Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Верховный суд России подтвердил незаконность экстрадиции <<ивановских узбеков>>


Верховный суд России подтвердил незаконность экстрадиции «ивановских узбеков»
2010-07-14 17:42 ИА Фергана.Ру

Президиум Верховного суда (ВС) Российской Федерации в среду, 14 июля 2010 года, прекратил дела о высылке в Узбекистан 13 предполагаемых активных участников в подготовке и финансировании террористических актов в городе Андижане в 2005 году, сообщает РИА Новости. Подробнее о деле так называемых «ивановских узбеков» читайте в материалах «Ферганы.Ру».

Таким образом, Президиум ВС РФ удовлетворил представления председателя суда Вячеслава Лебедева, поданные в связи с соответствующими решениями Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Европейский суд в 2008 году удовлетворил жалобы 13 человек, задержанных в российском городе Иванове за три года до этого. Как сообщала Генпрокуратура Узбекистана, правоохранительные органы которой участвовали в задержании, эти люди «работая в городе Иванове, с ноября 2004 года ежемесячно переправляли сообщникам в Андижан одну пятую часть своих доходов для финансирования деятельности религиозно-экстремистского течения "Акромийлар" (являющегося, как утверждают узбекские власти, одним из ветвей международной террористической организации "Хизб-ут Тахрир")».

Задержанные были арестованы летом 2005 года, провели под стражей в российских СИЗО порядка 20 месяцев, после чего были отпущены на свободу и до сих пор находятся в РФ, получив временное убежище.

ЕСЧП счел обоснованными жалобы на нарушения статей 3, 5 и 6 Европейской конвенции о защите прав человека. Таким образом, международная судебная инстанция признала, что в России не только не уследили за тем, что заявителей держали под арестом, не продлевая его должным образом, но и в документах вразрез с презумпцией невиновности сразу же устанавливали факт их вины. Также Страсбургский суд еще на стадии рассмотрения жалоб запретил России высылать в Узбекистан задержанных, которые обоснованно полагали, что там к ним будут применять пытки и, возможно, они будут казнены.

В результате Президиум Верховного суда отменил решения об избрании и продлении ареста, а также - все положительные решения об экстрадиции 12 граждан Узбекистана и одного уроженца города Ош Киргизии.

Как пояснила РАПСИ в среду руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека Елена Рябинина, которая осуществляла юридическую поддержку задержанных, решение на таком уровне принимается впервые.

«Хочется надеяться, что в дальнейшем Генпрокуратура и суды примут во внимание это постановление Президиума», - отметила собеседница агентства.

По ее информации, в различных инстанциях в настоящее время продолжают выносить решения об экстрадициях людей, которым узбекскими правоохранительными органами вменяются различные преступления закона. Так, 7 июля Верховный суд РФ подтвердил законность намерения экстрадировать из Санкт-Петербурга в Узбекистан имама Уринбоя Эргашева.

Также в ВС РФ накануне подана жалоба на решение о выдаче в Узбекистан Азаматжона Эрмакова, которого собираются выслать из Нижегородской области.

При этом 8 июля ЕСПЧ вынес положительное для заявителей решение по жалобе Мурода Юлдашева и Абдулажона Исакова, также обвиняемых по делу о терактах в Андижане, которые как и их соотечественники жаловались на бесчеловечное обращение и нарушение права на личную неприкосновенность.

Узбекистан: Спецслужбы усилили контроль за посетителями Интернет-кафе в Ферганской долине
2010-07-14 20:40 ИА Фергана.Ру

Сотрудники Управления Службы национальной безопасности Андижанской области Узбекистана совместно с сотрудниками милиции начали активные проверки Интернет-кафе для установления жесткого контроля за посетителями, сообщает правозащитный веб-сайт Voice of Freedom (Голос Свободы), базирующийся в Кыргызстане.

Согласно источникам издания в Андижане, каждый желающий воспользоваться услугами доступа в Сеть в Интернет-кафе города отныне обязан иметь при себе паспорт, чтобы оставить у администратора заведения его копию.

«Конечно, не все владельцы Интернет заведений охотно рассказывают, с какой целью были приняты подобные правила, хотя есть и те, кто в силу своего недовольства объясняют, что эти правила установлены сотрудниками СНБ и милиции. Почему недовольны? Потому что не каждый желающий воспользоваться услугами Интернет-кафе может иметь при себе паспорт, и тем более не каждый согласится оставить копию своего документа. Таким образом, они теряют клиентов», - сказал источник Voice of Freedom в Андижане.

По данным источников издания, власти усилили мониторинг за использованием специальных программ и прокси-серверов для беспрепятственного доступа во Всемирную паутину.

«Иногда хочется просто пройтись по заблокированным в Узбекистане сайтам и почитать, что там пишут о нас. Это можно сделать, только использовав прокси-сервер. И вот используете прокси один раз, два раза, ну, три раза, а затем вдруг Интернет у вас исчезает. Начинаете выяснять - и тут вам предлагают подъехать к провайдеру, где уже вас ждут и приглашают на беседу, а далее вы уже попадаете под особый контроль, и за вами наблюдают», - рассказывает один из жителей города, побывавший на такой беседе.

Многие местные активисты гражданского сектора полагают, что, вводя новые правила, власти Андижана стремятся не только лишить граждан возможности получать альтернативную информацию из зарубежных источников, но также и заблокировать «выход» любой критической информации из региона.

Отметим, в течение последних пяти лет власти Узбекистана посредством давления на провайдеров осуществляют массовую фильтрацию Интернета, в частности, неугодных информационных и политических сайтов. В их числе – и веб-издание Voice of Freedom, и портал информагентства «Фергана.Ру».

Три истории. «Киргизский» взгляд на трагические июньские события
2010-07-14 22:37 Мария Яновская

Пытаясь составить полную картину того, что происходило в трагические дни июня на юге Кыргызстана, «Фергана.Ру» расспрашивает очевидцев: и узбеков, и киргизов. Еще не начато независимое расследование с привлечением международных экспертов, нет данных о точном количестве погибших, раненых, изнасилованных и избитых – как нет и опубликованных данных об их этнической принадлежности. Но уже сегодня можно – и нужно - выслушать истории живых людей, услышать их голоса – и попытаться составить собственное представление о том, что происходило, вчитываясь в детали, сравнивая и вслушиваясь в интонации. Сегодня «Фергана.Ру» публикует три истории, рассказанные этническими киргизами - очевидцами и участниками трагических июньских событий.

«Я еле выпросил БТР и 20 солдат, чтобы вытащить своих из махалли…»

Рассказывает Сапар.

- В 12 ночи 10 июня мы с другом выехали на машине в Западный микрорайон, а обратно домой уже попасть не смогли – узбеки перекрыли дороги. И мы до утра торчали на улице в Западном микрорайоне, а потом утром, часов в шесть, наверное, я приехал к обладминистрации. Там полковники, генералы стояли. И я ходил за ними, упрашивал, чтобы мне дали БТР и человек двадцать солдат. У меня семья всю ночь на крыше завода провела, они каждые пять минут ночью мне звонили, говорили, что и как. А на крыше ночевать – как вы себе представляете?

Наши киргизские дома – около двадцати – в узбекском районе стояли, мы в середине махалли жили. И когда началось, кто-то убежал, а кто остался, собрались вместе – и залезли на ночь на крышу завода. У нас позади дома большой завод стоял.

И мне дали БТР, часов в десять или в пол-десятого утра, не помню точно, и солдат. Мы подъехали – видим, дорога перекрыта, контейнер стоит 40-тонный. Мы объясняем: мол, пропустите, мы стрелять не будем. Старший, кто солдатами командовал, им стрелять не давал, говорил, чтобы автоматы вверх держали. А узбеки на БТР нападать начали, чего хотели – не знаю. Оружие хотели. И тогда наш водитель поехал – контейнер толкнул БТРом, и мы проехали.

Мне дали три минуты, чтобы я семью вывел – и я пошел и привел человек тридцать: женщин пожилых, девушек, детей. Они раз-раз, быстро собрались, и на БТР, а солдаты нас охраняли. Мы своих вывезли. Наших около тридцати человек было, а узбеков вокруг – около пяти тысяч.

ИЗ ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ

«Кыргызстан - суверенное государство, в котором живет больше чем 80 наций. Здесь винить кыргызов отдельно нельзя - они здесь не убийцы. Но узбекам тоже лучше не горячиться и не поддаваться в эмоцию. Кыргызы тоже пострадали, есть немало убитых. У нас только одна дорога: то, что было - уже позади, надо с надеждами идти вперед. Жить дружно как раньше. Война только испортит отношения, и не нам воевать. Мы хотим, чтобы Кыргызстан был и остался островком демократии…»
Мы выехали оттуда часов в 10-11 утра, а днем соседка наша – у меня соседка-узбечка была хорошая – позвонила моей жене и сказала, что наш магазин грабят. У нас магазин был, небольшой, продукты там продавали, еще разное. Потом соседка снова позвонила, сказала, что домой занесла все, что осталось в магазине. А после обеда она уже телефонную трубку не брала. Мы сами к вечеру пошли туда, близко подошли – и увидели, что оттуда, где наш дом стоял, дым поднимался. Вечером 11 июня наш дом загорелся.

Да, наш дом сгорел 11 июня. А 13-14 июня уже узбекские дома загорелись. Толпа подошла – и подожгла, наверное. Мы 13-го не смогли к дому подойти, только 14-го я пришел. У меня там машина оставалась, оказалось, ее соседка-кореянка охраняла. И я 14 июня машину забрал. А дом полностью сгорел, и все разграбили. Я только один чайник нашел, одно ведро и штук десять пиалушек, больше ничего нет. А от магазина осталась пачка спагетти, 400 грамм, упаковка. У меня маленький магазин был.

Я каждый день прихожу к моему дому, час-полтора побуду, огород полью, - и ухожу. Мы с семьей живем в палаточном лагере, там узбеков нет, только киргизы. В лагере у нас живут семьи, у которых дома сожгли, один слепой живет, инвалиды. Они тоже бежали из узбекских махаллей. Снабжение в лагере нормальное, все есть, вода есть. Завтрак, обед, ужин дается. Мы получили палатку, но ехать домой и жить в огороде не получится – мы же в махалле узбекской, там везде узбеки. Если днем еще кое-как заходим, то вечером уже комендантский час наступает, и страшно оставаться.

- Дело возбуждено по факту поджога?

- Да, дело завели.

- Говорят, будут строить новые дома или давать компенсацию для строительства тем, кто пострадал. Где вы будете ставить новый дом?

- Сейчас слышно, что будут этажные дома ставить. И я согласен на квартиру в этажном доме, только чтобы они смешанные были. В смешанных домах (где живут и узбеки, и киргизы – ред.) ничего не произойдет, на этаже можно вместе жить. А в частных домах рядом жить страшно. У меня через дом сосед без вести пропал, уже месяц. Говорят, сейчас в Фергане, в Узбекистане, из реки около сорока киргизских трупов извлекли…

«И убили братишку моего. Почти в упор»

История Мирлана.

- Знаете, там есть гора, возле нее ГАИ. Там у узбеков с киргизами была стычка, и в результате в моего братишку попала пуля. И погиб мой братишка. Экспертиза показала, что стреляли метров с семи-десяти. Если бы стреляли издалека, метров с 20-30, то он не умер бы, врачи сказали. А они почти в упор стреляли.

Наверное, видели наших (киргизов – ред.) и поджидали. И сразу, как наши подошли, стрелять начали. Они (узбеки – ред.) из махаллей не выходили, как будто оборонялись. И когда подпустят поближе – сразу автоматной очередью, или из дробовика, или из пистолета. Я сам не видел, мне рассказывали.

ИЗ ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ

«Все сволочи, кто убивает, несмотря на то, узбек он или кыргыз, или еще кто, нелюди не имеют национальности, они просто нелюди. Хватит негатива!!! Убитых не вернешь, за живых страшно, не допустите это, надо детей учить любить, а не резать. Не нужно учить детей драться с малых лет, нужно говорить им, что дерутся неумные отсталые люди. Нужно воспитывать уважение к другим нациям и народам. Шайтан, Сатана, называйте как хотите, это он и его приспешники на земле делают так, чтоб брат на брата шел, национализм - козырная карта его, не нужно поддаваться! Хватит обвинений, мудрый человек сделает вывод и не станет накалять обстановку. Я узбек, мать моя кыргызка…»
- Ваш брат был среди тех, кто шел на махаллю?

- Да. Это было 12 июня.

- А зачем они шли на махаллю?

- Да узбеки уже надоели, как говорится! Вот сейчас 14 июля, а до сих пор наших девочек, и старых людей, и пожилых – избивают и оставляют у себя. И те, кто это все делал, сейчас сидят как пострадавшие. У нас много погибших, официально больше трехсот. А в Алайском, Советском, Узгенском, Ноокатском, других районах – тоже, оказывается, много погибших. Вы на интернет-сайте фотографии видели? Я тоже видел, у меня волосы дыбом встали.

У узбеков до сих пор наши спецслужбы оружие находят! Узбеки зарывали оружие, а сами говорили, что там могилы. Начинают рыть – там оружие. По телевизору показывали, там автоматы, дробовики, еще что-то нашли…

В одной узбекской махалле есть кладбище – там в одном месте восемь киргизов похоронено, а ведь их все родственники искали! И сейчас говорят, что в Узбекистане киргизские трупы находят. Узбеков от киргизов не очень-то сложно отличить: мы узкоглазые, а они еще на европейскую нацию похожи. И трупы из Узбекистана киргизские приходят.

Мы, киргизы, сейчас работаем, в магазин ходим. А они в махаллях сидят и никуда не выходят. До сих пор обороняются. А ведь их никто не трогает…

«Узбеки поставили старика повыше, надели на него колпак и подожгли»

Талант работает менеджером компании «Кыргызмунай».

- В районе Фурката, где идет круговая дорога и проходят дороги Узген-Ош и Алай-Ош, на въезде в город стояла наша АЗС. 11 июня утром там собрались киргизы, примерно тысяча человек. Метрах в двухстах в сторону города собрались узбеки.

Сначала ведь народ (имеются в виду киргизы – ред.) просто стоял, не наступал, но узбеки поймали одного молодого и одного старика. Молодого сразу забили насмерть, а старика поставили сверху, чтобы киргизы видели, надели на него колпак и подожгли. И тогда киргизы начали наступать. У них оружия не было, только камни, а у узбеков было оружие, они начали стрелять – и отогнали народ.

ИЗ ПИСЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ

«Много погибло узбеков и немало кыргызов, я бы сказал 60% узбеки и 40% - кыргызы. Много трупов кыргызских видел и узбекских. Если кто-нибудь не видел, не говорите, что трупы кыргызов можно пальцами пересчитать. Говорите правду. В следственном изоляторе ГСНБ г.Ош столько же арестованных кыргызов, сколько узбеков. Не знаете, зачем здесь пыль в глаза пускаете. Фергану.ру я уважал, но видимо, объективности и здесь нет. Все статьи односторонние…»
Тогда киргизы побежали назад, узбеки за ними – и дошли до АЗС. Взяли одну колонку и подожгли. Но довольно быстро пришла пожарная машина, и как только пожарные потушили огонь, водителя и одного пожарника-киргиза поймали, остальные из пожарной бригады успели убежать. А этих двоих взяли – и пожарной машиной раздавили, переехали. Прямо на заправке. Это многие видели, могут подтвердить. За нашей заправкой школа есть, и директор школы все видел своими глазами.

- Вы тоже это видели?

- Мои сотрудники, которые дежурили на АЗС в тот день, видели и рассказывали. Я на АЗС не работаю, я в офисе сижу.

- Узбеков много было?

- Да, толпа большая. Они кричали и танцевали свои национальные танцы.

- Дела заведены по факту поджога и убийств? Не знаете, кто-то задержан?

- Да, этим занимаются. Есть и очевидцы, и участники. Говорят, да, задержаны.

- А ваш дом остался цел?

- Я живу в центре города, в многоэтажке. Кафе, рестораны вокруг поджигали, у нашего дома весь первый этаж – магазины, салон связи – все полностью разграблено. Но мы – жильцы дома – выходили и охраняли сами, говорили: берите, только не поджигайте. И дом цел остался.

У нас ведь еще нефтебаза была в селе Нариман, мы арендовали для хранения дизтоплива. Там у всех были нефтебазы: и у нас, и у МПА, и Газпромовская, и даже у МЧС… И туда несколько дней никого не пускали: вокруг узбекская махалля, и туда подойти несколько дней было нельзя, узбеки говорили, что все заминировано и что все могут взорвать. Вроде, и снайпер там был. Даже Газпром подъехать не мог, и МЧС не мог…

И когда к нефтебазе, наконец, прошли, то мы недосчитались 157 кубов дизтоплива – пропали, своровали. Говорят, МПА все 300 кубов потеряла, но точно не знаю. По грубому расчету, только на нефтебазе мы потеряли больше пяти миллионов сомов, а всего – с АЗС и другими потерями – «Кыргызмунай» потерял больше одиннадцати миллионов…

Записала Мария Яновская

Власти Узбекистана установили негласный запрет на упоминание в прессе имени киргизского писателя Чингиза Айтматова
2010-07-14 23:04 ИА Фергана.Ру

Согласно источникам «Ферганы.Ру» и информантам оппозиционного сайта «Харакат», главным редакторам всех печатных изданий Узбекистана, а также руководителям теле- и радиоканалов из аппарата президента страны поступило устное указание о запрете на упоминание имени и произведений известного киргизского писателя Чингиза Айтматова.

Согласно источникам, запрет на упоминание имени и произведений великого киргизского писателя якобы является ответом властей на кровавые события на юге Киргизии, в результате которых погибли сотни ни в чем не повинных мирных граждан узбекской национальности. Однако точных подтверждений, что запрет установлен именно по этой причине, нет.

Между тем, местные литераторы и наблюдатели отмечают абсурдность и глупость установленного запрета, так как, по их мнению, Чингиз Айтматов во всех своих ярких, заслуживших уважение миллионов читателей произведениях, описывал жестокость нравов в среде соплеменников, чем в свое время заслужил гнев самих киргизов.

К сожалению, «Фергана.Ру» пока не имеет возможности получить официальное подтверждение или опровержение данной информации.

Узбекистан: Самарканд переживает «лепешечную интервенцию» из Ферганы
2010-07-14 23:18 ИА Фергана.Ру

Тандырные лепешки
Настоящие лепешки – как в Фергане, так и в Самарканде, пекут в специальных глиняных печах – тандырах. Лучшие тандыры в Узбекистане изготавливает мастер Алимжан из Ташкента
У классических самаркандских лепешек, бессменно занимавших неформальное первое место на рынке хлебных изделий в Центральной Азии в течение многих веков, появилась конкуренция. Сегодня популярность среди жителей Самарканда все сильнее завоевывают лепешки, приготовленные по «ферганской» технологии.

Как это не парадоксально, новые для местного рынка разновидности восточного хлеба появились по инициативе самих же самаркандских пекарей. В целях расширения ассортимента и увеличения выручки самаркандские хлебопеки командировали своих представителей в Ферганскую долину. Там, обучившись секретам выпечки у местных мастеров, самаркандцы экспортировали «чужеземную» технологию в родной город.

Теперь хлебная новинка стремительно теснит традиционные образцы, все больше завоевывая симпатии самаркандцев. Специализирующиеся на местных видах хлеба пекари чувствуют прелести конкуренции особенно в свадебные дни, когда организаторы торжеств закупают ферганские лепешки тысячами.

Многие считают, что популярность ферганских лепешек - явление временное, не что иное, как дань моде. Но в любом случае инициаторы хлебных ноу-хау не прогадали.

Ферганские лепешки отличаются от самаркандских не только внешне, но и вкусовыми качествами. В тесто для их приготовления добавляют сухое молоко, сахар и масло.

Любопытно и то, что в последние дни на самаркандских базарах появилась и халва, изготовленная по ферганской технологии.

Максим Исаев


В избранное