Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Китай против Австралии: Лидер уйгуров и международный кинофорум


Китай против Австралии: Лидер уйгуров и международный кинофорум
2009-08-04 22:47 Фергана.Ру

На Мельбурнском Международном кинофестивале, который открылся 24 июля 2009 года и продлится до 9 августа, разыгрываются настоящие дипломатические войны между организаторами и правительством Китайской Народной Республики.

Все дело в том, что в рамках кинофестиваля был запланирован показ автобиографического документального фильма главы Всемирного Уйгурского Конгресса (ВУК) Рабии Кадир (в другом написании - Ребия Кадер, Rebiya Kadeer) «Десять условий любви» («10 Conditions of Love»), снятый австралийским режиссером Джеффом Дэниэлсом.

Активная фаза угроз и дипломатических заявлений началась 10 июля, когда была опубликована программа кинофестиваля, в который вошел фильм уйгурского лидера.

«В пятницу [10 июля] я получил звонок от госпожи Чен, которая является сотрудником Генерального консульства Китая тут, в Мельбурне. Она сказала мне, что звонит с целью потребовать отменить показ фильма «Десять условий любви»», - рассказал в интервью австралийскому телеканалу АВС Ричард Мур, исполнительный директор Мельбурнского кинофестиваля. – «Я ей ответил, что у меня нет причин снимать фильм с фестиваля, после чего она стала требовать, чтобы я объяснил свое решение включить фильм в программу».

Кадр из фильма Десять условий любви
Кадр из фильма «Десять условий любви»

После того, как Р.Мур вежливо объяснил сотруднице китайского консульства, что не обязан ничего объяснять по этому поводу, г-жа Чен назвала Рабию Кадир «преступницей», виновной в многочисленных нарушениях закона, а также в терроризме.

«Она продолжала перечислять преступления Рабии Кадир и, к сожалению, я вынужден был ей сказать, что не могу более продолжать разговор, поскольку я объяснил ей свою точку зрения, и вежливо положил трубку», - подытожил Ричард Мур.

15 июля Генеральное консульство КНР в Австралии опубликовало пресс-релиз, в котором перечислило эти самые «преступления» лидера уйгуров в эмиграции, подчеркнув специально для австралийской общественности о том, что «она никогда не сможет пошатнуть основы национального единства, мира и гармонии в Синьцзян-Уйгурском автономном районе» (СУАР). Как говорится в пресс-релизе, расследование недавних трагических событий в СУАР показало, что «за провокацией, разработкой и руководством волнений стоит ВУК, возглавляемый Рабией (в оригинале без фамилии – прим.ред.)».

Дипломатическая перепалка продолжилась 31 июля, когда заместитель главы китайского МИДа вызвал к себе посла Австралии в КНР и выразил ему решительный протест по поводу того, что австралийская сторона выдала визу Рабие Кадир, чем позволила лидеру уйгуров приехать в Австралию для участия в фестивале и показа своего автобиографического фильма.

«Немедленно исправьте свою ошибку, запретите Рабие въезд в Австралию и использование территории Австралии для сепаратистских действий против китайской нации», – цитирует слова китайского мидовского чиновника агентство Синьхуа.

Однако в ответ министр иностранных дел Австралии Стивен Смит сообщил, что для визита Рабие Кадир уже выдана виза, а также подчеркнул, что она «не является террористом» и поэтому нет причин отказать ей во въезде в страну.

Первый показ фильма Рабии Кадир в рамках австралийского кинофестиваля прошел 26 июня 2009 года. Второй просмотр запланирован на 8 августа, за день до закрытия мероприятия.

Власти КНР пытаются дискредитировать "Всемирный уйгурский конгресс" и его лидера. 3 августа "Синьхуа" опубликовало коллективное письмо, якобы написанное 12 ближайшими родственниками Ребии Кадер — в нем значатся подписи ее сына Кахара, дочери Роксингул, старшей сестры Зухили и младшего брата Мемета. "Ты когда-то была самым богатым человеком в Синьцзяне лишь благодаря многочисленным возможностям, которые давали тебе Компартия Китая и наше правительство. Но несмотря на снисходительность партии, ты оказалась в тюрьме, поддавшись чарам плохих людей,— начинается этот документ.— Тебе разрешили уехать в США благодаря снисходительности властей. Ты обещала нашему правительству не заниматься сепаратистской деятельностью, но ты нарушила слово". Дальше авторы письма с многочисленными реверансами в адрес Компартии рассказывают о том, как хорошо живется уйгурам в КНР, и возлагают на Ребию Кадер ответственность за гибель мирных жителей в Урумчи. Сторонники госпожи Кадер уже назвали письмо фальшивкой и предположили, что оно могло быть подписано под давлением. Сама Ребия Кадер письмо пока не комментирует.
Коммерсантъ

25 июля к противостоянию присоединились китайские хакеры, которые подвергли веб-сайт кинофестиваля массированной атаке. Взломав сайт, хакеры-патриоты разместили на нем флаг КНР и анти-Кадировские лозунги.

Подобного рода призывы были размещены китайскими хакерами на сайте Мельнбурского фестиваля
Подобного рода призывы были размещены китайскими хакерами на сайте Мельнбурского фестиваля

За два дня до начала фестиваля стало известно, что все фильмы китайского (в том числе и гонконгского) производства были сняты с кинофестиваля в связи с бойкотом китайских кинопроизводителей.

«Только один китайский фильммейкер объяснил свое нежелание участвовать в фестивале тем, что выступает против документального фильма [Рабии Кадир]; остальные не смогли дать четкого объяснения принятому ими решению», - с сожалением отметил исполнительный директор Мельбурнского Международного Кинофестиваля Ричард Мур.

Исключение составил лишь короткометражный фильм китайско-испанско-французского производства «Cry Me A River», показанный 29 июля 2009 года.

Следует отметить, что на престижном международном фестивале представлены картины режиссеров из Ирана (About Elly; The Man Who Came With The Snow; No One Knows About Persian Cats; Snow) и Турции (Mommo; Two Lines).

В настоящее время редакция «Ферганы.Ру» готовит к публикации специальный материал об автобиографической документальной киноленте Рабии Кадир «Десять условий любви».

Подготовил Мусафирбек Озод

Кто стоит за громкими покушениями на религиозных деятелей в Ташкенте?
2009-08-04 23:18 Соб. инф.

31 августа 2009 года, приблизительно в 22:30 по ташкентскому времени было совершено покушение на известного проповедника, главного имама-хатыба (настоятеля мечети, главного среди духовных лиц мечети. – прим. ред.) столицы Узбекистана, религиозного деятеля Анвара-кори Турсунова. Согласно предварительным данным, полученным от последователей и учеников имама, покушение было совершено у его дома. Трое злоумышленников вызвали имама из дома, а когда тот появился у ворот, нанесли ему девять ударов ножом. Пять ударов попали в кисть и предплечье имама, а остальные - в область живота. Завязавшаяся потасовка и крики привлекли внимание соседей. Их неожиданное появление испугало нападавших, которые отбежали к поджидавшему их легковому автомобилю «Матиз» белого цвета и покинули место происшествия. В настоящее время следственные органы ведут поиски данного автомобиля.

Согласно источникам, близким к имаму, четвертого августа, спустя ровно пять дней со дня покушения, находившийся в коме Анвар-кори Турсунов очнулся. Нынешнее состояние имама оценивается как стабильное.

51-летний главный имам города Ташкента Анвар-кори Турсунов имеет большой авторитет среди верующих столицы Узбекистана. Он входит в число самых известных религиозных деятелей республики. Именно по этим причинам покушение на духовного лидера быстро распространилось эхом среди населения страны и стало поводом для появления разного рода домыслов и предположений.

Согласно некоторым неофициальным версиям, за покушением могут стоять представители экстремистскими групп. По утверждению верующих, посещавших мечеть «Кукалдош» («Кукельдаш»), где во время пятничных молитв Анвар-кори Турсунов читал проповеди, в последнее время имам резко критиковал последователей ваххабизма и движения «Хизб ут-тахрир». По их убедительному мнению, вне всяких сомнений, за покушением стоят именно последователи движения «Хизб ут-тахрир».

Есть, по мнению местных верующих, и другая причина, которая могла вызвать неадекватную реакцию у сторонников запрещенного движения. Анвар-кори Турсунов на самом деле входил в группу религиозных экспертов, чьими услугами иногда пользовались представители Службы национальной безопасности Узбекистана и Комитета по делам религии при кабинете министров страны. Подобные ему эксперты выносят заключение по тем или иным ситуациям, вызывающим вопросы у следственных органов, а также по той или иной литературе. Однако представители духовенства абсолютно опровергают участие Анвара-кори Турсунова в вынесении вердикта относительно того, являются ли те или иные религиозные группы экстремистскими? Другое дело, что главный имам столицы читал критические проповеди в адрес таких групп, объясняя допускаемые ими ошибки в толковании некоторых религиозных правил.

Другим известным качеством авторитетного религиозного лидера было то, что он в числе прочих религиозных деятелей имел официальный доступ в пенитенциарные учреждения страны, где проводил беседы с осужденными за религиозные убеждения. По утверждению представителей духовенства, в большинстве своем эти беседы носили рекомендательный и объяснительный характер. То есть, религиозные деятели пытались объяснить тому или иному осужденному (как правило, ими являлись приговоренные за членство в движении «Хизб ут-тахрир»), что избранный ими путь нарушает истинный смысл и характер религии Ислама. Иногда во время таких бесед между официальными религиозными деятелями и осужденными сторонниками движения «Хизб ут-тахрир» возникали споры по отдельным богословским вопросам. В такие моменты официальные религиозные деятели принимались доказывать ошибочность толкований своих оппонентов, и, попутно напоминая, что если ошибка будет осознана, было бы не плохо подтвердить это письменно.

Подобная деятельность главного имама узбекской столицы, по мнению местных верующих и представителей духовенства, уже даёт основание полагать, что за покушением стоят представители тех религиозных групп, кто был абсолютно не согласен с мнением Анвара-кори Турсунова. При этом представители духовенства и приближенные имама категорически опровергают версию о том, что конфликт мог возникнуть из-за патронажа на «подведомственной» ему территории того или иного вида бизнеса. По утверждению последователей имама, у Анвар-кори Турсунова не было никакого бизнеса, а свой основной доход известный богослов получал, принимая участие в религиозных обрядах. Это - венчание молодых, обрезание и чтение проповедей на обрядах праздничного застолья, в дни великого поста в месяц Рамадан, во время разговения.

Между тем, покушение на известного проповедника и главного имама столицы Узбекистана разоблачило другое тщательно скрываемое силовиками столицы покушение. Согласно выявленным фактам, 16 июля сего года был убит 37-летний заместитель директора медресе (религиозное учебное заведение) «Кукельдаш» по вопросам просвещения Аброр Аброров.

Согласно следствию, убийство А.Абророва произошло в тот момент, когда он говорил по мобильному телефону у входа в подъезд своего дома на массиве Сергели-6 города Ташкента. Нападавшие нанесли ему семь ножевых ударов в область груди и два удара тупым предметом в область лица. От полученных ранений А.Аброров скончался на месте, а возбужденное силовиками уголовное дело быстро покрылось завесой тайны. Однако из достоверных источников «Фергане.Ру» стало известно, что был составлен фоторобот одного из нападавших, а по делу было задержано 147 человек. В настоящее время выясняется их причастность к данному убийству.

Примечательно, что в момент нападения в кармане А.Абророва находилась крупная сумма денег - около двух тысяч трехсот долларов США, 50 Евро, 13.500 узбекских сумов (приблизительно 8-9 долларов США), пластиковая карта с 60.000 сумов (приблизительно 43 доллара США) и ключи от автомобиля. Ничего из того, что было в кармане у убитого, нападавшие не тронули. Вследствие данного факта верующие и представители духовенства напрочь отклоняют версию о нападении с целью грабежа. Последнее обстоятельство также вызвало у духовенства подозрение, что за нападением стоят представители запрещенных религиозных групп.

По словам одного из верующих, хорошо знавшего Аброра Абророва, заместитель директора медресе имел два высших религиозных образования. После окончания Ташкентского Исламского Университета молодой парень прошел обучение в самом престижном в исламском мире университете Ал-Азхар в Египте. Владение достаточно прочными знаниями в области религии позволили молодому человеку сделать быструю карьеру. Более того, он был одним из немногих молодых знатоков религии, из-за чего его иногда также привлекали к участию в экспертной комиссии при определении или вынесении экспертного заключения.

Медресе Кукельдаш расположено на высоком холме в районе площади Чорсу. Строителем медресе считается везирь ташкентских ханов (1551-1575 гг.), прозванный Кукельдаш ("молочный брат хана"). В конце XVIII века медресе использовалось как караван-сарай, в 1860 г. служило кокандским ханам крепостью, а также местом казни (с верхнего парапета на выстланную камнем площадку сбрасывали в мешках уличенных в неверности жен).

Медресе Кукельдаш - одно из крупнейших сохранившихся медресе XVI в. в Средней Азии, с развитой планировкой, использующей характерные для своего времени приемы. Медресе было построено из жженого кирпича. Декорирован лишь один из фасадов. На портале сохранились остатки изразцового декора - глазурованные кирпичи и майолика: они восполнены в 1950-х гг. Памятник большой историко-архитектурной ценности, медресе Кукельдаш, несмотря на аварийное состояние, было сохранено и реставрировано.

В отличие от представителей духовенства и влиятельных религиозных деятелей, кто сегодня с особым вниманием следит за дальнейшим состоянием находящегося в реанимационном отделении республиканского центра неотложной медицины главного имама города, следственные органы из числа представителей МВД страны и Главного управления милиции города Ташкента пока воздерживаются от выдвижения каких либо версий.

Их позицию полностью поддерживают и представители общества, которые призывают воздерживаться от необдуманных и непроверенных версий, которые могут нанести серьёзный вред следственным мероприятиям и стать причиной ненужных арестов.

Правозащитники призывают силовиков и следственную группу тщательно проверить и изучить каждую версию, прежде чем выносить окончательно решение, напоминая, что каждое неправильное решение может стоить чьей-то покалеченной жизни.

Соб. инф.

Кто стоит за громкими покушениями на религиозных деятелей в Ташкенте?
2009-08-04 23:18 Соб. инф.

31 июля 2009 года, приблизительно в 22:30 по ташкентскому времени было совершено покушение на известного проповедника, главного имама-хатыба (настоятеля мечети, главного среди духовных лиц мечети. – прим. ред.) столицы Узбекистана, религиозного деятеля Анвара-кори Турсунова. Согласно предварительным данным, полученным от последователей и учеников имама, покушение было совершено у его дома. Трое злоумышленников вызвали имама из дома, а когда тот появился у ворот, нанесли ему девять ударов ножом. Пять ударов попали в кисть и предплечье имама, а остальные - в область живота. Завязавшаяся потасовка и крики привлекли внимание соседей. Их неожиданное появление испугало нападавших, которые отбежали к поджидавшему их легковому автомобилю «Матиз» белого цвета и покинули место происшествия. В настоящее время следственные органы ведут поиски данного автомобиля.

Согласно источникам, близким к имаму, четвертого августа, спустя ровно пять дней со дня покушения, находившийся в коме Анвар-кори Турсунов очнулся. Нынешнее состояние имама оценивается как стабильное.

51-летний главный имам города Ташкента Анвар-кори Турсунов имеет большой авторитет среди верующих столицы Узбекистана. Он входит в число самых известных религиозных деятелей республики. Именно по этим причинам покушение на духовного лидера быстро распространилось эхом среди населения страны и стало поводом для появления разного рода домыслов и предположений.

Согласно некоторым неофициальным версиям, за покушением могут стоять представители экстремистскими групп. По утверждению верующих, посещавших мечеть «Кукалдош» («Кукельдаш»), где во время пятничных молитв Анвар-кори Турсунов читал проповеди, в последнее время имам резко критиковал последователей ваххабизма и движения «Хизб ут-тахрир». По их убедительному мнению, вне всяких сомнений, за покушением стоят именно последователи движения «Хизб ут-тахрир».

Есть, по мнению местных верующих, и другая причина, которая могла вызвать неадекватную реакцию у сторонников запрещенного движения. Анвар-кори Турсунов на самом деле входил в группу религиозных экспертов, чьими услугами иногда пользовались представители Службы национальной безопасности Узбекистана и Комитета по делам религии при кабинете министров страны. Подобные ему эксперты выносят заключение по тем или иным ситуациям, вызывающим вопросы у следственных органов, а также по той или иной литературе. Однако представители духовенства абсолютно опровергают участие Анвара-кори Турсунова в вынесении вердикта относительно того, являются ли те или иные религиозные группы экстремистскими? Другое дело, что главный имам столицы читал критические проповеди в адрес таких групп, объясняя допускаемые ими ошибки в толковании некоторых религиозных правил.

Другим известным качеством авторитетного религиозного лидера было то, что он в числе прочих религиозных деятелей имел официальный доступ в пенитенциарные учреждения страны, где проводил беседы с осужденными за религиозные убеждения. По утверждению представителей духовенства, в большинстве своем эти беседы носили рекомендательный и объяснительный характер. То есть, религиозные деятели пытались объяснить тому или иному осужденному (как правило, ими являлись приговоренные за членство в движении «Хизб ут-тахрир»), что избранный ими путь нарушает истинный смысл и характер религии Ислама. Иногда во время таких бесед между официальными религиозными деятелями и осужденными сторонниками движения «Хизб ут-тахрир» возникали споры по отдельным богословским вопросам. В такие моменты официальные религиозные деятели принимались доказывать ошибочность толкований своих оппонентов, и, попутно напоминая, что если ошибка будет осознана, было бы не плохо подтвердить это письменно.

Подобная деятельность главного имама узбекской столицы, по мнению местных верующих и представителей духовенства, уже даёт основание полагать, что за покушением стоят представители тех религиозных групп, кто был абсолютно не согласен с мнением Анвара-кори Турсунова. При этом представители духовенства и приближенные имама категорически опровергают версию о том, что конфликт мог возникнуть из-за патронажа на «подведомственной» ему территории того или иного вида бизнеса. По утверждению последователей имама, у Анвар-кори Турсунова не было никакого бизнеса, а свой основной доход известный богослов получал, принимая участие в религиозных обрядах. Это - венчание молодых, обрезание и чтение проповедей на обрядах праздничного застолья, в дни великого поста в месяц Рамадан, во время разговения.

Между тем, покушение на известного проповедника и главного имама столицы Узбекистана разоблачило другое тщательно скрываемое силовиками столицы покушение. Согласно выявленным фактам, 16 июля сего года был убит 37-летний заместитель директора медресе (религиозное учебное заведение) «Кукельдаш» по вопросам просвещения Аброр Аброров.

Согласно следствию, убийство А.Абророва произошло в тот момент, когда он говорил по мобильному телефону у входа в подъезд своего дома на массиве Сергели-6 города Ташкента. Нападавшие нанесли ему семь ножевых ударов в область груди и два удара тупым предметом в область лица. От полученных ранений А.Аброров скончался на месте, а возбужденное силовиками уголовное дело быстро покрылось завесой тайны. Однако из достоверных источников «Фергане.Ру» стало известно, что был составлен фоторобот одного из нападавших, а по делу было задержано 147 человек. В настоящее время выясняется их причастность к данному убийству.

Примечательно, что в момент нападения в кармане А.Абророва находилась крупная сумма денег - около двух тысяч трехсот долларов США, 50 Евро, 13.500 узбекских сумов (приблизительно 8-9 долларов США), пластиковая карта с 60.000 сумов (приблизительно 43 доллара США) и ключи от автомобиля. Ничего из того, что было в кармане у убитого, нападавшие не тронули. Вследствие данного факта верующие и представители духовенства напрочь отклоняют версию о нападении с целью грабежа. Последнее обстоятельство также вызвало у духовенства подозрение, что за нападением стоят представители запрещенных религиозных групп.

По словам одного из верующих, хорошо знавшего Аброра Абророва, заместитель директора медресе имел два высших религиозных образования. После окончания Ташкентского Исламского Университета молодой парень прошел обучение в самом престижном в исламском мире университете Ал-Азхар в Египте. Владение достаточно прочными знаниями в области религии позволило молодому человеку сделать быструю карьеру. Более того, он был одним из немногих молодых знатоков религии, из-за чего его иногда также привлекали к участию в экспертной комиссии при определении или вынесении экспертного заключения.

Медресе Кукельдаш расположено на высоком холме в районе площади Чорсу. Строителем медресе считается везирь ташкентских ханов (1551-1575 гг.), прозванный Кукельдаш ("молочный брат хана"). В конце XVIII века медресе использовалось как караван-сарай, в 1860 г. служило кокандским ханам крепостью, а также местом казни (с верхнего парапета на выстланную камнем площадку сбрасывали в мешках уличенных в неверности жен).

В отличие от представителей духовенства и влиятельных религиозных деятелей, кто сегодня с особым вниманием следит за дальнейшим состоянием находящегося в реанимационном отделении республиканского центра неотложной медицины главного имама города, следственные органы из числа представителей МВД страны и Главного управления милиции города Ташкента пока воздерживаются от выдвижения каких либо версий.

Их позицию полностью поддерживают и представители общества, которые призывают воздерживаться от необдуманных и непроверенных версий, которые могут нанести серьёзный вред следственным мероприятиям и стать причиной ненужных арестов.

Правозащитники призывают силовиков и следственную группу тщательно проверить и изучить каждую версию, прежде чем выносить окончательно решение, напоминая, что каждое неправильное решение может стоить чьей-то покалеченной жизни.

Соб. инф.

Узбекистан: В Карши судят одиннадцать предполагаемых террористов
2009-08-05 07:32 ИА Фергана.Ру

В Узбекистане проходит суд над группой из 11 человек, обвиняемых в причастности к Исламскому движению Узбекистана (ИДУ), «Исламскому джихаду» и «Ливийскому джамоату», сообщает Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ).

3 августа 2009 года в Кашкадарьинском областном суде по уголовным делам (г. Карши) под председательством судьи Гульнары Азизовой начался судебный процесс по делу 11-ти человек, обвиняемых в различных преступлениях, в том числе участии в запрещенных религиозных организациях.

Перед судом предстали Санжарбек Яхеев, Жасур Исоков, Голиб Эгамбердиев, Фарход Шарипов, Зафар Зайниддинов, Саидмурод Низомов, Саидбурхон Низомов, Улмас Рахматуллаев, Нурбек Жамолов и Ойбек Остонов, которым инкриминируются статьи «Умышленное убийство», «Терроризм», «Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан», «Диверсия», «Разбой», «Организация преступного сообщества», «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку», «Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях» Уголовного Кодекса республики.

На скамье подсудимых находится также Абдулла Ибрагимов, обвиняемый по статье «Несообщение о преступлении или его укрывательство». Все подсудимые являются жителями города Шахрисабза и Китабского района Кашкадарьинской области, их средний возраст - от двадцати до тридцати лет.

Согласно обвинительному заключению, составленному проводившим следствие старшим следователем Службы национальной безопасности (СНБ) Кашкадарьинской области майором Маруфом Халимовым и утвержденного прокурором Кашкадарьинской области К.Исмаиловым, все подсудимые причастны к «Исламскому движению Узбекистана», «Исламскому джихаду» и «Ливийскому джамоату».

Напомним, что многие наблюдатели подвергают сомнению само существование организации «Исламский джихад», которая якобы взяла на себя ответственность за вооруженные столкновения в Ханабаде и Андижане 26 мая сего года, считая ее существование выдумкой узбекских спецслужб.

По мнению ИГНПУ, судебный процесс проходит с нарушениями уголовно-процессуальных норм, в частности, на него не допускаются наблюдатели и правозащитники. В судебном процессе принимают участие только три адвоката, остальные подсудимые не имеют защитников.

Адвокаты утверждают, что уголовное дело на их подзащитных сфабриковано, во время следствия их вина не была доказана, и для получения признательных показаний все подсудимые подверглись жестоким пыткам. Очередное заседание суда состоится сегодня, 5 августа.


В избранное