Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Борис Юсупов - <<Придворный фотограф Советского Союза>>


Борис Юсупов - «Придворный фотограф Советского Союза»
2009-08-18 13:58 Записала Санобар Шерматова

На снимке: Борис Юсупов. Фото предоставлено автором

Он называет себя «придворным фотографом Советского Союза». Корреспондент Узбекского телеграфного агентства (УзТАГ - ТАСС) Борис Юсупов успел запечатлеть на фотопленку пять десятков монархов, президентов и руководителей СССР разных времен. Судьба забрасывала его в «горячие» точки, откуда он отправлял в Москву живую хронику человеческих трагедий. Распад громадного государства, занимавшего одну шестую часть суши, сопровождался погромами и насилием в разных его концах.

История того смутного времени еще не написана, не определены виновники и масштаб их преступлений. Но остались свидетели, увидевшие своими глазами боль и кровь сотен людей. Наш сегодняшний собеседник – один из них. Он имеет свою точку зрения на причины конфликтов, названных «межнациональными», по его мнению, ошибочно.

По просьбе агентства «Фергана.Ру» с Борисом Юсуповым беседует член Экспертного Совета РИА Новости Санобар Шерматова.

Фергана. Июнь 1989 года

Мы уже писали о так называемых «ферганских событиях», со дня которых в июне текущего года исполнилось двадцать лет. Тогда в Ферганской области Узбекской ССР произошли массовые столкновения и погромы, в ходе которых жестоким нападениям подверглись месхетинские турки. Власти организованно вывезли тысячи пострадавших в другие регионы Советского Союза, а в течение последующего года Узбекистан покинули почти все этнические турки – более 90 тысяч человек (подробнее – в статье А.Осипова «История без урока?»).

- Вы помните, как началась Ваша командировка в район конфликта?

- Четвертого июня, когда в Фергане заполыхали дома, был выходной день, а в понедельник я уже летел туда спецрейсом из Ташкента с сотрудниками МВД. На самолет помог попасть мой андижанский земляк, работавший заместителем министра внутренних дел республики. Он сумел включить мою фамилию в список пассажиров этого спецрейса. Не забуду чувство, охватившее меня, когда самолет стал приземляться. Окраины этого зеленого и ухоженного города полыхали пожаром, как в кадрах военной хроники. Лица моих спутников побледнели, никто не ожидал увидеть подобное. Это сейчас мы привыкли к насилию и войнам. А представьте себе советских людей, видевших войну только в кино. Было от чего впасть в шоковое состояние.

Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова

Нас встретили, и под охраной милицейского сопровождения повезли в штаб УВД. Можно сказать, мне опять повезло, начальником УВД оказался генерал Ю., мой хороший знакомый по Андижану. Раньше он служил в КГБ, имел боевое прошлое: в составе спецназа брал дворец Амина в Афганистане. В Андижане комитет госбезопасности и редакция «Андижанской правды», где я работал, располагались в одном здании. Так что мы друг друга хорошо знали.

Земляки в наших краях, больше, чем родственники. Конечно, помощь с его стороны была мне гарантирована. Вопрос был – как же мне работать? Появиться с фотокамерой перед разъяренной толпой означало обречь себя на верную гибель. Сначала мне предложили броневик, но один из офицеров предупредил: машину сожгут, как только окажемся в расположении боевиков. В итоге остановились на микроавтобусе, в качестве сопровождения выделили шестерых сотрудников милиции.

Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова

- Как происходили уличные бои?

- Как я узнал, солдаты внутренних войск применяли тактику оттеснения и рассеивания групп погромщиков и поджигателей. Не стреляли, не задерживали. Просто перекрывали собой подходы к домам, где проживали месхетинцы. К одной такой группе мы и подъехали. Все солдаты были вооружены щитами, огнестрельное оружие имелось, но действовал запрет на его применение. Даже патронов к личному оружию не выдавали.

Напротив колонны солдат стояла толпа молодых людей, державших в руках цепи, колья, железную арматуру. Снимать их на камеру было опасно, я мог спровоцировать атаку. Поэтому договорились так: я спрятался за спинами бойцов, которые на счет «раз-два-три» отодвинули в сторону щиты, открыв для меня прямой обзор. Я должен был успеть за считанные секунды щелкнуть несколько снимков. В тот раз все вышло удачно.

Фергана, 1989 г. Солдаты. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Солдаты. Фото Бориса Юсупова

Однако на второй день надо было искать другие ракурсы для съемок. И тогда мне нашли надежного человека, водителя, знающего город. Его задача заключалась в том, чтобы поставить машину в удобной для меня позиции. А я делал снимки прямо из салона автомобиля. Рискованно, но нам это сошло с рук.

- Какая обстановка была в городе?

- Было тревожно. Поджоги домов продолжались день и ночь. Местные милиционеры, опасаясь за свои жизни, не принимали участия в защите месхетинцев. Боевикам были известны их адреса, и любой шаг с их стороны мог стоить жизни не только самим сотрудникам УВД, но и их родственникам. В этой ситуации Фергану спасли введенные из Андижана силы милиции. Они брали под контроль районы города.

Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова

Места, где успели побывать погромщики, являли собой ужасающую картину. Как только гасли пожары в одном районе, вспыхивало в другом. Я впервые в жизни видел насилие в таких размерах. Действия погромщиков отнюдь не были спонтанными. Это было хорошо спланированное и организованное преступление против мирных людей. Мне в голову не могло прийти, например, что таких безобидных птиц, как голуби, можно приспособить для раздувания пожаров. Голубей поджигали, они в панике садились на крыши частых домов, и те загорались. Я уже не говорю о других приспособлениях, из которых самым простым, пожалуй, был коктейль Молотова – керосин или бензин в бутылках.

На пепелище большого дома с просторным двором и почерневшими от огня деревьями я обнаружил фотографию маленького мальчика. Знаете, раньше было модно ставить детей на стул и так фотографировать. Тело ребенка на снимке было аккуратно прострелено одной пулей. Не случайный выстрел, в изображение ребенка целились.

Я положил снимок в нагрудной карман, и он мне, кажется, прожег сердце. Не могу забыть другой свой кадр – раздавленный в грязи и крови хлеб. Вы знаете, как в Средней Азии относятся к хлебу. Большой грех просто наступить на него ногой. Любой прохожий поднимет с земли кусок лепешки и оставит его в стороне, чтобы птицы могли склевать. Смешавшийся с грязью и кровью хлеб для меня лично был как сигнал SOS, крик о помощи. Человеческие ценности были попраны, растоптаны и уничтожены.

Этот снимок, как и множество других, я отправил в Ташкент, и они были вывешены в центре города, где тогда стояла витрина ТАСС.

- Вам было известно, какие меры предпринимали власти?

- В Фергану прилетали Нишанов, первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, и министр внутренних дел СССР Бакатин. Они провели бюро обкома партии, на котором Нишанов устроил разнос руководству и силовикам. Затем они улетели в Москву, и Нишанов, на съезде народных депутатов, рассказал всему советскому народу о «тарелке клубники», из-за которой вспыхнула ссора на базаре.

Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова

Слышать это нам, находящимся в эпицентре событий, было странно. Масштабы беспорядков увеличивались. Вот уже пришла оперативная информация, что в Коканде заготовлены горы камней. Я уже ехал туда, когда вдруг последовала команда «назад». Оказалось, из Москвы летит Николай Рыжков, председатель Совмина, и секретарь ЦК КПСС, депутат и бывший глава КГБ Виктор Чебриков. Поехали с ними в лагерь беженцев. Всех месхетинцев к тому времени эвакуировали на полигон, под охрану воинской части. Но оказалось, что въезд в палаточный городок охраняют еще и члены созданного беженцами штаба. У них оказались к нам, двум журналистам, вопросы. Спросили про мою национальность. «Еврей». «Можете проходить». А моего друга, тоже корреспондента УзТАГ, пропустить отказались. Как объяснили, ни одного узбека в лагере быть не должно. Тогда я заартачился и заявил, что отказываюсь от посещения лагеря. В итоге разрешение для моего коллеги было получено.

Представьте - лето, жара, пыль, недостаток медикаментов, еды. И полное отсутствие информации. Понятно, что люди, пережившие потерю близких, увидевшие, как сгорает на их глазах все, что было нажито, встретили посланцев Москвы агрессивно. Рыжков взобрался на импровизированную трибуну, чтобы его услышали все собравшиеся, и начал говорить. Его перебивали выкриками и вопросами. Рыжков пообещал, что всех беженцев вывезут в безопасное место и обустроят. «Где гарантии, что выполните обещание?» - крикнули ему. Рыжков оглядел стоящих вокруг него людей и вдруг указал на нас: «вот журналисты, они все завтра напишут в газетах, это и есть гарантия». И люди ему поверили. Забегая вперед, скажу, что Рыжков обещание выполнил: беженцев эвакуировали в Россию. Но еще много лет турки-месхетинцы добивались возвращения в родные места в Грузии и так не добились. В конце концов, правительство США приняло решение принять всех месхетинцев.

Фергана, 1989 г. Крайний слева – председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Крайний слева – председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. Фото Бориса Юсупова

Я уже упоминал, что в палаточном городке командовал свой штаб. Начальником у них был среднего возраста человек, одетый в форму военного летчика. Не думаю, чтобы он был военным, скорее всего, его одели уже в лагере. Фамилии его, к сожалению, не запомнил. У нас с ним состоялся обстоятельный разговор насчет причин погромов. Я уже к тому времени и сам понимал, что такие масштабные акции не могли происходить из-за вспыхнувшей вдруг неприязни узбеков к туркам, как тогда многие пытались объяснить. Месхетинцы жили в Фергане почти полвека, были мусульманами, как и коренное население. Если учесть, что в этих местах мирно сосуществовали представители различных религий, становилось ясно – правду надо искать в другом месте.

Так и оказалось. Начальник штаба рассказал, что в Шахимардане (горный городок на юге Ферганской долины. - Прим. автора) на слете мафиозных групп со всего СССР было решено организовать погромы богатых еврейских домов. А исполнителями должны были выступить турки-месхетинцы. По словам моего собеседника, представители месхетинцев от этого предложения отказались. «Тогда сожжем вас» - был ответ.

Обещание прозвучало устрашающе и было воспринято всерьез. Мой собеседник обратился в местный КГБ, обком партии. Но там сказали «Что вы панику развели, сидите тихо, никто вас не тронет». Несмотря на такие заявления властей, месхетинцы чувствовали себя в опасности. Четвертого июня с утра все они были на улице: ждали погромов. Милиция их успокоила и направила по домам. «Не создавайте паники, видите, в городе спокойно». И когда под вечер месхетинцы вернулись в дома, в кварталы, где они жили, въехали машины с боевиками, и началась вакханалия.

- Выходит, причина погромов турок-месхетинцев – месть за неповиновение?

- Получается так. Я поверил этому человеку потому, что сам уже многое увидел. Организация погромов была четкая. Дома узбеков были обозначены специальным знаком, и их не трогали. А если семья была смешанная, к примеру, муж узбек, жена-турчанка, то дом сжигали наполовину. Использовались отвлекающие маневры. Где-то загорался дом, силы МВД бросали туда, а толпы боевиков устремлялись в другой район.

Фергана, 1989 г. Эвакуация раненых. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Эвакуация раненых. Фото Бориса Юсупова

Ситуацию усугубляла нерешительность властей. Оружие не применяли, но когда бойцы МВД из числа прошедших афганскую войну спецназовцев пообещали без оружия утихомирить город, им отказали. Только после того, как первый секретарь [Ферганского] обкома партии Юлдашев позвонил секретарю ЦК КПСС Егору Лигачеву, поступила команда ввести в Фергану войска. Тогда уже пошли жертвы среди погромщиков. Но если бы не эта мера, там развернулась бы настоящая бойня. Боевики не один раз предпринимали попытки прорваться в лагерь беженцев, их каждый раз останавливали солдаты.

Тот разговор с начальником штаба беженцев закончился предупреждением. «В течение года вы, евреи, будете сожжены,- сказал он. «Мафия приказов не отменяет».

Фергана, 1989 г. Турки-месхетинцы, пострадавшие от погромов. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Турки-месхетинцы, пострадавшие от погромов. Фото Бориса Юсупова

Погромы, о которых не узнал мир

- Спустя год, на майские праздники приезжаю в родной Андижан. И не узнаю его, - продолжает свой рассказ Борис Юсупов. - Улицы те, люди знакомые. Но вот ощущение опасности меня не оставляет. Пахнет грозой, как в Фергане. Мама и жена надо мной смеялись, когда я говорил, что могут произойти погромы. Как-то я видел страшный сон, что прячу семью в огороде среди помидоров. А вокруг все полыхает. Так вот все сбылось. Действительно пошли поджоги домов, сгорел детский сад, здание городской прокуратуры, ЦУМ, цеха и магазинчики, принадлежавшие евреям. Пострадали и армяне. И я в реальности прятал родных в огороде среди спеющих помидоров.

Нам повезло, по соседству жил прокурор, и нашу улочку спасли от пожаров. В Андижане не убивали. Люди умирали от инфарктов. Но в остальном все походило на ферганские погромы. Орудовали ребята по 17-18 лет, входившие в банды. Они были интернациональными, узбеки, татары, были даже еврей и армянин. Эти, видимо, поставляли информацию.

- С какой целью поджигали дома?

- Исключительно с целью наживы. Дом стоил, предположительно, 200 тысяч рублей, за него предлагали 10 тысяч. Предупреждали, «иначе - сожжем». Кто-то соглашался. А отказавшиеся впоследствии сильно пожалели. Мафиозники скупали дома целыми улицами. В Асаке (город в Андижанской области. – прим. автора) лидер уличных группировок отказался заниматься поджогами. Его нашли в Сочи и убили. Мафия такое не прощает.

- В сущности, происходил преступный передел собственности?

- Совершенно верно. Время-то было какое! Страна распадалась, финансовая система оказалась на грани краха. У мафии были хорошие информаторы. Помните реформы министра финансов Павлова, враз сделавшие нищими миллионы людей? Деньги уже ничего не стоили. А земля и дома всегда будут в цене. Вот суть конфликтов, которые почему-то называют «межнациональными». К народам эти кровавые деяния не имеют никакого отношения. Власть была слишком слаба, чтобы контролировать ситуацию и удержать криминал в узде.

Фергана, 1989 г. Турки-месхетинцы, пострадавшие от погромов. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Турки-месхетинцы, пострадавшие от погромов. Фото Бориса Юсупова

Я чувствовал, что Узбекистан раскачивают. Назначение Ислама Каримова я воспринял как временное. После смерти Шарафа Рашидова, ареста Инамджана Усманходжаева (первого секретаря ЦК КП Узбекистана. - прим.автора) по известному «хлопковому делу», перевода Рафика Нишанова в Москву следовало ожидать продолжения кадровой чехарды. Но Каримову, как ни странно, удалось взять ситуацию в свои руки. Удержал. Если бы не это, кровавый передел мог бы иметь продолжение.

- В те годы в ходу были версии о причастности национально-демократической оппозиции к этим событиям. Что Вы думаете по этому поводу?

- Вряд ли оппозиция, даже будь у нее такие намерения, смогла бы организовать все это. Вспомните, кто входил в оппозиционные партии и движения – доктора наук, писатели, студенты. Не тот контингент. В конфликтах была задействована жесткая организация, полностью игнорировавшая власти и поставившая цель обогатиться.

Некоторые оппозиционеры потом говорили, что они выступали против погромов в Фергане. Возможно. Я видел имамов, старавшихся отговорить поджигателей. Они были в толпе, взывали к религиозным чувствам молодых людей. Я слышал своими ушами, как один имам приводил наизусть суры из Корана, убеждая, что ислам выступает против насилия. В Андижане я еще раз убедился, что погромы и поджоги не имеют отношения ни к межнациональным отношениям, ни к религии.

- Вам удалось в Андижане сделать снимки?

- Конечно. Но с ними произошла странная история. В отделе фотохроники УзТАГ мне заявили, что съемку отправлять в Москву запретили. Как так? Я с риском для жизни делал эти фотографии… Короче, я сам позвонил в ТАСС, объяснил ситуацию и попросил, чтобы они затребовали фотографии. В этом случае наши не имели права держать их у себя. Так и произошло, фото ушли в Москву. Они были опубликованы за рубежом, но не появились на ленте ТАСС. Оказывается, Каримов попросил, чтобы об андижанских событиях в центральной прессе не упоминали. Имидж Узбекистана после ферганских погромов и так был сильно подпорчен. Вот так, съемка ушла в архив. А я получил телеграмму от руководства ТАСС, где меня благодарили за хорошую работу в экстремальной ситуации, и упоминали, что снимки не были опубликованы по просьбе руководства Узбекистана.

Но на этом история не закончилась.

Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова
Фергана, 1989 г. Фото Бориса Юсупова

На Запад

«Наверху» не простили самоуправства с отправкой фотографий. Решено было выгнать меня из партии. А я в ней никогда не состоял. Начальники наверху пришли в ярость: как, работает в таком месте, имеет специальный доступ, и не коммунист? Директор УзТАГа Сулейманов был уволен. Хороший мужик, мы с ним дружили. В последний день выпили в его кабинете, попрощались. А я пошел писать заявление об уходе. Не мог оставаться, когда из-за меня человек лишился работы. И, честно говоря, понимал, работать мне не дадут.

Взвесив все обстоятельства, я решил уехать на Запад. У меня не было никакой уверенности, что погромы евреев не продолжатся в других местах, а жить под дамокловым мечом не очень приятно.

Решения принял, но как это сделать? У меня был спецдопуск, я состоял на особом учете в КГБ. В то время таких, как я, за границу не выпускали. Приехал в Москву. Не буду посвящать вас во все подробности, как я в 1990 году пробивался к израильскому консулу. Рассказываю ему про еврейские погромы в Андижане. А он говорит «этого не было». Действительно, ведь в прессе ничего об этом не писали. Рассказываю, вот снимки, я работаю в ТАСС. А он – «евреев в ТАСС не берут». Вот и говори с ним.

В конце концов, он мне поверил. Кстати, годом ранее я был в американском посольстве и беседовал с американским консулом, как сейчас помню его имя - Роберт Соренсон. Я показал ему фото турок-месхетинцев и сказал, что следующими будут евреи. Под впечатлением от моего рассказа он вручил кипу анкет с тем, чтобы я заполнил на всех евреев, которые хотят выехать в США. Вот так случилось. Пробил я моим землякам дорогу в Америку. Они показывали мои фотографии сожженных домов, после чего им оформляли анкеты.

Богатство, что я вывез в США, составляло 20 тысяч негативов моих снимков. Я устроил шесть выставок в США, в Цинциннати, где я сейчас проживаю. Без лишней скромности могу сказать, что они перевернули представление американцев об СССР. Про Россию обычный житель американского городка знает, что там ходят медведи. Про Узбекистан они слышали, что это страна расположена рядом с Афганистаном. И когда увидели на фотографиях современные жилища, лица людей, промышленные объекты, такие, как ядерный реактор и гелиоустановка в институте изучения Солнца в Ташкенте, то были поражены.

Отдельные фотографии из моего архива я опубликовал в газете «Русский акцент» (издание медиагруппы Континент), представителем и фотокорреспондентом которой я являюсь уже более десяти лет.

Борис Юсупов
Борис Юсупов, 2009 г.

- Чем Вы, кроме фотографий, занимаетесь?

- Обзавелись с женой маленьким рестораном в Цинциннати, назвали его «Красная площадь». Вот для него хочу из Москвы увезти советские плакаты и фотографии военных лет. В Америке считают, что Вторую мировую войну выиграли американцы. Меня это, честно говоря, достало. Пусть хоть клиенты моего ресторана узнают правду.

- Вы снимали своим объективом монархов и президентов. А какими Вам запомнились руководители Узбекистана?

- Шараф Рашидов, которого я много снимал, говорил размеренно, тихо, никогда не повышал голоса. Сам был когда-то журналистом, и нашу работу понимал. Как-то в кабинете перед съемкой я попросил Рашидова: «Развернитесь, пожалуйста». Помощник зашипел: «Что ты себе позволяешь?» Рашидов услышал, подошел, спросил: «Вы Юсупов? Покажите, как встать». Помощник от этих слов побледнел.

Вот еще случай. На одном из курултаев женщина пыталась пробиться к Рашидову, стала кричать, что ее сына убили, а преступник ходит на свободе. Рашидов сошел с трибуны и пошел к ней. Выслушал, все, что она говорила. На следующий день начальник милиции, на которого жаловалась женщина, был уволен.

Вообще история моего появления в УзТАГе связана с Рашидовым. Я трудился в «Андижанской правде» и сотрудничал с центральной «Правдой». Тогда это была газета номер один. Ее читала вся страна и конечно, все партийные руководители. И вот в одном из номеров появляется моя фотография: изрезанная глубокими трещинами земля, водовод, на котором выведена надпись «Здесь будет хлопок!». Помню, как во время съемки просил летчиков развернуть самолет так, чтобы попасть в удачный ракурс.

Оказывается, заметил фотографию и Рашидов. Страна большая, и снимки из Узбекистана не так часто попадали в главную газету страны. Стали искать автора. Нашли полного тезку, он работал в аппарате ЦК и иногда писал статьи. На одной из встреч Рашидов пожимает ему руку и благодарит за снимок в «Правде». А тот ничего не понимает. И уже этот Юсупов решил найти настоящего автора фотографии. Так меня представили к ордену Трудового Красного Знамени. Директор того совхоза, где я проводил съемку, стал первым секретарем райкома партии. А Усманходжаева, работавшего первым секретарем обкома партии, перевели в Ташкент, он стал председателем Президиума Верховного Совета Узбекистана. Откуда, спустя время, после внезапной кончины Рашидова, получил назначение на должность первого секретаря ЦК КП Узбекистана. Вот такие чудеса происходили в нашей стране!

Одна фотография изменила жизнь многих людей. Меня переманили в УзТАГ. А снимок зажил своей жизнью. С него началось создание музея целинников. На фото оставили свои подписи те, кто обводнял засушливые земли. Странная все же была наша страна СССР. Много было хорошего. И плохого…

Фотографии предоставлены Борисом Юсуповым. Все права принадлежат автору.

Мусульмане начинают отмечать наступление священного месяца Рамадан
2009-08-21 10:38 ИА Фергана.Ру

В ночь на пятницу 21 августа во многих странах мусульмане отмечают начало священного месяца Рамадан (Рамазан) – месяц строгого поста и добрых дел.

Наступление первого дня девятого месяца мусульманского календаря знаменует появление на небосклоне молодого месяца. Однако каждая страна объявляет о начале месяца поста самостоятельно. Это объясняется проводимыми в каждой из них наблюдениями за положением луны специальной исламской комиссией, в которую входят влиятельные богословы. Осложняет расчеты и то, что в лунном календаре может быть и 29 дней, и 30, отмечает ИТАР-ТАСС.

В прошлом году верховный муфтий колыбели ислама - Саудовской Аравии - шейх Абдель Азиз ибн Абдалла аш-Шейх узаконил установление точной даты начала священного месяца при помощи телескопов в астрономических обсерваториях. Однако нововведение не изменило ситуацию, и в этом году приход рамадана ознаменовался ожесточенными спорами богословов, когда именно появляется молодой месяц - в четверг, 29-го шаабана (предваряющего Рамадан месяца) по лунному календарю, или в пятницу, 30 шаабана, соответствующего 21 августа.

В результате возникли серьезные разногласия: в Саудовской Аравии заявили, что новый месяц наступает в четверг вечером, в то же время высшая религиозная комиссия Ирака накануне молодого месяца на небосклоне так и не заметила. В результате вступают в строгий месячный пост сегодня Ливия, Турция, страны Балкан и Азии. Арабские государства, в их числе - Иордания, Ирак, Египет, ОАЭ и другие, считают первый день рамадана с ночи субботы. В последний момент о приходе рамадана в субботу заявила и Саудовская Аравия.

Из стран Центральной Азии о начале Рамадана 21 августа сообщили Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан. В этот день мусульмане начинают соблюдать строгий пост, который подразумевает под собой отказ от воды, еды и интимных отношений в светлое время суток. Пост разрешается держать девочкам с 9 лет, мальчикам - с 12 лет. Поститься запрещено больным, беременным и кормящим женщинам.

Согласно изречениям пророка Мухаммада, Аллах увеличивает значимость совершенных в этот месяц благих дел в 700 раз, а шайтана в этом месяце заковывают цепи, поэтому совершать благодеяния мусульманам становится гораздо легче, нежели в другие месяцы. В Рамадан мусульмане обязаны прощать друг другу обиды, в войнах должны заключать перемирие.

В этот период мусульмане обязаны внести обязательный фитр садака - пожертвование для нищих и обездоленных. В этом году в Кыргызстане, к примеру, величина пожертвования должна равняться 15 сомам ($0,35). В этой стране ее устанавливают исходя из стоимости 1,6 килограмма ржи. В Казахстане же ориентируются на стоимость килограмма качественной пшеницы: здесь величина пожертвования составляет 100 тенге ($0,66). В Таджикистане – 1,5 сомони ($03,34), в такую сумму обойдутся 1622 грамма зерна.

Рамадан продлится 30 дней и завершится 20 сентября праздником разговения Ураза-айт.

Узбекистан: Жители отдельных районов уже два месяца не получают социальных пособий
2009-08-21 11:27 ИА Фергана.Ру

«C начала июля этого года в столичной области началась реализация проекта по доставке пенсий и социальных пособий, а также компенсационных выплат гражданам через учреждения Государственно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан… Для своевременного обеспечения выплат пенсий, пособий и компенсаций дополнительно организовано 126 мини-банков и филиалов... Целью проекта является сокращение сроков доставки пенсий, социальных выплат и компенсаций и снижение издержек государства», - сообщала 13 августа узбекская правительственная газета «Правда Востока». Однако, по информации источников «Ферганы.Ру» в Ташкентской области Узбекистана, что такое своевременные выплаты пенсий и пособий - население пока так и не узнало.

С 1 июля тысячи жителей Янгиюльского района Ташкентской области ежедневно выстаивают очереди у единственной в этой местности сберегательной кассы. Молодые матери с грудными детьми, пенсионеры и инвалиды не могут вовремя получить полагающихся им социальных пособий.

«Сегодня уже 20 августа, а мы до сих пор не получили пенсию за июль. Позанимали деньги у соседей и знакомых, сидим порой на хлебе и воде. Ни лекарств, ни мяса купить не можем. Приходится экономить на всем. Как жить дальше?» - сетуют пенсионеры Янгиюльского района.

«В банке денег нет, когда будут - не известно», - заявляют сотрудники сберегательной кассы. Неизвестно и то, где будет происходить выплата денежных средств: местную почту закрыли, почтальонов уволили, а об обещанных правительством мини-банках никто здесь даже не слышал.

Махаллинские (квартальные) активисты пробовали жаловаться в местный отдел социального обеспечения, но там сослались на перебои в работе по открытию пенсионерам собственных банковских счетов, а также на нехватку наличности в банках. Им было также высказано предположение, что всю образовавшуюся задолженность зачислят людям на пластиковые карточки. Следует отметить, что жители района своего согласия на проведение такой операции не давали. И вряд ли бы дали, поскольку использование карт в Узбекистане сопряжено со многими неудобствами, о которых «Фергана.Ру» рассказывала ранее.

На вопрос граждан, почему уволили почтальонов, в отделе социальной поддержки ответили, что поводом для сокращения штата почтовой службы стало недобросовестное отношение многих почтальонов к своей работе.

«По всей Ташкентской области уволено около 830 почтовых работников. Многие из них умышленно не доносили денежные средства до получателей, особенно до тех, кто не может самостоятельно явиться в почтовое отделение за пенсией или пособием. Среди пострадавших - множество одиноких стариков-инвалидов. В отношении горе-работников возбуждены уголовные дела», - так прокомментировали активистам ситуацию в отделе социального обеспечения Ташкентской области.

Отметим, что аналогичная ситуация с задержкой выплат наблюдается не только в Ташкентской области. К примеру, в Самарканде пенсионерам также приходится ходить на почту почти ежедневно - «как на работу», - в надежде все-таки получить на руки пенсии, которые им задолжали с июля.

Напомним, что с 1 августа минимальный размер заработной платы в Узбекистане составляет 33.645 сумов в месяц ($22,7 по официальному курсу Центробанка или $18,4 по курсу «черного рынка»); пенсии по возрасту – 66.660 сумов в месяц ($45 по официальному курсу Центробанка или $36,4 по курсу «черного рынка»); пособия инвалидам с детства в размере 66.660 сумов в месяц ($45 по официальному курсу Центробанка или $36,4 по курсу «черного рынка»); пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, - 40.375 сумов в месяц ($27,2 по официальному курсу Центробанка или $22 по курсу «черного рынка»).

Иран: Власти разрешили инспекторам МАГАТЭ осмотреть ядерный реактор в Араке
2009-08-21 12:07 ИА Фергана.Ру

Иран допустил инспекторов из Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на ядерный реактор в городе Арак и согласился на обсуждение возможности мониторинга работы предприятия, на котором проводится обогащение урана, сообщает Би-би-си со ссылкой на западных дипломатов в Тегеране.

Обогатительный комплекс, расположенный под землей в 322 километрах к югу от Тегерана, был обнаружен шесть лет назад, передает Iran.Ru. Иран заставил уже три группы инспекторов ООН покинуть объект и отвергал переговоры по контролю.

МАГАТЭ в течение года безуспешно добивался возможности проведения инспекции на этом объекте. Запад полагает, что Тегеран стремится к созданию ядерного оружия, а иранские власти утверждают, что единственной целью разработок является выработка электроэнергии. Между тем, обогащенный уран может использоваться как в ядерном реакторе атомной электростанции, так и в боеголовке атомной бомбы.

В последнем докладе МАГАТЭ говорится, что в июне на ядерном объекте работало 5,000 центрифуг, - на 1,000 больше, чем в феврале, и еще 2,000 готовы вступить в строй. Большинство экспертов полагают, что накопленной Ираном к февралю тонны обогащенного урана, уже достаточно для создания в перспективе одной ядерной бомбы. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций призвал Тегеран приостановить все работы в этой области.

В июне МАГАТЭ в специальном докладе по иранской проблеме отмечало, что отказ Тегерана допустить инспекторов на объект в Араке сделает непростой задачу обеспечения безопасности на предприятии. Тогда же говорилось о желании агентства установить дополнительные камеры наблюдения и провести проверки иранского ядерного объекта.

На следующей неделе глава МАГАТЭ Мохаммед Барадеи должен опубликовать новый отчет по ядерной проблеме Ирана. Как ожидается, совет директоров агентства рассмотрит документ в сентябре.

Крымские татары: Прорыв на родину (Часть I)
2009-08-21 12:32 Михаил Калишевский

Относительно недавно (18 мая 2009 года) исполнилось 65 лет одному из самых трагичных событий в истории народов бывшего СССР - депортации крымских татар. По понятным причинам наибольшее внимание эта печальная годовщина привлекла в Крыму, где сейчас проживает основная часть (260-280 тысяч) ссыльного народа, возвращающегося на родину из изгнания. На состоявшейся 3 июля встрече президента Украины Виктора Ющенко с членами президиума Меджлиса крымскотатарского народа во главе с многолетним узником советских лагерей Мустафой Джемилевым было объявлено о президентском поручении генпрокурору Украины и главе СБУ рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по факту выселений в 1944 году крымскотатарского народа и других народов (греков, болгар, армян), проживавших на территории Крыма, и дать правовую оценку «действиям должностных лиц органов государственной власти тоталитарного коммунистического режима во главе с Иосифом Сталиным, виновных в незаконных насильственных выселениях указанных народов». При этом подчеркивалось, что данное поручение полностью соответствует принятой на 18-й ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Вильнюсской Декларации, равно осуждающей преступления сталинизма и нацизма.

Практически незамеченной, за исключением, естественно, самих крымскотатарских общин, осталась эта годовщина в местах депортации – государствах Центральной Азии и прежде всего в Узбекистане, где сейчас проживает значительная масса крымских татар (по разным оценкам - от 100 до 200 тысяч), еще не вернувшихся на родину. Собственно, позиция официального Ташкента была сформулирована еще пять лет назад, в год 60-летия депортации, когда в посольство Украины поступила нота МИД Узбекистана, где говорилось о «нецелесообразности» проведения в Узбекистане мероприятий, связанных с годовщиной депортации. Это объяснялось тем, что Узбекистан не имеет отношения к депортации и никогда не проводил подобных мероприятий. В ноте также утверждалось, что крымские татары, проживавшие в Узбекистане, «не имели каких-либо проблем и пользовались всеми правами и льготами наравне с местным населением». Было также отмечено, что проведение подобных мероприятий может вызвать «недопонимание как среди крымских татар, так и местного населения».

Что же до России, во-первых, объявившей себя правопреемницей СССР, а во-вторых, тоже являвшейся местом депортации (в РФ остаются порядка 20 тысяч крымских татар), то там о крымских татарах вспоминают в основном только в связи со сложной этнополитической ситуацией в Крыму и вытекающими отсюда «геополитическими» плюсами и минусами для Кремля. Причем вспоминают главным образом в негативном плане, а также в духе реанимации сталинистского мифа о «поголовном предательстве» крымских татар в годы Второй мировой войны. Тем самым, кстати, весьма способствуя сохранению и даже усилению предубеждений в отношении крымских татар как среди собственно россиян, так и русскоязычного населения Крыма, что, понятное дело, сохранению межнационального мира на полуострове не способствует.

Впрочем, крымскотатарская проблема и ее влияние на современное положение в Крыму, в Украине в целом и на украино-российские отношения – тема для отдельного и очень деликатного разговора. Здесь же имеет смысл сосредоточиться прежде всего на самой истории вопроса, уделив особое внимание ее среднеазиатскому «измерению». Тем более, что на 5 августа этого года пришлась еще одна годовщина – исполнилось 40 лет со дня окончания «Ташкентского процесса» - одного из самых значимых событий в истории крымскотатарского национального движения.

Просто татары?

В массовом сознании представления о народе, имеющем уникальную и богатую культуру, народе, вписавшем одну из самых ярких страниц в историю борьбы с тоталитаризмом, исчерпываются, как правило, примитивным заблуждением: крымские татары, дескать, это «просто татары», только жившие в Крыму. Надо сказать, что «крымские татары», в общем-то, неудачный этноним. Присутствие слова «татары», часто рождает представление, будто крымские татары являются субэтнической группой татар, а крымскотатарский язык - диалект татарского. Безусловно, это родственные языки – оба принадлежат к тюркской группе. Но языки все-таки разные. Наиболее близкими к крымскотатарскому являются турецкий, карачаево-балкарский, кумыкский и ногайский, а вовсе не язык татар, скажем, Поволжья. Аналогично и созвучные этнонимы «татары» и «крымские татары» обозначают родственные, но весьма разные народы. Кстати, сами крымские татары используют два самоназвания: «къырымтатарлар» (qırımtatarlar), то есть «крымские татары», и «къырымлы» (qırımlar) - «крымцы». Причем второе является более употребимым в обыденной речи, то есть более близким самосознанию народа, сформировавшегося в Крыму как коренной народ полуострова.

Слово же «татары» в данном случае имеет, можно сказать, «импортное» происхождение. Как известно, имя «татар» носило одно из монгольских племен, покоренных Чингис-ханом. Впоследствии «татарами» стали называть всех монгольских завоевателей, а потом и всю совокупность других племен (в основном тюркских), вовлеченных Батыем в его грандиозный поход на Запад и ставших затем населением Золотой Орды. Впервые монголы (или «татаро-монголы», или просто «татары») появились в Крыму в 1223 году: монгольский отряд ворвался на полуостров, опустошил Судак и ушел за пределы Крыма. Несколько позднее, с 30-х – 40-х годов XIII века, в Крыму стали оседать отряды «татар» из Батыева войска, образовавшие Крымский улус Золотой Орды.

Однако еще до этого, примерно с XI – XII веков в Крым проникли кочевавшие в приазовских и причерноморских степях половцы, называвшие себя «кыпчаками». Они смешивались с местным населением - потомками ираноязычных тавроскифов и сармато-алан, а также германцев-готов и др. Приток половцев еще более нарастал в результате давления монголов. Он способствовал консолидации местного этнического конгломерата и его тюркизации, усиливавшейся в результате последующего оседания в Крыму тюркских же элементов Батыевой орды. Но именно на основе преобладания половцев сложилось ядро крымскотатарского народа, а на основе половецкого языка - крымскотатарский язык.

Впрочем, в этногенезе крымских татар приняли участие далеко не только тюркские этносы. Среди нетюркских предков крымских татар, населявших Крым в разные эпохи, помимо уже упоминавшихся тавроскифов, сармато-аланов и готов, присутствовали также греки, протоболгары, хазары, печенеги, итальянцы (генуэзцы), малоазийские турки и др. Чрезвычайно сложная комбинация «компонентов», составивших этнос, предопределила формирование у крымских татар нескольких специфических субэтносов.

Так, в степях и предгорьях северного Крыма основное участие в этногенезе приняли половцы и ногайцы. Отсюда и пошло название субэтноса – «ногаи» или «степняки» (çöllüler). В расовом отношении «ногаи» - европеоиды с элементами монголоидности (порядка 10 %). Их диалект сочетает в себе черты кыпчакско-огузских языков (карачаево-балкарский, кумыкский) и кыпчакско-ногайских (ногайский, казахский).

На Южном берегу Крыма – от Балаклавы на западе до Феодосии на востоке – основную роль в этногенезе играли греки, готы, малоазийские турки, черкесы, а также генуэзцы. Они образовали субэтнос «ялыбойлу» (yalıboylular от Yalıboyu – «Южный берег»). «Южнобережцы» принадлежат к средиземноморской расе и внешне похожи на турок, греков, итальянцев. Однако встречаются и носители явных «нордических» признаков, унаследованных от готов - светлая кожа, светлые волосы, голубые глаза. Диалект «ялыбойлу» очень близок к турецкому языку. Кроме того, велика доля греческих и итальянских заимствований. Старый литературный крымскотатарский литературный язык основан именно на этом диалекте. У «ялыбойлу» вплоть до депортации наблюдались элементы христианских обрядов, сохранившихся от предков.

Наконец, в горах к северу от Южного берега и к югу от степей жили «таты» (tatlar) или «горцы». В этногенезе этого субэтноса приняли участие практически все народы, когда-либо жившие в Крыму. Но особенно важной считается роль готов, греков и западных кыпчаков. От кыпчаков «таты» унаследовали язык, от греков и готов — материально-бытовую культуру. Например, тип домов, в которых жили горцы Бахчисарайского района, считается готским. Внешне «таты» похожи на выходцев из Центральной и Восточной Европы. Их диалект – своего рода промежуточное звено между диалектами «ялыбойлу» и степняков. На этом диалекте основан современный крымскотатарский литературный язык.

Правда, за пределами Крыма представители всех субэтносов называли себя одинаково – «крымцами». Накануне Второй мировой войны среди крымских татар около 30% составляли «ялыбойлу», около20 % - «ногаи» и около 50 % - «таты». Депортация размыла границы между ними, сильно возросло число смешанных семей. Из-за того, что после возвращения в Крым репатрианты, как правило, не могут селиться в местах своего традиционного проживания, процесс смешения субэтносов продолжается.

Огромную «скрепляющую» роль при формировании крымскотатарского народа сыграл ислам, вытеснивший с полуострова господствовавшее там христианство – исламизация основной части населения Крымского улуса началась в XIII веке, в течение золотоордынского периода она постепенно охватила еще и население византийского княжества Феодоро, а также Генуэзской колонии, и практически завершилась в ханский период. Он начался в 1441 году с отложения от Золотой Орды местной династии Гиреев во главе с первым крымским ханом Хаджи Гиреем, ставшим вассалом Османской империи.

«Золотой век Гиреев»

Эпоха Крымского ханства (1441 – 1783) - время расцвета крымскотатарской культуры и искусства. Знамениты поэты той эпохи – Ашик Умер, Махмуд Кырымлы, хан Газы II Гирей Бора. Великолепный архитектурный шедевр того времени — ханский дворец в Бахчисарае. Максимилиан Волошин так характеризовал ханский период: «После беспокойного периода татарства времён Золотой Орды наступает Золотой век Гиреев, под высоким покровом великолепной, могущественной и культурной Турции времён Солиманов, Селимов и Ахметов. Никогда - ни раньше, ни позже - эта земля, эти холмы и горы и равнины, эти заливы и плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья.»

Впрочем, до мира и счастья было все-таки далеко. Крымское ханство превратилось в базу для разбойничьих набегов и плацдарм для турецкой экспансии. Тысячи захваченных в набегах пленников продавались на крымских невольничьих рынках, среди которых самым крупным был рынок в Кафе (Феодосии). В отношениях с Москвой союзнические связи, сложившиеся во второй половине XV века между Иваном III и Менгли-Гиреем, быстро сменились враждебностью. В 1571 году 40-тысячное крымское войско Девлет-Гирея едва не захватило русскую столицу, подпалив пригороды, после чего Москва почти вся выгорела. Правда, в следующем году крымцы были наголову разбиты в битве при Молодях, что положило предел их натиску. Тем не менее, крымские набеги на Россию и Речь Посполитую продолжались весь XVII и первую половину XVIII веков.

Интересно, что сначала в московских документах население Крымского ханства именовалось как «крымцы». Лишь по мере возрастания враждебности все чаще употреблялся термин «крымские татары». Это соответствовало складывавшейся традиции называть «татарами» почти все тюркские народы, с которыми российское государство сначала вступало в контакт, а потом подчиняло. Например, карачаевцев называли «горскими татарами», азербайджанцев – «закавказскими татарами» и т.д. Вот и после присоединения к России Крыма (1783) «татарами» стали называть все мусульманское население полуострова. Сейчас это название приобрело и несколько иное звучание – публицисты, настроенные в отношении крымских татар, мягко говоря, недружественно, упирая на то, что они именно «татары», как бы подчеркивают якобы «неавтохтонность» этого этноса для Крыма.

«Черное столетие»

Сразу после присоединения Крыма российские власти демонстрировали широкий либерализм в отношении местной элиты: духовенство и знать были приравнены к российскому дворянству. Вместе с тем в Петербурге особо не надеялись на лояльность новых подданных. Стратегическую цель имперской политики можно было в принципе сформулировать так: «Крым без крымских татар.» Главным средством достижения этой цели стала колонизация путем вытеснения крымскотатарских крестьян с земель, пожалованных короной русским дворянам, а также привлечения переселенцев из России в степные районы и в интенсивно строившиеся города.

Результаты таковы: население Крымского ханства к 1770 гг. составляло примерно 500 тысяч человек, 92 % из них - крымские татары. Первая российская перепись 1793 года зафиксировала в Крыму 127,8 тысячи человек, крымских татар - 87,8%. Таким образом, за первые 10 лет российской власти Крым покинуло 3/4 населения, эмигрировавшего в основном в пределы Османской империи. Вторая волна массовой эмиграции случилась сразу после Крымской войны – в 1850-60-е гг. в Османскую империю ушли примерно 300 тысяч человек, включая почти всю крымскотатарскую элиту. Именно их потомки составляют ныне диаспоры в Турции (около 2 миллионов, впрочем, неассимилированных, по ряду оценок, всего 50 тысяч), Румынии (24 тысячи) и Болгарии (3 тысячи).

Вместе с тем, «черное столетие» (термин, часто употребляющийся в крымскотатарской литературе) не следует описывать только в черных красках. В частности, крымские татары, служившие в русской армии, демонстрировали изрядную верность царю и отечеству и отличные боевые качества - начиная с иррегулярной крымской конницы во время наполеоновских войн и кончая крымскими подразделениями «дикой дивизии» в Первую мировую. Но основной позитив состоял в том, что в последние десятилетия XIX века началось крымскотатарское культурное возрождение, связанное прежде всего с именем выдающегося просветителя Исмаил-бека Гаспринского (1854—1914).

В числе его главных заслуг — создание нового литературного языка, распространение среди крымских татар светского образования, что привело к появлению новой крымскотатарской интеллигенции. Причем свои школы Гаспринский основывал не только в Крыму, но и в Бухаре, Ташкенте и ряде других городов Средней Азии, которую он посетил дважды - в 1893 и 1907 гг. Во время этих поездок Исмаил-бек встречался с бухарским эмиром бухарским и местной элитой. Гаспринский издавал в Бахчисарае первую крымско-татарскую газету «Терджиман», которая стала известна далеко за пределами Крыма, в частности, в Турции и в той же Средней Азии. Надо сказать, что этот человек был авторитетом для всех мусульман Российской империи.

И, тем не менее, крымские татары чувствовали себя на своей родине не слишком комфортно. В 1891 году началась третья волна эмиграции, достигшая пика в 1893 году - уехало около 18000 человек. Следующая вспышка - 1902-1903 годы. Да и потом эмиграция не прекращалась до 20-х годов прошлого столетия.

«Крым для крымцев»

В послефевральской революционной суматохе о крымских татарах как бы забыли. Исполком Симферопольского совета 17 марта 1917 года отклонил ходатайство крымских татар о предоставлении им представительства, на основании того, что «национальные организации представительства в Совете не имеют». Впрочем, это не могло остановить самоорганизации крымских татар – появились Мусульманский комитет и «Милли фирка» («Национальная партия»), чьими усилиями 25 марта в Симферополе был созван Курултай, избравший Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет во главе с Номаном Челебиджиханом. Челебиджихан выдвинул лозунг: "Крым - для крымцев!" Причем под «крымцами» понимались не только крымские татары, но и все жители полуострова. «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку».

Подобные идеи не нашли отклика у большевиков, и они в начале 1918 года Челебиджихана расстреляли, так же, как и очень многих других крымских татар из числа «нетрудовых элементов». Красный террор поднял крымскотатарское население на борьбу - антибольшевистские отряды «эскадронцев», в свою очередь, убивали коммунистов. Однако и выбившие большевиков из Крыма белые, сражавшиеся за «единую и неделимую Россию», к идеям «Милли фирка» относились плохо. Летом 1919 года белые разгромили штаб-квартиру партии, последовали расстрелы ее активистов. В ответ левое крыло «Милли фирка» заключило союз с большевиками и ушло в подполье, а довольно значительное число крымских татар влилось в ряды как «красных», так и «зеленых» партизан. Широкую известность получил, например, крымскотатарский полк Крымской повстанческой армии под командованием Османа Деренайырлы.

Крымская АССР

После бегства белых большевики провозгласили Крымскую ССР (1921), где государственными языками стали русский и крымскотатарский. Причем первоначально эта республика имела статус, аналогичный статусу союзной республики в будущем СССР. Тогда Крым мыслился как некое связующее звено с режимом Кемаля-паши (Ататюрка), одно время воспринимавшегося в Москве как «борец с империализмом». Однако уже в 1922 году в Кремле поняли, что строить социализм Кемаль не собирается, и крымская республика превратилась в обыкновенную АССР в составе РСФСР. Тем не менее, в Крыму продолжалась характерная для 20-х годов политика «коренизации» - доля крымских татар в республиканских органах власти достигла 36 %, им выделялось до 20% мест в учебных заведениях, резервировались дефицитные рабочие места. Выпускалось множество книг на крымскотатарском языке (до 1927 года использовалась арабская графика, в 1928-39 - латиница, в 1939-92 – кириллица, с 1992 года вновь латиница), значительное число крымских татар обучалось в московских и ленинградских вузах.

Но подъем национально-культурной жизни продолжался недолго. Уже в 1928 году ГПУ «раскрыло» крымскотатарский «заговор» во главе с бывшим председателем КрымЦИК Вели Ибраимовым, якобы собиравшимся присоединить Крым к Турции. Ибраимова расстреляли, а вслед за ним и многих других, в том числе бывших членов «Милли фирка», которых раньше не трогали. Дальше – массовые аресты, закрытие национальных школ, театров, газет и т.д. Затем были коллективизация, репрессии 30-х годов и все прочие прелести советской власти, которые в тот период ударили по крымским татарам с той же силой, как и по другим народам. Можно лишь добавить, что с 1921 по 1931 год в Крымской АССР были закрыты 106 мечетей, причем сразу снесена 51 мечеть. После 1931 года были отобраны великолепные мечети Бахчисарая, Евпатории, Феодосии, Ялты, которые медленно разрушались или просто уничтожались.

Жертвы навета

Согласно переписи 1939 года, крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть 19,4% населения. Из 90 тысяч мобилизованных в армию в 1941 году в Крыму, крымских татар было около 20 тысяч. В середине ноября 1941 года Крым оккупировали немцы и румыны. И уже в декабре там были созданы «мусульманские комитеты» во главе с центральным «Крымским мусульманским комитетом» в Симферополе. Первоначальная программа комитета предусматривала создание под протекторатом Германии государства крымских татар. Однако уже зимой 1941-42 гг. немцы дали понять, что не допустят появления какого бы то ни было крымскотатарского государственного образования. В декабре 1941 года представители крымскотатарской общины Турции Эдиге Кырымал и Мюстеджил Улькюсал ездили в Берлин, надеясь убедить Гитлера в необходимости создания такого государства, но фюрер отказал. Оно и понятно: нацисты намеревались включить Крым (будущий рейхсгау «Готенланд») в Рейх и заселить его немцами.

В сентябре 1942 года немцы запретили использовать в названии комитета слово «крымский», и он стал именоваться «Симферопольским мусульманским комитетом», а потом - «Симферопольским татарским комитетом». Нацисты были главным образом заинтересованы в том, чтобы комитет занимался формированием добровольческих антипартизанских формирований. Он этим в основном и занимался до января 1942 года, но после того, как вербовка была официально санкционирована Берлином, руководство процессом перешло к командованию айнзатцгруппы «D» (в конце 1943 года комитет и его структуры были распущены). К марту 1942 года в 14 «ротах самообороны» служили уже 4 тысячи крымскотатарских добровольцев, а еще 5 тысяч находились в резерве. Затем на основе рот были развернуты 10 батальонов вспомогательной полиции (Schutzmannschaft-Bataillonen).

Данные формирования использовались при охране объектов, активно участвовали в борьбе с партизанами, а в 1944 году оказали упорное сопротивление наступавшим советским войскам. В мае того же года остатки этих частей эвакуировались из Крыма, а затем из них в Венгрии была сформирована горная бригада войск СС (татарская №1) – Waffen-Gebirgs-Brigade der SS (Tatar №1) численностью в 3,5 тысячи солдат. Не вошедшие в состав бригады добровольцы были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона «Волжско-татарского легиона Идель-Урал».

Этих фактов, а также обращений и приветствий различных крымскотатарских деятелей в адрес Гитлера и Германии, опубликованных в оккупационной печати, оказалось достаточно Сталину для обвинения всего крымскотатарского народа в поголовном предательстве и издания Постановления ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года о выселении всех крымских татар с полуострова. Между тем, даже с учетом всей исторической специфики взаимоотношений с российским, а потом с советским государством (если, конечно, вообще вывести за скобки изначальную преступность самой идеи коллективного наказания целого народа) «уровень коллаборационизма» крымских татар не являлся чем-то исключительным по сравнению с «уровнем коллаборационизма» не только в других «национальных окраинах» СССР, но и в чисто русских областях, оккупированных нацистами.

Можно вспомнить, например, что в такой партизанской республике, как Белоруссия, свыше 20 тысяч человек состояли в созданном немцами корпусе «Беларускай Самааховы», и еще 30 тысяч – в «Беларускай краевой абароне». И это не считая 11 белорусских Schutzmannschaft-Bataillonen и прочих полицейских формирований. Эти кадры впоследствии стали основой для формирования целой эсэсовской дивизии – 30. Waffen-Grenadiere Division der SS (белорусская №1). А, например, кадры для 29. Waffen-Grenadiere Division der SS (русская №1) вышли из Русской освободительной народной армии (РОНА), созданной инженером Брониславом Каминским в Локотском округе Брянской области. Что уж на этом фоне говорить о Прибалтике или о Западной Украине с их четырьмя дивизиями Waffen SS. А вот крымских татар хватило всего на одну бригаду, да и та скоро перестала быть «татарской», влившись в «Азербайджанский полк СС». Впрочем, в любом случае главная заслуга в том, что свыше миллиона жителей СССР в той или иной форме воевали на стороне Германии, принадлежит самому сталинскому режиму с его зверствами.

Вместе с тем достаточно фактов, свидетельствующих о достойном вкладе крымских татар в борьбу с нацизмом. Вот лишь некоторые из них. Так, в конце 1942 года крымские татары составляли примерно шестую часть из 2500 действовавших в Крыму «гражданских» партизан (то есть жителей Крыма). В основном из крымских татар состоял, в частности, Судакский отряд. В 1943-44 годах командный состав партизанских отрядов Крыма почти наполовину был крымскотатарским. Сражаясь в рядах советских войск, погибло более 25000 крымских татар - 1/4 тогдашнего взрослого крымскотатарского населения.

К этому следует добавить, что практически все коллаборационисты ушли из Крыма вместе с немцами, стало быть, под действие Постановления ГКО попадали люди ни в чем повинные. Тем не менее, утром 18 мая 1944 года заработала отлаженная схема: от нескольких минут до получаса на сборы, затем на грузовиках к железнодорожным станциям. Тех, кто сопротивлялся или не мог идти, расстреливали на месте. Умерших в эшелонах от голода и издевательств наспех зарывали рядом с железнодорожной насыпью, а то и просто выбрасывали из вагонов. По прибытии с взрослых брали подписку об уведомлении насчет 20-летнего срока за побег из спецпоселения. В 1944-45 годах в местах высылки от голода и болезней умерли от 15-25 % (по оценкам советских органов) до 46% депортированных (по оценкам крымскотатарских активистов, собиравших сведения в 60-е годы).

Всего в 1944 году из Крыма депортировали около 200 тысяч крымских татар. Основная часть была увезена в Узбекистан (150000) и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана (около 5000), примерно 9000 отправились в Марийскую АССР, небольшие группы на Урал и в Костромскую область. Сражавшиеся в действующей армии были отправлены в ссылку после демобилизации в 1945 году. Так, в местах депортации оказалось 8995 крымских татар-участников войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта (1949).

Спустя месяц после депортации крымских татар были высланы также крымские армяне, болгары и греки. Некоторые районы остались почти без населения. Двумя указами от 1945 и 1948 годов было переименовано более 90% населённых пунктов, так как их названия имели крымскотатарское происхождение. Все мечети, сохранившиеся к тому времени, были переданы в руки новым властям, затем большую часть разрушили. А сама Крымская АССР была преобразована в Крымскую область.

(Продолжение следует)


В избранное