Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Компания <<Узавтосаноат>> объяснила вынужденный отпуск работников GM-Uzbekistan модернизацией завода



Узбекистан: Компания «Узавтосаноат» объяснила вынужденный отпуск работников GM-Uzbekistan модернизацией завода
2015-08-03 16:32 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Первого августа после появления в СМИ сообщений о том, что совместное предприятие по производству автомобилей GM Uzbekistan, расположенное в городе Асака Андижанской области Узбекистана, приостановило работу и отправило своих работников в неоплачиваемый отпуск на месяц, акционерная компания «Узавтосаноат» решила объяснить сложившуюся ситуацию.

На узбекской ленте новостей официального сайта компании говорится, что в автосборочном цехе завода устанавливается новая технологическая линия для выпуска с 2016 года модели «Т250» (Chevrolet Aveo), работы будут производиться с 3 по 20 августа, в связи с этим сотрудники предприятия отправлены в двухнедельный отпуск.

Таким образом, пресс-служба «Узавтосаноат» частично подтвердила сообщение «Озодлика» (узбекская служба Радио Свобода) о том, что сотрудники GM-Uzbekistan отправлены в отпуск. Компания не уточняет, будет ли оплачен заводчанам их вынужденный отдых.

По информации «Озодлика», последнее время люди работали на Асакинском автозаводе по три дня в неделю и два месяца не получали заработную плату. В течение пяти месяцев автомобильный завод закрывался, в общей сложности, на две недели, периодически отправляя своих работников и сотрудников в неоплачиваемый отпуск. При этом руководство предприятия настоятельно просило своих сотрудников не распространять информацию о проблемах завода. Комментарии от представителей администрации предприятия получить не удалось, действие официального сайта приостановлено.

Между тем, 3 августа «Узавтосаноат» призвало узбекские СМИ не распространять «недостоверную информацию о событиях и деятельности АК «Узавтосаноат» и ее предприятий, в частности АО «Дженерал Моторс Узбекистан», в том числе ссылаясь на источники, которых не существует. Данными действиями указанные СМИ наносят вред не только имиджу АК «Узавтосаноат» и ее предприятий, но и вводят в заблуждение граждан в угоду спекулятивным интересам отдельных лиц». Компания заявляет, что сотрудники СМИ смогут получить всю достоверную информацию о деятельности «Узавтосаноат» и ее предприятий через информационную службу АК «Узавтосаноат» или с официальных сайтов - www.uzavtosanoat.uz и www.chevrolet.uz» (последний, напомним, не работает). «Узавтосаноат» подчеркивает, что компания и ее предприятия «всегда открыты для отечественных СМИ и готовы для осуществления взаимовыгодного сотрудничества».

Напомним, СП GM Uzbekistan было создано в 2008 году на базе «УзДЭУавто» как закрытое акционерное общество (ЗАО), в мае 2014 года переименовано в АО. Под известным американским брендом Chevrolet предприятие выпускает автомобили Malibu, Captiva, Lacetti, Cobalt, Nexia, Spark, Matiz и Damas. Девяносто процентов экспорта продукции автозавода приходились на Россию. Но в последние годы спрос на узбекские автомобили значительно снизился, и, к примеру, в 2014 году СП сократило поставки своей продукции в России на 38 процентов по сравнению с предыдущим годом – до 37.695 единиц. Доля GM Uzbekistan на российском рынке составила в прошлом году 1,5 процента против 2,2 процента в 2013 году, СП заняло 27 место по объему продаж автомобилей в России. Тем не менее, в начале 2015 года предприятие повысило цены на свою продукцию. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей GM Uzbekistan на российском рынке в первом полугодии 2015 года сократились на 57 процентов - до 10,3 тысячи единиц.

В выпуск автомобилей Chevrolet Aveo автозавод GM Uzbekistan планирует инвестировать в 2015-2016 годах $104,2 млн. Ожидаемая мощность производства - более 73 тысяч автомобилей в год.



«Весёлая» жизнь узбекского кинорежиссера Алишера Хамдамова, или «Крышка с дыркой»
2015-08-03 16:48 ferghana@ferghana.ru (Сид Янышев)

20 июля, за два дня до смерти, Алишер позвонил мне:

- Ну, ты когда едешь-то?

- Куда? – говорю.

- Ну, куда ты там собирался – в Москву и дальше…

- Ну, ты, - говорю, - проснулся! Я ж уже приехал!

- Да ну, надо же!

- Ну, больше спи. А чего звонишь-то?

- Так, контрольный звонок.

На этом и попрощались. Я и не догадывался, что таким образом Алишер со мной как бы прощается. Неужели предчувствовал?..

* * *

В Узбекистане мусульмане не отмечают семь дней после смерти, но московские родственники и друзья Алишера Хамдамова все же помянули этого талантливейшего узбекского кинорежиссера, актера и сценариста, внезапно скончавшегося в Ташкенте 22 июля. Он был человеком наднациональным, человеком с большой буквы, глыбой и в то же время слабым, совершенно беззащитным, бесконечно добрым и наивным, как ребенок. Познакомившись и моментально подружившись с ним 15 лет назад, я считал его своим отцом и очень близким другом, поэтому с первых дней знакомства беззастенчиво перешел с ним на «ты». Помню, я мог на него по-родственному накричать, он же на меня – никогда. Думаю, он был на это просто не способен…

Хождение по мукам

Почему в первом предложении я написал «внезапно скончавшегося», ведь он не был молодым человеком, а умер в возрасте 73-х лет? Более того, выясняется, что на самом деле ему 24 мая текущего года исполнилось 74 – когда-то паспортистка ошиблась и скинула Алишеру год, а ему было на это наплевать, как и всегда - на любые условности. Так или иначе, возраст почтенный, в нем умирают нередко. Но для меня это произошло именно внезапно – видя всегда тонкий юмор и жизнелюбие Алишера, я был уверен, что уж он-то точно доживет лет до ста. Не сбылось.


Алишер Хамдамов и Сид Янышев

Родился Алишер в селе Кампирават Ворошиловского района Андижанской области. О своих годах детства и юности он рассказывал чрезвычайно мало, поэтому этот период я пропускаю. А перейду сразу к главному: в 1968 году Хамдамов поступил на режиссерский факультет московского Всесоюзного Государственного института кинематографии (ВГИК), на курс Льва Кулешова и Александры Хохловой.

«Алишер Хамдамов не только был любимчиком Льва Кулешова в его последней режиссёрской мастерской (умер всего через год после начала обучения новых студентов), но и заслужил от патриарха кино необычный титул «загадочный сфинкс», - пишет в своем блоге российский киновед, сценарист, креативный продюсер и друг Хамдамова Сергей Кудрявцев. - Оказывается, Лев Владимирович, боясь сделать непедагогические поблажки для этого ученика, просил пореже подпускать его к себе. “Я же не могу ни в чём ему отказать!” - сокрушался мастер».

В качестве дипломной работы в 1973 году Хамдамов снял фильм «Анор», основанный на сюжете рассказа Абдуллы Каххара. И на этом работа в большом кино для Алишера почти полностью «заморозилась».

«Вернувшись по окончанию ВГИКа в Ташкент, Алишер привез с собой много интересных задумок, приемов, более современных, чем те, что по старинке использовались в Ташкенте, стал местным динозаврам все это предлагать, и им, естественно, такая наука не понравилась. Плюс, Алишер мог в лицо какому-нибудь высокому начальнику резать правду-матку. И все это вкупе вылилось в то, что так называемый дебют режиссера отложился на долгие годы, - вспоминает близкий друг и земляк Хамдамова, ташкентский художник Вячеслав Ахунов. - Ему удалось устроиться только в детский юмористический киножурнал «Наштар», где он как режиссер блестяще справлялся с юными актерами. В те же годы, чтобы элементарно прокормиться, Алишер был вынужден работать в выставочном зале Академии художеств грузчиком, таская ящики с картинами, а затем их развешивая. Но и там он проявил себя человеком незаурядным, с искрометным юмором, чем вызвал глубокое уважение художников».

Позже Алишер работал на Узбекской студии документальных фильмов, был сценаристом и режиссером нескольких мультфильмов, среди которых «Чигирёк» и «Сказка про аиста». И лишь в 1988 году с высокого барского плеча он получил дебютную работу – полнометражный фильм «Золотая голова мстителя», да и то потому, что фильм нужно было «спасать». Дело в том, что поначалу «Золотую голову…» доверили снимать одному молодому режиссеру, который по своей халатности испортил километры пленки и, соответственно, тысячи рублей бюджетных денег.

«Что делать? Деньги выделены, а «кина нет», ну и тут вспомнили, наконец, про меня, поскольку, видимо, предполагали, что спасти их кресла смогу только я, - когда-то рассказывал мне Алишер. – От выделенных денег и пленки остались жалкие крохи, ну и пришлось вместо высокобюджетного боевика делать задушевный камерный фильм про размышления кучки белогвардейцев. Правда, там все же удалось сделать одну сцену с лошадьми, падающими в обрыв».

Тогда-то от Алишера я узнал, что лошади, падающие с большой высоты, пусть даже в воду, либо спотыкающиеся под якобы убитыми седоками на ровном месте отнюдь не подымаются затем, как ни в чем не бывало, а чаще всего ломают себе ноги и шеи, и их десятками отправляют на скотобойню…

В 1989 году «молодого» режиссера заметили и пригласили на Алма-Атинскую киностудию снимать «Гарем Степана Гуслякова» - лирическую картину, своим сюжетом про деревенского мужика, «заблудившегося» среди двух женщин, отчасти предвосхитившую последнюю, на мой взгляд, шедевральную работу Хамдамова «Отзвук».

И наконец, в 1991 году режиссер уже в России начал снимать пронзительный фильм «Сорок ступеней» с Игорем Тальковым в главной роли. Подготовительный период подходил к концу, когда исполнителя главной роли убили, а продюсер бежал с найденными им на эту картину деньгами. Короче, от многообещающего замысла пришлось отказаться.

И только четыре года назад за сценарий, написанный Хамдамовым к этому фильму, на Казанском международном кинофестивале он был удостоен Второй премии.

С развалом Советского Союза Алишер вторично на долгие годы «забыл» про режиссуру, поскольку новые руководители узбекского кино почему-то упорно не хотели иметь с ним ничего общего. Хотя «в столе» у режиссера накопилось изрядное количество прекрасных проектов, включая великолепный сценарий по повести Андрея Платонова «Джан». Этот фильм Алишер мечтал поставить всю свою режиссерскую жизнь.

Впрочем, один шанс это осуществить все же выпал на его долю. В начале 2000-х по моему совету и написанной мною же грантовой заявке Хамдамов получил небольшие деньги (по Программе малых грантов) от узбекистанского представительства Института Открытое Общество (Фонда Сороса).

«Ну что я буду делать с этими четырьмя с половиной тысячами, если на мой проект мне необходимо таких долларов, по меньшей мере, тысяч триста?» – сокрушался тогда Алишер.

На что я его убеждал, что все вполне возможно - по примеру великого американского режиссера Джима Джармуша, в начале своей карьеры умудрявшегося снимать авторское кино примерно за такие же деньги. Да, не на каракалпакском плато Устюрт, а рядом, в Ташкентской области, да, сильно переделав сценарий в сторону «голого символизма», да, с помощью нескольких бескорыстных друзей, но – можно.

Алишер, скрепя сердце, со мной согласился и на выделенном газетой «Зеркало XXI», где я тогда работал, познавшем виды микроавтобусе «Дамас» с несколькими единомышленниками даже съездил в Ташобласть в поисках подходящей пустынной натуры. Но тут фонд Сороса вынужденно Узбекистан покинул, а про выделенный Алишеру грант щедро забыл.

«Нет, - сказал тогда режиссер, - раз за эти деньги никому уже отчитываться не придется, не хочу я отказываться от своей трактовки «Джана» - подожду до лучших времен. А полученные деньги отправлю младшему брату в Фергану. Он давно мечтает приобрести большую видеокамеру для съемок свадеб, вот пусть себе и купит настолько большую камеру, насколько хочет».

Фрагмент из фильма «Ромашка» (2008), режиссер Сид Янышев. В фильме актерам было предложено рассказать о своей любви – и о нелюбви.

Талантливый учитель

В тот же период времени Хамдамов познакомился с замечательной актрисой узбекского Национального Академического драматического театра (более известного ташкентцам как театр Хамзы) Маликой Ибрагимовой и еще почти на полтора десятка лет вновь забыл о своей киношной карьере, став ее мужем, другом и учителем. Живя на ее скромную зарплату, свою еще более скромную пенсию и новогодние доходы от «халтур» - вместе с Маликой Алишер время от времени «дедморозил» по разным детсадам и школам: он был, естественно, Кор-бобо (Дед Мороз), а она – Кор-киз (Снегурочка).

Надо сказать, учителем Алишер был замечательным: каждый день после репетиций он по новой проходил с Маликой те же сцены, над которыми она работала в театре. Терпеливо и профессионально он «лепил» из актрисы «театра представления» актрису «театра переживания» (по Станиславскому). Как результат, вскоре она стала Народной артисткой Узбекистана, и в этом, по ее же признанию, немалая заслуга Алишера.

Последней их совместной работой стал спектакль «История Толганой» по известной повести классика русской и киргизской литературы Чингиза Айтматова «Материнское поле». Эта постановка впервые была показана ташкентскому зрителю в апреле текущего года.

Кино, ставшее главным для Алишера

В 2013 году Алишер с большой радостью поделился со мной, что наконец-таки возвращается в свою основную профессию: его приглашают в Россию на съемки сразу двух художественных фильмов. «Джан» в их число не входил, поскольку, по его словам, деньги нашлись принципиально на другие проекты. Правда, как выяснилось позже, деньги были мизерные, и режиссеру все-таки пришлось познать метод Джармуша, от которого он отказался в начале 2000-х.

Этими проектами оказались фильмы по пьесам «Медея и Пан» Светланы Кариллон с рабочим названием «Отзвук» и «Мёртвое тело» Владимира Карасёва, с рабочим заголовком «Сдается дача с трупом».

Как рассказал продюсер обеих картин Сергей Кудрявцев, они еще полностью не готовы, в частности, доделкой саундтрека к первому фильму сейчас в Москве занимается, в том числе, сын Алишера Адхам. Поэтому и названия у них рабочие. К тому же, как выяснилось из другого источника, почти готовый фильм «Отзвук» именно под этим названием кто-то у его создателей нагло украл, и теперь они - в полной растерянности, и в подробности предпочитают не вдаваться.

Сначала несколько слов о фарсе-детективе по пьесе «Мёртвое тело», которая под названием «Дачницы» уже одиннадцатый сезон идет в театре «Комедианты» в Санкт-Петербурге.

По словам Кудрявцева, сюжет таков: «Вместо приятного отдыха в снятом на время загородном домике четыре женщины (бабушка, мама, 15-летняя внучка и пожилая домработница) получили целую ночь сомнений и подозрений, вдруг обнаружив в одной из комнат на первом этаже тело некоего мужчины. Труп или не труп - вот в чём вопрос! И придётся ли кому-то из них ответить за то, что они вовсе не совершали?! Чем ближе утро, тем неожиданней развязка - почти как в просмотренном накануне по телевизору заграничном детективе».

Теперь о фильме «Отзвук». Для простоты все же назову его так, поскольку название пересекается и со слоганом фильма: «И если эта песня - лишь отзвук боли, то как же люди пережили боль?»

Сюжет, как я и писал вначале, слегка напоминает «Гарем Степана Гуслякова». После долгого отсутствия в деревне приезжает из города, чтобы навестить 31-летнюю Нину, её старшая сестра, 40-летняя Рита, а вместе с ней - 19-летняя дочь Лена. К деревенскому неудачнику - мужу Нины – поначалу «клеится» Рита, а затем и Лена. В итоге Нина всех, и себя в том числе, травит крысиным ядом…

Фильм, действительно, пронзительный. В нем талантливо всё: и сценарий, и режиссура (кстати, в некоторых эпизодах в кадре появляется и сам Алишер), и игра актеров. А операторская работа просто завораживает, и подчас во время просмотра я ловил себя на сравнении изображения природы в «Отзвуке» с тем, как она показана у Андрея Тарковского в его «Сталкере» и «Зеркале». На мой взгляд, это лучшая работа в кино Алишера Хамдамова.

Рабочие моменты съемок фильма «Отзвук». Режиссер Алишер Хамдамов

В один из своих последних визитов ко мне Алишер рассказывал, что на финальных титрах «Отзвука» звучит «древняя» песня популярной в России певицы Ольги Арефьевой «Она сделала шаг». За право ее использовать Алишеру и его команде пришлось наскоро «слепить» к этой песне клип. Посмотрев его, она лишь сказала: «Ладно, пойдет, берите». Как выяснилось, эти слова в ее устах означают высшую похвалу.

Кстати, те смешные деньги, которые удалось найти на оба фильма, были потрачены лишь на самое необходимое: проживание актеров в гостинице, транспорт, питание. Все работали совершенно бесплатно, и картины были сняты одной камерой. Да что там камерой – современным цифровым фотоаппаратом с функцией видео HD…

…21 июля вечером Алишеру стало плохо с сердцем. Вызвали «скорую», медики сделали укол и уехали. Под утро 22-го Алишеру стало плохо вновь, и вновь вызвали «скорую», которая после очередного укола так же уехала. Через какое-то время он встал, прошел в ванную комнату, ополоснул лицо, вернулся в спальню, упал на кровать и всё…

Алишера похоронили на старом мусульманском кладбище, неподалеку от его дома, со смешным названием «Тешик копка» - «Дырявая крышка». Я думаю, если бы он знал об этом заранее, то не обиделся. И мы бы вместе посмеялись. От души.

Сид Янышев



В Таджикистане ожидают новые сели и паводки. Спасатели перешли на усиленный режим несения службы
2015-08-03 17:06 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Весь личный состав Комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне (КЧС и ГО) Таджикистана переведен на усиленный режим несения службы в связи с угрозой новых селей и паводков на реках республики. КЧС и ГО просит жителей и гостей Таджикистана воздержаться от поездок по труднодоступным горным регионам, перевалам, не купаться в горных реках и других неположенных местах, сообщает «Азия-плюс».


Дорога, ведущая в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО). Фото «Озоди»

По данным Гидрометеослужбы Агентства по гидрометеорологии Таджикистана, в ближайшие дни в республике ожидается повышение температуры на пять и более градусов, что приведет к поднятию уровня воды в реках Гунд, Пяндж, Бартанг, Ванч, Язгулом, Вахш и Зарафшон и может спровоцировать сход селевых потоков. Гидрометеорологи допускают возможность паводков в районах Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), а также в других регионах страны.

Синоптики прогнозируют в ГБАО после 3 августа повышение температуры воздуха до +29 градусов по Цельсию. Такой температурный режим для этого горного региона считается очень высоким. В других областях, а также городе Душанбе температура будет достигать +41 градуса.

Тем временем, очередной селевой поток, спровоцированный продолжительным ливнем, отрезал от внешнего мира селение Рангкуль в Мургабском районе ГБАО. Как передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода), селем смыты семь километров автодороги, которая связывает районный центр Мургаб с селением Рангкуль и выходит на город Ош в Кыргызстане. В настоящее время движение на данном участке приостановлено, и Рангкуль остается в транспортной изоляции.

По официальной информации, грязевыми потоками были подтоплены 10 домов жителей Рангкуля. Сель также снес автомашину марки «Нива» главы областного дорожно-строительного управления «Бадахшонрох».

Мургаб является самым высокогорным и обширным по территории районом в Таджикистане. Он граничит с Китаем на востоке и Киргизией на севере. На минувшей неделе в Мургабском районе резко возросли цены на муку, поставки которой в район прекратились из-за перекрытия автотрассы Хорог-Мургаб. Мука в этот период не поставлялась и из соседней Ошской области Киргизии, что осложнило ситуацию с продовольствием.

Напомним, с 16 июля ряд районов Таджикистана подверглись разрушительным селям и оползням, в результате которых погибли восемь человек, сотни людей остались без крова, нанесен большой ущерб местной инфраструктуре. От стихийных бедствий пострадали, в основном, Шугнанский, Рушанский, Ванчский и Дарвазский районы ГБАО, а также Раштский район. По данным правительства Таджикистана, материальный ущерб, нанесённый стихией регионам страны, составил почти $100 млн. МИД Таджикистана 21 июля обратился к международному сообществу с просьбой оказать всемерную поддержку в ликвидации последствий стихийных бедствий.

На обращение Таджикистана уже откликнулись некоторые международные организации, в частности - Фонд Ага Хана и Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, при содействии которых организован палаточный лагерь для более семидесяти оставшихся без крова семей из селения Сучон в Шугнанском районе, практически полностью разрушенного селевыми потоками. Помощь пострадавшим также поступает из некоторых европейских стран. При содействии посольства Таджикистана в России таджикские общественные организации и предприниматели создали общероссийский штаб по оказанию помощи пострадавшим от наводнений в Таджикистане, организован сбор вещей продуктов и денежных средств.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, который на минувшей неделе находился с рабочей поездкой в ГБАО, заявил, что ход устранения последствий стихии находится под его личным контролем, и пообещал, что все разрушенное жилье будет заново отстроено до 6 ноября текущего года. Ранее глава государства распорядился, чтобы семьям, чьи дома разрушены полностью, была предоставлена разовая помощь из фонда президента в размере 10 тысяч сомони (около $1600) каждой, а тем, чьи дома разрушены частично, – по 6 тысяч сомони (около $960).



Туркменистан-Украина: С 21 сентября открывается прямое авиасообщение между Ашхабадом и Киевом
2015-08-03 19:14 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

С 21 сентября 2015 года авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) начнет выполнять регулярные рейсы по маршруту Киев-Ашхабад (по понедельникам и средам) и Ашхабад-Киев (по вторникам и четвергам), передает Turkmenistan.ru. Рейсы будут выполнять лайнеры Boeing-737 с пассажирскими местами бизнес- и эконом-класса.



Как передает РИА Новости Украина, договоренность об открытии прямого воздушного сообщения между столицами двух республик была достигнута в ходе переговоров между Государственной авиационной службой Украины и Государственной национальной службой гражданской авиации Туркменистана, прошедших 16 апреля 2015 года. Начало перевозок планировалось в мае, в итоге объявлено об открытии рейсов в сентябре.

В контактном центре обслуживания клиентов МАУ «Фергане» подтвердили эту информацию и сообщили стоимость билетов:

Киев-Ашхабад: эконом-класс - $307, бизнес-класс - $612;

Ашхабад-Киев: эконом-класс - $249, бизнес-класс - $629.

Длительность полета в одну сторону – 4 часа 5 минут.

«Фергана» сравнила стоимость билетов и время в пути для тех, кто намеревается слетать из Ашхабада в Киев и обратно в настоящее время, с условиями, которые предлагаются пассажирам с 21 сентября. Сегодня рейсы по заданному маршруту выполняют три авиакомпании – S7, Turkish Airlines и Lufthansa, они предлагают варианты с пересадками в Москве, Стамбуле, Вене и во Франкфурте-на-Майне с дозаправкой в Баку. В ближайшее время самые дешевые билеты в оба конца, которые удалось найти на популярном у путешественников сайте Tutu.ru, стоят 31.937 рублей (около $510 по сегодняшнему курсу Центробанка России) при минимальном времени в пути туда-обратно - 22 часа 25 минут. С 21 сентября билеты на регулярный прямой рейс в оба конца обойдутся пассажиру немногим дороже - $556, но суммарное время в пути составит всего 8 часов 10 минут.

История регулярного прямого сообщения между странами закончилась в 2006 году, когда авиакомпания «Туркменховайоллари» приостановила рейсы в столицу Украины после того, как украинский перевозчик «АэроСвит», впоследствии обанкротившийся, прекратил выполнять полеты по маршруту, связывающему столицы двух государств.



Конфликт на границе Кыргызстана и Таджикистана: Жители двух стран метали камни друг в друга
2015-08-03 19:16 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

На киргизско-таджикской границе 3 августа произошел конфликт между жителями Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана: как передает Отдел по связям с общественностью и СМИ Государственной пограничной службы (ГПС) Киргизии, около 120 таджикистанцев и 80 кыргызстанцев метали друг в друга камни.


Киргизско-узбекская граница в Баткенской области Кыргызстана. Фото «Фергана.Ру»

По данным киргизских пограничников, конфликт между жителями приграничных районов двух республик возник из-за того, что граждане Таджикистана перекрыли жителям киргизского села Кок-Таш дорогу для проезда к кладбищу, которая проходит через село Майское, где проживают таджикские семьи. В знак протеста кыргызстанцы перекрыли канал, по которому течет вода, поступающая в таджикское село Чорку (Чоркух). В итоге разозленные люди устроили метание камней.

Таджикская сторона свою версию пока не озвучила. По информации Озоди (таджикская служба Радио Свобода), противостояние длится более десяти дней - сообщение о скоплении на границе возмущенных людей с обеих сторон опубликовано 25 июля. Видимо, к 3 августа обстановка серьезно накалилась и в ход пошли камни.

В настоящее время ситуация на киргизско-таджикской границе относительно стабильная. Здесь находятся пограничные представители Кыргызстана по Баткенскому направлению и Таджикистана по Исфаринскому направлению, главы местных администраций и руководители территориальных подразделений правоохранительных органов двух республик проводят разъяснительную работу с населением приграничных районов.

Село Чорку фактически является таджикским анклавом на территории Кыргызстана. Конфликты здесь происходили неоднократно. К примеру, в июне 2005 года группа жителей таджикского кишлака собирала на киргизской территории дрова и была замечена тремя киргизскими пограничниками. Между сторонами вспыхнула ссора, один из пограничников застрелил жителя села Чорку. Земляки убитого взяли пограничников в заложники и доставили в Исфаринский РОВД. После переговоров представителей двух стран пограничники вернулись на родину.

В январе 2013 года в киргизском селе Кок-Тош произошел конфликт между местными жителями и пришедшими за покупками молодыми людьми из таджикского села Чорку. Обменявшись оскорблениями, они устроили драку. Спустя некоторое время, после полуночи, примерно 20 молодых людей из Чорку вошли в Кок-Таш, начали разбивать окна местного магазина, школы и домов жителей села, призывая их помериться с ними силами. По словам жителя Кок-Таша, никто из сельчан «в драку ввязываться не стал, пожелав решить вопрос мирным путем». В течение десяти дней до этого происшествия на киргизской дороге Баткен-Исфана, которая проходит рядом с Чорку, уже было два-три инцидента, когда жители Чорку по неизвестным причинам закидывали камнями следующие по дороге киргизские машины. Аналогичные факты случались и на территории таджикского села Самарканадык, когда уже киргизы закидывали камнями таджикские машины.

В начале июля 2015 года житель Чорку был застрелен киргизским пограничником. Сразу после инцидента погранслужба Кыргызстана заявила, что конфликт произошел на ее территории - в 80 метрах от условной линии государственной границы с Таджикистаном, а выстрелы прозвучали с обеих сторон после того, как киргизский пограничный наряд потребовал, чтобы шестеро граждан Таджикистана, которые с несогласованного участка госграницы перешли на киргизскую территорию и забрасывали камнями киргизские автомашины, вернулись на свою территорию. Таджикистанцы отказались подчиниться требованиям киргизских пограничников и стали бросать в них камни. Однако на переговорах представителей пограничных ведомств и военных прокуратур Таджикистана и Кыргызстана, прошедших в Исфаре, было установлено, что инцидент произошел на территории Таджикистана - в окрестностях селения Чорку, которое является спорным участком границы, поскольку процесс делимитации тут не завершен.

Напомним, протяженность границы между Таджикистаном и Кыргызстаном составляет 978 километров, из которых делимитировано всего 530 километров. Спорные 448 километров границы проходят через густонаселенные районы Согдийской области Таджикистана. Таджикская сторона предлагает определить границу с учетом документов 1924-1927 годов, а Киргизия считает необходимым исходить из материалов паритетной комиссии от 1958 года. Пока стороны не могут прийти к единому мнению, поэтому переговоры в этом направлении продолжаются. Продолжают происходить и приграничные конфликты на спорных участках, в том числе - с применением оружия.



В избранное