← Июнь 2009 → | ||||||
28
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Пивной фестиваль в Ташкенте ознаменовался пьяными драками. Один человек убит
Пивной фестиваль в Ташкенте ознаменовался пьяными драками. Один человек убит Фото автора 6 июня во время пивного фестиваля в столице Узбекистана Ташкенте произошли многочисленные драки, в результате которых пострадали несколько десятков человек, по меньшей мере, один из них скончался. По словам сотрудников милиции, было задержано примерно пятнадцать-двадцать пьяных хулиганов. Но обо всем по порядку. На 6 и 7 июня в столичном парке имени Бабура был намечен очередной фестиваль пива. В этот раз его проводила компания «Carlsberg Uzbekistan». В отличие от осенних пивных фестивалей, которые проводятся в том же парке и в которых участвует большинство узбекистанских производителей пива и закусок, нынешний фестиваль был организован исключительно усилиями компании «Carlsberg Uzbekistan», вследствие чего на нем была представлена хмельная продукция именно этой фирмы. Рекламная кампания предстоящего фестиваля началась едва ли не за месяц, и в назначенный день, несмотря на холодную и пасмурную погоду, обещающую разразиться дождем, в парк хлынули тысячи людей, в первую очередь, конечно, молодежь. Хотя, похоже, что посетителей было меньше, чем на аналогичных осенних фестивалях. Наплыв народа породил огромные очереди к стойкам, и, чтобы получить пиво и закуску, которые здесь стоили процентов на 15-25 дешевле, чем за пределами парка, необходимо было запастись громадным терпением. Расставленных столов тоже на всех не хватало, и те, кому удалось занять «сидячее» место, могли считать себя настоящими счастливчиками. Кое-кто предпочел отдыхать просто на газонах. Вопреки обыкновению, милиция не рассматривала это как вопиющее нарушение общественного порядка и попрание государственных устоев и не пыталась сгонять «нарушителей» с мягкой июньской травки. Из-за огромных очередей за пивом далеко не все смогли заполучить желанный стакан, бутылку или баклажку этого напитка, поэтому многие гуляли по парку Бабура, будучи почти трезвыми, прислушиваясь к выкрикам зазывал и глазея на всевозможные развлекательные шоу, концертные и танцевальные номера. Конечно, было много людей подвыпивших, пьяных и очень сильно пьяных. Танцевальные программы были составлены таким образом, чтобы максимально подогревать градус веселья. Как и должно быть на таком фестивале, танцы были лихими, зажигательными и отличались пивной зазывной сексуальностью. То есть, танцовщицы, одетые в короткие юбки, постоянно и словно ненароком демонстрировали свое белье, что вызывало у окружающих бурю диких восторгов, на которые, собственно говоря, все и было рассчитано. Уточню, что шоу эротического характера в Узбекистане бывают, как правило, в ночных клубах и ресторанах. А тут все совершенно бесплатно и напоказ - для всех желающих! Понятно, что собравшаяся на фестиваль молодежь, в первую очередь студенты, прибывшие в Ташкент из далекой глубинки, были страшно рады нежданному зрелищу и веселились на всю катушку, приветствуя танцовщиц восторженными возгласами. Помимо танцевального шоу-балета в двухдневной программе фестиваля были заявлены выступления групп «Gallis», «Monno», «Vi.Jump», исполнителя хип-хопа Шахриера, ди-джея Iminoff и прочее в этом духе. Разумеется, не обошлось без традиционных конкурсов и розыгрышей, наградой в которых всегда служило пиво: от нескольких бутылок или баклажек до ящика. Музыка и крики ведущих создавали такой шум и гам, что временами трудно было разобрать речь собеседника, не говоря уже о попытках поговорить по мобильному телефону. Неизбалованная обилием бесплатных шоу и выступлений толпа гостей фестиваля растеклась по парку, искренне радуясь наступившему празднику. По лицам собравшихся было видно, что в целом все довольны, несмотря на длинные очереди за пивом и к установленным специально ради такого случая кабинкам передвижных туалетов.
Постепенно народ окончательно разошелся, раззадорился. Многие пустились в пляс. Здорово же – пиво, музыка, все кричат, шумят, смеются, танцуют… Ближе к вечеру в парке окончательно воцарился дух алкогольного веселья и хмельной удали. Несмотря на прохладную погоду, какие-то парни, изрядно согретые пенным напитком, разделись и стали сигать с моста в опасной близости от проплывающих лодок с отдыхающими. На эти подвиги их подзадоривали не менее «подогретые» товарищи. Наконец, возникла пара каких-то сотрудников, обеспечивающих безопасность фестиваля, и под руки увела одного из прыгунов. Второй никак не отреагировал на исчезновение друга и тут же отметился новым отважным прыжком, едва не разнеся вдребезги чью-то лодку. Спорадически стали вспыхивать отдельные конфликты. В толпе кто-то то ли зажал, то ли толкнул девушку. В ответ та выплеснула на обидчика полбаклажки пива, которым забрызгало и его товарищей. Оскорбленная компания (по виду это были молодые студенты из сельской местности) немедленно вернулась, и ее вожак отвесил «обидчице» пощечину. Та заорала, и вся компания испуганно ретировалась, растворившись в массе людей.
Милиции в парке было на удивление мало. Возможно, это и стало причиной того, что вначале в одном месте, а затем в других начались драки. Например, мимо меня неожиданно пронеслась орава разгоряченных парней с криком «Держи его!». Их было человек десять. Через несколько минут какая-то компания, возможно, та же самая (по виду, это были русские), напала на мирно сидящего на бортике паркового озера молодого корейца, сбила его на землю и стала избивать. Началась свалка.
Подбежала новая группа парней, на этот раз узбеки. Они тоже набросились на лежащего на земле корейца, пиная по его голове, как по футбольному мячу. Я думал, что его забьют насмерть, но через минуту нападавшие исчезли. Избитый с трудом поднялся и сел на тот же бортик, уже весь в крови. Сидевшая до этого рядом с ним женщина стала вызывать «скорую».
Возле выхода из парка на асфальте лежал еще один молодой парень с вывихнутой челюстью. Он был без сознания, какие-то молодые люди пытались привести его в чувство, тихонько хлопали по щекам, приговаривая «дыши, дыши». Кто и когда его ударил, мне выяснить не удалось. Самое интересное, что милиционеры во время драк не очень-то спешили вмешаться, очевидно, опасаясь, что в свалке может достаться и им (думаю, что в этом они были правы). При этом я не видел, чтобы они оказывали хоть какую-то помощь пострадавшим. Они проходили мимо, отворачиваясь в сторону и старательно делая вид, что ничего не замечают, или что тут нет ничего такого, что заслуживало бы их царственного внимания. Впрочем, когда количество драк стало возрастать, милиционерам все-таки пришлось выполнять роль миротворцев. - По парку ходили толпы молодежи, и периодически между ними вспыхивали стычки, - рассказывает независимый журналист Василий Марков, в тот день сидевший в кафе «Островок». – Они начинались без видимого издалека повода, ничего не предвещало начала очередной потасовки. Я видел, как одного парня спихивали в озеро… Молодежь была в изрядном подпитии, тем более что там продавали не только пиво, но и водку - по 8 тысяч сумов за бутылку. Подпольно, на витринах ее не было. Некоторые приносили водку с собой. Я видел, как ребята за соседним столиком доставали из сумки бутылку. Из их разговоров я понял, что они настроены задорно, то есть, у них появилось желание выплеснуть энергию, они договаривались с кем-то по телефону, чтобы пойти подраться. Всего я видел не меньше четырех драк, но вблизи только одну. Двое парней обменялись взаимными оскорблениями, потом один другого пнул, и всё тут же переросло во всеобщую драку, причем с каждой стороны в ней участвовало человек по 15. Потом пришли три мента и всех разогнали. Одного куда-то повели, но быстро отпустили. Другого тащили под руки двое друзей и, судя по его виду, ему было очень хреново... Трудно сказать, сколько драк произошло в тот день. Парк большой и всего не видно, тем более что он был полон народу, а драки вспыхивают и гаснут достаточно быстро. Как я узнал уже на следующий день, в одной из них был убит один человек (его то ли стукнули, то ли пырнули куском арматуры). Реакция городских властей последовала незамедлительно: на второй день пивного фестиваля в парке Бобура запретили продажу пива. При этом сам фестиваль не отменили. Зрелище было прелюбопытное: толпы народа, привлеченные мощной рекламной кампанией, являются на фестиваль, изумленно ходят и не верят своим глазам: кока-кола есть, всевозможные газированные напитки есть, милиции навалом, выступления танцоров и музыкантов есть, а самого пива нет! - Вчера здесь действительно убили парня, - подтвердили мне дежурные милиционеры. Они рассказали, что в парке было очень много драк, а сотрудников милиции было мало, всего человек двадцать, поскольку остальных отправили на футбольный матч «Пахтакора» с какой-то командой, опасаясь, что футбольные болельщики могут устроить беспорядки. О том, что нечто подобное может произойти на фестивале пива, никто даже не предполагал. - Вчера мне тоже арматурой досталось, когда мы их растаскивать стали, сейчас еле хожу, - пожаловался один из сотрудников милиции и погладил свою ногу повыше колена. На вопрос о количестве пострадавших и задержанных они ответили, что пострадало около двух десятков человек, задержанных примерно столько же. Фактическая отмена второго дня фестиваля вызвала настоящий праздник у владельцев ближайших магазинов, поскольку устремившийся в парк поток молодежных групп, обнаружив, что обещанного пива там нет, выкатывался из парка и оседал возле этих магазинов. Там они под завязку затаривались пивом и тут же пили его из бутылок и баклажек. Многие из этих компаний были достаточно агрессивны. Милиция пить на улице не запрещала и предпочитала держаться от них подальше. В этот день продавцы распродали все свои пивные и прочие запасы. Так прошел очередной пивной фестиваль… Напоследок напомню, что в настоящее время только пивоваренный завод «Carlsberg Uzbekistan», введенный в эксплуатацию осенью 2007 года, ежегодно выпускает 100 миллионов литров пива или 200 миллионов «поллитр». То есть на каждого узбекистанца, включая младенцев, приходится по 7,4 бутылки пива – и это продукция только одной компании. Понятно, что производители пива и алкоголя кровно заинтересованы в том, чтобы сбыть как можно больше своей продукции, поэтому пропаганда пива в Узбекистане, в том числе посредством пивных фестивалей, ведется довольно интенсивно. Нынешний фестиваль наглядно показал, что любая пропаганда употребления алкоголя – это зло. Алексей Волосевич
Узбекистан: В Ташкенте впервые награждали за достижения в рок-музыке (фото) 6 июня в ташкентском дворце «Туркистон» прошла Первая церемония награждения за достижения в рок-музыке Узбекистана IOSIS FEST AWARDS 2009. Процедура вручения премий в двадцати семи номинациях перемежалась выступлениями шестнадцати самых популярных рок-групп страны. Открывала церемонию награждения команда FromUz, известная далеко за пределами Узбекистана. Концерт сопровождался лазерным шоу и видео-инсталляциями на огромных экранах, установленных по обе стороны сцены.
Желание участвовать в церемонии награждения выразили более ста команд из Ташкента и регионов Узбекистана. Сквозь сито отборочных туров до финала дошли лучшие группы, представляющие различные музыкальные направления: Termin Vox, Fомальгаут, Moment Of Clarity, Storm, Monno, April Grapes, Cross Section, Internal Vision, Independens Square, Rabies, Skenb, Слезы Солнца, Rebellium, Respect, Баллистика, Икнайт, Crazzy Fruits, Крылья Оригами, Цикл Кребса, Трезвые Мысли, Forest Gump, Каприз Огня (Навои), Conquistador (Фергана), Respekt (Джизак), Тупратикон's, Z-Bek, S.o.T.A. Эти команды были представлены специальной комиссии, председателем которой являлся продюсер проекта, президент международного фестиваля IOSIS FEST Игорь Иосис. В состав комиссии вошли музыкальный руководитель театра «Ильхом» Артем Ким, известные радиоведущие популярных FM-радиостанций Игорь Ганкин, Алишер Канаев, Степан Лиходзиевский, Андрей Асташов, и ряд журналистов, знакомых с рок-культурой Узбекистана. Из числа финалистов были отобраны лучшие группы и музыканты, которые награждались за лучшие «тяжелую», «экстремальную» музыку, аранжировки, сценический образ, альбом, песню, видео, концерт, панк-, поп-рок. Премиями отмечены лучшая альтернативная группа, лучшая по всем параметрам рок-группа, лучшая областная группа, лучшие гитарист, барабанщик, клавишник, бас-гитарист, композитор, вокалист, автор текстов. Были и такие номинации, как «Прорыв года», «Дебют года», «Приз зрительских симпатий», «Лучший Интернет сайт», «Активное участие в жизни международного фестиваля IOSIS FEST». Последняя из перечисленных наград досталась гостям – группе XNo из Казахстана. Награды в номинации «Легенда рок-музыки Узбекистана» были вручены Шухрату Ризаеву и группе «Цикл Кребса», Джамшиду Бек Таирову – гитаристу группы Bek (сегодня Z-Bek), бас-гитаристу группы Fомальгаут Максу Фролову, и по совместительству лидеру группы «Dомино», а также группе Conquistador из Ферганы.
Наибольшее количество номинаций получила ташкентская группа Fомальгаут Дмитрия Меньшикова. Ее назвали «лучшей группой», автором «лучшего альбома» «Безупречная любовь», лучшими были признаны и гитарист группы Павел Устименко, и юбилейный концерт группы в Club 25. Награда в номинации «За вклад в развитие рок-музыки в Узбекистане» досталась ветерану рок-движения Виталию Меньшикову – автору «Рок-энциклопедии», вот уже на протяжении почти двадцати лет пользующейся популярностью на постсоветском пространстве и за его пределами. Титула «Гранд мастер» удостоена группа FromUz. Как отметил в интервью «Фергане.Ру» продюсер проекта и президент международного фестиваля IOSIS FEST Игорь Иосис, за последние годы в сфере рок-музыки Узбекистана произошел мощный прорыв. «Это видно даже на примере одной ташкентской фирмы, которая продает как недорогие, так и дорогие инструменты, и аппаратуру высочайшего класса, - поясняет Иосис. - Руководитель этой фирмы, мой большой друг, недавно сказал, что благодаря постоянно проводящимся фестивалям поднялся уровень музыкантов, а в его фирме, соответственно, поднялся уровень продаж дорогих инструментов, которые рокеры стали больше покупать. То есть им уже стыдно играть на «барахле». Да, они начинают копить деньги на приличные инструменты, поскольку знают, что только в этом случае смогут, играя на хорошей аппаратуре, добиваться отличного звука».
Иосис отметил также, что если еще десять лет назад многие группы отдавали предпочтение «тяжелым» направлениям рока, то сейчас наблюдается множество стилей и направлений, в которых играют узбекистанские группы. Президент фестиваля IOSIS FEST сообщил, что в его планах - открытие школы, которая будет обучать всех желающих на гитаристов, бас-гитаристов, барабанщиков, клавишников, аранжировщиков. Павел Кравец (Ташкент)
Россия: Госдума упростила получение гражданства для иностранцев, имеющих детей-россиян 9 июня Госдума России на своем заседании приняла в третьем, окончательном чтении закон, предоставляющий иностранцам, дети которых обладают гражданством РФ, право на временное проживание в России или получение российского гражданства в упрощенном порядке, сообщает РИА Новости. Поправки вносятся в законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О гражданстве Российской Федерации». В настоящее время иностранцы могут обратиться за российским гражданством в упрощенном порядке в четырех случаях: если их родители имеют гражданство РФ и проживают в России; если они имели гражданство СССР и живут в государствах, входивших в состав СССР, но не получили гражданства этих стран; если являются гражданами государств, входивших в состав СССР, и получили среднее или высшее профобразование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002 года» если имели гражданство СССР и подали документы на получение гражданства РФ до 1 июля 2009 года. Этот перечень дополняется двумя новыми пунктами. Иностранец сможет получить гражданство РФ в упрощенном порядке, если имеет несовершеннолетнего ребенка - гражданина России, или если его ребенок (независимо от возраста), обладающий российским гражданством, признан недееспособным. Упрощенный порядок подразумевает необязательность ряда требований закона к заявителю. Так, необязательным становится требование о том, что для получения гражданства иностранец должен проживать на территории России непрерывно в течение пяти лет и может выезжать за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года. Необходимость принятия закона вызвана многочисленными случаями нарушения прав и интересов детей, обладающих гражданством России, из-за того, что их родители не имеют российского гражданства. Такие родители вынуждены получать право на временное проживание в рамках утвержденной российским правительством квоты и не могут получить гражданство России в упрощенном порядке. «Типична ситуация, при которой одним из родителей ребенка, состоящего в гражданстве РФ, является иностранный гражданин, а второй родитель - гражданин Российской Федерации умер, либо лишен родительских прав», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Такая ситуация влечет за собой невозможность защиты в полной мере прав ребенка, в том числе прав имущественного характера. Вне утвержденной правительством России квоты разрешение на временное проживание может получить иностранец, который родился на территории РСФСР или Российской Федерации и был гражданином СССР, который признан нетрудоспособным и имеет дееспособных детей с гражданством РФ. Льготу имеет иностранец, родители которого являются нетрудоспособными и обладают гражданством России. В эту категорию иностранцев попадают также те, кто состоит в браке с гражданином России, осуществляет инвестиции в РФ, поступил на военную службу, а также те, кто является участником Госпрограммы по переселению соотечественников.
Россия: Госдума упростила получение гражданства для иностранцев, имеющих детей-россиян 9 июня Госдума России на своем заседании приняла в третьем, окончательном чтении закон, предоставляющий иностранцам, дети которых обладают гражданством РФ, право на временное проживание в России или получение российского гражданства в упрощенном порядке, сообщает РИА Новости. Поправки вносятся в законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О гражданстве Российской Федерации». В настоящее время иностранцы могут обратиться за российским гражданством в упрощенном порядке в четырех случаях: если их родители имеют гражданство РФ и проживают в России; если они имели гражданство СССР и живут в государствах, входивших в состав СССР, но не получили гражданства этих стран; если являются гражданами государств, входивших в состав СССР, и получили среднее или высшее профобразование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002 года»; если имели гражданство СССР и подали документы на получение гражданства РФ до 1 июля 2009 года. Этот перечень дополняется двумя новыми пунктами. Иностранец сможет получить гражданство РФ в упрощенном порядке, если имеет несовершеннолетнего ребенка - гражданина России, или если его ребенок (независимо от возраста), обладающий российским гражданством, признан недееспособным. Упрощенный порядок подразумевает необязательность ряда требований закона к заявителю. Так, необязательным становится требование о том, что для получения гражданства иностранец должен проживать на территории России непрерывно в течение пяти лет и может выезжать за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года. Необходимость принятия закона вызвана многочисленными случаями нарушения прав и интересов детей, обладающих гражданством России, из-за того, что их родители не имеют российского гражданства. Такие родители вынуждены получать право на временное проживание в рамках утвержденной российским правительством квоты и не могут получить гражданство России в упрощенном порядке. «Типична ситуация, при которой одним из родителей ребенка, состоящего в гражданстве РФ, является иностранный гражданин, а второй родитель - гражданин Российской Федерации умер, либо лишен родительских прав», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Такая ситуация влечет за собой невозможность защиты в полной мере прав ребенка, в том числе прав имущественного характера. Вне утвержденной правительством России квоты разрешение на временное проживание может получить иностранец, который родился на территории РСФСР или Российской Федерации и был гражданином СССР, который признан нетрудоспособным и имеет дееспособных детей с гражданством РФ. Льготу имеет иностранец, родители которого являются нетрудоспособными и обладают гражданством России. В эту категорию иностранцев попадают также те, кто состоит в браке с гражданином России, осуществляет инвестиции в РФ, поступил на военную службу, а также те, кто является участником Госпрограммы по переселению соотечественников.
Узбекистан: Программы телеканала «Мир» стали недоступны жителям Ферганы Еще один источник новостей об Узбекистане и странах СНГ стал недоступен на юго-востоке Узбекистана. Жители Ферганской области больше не смогут смотреть новости Межгосударственной телекомпании «Мир», освещающей события в СНГ. 1 июня 2009 года, то есть, ровно через неделю после взрывов и перестрелок в Андижанской области, получивших широкий резонанс в мире, телеканал «Мир» был удален из эфира в Ферганской области. Напомним, Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» создана 09 октября 1992 года Соглашением глав государств-участников СНГ в целях освещения их политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, формирования общего информационного пространства Содружества, содействия международному обмену информацией. Её соучредителями являются: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Однако, как сообщается на официальном сайте «Мира», последний член никакого участия в деятельности МТРК «Мир» не принимает. Ранее программы канала транслировались как в городе Фергане, так и в ряде других населенных пунктов области «Ферганским кабельным телевидением» его филиалами. Местные наблюдатели удивлены такому быстрому запрету, наложенному на эфир «Мира». Ведь новости о вооруженных нападениях в Ханабаде или взрывах смертников в Андижане трактовались на канале вполне лояльно по отношению к существующему политическому режиму, никаких резко критических высказываний в отношении властей Республики Узбекистан журналисты канала себе не позволяли. Исключением стало прозвучавшее на канале «Мир» экспертное мнение аналитика из Киргизии Александра Князева. Профессор Князев в своём анализе не исключил возможности не только повторения подобных событий и эскалации конфликта, но и акцентировал внимание на нарастании социальной напряженности внутри Узбекистана. Только это и могло повлиять на решение цензоров: буквально на следующий день канал исчез из эфира. К сожалению, нам не удалось выяснить, по чьему указанию произошло отключение программ «МирТВ». Сотрудники филиалов «Ферганского кабельного телевидения» никак не комментируют данное решение, охотно разговаривая на другие темы: о том, что количество абонентов кабельного телевидения в последнее время заметно уменьшается, об увеличении числа незаконных подключений к платным линиям, о низкой зарплате технических сотрудников... Так или иначе, но отключение «нежелательных» телеканалов в Узбекистане - мера уже традиционная, не вызывающая ни у кого удивления, и во многом воспринимаемая населением как должное. Так же было в мае 2005 года, когда за критические репортажи о жестоком подавлении волнений в Андижане был отключён телеканал «РенТВ». После этого по идеологическим причинам был отключён другой молодёжный канал – «MTV»: кто-то усмотрел в его передачах слишком много «откровенных сцен». Чтобы не вызывать мгновенного недовольства абонентов, вместо телеканала «Мир» сразу же был включён телеканал «Звезда». Правда, через несколько дней, когда выяснилось, что канал излишне «военизирован», был отключен и он, а на месте «Звезды» включили один из телеканалов группы «Дискавери» - «Science» Для избежания кривотолков одновременно была произведена замена телеканала «Zoo», который рассказывал исключительно про животных, на другой канал - «Wild». Понятно, что данному каналу просто не повезло, пришлось сыграть роль «отвлекающей» жертвы. Необходимо отметить, что жители областного центра сразу заметили отсутствие телеканала «Мир». Почему? Житель Маргилана Асадулло: «Мне на этом телеканале нравился больше всего точный прогноз погоды, и несмотря на то, что на экране был указан город Ташкент, прогноз совпадал с погодой в долине». Житель Ферганы Хикмат: «Интересно было получать новости не в пророссийской ориентации, также любопытно было видеть, как живут наши соседи в Казахстане, Таджикистане и Киргизии». Ферганка Татьяна: «Краткие, объективные, интересные, ежечасовые новостные блоки – вот из-за чего я смотрела это канал». Добавим, что как республиканские, так и областные телевизионные каналы по-прежнему не пользуются ни уважением, ни любовью зрителя. Ни один из них даже мельком не упомянул об инцидентах в Андижане. С экранов телевизоров не звучат даже стандартные призывы к бдительности, нет и лозунгов в духе советских агиток «Крепче сплотимся в борьбе с терроризмом», или «Врагу нас не одолеть», или «народ и президент едины». Наоборот, отмалчиваясь из-за боязни усилить панику, местные СМИ своими действиями создают благоприятную почву для всевозможных слухов. Например, распространился слух о том, что на самом деле президент республики Ислам Каримов вовсе не был в Андижане, а его визит инсценирован с использованием фотомонтажа на одном из таможенных постов в Ташкентской области.
Таким образом, под нажимом властей Ферганская долина всё больше погружается в информационный вакуум. Соб. инф.
Узбекистан: Программы телеканала «Мир» стали недоступны жителям Ферганы Еще один источник новостей об Узбекистане и странах СНГ стал недоступен на юго-востоке Узбекистана. Жители Ферганской области больше не смогут смотреть новости Межгосударственной телекомпании «Мир», освещающей события в СНГ. 1 июня 2009 года, то есть, ровно через неделю после взрывов и перестрелок в Андижанской области, получивших широкий резонанс в мире, телеканал «Мир» был удален из эфира в Ферганской области. Напомним, Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» создана 09 октября 1992 года Соглашением глав государств-участников СНГ в целях освещения их политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, формирования общего информационного пространства Содружества, содействия международному обмену информацией. Её соучредителями являются: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Однако, как сообщается на официальном сайте «Мира», последний член никакого участия в деятельности МТРК «Мир» не принимает. Ранее программы канала транслировались как в городе Фергане, так и в ряде других населенных пунктов области «Ферганским кабельным телевидением» и его филиалами. Местные наблюдатели удивлены такому быстрому запрету, наложенному на эфир «Мира». Ведь новости о вооруженных нападениях в Ханабаде или взрывах смертников в Андижане трактовались на канале вполне лояльно по отношению к существующему политическому режиму, никаких резко критических высказываний в отношении властей Республики Узбекистан журналисты канала себе не позволяли. Исключением стало прозвучавшее на канале «Мир» экспертное мнение аналитика из Киргизии Александра Князева. Профессор Князев в своём анализе не исключил возможности не только повторения подобных событий и эскалации конфликта, но и акцентировал внимание на нарастании социальной напряженности внутри Узбекистана. Только это и могло повлиять на решение цензоров: буквально на следующий день канал исчез из эфира. К сожалению, нам не удалось выяснить, по чьему указанию произошло отключение программ «МирТВ». Сотрудники филиалов «Ферганского кабельного телевидения» никак не комментируют данное решение, охотно разговаривая на другие темы: о том, что количество абонентов кабельного телевидения в последнее время заметно уменьшается, об увеличении числа незаконных подключений к платным линиям, о низкой зарплате технических сотрудников... Так или иначе, но отключение «нежелательных» телеканалов в Узбекистане - мера уже традиционная, не вызывающая ни у кого удивления, и во многом воспринимаемая населением как должное. Так же было в мае 2005 года, когда за критические репортажи о жестоком подавлении волнений в Андижане был отключён телеканал «РенТВ». После этого по идеологическим причинам был отключён другой молодёжный канал – «MTV»: кто-то усмотрел в его передачах слишком много «откровенных сцен». Чтобы не вызывать мгновенного недовольства абонентов, вместо телеканала «Мир» сразу же был включён телеканал «Звезда». Правда, через несколько дней, когда выяснилось, что канал излишне «военизирован», был отключен и он, а на месте «Звезды» включили один из телеканалов группы «Дискавери» - «Science» Для избежания кривотолков одновременно была произведена замена телеканала «Zoo», который рассказывал исключительно про животных, на другой канал - «Wild». Понятно, что данному каналу просто не повезло, пришлось сыграть роль «отвлекающей» жертвы. Необходимо отметить, что жители областного центра сразу заметили отсутствие телеканала «Мир». Почему? Житель Маргилана Асадулло: «Мне на этом телеканале нравился больше всего точный прогноз погоды, и несмотря на то, что на экране был указан город Ташкент, прогноз совпадал с погодой в долине». Житель Ферганы Хикмат: «Интересно было получать новости не в пророссийской ориентации, также любопытно было видеть, как живут наши соседи в Казахстане, Таджикистане и Киргизии». Ферганка Татьяна: «Краткие, объективные, интересные, ежечасовые новостные блоки – вот из-за чего я смотрела это канал». Добавим, что как республиканские, так и областные телевизионные каналы по-прежнему не пользуются ни уважением, ни любовью зрителя. Ни один из них даже мельком не упомянул об инцидентах в Андижане. С экранов телевизоров не звучат даже стандартные призывы к бдительности, нет и лозунгов в духе советских агиток «Крепче сплотимся в борьбе с терроризмом», или «Врагу нас не одолеть», или «народ и президент едины». Наоборот, отмалчиваясь из-за боязни усилить панику, местные СМИ своими действиями создают благоприятную почву для всевозможных слухов. Например, распространился слух о том, что на самом деле президент республики Ислам Каримов вовсе не был в Андижане, а его визит инсценирован с использованием фотомонтажа на одном из таможенных постов в Ташкентской области.
Таким образом, под нажимом властей Ферганская долина всё больше погружается в информационный вакуум. Соб. инф.
Узбекистан: Кашкадарьинские фермеры письменно обязуются перевыполнить план сбора зерна В преддверии уборки урожая зерновых фермеров Кашкадарьинской области Узбекистана вынуждают подписывать обязательства о сдаче государству двадцати процентов урожая сверх плана, сообщает узбекскоязычный сайт «Янги дунё». Фермерам, по данным источника, раздали следующий образец расписки: «Хокиму (главе администрации. - Прим. ред.) Касанского района С.Т.Азизову ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Я ознакомился с решением Президента Республики Узбекистан за №ПК-1111 от 12 мая 2009 года, с решением хокима Кашкадарьинской области Х-213/5 от 16 мая 2009 года, с решением хокима Касанского района «Об организационных мерах по уборке урожая зерновых в 2009 году». Я обязуюсь активно участвовать в уборке обильного урожая, выращенного в 2009 году, эффективно используя уборочную технику, своевременно выполню все данные мне поручения. Я обязуюсь сдать государству сверх плана двадцать процентов урожая зерновых. Если же я допущу расхищение зерна и не выполню план продажи государству зерновой продукции, то я согласен освободить занимаемую должность и понести любое наказание, предусмотренное действующим законодательством. Руководитель фермерского хозяйства___________» За подтверждением этой информации сотрудники радио радио «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода) обратились в районную администрацию Касана, сотрудники которой, услышав вопрос, сразу же бросали трубку телефона. - В Узбекистане есть Конституция, законы, которыми правительство страны и должно руководствоваться в своей деятельности. Права фермеров Узбекистана также защищаются конституцией и законами. То, что фермеров заставляют давать такую клятву, одновременно смешно и жалко, - прокомментировал ситуацию в интервью радио «Озодлик» руководитель узбекской правозащитной организации Абдужалил Байматов. - Наверное, власти Узбекистана хотят таким образом запугать фермеров, ведь политика правительства этой страны основана на обмане и запугивании. Как отмечает «Озодлик», практика произносить торжественные клятвы по поводу выполнения того или иного задания была распространена в соседнем Туркменистане во времена правления Сапармурата Ниязова, но была отменена с приходом к власти Гурбангулы Бердимухаммедова.
Узбекистан: Кашкадарьинские фермеры письменно обязуются перевыполнить план сбора зерна В преддверии уборки урожая зерновых фермеров Кашкадарьинской области Узбекистана вынуждают подписывать обязательства о сдаче государству двадцати процентов урожая сверх плана, сообщает узбекскоязычный сайт «Янги дунё». Фермерам, по данным источника, раздали следующий образец расписки: «Хокиму (главе администрации. - Прим. ред.) Касанского района С.Т.Азизову ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Я ознакомился с решением Президента Республики Узбекистан за №ПК-1111 от 12 мая 2009 года, с решением хокима Кашкадарьинской области Х-213/5 от 16 мая 2009 года, с решением хокима Касанского района «Об организационных мерах по уборке урожая зерновых в 2009 году». Я обязуюсь активно участвовать в уборке обильного урожая, выращенного в 2009 году, эффективно используя уборочную технику, своевременно выполню все данные мне поручения. Я обязуюсь сдать государству сверх плана двадцать процентов урожая зерновых. Если же я допущу расхищение зерна и не выполню план продажи государству зерновой продукции, то я согласен освободить занимаемую должность и понести любое наказание, предусмотренное действующим законодательством. Руководитель фермерского хозяйства___________» За подтверждением этой информации сотрудники радио радио «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода) обратились в Ассоциацию фермеров Узбекистана, сотрудники которой, услышав вопрос, сразу же бросали трубку телефона. - В Узбекистане есть Конституция, законы, которыми правительство страны и должно руководствоваться в своей деятельности. Права фермеров Узбекистана также защищаются конституцией и законами. То, что фермеров заставляют давать такую клятву, одновременно смешно и жалко, - прокомментировал ситуацию в интервью радио «Озодлик» руководитель узбекской правозащитной организации Абдужалил Байматов. - Наверное, власти Узбекистана хотят таким образом запугать фермеров, ведь политика правительства этой страны основана на обмане и запугивании. Как отмечает «Озодлик», практика произносить торжественные клятвы по поводу выполнения того или иного задания была распространена в соседнем Туркменистане во времена правления Сапармурата Ниязова, но была отменена с приходом к власти Гурбангулы Бердымухамедова.
Таджикистан: Люди выживают, возрождая ремесло своих дедов и прадедов Фото автора Скоро исполнится семнадцать лет, как Таджикистан приобрел независимость. Гражданская война, длившаяся пять лет, унесла более ста тысяч жизней, еще более ста тысяч женщин и детей остались вдовами и сиротами. Война разорила экономику страны, промышленность и сельское хозяйство были разрушены. Страна до сих пор не может восстановиться после тех бедствий: растет безработица, простаивают предприятия. Люди в этой ситуации выживают, как могут. В стране растет воровство, количество убийств, процветает торговля людьми, мошенничество, проституция. Справиться с коррупцией многим уже не представляется возможным. И часто единственным выходом из сложившейся ситуации люди считают суицид. Только по официальным данным, за последние два года в Северном Таджикистане 478 граждан совершили попытку самоубийства. А за пять месяцев текущего года только в Согдийской области покончили с собой более ста человек. Но не всем жизнь кажется настолько беспросветной. Есть в Таджикистане люди, которые стремятся к возрождению традиционных народных промыслов. В селе Кулангир Бободжонгафуровского района живет семья Хомидовых. 51-летний Домуллоджон Хамидов - отец четверых детей, - и его сестра, 47-летяя Шаходат Хамидова - мать троих детей, - решили возродить традиционное ремесло сабадбофи - плетение сабадов, национальных корзин.
- Мы научились плести сабады у своей матери, Олтуной Хамидовой, - рассказывает Домуллоджон Хамидов. – А нашу мать научила бабушка, так что сабадбофи для нас является семейным промыслом. Кроме нас, науку плетения сабадов освоила и наша сестра Назокат Махкамова. Сам я около тридцати лет проработал строителем, но после распада Советского Союза массовое государственное строительство в Таджикистане прекратилось. Если наша фирма выигрывает тендер, то у нас появляется работа, а все остальное время мы безработные. Но я со своими детьми и внуками не сижу дома без дела, мы занимаемся изготовлением разных национальных корзин: сабады для лепешек, для высушивания курута (шариков, сделанных из высушенного кислого молока – ред.), для выстиранных одежд, плету замбар (переметная сумка для верблюдов), вазы для цветов, специальные корзины для улова рыбы… Можно сделать «авул» - комнатку для временного, весеннего и летнего, проживания, в которой создается удивительный микроклимат. В прошлом году в заповеднике «Шуркул» Шахристанского района снимали фильм, и мы по заказу съемочной группы сделали им экзотический авул. - Основным материалом для изготовления сабадов у нас являются ветви вечнозеленого кустарника лигуструма, - продолжает Домуллоджон. - Можно использовать ветви тутовника, тополя, айвы, граната. Чтобы вышло красиво, каждую ветку нужно кипятить почти четыре часа, а затем содрать с нее кору… - Я двадцать пять лет работаю в комбинате «ВТ-СИЛК», - рассказывает сестра Домуллоджона Шаходат Хамидова. - Заработная плата у нас составляет чуть больше 100 сомони (около 25 долларов). Прокормить большую семью на эти деньги невозможно, поэтому я решила серьезно заняться ремеслом «сабадбофи». Ведь это ремесло кормило нашу семью испокон веков, во все трудные времена. Более того, мы обещали своим предкам, что будем продолжать их ремесло и не позволим ему исчезнуть. И если мы не научим «сабадбофи» наших детей, то некому будет продолжать традицию. Поэтому, - продолжает Шаходат-апа, - я ездила в Бишкек, чтобы научиться плести «европейские» корзины у мастера из Венгрии Форгана Шандора. После возвращения меня пригласили сотрудники Общественного Объединения «НАУ» города Худжанда. С их помощью я три года регулярно ездила в Айнинский и Кухистонимастчохский районы Северного Таджикистана. Походила по отдаленным кишлакам, собрала молодых девушек и женщин и научила их своему ремеслу, раскрыла основные секреты и правила плетения корзин. Сейчас в этих горных селах более трехсот моих учеников. Они почти каждый день звонят мне, благодарят за все. Самое главное – эти люди найдут свою дорогу в жизни, и жизнь им покажется более интересной, - говорит Шаходат Хамидова.
- Когда я начал заниматься изготовлением колыбелей, мне было всего тринадцать лет, - присоединился к нашей беседе мастер-плотник Абдуманнон Очилов. – И вот уже тридцать четыре года я занимаюсь этим ремеслом. Мои отец, дед и прадед по материнской линии всю жизнь занимались этим делом. Я до последнего времени работал в комбинате «Худжандатлас», потом нас отправили в бессрочный отпуск. Я не обратился ни в одну организацию в поисках работы, а серьезно занялся отцовским ремеслом. Сейчас в нашей семье живут семеро человек, и все заняты делом. Одни заготавливают сырье, другие делают колыбели, третий красит, четвертый продает. Все делается коллективно. Ибо мы знаем – наша профессия нас кормит. Наши колыбели охотно покупают не только граждане Таджикистана, но и Узбекистана и Кыргызстана. И мы не позволяем себе халтурить, исполняя завет наших отцов и дедов. Наши покупатели получают качественную продукцию. Хотя мы сталкиваемся с трудностями, и когда достаем материал, и когда работаем или продаем. Но мы не злимся на судьбу и ко всем проблемам относимся с пониманием. Ведь идет тотальный финансовый кризис, у людей нет наличных денег. Однако им хочется приобрести наш товар, сделать подарки родным. Тогда мы готовы почти забыть о собственной прибыли – лишь бы клиенты остались довольны… - В Таджикистане есть сотни народных промыслов, развитие которых может заметно снизить уровень бедности в стране, - говорит директор представительства Института Евразийских Исследований Хуршеда Садыкова. – Ведь того, кто занимается ремеслом, «Бог кормит», – так народ говорит. Однако кризис заметно ударил по покупательской способности простых людей, и сегодня невостребованными остаются такие народные промыслы, как танурсози, изготовление тандыров - глиняных печей, национальных сундуков, чимилик (свадебных занавесей), дастарханов, покрывал из курока, сшитых из лоскутков, адрасов (национальная радужная ткань, напоминающая атлас), золотошвейное ремесло зарбофи, вышивка тюбетеек токидузи, изготовление гончарных изделий, и десятки подобных профессий. Рынки Таджикистана завалены подделками из Китая и Узбекистана, причем подделывают все предметы национального декоративно-прикладного искусства. Только, может, тандыры настоящие… И хотя товар, сделанный вручную, всегда пользуется спросом, финансовый кризис вынуждает людей покупать импортные дешевые и некачественные подделки. Чтобы открыть дорогу отечественным мастерам народных промыслов, рынок сбыта товаров народного обихода должен контролироваться государством. Государство должно запретить ввоз импортных товаров, аналоги которых вручную делают местные мастера. Ведь когда человек своими руками делает вещь, то он вкладывает в нее свою энергию, любовь, душу. Поэтому такие товары должны и стоить адекватно. - Мы должны развивать туризм и создавать благоприятные рыночные условия для своих граждан, - продолжает Хуршеда Садыкова. – Ведь это хорошо, когда во времена массовой безработицы, инфляции, усиливающейся бедности люди заняты общественно полезным делом, возрождают исчезающие народные промыслы. Ведь народные промыслы – это воплощение истории народа, его культуры, жизненного уклада. В Таджикистане продолжается финансовый кризис. По официальным данным, за чертой бедности живет около 60 процентов населения. Государство, реализуя Национальную Стратегию сокращения бедности до 2015 года, намерено снизить этот показатель до 32 процентов. Еще два года назад стране для этого потребовались бы тринадцать миллиардов долларов – так заявлял тогда министр экономического развития и торговли Таджикистана Гуломджона Бобозода. Но два года назад страна должна была бороться только с внутренним социально-экономическим кризисом. По мнению независимых экспертов, Таджикистан может преодолеть сегодняшний кризис только при финансовой поддержке международных институтов. Однако страна может и должна рассчитывать и на интеллектуальный потенциал своего народа и на национальные природные ресурсы. Народные промыслы, безусловно, могут стать и источником восполнения национальной энергии, и способом выживания для многих людей в трудные времена. Тилав Расул-заде |
В избранное | ||