Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Костяк группы полицейских ОБСЕ составят специалисты из Турции, Сербии и России (обновлено)


Кыргызстан: Костяк группы полицейских ОБСЕ составят специалисты из Турции, Сербии и России (обновлено)
2010-08-12 16:43 ИА Фергана.Ру

Основной костяк Полицейской консультативной группы ОБСЕ, прибытия которой ожидают в Кыргызстане, составят специалисты из России, Турции и Сербии, сообщает пресс-служба президента Киргизской Республики.

По данным МИДа, дата окончания набора персонала в состав Полицейской консультативной группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была намечена на 2 августа 2010 года. Однако ввиду недостаточности поданных кандидатур сроки подачи были продлены до 9 августа 2010 года.

По последним данным, Россия планирует прислать 7 своих представителей, Турция – около 15, Сербия – 10, Латвия – 3, Литва – 1, Швеция – 1, Болгария – 3, Финляндия – 2, Словакия – 3 человек.

Также стало известно, что Постоянный совет ОБСЕ своим решением одобрил бюджет ПКГ ОБСЕ в размере 3 миллионов 775 тысяч евро. Согласно данному решению, он будет состоять из бюджетных и внебюджетных средств в пропорции 20 процентов и 80 процентов соответственно.

Наибольший взнос внесут США – $1 млн. Финляндия приняла решение о выделении 120 тысяч евро, Турция, по неофициальным данным, намеревается внести 100 тысяч евро.

Напомним, что в самом Кыргызстане мнения по поводу необходимости ввода в республику полицейских ОБСЕ разделились. Особенно их приезду противятся на юге страны, где в июне 2010 года произошли трагические события.

Как стало известно позднее, полицейскую консультативную группу ОБСЕ в Кыргызстане возглавит швейцарский эксперт Маркус Мюллер, ранее работавший директором Швейцарского бюро по сотрудничеству и главой Центра ОБСЕ в Бишкеке.

Таджикистан: Правительство и Партия исламского возрождения смотрят на мечеть по-разному
2010-08-13 09:57 ИА Фергана.Ру

Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и Комитет по делам религии при правительстве Республики Таджикистан не смогли придти к единому мнению по вопросу существования мечети на территории офиса партии.

Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири
Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири
Как сообщили «Фергане.Ру» в штабе ПИВТ, 12 августа в офисе партии состоялась встреча председателя Комитета по делам религии Таджикистана Абдурахима Холикова с лидером ПИВТ Мухиддином Кабири. Поводом для встречи стало заявление представителей Комитета по делам религии о том, что существующая мечеть на территории офиса партии является незаконной и члены партии не имеют право молиться в ней.

В начале встречи Мухиддин Кабири выразил надежду на то, что все вопросы нам удастся решить и «Таджикистан не станет первой страной, запретившей читать молитвы, наподобие власти талибов, которые запретили молиться женщинам». На эти слова тут же отреагировал глава Комитета по делам религии, который заявил, что «вы не правильно интерпретируете наше заявление. Мы не запрещаем вам молиться. Но, делайте это в любой мечети, которая официально зарегистрирована». В результате стороны не смогли придти к согласию и решили, что обсуждение этого вопроса оставят открытым до окончания священного месяца Рамазан.

Днем раньше представители Комитета по делам религии заявили, что согласно законодательству Таджикистана, ни одна политическая партия не имеет права владеть мечетью. На что заместитель председателя ПИВТ Сайидумар Хусайни заметил: «если брать по закону, то само наличие религиозной партии в светском государстве также недопустимо. Но власти пошли на изменение законодательства ради достижения мира и спокойствия в стране. А потому смиритесь и с тем, что в мечети ПИВТ люди читают молитву».

Напомним, что мечеть в офисе ПИВТ в таджикской столице существует уже более десяти лет. Сюда наряду с членами партии на молитву приходят жители окрестных микрорайонов. По пятницам здесь собирается более двух тысяч сторонников партии. Кроме того, мечеть офиса ПИВТ - единственная мечеть в Таджикистане, где наряду с мужчинами разрешено читать молитву и женщинам.

Согласно принятому в прошлом году новому закону «О религии» все религиозные организации Таджикистана были обязаны пройти перерегистрацию. Мечеть офиса ПИВТ не подала документы на регистрацию, так как, по словам ее лидеров, она значится, как «культурный центр», а не мечеть. Власти придерживаются иного взгляда и считают ее незаконной мечетью.

По данным Комитета по делам религии, после того как завершилась перерегистрация религиозных заведений, в Таджикистане официально функционируют 3300 простых и 324 соборных мечетей.

Казахстан: Строители метро в Алма-Ате объявили голодовку
2010-08-13 11:43 ИА Фергана.Ру

В «южной столице» Казахстана Алма-Ате строители метро объявили голодовку, сообщает Lenta.Ru со ссылкой на «7 канал» местного телевидения. Таким образом рабочие пытаются привлечь внимание к своему конфликту с руководством строительной компании, которая уже несколько месяцев не выплачивает им зарплату.

Несколько дней назад метростроевцы начали забастовку, однако, не добившись уступок от начальства, перешли к более радикальной форме протеста. В голодовке, по информации телеканала, участвуют около 45 человек. Еще столько же планируют присоединиться к протестной акции в ближайшие дни.

На строительстве метрополитена, как сообщалось ранее, работают главным образом выходцы из Южно-Казахстанской области, приехавшие в Алма-Ату на заработки. Рабочие, оставшиеся без зарплаты, теперь, в частности, не могут оплачивать съемное жилье.

Голодовка проходит у здания корейской компании "Юранус Си Эн Ай", которая является подрядчиком на строительстве метро. "Мы будем здесь голодать и ночевать, - цитирует одного из рабочих телеканал КТК. - Больше у нас выбора нет, не осталось никакого, потому что ни у кого нет денег, ни гроша. До конца будем добиваться".

Зарплату рабочим задерживают около трех месяцев. В среднем руководство компании задолжало им по 200 тысяч тенге (около 1,3 тысячи долларов).

Представитель руководства компании-подрядчика, Квон Ген Гын, напомним, признал факт задолженности. По его словам, компания не смогла в срок выполнить предполагаемый объем работ, поэтому "не смогла заработать достаточно денег и, соответственно, не смогла выплатить зарплату вовремя". Рабочим начальник предложил подождать до сентября.

Между тем представитель предприятия-заказчика "АлматыМетроКурылыс" рассказал, что подрядчику ранее был выплачен аванс в размере 120 миллионов тенге (около 815 тысяч долларов). А строительная компания, по его словам, на сегодняшний день выполнила работ на сумму примерно в 23-24 миллиона.

Рабочие считают, что руководство строительной компании изначально приняло на себя завышенные обязательства. На днях стало известно, что работу "Юранус Си Эн Ай" проверяет прокуратура. Проверка, по информации "7 канала", займет около двух недель.

Запуск метрополитена в Алма-Ате запланирован на конец 2011 года. Отразится ли сложившаяся ситуация на сроках сдачи объекта, пока неизвестно.

Кыргызстан: Временное правительство лишило Аскара Акаева статуса неприкосновенности
2010-08-13 12:52 ИА Фергана.Ру

Вчера, 12 августа 2010 года председатель Временного правительства Кыргызской Республики Р.Отунбаева подписала декрет о лишении первого президента страны Аскара Акаева статуса неприкосновенности. Как сообщает «Независимая газета», инициировал вопрос о лишении Аскара Акаева неприкосновенности вновь ставший вице-премьером Азимбек Бекназаров. Декрет подписали девять членов ВП, трое – Темир Сариев, Эльмира Ибраимова и Абдыганы Эркебаев – высказались против. Мы публикуем полный текст данного декрета, распространенный пресс-службой Розы Отунбаевой.

* * *

Декрет Временного Правительства Кыргызской Республики о лишении А.Акаева статуса неприкосновенности

13.08.2010 г.

После мартовской революции 2005 года, в соответствии с решительным волеизъявлением народа органами прокуратуры в отношении экс-президента Кыргызской Республики А.Акаева был возбужден целый ряд уголовных дел, которыми ему инкриминировались деяния, направленные против интересов народа и государства. Вопрос о привлечении его к уголовной ответственности и экстрадиции из Российской Федерации, безусловном исполнении принципа неотвратимости наказания за содеянные преступления сегодня остается открытым, поскольку А.Акаев пользуется статусом неприкосновенности.

Многочисленные интервью А.Акаева после апрельских событий 2010 года, в которых он пытается создать видимость своей сопричастности к народному движению по свержению семейно-кланового режима К. Бакиева, тем не менее четко выдают его желание обелить себя от предъявляемых обвинений и представить годы своего правления в качестве образца демократии и справедливости. Одновременно его заявления носят выраженный провокационный характер, так как направлены на ухудшение общественно-политической ситуации в республике и, фактически, являются сигналом для деструктивных действий «третьей» силы, жаждущей реванша.

Народ Кыргызстана знает, что основы семейно-кланового правления были заложены во времена правления А.Акаева, его семьи и окружения и получили свое дальнейшее развитие при К. Бакиеве. Бывшие президенты страны правили исключительно в личных интересах, с целью семейного обогащения, предавая национальные интересы. И они заслуживают, как этого требует народ, уголовного преследования.

Прежде всего, Акаев А. посягнул на право народа быть единственным источником власти, предприняв изощренные попытки для ее узурпации.

Принятая в 1993 году новая Конституция независимого Кыргызстана, предусматривала такие системы сдержек и противовесов между всеми ветвями власти и президентом, что ни один из них не мог сконцентрировать всю полноту власти. Однако, принятая «легендарным» Парламентом Конституция, оказалась не по нраву новоиспеченному Президенту Кыргызской Республики А. Акаеву, и вся его последующая деятельность по изменению Конституции была направлена на усиление и укрепление личной власти.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики 1993 года изменения в основной закон могли вноситься только Жогорку Кенешем. А. Акаев, заведомо зная, что многие его противоправные предложения об усилении полномочий президента не найдут поддержки у депутатского корпуса первоначально, в 1994 году, инициировал норму в Конституцию о допустимости внесения изменений и дополнений в нее путем референдума. В дальнейшем им неоднократно использовался референдум для еще большего расширения и усиления собственных полномочий и законодательного закрепления единоличного правления.

Далее А. Акаев пошел на грубейшее нарушение Конституции 1993 года в редакции 1996 года, где четко и ясно было написано, что одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков подряд. Однако А. Акаев, используя заключение подручного Конституционного суда, придав видимость внешней законности своим действиям, в 2000 году баллотировался на третий президентский срок. Такие действия А. Акаева должны быть расценены как узурпация власти.

Экс-президент А. Акаев совершил тягчайшее преступление. Из-за его преступной соглашательской позиции по вопросам линии прохождения кыргызско-китайской границы исконно кыргызские земли, названия которых свидетельствуют об их неотъемлемой исторической принадлежности кыргызскому народу, отошли Китаю. На его антинародное решение не повлияли даже имевшиеся достоверные архивные документы, представленные ему для ознакомления. Соглашением между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско - китайской границе, подписанным Акаевым 4 июля 1996 года, Китаю отошли участки Жаны-Жер (расположенный по течению реки Сары Жаз), Боз-Айгыр - Ходжент (побережье реки Какшал), подножье горы Хан - Тенгри, Энилчек (вечный ледниковый массив), общей площадью примерно 358,7 кв. км. Дополнительным соглашением от 26 августа 1999 года о кыргызско - китайской границе Китаю отошел участок Узонгуу–Кууш, площадью примерно 872,0 кв. км. Соглашением между Кыргызской Республикой, Китайской Народной Республикой и Казахской Республикой от 26 августа 1999 года о точке стыка границ трех государств символ и гордость кыргызов Хан - Тенгри, расположенная на территории Кыргызской Республики, была поделена между тремя государствами.

15 декабря 2001 года А. Акаев подписал договор о кыргызско-казахстанской государственной границе, согласно которому отошли Казахстану участки Кок-Сай, карьер Маймак Кара-Бууринского района, участок Дружба, площадью 12 га, Ысык-Атинского района, расположенный на важной стратегической трассе Бишкек-Торугарт, и 500 гектаров пастбищных угодий Каркыра, имеющих особую историческую значимость для кыргызского народа.

А. Акаев, узурпировав всю власть, опираясь на подконтрольное Правительство, при поддержке и молчаливом согласии судебных органов, по своему усмотрению распоряжался природными богатствами Кыргызстана и высокодоходными предприятиями.

В результате таких преступных действий одно из крупнейших золоторудных месторождений в мире - Кумтор на заведомо невыгодных для Кыргызстана условиях, без проведения тендера и ратификации соглашения Жогорку Кенешем было передано в 1994 году иностранному инвестору «Камеко Корпорэйшн». Экономическая неэффективность данного проекта в последующем была доказана многими экспертами, когда бюджет Кыргызстана из-за коррумпированности семьи А. Акаева недополучил десятки, сотни миллиардов сомов.

В 2004 году управление проектом по Соглашению должно было перейти кыргызской стороне. Однако, интересы Акаева А., его семьи и приближенных оказались выше, чем интересы народа Кыргызстана, в результате чего в 2003 году было принято предложение корпорации «Камеко Корпорэйшн» о реструктуризации проекта по разработке золоторудного месторождения Кумтор. Предложение иностранного инвестора по реструктуризации проекта Кумтор было принято, несмотря на аргументированные возражения Жогорку Кенеша, и без его согласия, хотя для изменения действующего соглашения по законодательству требовалось согласие Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Насколько невыгодными были для Кыргызстана ранее подписанные соглашения по проекту Кумтор было убедительно доказано после мартовской революции 2005 года, когда инвестор был вынужден пойти на пересмотр всех ранее действовавших соглашений. Результатом такого пересмотра и подписания нового соглашения стало значительное увеличение количества акций кыргызской стороны и отчислений в Фонд развития Иссык-Кульской области, и в несколько раз увеличившиеся поступления в бюджет от проекта Кумтор.

Такая же участь постигла и золоторудное месторождение Джеруй.

Высокодоходные предприятия Кыргызстана, такие как Кантсткий цементно-шиферный комбинат, Каиндинский сахарный завод, Шампанвинкомбинат, крупные заводы имени Ленина и Фрунзе и десятки других предприятий с подачи экс-президента А. Акаева были приватизированы его родственниками в нарушение действующего законодательства по символическим ценам, стоимость которых ими была оплачена за счет прибыли этих организаций. Результат такой приватизации - потеря бюджетом республики сотен миллионов сомов.

Под видом реформы сельскохозяйственной отрасли недвижимое имущество, техника, иное имущество и живность сотен колхозов и совхозов были разграблены.

Судебные, правоохранительные и фискальные органы, бюрократический аппарат использовались А. Акаевым для подавления любого инакомыслия, с приданием таким действиям внешней видимости законности. Именно в период правления А. Акаева появились политзаключенные, осужденные журналисты. В частности, Сыдыкова З., Тургуналиев Т., Кулов Ф. и другие.

Впервые в новейшей истории Кыргызстана было расстреляно мирное население в месте Боспиек Аксыйского района, вышедшее с законным требованием освобождения депутата Жогорку Кенеша Бекназарова А., заключенного в СИЗО по надуманным мотивам. В результате расстрела мирного населения, учиненного А. Акаевым, погибло шесть человек и ранения получили более ста граждан.

Путем массовых фальсификаций результатов голосования избирателей в ходе выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в феврале 2005 года А. Акаев подменил волеизъявление народа своим частным интересом в захвате всей полноты власти, для последующего продления своих полномочий через подручных депутатов, выдвинутых от партии «Алга Кыргызстан», основателями которой явились его дети.

Нарушение конституционных прав граждан на свободу выражения мнений, свободу слова, свободу выбора вынудили народ восстать против узурпировавшей всю власть системы. Массовые фальсификации результатов выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики стали последней каплей, переполнившей чашу терпения народа. Несмотря на то, что волнения на юге республики, в Кочкорском и Тонском районах начались в феврале 2005 года, а в марте 2005 года в Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской, Талаской областях были назначены народные губернаторы, А. Акаев не посчитал необходимым вступить в контакт с населением вплоть до своего изгнания, уверовав в свою непогрешимость.

На основании вышеизложенного, в соответствии с Декретом Временного Правительства Кыргызской Республики от 7 апреля 2010 года № 1 Временное Правительство Кыргызской Республики принимает настоящий Декрет:

1. Установить, что путем совершения особо тяжкого преступления, выразившегося в допущении применения огнестрельного боевого оружия против мирного населения, передаче исконных кыргызских земель Китаю, Казахстану, уничтожении народного богатства, узурпации государственной власти посредством так называемых народных референдумов, А. Акаев вышел за рамки законности.

2. Учитывая тяжесть совершенного Акаевым А. преступления, лишить его статуса экс-президента Кыргызской Республики и неприкосновенности.

3. Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики в рамках законодательства Кыргызской Республики принять необходимые меры по привлечению к уголовной ответственности Акаева А., а также его экстрадиции в Кыргызскую Республику.

4. Настоящий Декрет вступает в силу со дня подписания.

Председатель Временного Правительства Кыргызской Республики Р.Отунбаева.

Источник - Пресс-служба Президента КР

Узбекистан: Завтрашний день Ташкентского метрополитена закатан под асфальт
2010-08-13 14:56 Фергана.Ру

Фергана.Ру

На фото: бывшие площадки строительства Ташкентского метрополитена либо заброшены, либо заасфальтированы

Ташкентскому метро - одному из красивейших в бывшем СССР и по праву являющемуся гордостью столицы Узбекистана, нынешней осенью исполняется тридцать три года. К сожалению, с обретением Узбекистаном независимости метро в этой стране переживает не лучшие времена. Развал Союза с последующим разрушением единой инфраструктуры больно ударил по узбекской экономике, что сказалось и на темпах строительства. Так, сооружение второй очереди Юнусабадской линии, стартовавшее в начале XXI века, вскоре было заморожено, а технику бросили ржаветь на стройплощадках, огороженных глухими бетонными заборами. С тех пор минуло девять лет. И вот теперь жители Юнусабада, одного из крупнейших городских районов, все эти годы терпеливо ждавшие окончания строительства «новой» ветки метрополитена, на днях стали свидетелями небывалой активности на месте одной из заброшенных стройплощадок: здесь срочно разобрали бетонные заборы, вывезли ржавую технику, а освободившуюся площадь разровняли и в настоящее время закатывают асфальтом.

Сроки окончания строительства данного перегонного тоннеля неизвестны никому…
Сроки окончания строительства данного перегонного тоннеля неизвестны никому…

Рабочие, занятые на строительстве автостоянки, неохотно идут на контакт с журналистами. В управлении «Ташметрополитена» ему честно признались, что не знают, почему на месте бывшей стройплощадки метро укладывается асфальт, и перенаправили к метростроевцам, поскольку сами отвечают лишь за эксплуатацию ташкентского метро, а не за его строительство. Но вот до руководства треста «Ташметрострой» корреспонденту «Ферганы.Ру» достучаться не удалось...

На вопрос, какова же может быть дальнейшая судьба Юнусабадской линии метро, сотрудники управления «Ташметрополитена» сказали, что это - «вопрос вопросов». Строительство метро может продолжиться только тогда, когда появятся деньги, а когда именно это произойдет, лишь Аллаху известно. Хокимият (администрация) города выделил в прошлом году лишь «энную сумму на консервацию строительства», и их коллеги метростроевцы произвели ряд работ, в том числе, и «по откачке грунтовых вод».

Рядовые же сотрудники метрополитена, из числа ИТР, имеют свое мнение о том, почему бывшую стройплощадку сегодня асфальтируют, сооружая огромную автостоянку, находящуюся в «треугольнике» между сельскохозяйственным и вещевым рынками и строящимся гипермаркетом.

«Говорят, городской хоким (глава администрации) дал указание улучшить внешний вид центра Юнусабада к празднованию 19-летия независимости Узбекистана. Судя по всему, тут сегодня строят платную автостоянку как раз напротив здания нового гипермаркета, и в обе стороны расширяют проезжую часть. Печально, но люди, стоявшие у истоков создания нашего метрополитена, могут лишь сожалеть о том, что строительство метро кануло в Лету, да и настоящих специалистов остается все меньше и меньше…».

Строительство будущей автостоянки идет полным ходом
Строительство будущей автостоянки идет полным ходом

Свое мнение высказали нам и занимающиеся извозом частники, чья работа заставляет их смотреть на жизнь философски: «Столько земли пропадало, конечно, рано или поздно это место оприходовали бы. Гипермаркет запустят, стоянка начнет деньги приносить хозяевам, а метро, возможно, и достроят когда-нибудь в «великом будущем». Не мы, так наши дети, может быть, дождутся. Настанут другие времена, придут другие люди…».

А так выглядит находящийся рядом законсервированный участок Юнусабадской линии метро
А так выглядит находящийся рядом законсервированный участок Юнусабадской линии метро

Решение о строительстве метро в Ташкенте было принято в 1971 году, а в ноябре 1972-го тоннельный отряд №2, восстанавливающий столицу Узбекистана после землетрясения 1966 года, уже приступил к сооружению строительных площадок первых пяти станций и организации проходки перегонных тоннелей.

Ташкентский метрополитен строился в условиях налаженной союзной кооперации и при немалом долевом финансировании из союзного бюджета. Большую помощь узбекским строителям оказали метростроевцы Москвы, Минска, Ленинграда и республик – Украины, Армении, Грузии и Азербайджана. В самом Ташкенте более 30 крупнейших заводов помогали в изготовлении необходимого оборудования и конструкций метрополитена.

Первый пусковой участок Чиланзарской линии был сдан в эксплуатацию в ноябре 1977 года. Начиная с 1972 года, всего лишь за пять с половиной лет в чрезвычайно сложных гидрогеологических и геологических условиях в Ташкенте было построено 12,2 км пути, 9 станций и электродепо.

В 1980 году была сдана вторая очередь Чиланзарской линии с еще тремя станциями. В 1984, 1987, 1989 и 1991 годы сданы, соответственно, первый, второй, третий и четвертый участки второй Узбекистанской линии, с общим количеством станций – одиннадцать.

Третью линию метрополитена – Юнусабадскую, начали строить в 1989 году, но в связи с распадом Союза финансирование было нестабильным, работы велись медленно. Лишь в ноябре 2000 года правительством Республики Узбекистан было принято решение о завершении строительства первого пускового участка Юнусабадской линии к десятой годовщине независимости страны.

В пусковой комплекс первого участка вошли шесть станций – «Минг Урик» с пересадочными узлом и тоннелем на станцию Узбекистанской линии «Ойбек», «Юнус Раджаби» – также с пересадочным узлом и тоннелем на станцию Чиланзарской линии «Амир Темур хиёбони», «А.Кадири», «Минор», «Бодомзор», «Х.Абдуллаев» и пять ее перегонных тоннелей с соответствующими притоннельными сооружениями. Общая длина пускового участка составила 7,61 км.

В связи с трудностями, связанными с приобретением импортных материалов, развернуть проходческие работы в полном объеме удалось лишь в феврале 2001 года. Для этого была организована проходка одновременно в восьми забоях с привлечением субподрядных организаций, имеющих право производить горные работы. Причем три забоя были в тяжелейших инженерно-геологических и гидрогеологических условиях, так как трасса метрополитена пролегала через бывшее озеро. Несмотря на это, в течение пяти месяцев в рекордно короткое время было пройдено 1730 метров тоннеля.

Одновременно с организацией проходки шла укладка верхнего строения пути. Опять же в связи с перебоями в импортных поставках строительных материалов укладку верхнего строения пути удалось развернуть лишь в марте 2001 года. А «пик» этих работ пришелся на июль-август.

Здесь следует отметить, что первую очередь Юнусабадской линии метро должны были сдать к первому сентября – Дню независимости, поэтому городской хокимият, следуя сложившимся еще с советских времен традициям, устроил тотальную трудовую мобилизацию, мобилизовав городские предприятия, организации и учебные заведения на проведение подсобных работ на объектах строящегося метрополитена. На стройку согнали даже самих работников метро: в одном ряду с метростроителями они принимали участие в строительных и монтажных работах.

Реально же первую очередь сдали гораздо позже намеченного срока, поскольку президент Каримов, посетивший этот участок, остался недоволен массой недоделок, по причине чего Юнусабадская линия начала свою работу лишь в конце октября. В тоже время узбекские СМИ отрапортовали, что «преодолев все трудности как экономического, так организационного характера, ташкентские метростроители сдержали слово, и первый пусковой участок Юнусабадской линии вступил в строй НАКАНУНЕ празднования 10-й годовщины независимости Республики Узбекистан, а группа строителей была удостоена наград Родины».

Воодушевленные трудовыми победами метростроевцы планировали в срок завершить и второй пусковой участок Юнусабадской линии с тремя станциями общей протяженностью ветки 3,2 км, но прошли всего лишь три сотни метров, на чем строительство тоннеля захирело и было заморожено.

Законсервированная стройплощадка
Законсервированная стройплощадка

А планы у строителей были грандиозные: после сдачи второго участка, развернуть строительства Сергелийской линии метро длиной 9 километров с четырьмя наземными и двумя подземными станциями. Из общей длины 18 км в однопутном исчислении приблизительно пять километров планировалось проложить закрытым способом, а тринадцать – открытым, по эстакаде. Кроме того, Чиланзарскую линию планировали соединить со станцией «Чоштепа», где могла бы осуществляться пересадка пассажиров на Сергелийскую линию. С учетом градостроительных условий возводить последнюю предполагалось в «многоуровневом пересечении существующих улиц, железнодорожных путей, каналов». Была также разработана проектно-сметная документация и утверждены технико-экономические показатели продления Юнусабадской линии от станции «Минг Урик» до «Южного вокзала», длиной 5,2 км с 4-мя станциями. Увы, все это пока лишь на бумаге.

Между тем, еще в 2007 году на проправительственном сайте PRESS-UZ.info отмечалось, что «от станции «Х.Абдуллаева» до станции «Файзулла Ходжаев» (той самой станции, на месте которой сегодня сооружают стоянку – прим. авт.), уже пройдено более 300 метров тоннеля. При бесперебойном финансировании строительство завершится через 2-2,5 года». «Строительство только одной этой станции увеличит пассажиропоток на Юнусабадской линии в два раза, т.е. с 28 тыс. сегодня до 50-55 тыс. Это связано с тем, что расположена она на пересечении магистралей и скопления торговых комплексов», - подчеркивало издание.

Видимо, сегодняшние реалии изменились, и власти решили ко Дню независимости дать людям хоть что-то вместо метро, хоть автостоянку – и то «хлеб». А ведь дострой государство эту злосчастную линию метро – тысячи горожан были бы избавлены от мучений в переполненном городском наземном транспорте. Ведь поездки в час пик в набитых до отказа людьми автобусах особенно невыносимы в разгар жаркого ташкентского лета.

Создается впечатление, что, или узбекское государство вконец «обеднело», и у него элементарно нет денег на строительство самого быстрого вида городского транспорта, или же просто воруют, как воровали вчера, и сто пятьдесят лет назад, что вернее всего. Вспомните Салтыкова-Щедрина, который писал в «Господах ташкентцах» о тогдашних российских, по своей сути и духу – азиатских бюрократах, предпринимателях и царских чиновниках-казнокрадах, строивших дорогу до Ташкента: «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства». Как свежо это звучит в наши дни!

Итак, что мы имеем спустя девять лет после сдачи первой очереди Юнусабадской линии метро: участок с 6-ю станциями протяженностью 7,61 километров от станции «Минг Урик» до станции «Х.Абдуллаева», и недостроенный участок метро, длиной 3,2 км. И это притом, что, как уже отмечалось выше, в 2001году в «рекордно короткое время, в течение пяти месяцев, в тяжелейших инженерно-геологических и гидрогеологических условиях было пройдено 1730 метров тоннеля». А ведь тогда всего за пять месяцев было сделано больше половины того, что нужно достроить нынче. По мнению специалистов, соорудить злополучный «аппендикс» можно было бы в ближайшие два с половиной года, естественно, при условии «бесперебойного финансирования».

Своими мыслями о перспективах строительства с нами поделился один из старейших работников метро, пожелавший остаться анонимным:

- Юнусабадскую линию начали строить перед развалом Союза, и в первые годы независимости, когда нас убеждали, что страна «встает на ноги», строительство было вялотекущим, но все же шло. И вот, спустя девять лет на правительственном уровне, наконец, принимают решение об окончании строительства первого участка этой линии к десятой годовщине независимости. Тогда же нашлись и силы, и средства, и участок сдали, правда, позже, чем намечали. А потом и силы, и ресурсы просто иссякли. Ведь при Союзе нам многие республики помогали, да и в первые десять лет после его развала худо-бедно метро еще как-то строилось, благодаря старым ресурсам. И что же – наступило новое тысячелетие, прошло еще девять лет – пора бы вновь принимать решение, ан нет – «воз и ныне там». Ресурсы исчерпаны, работы заморожены. В стране элементарно не хватает нормальных специалистов, а тех, которые имеются, по пальцам можно пересчитать. О чем это говорит? А, о том, что Узбекистану, несмотря на его амбиции, пока не под силу самостоятельное строительство метро – дай Бог сохранить то, что имеем. Конечно, можно поскрести по «сусекам», тряхнуть «олигархов», но лишь с одной маленькой, но весьма существенной поправкой: в клановом, сверху донизу насквозь прогнившем коррумпированном государстве, где вор на воре сидит и вором погоняет, где «рука руку моет» и «ворон ворону глаз не клюет», толку никогда не будет. О чем тут говорить, если у нас за годы независимости (от кого или чего?), которой мы так «гордимся», закрыты практически все крупные предприятия, такие как «Узбексельмаш», «Ташсельмаш» и многие другие. Разоряются возникшие уже во времена независимости заводы, а те, что остались, сейчас с трудом выживают. А ведь, когда при Союзе строили наше метро, десятки крупнейших местных заводов на эту стройку работали. Понятно, что без развития крупного производства здоровой экономики в стране однозначно не будет. Вопрос – куда мы движемся? Думаю, и школьнику понятно – уж точно не вперед…

Бетонные конструкции на дне котлована законсервированной площадки метро
Бетонные конструкции на дне котлована законсервированной площадки метро

Соб. инф.

Узбекистан: Никто из чиновников и учителей не понес ответственности за мытарства десятилетней Эвелины Грошевой
2010-08-13 16:38 ИА Фергана.Ру

Эвелина Грошева
Эвелина Грошева
«Фергана.Ру» продолжает следить за судьбой десятилетней Эвелины Грошевой из узбекского Ангрена, о которой мы недавно писали. Только спустя несколько месяцев, буквально на днях, правозащитникам стало известно, что решением суда по гражданским делам от 26 апреля мать Эвелины Наталья Грошева была лишена родительских прав, а девочка была определена в ангренскую школу-интернат №34.

По мнению представлявшего интересы девочки правозащитника Дмитрия Тихонова, это очень хорошо для ребенка. Однако, считает он, необходимо наказать виновных в преступной халатности к сложившейся вокруг нее ситуации, ведь никто из сотрудников госучреждений и ангренской школы № 21, где ранее училась девочка, перед законом так и не ответил.

Напомним, мать Эвелины Грошевой, Наталья Грошева, страдает алкоголизмом и занимается проституцией, она распродала из своей квартиры всю мебель и стала ночевать с дочкой у случайных знакомых, в том числе - содержателей притонов.

В течение нескольких лет девочка была вынуждена жить рядом с бомжами, проститутками, наркоманами, однажды ее даже пытались изнасиловать.

Эвелина приходила в школу голодная, больная, плохо одетая, но учителя и администрация школы не обращали на это никакого внимания, хотя непосредственно контактировали с ней и по роду своей деятельности должны были первыми забить тревогу и принять все необходимые меры для спасения ребёнка.

Правозащитники Ангрена во главе с Дмитрием Тихоновым на протяжении полугода всеми силами привлекали к судьбе девочки внимание общественности, властей города Ангрена и учителей.

Сначала правозащитники обратились во все государственные организации Ангрена, которые обязаны заниматься судьбой обездоленных детей, в том числе и в хокимият города. Но все письменные обращения правозащитников были проигнорированы.

Затем, в апреле нынешнего года, правозащитники обратились в министерство Юстиции (Управление по защите прав Человека), к Уполномоченному по правам человека при Олий Мажлисе (парламенте) Узбекистана, в Национальный центр по правам человека, в Ташкентское областное отделение Фонда махалли, в представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в прокуратуру и в хокимият (городскую администрацию) Ангрена.

26 апреля 2010 года гражданский суд, наконец, лишил Наталью Грошеву родительских прав и определил Эвелину в ангренскую школу-интернат №34. Таким образом, усилия правозащитников привели к положительному результату – девочка больше не живет в атмосфере грязи и разврата.

Однако во всех своих заявлениях правозащитники также просили наказать тех, кто допустил страдания ребёнка. Но о наказании виновных правозащитникам Ангрена ничего неизвестно, так как они не получили на этот вопрос ни одного официального ответа.

- К сожалению, дело до конца не доведено: наказана одна только мать Эвелины, - говорит Дмитрий Тихонов, - а классный руководитель, завуч и директор школы, в которой училась девочка, а также сотрудники госучреждений, получившие информацию от правозащитников и не принявшие никаких мер, не понесли никакой ответственности. Хотя именно с их молчаливого согласия Эвелина мучилась годами.

Фергана.Ру


В избранное