Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Так плохо, как в этом году, детям на хлопке еще не было никогда


Узбекистан: Так плохо, как в этом году, детям на хлопке еще не было никогда
2009-12-08 13:29 Д.Драйзер

Фото предоставлено правозащитницей Е.Урлаевой (Ташкент)

В ноябре нынешнего года в Олий Мажлисе (парламенте) Узбекистана начал рассматриваться законопроект, ужесточающий административную ответственность работодателей за использование детского труда и родителей – за использование труда несовершеннолетних на работах с «неблагоприятными условиями, которые могут причинить вред здоровью или безопасности детей».

До этого был принят Национальный план действий по реализации ратифицированных в сентябре 2008 года международных Конвенций «Об искоренении наихудших форм эксплуатации детей» и «О минимальном возрасте для приема на работу». В это же время премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиеев подписал постановление «О мерах по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Эти документы были необходимы Узбекистану, чтобы формально удовлетворить призывы мирового сообщества прекратить рабский труд детей и последовавший за ними в 2007 году бойкот узбекского хлопка-сырца и волокна со стороны крупнейших западных импортеров текстильной одежды.

В действительно международное давление, к сожалению, не искоренило эксплуатацию детей в стране.

Узбекистан. Дети на хлопке
Узбекистан. Подростки на хлопке

«У нас есть законы, запрещающие детский труд, но они же не работают, - со вздохом говорит Сурат Икрамов, руководитель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана. - Все делается по устному указанию аппарата президента. Все хокимы (главы местных администраций) получают это распоряжение, передают его в районо, директорам школ, а те и выводят детей массово на поля. Все происходит в устном порядке, никто не хочет ответственности.

Между тем я смотрел, как работают дети в Янгиюльском и Чиназском районах – пятиклассники, шестиклассники, семиклассники. Для них не было создано никаких условий, преподаватели лишь присматривали за тем, чтобы дети работали».

Узбекистан. Дети на хлопке

В связи с новыми законами власти Узбекистана, занимающего второе место в мире по экспорту и пятое - по производству хлопка, стали вынуждены скрывать факты детского труда. Работа детей на полях теперь значительно усложнилась, стала более опасной для их здоровья.

«По сравнению с прошлым годом ситуация с эксплуатацией детей в республике ухудшилась на порядок, - рассказывает Абдурахмон Ташанов, председатель ташкентского областного отделения правозащитного общества «Эзгулик». - Особенно это касается создания необходимых условий. В этом году мы были свидетелями того, что во всех регионах дети проживали в палатках на открытых хлопковых полях. За годы независимости таких случаев еще не было в принципе. В этом году особенно был отмечен массовый вывоз детей на хлопок, школы во всех регионах в период хлопкоуборочной кампании были закрыты».

Узбекистан. Дети на хлопке

«В ноябре я был на полях Сурхандарьи, Кашкадарьи, Хорезма, Ферганы, - рассказывает ташкентский правозащитник, просивший не называть его имени. - Там до сих пор продолжается привлечение детей к уборке хлопка (интервью взято в двадцатых числах ноября — прим. авт.). Те дети, которые живут в сельской местности, на поля приходят пешком – а это до десяти километров. Они каждый день утром добираются до полей, а в 16-17 часов возвращаются домой. Для таких сборщиков хлопка организация питания, доставки питьевой воды, транспорта лежит на плечах родителей. Дети приносят с собой из дома еду и воду. На рабочем месте их этим не обеспечивают. За детьми на полях присматривают преподаватели и представители фермерских хозяйств. Мы отметили, что медработников – хотя бы медсестер или фельдшеров – не было, не говоря уже о врачах, которые должны были следить за состоянием здоровья детей и при необходимости оказать им первую медицинскую помощь.

Минимальный возраст детей, которых вывели на поля в середине ноября, во время наших наблюдений, - это школьники вторых-третьих классов. Для детей не было установлено никаких норм ежедневного сбора хлопка, каждый собирал, сколько может.

В разных областях сезон сбора хлопка начинался в разное время, старшеклассники называли числа с 15 по 28 сентября. С 5 октября на поля начали вывозить и младших школьников. Учащихся колледжей и вузов увозили подальше от родительского дома, за 30-50 километров, с ночевкой. Людей размещали в больших залах местных школ или колледжей. Иногда принимающие фермерские хозяйства обеспечивали «добровольцев» железными кроватями, а иногда дети спали на полу на матрасах, которые привезли с собой.

В этом году, когда государственная власть пытается дистанцироваться от проблемы из-за усиливающейся международной критики, отмечалось больше нарушений прав человека, больше хаоса в организации сбора хлопка. Раньше подразумевалось, что всю организацию сбора урожая берет на себя государство: транспорт, доставку детей на хлопковые поля, питание, хотя бы по одному представителю медучреждения, соблюдение безопасности. В этом году все делали вид, что это не государство привлекает детей для сбора хлопка, а дети сами, «добровольно» участвуют в сборе урожая, - поэтому и нарушений прав стало больше, возникла неразбериха: не определены обязательства фермерских хозяйств, образовательных учреждений, и многие организационные проблемы упали на плечи самих родителей».

Узбекистан. Дети на хлопке

На вопрос корреспондента «Ферганы.Ру», когда же ситуация с детским трудом изменится к лучшему, правозащитник Баходыр Намазов, руководитель Комитета узников совести Узбекистана, ответил:

- Что может измениться в этой стране в ближайшем будущем? Если честно, в этом сезоне я не ездил на поля и не знакомился с условиями, в которых оказывались дети. Но знаю одно: всему виной социальное расслоение, существующее в стране. Есть очень богатые – и очень бедные люди. И бедные делают богатых еще богаче. Пока это не изменится, дети продолжат собирать хлопок. Многие ведь вынуждены идти на поля, чтобы заработать на кусок хлеба, и родители сами их туда отпускают…

С советских времен ставшая в Узбекистане традиционной практика принудительного детского труда означает отрыв от учебы и непосильный физический труд в течение двух – двух с половиной месяцев для 2,5 миллионов детей в возрасте до пятнадцати лет. Они помогают взрослым собрать более трех миллионов тонн хлопка-сырца в год. Во многом благодаря детям ежегодный экспорт хлопка приносит стране один миллиард долларов.

Подробнее об использовании принудительного детского труда в Узбекистане читайте в нашей постоянной рубрике Хлопок.

Д.Драйзер

Таджикистан: Лидер социал-демократов: акционирование Рогунской ГЭС незаконно и аморально
2009-12-08 15:57 ИА Фергана.Ру

Глава Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматилло Зойиров заявил на пресс-конференции 8 декабря, что правительству Таджикистана не стоить рассчитывать на народные средства при строительстве Рогунской ГЭС, так как основная масса населения республики попросту не в состоянии приобрести акции будущего гидроузла, сообщает Азия-Плюс. Р.Зойиров резко заметил, что заставлять людей перечислять месячную зарплату в счет строительства ГЭС не только нецелесообразно, но и аморально.

Напомним, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил 1 декабря, что каждая таджикская семья должна приобрести акции Рогунской ГЭС на сумму не менее 3 тысяч сомони ($690), а предприниматели и состоятельные граждане должны приобрести акций на более крупную сумму. Акции Рогунской ГЭС поступят в свободную продажу 1 января 2010 года, и Рахмон высказал уверенность, что в случае всесторонней поддержки сумма, необходимая для строительства первой очереди электростанции, будет собрана за короткий срок. Речь шла о шестистах миллионах долларов США.

Лидер СДПТ Р.Зойиров ответил на это, что в республике, действительно, есть «материально состоятельные люди, однако они вряд ли будут вкладывать свои средства в осуществление этого проекта, так как не уверены в хорошей перспективе своих вложений». Р.Зойиров рассказал, что несколько лет назад по призыву правительства Таджикистана многие граждане республики приобрели акции Сангтудинской ГЭС-1: «Лично я вложил в возведение этого объекта 2300 долларов, однако до сих пор не удается мне узнать, что стало с моими деньгами и какие дивиденды мне ждать», - сказал Р.Зойиров.

По мнению лидера СДПТ, перед тем, как привлекать средства граждан, правительство должно было хотя бы опубликовать устав ОАО «Рогунская ГЭС» - люди должны знать, куда и на каких условиях они будут вкладывать свои средства. К тому же Рогунская ГЭС, как и Нурекская ГЭС, и Таджикская алюминиевая компания, была объявлена исключительной собственностью государства, а значит, согласно законодательству страны, Рогун не может быть акционирован, а акции – не могут быть проданы.

Р.Зойиров уверен, что государство располагает другими источниками, за счет которых можно было бы построить Рогунскую ГЭС. Например, по его словам, «в настоящее время в стране существует около ста тысяч гектаров неиспользуемых земель, и эти земли можно было бы продать населению, а за счет выручки строить Рогунский объект».

Ленин в кишлаке, а Темурмалик – в канале, или Какие памятники нужны Таджикистану?
2009-12-08 22:39 Тилав Расул-заде

На фото: памятник В.И.Ленину в Чкаловске (Северный Таджикистан). Фото «Ферганы.Ру», 2009 год.

В 2020 году в Таджикистане будут отмечать 800-летие памятного сражения жителей Худжанда во главе с военачальником, национальным героем таджиков Темурмалика (Темура Малика) с монгольскими захватчиками. Долгие месяцы армия Темурмалика, состоявшая всего из тысячи бойцов-патриотов, обороняла свой город, окруженный 70 тысячами вражеских воинов. Но группа предателей сговорилась с монголами и в одну из ночей открыла им городские ворота. Лишь тогда враги смогли беспрепятственно войти в город...

Подвиг Темурмалика не был забыт и вот уже 800 лет вдохновляет таджиков на новые свершения. В начале сороковых годов XX века основоположник современной таджикской литературы, Герой Таджикистана Садриддин Айни написал сразу две исторические повести - «Герой таджикского народа Темурмалик» и «Восстание Муканны». Устод (мастер) Айни хотел вдохновить таджикистанцев, призванных на фронты Великой Отечественной войны, на подвиги, призывал их быть мужественными и отважными, какими в свое время были Темурмалик и Муканна (вождь антифеодального и антиарабского восстания в Средней Азии в 70—80-х годах VIII века. - Прим. ред.).

К маю 1944 года численность бойцов-уроженцев Таджикистана на фронтах Великой Отечественной составила 214.696 человек – около пятнадцати процентов тогдашнего населения республики. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашизмом, около 55 тысяч воинов-таджикистанцев были награждены боевыми орденами и медалями, 21 человек стал полным кавалером ордена Славы, 68 таджикских бойцов удостоены звания Героя Советского Союза. Имена многих отважных таджикских солдат и офицеров увековечены в памятниках, названиях образовательных и культурных учреждений, а также поселков и даже городов Таджикистана.

Памятник В.Ленину в Худжанде
Памятник В.Ленину в Худжанде

Между тем, в республике найдется немало памятников людям, которые к этой земле прямого отношения не имели. Это, к примеру, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, В.Куйбышев, М.Калинин и другие. Их имена носят немало улиц в Таджикистане. Однако были забыты свои герои прошлого, такие, как Темурмалик, Деваштич (правитель Пенджикента, известный главным образом как один из предводителей крупного антиарабского восстания. - Прим. ред.), Томирис (царица массагетов, по словам Геродота, победившая и убившая царя Кира Старшего. - Прим. ред.), Спитамен (согдийский военачальник, руководитель восстания в Согде и Бактрии против Александра Македонского в 329 до н. э. - Прим. ред.), Муканна, Шерак (легендарный богатырь. - Прим. ред.), «Сафедчомагон» («Воины в белых халатах») и другие оставившие яркий след в национально-освободительном движении таджиков.

Да здравствует Советский строй
Да здравствует Советский строй!

Впрочем, однажды все-таки была предпринята попытка увековечить память Темурмалика. В 1990-х годах в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья, автор которой, Ориф Солиев, рассказывал, что в начале 60-х годов по поручению первого секретаря ЦК Компартии Таджикской ССР Турсунбая Ульджабаева скульптор Арвид Кравинский изготовил памятник Темурмалику. Его планировали установить на сырдарьинском островке, расположенном близ северной части исторической крепости Темурмалик. Но к тому моменту, когда памятник был готов, во главе республики находился уже другой человек: Т.Ульджабаев был снят с поста первого секретаря ЦК по сфабрикованному делу. Новые руководители Ленинабадской (ныне Согдийской) области запретили устанавливать памятник отважному военачальнику, сославшись на партийную солидарность коммунистов. «Темурмалик боролся против монголов, а Монголия входит в социалистический лагерь, - объяснил тогда партийный лидер. - Если мы воздвигнем ему памятник, тогда наши братья–монголы обидятся, и дружба народов будет нарушена».

Никто не решился ему возразить, ни у кого не хватило мужества, чтобы сказать: Темурмалик не был оккупантом, не завоевывал чужую землю, не убивал тысячи мирных жителей других стран и городов.

Зато в Монголии стоит памятник Чингисхану и 1200 его сподвижникам. А ведь когда-то достаточно было лишь упоминания его имени, чтобы люди в ужасе от неслыханной жестокости, которую творили Чингисхан и его воины, мчались в свои дома в попытке укрыться, запирали двери и молились Богу, чтобы уберег их от встречи с этим Злом.

Что творила армия Чингисхана, известно из истории. Во время своих военных походов он разрушил десятки городов и загубил множество ни в чем не повинных людей. А Темурмалик защищал свою родную землю, не убоявшись несметного войска неприятеля.

Памятник М.Калинину в Аштском районе
Памятник М.Калинину в Аштском районе

По словам Орифа Солиева, уже готовый памятник был привезен на территорию джамоата (сельской управы) Гозиен Бободжонгафуровского района, что в двадцати километрах от административного центра Северного Таджикистана – города Худжанда. Здесь памятник разделили на куски и выбросили в канал Ходжа Бакирган.

СССР рухнул, а в Таджикистане разразилась гражданская война. Лишь после подписания Соглашения об установлении мира и национального примирения 27 июня 1997 года руководство страны стало больше внимания уделять национальной идентичности и национальному самосознанию своих граждан. Следствием этого стало постановление правительства Таджикистана, которым Советский район Хатлонской области был переименован и стал называться Темурмалик, а Науский район Согдийской области получил название Спитамен.

В 2011 году в Таджикистане отметят 20-летие со Дня обретения независимости. К этой дате в Согдийской области будут возведены пять юбилейных объектов, одним из них станет памятник герою таджикского народа Темурмалику. По словам главного архитектора Согдийской области Аюбджона Рахматова, уже созданы четыре рабочие группы из числа историков, археологов, скульпторов, архитекторов, которые должны определить и предложить областному отделу архитектуры место, где следует установить памятник, и ракурс, с которого Темурмалик будет смотреться лучше.

Профессору Саиду Марофиеву хотелось бы видеть памятник Темурмалику на островке, откуда военачальник нанес сокрушительные удары по противнику.

- Я хочу, чтобы это был не просто памятник Темурмалику, а ансамбль, включающий памятники многим героям таджикского народа - Шираку, Муканне, Спитамену, Томирис и другим, - пояснил профессор.

Памятник Темурмалику в Согдийском областном музее
Памятник Темурмалику в Согдийском областном музее

Нет сомнения, что памятники историческим личностям необходимы. Но при этом важно определить, заслужили ли они уважение и почет народа, на земле которого будут стоять их бюсты, и насколько лоббировали и защищали его интересы.

Но тогда возникают, к примеру, такие вопросы: почему до сих пор почти в каждом районе Таджикистана стоят по два-три памятника Владимиру Ленину и почти все главные улицы таджикских городов названы именем вождя пролетариата?

В Аштском районе Северного Таджикистана до сих пор сохранились памятники Михаилу Калинину и Иосифу Сталину. В Чкаловске у здания гимназии №1 установлен бюст Валерия Чкалова.

В Худжанде стоит монумент в виде красного серпа и молота, символизирующий вечную дружбу рабочих и крестьян. Это символ СССР - страны, которой нет вот уже более восемнадцати лет. В школах уже не изучается предмет «История СССР», выросло целое поколение молодых людей, которых мало интересуют советские персоны, и эти памятники для них ничего не значат.

Серп и молот в Худжанде
Серп и молот в Худжанде

Директор Центра поддержки гражданского общества «Оштии Милли» («Национальное примирение») Хуринисо Гаффорзода говорит, что в Таджикистане на протяжении последних восьмидесяти лет были поставлены десятки памятников, причем многие из увековеченных персон этого не заслуживают. Другое дело - Авиценна, Абуабдулло Рудаки, Садриддин Айни, Бободжон Гафуров, – это гордость таджикского народа.

- Памятники Бободжону Гафурову я бы поставила в каждом городе и районе нашей страны, - заявляет Хуринисо Гаффорзода. - Ведь он рассказал о таджиках всему миру. Своего монумента заслуживает и Народная поэтесса Таджикистана Фарзона, покорившая своим талантом сердца миллионов людей. Но я не хочу видеть памятники таким личностям, как, к примеру, Сангак Сафаров и Файзали Саидов (руководители Народного фронта Таджикистана в 1990-х годах. - Прим. ред.), они задевают мою историческую память, вызывают у меня негативные чувства и ощущения. Надо открыть музей памятников и монументов истории и транспортировать их туда. Кто хочет их увидеть, пусть сходит в такой музей.

Подчеркну, что помимо вызывающих недоумение памятников, в Таджикистане есть множество улиц и проспектов, названные именами людей, которые не имеют никакого отношения ни к этой земле, ни к местным жителям. Чиновники советского периода, видимо, хотели показать свою лояльность и преданность современной им идеологии, забывая в угоду ей о простых этических нормах.

В заключение отмечу, что в последнее время в стране часто стали появляться памятники животным и не только им. Так, на аллеях многих городов замерли львы. В Шахристанском районе и Худжанде стоят памятники волчицам, кормящим грудью человеческих детенышей.

Памятник римской волчице в Худжанде
Памятник римской волчице в Худжанде

Тилав Расул-заде


В избранное