← Июнь 2009 → | ||||||
28
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Памятник тщеславию
Памятник тщеславию Немногие знают, что самый большой христианский храм современного мира - это уже не собор святого Петра в Риме, а его увеличенная копия в небольшом африканском городке Ямусукро, где когда-то родился бывший президент республики Кот д`Ивуар (Берег Слоновой Кости) Феликс Уфуэ-Буаньи. Подобно всякому уважающему себя африканскому президенту он возглавлял страну с момента ее независимости до своей смерти: всего тридцать три года. В 1990-м в его родном селении завершилось строительство гигантского собора, заодно туда перенесли столицу из миллионного Абиджана. После смерти президента оказалось, что государственная казна истощена, и вскоре в республике заполыхала гражданская война, после которой Кот д`Ивуар окончательно сполз в нищету. Сегодня перед храмом бродят стада коров, а в близлежащих озерцах плещутся крокодилы. Такое иногда случается, когда бюджет неподконтролен, а главу государства одолевают амбиции войти в историю в качестве великого строителя. Главная стройка Независимости Эта история невольно приходит на ум при виде того, как в центре Ташкента стремительно обретает законченные очертания огромная конструкция – дворец форумов «Узбекистан», самое крупногабаритное и одновременно самое ненужное сооружение страны за последние двадцать лет. Очевидно, что величина этого здания призвана поразить воображение и воплотить в себе смысл изречения, выбитого на портале дворца Тимура в Шахрисабзе: «Если ты сомневаешься в нашем могуществе – взгляни на наши постройки». Действительно, уже сегодня размеры дворца, по форме напоминающего усеченный куб, производят сильное впечатление. Фасад здания будет снабжен колоннадой, а верхнюю часть на 48-метровой высоте покроет купол, вызывающий ассоциации то ли с кастрюльной крышкой, то ли с панцирем краба. Дворец будет иметь три зала: главный на 2200 мест (по новому официальному возрасту Ташкента) и два поменьше - на 300. Общая его площадь превысит 9,5 тысяч квадратных метров. То есть, это будет поистине нечто великое и грандиозное.
Вообще-то различных дворцов в столице Узбекистана и без того хватает. Это и дворец «Туркистон», и дворец «Истиклол» (бывший «Дружбы народов»), и здания Сената и Олий Мажлиса. Однако на новый дворец возложена важная государственная задача: затмить своим блеском все предыдущие, тем более что «Туркистон» и дворец «Дружбы народов» строились в советское время, и по понятной причине не в состоянии должным образом подчеркнуть величие эпохи и гениальность правителя, при котором стало возможным появление такого великолепия. Именно в новом дворце отныне будут проводиться самые торжественные и значимые мероприятия. И первыми в этом ряду станут празднества в честь 2200-летнего юбилея Ташкента и Дня независимости Узбекистана, назначенные на 1 сентября, которые, согласно постановлению президента Каримова, должны будут состояться уже во дворце форумов (изначально они планировались на май, но были перенесены – и чтобы совместить оба праздника, и чтобы приурочить их к сдаче дворца). Поэтому его строительство ведется стахановскими темпами: круглосуточно, в три смены, чтобы к намеченной дате он был готов. Стоимость этого роскошного здания, понятное дело, не разглашается. Да ведь и что такое презренное злато в сравнении с прекрасным зрелищем, ожидающим узбекистанцев! Только представьте: озаренный лучами софитов, на сцену всходит сам президент, обводит взглядом переполненный зал, устремленные к нему лица соратников, и произносит задушевную речь, в которой перечисляет достижения и победы периода независимости, и которой с замиранием сердца внемлют 2200 слуг народа. Наконец, речь подходит к концу, и зал взрывается бурей аплодисментов. Народные избранники восторженно рукоплещут, полностью отдавшись захватившему их чувству, сливаясь в групповом экстазе, переживая катарсис и ощущая себя и главу государства единым целым. Ну разве эти волшебные минуты не стоят того?.. О ташкентских курантах Строительство, развернувшееся в центре узбекской столицы в связи с ее 2200-летием, затронуло и своеобразный символ города – ташкентские куранты, которым нынешней весной исполнилось 62 года. Причем, затронуло самым непредвиденным образом: теперь курантов стало двое. В 30 метрах от привычной всем часовой башни стремительно (всего за три недели) выросло второе здание курантов, практически повторяющее оригинал, но развернутое в противоположную сторону и снабженное лестницей, ведущей вверх. Возведение новых курантов началось в 20-х числах апреля и к первой половине мая практически завершилось. Новая часовая башня должна стать подарком Ташкенту от городской администрации. Правда, зачем городу двое башенных часов, да еще рядом друг с другом, представители хокимията объяснять упорно не желают, всеми силами увиливая от ответа на этот вопрос. Тайной покрыты и все обстоятельства появления новых курантов: во сколько они обошлись бюджету столицы, где и за сколько был закуплен часовой механизм и так далее. Торжественный пуск курантов-близнецов состоится в сентябре, одновременно со строящимся через дорогу от них Дворцом форумов.
Что касается первых курантов, бесчисленное количество раз воспроизведенных на открытках, плакатах, буклетах и прочих изображениях, посвященных Ташкенту, то их история весьма интересна и стоит того, чтобы на некоторое время отвлечься и рассказать её. …Конец войны застал ташкентского часового мастера Ишию (Александра) Абрамовича Айзенштейна, служившего в интендантских войсках и занимавшегося восстановлением стереотруб, артиллерийских прицелов и прочей точной техники в восточнопрусском городе Алленштейн. Однажды командир полка велел снести здание старинной ратуши с часами, сильно пострадавшее от бомбежек и артобстрелов, и грозившее обрушением. Под него уже закладывали взрывчатку, когда туда явился Айзенштейн, осмотрел часовой механизм и обнаружил, что он цел, хотя циферблат пострадал от пуль и осколков. Ему удалось уговорить коменданта города не губить старинный механизм. Айзенштейн пояснил, что хочет подарить его своему родному городу – Ташкенту. Такая просьба удивила начальство: вывозить личные трофеи считалось делом естественным (фактически мародерство было легализовано), но вывозить часы не для себя, а для города – это ставило в тупик. Для этого было необходимо получить специальное разрешение Государственного комитета обороны. И Айзенштейн смог добиться этого. Он вывез механизм часов с боем, собственноручно восстановил его и предложил Ташкенту от имени полка, в котором служил. Так часы, реквизированные сержантом Айзенштейном (совершенно в духе великого Сахибкирана) в городе, где они простояли на башне несколько столетий, оказались в Ташкенте. Соответственно, их механизм оказался самым старым не только в Узбекистане, но и во всей Средней Азии. Что касается Алленштейна, то после войны он был возвращен Польше и получил свое предыдущее имя – Ольштын. Возвращен уже, конечно, без старинных часов. Впрочем, вряд ли поляки сильно обиделись: ведь взамен они получили целый город.
В Ташкенте по инициативе Айзенштейна для часов было решено соорудить специальную башню. Городские власти объявили конкурс на лучший проект здания курантов, которому предстояло стать монументом в честь победы в Великой Отечественной войне (заметьте, что сегодня никаких конкурсов уже не объявляют!). Победил проект архитектора Адгама Мухамедшина. Главным инженером здания курантов стал В.Левченко, в оформлении участвовал известный художник-орнаменталист и резчик по ганчу усто Ширин Мурадов. Первоначально здание предполагалось украсить орденом Победы, скульптурой воина-освободителя и бронзовыми барельефами, однако в ходе строительства проект претерпел изменения и всё это приделывать не стали, зато прикрепили мемориальную доску с именами узбекистанцев-Героев Советского Союза. Весной 1947 года строительство 30-метровой часовой башни возле входа в парк Горького завершилось, и с 9 мая куранты заработали. С того времени в центре Ташкента через каждые 15 минут был слышен звук колокола и его постепенно затихающее эхо. Ишию (Александра) Айзенштейна избрали почетным гражданином Ташкента и назначили главным смотрителем городских часов. Он много лет обслуживал механизм ташкентских курантов и принимал участие в их восстановлении после землетрясения 1966 года. Человек, подаривший городу часовую башню, умер в 1986 году и был похоронен на Коммунистическом кладбище (2-я часть Боткинского кладбища), а на здании курантов появилась табличка с его именем. Перемены последних двух десятилетий непосредственным образом отразились на городских часах. Мемориальную доску с именами героев-узбекистанцев сняли и куда-то выбросили. По информации сайта Uzmetronom, был продан и старинный часовой механизм. «В 1993 или 1994 году часовой механизм, представлявший антикварную и историческую ценность, был демонтирован и вывезен в неизвестном направлении под предлогом ремонта. Взамен городское руководство распорядилось закупить дешевый китайский электронный муляж и звуковые колонки, воспроизводившие бой колоколов, ранее имевшихся на часовой башне. Этим и объяснялись регулярные неполадки и сбои в работе, когда четыре циферблата часов показывали разное время», - писало Интернет-издание. Далее высказывалось предположение, что «отцы города продали уникальный часовой механизм, после чего он был вывезен за пределы Узбекистана. С того времени ташкентцы, сами того не подозревая, сверяли время с китайским муляжом, а не с точным немецким хронометром».
В последние месяцы подверглось «реставрации» и само здание курантов. Его корпус и башню обложили декоративной плиткой, а заодно снесли примыкающее к нему кафе с двумя залами - на улице и в подвале (нелюбовь президента Каримова к кафе и ресторанам в центре Ташкента общеизвестна). И вот теперь рядом с этими известными курантами появилась их копия. Особого восторга у ташкентцев этот «подарок» почему-то не вызвал: стоит с кем-нибудь заговорить на эту тему, как собеседник покручивает пальцем у виска и вспоминает о существовании слова «маразм». Всё, дескать, приехали... И ведь действительно: если одни городские часы – это узнаваемый символ города, то вторые – это вовсе не удвоившийся символ города, а олицетворение тупости. Представьте, к примеру, что мэрия Лондона рядом с Биг-Беном вздумала построить такую же башню, причем, не объясняя, зачем это понадобилось. Или что мэрия Праги вознамерилась соорудить копию древних курантов на Староместской площади. Понятно, что никаким креативом тут и не пахнет, а все эти задумки, скорее всего, родились в голове Главного узбекского архитектора, экономиста, историка, писателя (следует длинный ряд титулов). Кстати, в Ташкенте это уже не первый пример клонирования архитектурных объектов прошлого: копии построенного в 1947 году на Театральной площади фонтана в виде хлопковой коробочки архитекторов А.Щусева, В.Архангельского и Л.Караша в последние годы появились на Бродвее, перед зданием железнодорожного вокзала и на рынке Чорсу. Справедливости ради надо сказать, что кое-где в мире все же есть двойные куранты. Например, собор Фрауенкирхе в Мюнхене обладает двумя спаренными башнями высотой почти 100 метров, пристроенными к нему в 1488 году. Правда, всё это так и задумывались – единым комплексом одного здания, в отличие от двух совершенно разных зданий ташкентских курантов, так что параллели тут вряд ли уместны. Высказывается и такое мнение, что после того как огромную конструкцию дворца форумов втиснули в пространство между гостиницей «Узбекистан» и зданием бывшего исторического музея до высшего начальства дошло, что зажатый между двух разностильных зданий массивный куб не очень-то смотрится. И чтобы уменьшить общее впечатление тяжеловесности, кто-то предложил построить рядом башню. Ну, а отсюда уже один шаг до мысли о клонировании курантов. Юбилей Ташкента: торжество фальсификации Поскольку всё это строительство вершится в рамках подготовки к празднованию 2200-летия Ташкента, то следует сказать, что к исторической действительности этот юбилей ровно никакого отношения не имеет (зато имеет прямое отношение к «освоению» бюджетных средств), поскольку реальный возраст города путем различных подтасовок, недомолвок, и недоговоренностей завышен почти вдвое (о чем прекрасно известно всем узбекистанским историкам). Как же произошло «удревнение» возраста города и сколько лет Ташкенту в действительности? В настоящее время его возраст в Узбекистане определяют не по первым письменным упоминаниям (а впервые о нем, как известно, упоминают Бируни и Махмуд Кашгари в конце X и в XI веке), а по древним городищам Шаш-тепа, Минг-Урюк и Актепа на Юнус-Абаде, расположенным в разных частях современного города. Городища эти действительно старые, только вот ведь какая штука: Минг-Урюк до конца XIX-го, а двое других до конца XX века в городскую черту не входили и ядрами зарождения Ташкента, за которые их сегодня выдают, быть никак не могли. Однако вспоминать об этом почему-то никто не желает. Тем не менее, маститые узбекистанские археологи периодически проговариваются, что увеличение возраста города вовсе не их рук дело, а нынешней власти. Так, старший научный сотрудник Института археологии Академии наук Узбекистана Маргарита Филанович, с 1974 года возглавляющая Ташкентскую археологическую экспедицию и принимавшая участие в определении возраста этих городищ, в недавнем интервью «Фергане.Ру» на вопрос о том, почему юбилей празднуется именно в этом году, ответила так: «Мы, археологи, лишь предоставляем данные, факты, которыми располагаем, а что делать с этими фактами, решается наверху. Сначала в Узбекистан был сделан запрос от ЮНЕСКО, затем из ташкентского хокимията поступил вопрос в Академию наук: нет ли, с точки зрения историков, каких-либо событий и важных дат, которые ЮНЕСКО может включить в свой план мероприятий? И тогда я им напомнила, что мы уже несколько десятков лет работаем на раскопках таких-то археологических памятников древнего Ташкента, у нас собрано множество материалов, которые можно использовать для празднования начала истории города. Исходя из наших данных, ЮНЕСКО и включила юбилей Ташкента в свой календарь на 2009 год. А уже затем последовало соответствующее Постановление президента республики… Я всегда подчеркиваю: исполняется 2200 лет именно городской культуре на территории Ташкента». Как говорится, почувствуйте разницу: не Ташкенту, а городской культуре на территории современного Ташкента, то есть на огромной площади, в настоящее время превышающей 335 квадратных километров. Не всякий понимает разницу между следами городской культуры в отдельных очагах, расположенных на территории современного города, и первыми следами зарождения этого города. А власти трактуют всё совершенно однозначно: Ташкенту - 2200 лет, и точка. И не каким-то там следам городской культуры, но именно городу. Другие публичные трактовки этой даты в местной прессе не допускаются. Что ж, давайте разберемся. Итак, 2200-летний возраст Ташкента обосновывается возрастом городищ Шаш-тепа, Минг-Урюк и Актепа на Юнус-Абаде, которым действительно по две, а то и больше тысячи лет, и на которых найдены эти самые следы городской культуры. Доводы используются следующие: поскольку все эти городища расположены на территории нынешнего Ташкента, то их возраст автоматически переносится и на него. И никто не говорит о главном: о том, что все эти городища еще недавно находились на расстоянии многих километров от пыльного средневекового города, во времена кокандского владычества обнесенного глинобитной зубчатой стеной длиной около 20 километров, а в 1865 году завоеванного отрядом генерала Черняева, к зарождению которого они не имеют ни малейшего отношения, поскольку его ядро сформировалось и стало развиваться из совершенно другого поселения – Бинкета (расположенного на территории «старого города», в частности, под нынешним базаром Чорсу, где возле мечети Джами еще сохранились остатки древнего холма). Однако Бинкет вовсе не такой древний город. Первые сведения о нем появляются в арабских источниках только в IX веке. Столетием раньше, в первой трети VIII века оазис Чач подвергся разрушительным походам арабских завоевателей, когда все поселения Чача и его столица (локализуемая на городище Минг-Урюк) были сожжены. От разрушений этот город так и не оправился. А в начале IX века в 5 километрах к северо-западу от его руин, на берегу Боз-су, стало расти и развиваться другое поселение, впоследствии ставшее новой столицей Чача и в арабских источниках именовавшееся Бинкатом. Во всяком случае, виднейшие ученые М.Массон и В.Бартольд отождествляли городище в «старом городе» Ташкента с тем самым Бинкатом, который был описан в произведениях арабских авторов. Согласно легенде, эмир Яхья ибн Асад, внук основателя династии саманидов, только что получивший от арабского наместника в управление Чач и Уструшану, в 819 году приказал заложить новую столицу Чача на холме, находившемся между тремя нынешними городскими площадями - Чорсу, Хадра и Иски-Джува. Новый город назывался Мадина аш-Шаш (столица Чача-Шаша или Бинкет). С конца X до середины XII века оазис Чач находился в составе государства тюрок-караханидов. К концу X и к XI веку относятся произведения Абу Райхона Бируни и Махмуда Кашгари, в которых впервые приводится название «Ташкент». По сведениям Бируни, согдийское название «Бинкет» после завоевания государства саманидов тюрками-караханидами было вытеснено тюркским словом «Ташкент». Но, может быть, не письменные, а материальные следы городской культуры Бинкета свидетельствуют о том, что он возник гораздо раньше? Увы, наиболее древние ее следы опять-таки относятся к началу IX века. Вот что пишет о Бинкете Маргарита Филанович в своей книге «Ташкент. Зарождение и развитие городской культуры»: «Отождествление городища с упомянутой в арабских источниках столицей Шаша 9-12 веков Бинкетом, впервые предложенное В.Бартольдом, не встретило серьезных возражений. …Холм, позже вошедший в шахристан Бинкета, частично был обжит уже в первой половине 9 века. Говорить о более раннем его обживании пока нет оснований. Более ранний материал …не встречен на этой территории». И далее: «На всей территории Бинкета археологическими исследованиями не зафиксировано остатков города раньше самого начала IX в.н.э., что исключает тезис О.Большакова о расположении мадины Шаша (столицы оазиса – А.В.) предшествующего периода на той же территории, что и города IX-XII вв. …Внутри Бинкета археологический материал эпохи раннего средневековья (начало 7 века) отмечен лишь на развалинах былых замков кешков, поглощенных застройкой средневекового города (Шахнишинтепа и Хиабантепа), ранее входивших в округу раннесредневековой мадины Чача». Таким образом, о том, что Бинкет-Ташкент старше IX века, не говорит абсолютно ничего: ни древние авторы, ни археологические данные (последние относят момент зарождения города к началу IX века). Но если очень хочется, чтобы город был как можно древнее, то это уже не имеет значения. И в ход идут «доказательства» в виде вышеупомянутых городищ Минг-Урюк, Шаш-тепа и Актепа на Юнус-Абаде.
К сожалению, сами узбекистанские ученые предпочитают отделываться расплывчатыми фразами вроде «2200 лет городской культуре на территории Ташкента». Однако наука подразумевает точность: эти самые следы городской культуры находились на расстоянии многих километров от города, существующего с IX века, и вошли в его состав только в конце XIX-го (Минг-Урюк в «Новом городе») и во второй половине XX-го века (Шаш-тепа и Актепа на Юнус-Абаде). Все эти городища, скорее всего, действительно являются ядрами древних городов, однако не Ташкента-Бинкета, а разрушенных и сожженных арабами и погибших поселений, которым в истории не повезло, и которые полноценно уже не возрождались. Ведь если враги сжигают одно селение и после этого начинает расцветать и возвышаться соседнее, то это уже его история, а вовсе не уничтоженного. Возраст одного селения не переносится на соседнее, расположенное за много километров от него. У каждого из них была своя история, своя судьба, но они погибли, а в современный Ташкент развилось только одно, возникшее уже после арабских походов, – Бинкет. Можно, конечно, возразить, что, мол, жители решили не селиться на руинах и перебрались в новое место, которое и продолжило историю города – как это было в Рязани или Самарканде. Но, во-первых, никаких доказательств этому нет, так что всё это домыслы, а во-вторых, это противоречит хронологии: арабы сожгли селения Чача в первой трети VIII века (по сведениям арабского историка ат-Табари, «все селения Шаша были сожжены»), а первые материальные следы на Бинкете относятся лишь к IX веку. Но стремление отпраздновать громкий юбилей затмевает любые доводы. Примерно то же самое происходило и в 1983 году, когда 2000-летний возраст Ташкента был назначен по возрасту городища Актепа на Юнус-Абаде, отдаленному от Бинкета на 7,5 километров. Сегодня его новый 2200-летний возраст определяется уже по Шаш-тепа – городищу, отстоящему от Бинкета на 11,5 километров и расположенному на далекой окраине современного мегаполиса: сразу за ним начинаются поля. Однако имеет ли Шаш-тепа, отдаленное от находящегося на противоположном конце столицы городища Актепа на Юнус-Абаде на более чем 18 километров, какое-либо к нему отношение? Очевидно, что нет. А оба они к Минг-Урюку, удаленному от Шаш-тепа на 12 километров, а от Юнус-Абадского Актепа на 7,5 км? Тоже никакого. Как и к Бинкету-Ташкенту. Единственное, что их объединяет, так это то, что они находились в одном оазисе - Чач-Шаш, и временами входили в состав одного государства (к примеру, как сегодняшние Ангрен, Алмалык и Бекабад). Нас же пытаются убедить, что возраст города как по эстафете передавался от наиболее древнего из этих поселений к последующему, пока не дошла очередь и до Бинкета. Этак и городище Канка, расположенное в 70 километрах от города, можно объявить исходной точкой Ташкента. Тем более что оно и размерами побольше и подревнее: ему, согласно исследованиям, 2300 лет. Используется и другой уводящий в сторону прием, когда пишут: «После разрушения арабами мадина Чача переносится на новое место», давая понять, что место хоть и новое, зато город тот же самый, просто он «переехал». Но ведь это грубейшая подтасовка! И город уже другой, и столица туда не «переносится», а постепенно он сам становится столицей, поскольку возвышается относительно своих разрушенных собратьев. Да и вообще Бинкет возникает почти через сто лет после того, как города Чача были сожжены, так что говорить о некоей «передаче» возраста города – значит преднамеренно искажать исторические факты. Но даже если бы власти объявили о праздновании не 2200-летия города, а лишь появления первых объектов городской культуры на территории современного Ташкента, то все равно непонятно - почему этот юбилей празднуют в этом году? Ведь сами ученые называют другую дату: второй век до нашей эры. То есть, юбилей опять-таки не получается – дата не круглая. И в 1983 году она тоже была не круглая. В обоих этих случая мы видим, что главным тут является отнюдь не историческая истина, а желание «удревнить» возраст города вопреки последней. И делается это с помощью грубейших подтасовок, включая малопонятные и закрытые переговоры с ЮНЕСКО, в которых, очевидно, участвовали не ученые, а чиновники и представители властей, и результатом которых стало постановление 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО от 2 ноября 2007 года о праздновании 2200-летнего юбилея города Ташкента и участии ЮНЕСКО в юбилейных мероприятиях. Сообщалось, что данное решение ЮНЕСКО основано на результатах неких археологических исследований внутри Ташкента. Понятное дело на каких – на раскопках на Шаш-тепа, которое к возникновению Ташкента никакого отношения не имеет.
Короче говоря, весь этот 2200-летний юбилей Ташкента – большой мыльный пузырь. Единственное, что удивляет в этой ситуации, так это молчание узбекских ученых-историков. Разве ученые не должны отстаивать истину, невзирая ни на что? Впрочем, наверно, подобное бывает где-нибудь там, на загнивающем Западе, а в Узбекистане больше востребованы представители науки, работающие по принципу «чего изволите?». За что они и получают свои зарплаты, премии, награды и возможность получать их и дальше. Напоследок еще раз повторю: хотя узбекистанские власти еще со времен Рашидова с помощью подтасовок и запретов на открытые дискуссии пытаются довести возраст Ташкента до возраста Вавилона и Иерусалима, всё это полная ерунда – он никак не древнее IX века, а моложе – очень даже возможно. Мультиюбилейное десятилетие Собственно говоря, целью статьи было показать, что юбилей Ташкента сфальсифицирован и это становится поводом для выделения средств на сооружение разных помпезных объектов с последующим их «освоением» известной компанией и ее дочерними предприятиями. Конечно, не стоит недооценивать и мощную идеологическую составляющую («мы – самые древние, самые культурные, и вообще мы молодцы») и желание не отстать от соседей (рассказывают, что недавно Назарбаев построил какой-то дворец в Астане, и Каримов заявил, что мы, мол, построим не хуже) и личное желание прославиться. Все эти мотивы неотделимы друг от друга, то есть, наблюдается некое сплетение тщеславия с попутно извлекаемой выгодой. Иначе говоря, это не просто фальсификация истории, но фальсификация с последующим приработком. А теперь самое время вспомнить, что за последние десять лет в Узбекистане отпраздновали на удивление много юбилеев: 2500-летие Термеза (2001-й год), 2700-летие Шахрисабза (2002), 2700-летие Карши (2006), 2000-летие Маргилана и 2750-летие Самарканда, возраст которого с 1970-х годов подозрительным образом удлинился на 250 лет (2007). Теперь вот дошла очередь и до Ташкента. Надо признать, что строится к юбилею немало. Например, кроме дворца форумов и вторых курантов вдоль части извилистого пути, которым ежедневно едет на работу президент Каримов, так называемой «президентской трассы» – на проспекте Мустакиллик (бывшая улица Пушкина), Нукусской (бывшая Полторацкого) и Афрасиабской улицах (бывший проспект Космонавтов) снесли обычные металлические оградки и ставят новые, состоящие из тысяч столбиков. Каждый такой столбик отлит из бетона и обложен гранитными плитками или выложен из декоративного красного кирпича. Ограда из подобных столбиков вдоль «президентской трассы» протянется на много-много километров. То-то будет радости горожанам!..
В то же время что-то действительно необходимое и полезное для города, но не обеспечивающее возможности прославиться в веках, не строится десятилетиями. Например, ташкентские дороги хороши опять-таки на «президентской трассе» и в местах, куда теоретически президент может заехать, на окраинах же Ташкента они просто рассыпаются. Конечно, их не сравнить с бишкекскими, бьющими в этом отношении все рекорды, но разница не столь уж и велика. Метро, судя по всему, вообще забыто (идеологически оно небезупречно - его строили «проклятые колонизаторы»): в Ташкенте вот уже восемь лет не могут достроить две станции до одного из крупнейших жилых массивов столицы - Юнус-Абада (последний участок был сдан 26 октября 2001 года).
Сегодня в местах, еще в прошлом тысячелетии отведенных под строительство, зарастают деревьями вырытые тогда же котлованы и ржавеют груды свезенного тогда же оборудования. В связи с этим очень интересно читать, что палестинская группировка Хамас в короткий срок построила 160 тоннелей из Газы в Египет. По сообщению Минобороны Израиля, некоторые туннели настолько велики, что по ним можно ездить на небольших джипах. Такое вот палестинское «метро». То есть при наличии желания можно сделать многое, было бы оно – это желание. В общем, понятно, что при демократии в Ташкенте в первую очередь построили бы метро. При ее отсутствии – что-нибудь роскошное и дорогостоящее, но ненужное. А теперь скажите: ну как тут не вспомнить того самого африканского президента – старину Феликса Уфуэ-Буаньи?..
Алексей Волосевич. Фото автора
Узбекистан отпустил пойманных у границы казахских дальнобойщиков 27 водителей-дальнобойщиков из Казахстана, которые несколько месяцев назад были задержаны узбекскими пограничниками, освобождены по решению суда. Об этом сообщает Лента.Ру со ссылкой на казахстанский телеканал КТК. Суд автономной республики Каракалпакстан приговорил каждого к выплате штрафа (в размере 600 месячных расчетных показателей - около 11,5 тысячи долларов) и депортации на родину. Узбекский адвокат задержанных назвал приговор "самым гуманным". В Казахстан дальнобойщики вернутся в ближайшие дни. Их автомобили по решению суда конфискованы. Инцидент, который привел к задержанию граждан Казахстана, произошел 21 марта 2009 года. Как сообщалось, 34 жителя Актюбинской области Казахстана выехали на заработки в соседнюю Мангистаускую область (которая граничит с Узбекистаном). Консул посольства Казахстана в Ташкенте Бабур Дауренбек рассказал позднее, что некий предприниматель поручил дальнобойщикам перевезти какие-то трубы. По дороге водители сбились с маршрута и оказались на территории Узбекистана. По их словам, они не заметили опознавательных знаков и нарушили границу случайно. Узбекские следователи между тем утверждают, что казахстанцы пытались вывезти с узбекской территории какие-то трубы. При погрузке этих труб они и были задержаны пограничниками. Им предъявили обвинения в незаконном пересечении границы, краже и нарушении таможенного законодательства. Между тем, по словам адвоката задержанных, средств для выплаты штрафа у них нет. Теперь они намерены обратиться к руководству Казахстана с просьбой выдать им кредит на эти цели.
Россия: Подозреваемый в связи с «Аль-Каидой» гражданин Узбекистана депортирован на родину Гражданин Узбекистана Атабек Тухтамурадов, подозреваемый в причастности к деятельности «Группы исламского джихада», связанного с международной террористической организацией «Аль-Каида», и скрывавшийся от узбекских спецслужб в Перми, был выдворен на родину, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу ФСБ России по Пермскому краю. По данным ведомства, Тухтамурадов был выдворен из России 21 июня, однако сообщили об этом только 26-го. В начале 2009 года в Узбекистане против Тухтамурадова было возбуждено уголовное дело по статьям 155 (терроризм), 156 (возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды), 159 (посягательство на конституционный строй), 242 (организация преступного сообщества), 246 (контрабанда) и ряду других статей уголовного кодекса республики, предусматривающих наказание сроком от пятнадцати лет лишения свободы. «Суд Индустриального района Перми 11 июня вынес постановление о принудительном и контролируемом выдворении Тухтамурадова за пределы Российской Федерации, 21 июня решение суда было исполнено», - говорится в сообщении. Пресс-служба отмечает, что на территории Пермского края подозреваемый скрывался от уголовного преследования у себя на родине. С целью легализации преступной деятельности Тухтамурадов пытался получить российское гражданство в обход действующего законодательства. Сотрудники пермского УФСБ выявили и задержали его. Члены сообщества, в которое входил Тухтамурадов, привлекали в свои ряды людей для обучения в специализированных военных лагерях моджахедов в Афганистане, Пакистане и в других странах, для осуществления преступных задач, в частоности, таких, как подготовка террористов-диверсантов.
Таджикистан: Брат погибшего экс-министра МВД осужден на 15,5 лет заключения 56-летний Тагойназар Салихов, брат экс-министра Махмадназара Салихова, который, по официальным данным, покончил жизнь самоубийством 17 июня этого года, приговорен судом города Душанбе к 15,5 годам лишения свободы, сообщает Азия-плюс. Вердикт суда был оглашен вечером 25 июня. Подсудимый был признан виновным в убийстве в 1999 году своего шурина, сотрудника милиции Далера Фозилова, а также в незаконном хранении и ношении огнестрельного оружия. Напомним, Тагойназар Салихов был задержан сотрудниками городской прокуратуры 17 апреля этого года, слушание по данному делу началось в столичном суде 11 июня. Т.Салихову инкриминировались ст. 104 (убийство) и 195 (незаконное приобретение, передача, сбыт хранение, транспортировка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств) Уголовного Кодекса Таджикистана. 17 июня в СМИ появились сообщения о самоубийстве брата подсудимого – бывшего министра МВД Таджикистана Махмадназара Салихова, который, по официальным данным, застрелился во время попытки его арестовать. Однако семья экс-министра сообщила, что он был убит ворвавшимися в дом людьми в масках, которые инсценировали самоубийство М.Салихова.
Иран: Совет стражей не обнаружил подтасовок на выборах президента страны Иранский Совет стражей - высший надзорный и законодательный орган страны - не обнаружил подтасовок на выборах президента Ирана, приведших к переизбранию Махмуда Ахмадинеджада, передает Лента.Ру со ссылкой на агентство AFP. «После десяти дней проверки мы не обнаружили каких-либо крупных нарушений. У нас не было подтасовок ни на одних президентских выборах, а последние выборы были самими прозрачными за всю историю», - заявил пресс-секретарь Совета Аббасали Кадходаи. Напомним, что 22 июня представители Совета стражей заявляли, что обнаружили лишь незначительные нарушения на 50 участках: в общей сложности на выборах проголосовало на три миллиона человек больше, чем было заявлено в списке избирателей, однако, как отметили в Совете, это не сказалось на общем итоге голосования. Согласно официальным данным, за консерватора Махмуда Ахмадинеджада проголосовали 63 процента избирателей, а за его главного конкурента, представителя лагеря так называемых реформаторов Мир Хусейна Мусави - 34 процента. Оппозиция заявила о подтасовках и вывела своих сторонников на улицы. В Тегеране акции протеста вылились в массовые беспорядки и были разогнаны сотрудниками полиции и членами народных ополчений - «басиджами». Более 450 человек были задержаны. По официальным данным, 17 человек погибли. Оппозиция со своей стороны говорит о 150 убитых. Тем временем иранский парламент установил сроки приведения к присяге победителя прошедших 12 июня президентских выборов. Инаугурация Махмуда Ахмадинеджада должна пройти в период с 26 июля по 19 августа. 25 июня Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) высказала свою озабоченность в связи с применением насилия в Иране в отношении оппозиции, не согласной с итогами президентских выборов. Как сообщает Тренд, 26 июня в разных странах мира пройдут акции протеста против ограничения свободы в Иране. Мероприятия организовываются четырьмя всемирными профсоюзными объединениями, в рядах которых насчитывается свыше 170 миллионов членов.
Узбекским журналистам рассказали о религиозном разнообразии в США Филиппа Струм Являясь политологом, доктор Струм специализируется на изучении деятельности правительства США, конституционного права, гражданских свобод и прав человека, а также роли женщин в правовой сфере и политике. Открывая свою лекцию, госпожа Струм напомнила собравшимся, что США являются, пожалуй, самой религиозной страной из всех индустриально развитых государств мира, и что девяносто пять процентов американцев верят в Бога или, по ее выражению, в «универсальный дух». На фоне этого, проведенный в 2002 году опрос показал, что всего лишь у двадцати процентов немцев, двенадцати процентов японцев, одиннадцати процентов французов религия играет столь же важную роль в жизни. Между тем, в США существуют сотни религиозных течений, триста тридцать пять тысяч религиозных обществ, двести пятнадцать теологических семинарий. Более того, Филиппа Струм подчеркнула, что в США в числе шестисот тысяч христианских и иудейских священнослужителей появляется все больше женщин. Обращаясь к истории, госпожа Струм отметила, что изначально США представляли собой тринадцать колоний с различными течениями христианского толка. Основатели страны признали равноправие всех существующих на тот момент религиозных течений. Тогда же Конституцией было запрещено участие правительства в делах религии, что в свою очередь, защищало правительство от требований той или иной религиозной конфессии. Таким образом, США являются страной, где нет официальной религии, и в то же время государство не остается равнодушным к существующим в нем сегодня многочисленным религиозным течениям, которые активно поддерживает и поощряет правительство. Религиозные организации освобождены от уплаты налогов на имущество. Причем, это касается в равной степени представителей всех религиозных конфессий. Исследования показали, что, будучи весьма религиозными, американцы легко переходят из одного вероисповедания в другое. Так, до двадцати восьми процентов американцев по мере взросления изменяют свою религиозную принадлежность, а шестнадцать процентов населения Америки за последние годы перешло из христианства в другие религии. Американцев отличает терпимость к любым вероисповеданиям, а в школах в обязательном порядке всегда отмечаются различные религиозные праздники. Относительно недавно в США начали повсеместно отмечать мусульманский праздник Рамазан, в котором принимают участие и многочисленные выходцы из Узбекистана. Законом также предусмотрено разрешение носить школьникам и студентам-христианам кресты, а мусульманским девушкам одеваться в хиджаб. Это же касается и представителей других религий, имеющих право на свободное применение религиозной атрибутики.
Индикатором религиозной терпимости американцев, по словам доктора Струм, является и то, что более чем одна треть из них имеет супруга или супругу другой религиозной принадлежности. Самым важным на сегодняшний день показателем религиозного разнообразия США, по мнению госпожи Струм, является сам глубоко религиозный президент страны Барак Обама, отец которого был рожден мусульманином, но стал атеистом. Дедушка президента – не практикующий методист, а бабушка – бабтистка. Мама довольно скептически относящаяся к вопросам религии, всегда была, по словам Обамы, очень добрым и духовным человеком, и научила его относиться к другим так, как он хотел, чтобы относились к нему. В речах Обамы красной нитью проходит мысль о том, что кем бы ни были сегодняшние американцы, они уже никогда не будут сугубо христианской, еврейской, мусульманской, буддисткой, индуисткой нацией, или нацией неверующих, но являются нацией граждан, объединенных общими идеалами и ценностями, подчеркнула доктор Струм. На вопрос, насколько сегодня изменилось отношение американцев к мусульманам, к которым, порой, обыватели без разбора относятся как к террористам, Филиппа Струм ответила, что проведенные опросы выявили случаи, когда представители других вероисповеданий, ранее не знакомые с мусульманами, проявляли негативизм по отношению к ним. В тоже время опрос показал, что среди молодых американцев до тридцати пяти лет по большому счету отсутствуют антимусульманские настроения. По мнению Филиппы Струм эти проблемы, возможно, связаны и с тем, что до недавнего времени Америкой руководили люди «старшего» поколения. Она выразила уверенность в том, что новая администрация США приложит все усилия для того, чтобы отношение к мусульманам изменилось в лучшую сторону, как в их стране, так и во всем мире. Сегодня в Соединенных штатах около шести миллионов мусульман. И это приблизительные данные, поскольку в США запрещено напрямую спрашивать у человека, какого он вероисповедания. Опросы, проведенные частными компаниями, показывают, что двадцать пять процентов мусульман являются афроамериканцами. Очень большое количество мусульман прибыло за последние тридцать лет в Соединенные Штаты из стран Южной Азии. Среди них много образованных людей, которые в настоящее время занимают высокие позиции в обществе. Это в равной мере относится как к мужчинам, так и к женщинам-мусульманкам, среди которых много адвокатов, докторов, профессоров, а так же независимых бизнес-леди. На вопрос, есть ли в США запрещенные мусульманские организации, и что предпринимает правительство, обнаружив в стране членов этих организаций, госпожа Струм сказала, что правительство не может запретить какие бы то ни было организации, но людей замешанных в уголовных делах оно будет преследовать в судебном порядке. Правительство может сказать, что относится с подозрением к той или иной организации, но закрыть ее не может. Единственным исключением было то, что правительство США запретило деятельность некоторых благотворительных исламских организаций, поскольку обвинило их в финансовой помощи террористам. И это дело сейчас обсуждается в суде. Одним из вопросов, заданных госпоже Струм, был вопрос, верит ли она, что на следующих выборах президентом США может стать не христианин, а, к примеру, иудей, мусульманин или атеист. «Долгие годы никто не допускал мысли, что президентом США может быть католик, но Джон Кеннеди стал президентом. А два года тому назад мы и предположить не могли, что нынешним президентом станет афроамериканец. Так что, в будущем все возможно», – уверена Филиппа Струм. Павел Кравец |
В избранное | ||