Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Йемене похищен врач из Узбекистана



В Йемене похищен врач из Узбекистана
2011-10-25 09:26 ИА Фергана.Ру

24 октября в Йемене был похищен врач, гражданин Узбекистана по фамилии Вахитов, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-атташе российского посольства в Сане Айдара Туйгунова.

Ранее СМИ передавали, что похищенный — россиянин по имени Вахид Роф (Wahid Rof). AFP со ссылкой на представителей больницы в городе Шабва сообщило, что работавший там русский врач похищен племенем Аль-авамра, требования похитителей пока неизвестны.

«Похищен врач в провинции Мариб, но он гражданин Узбекистана, не России, работавший здесь по частному контракту, - сказал Туйгунов. - Мы будем оказывать содействие в его освобождении, так как посольства Узбекистана в Йемене нет».

В марте AFP со ссылкой на йеменские медицинские источники и самих похитителей сообщало, что был похищен врач-россиянин. Позже оказалось, что он гражданин Таджикистана, работавший врачом по контракту с российской компанией. В 2009 году аналогичный случай произошел опять-таки в Шабве: похищенный врач-гражданин Узбекистана был отпущен на следующий день после захвата.

Похищения иностранных граждан в Йемене совершаются достаточно часто. Как правило, местные племена идут на подобные преступления, чтобы вынудить власти освободить из тюрьмы их родственников, или выдвигают правительству требования экономического характера, в частности, об улучшении инфраструктуры в регионе их проживания.

За последние 17 лет в стране были похищены более 200 резидентов, напоминает «Взгляд». Несколько раз йеменские власти силовыми методами пытались освободить заложников, но это заканчивалось трагически. В частности, в 2000 году во время операции йеменских сил безопасности погиб похищенный норвежский дипломат. Ранее, в 1998 году, во время операции по освобождению 16 захваченных туристов из западных стран четверо из них были убиты. 12 июня 2009 года были похищены семеро граждан Германии: семейная пара, трое детей и две медсестры, – а также британский инженер и учительница из Южной Кореи. Немцы были членами международной организации, сотрудничающей с больницей города Саада. Позднее МВД страны сообщило о том, что три женщины - две медсестры и кореянка – были убиты похитителями. Их тела были найдены с огнестрельными ранениями.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Первая в Центральной Азии футбольная академия мадридского «Реала» откроется в Ташкенте
2011-10-25 10:16 ИА Фергана.Ру

Мадридский «Реал» создаст свою первую в Центральной Азии футбольную академию в Ташкенте. Об этом 24 октября заявил попечитель Фонда «Реал Мадрид» Карлос Эскудеро де Бурон Гонсалес, передает UzDaily.uz.

«Только что у нас состоялась встреча с президентом Федерации футбола Узбекистана Мираброром Усмановым. В ходе нее мы обсудили ряд вопросов по созданию в Ташкенте академии нашего клуба. Именно по этой причине мы и находимся здесь», - пояснил Карлос Эскудеро.

По его словам, контракт по академии между Узбекистаном и «Реалом» будет подписан контракт в ближайшее время.

«К этому дню нашим Фондом созданы 167 академий в 55 странах мира. Футбольное образование в них получают более 30 тысяч детей. Отрадно, что одна из таких академий будет создана и в Узбекистане. В Центральной Азии она станет первой», - добавил Эскудеро.

В академии будут обучаться как минимум сто мальчишек и девчонок в возрасте от 8 до 16 лет. Они будут принимать участие в турнирах и раз в год смогут побывать в Испании и встретиться там со звездами «Реала».

Карлос Эскудеро сообщил, что учеба в академии будет как платной, так и бесплатной. «За счет платных классов мы будем содержать классы, в которых будут обучаться дети из материально неблагополучных семей. Во многом это будет зависеть и от местных спонсоров. Может быть и такое, что образование в академии будет только бесплатным», - допустил представитель «Реала».

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Выборы президента - последний шанс пробакиевских сил удержаться у власти
2011-10-25 10:56 ИА Фергана.Ру

Предстоящие 30 октября выборы президента Киргизии - последний шанс пробакиевских сил удержаться у власти, заявил Интерфаксу председатель Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) республики Кенешбек Душебаев.

«Победа на выборах - это их последний шанс остаться в политике», - сказал глава спецслужбы. По его мнению, не исключено, что сторонники свергнутого в апреле 2010 года главы государства Курманбека Бакиева в ноябре, после подведения итогов президентских выборов, могут попытаться дестабилизировать обстановку в республике.

Однако Душебаев верит, что взять реванш пробакиевским сторонникам не удастся. «Двух революций уже достаточно, чтобы народ стал мудрее и меньше поддавался на посулы и призывы политиков», - отметил председатель ГКНБ. Глава спецслужб отказался назвать имена пробакиевских кандидатов в президенты, пояснив, что «не желает делать им черный или белый пиар, наши граждане и сами все прекрасно понимают».

Интерфакс



Дмитрий Медведев ужесточил правила получения российского гражданства для «льготников»
2011-10-25 12:51 Фергана

24 октября был опубликован и вступил в силу указ президента России Дмитрия Медведева, ужесточающий правила получения российского гражданства по международным договорам. Таким образом, указ коснулся тех граждан Казахстана, Кыргызстана и Белоруссии, которые ранее могли рассчитывать на упрощенный порядок рассмотрения документов, теперь они будут вынуждены пройти все этапы нелегкой и продолжительной процедуры по натурализации в России. Подробности изменений разъясняет газета «Новые известия».

Напомним, до недавнего времени некоторые граждане Киргизии, Казахстана и Белоруссии могли быстро получить российское гражданство по упрощенной процедуре в соответствии с международными договорами. При наличии правильно оформленных документов желающие официально стать россиянами могли рассчитывать на рассмотрение своих дел в крайне сжатый срок: три месяца. Из документов, подтверждающих переезд на постоянное место жительства в Россию, можно было предоставить на выбор: либо миграционную карту и отрывную часть бланка уведомления постановки на миграционный учет в месте пребывания, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство в России. Теперь же лица, подпадающие под условия международных договоров, должны обязательно иметь вид на жительство, что значительно увеличивает для них сроки получения гражданства.

«Теперь они будут получать гражданство России, как и все остальные иностранные граждане. Белоруссия идет через вид на жительство: год поживут – а там будем смотреть, есть ли основания подавать на гражданство, – прокомментировал «Новым известиям» нововведения источник в Управлении Федеральной миграционной службы по Москве. – А Казахстан и Киргизия будут получать гражданство через временное проживание: год живут, потом вид на жительство, а там тоже нужны основания. Теперь документы не будут рассматриваться за три месяца. Хотя то, что введено сейчас, тоже считается упрощенным порядком, который действует и для некоторых других стран».

Основания для получения гражданства по упрощенной процедуре не изменились. Нужно иметь супруга или родителей – граждан России. Право на упрощенный порядок имеют также лица, родившиеся на территории бывшего РСФСР. Если этих оснований нет, действует общий порядок. Так, граждане Киргизии и Казахстана, которые не имеют подобных оснований, по-прежнему могут получить гражданство по квоте, которую выделяет ФМС. Списки спускаются в отделы, где граждане временно зарегистрированы. Дальше потенциальным обладателям российских паспортов, идущим по квоте, необходимо получить разрешение на временное проживание, через год – вид на жительство и пять лет прожить с ним в России.

Председатель общественной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает нововведения необоснованными.

«Это грустно. Я не вижу смысла в этом. Если у нас есть дружественные государства, гражданам которых мы легко предоставляем гражданство, то я не вижу оснований, зачем им нужно получать вид на жительство, – заявила правозащитница.– Трудно сказать, насколько теперь для них затянется процедура. Зависит от того, насколько быстро будут давать вид на жительство. Мне это не нравится, самое главное, я не вижу на это оснований. Разве было какое-то злоупотребление этим правом? Ведь не каждый мог по международному договору получить гражданство. К примеру, зачем нужно создавать новые сложности тем, кто имеет здесь близких родственников, им, наоборот, нужно упрощать возможность вернуться на родину. Если бы теперь это все выдавали быстро, тогда это другое дело. Но в этом случае нужно менять правила».

Г-жа Ганнушкина полагает, что в странах, с которыми РФ заключала эти международные договоры, достаточно большое количество людей, которые рассчитывают стать россиянами.

«До сих пор люди, связанные с Россией, люди русской культуры возвращаются домой. Для них и существуют эти международные договоры. Почему мы должны их отсекать? У нас сейчас много выступлений в защиту русских, но вот вам пример, когда государство как раз против этих русских и действует», – отметила эксперт.

Новые известия, 25.10.2011



Турция: Жертвами землетрясения стали уже более 360 человек
2011-10-25 14:03 ИА Фергана.Ру

Инфографика из газеты The Guardian
Инфографика из газеты The Guardian, а также видео
Число жертв сильного землетрясения в Турции возросло до 366 человек, сообщает Reuters со ссылкой на управление по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Количество пострадавших и раненых также увеличилось - до 1301 человека. В результате землетрясения оказались разрушены 2262 здания.

Напомним, землетрясение магнитудой 7,2 произошло на юго-востоке Турции днем 23 октября. А в ночь на 24 октября в разрушенной провинции произошло еще одно землетрясение, на этот раз - магнитудой 6,1. Больше всех пострадали города Эркис с населением в 100 тысяч человек и Ван (1 млн жителей).

Предложения о помощи Анкаре поступают от самых разных государств, в том числе от Израиля, который ранее разорвал с Турцией дипломатические отношения. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган пока принял помощь лишь от Болгарии, Азербайджана и Ирана.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: В Бишкеке почтили память Геннадия Павлюка и Алишера Саипова
2011-10-25 14:48 ИА Фергана.Ру

Сегодня в Бишкеке прошла акция памяти по погибшим журналистам Алишеру Саипову и Геннадию Павлюку. Акция также была направлена на то, чтобы отдать дань уважения Сыргаку Абдылдаеву и другим сотрудникам СМИ Кыргызстана, подвергшимся нападению при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Акция у памятника Г.Павлюку
Акция у памятника Г.Павлюку. Фото «Фергана»

Цель акции заключалась в том, чтобы в очередной раз привлечь внимание властей к тому, что в Кыргызстане до сих пор до конца не расследовано ни одно дело по нападениям и убийствам работников СМИ.

Пришедшие к памятнику Геннадию Павлюку зажигали свечи, оставляли свежую газету и молча стояли одну минуту.

На акции побывало около двадцати работников СМИ, медиа-эксперты, а также пять депутатов парламента (четверо из фракции «Ата-Мекен» и один из «Ар-Намыса»).

Международное информационное агентство «Фергана»



Роза Отунбаева: Народ может и должен контролировать власть
2011-10-25 15:53 ИА Фергана.Ру

В Кыргызстане подготовлен законопроект «Об общественных наблюдательных советах и иных органах общественного контроля». Он размещен на сайте ons.kg, в ближайшее время предполагается вынести его на широкое обсуждение.

По мнению президента Кыргызстана Розы Отунбаевой, общественные наблюдательные советы (ОНС) при министерствах и ведомствах - это эффективный механизм взаимодействия власти и общественности. В своей авторской статье, предлагаемой сегодня вниманию читателей «Ферганы», президент Киргизии рассказывает об опыте создания в республике ОНС, об их достоинствах, деятельности и преимуществах наличия таких советов в стране.

«Модель ОНС зарекомендовала себя положительно, - пишет, в частности, Роза Отунбаева. - Советы информируют общество о важных событиях и процессах, выступают с обращениями, вынуждая руководство госорганов реагировать на свои действия. Советы были призваны проводить экспертизу стратегических решений, и мы можем констатировать, что данная функция начала осуществляться в реальной практике. Более того, общественная экспертиза приобрела качественно новый формат. Показательным примером в этом смысле является подготовка экспертных заключений по злободневным вопросам на совместных заседаниях сразу нескольких ОНС. Таковы, например, заключения шести ОНС (Минэкономразвития, Минфина, Минсоцтруда, Соцфонда, ГНС, Финнадзора при Правительстве КР) по попытке внедрения в республике обязательного страхования. Другим примером является выработка и предоставление соответствующим органам рекомендаций по вопросу вступления Кыргызстана в Таможенный союз, а также по кредитной политике в энергетическом секторе».

Полный текст статьи Розы Отунбаевой доступен по этой ссылке.

Международное информационное агентство «Фергана»



Роза Отунбаева: Народ может и должен контролировать власть
2011-10-25 16:52 Роза Отунбаева

Неотъемлемой характеристикой демократической формы государственного управления является возможность граждан участвовать в процессе формирования государственной политики. Без развитого гражданского общества и реального обеспечения общественного контроля над деятельностью органов власти невозможно говорить о развитии демократических реформ. В этом все мы убедились на опыте нашей страны, пережившей в своей новейшей истории две революции, приведшие к падению авторитарных режимов с такими чертами, как семейственность, клановость, коррумпированность, продажность, подавление прав и свобод граждан и, в конечном итоге, – игнорирование и забвение национальных интересов страны.

На протяжении многих лет власть и граждане жили практически в разных параллельных мирах. Отчуждение простых граждан от процесса принятия решений, касающихся их каждодневной жизни и будущих перспектив, выстраивание внутренней и внешней политики в соответствии с интересами узкой группы власть предержащих привели к огромной пропасти между властью и простыми гражданами, недоверию к государственным институтам и системе правосудия.

После апреля 2010 года с особой остротой встал вопрос о том, как вернуть доверие граждан к государственной власти и добиться того, чтобы государственные органы работали на благо страны и всего народа. По большому счету, установление и укрепление власти народа является целью Апрельской народной революции, ради которой в те драматические дни отдали свои жизни наши герои. И перед здоровыми силами нашего общества сегодня стоит без преувеличения историческая задача – сделать необратимыми демократические процессы, пройти «точку невозврата», сделать невозможным откат к авторитаризму и диктатуре.

Практически с первых дней после 7 апреля 2010 года, фактически подняв власть с пола, мы приступили к налаживанию утраченного взаимодействия граждан и власти, приданию процессу принятия решений большей прозрачности и демократичности, ликвидации всевозможных коррупционных схем, опутавших все общество.

Будучи послом в Лондоне, я видела работу консультативных советов при министерствах примерно с таким же набором полномочий, как в общественных наблюдательных советах. В России действует Общественная палата – институт, связывающий власть с людьми, с проблемами на местах. И у нас в стране всего два года назад пытались создать такую палату. Но назначенная из членов партии «Ак-Жол», финансируемая из госбюджета и полностью контролируемая Администрацией тогдашнего Президента Кыргызской Республики, эта палата не сумела наладить связи с обществом и фактически служила прикрытием для узурпации власти антинародным режимом. Неудивительно, что здоровые силы общества выступили против такой имитации гражданского мониторинга. Неправительственные организации страны не сотрудничали и не признали эту палату, наши правозащитники обоснованно подвергли эту идею бакиевской власти жесткой критике.

Перед нашими глазами был опыт создания Наблюдательного совета при Общественной телерадиокорпорации. С каким боем шло его становление! Гражданский контроль над основным каналом страны стал одним из десяти требований к бакиевской власти, которое было сформулировано нашей оппозицией в предреволюционное время апреля 2010 года. Наконец, сегодня работа Совета на ОТРК налажена. Жогорку Кенеш (парламент) принял закон о его функционировании.

Созданный Совет стал гарантией невмешательства властей в информационную политику главного телеканала, залогом его трансформации из государственного в общественный, из пропагандистской машины авторитарного режима – в платформу, отражающую реальность ситуации и плюрализм мнений. И сегодня все мы уже можем видеть результаты работы наблюдательного совета ОТРК, рост независимости канала, кардинальное изменение редакционной политики. Уже во время прошлогодних парламентских выборов все конкурирующие партии смогли получить равный доступ к эфиру. Созданный Художественный совет ОТРК провел анализ программной продукции, многие утратившие актуальность программы были сняты с производства, вместо них стали реализовываться новые проекты. Были открыты собственная школа журналистики, общественная приемная для установления обратной связи при создании передач, собственный пресс-центр.

Мы решили использовать различные механизмы приобщения общественности к принятию государственных решений и мониторингу их исполнения. Одним из таких механизмов взаимодействия власти и общественности стали общественные наблюдательные советы (ОНС), созданные при органах государственной власти.


Роза Отунбаева

За последние полтора года здесь мы проделали большую работу, пройдя на этом пути несколько этапов. Сначала в 2010 году мы создали в качестве пилотных общественные советы в 10 госструктурах, где вопросы обеспечения прозрачности и открытости носили чрезвычайно актуальный характер. При этом особое внимание было уделено таким стержневым секторам нашей экономики, как горнодобывающая промышленность и энергетический сектор. И здесь нам очень пригодился мировой опыт, накопленный в рамках широко признанной на международном уровне Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). Поднятая в 2002 году, эта инициатива ставила своей целью разрубить «гордиев узел», когда богатые нефтью и газом страны на всех континентах, где работают крупнейшие транснациональные мировые кампании, десятилетиями остаются беднейшими странами. Инвестиции не дают отдачу для народов этих стран. Ставилась задача проследить попадание денег из рук кампаний в бюджеты нефтеносных стран. По специальной схеме производится аудит газо-нефтекампаний на базе их отчетов обществу. Идет сопоставление цифр: действительно ли деньги доходят до народа. Кыргызская Республика, включившись в эту мировую инициативу (ИПДО), пройдя все необходимые процедуры, стала одной из двух постсоветских стран, признанных международным сообществом как страна, отвечающая всем критериям ИПДО. Одной из важнейших кампаний, вошедших в эту программу, является «Центерра», работающая на Кумторе.

Мы не остановились на горнодобывающей отрасли и решили распространить принцип прозрачности на энергетику, создали Инициативу прозрачности топливно-энергетического комплекса Кыргызской Республики (ИПТЭК). Сегодня ведется аудит крупнейших энергокампаний страны силами международных аудиторов, а ведь туда всего два года назад был напрочь закрыт путь даже для депутатов Жогорку Кенеша.

На втором этапе мы приступили к расширению сети ОНС, создав их при 41 госоргане. Эту задачу мы решили к середине 2011 года. Параллельно, по собственной инициативе с мест, развернулась работа по созданию ОНС и при органах местного самоуправления. Здесь мы стремились выстроить мост взаимопонимания между народом и властью через формирование таких советов, которые были призваны не только играть роль «ока всевидящего», но и служить источником формирования альтернативного видения в вопросах стратегического развития отдельных отраслей национальной экономики и отдельных сфер развития общества.

Что интересно, в этом порыве ОНС были созданы в правоохранительных ведомствах, в Минобороны и успешно работают. Совсем недавно это были закрытые, не доступные людям учреждения, чья работа вызывала сильную критику общества. И сегодня их работу критикуют порой острее, чем прежде, но ОНС при ГКНБ, МВД, МО, ГСИН дошли до самых затаенных уголков в этих ведомствах, по необходимости в них открыт доступ журналистам, правозащитникам. Стало больше прозрачности, открытости, диалог с обществом стал регулярным, высокие чины в этих ведомствах без проволочек откликаются на все звонки и вопросы членов ОНС.

Теперь, создав необходимую основу, мы приступили к реализации конкретных целевых проектов. В частности, речь идет о создании Совета по обеспечению прозрачности финансовой деятельности Центра транзитных перевозок «Манас». Согласно моему Указу была проведена работа по отбору членов Совета. На днях состоялось первое заседание Совета, на котором было избрано его руководство. Теперь Совету предстоит проделать очень важную и нужную для нашего общества работу.

Таким образом, за относительно короткий период времени была проделана большая работа. При этом мы шли по непроторенному пути. Мы накопили первый опыт, увидели просчеты и ошибки. Это вполне объяснимо, учитывая пионерский характер нашей работы. Но главную цель нам удалось достичь – общественные советы заработали, нам удалось создать общественную площадку, на которой кыргызстанцы с активной гражданской позицией и профессиональным опытом могут внести свой вклад в формирование демократических инструментов сотрудничества общественности и органов власти и управления. В настоящее время ОНС стали представлять собой конструктивную, «немитинговую» модель выражения, представлять разный спектр мнений в обществе по общественно-значимым вопросам.

Сегодня можно подвести определенную черту под организационным этапом создания этой принципиально новой структуры и осмыслить первые результаты деятельности ОНС. В первую очередь, по мнению многих представителей гражданского сектора, модель ОНС зарекомендовала себя положительно. Советы информируют общество о важных событиях и процессах, выступают с обращениями, вынуждая руководство госорганов реагировать на свои действия.

Советы были призваны проводить экспертизу стратегических решений, и мы можем констатировать, что данная функция начала осуществляться в реальной практике. Более того, общественная экспертиза приобрела качественно новый формат. Показательным примером в этом смысле является подготовка экспертных заключений по злободневным вопросам на совместных заседаниях сразу нескольких ОНС. Таковы, например, заключения шести ОНС (Минэкономразвития, Минфина, Минсоцтруда, Соцфонда, ГНС, Финнадзора при Правительстве КР) по попытке внедрения в республике обязательного страхования.

Другим примером является выработка и предоставление соответствующим органам рекомендаций по вопросу вступления Кыргызстана в Таможенный союз, а также по кредитной политике в энергетическом секторе.

ОНС при Министерстве энергетики КР успешно провел в сентябре 2011 года международную конференцию «Формирование диалога по Инициативе прозрачности в топливно-энергетическом комплексе» при участии 100 представителей из 12 стран Центральной и Южной Азии, Америки, которые высоко оценили приверженность в продвижении прозрачности управления со стороны новой власти страны. По итогам проведения конференции была принята итоговая резолюция, целью которой является дальнейшее продвижение и расширение эффективного и прочного управления энергетическим сектором.

ОНС при Министерстве природных ресурсов КР рассмотрел вопрос «О состоянии освоения золоторудных месторождений, выданных лицензий на право пользования недрами с целью разработки». Было выявлено, что лицензии на право пользования недрами выдаются с нарушениями Закона КР «О недрах», без объявления тендерного конкурса и заключения генерального соглашения. Была создана рабочая группа, которая по итогам проверки внесла рекомендации: проводить конкурсы на получение прав пользования недрами, согласно положению «О порядке лицензирования недропользования»; в лицензионное соглашение включать генеральное соглашение между министерством природных ресурсов и лицензиатами; в рабочей программе строго предусматривать рекультивационные работы после завершения эксплуатационных работ.


Роза Отунбаева

Ошибочно считать, что роль ОНС исчерпывается только лишь критикой. У части советов уже есть собственное видение развития отрасли, как, например, в ОНС при Госалко, Министерства юстиции, Госкомиссии по делам религии. К исследованию корпоративного управления в компаниях с большой государственной долей приступили ОНС при Мингосимущества и при Минэнерго. ОНС при ГКНБ КР помог отделить правду от вымысла по многим резонансным делам, по применению пыток во время следствия.

Многие ОНС смогли определить для себя приоритетные задачи: например, Совет при Госкино - оцифровку и сохранение «золотого фонда» кыргызского кино, легализацию и маркетинг кинопроката; ОНС при Госархстрое - поправки в Национальную Программу жилищного строительства; ОНС при Госагентстве по предотвращению распространения наркотиков - разработку и продвижение Концепции антинаркотической политики КР и закона о профилактике химических зависимостей.

Другим важным достижением стало развитие сотрудничества между членами ОНС, созданных при разных органах власти. Уже существует практика обмена опытом и совместного анализа проблем. Идет активное формирование совместных групп ОНС по наиболее злободневным вопросам: мониторингу автоматизированных систем, мониторингу состояния нормативно-правовой базы госорганов, мониторингу состояния выдачи лицензий и других разрешительных документов в госорганах; мониторингу состояния оказания платных услуг ведомствами; мониторингу кадровой политики, внешней помощи и др.

Такая кооперация – знак того, что общественные наблюдательные советы становятся самостоятельной силой. Об этом же свидетельствуют инициативы отдельных представителей ОНС, разрабатывающих механизмы укрепления и институционализации ОНС. Теперь дело за практическим воплощением этих рекомендаций.

Хотела бы напомнить всем руководителям и представителям госорганов, что вся деятельность государства, его правительства, должны быть нацелены на общее благо, на решение социальных проблем, подчинена интересам народа.

Отмахиваясь от ОНС как от назойливой мухи, а по существу, отказываясь от контроля, чужого глаза, отдельные бюрократы в министерствах считают, что это мое изобретение. Надеются, что они отомрут, как только я покину свой нынешний пост. Хотела бы напомнить, что ОНС – не конкуренты органам власти и не их контролеры. Это равноправные партнеры и ваши помощники.

Одновременно обращаюсь и к членам ОНС. В состав советов вошли лидеры общественных движений, ветераны отраслей, заслуженные управленцы, журналисты, правозащитники, ученые, представители бизнеса. Многие из них имеют широкую поддержку и личный авторитет в обществе, немало сделали для продвижения гражданских инициатив, для утверждения демократических прав и свобод граждан.

Около 500 человек пришли в советы по собственной воле, по велению сердца, работают на волонтерских началах. Они устали критиковать власть, происходящее со стороны, они хотят вложить свои силы, экспертизу в реальные перемены, внести свой вклад в проведение общественных экспертиз, общественного контроля, а также в выработку рекомендаций органам власти. Главное – на деле добиться роста влияния граждан и общественных институтов на власть.

Как и во всяком новом деле, будущие перспективы развития ОНС во многом будут зависеть от вашей гражданской позиции. Проявите свое умение сотрудничать, консолидировать усилия других групп общества. Соберите вокруг себя и активизируйте экспертные сообщества по всей стране. Вовлеките в общественную работу самые широкие слои населения, чтобы граждане на практике понимали, как устроена власть в стране, чтобы не чувствовали себя отчужденными от принимаемых властью решений.

ОНС могут и должны активнее участвовать в обсуждении законопроектов. Необходимо достигнуть понимания, что степень влияния общественного совета зависит не только от доброй воли и степени заинтересованности того органа, при котором создан совет, но во многом - от профессионального уровня членов ОНС, от их авторитета, и умения доносить свою точку зрения, отстаивать и аргументировать ее.

В этой связи я хотела бы остановиться на одном очень важном вопросе. Нам надо двигаться дальше. Сегодня все мы встали перед необходимостью решения очередной, но очень важной задачи – создания необходимой правовой основы, регулирующей деятельность в стране института общественного контроля. Нам необходимо решить эту задачу до конца года. Если мы ее решим, сумеем на законодательном уровне закрепить правовые основы деятельности органов общественного контроля, тогда мы сможем резко сузить возможность ревизии проделанной работы и создать хорошую базу для дальнейшей работы вне зависимости от смены руководящих лиц, которая произойдет после предстоящих президентских выборов.

Сейчас подготовлен законопроект «Об общественных наблюдательных советах и иных органах общественного контроля». В рамках созданной рабочей группы его подготовили отдельные члены ОНС и привлеченные юристы.

Основные положения законопроекта были обсуждены в сентябре 2011 года на конференции. В ее работе приняли участие депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, международные эксперты в области управления, оценки национальной и субнациональной прозрачности и борьбе с коррупцией, члены ОНС, представители госорганов и органов местного самоуправления.

В подготовке и обсуждении законопроекта приняли самое деятельное участие многие члены ОНС, которым небезразлична идея реального обеспечения общественного контроля за деятельностью органов власти. Пользуясь случаем, хотела бы выразить всем им слова глубокой признательности за их труд и вносимый вклад в эту важную работу.

Законопроект размещен на сайте «ons.kg», в ближайшее время его предполагается вынести на широкое обсуждение.

Рассчитываю на поддержку тех депутатов Жогорку Кенеша, которым небезразлично будущее страны.

Надеюсь, что гражданское общество примет самое активное участие в продвижении этого законопроекта в стенах парламента.

Убеждена, что совместными усилиями всех здоровых сил нашего общества мы сможем в XXI веке превратить наш Кыргызстан в развитую страну, сделать нашу Родину свободным и демократическим, современным и процветающим государством, достойным членом мирового сообщества.

Роза Отунбаева, Президент Кыргызской Республики

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное