зарегистрированных миссионеров преобладают представители Римско-католической церкви - 257. Православие представлено 84 миссионерами, большинство - граждане России.

Наряду с этим в Казахстане действуют 15 религиозных организаций образования, 400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах, 383 помещения для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий, в том числе намазхана, молельные комнаты и часовни. Определены также 257 специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Соб. инф.



Россия: Суд Санкт-Петербурга отклонил апелляцию по делу пятимесячного Умарали Назарова. Адвокаты готовят жалобу в ЕСПЧ
2017-08-15 16:10 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Городской суд Санкт-Петербурга отклонил апелляционную жалобу на отказ следствия возбудить уголовное дело в отношении сотрудников Управления ФМС (Федеральной миграционной службы) и полиции, причастных к изъятию в октябре 2015 года у гражданки Таджикистана Зарины Юнусовой пятимесячного сына Умарали Назарова, который менее чем через сутки скончался в больнице, сообщает 15 августа «Коммерсант».


Умарали Назаров. Фото могилы – RFE/RL

Уголовное дело по факту смерти Умарали было закрыто в октябре 2016 года «в связи с отсутствием события преступления». Следствие пришло к выводу, что мальчик умер в результате осложнений от вирусной инфекции, подтвердив, таким образом, выводы судмедэкспертизы.

Напомним, Умарали Назаров скончался в Медцентре имени Цимбалина в Петербурге в ночь на 14 октября 2015 года после того, как в полицейском участке его отобрали у матери, задержанной за нарушение миграционного законодательства (просроченная регистрация). В нарушение закона ребенок был оформлен как «подкинутый или безнадзорный» при наличии свидетельства о рождении, паспортов родителей и в присутствии родителей и бабушки. По заключению медиков, ребенок умер в результате развития цитомегаловирусной инфекции. Однако при поступлении в Медцентр, за 10 часов до его гибели, состояние Умарали было оценено как удовлетворительное, никаких симптомов болезни у него не наблюдалось. Обнародованное заключение судмедэкспертизы поставили под сомнение многие врачи. Кроме того, анализ крови, взятый у Зарины Юнусовой в Таджикистане, показал отсутствие у нее ЦМВ.

По факту гибели малыша было возбуждено уголовное дело по статье «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Менее чем через месяц после смерти Умарали судебные органы Петербурга приняли решение о выдворении Зарины с территории России, закрыв въезд на пять лет. В ночь на 16 ноября женщина вернулась вместе с телом ребёнка в Таджикистан, где в тот же день малыш был похоронен.

В апелляции адвокаты доказывали, что Зарина Юнусова не была «задержанной», поскольку ее и сына забрали «в связи с производством по делу об административном нарушении» и разделять их не требовалось. Ни КоАП, ни иной закон не препятствуют грудному ребенку быть с матерью при составлении административного протокола и в суде, а также в учреждении для выдворения, где по правилам МВД мигранты содержатся вместе с детьми. При этом, по словам адвоката Юрия Серова, «в первой инстанции в обоснование законности изъятия попросту сочинили тот факт, что Зарину задерживали: в действительности ее по бумагам даже не доставляли в полицию». Следствие и суд не дали оценку тому, что после получения свидетельства о рождении Умарали его матери не предоставили переводчика и, не взяв у нее объяснения, составили «подложный акт» о выявлении «подкинутого или заблудившегося ребенка».

Однако горсуд, поддержав действия следствия, подтвердил обоснованность изъятия мальчика у матери тем, что Зарина Юнусова «длительное время незаконно находилась в РФ, проживала без регистрации в помещении, не являющемся жилым, не имела при себе документов».

Адвокаты Ольга Цейтлина и Юрий Серов намерены в ближайшее время отправить жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).



В избранное