Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Казахстане открылась Российская национальная выставка


В Казахстане открылась Российская национальная выставка
2009-06-10 13:20 ИА Фергана.Ру

В Астане открылась Российская национальная выставка, на которой представлено более ста двадцати предприятий, работающих в различных отраслях экономики России, передает РИАН. Министр промышленности и торговли России Виктор Христенко заявил на открытии выставки, что "подобные мероприятия абсолютно необходимы, поскольку здесь представлены как те проекты, которые уже набрали темп и обороты, так и новые идеи и проекты, внимание к которым со стороны представителей правительств в условиях кризиса должно быть двойное, если не тройное, поскольку именно они будут определять глубину и перспективы нашего сотрудничества в ближайшее время». В.Христенко выразил уверенность, что Российская национальная выставка «внесет существенный вклад в развитие отношение между Россией и Казахстаном».

Министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев сообщил, что в эти дни в Астане проходит заседание межправительственной казахстано-российской комиссии. «По всем направлениям у нас есть полное взаимопонимание, и эта выставка - наглядное свидетельство того, что и содержательные договоренности реализуются во вполне конкретные контракты и поставки», - сказал С.Мынбаев.

Выставка занимает площадь 3.5 тысячи квадратных метров, и на ней представлены проекты межгосударственного сотрудничества в нефтегазовой сфере, энергетике, машиностроении, металлургии, экологии, космической сфере, проекты развития транспортных коридоров и логистических центров, проекты высокотехнологичных секторов экономики, а также конкурентоспособная продукция российских товаропроизводителей, желающих выйти на казахстанский рынок.

На выставке можно ознакомиться с проектами совместного российско-казахстанского освоения ресурсов на Каспии в области разведки, разработки, добычи и транспортировки углеводородного сырья - месторождения «Хвалынское» и структур «Центральная» и «Курмангазы»; проект по созданию транспортного коридора, связывающего Западную Европу, Западный Китай по маршруту Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - Актюбинск - Алма-Ата - Китай; проект строительства горно-обогатительного комбината «Восход-Хром» на месторождении хромовых руд «Восход» в Актюбинской области Казахстана.

Самарская область представила на выставке ракету-носитель «Союз», космические аппараты «Бион» и «Ресурс-ДК», предназначенные для проведения в орбитальном полете фундаментальных и прикладных исследований по космической биомедицине и многозонального дистанционного зондирования земной поверхности.

В рамках выставки состоится обширная деловая программа, в том числе презентации экономического потенциала российских регионов, а также инновационных проектов и новейших разработок российских предприятий в сфере высоких технологий. На выставку приглашены представители более трех тысяч крупных казахстанских предприятий и организаций.

Выставка продлится до 13 июня.

Таджикистан: Единственная в республике вальдорфская школа может исчезнуть
2009-06-10 13:55 Тилав Расул-заде

С началом лета во многих школах Таджикистана жизнь не замирает: выпускники сдают экзамены, родители и учителя говорят о предстоящем школьном ремонте. Отдыхают только младшие школьники, отпущенные на каникулы.

Но в так называемой «Вальдорфской школе» города Худжанда к обычным текущим летним проблемам прибавилась необходимость пройти перерегистрацию и получить лицензию для работы в новом учебном году.

- Проблема в том, что в течение семи лет в нашей школе шло обучение по вальдорфской методике, - говорит директор школы Муътабар Хусаинова. - В середине марта этого года лицензионная комиссия Худжандского городского отделения образования проводила проверку, во время которой выявила ряд недостатков в нашей системе обучения. Мы были вынуждены реорганизовать учебный процесс и «подогнать» его под учебные планы, утвержденные Министерством образования Таджикистана. Сегодня в нашей школе сохраняются лишь некоторые элементы вальдорфской педагогики. Однако и родители, и дети, и учителя ратуют за то, чтобы весь учебный процесс проходил по вальдорфской методике.

В настоящее время руководство школы вместе с родителями намерены обратиться с письмом в Академию педагогических наук Таджикистана, в котором будут просить, чтобы школу №1 зарегистрировали как экспериментальное учебное заведение. Если будет получено согласие Академии, “вальдорфовцы” обратятся в Министерство образования республики, чтобы получить лицензию на учебно-педагогическую деятельность.

Давайте репетировать
Давайте репетировать!

- Я хочу убедить руководство Академии в продуктивности и результативности нашей методики, - продолжает Муътабар Муминджановна. - Ведь она по многим критериям перевосходит традиционную систему образования. У нас личность ученика является главной ценностью, детям дается полная самостоятельность, отсутствует принуждение к учебе. В школе царит атмосфера взаимопонимания и взаимовыручки. Такой подход дает возможность воспитать в детях любовь и уважение к Родине, к учителям и одноклассникам. Да, мы не ставим ученикам оценки. Но в конце года выдаем каждому характеристику.

Самые разные дети учатся вместе

Но главной отличительной чертой Вальдорфской школы в Худжанде является то, что в ней наравне со здоровыми детьми учатся дети с ограниченными физическими возможностями: у кого-то паралич конечностей, у другого - проблема с речью, третьи больны еще чем-то… К детям-инвалидам все в школе относятся доброжелательно. Ученики берут таких детей за руки и вместе с ними преодолевают физические препятствия. В школе учатся и так называемые «трудновоспитуемые» дети, пришедшие из неблагополучных семьей, которых отказались принимать в другие школы города.

- Сейчас в нашей школе обучается более десяти детей с ограниченными физическими возможностями, - подчеркивает Муътабар Хусаинова. - Есть два «сложных» ребенка.

Первое время родители каждый день приносили Тахмину в школу на руках. Сейчас она свободно бегает вместе со сверстниками. Аниса вообще не ходила, и учителя проводили с ней уроки на дому. Но, общаясь с другими учениками вальдорфской школы, она не только научилась ходить, но и «очнулась» внутренне: учителя разглядели в ней поэтический дар, девочка начала писать стихи.

Рамизе врачи поставили страшный диагноз - «саркома» - и сообщили родителям, что жить девочке осталось три-четыре недели.

- Я в это время находилась в Германии на стажировке, - рассказывает Джамиля Уруновна Сабурова, учительница немецкого языка. – Мне позвонили и рассказали о Рамизе. Кроме меня, в Германии стажировались еще двое наших учителей. Мы начали собирать деньги на лечение Рамизы в Ташкенте. Но в это время в Таджикистан приехали немцы-благотворители, муж и жена. Они увидели эту девочку, и когда вернулись в Германию, то обратились в Ассоциацию учителей вальдорфской педагогики. Каждый дал сколько смог. В Германии же договорились с клиникой, где лечат саркому, а потом пригласили Рамизу в Германию, и она лечилась там целый год. Ее очень полюбили в Германии, девочка даже помогала врачам и персоналу больницы общаться с русскоязычными пациентами. Сейчас Рамиза учится в седьмом классе.

Наргиса Хусейнова хочет стать учительницей
Наргиса Хусейнова хочет стать учительницей

Как они работают

- Специфика нашей работы, - продолжает учительница немецкого языка Джамиля Уруновна,- заключается в том, что мы стараемся не давать детям слишком большую нагрузку. Наша школа учит детей учиться и найти свой путь в жизни. Ведь родители обычно спорят, кем хочет быть их ребенок, а наша школа выявляет способности детей и развивает их.

Вальдорфская методика основана на следовании естественному ритму развития ребенка. Предметы преподаются «эпохами» (в течение трех-четырех недель один предмет изучается на первом, «главном» сдвоенном уроке); имеющем особую структуру. Поскольку утреннее время наиболее благоприятно для развития интеллекта, то именно оно и отводится на «главный» урок. После утреннего приветствия, которое создает настрой на общую работу, 10-20 минут отводится на ритмические игры и речевые упражнения. Затем дети вспоминают материал предыдущего урока, каждый раз воссоздавая его самостоятельно, после чего следует объяснение нового материала, который дети записывают или зарисовывают самостоятельно. Заканчивается урок рассказом учителя или докладами учеников. Уроки, следующие за «главным», похожи на него по структуре, но по времени длятся не дольше традиционных 45-минутных занятий. Если «главный» урок развивает интеллект ребенка, то последующие уроки в этот день направлены на развитие других сторон личности ребенка: это может быть музыка, живопись, иностранные языки, рукоделие или физкультура. Считается, что вальдорфская методика способствует укреплению психического и соматического здоровья детей. В настоящее время в мире существует 886 вальфдорских школ.
- В каждом классе у нас двадцать семь – двадцать восемь детей. Да, наша программа не всегда совпадает с программой общеобразовательных школ, мы изучаем предметы «эпохами». Согласно вальдорфской методике, одна «эпоха» длится от двух до четырех недель, и «главный урок» продолжается два часа, с 8:00 до 10:00. Вальдорфская методика выстроена с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. Например, у девятилетних детей появляется чувство страха смерти. Поэтому именно в этом возрасте мы изучаем с ними жизнь пророков, говорим о Боге.

Учебные программы в нашей школе построены с учетом интересов и желания детей. У каждого ребенка есть блокнот, и, начиная с четвертого класса, в течение пяти-шести лет они записывают свои наблюдения и размышления о предметах, которые изучаются «эпохами». И к окончанию школы у каждого ребенка образуется его собственная, первая научная работа.

После окончания вальдорфской школы выпускникам выдается аттестат об окончании средней школы, а также немецкий диплом, который дает им право продолжать учебу в вузах Германии.

- Вальдорфскую школу называют «школой без стресса», что очень способствует развитию личности ребенка, - подчеркивает одна из учредителей этой школы Раъно Ахунова. - Особое внимание уделяется духовному воспитанию учеников: им преподают музыку, живопись. Духовно и гармонично развитые дети не идут совершать преступления. Дети воспитываются в духе взаимной поддержки и толерантности – а это важная часть социального воспитания.

- Сейчас мы были вынуждены перейти на традиционную методику преподавания, принятую в системе общего образования Таджикистана, но я от этого не в восторге, - говорит Джамиля Сабурова. – И не только потому, что перестраиваться с одной методики на другую очень сложно. Дело в том, что вальдорфский метод предполагает обучение детей сразу на нескольких иностранных языках. У наших детей родной язык – таджикский, а предметы преподаются, в основном, на русском языке. Помимо этого, в школе изучаются английский, немецкий и таджикский языки. Когда я преподавала музыку, то искала народные таджикские песни, ходила по музыкальным школам и просила найти мне такие песни. Но, к сожалению, я ничего не нашла, в наших школах таджикский фольклор не преподают. А ведь если бы обучение происходило на родном языке, то мы бы быстро пошли вперед. Почему-то у людей сложилось неверное представление о таджикском языке – мол, он не годится для получения образования. Но наш язык подвижен, на нем написаны многие научные труды и литературные шедевры: многие выдающиеся личности, начиная от Рудаки и заканчивая великим астрономом Абумахмуди Худжанди, писали по-таджикски. Жаль, что родители наших детей этого не понимают и настаивают, чтобы обучение шло на русском языке, - сожалеет Джамиля Сабурова.

Раъно Ахунова
Раъно Ахунова

Первые классы, работающие по вальдорфской системе, появились в Таджикистане семь лет назад на базе средней школы №13 города Худжанда, и работали там Раъно Раджабовна Ахунова и Джамиля Уруновна Сабурова. Они более года стажировались в Германии и освоили там передовую методику. В 2004 году с разрешения отдела народного образования города Худжанда и решением исполнительного органа местной власти был учрежден комплекс детский сад - школа №1, где впервые в Таджикистане была внедрена вальдорфская методика. В настоящее время в семи классах и в одной группе дошкольной подготовки обучаются 213 детей. С ними работают 18 учителей. Это пока единственная школа в Таджикистане, где детей учат по вальдорфской системе. Подобные школы есть в Кыргызстане, Казахстане и России.

- Мы намерены заключить договор с руководством Худжандского государственного университета, чтобы вести лабораторные уроки на базе факультета иностранных языков, - рассказывает Муътабар Хусаинова. - Мечтаем приобрести компьютер. Когда-то, считая нашу школу действующей временно, нам не выделили ни одного компьютера. У нас уже есть договоренность с доктором физико-математических наук Файзиевым: с начала нового учебного года он будет вести в нашей школе физику. Еще хотелось бы, чтобы в нашем детском саду у каждого ребенка был свой домик. Эти домики способствуют развитию навыков самостоятельности у детей.

Реальная опасность не получить лицензию

В 2007 году в школу приходила лицензионная комиссия городского отдела образования. Составили акты, подписали документы. Потом эти документы куда-то пропали. В апреле 2009 году пришла новая комиссия из гороно, которая заявила, что школа работает незаконно, поскольку не имеет лицензии.

- Теперь мы должны получать лицензию, однако нам нужно сделать новый техпаспорт школы, - объясняет Муътабар Хусаинова. - Старый техпаспорт был потерян. Нам бы хотелось сохранить прежнюю систему обучения, ведь внедрение новых методов обучения, в том числе и признанной в мире вальдорфской методики, является одним из требований времени. И я уверена, что нам разрешать работать по-прежнему.

Повар Хурсандой Икромова играет на дойре. Она - руководитель ансамбля
Повар Хурсандой Икромова играет на дойре. Она - руководитель ансамбля

- В настоящее время наши высшие учебные заведения готовят узких специалистов, - говорит заведующий отделом народного образования города Худжанда Мирзоахмад Ахмадзода. - А вальдорфская педагогика требует, чтобы один учитель вел несколько предметов. Мы проводили аттестацию вальдорфской школы и пришли к выводу, что уровень знания воспитанников данной школы не соответствует требованиям Министерства образования Таджикистана. И если ученики получили достаточные знания по тем предметам, на которых специализировались учителя, то по другим предметам крепких знаний у детей нет. Например, если учитель является преподавателем английского языка, то знания его учеников удовлетворительны только этому предмету. Но этот учитель преподает детям еще и географию, математику или историю, - и по этим предметам знания детей совершенно неудовлетворительные. Система «эпох», согласно которой предметы изучаются по очереди, не отвечает требованием общеобразовательной школы. Если мы намерены внедрять вальдорфскую систему обучения в таджикских школах как экспериментальную методику преподавания, то на это необходимо получить разрешение и соответствующую лицензию от Министерства образования. Более того, у правоохранительных структур тоже есть претензии к данной школе.

Мирзоахмад Ахмадзода берет брошюру «Вальдорфская система образования и вальдорфская школа» и зачитывает оттуда: «Вальдорфская школа базируется на антропософии, созданной австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Это учение о единении человеческой души с божеством, во время которого, с помощью системы специальных упражнений, раскрываются скрытые способности человека. Педагог вправе самостоятельно решать, чему и как учить детей. На протяжении восьми лет классный руководитель каждое утро приветствует учеников и ведет урок, длящийся два часа без перерыва. Чтению не учат до второго класса. Всех детей учат играть на флейте и вязать. С первого класса дети изучают сразу два иностранных языка. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким-то природным явлениям: созреванию плодов, таянию снегов и тому подобное, или религиозным праздникам: Рождеству, Пасхе… Учебников как таковых не существует. У всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, дети сами себе пишут учебники. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным, в средней школе не выставляются оценки. В ребенке сохраняется непосредственность, он будет учиться без страха, на детей не оказывается давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. В ребенке сохраняется детскость. Вальдорфская школа не имеет централизованного административного управления, директора в такой школе нет. Руководство процессом ведется Советом школы, в который входят учителя, родители и школьная администрация».

- Эти ребята после окончания средней школы не смогут найти свое место в обществе, - делает вывод Мирзо Ахмадзода.

По мнению заместителя начальника Управления образования Согдийской области Дилбар Исмоиловой, для ведения учебно-педагогической работы в данной школе потребуется внести изменения в Устав школы и организовать учебный процесс, отвечающий требованиям учебных программ, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

описание
Муътабар Хусаинова и Джамиля Сабурова

Когда я пришел в вальдорфскую школу, меня окружили дети. Я поинтересовался, что они думают о будущем своей школы. Девочка Аниса ответила: «Ман мактабамро дуст медорам». Я попросил ее сказать то же самое по-русски и по-немецки. Она тут же, не задумываясь, перевела: «Я люблю свою школу», - и добавила: «Ich liebe meine Schule».

И я подумал, что все проблемы будут решены в пользу этой школы. Потому что нет ничего сильнее любви, и любовь детей и педагогов к этой школе победит все бюрократические преграды и образумит чиновников.

Тилав Расул-заде

Туркменистан: Ашхабад будет продавать газ по разным маршрутам, но только на своей границе
2009-06-10 14:06 ИА Фергана.Ру

Туркменистан рассматривает многовариантный путь экспорта природного газа, заявил заместитель министра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов республики Байрамгельды Недиров 10 июня на семинаре «Целостность трубопроводов и управление ими», проводимом в Ашхабаде министерством энергетики США, передает РИА Новости.

Среди вариантов вывода туркменского природного газа на мировой рынок он назвал маршруты Туркменистан-Россия и Туркменистан-Иран по действующим газопроводам, Туркменистан-Китай по проекту находящемуся в стадии реализации, Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия по проекту находящемуся в стадии рассмотрения.

Ашхабад не сбрасывает со счетов и другие варианты экспорта газа, в том числе и в европейском направлении, подчеркнул Недиров. «Здесь наша позиция достаточно прозрачна: Туркменистан придерживается принципа реализации газа на своей границе», - сказал замминистра.

Принцип продажи газа на своей границе используется Туркменией уже давно. По мнению экспертов, он избавляет страну от необходимости решать вопросы по транзиту природного газа через третьи страны и позволяет не брать на себя каких-либо строгих обязательств в связи с реализацией проектов новых газопроводов.

Исключение составляет только газопровод Туркменистан-Китай. Задолго до ввода в строй этой газовой магистрали Туркмения обязалась ежегодно поставлять по ней в КНР до 40 миллиардов кубометров газа в год.

США продолжают отрицать планы размещения своей военной базы в Узбекистане
2009-06-10 14:46 ИА Фергана.Ру

США не намерены открывать военную базу в Узбекистане, заявил посол США в Казахстане Ричард Хоугланд 10 июня на пресс-конференции в Астане, передает РИА Новости.

«С самого начала, когда встал вопрос о закрытии военной базы в Киргизии, заявлялось, что у нас есть альтернативные варианты. И мы продолжаем изучать эти альтернативные варианты, но вопрос об открытии военной базы в Узбекистане не находится среди обсуждаемых вариантов», - сказал Хоугланд.

Посол США в Казахстане напомнил, что правительство Узбекистана предложило использовать аэропорт Навои для «несмертоносных товаров для поддержки солдат в Афганистане». «Но это [аэропорт Навои] не военная база», - подчеркнул дипломат.

Хоугланд отметил, что ему известны публикации в СМИ о возможности размещения американской военной базы в Центральной Азии. «Но в большинстве случаев это [публикации] не имеет под собой оснований», - заключил он.

Авиабаза США в Кыргызстане была открыта в декабре 2001 года по мандату ООН для осуществления боевых действий и гуманитарной помощи в рамках антитеррористической операции США «Несокрушимая свобода» в Афганистане. В начале 2009 года президент Кыргызстана Курманбек Бакиев заявил о намерении прекратить действие авиабазы. Парламент страны денонсировал договор с США о размещении воинских контингентов США и 11 стран антитеррористической коалиции на территории Кыргызстана. Американские военные, базирующиеся на авиабазе «Манас» в международном аэропорту Бишкека, должны покинуть страну до 18 августа.

Идея написания общей истории Центральной Азии: Взгляд из Казахстана
2009-06-10 15:52 Фергана.Ру

Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, в Центральной Азии стартовал четырехлетний проект, который предполагает создание учебников для общеобразовательных школ по обществоведению, географии и истории в рамках межгосударственного научного сотрудничества. Своим мнением по поводу этой инициативы делится директор Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова Министерства образования и науки Казахстана, доктор исторических наук, профессор Саттар Мажитов.

Фергана.Ру: - Саттар Фазылович, скажите, пожалуйста, как и когда возникла идея создания общей истории стран Центральной Азии?

С.Мажитов: - Это был достаточно долгий процесс, хотя относительно короткий по времени. Ведь со дня обретения суверенитета центральноазиатскими республиками бывшего СССР прошло всего лишь немногим более семнадцати лет. Государства постсоветской Центральной Азии пришли к независимости с широким комплексом проблем, из которых на передний план вышли, прежде всего, индикаторы социально-экономического, политического, психологического плана. Интеллектуальной элите и носителям массового сознания трудно было определиться с приоритетами внутри- и внешнеполитического самоопределения.

Исторически регион Центральной Азии отличается своей полиэтничностью, что всегда влияло на выбор путей развития. Такие сообщества, как правило, имеют множество проблем при ориентировании на какие-либо ценности. Идея объединения по лекалам конца XIX – начала ХХ веков в виде тюрко-мусульманского мира не оправдала себя. Хотя на начальном этапе обретения суверенитета она была оправданной. Ожидания по поводу того, что ислам сможет сыграть роль идеологического фундамента, были напрасны, поскольку повлияли обстоятельства иного плана. Титульные этносы не смогли также подняться до уровня осознания своей ответственности и высокой миссии перед национальными меньшинствами и глобализирующимся новым поколением строителей суверенитета.

В последующем разноскоростная динамика вхождения в рынок, ревнивое отношение политических элит друг к другу, преобладание этно-патриотической эйфории в общественном сознании в еще большей степени увеличили дистанцию между республиками. Не помогло и упование на то, что «капитализм сам по себе все уладит», за исключением устойчиво налаженного субконтинентального наркотрафика. Попытки объединения народов на основе исламского тождества заканчиваются лишь антиконституционными попытками создания халифата на основе средневековых религиозных догматов. Пугает народы и угроза «гегемонистских» устремлений продвинутых республик, а также фантомные угрозы возрождения пантюркистских настроений.

Пожалуй, все это далеко не полный круг причин, побудивших нас к поиску путей взаимопонимания. В этом плане идея создания совместного учебника, учебного пособия или хрестоматии была, несомненно, кстати. Тем более что она возникла в момент, когда и на пространстве СНГ, в частности, на уровне Ассоциации институтов истории стран СНГ, возглавляемой директором Института всеобщей истории РАН, академиком А.Чубарьяном, ученые-историки заговорили о проектах интегрированной истории.

Фергана.Ру: - Почему эта идея не родилась раньше и насколько реально ее воплощение сейчас с учетом разницы позиций ученых в этом вопросе и политической ситуации в регионе?

С.Мажитов: - Я не случайно заговорил о том, что сегодня идею создания совместного учебника поддерживают и далеко за пределами постсоветской Центральной Азии. Это является свидетельством того, что в среде ученых-историков она вынашивалась не один год, и на то были серьезные основания. Все мы вышли из советской шинели, во время пошива которой был успешно реализован проект по размежеванию и созданию административно-государственных единиц, построенных по этническому признаку. Это произошло, как отмечали западные аналитики, благодаря «полному слиянию Центральной Азии в коммунистическую политическую и экономическую систему», хотя здесь лишь внешне укоренились европейские ценности, и продолжал доминировать комплекс средневосточной ментальности. В регионе сложился конгломерат национальных формирований, статусное положение и этнические границы развития которых определяются советской легитимацией. Этнический принцип, заложенный в основу строительства советской государственности, выработал устойчивые стереотипы, согласно которым внутри каждой из республик дихотомия «мы – не мы» трансформировалась в деление на титульные и не титульные нации. Однако, если во времена советской империи центральноазиатские «государства-нации» определяли себя в большинстве случаев по культурологическим параметрам, то в настоящее время история государствообразующей нации артикулируется терминами прямого политического действия. На ближайшую перспективу этот процесс не имеет обратного хода, и эту данность новейшей истории следует принять за исходное положение при анализе геополитической ситуации в регионе.

В марте 2009 года между Институтом истории и этнологии имени Чокана Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан и Институтом имени Георга Эккерта был подписан Меморандум о взаимопонимании. В планах совместной работы - ряд мероприятий, которые позволят изучить состояние школьного исторического образования и наметить пути его дальнейшего улучшения в части процесса создания качественно новой учебной и методической продукции. Казахстан при посредстве Германии выступает площадкой для диалога специалистов в области образовательной практики стран Центральной Азии.
Тем не менее, сближение центральноазиатских народов обусловлено, на наш взгляд, императивами самой истории, как в ретроспективном ее измерении, так и перспективами на будущее, несмотря на пестроту развивающихся здесь центробежных сюжетов и различие полюсов тяготений. На почве народной органики здесь никогда не прекращался процесс взаимовлияния народов и культур.

Сложившееся представление о Центральной Азии (Средней Азии и Казахстане) как о пяти четко определенных политических единицах имеет смысл только на текущий момент, охватывающий современный период истории. Между тем, вся предыдущая летопись региона позиционирует вышеупомянутые страны, пространство которых постоянно видоизменялось, в качестве подвижных расчленяющихся или расширяющихся центров притяжения в зависимости от развертывавшихся в регионе событий.

Невзирая на разветвление языковых наречий, разделение на кочевые и земледельческие народы, надэтнический рубеж Центральной Азии, проходящий по линии Амударьи, еще со времен распространения ислама символически отделял ее от мира классического Востока. Если же подняться выше по политической карте данного региона, постепенно трансформирующегося в пояс степей, то и здесь Центральная Азия также имела явственные границы, определявшие ее в качестве буферной зоны между Россией и Китаем. Различные этнические группы сумели сформировать здесь смешанный и взаимозависимый конгломерат, исповедующий единую тюрко-персидскую исламскую культуру. Неслучайно, что именно в этом регионе пролегали два маршрута Шелкового пути, по которым шли негоцианты и миссионеры, упоминавшиеся еще Птолемеем. А Рене Груссе рассматривал эту землю как матрицу наций и называл ее вместе со степями Орхона, Керулена и Южной Монголии «Азиатской Германией».

Сочинение Муниса и Агахи «Фирдаус ал-Икбал», исторический источник уже XIX столетия, повествуя об истории Хорезма, распространившего свое влияние вплоть до Казахской степи, перечисляет целый ряд имен хорезмшахов, разноплеменное происхождение которых свидетельствовало о тесной взаимосвязи политических элит того времени. Поэтому неслучайно, что академик В.Бартольд назвал факт уничтожения Советами Хорезма как политической единицы «чуждым местным историческим традициям» и «полным противоречием этим традициям».

Те, кто ссылается на политику или рассчитывает на то, что политическая ситуация в регионе может каким-то образом повлиять на процессы сотрудничества, не понимают, что регион Центральной Азии содержит в своем прошлом единый и глубокий историко-культурный код. Он понятен далеко не всем. Этот феномен способны описать только историки. Вот почему они не просто смогут, но и обязаны исполнить свою миссию как по написанию совместной истории, так и по созданию учебных пособий.

Фергана.Ру: - Какой обещает быть общая история региона: интегрированной, как предлагают некоторые эксперты, или какой-то другой?

С.Мажитов: - Интеграция - вещь несколько иная, чем сотрудничество и вовлеченность в процесс единения. Ведь интеграция – явление, которое предполагает решение многих внутренних проблем и в то же время обязывает пожертвовать ими во имя своевременной реакции на внешние импульсы. К этому готовы не все, и мы это понимаем. Поэтому проект по написанию общей истории региона будет, скорее всего, просто совместным. Интегрированная история, помимо определенных политических предпосылок, предполагает и междисциплинарную интеграцию. Пока же мы говорим об объединении усилий историков.

Необходимость написания совместной истории проистекает из ряда внешних и внутренних факторов.

Глубинная причина необходимости написания совместной общей истории Центральной Азии - в сути этногенеза центральноазиатских народов, прошедших в новое и новейшее время уникальный эксперимент по искусственному созданию наций, где порой путались понятия национальности и гражданства, несмотря на унифицирующий характер советского правления. Поэтому вновь образованные государства на начальном этапе самостоятельного развития начали определять фактор этнической принадлежности выше идеи общегражданского общества и общечеловеческих ценностей. Понятие нации стало напрямую ассоциироваться с национальностью и национализмом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Между тем, региональное самосознание, как и этническая идентичность, претерпевает на фоне глобализации коренные системообразующие трансформации.

В конце ХХ – начале ХХI веков на смену понятию «этничности» в качестве объединяющего начала заступает модифицированное его расширение в виде «идентичности». Это своеобразная адаптационная реакция на выработку системы глобальных балансов. Даже имея в качестве стратегического партнера одну из сверхдержав, страны центральноазиатского региона будут не в состоянии поодиночке играть роль несущей колонны уникальной культурно-цивилизационной платформы под названием «Центральная Азия». Также маловероятным представляется сепаратный шанс адекватно отвечать на вызовы времени с точки зрения экономического развития. В этих условиях весьма актуально обращение к истокам совместной истории и, особенно, – к ее урокам.

И самое главное - сегодня мы имеем серьезный кадровый потенциал, который должен реализовать свои возможности.

Фергана.Ру: - Задам вопрос иначе: что в новом учебнике по истории будет, и чего мы там не увидим?

С.Мажитов: - Традиционно история любого государства, страны, региона начинается с древности и средневековья. Они у Центральной Азии общие. Безусловно, есть определенные моменты, по которым нет единого мнения не только у ученых Центральной Азии, но и внутри самих стран. Это нормальное явление. Иначе процесс научного изучения просто остановится. Другое дело, что есть некоторые крайности.

Прежняя система подачи исторического материала нарушала целостное восприятие исторического процесса, особенно общей динамики развития государственности на территории Центральной Азии. Сложности возникнут и при написании разделов, связанных с историей ХХ века и постсоветской историей. Однако я бы сказал, что это общая проблема, которая возникнет и при создании совместного учебника по истории стран СНГ.

В настоящее время подобный концептуальный анализ объективного исторического процесса невозможен без учета общемировой тенденции интернационализации всех сторон жизни. Для Казахстана в данном случае он обуславливается сопряжением двух составляющих: движения в сторону глобализации и приверженности Республики Казахстан идеям нового евразийства и центральноазиатской идентичности. Историческая наука в этом отношении уже сыграла важную роль в качестве мобилизующего общественное сознание фактора. Особенность момента состояла в том, что на вызовы современности по унификации социокультурных процессов она предложила парадигму вхождения в будущее общечеловеческой цивилизации на основе сохранения имманентных черт и национальной самобытности. Одновременно она выступила против цивилизационного противостояния Востока и Запада, континентализма и атлантизма.

В данном контексте задача историков состоит в модернизации этих двух понятий от уровня некоей «мессианской роли» и «особого мироощущения» до понятных всем сентенций полицентрического мира. В пространственно-временном измерении это означает, что глобализация в историческом измерении коррелирует не с новыми империями и мировыми жандармами, а с сухопутными торговыми маршрутами по странам-сателлитам Великого Шелкового пути, не с хронологией и картографией завоевательных походов, а с кросс-культурным взаимообогащением и культивацией общемировых гражданских ценностей. Методологические подходы здесь далеко не беспроблемны, особенно в вопросе о взаимоотношениях восточной и западной цивилизаций. Роль историков в данном случае в том, чтобы найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов евразийского субконтинента.

При этом следует учитывать и тот факт, что эскалация национальных и этнических проблем во многом стала реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. Историческая наука Казахстана в этом отношении может не противопоставлять себя западной техногенной цивилизации, а выступить ее равным партнером, продолжая вносить, но уже в более интенсивном режиме, в копилку мировых ценностей веками копившийся духовно-культурный потенциал общежития и толерантности. Обуславливается это тем, что в глобальном знании не может быть объекта без субъекта познания и что целостность мира, человечества предполагает в своей основе взаимозависимость образов и сущностей этой целостности.

Современное видение истории Центральной Азии предполагает ее интерпретацию в контексте мировой истории, истории евразийского континента, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов и сравнительный анализ истории собственно стран центральноазиатского региона. Наряду с этим возрастает многофункциональная роль и значимость истории Центральной Азии.

Фергана.Ру: - Можно ли после первой встречи ученых и экспертов региона сказать, что «процесс пошел»?

С.Мажитов: - Безусловно, встреча в Алматы экспертов в области образования в Центральной Азии была весьма своевременной и успешной. Прорывным моментом стала договоренность о создании комиссии по разработке концепции и структуры учебника. Эта комиссия будет заседать два раза в год в одной из республик региона.

Второй важный шаг – это договоренность о создании хрестоматии по истории Центральной Азии. Прежде чем писать учебник, необходимо собрать, систематизировать и апробировать документы и материалы. Часть из них и войдет в хрестоматию.

Фергана.Ру: - На Форуме в Алматы отсутствовали представители Узбекистана и Туркменистана. Как Вы думаете, насколько реально в нынешних условиях включение этих стран в процесс создания общей истории региона?

С.Мажитов: - Этот вопрос, скорее, к представителям этих стран. Я не думаю, что в них нет специалистов, способных написать историю Центральной Азии. Напротив, их сейчас немало. Думаю, что они с удовольствием примут участие в нашем совместном проекте. Возможности современных информационно-коммуникационных технологий позволяют сейчас сотрудничать и общаться вне всяких границ. И потом, не следует забывать, что для написания блоков, связанных с историей Узбекистана и Туркменистана, мы можем пригласить специалистов из любой другой страны как ближнего, так и дальнего зарубежья. Как правило, серьезный специалист знает достаточно хорошо источники, местный язык, в целом материал по истории изучаемого региона и выполнит работу на высоком профессиональном уровне.

Фергана.Ру: - Учебники по истории являются, пожалуй, самыми «невезучими»: их чаще всех переписывают, они больше подвержены идеологическим, политическим интересам стран и режимов.

С.Мажитов: - Реальность современного исторического образования такова, что с каждым днем не становится меньше тех, кто высказывает свои предложения и замечания относительно содержания, структуры, качества излагаемого материала, методики и дидактических особенностей учебников и учебных пособий по истории. Это вполне понятно, потому что всех нас волнует один вопрос: как сделать учебники хорошими, как «угодить» ученикам, педагогам и родителям, в целом общественности?

Кроме того, есть и профессиональная сторона рассматриваемого вопроса. Речь идет о том, что к созданию учебников должны подключаться не только методисты и учителя истории, но и те, кто непосредственно занимается разработкой фундаментальных и прикладных исторических исследований.

При создании учебников по истории необходимо, чтобы авторы учитывали объективную природу данного жанра. Любой опыт, приобретаемый через обычные образовательные каналы, всегда оказывается не только поверхностным, но и устаревшим. Опыт исторического мышления, приобретаемый таким образом, формируется учебниками, а учебники всегда описывают не то, что сейчас думают современные историки, а то, что думали историки прошлого, историки того времени, когда создавался исходный материал, на базе которого и были составлены учебники. К моменту включения в учебники многое устаревает. Поэтому одна из важных задач для всех знаний, приобретаемых через образовательные каналы – это преодоление иллюзии завершенности.

На первоначальном этапе необходимо обновление теоретических основ, методологии и методики подготовки учебного материала. При этом нужно избегать ориентации на одну универсальную теорию, выступающую в качестве всеобъемлющей методологии научного поиска в области истории, а также сводить исторический процесс к осмыслению лишь отдельного ряда вопросов. Рациональный подход в данном случае видится в целостном осмыслении прошлого, настоящего и будущего в контексте развития всего человечества на принципах соблюдения современных общезначимых познавательных норм, опирающихся на теоретические результаты современной исторической науки.

Фергана.Ру: - Когда можно будет взять в руки первый экземпляр учебника, созданного в рамках этого проекта?

С.Мажитов: - Это вопрос времени и денег. Ведь в проекте будут заняты ведущие эксперты и специалисты, а это очень занятой народ. Думаю, что к середине будущего года будут написаны концепция хрестоматии и учебника, проект программы и структуры, а концу 2010 года мы будем иметь уже проект хрестоматии.

Весьма примечательно, что идея написания совместного учебника по истории Центральной Азии поддержана Институтом имени Георга Эккерта по международным изучениям школьных учебников (г.Брауншвейг, Германия). Символично, что Международный германо-казахстанский научно-практический семинар «Образование в странах Центральной Азии» для авторов школьных учебников по истории и экспертов по вопросам образования прошел в рамках «Года Казахстана в Германии».

Беседовал Абдумомун Мамараимов

Информагентство «Фергана.Ру» приглашает читателей и специалистов к обсуждению вопроса создания учебников по истории Центральной Азии.

Шестикратный чемпион Азии по армрестлингу Акмал Кадыров мечтает выиграть мировой чемпионат
2009-06-10 16:07 ИА Фергана.Ру

27-летний шестикратный чемпион Азии по армспорту среди инвалидов, гражданин Таджикистана Акмал Кадыров приступил к подготовке к мировому чемпионату по армспорту, который будет проходить в сентябре 2009 года в Италии.

По словам тренера Акмала Кадырова, заместителя председателя Управления по делам молодежи, спорта и туризма Согдийской области Таджикистана Зокира Комилова, победа его подопечного в Восьмом чемпионате Азии, проходившем с 1 по 6 июня в столице Узбекистана Ташкенте, открыла дорогу Кадырову на мировой турнир.

Июньский чемпионат был организован по инициативе Азиатской федерации армспорта. Акмал Кадыров выступал на весе «выше 90 килограмм» среди инвалидов и, победив двоих соперников из Узбекистана и Казахстана, стал обладателем титула чемпиона Азии. Акмал решил соревноваться и со здоровыми спортсменами, и в категории «свыше 110 килограмм» занял почетное 6-ое место.

- Завоевать первое место среди инвалидов мне было нетрудно, - говорит Акмал Кадыров. – Ведь мы соревнуемся на так называемом «сидячем столе». Однако соревнования среди здоровых проходят на «стоячем столе», и это было уже труднее. Но я не буду останавливаться на достигнутом и надеюсь, что скоро займу более престижные места.

Акмал Кадыров потерял ногу после автомобильной аварии на трассе Худжанд-Душанбе в 2002 году, но не утратил оптимизма и веры в себя. Уже спустя два года, то есть в 2004 году, Акмал одержал свою первую международную победу, став чемпионом Азии.

- Я вырос в семье спортсменов, - говорит Акмал Кадыров. - Мой отец является мастером спорта по национальной борьбе, «гуштингирии камарбанди». Моего младшего брата Бахтиёра считают хороший баскетболистом, а старший брат Неъмат – обладатель черного пояса по карате-до. Поэтому здоровая спортивная атмосфера, которая царит в нашем доме, вдохновляет меня на свершение новых спортивных подвигов.

По словам тренера Зокира Камилова, в других весовых категориях титул чемпионов Азии среди инвалидов получили Амонбой Умурзаков, Фарход Комилов и Тохир Тохиров . Все четверо победителей – мастера спорта международного класса.

В Азиатском чемпионате в Ташкенте, помимо 40 спортсменов из Таджикистана, принимали участие еще 260 человек из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Японии, Южной Кореи, Индии.

Тилав Расул-заде

Узбекистан: Власти начали отселять жителей от границы с Кыргызстаном
2009-06-10 16:17 ИА Фергана.Ру

Как сообщают источники «Ферганы.Ру», власти Узбекистана начали отселять своих граждан, живущих в домах, расположенных в непосредственной близости к линии границы с Кыргызстаном.

Напомним, что недавно Узбекистан в одностороннем порядке начал отгораживать граничащие с Кыргызстаном части Андижанской области траншеями глубиной и шириной в три метра. А в Риштанском районе Ферганской области вдоль границы с Кыргызстаном возводят бетонные стены высотой семь метров. По данным киргизской Погранслужбы, рвы роют на граничащих с Сузакским, Аксыйским и Ноокатским районах Кыргызстана территориях, причем захватываются и нейтральные участки. Между тем, такие действия являются нарушением взаимных договоренностей, согласно которым запрещено возведение строительных или оградительных сооружений до окончательного определения и ратификации линии государственной границы парламентами обеих стран.

По информации источников «Ферганы.Ру» на юге Кыргызстана, киргизско-узбекская граница остается фактически перекрытой. Проход через границу осуществляется лишь пограничниками обеих стран в одностороннем порядке. Граждане Узбекистана могут вернуться в свою страну из Кыргызстана, но на территорию соседней страны их уже не пускают. В свою очередь, киргизские пограничники пропускают лишь своих граждан, возвращающихся в Кыргызстан из Узбекистана.

По некоторым данным по узбекскому телевидения начали обсуждать почему Узбекистан не может на своей территории построить рынок подобный расположенному в кыргызской части города Кара-Суу который снабжает товарами китайского производства узбекскую часть ферганской долины в том числе. Кыргызстан на подобном реэкспорте китайских товаров зарабатывает не плохие деньги.

После закрытия границы на киргизских рынках было отмечено повышение цен на фрукты и овощи, завозимые из Узбекистана. Но со временем контрабандисты наладили поставки фруктов и овощей из соседней страны через неформальные переходы на линии государственной границы.

7 июня один из таких предпринимателей - гражданин Кыргызстана, занимавшийся реализацией узбекской клубники, - 29-летний житель Кара-Суу Улукбек Жороканов был застрелен узбекскими пограничниками. Его тело до сих пор не возвращено родственникам. Узбекская сторона отказалась от переговоров по поводу выдачи тела убитого.

Узбекистан: Власти начали отселять жителей от границы с Кыргызстаном
2009-06-10 16:17 ИА Фергана.Ру

Как сообщают источники «Ферганы.Ру», власти Узбекистана начали отселять своих граждан, живущих в домах, расположенных в непосредственной близости к линии границы с Кыргызстаном.

Напомним, что недавно Узбекистан в одностороннем порядке начал отгораживать граничащие с Кыргызстаном части Андижанской области траншеями глубиной и шириной в три метра. А в Риштанском районе Ферганской области вдоль границы с Кыргызстаном возводят бетонные стены высотой семь метров. По данным киргизской Погранслужбы, рвы роют на граничащих с Сузакским, Аксыйским и Ноокатским районах Кыргызстана территориях, причем захватываются и нейтральные участки. Между тем, такие действия являются нарушением взаимных договоренностей, согласно которым запрещено возведение строительных или оградительных сооружений до окончательного определения и ратификации линии государственной границы парламентами обеих стран.

По информации источников «Ферганы.Ру» на юге Кыргызстана, киргизско-узбекская граница остается фактически перекрытой. Граждане Узбекистана могут вернуться в свою страну из Кыргызстана, но на территорию соседней страны их уже не пускают. В свою очередь, киргизские пограничники пропускают лишь своих граждан, возвращающихся в Кыргызстан из Узбекистана.

По некоторым данным по узбекскому телевидения начали обсуждать почему Узбекистан не может на своей территории построить рынок подобный расположенному в кыргызской части города Кара-Суу который снабжает товарами китайского производства узбекскую часть ферганской долины в том числе. Кыргызстан на подобном реэкспорте китайских товаров зарабатывает не плохие деньги.

После закрытия границы на киргизских рынках было отмечено повышение цен на фрукты и овощи, завозимые из Узбекистана. Но со временем контрабандисты наладили поставки фруктов и овощей из соседней страны через неформальные переходы на линии государственной границы.

7 июня один из таких предпринимателей - гражданин Кыргызстана, занимавшийся реализацией узбекской клубники, - 29-летний житель Кара-Суу Улукбек Жороканов был застрелен узбекскими пограничниками. Его тело до сих пор не возвращено родственникам. Узбекская сторона отказалась от переговоров по поводу выдачи тела убитого.

Казахстан: Остановилась крупнейшая угольная компания «Богатырь Комир»
2009-06-10 17:22 ИА Фергана.Ру

Крупнейшая угольная компания Казахстана «Богатырь Комир», находящаяся в управлении казахстанского государственного холдинга «Самрук-Казына» и российского «РусАла», полностью остановила свою деятельность на месяц, передает КазТАГ. Причиной остановки предприятия менеджмент объясняет серьезным падением спроса на рынке угля в весенне-летний период и введением антикризисных мер.

Если все предприятие останавливается полностью только на один месяц, то разрез «Северный» решено законсервировать с 1 марта до начала нового отопительного сезона, так как этот разрез считается наименее эффективным. С начала нынешнего года объемы продаж угля предприятия «Богатырь Комир» упали в среднем на 30 процентов в годовом исчислении: с 46 миллионов тонн (по итогам 2008 года) до 34 миллионов тонн. Падение спроса произошло, в основном, по вине российских потребителей: так, шесть энергетических предприятий Уральского федерального округа, работающих на угле «Богатыря», снизили потребление почти вдвое, на 3,5 миллиона тонн.

На предприятии работает около семи тысяч человек. Сейчас оставлены на работе только те, кто занят поддержкой производственных объектов и охраной техники и оборудования. Остальные отправлены в отпуск с сохранением половины среднемесячной зарплаты.

Менеджмент компании уверен, что «восстановление спроса на уголь, ввод новых энергоугольных станций и энергоблоков позволят компании вернуться к прежним планам годовой добычи», говорится в пресс-релизе компании.


В избранное