← Март 2009 → | ||||||
7
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
14
|
||||||
22
|
||||||
28
|
||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Новости Центральной Азии
Борис Литвинский: «Мы подарили таджикскому народу первую полноценную историю» На картинке: Герб Таджикской ССР Первоначальный текст статьи был изменен по просьбе Б.А.Литвинского. «Фергана.Ру» продолжает публиковать рассказы доктора исторических наук, легендарного археолога Бориса Анатольевича Литвинского (первую публикацию см. здесь) – человека, который «откопал» Таджикистан и участвовал в написании истории таджиков как народа и таджикского государства как территории. Сегодняшний рассказ – о появлении знаменитой книги Бободжана Гафурова «Таджики» и о других письменных источниках таджикской истории. «Таджики» Гафурова Бободжан Гафуров интересовался историей и археологией задолго до моего появления в Таджикистане. Он учился в Москве, уже будучи секретарем ЦК, написал и защитил кандидатскую диссертацию о секте исмаилитов на Памире - в его распоряжении были секретные кагэбэшные документы. Диссертация опубликована не была. Вернувшись в Таджикистан, он написал книгу «Таджики в борьбе за свободу и независимость своей родины». Но еще до нашего переезда в Душанбе Гафуров решил, что нужно написать историю таджиков с древнейших времен и до Октябрьской революции. Уже в конце войны в Узбекистане коллектив ученых написал историю узбекского народа. И Гафуров подумал: если издают историю узбеков, то почему нет истории таджиков? Но Гафуров не стал собирать коллектив историков, а сам написал книжку на таджикском языке, которая потом, в переводе на русский, называлась «История таджикского народа в кратком изложении». Потом Гафуров уже в Москве решил выпустить второе издание книги. А затем вышло дополненное третье ее издание, за которое Бободжану Гафурову была присвоена ученая степень доктора исторических наук. В московских журналах виднейшие востоковеды СССР опубликовали восторженные рецензии на эту книгу. Когда в 1967 году Гафурову предложили выпустить четвертое издание книги, он приехал в Душанбе. Вызвал меня к себе на правительственную дачу и долго рассказывал, как он любит таджикскую историю. Он, и правда, очень любил историю и считал, что у каждого народа должна быть своя написанная история. И вдруг говорит: «Борис Анатольевич, мне предлагают выпустить четвертое издание. Ведь у вас есть третье?» - «Есть». - «Посмотрите, пожалуйста, может, там что-то устарело? Вы ведь в Таджикистане проводите большие археологические раскопки, многое нашли… Как вам кажется, может, нужно что-то добавить в книгу?» Я перечитал его «Историю», а потом пришел к Гафурову: «Конечно, кое-что можно добавить, сделать какие-то мелкие вставки… Я это, конечно, мог бы сделать. Но вообще, Бободжан Гафурович, вместо этой маленькой книги пора написать большую фундаментальную работу». Он не обиделся. Спросил только: «Вы поможете?» И я ответил: «Конечно». Для меня это была великая честь. Обложка книги ТАДЖИКИ Это была история таджиков, совершавшаяся на всей территории Средней Азии, поэтому в этой книге освещались и вопросы истории современного Узбекистана, приход тюрок в шестом-седьмом веках, государство Караханидов XI-XII вв., приход узбекских племен во главе с Мухаммад-Шейбани-ханом, основателем новой династии и государства Шейбанидов … И предисловие было написано с интернационалистических позиций: было подчеркнуто, что все описываемые события и явления – это достояние культуры и истории всех народов Средней Азии. Б.Г.Гафуров писал (Предисловие, с. 3): «Исследование истории таджикского народа помогает понять истоки традиционных связей среднеазиатских народов. Особенно тесно связаны таджики и узбеки – народы, сложившиеся на общей этнической основе. Культурные сокровища таджикского народа были достоянием узбеков, равно как достижения узбекской культуры широко усваивались таджиками; характер материальной культуры, обычаи, народное искусство – все это родственное, порой неразличимое. Древнейшая, древняя, а во многом и средневековая история этих народов очень близки, а нередко и идентичны, причем развивались они на одной и той же территории. Тем не менее сложились два народа, ставшие теперь таджикской и узбекской нациями» Когда книга вышла, Гафуров поставил меня ответственным редактором. На титульном листе экземпляра, подаренного Елене Абрамовне и мне, он своей рукой написал: «Крупным ученым, большим труженикам и моим дорогим друзьям, проф. Елене Абрамовне Давидович и профессору Борису Анатольевичу Литвинскому, с большой благодарностью и уважением от академика Б.Г.Гафурова» Спор у нас с ним был о тираже. Он говорил: «Десять тысяч». Я: «Раскупят. Давайте сделаем тридцать тысяч, или пятьдесят» - это было в его власти… А он отвечал: «Пусть лучше ищут книгу, чем она будет пылиться на полках в магазинах». И мы выпустили десять тысяч. А через месяц он меня вызывает: «У вас нет лишнего экземплярчика?» В конце декабря 2008 года, выступая на торжественном собрании, посвященном 100-летию академика Бободжана Гафурова, президент Таджикистана Эмомали Рахмон огласил решение осуществить переиздание книги «Таджики». До осени 2011 года книга будет издана тиражом в 50 тысяч экземпляров – на таджикском и английском языках.
А еще через неделю я снова захожу к Гафурову, а он сидит грустный и чем-то опечаленный. Оказывается, его вызывали в ЦК: из Узбекистана было прислано развернутое письмо, мол, его книга – национализм, пропаганда культа таджикского народа, и проч. Хотя в предисловии и в тексте Б.Г.Гафуров четко и неоднократно подчеркнул, что высокая культура Средней Азии – достояние всех ее народов! Бободжан Гафурович рассказал мне, что были «наняты» два востоковеда из Москвы и Ленинграда, которые написали отрицательную рецензию на его книгу в журнал «Вопросы истории». Ему прислали копию этого отзыва и он дал мне его прочитать. Я был изумлен: два крупных ученых из Москвы и Ленинграда не нашли во всей огромной работе Гафурова ни одной научной ошибки! Да, в рецензии не было никакой научной критики, только одно нездоровое политиканство: авторы рецензии пытались провести идею, что Гафуров всю культуру Средней Азии «отдал» таджикам. Суслову, который тогда отвечал за идеологию, прислали гранки статьи. А Суслов любил Гафурова. Прочел статью и спрашивает Бободжана: «Вы считаете, что все неверно, товарищ Гафуров?» - «Все неверно. Это чистая ложь!» - и все объяснил Суслову. И тогда Суслов снял трубку: «Соедините меня с главным редактором журнала «Вопросы истории». (Пауза) Что за рецензии клеветнические вы печатаете?» Редактор отвечал, что, мол, статью написали крупные ученые… Суслов возражает: «В рецензии нет научной критики, все обвинения против Гафурова – в национализме, но ведь на самом деле это не так». И тут редактор растерянно говорит: «Да, но тираж уже напечатан…» - «Вырезать статью из тиража!» И статью из тиража вырезали. Она осталась только в оглавлении… Многие считали, что книга Гафурова «Таджики» - лучшая по научному уровню. Хотя время идет, наука не стоит на месте, и эта история тоже стареет… Учебники и книги Но я кое-что сделал и под своей фамилией. В 1958 году во всех школах решено было преподавать историю республик, и нам нужно было написать историю Таджикской ССР для школ. И мы вместе с моим коллегой, Ахрором Мухторовым, написали эту книжку на русском языке. Ее перевели на таджикский и узбекский – и издали. И с тех пор, вплоть до 1993 года, ее переиздавали каждый год, и на наших учебниках выросли поколения таджиков. Из-за этого учебника меня знали в каждом районе. Во время экспедиций у нас регулярно возникали какие-то проблемы: то рабочих не выделяли – их приходилось «снимать» с хлопка, например, - то с бензином были проблемы, то с мукой… Но когда я приходил со своими бедами к секретарю райкома, он задумчиво смотрел на мое командировочное удостоверение: «Литвинский, Литвинский… У моего сына учебник по истории – это не вы писали?» Я сразу сознавался. И мне немедленно выделяли и муку, и рабочих, и дефицитный бензин. Иногда даже арестантов давали в качестве рабочих рук – арестантов было много, особенно после закона о наказании за мелкое хулиганство. Я участвовал и в написании вузовского учебника «История таджикского народа»… Постепенно я стал таджикским патриотом. Я пришел в ЦК Таджикистана к одной даме, которая до того была замминистра образования, а потом стала секретарем ЦК. Я был отчасти вхож в эти кабинеты, потому что помогал создавать республиканский закон об охране памятников. Я изложил ей свою идею: мол, хорошо бы выпустить на русском языке прекрасное издание, с великолепными иллюстрациями - классические три-четыре тома таджикской литературы, в хороших переводах. Еще один том посвятить истории, еще один – археологии, и так далее. Я предлагал восемь или девять томов, которые бы открыли таджиков и их культуру всему миру. Она воскликнула: «Прекрасная идея! Но вы же понимаете, Борис Анатольевич, - она довольно прилично говорила по-русски, - этот вопрос решаю не я. Я доложу руководству: первому и второму секретарям». Доложила. А руководство сказало: «Если еще какая-нибудь республика выпустит что-то подобное – то и мы сделаем. А так – почему мы должны быть первыми? Кто мы такие, чтобы себя всему миру демонстрировать?» Так ничего и не сделали… При советской власти преследовались и пан-тюркизм, и пан-иранизм, и найти золотую середину было трудно. Покойного ленинградского профессора Александра Натановича Бернштама обвинили в том, что он – «главный националист киргизского народа», об этом на первой полосе была статья в «Советской Киргизии». Его преследовали, уволили из Ленинградского университета за пан-тюркизм… Продолжатель Нынешнего президента Таджикистана Эмомали Рахмон можно назвать продолжателем традиций Бободжана Гафурова. Он тоже по-настоящему интересуется историей таджиков и археологией, даже выпустил в Лондоне книгу, которая названа «Таджики в зеркале истории». Он пишет - может, я неточно процитирую, - что «по вечерам, когда суета повседневных дел проходит, я часто сижу и размышляю над судьбами своего народа». И видимо, действительно размышляет. Рахмон написал несколько книг, он пишет предисловия к археологическим работам. Написал предисловие и к моей работе, вышедшей в Италии. И он интересуется, дает деньги на археологические раскопки. А это заслуживает уважения. * * * В начале февраля 2009 году Борису Литвинскому был вручен таджикский орден «Шараф» - «за бесценный вклад в изучении истории и археологических памятников таджикского народа». Орден выдающемуся ученому и легендарному археологу вручал Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Таджикистан в России Абдулмаджид Достиев. Вручение проходило во время заседания Ученого совета Института востоковедения РАН. «Во время вручения этого ордена я понял, что таджики ко мне, действительно, хорошо относятся», - сказал Борис Анатольевич корреспонденту «Ферганы.Ру». Записала Мария Яновская.
Дмитрий Сухарев: «Влюбленность в Туркестан – важная часть правды» Дмитрий Антонович Сухарев (Сахаров) родился 1 ноября 1930 года в Ташкенте. Окончил биофак МГУ (1953). Как ученый, доктор биологических наук Д.А.Сахаров известен трудами в области нейроэтологии – науки об элементарных (клеточных и химических) механизмах поведения. Лауреат премии имени Л.А.Орбели, член редакционных коллегий международных научных журналов, действительный член РАЕН, профессиональных сообществ США и Швеции, почетный член Венгерского физиологического общества. Стихотворные и журналистские публикации Д. Сухарева - с конца 1950-х годов. В 60-х был одним из постоянных авторов журналов «Новый мир» и «Юность», в последние годы — автор «Знамени» и «Иерусалимского журнала». Он автор многих песен, ставших любимыми для поколений соотечественников. Первая книга стихов - «Дань» - вышла в 1963 году. Последние книжные публикации — «Холмы» (стихи, 2001, Иерусалим), «Все свои. Венок сонетов» (проза, 2005, СПб), «Много чего» (стихи, 2008, Москва). Д. Сухарев является составителем и комментатором книги «Авторская песня. Антология» (Екатеринбург, 2002, 2003). Он удостоен государственной премии России по литературе имени Булата Окуджавы (2001), премии Союза писателей Москвы «Венок» (2004). Последняя книга Дмитрия Антоновича «Голошение волн» – не поэтическая. По форме это родословие, составленное автором для собственных детей, по сути – увлекательное историческое повествование. Большая часть повествования посвящена Узбекистану. «Ташкентская сага» и «Андижанская сага», Ахматова и Есенин, моджахеды и Бричмулла, картины ташкентских художников, уникальные фотографии знаменитого Ферганского землетрясения 1902-го года – всё это и многое другое в реальном преломлении истории двух семей. – Дмитрий Антонович, в Вашей книге столько документов, историй, свидетельств! Рассказы старших родственников вы записывали, начиная с 1970-х годов, если не раньше. В то время мало кто интересовался историей семьи, а Вы уже, кажется, тогда, 40 лет назад, знали, что будете писать историю рода. Так ли это? Д.Сухарев: – Не совсем. Рассказы старух я собирал, прежде всего, из любопытства. Было интересно узнать побольше про свою родню и родню жены, а потом подарить детям их родословное древо. Будет время, составлю Родословное древо… Это стихотворение датируется у меня 1976 годом. Мысли о книге тогда, пожалуй, не было. За книгу я плотно засел после того, как нашел себе замену в лаборатории. Появилась возможность уделять больше времени литературным занятиям. – Несколько слов о названии книги: «Голошение волн». Д.Сухарев: – Голошение – не из повседневных слов. Но иногда встречается. К примеру, у Пастернака: «Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот в Калидоне, // Где, как лань, обеспамятев, гнал Аталанту к поляне Актей…» У меня «голошение» призвано предупредить потенциального читателя, что развлекательного чтения не будет. Где веселье, там не голосят. – Как Вы думаете, какой была бы Ваша человеческая и творческая судьба, не будь в ней нескольких поколений среднеазиатских предков? Д.Сухарев: – Кто знает... Переиначу вопрос: важно ли мне сознавать, что они были, эти поколения? Да, важно. Мог бы, наверно, не придавать значения тому, что одна из улочек столицы Русского Туркестана носила имя моего прапрадеда по матери. Но я придаю. Для меня важно, что в этом краю родились и выросли мои родители, что сам я ташкентский по рождению. Что в Андижане праздновали столетие библиотеки, которую, я знаю, создавал мой дед по отцу. Понимаю: мог бы жить и без этого. Но я живу с этим, таков мой удел, и он определенно влияет на мою идеологию, мою, если хотите, судьбу.
Я люблю свою Москву, но никогда не ощущал ее как родину. В смысле - как малую родину. Это чувство у меня питается Ташкентом. Следовательно, по логике чувств Ташкент не может быть для меня заграницей. Это уже идеология. И тогда большая родина – Советский Союз. Его разделили, расчленили, но меня эти дела как бы не касаются. Братья по общей родине – хоть узбеки, хоть грузины, - они мне милы по-прежнему и никакие не иностранцы. – Распад Советского Союза обычно трактуют как естественную неизбежность. Вы действительно считаете, что страну расчленили? Д.Сухарев: – Да, конечно. «Распад советской империи» - это такое пропагандистское клише, которым оправдывают сепаратизм, насилие над волей наших народов. Не было ни империи, ни ее естественного распада. Накануне «распада» проходил всесоюзный референдум, в ходе которого население однозначно высказалось за сохранение единой страны. Те, кто похоронил итоги референдума, стараются о нем не вспоминать. Ответственность лежит на Ельцине, который в своем стремлении подсидеть Горбачева докомбинировался до того, что силком отделил, отцепил республики от центра. Тут же нашлись небедные спонсоры, им все это на руку, и пошло-поехало. Возьмем хотя бы Украину, пример которой особенно нагляден. Были на Украине сепаратисты типа бандеровцев? Были. Кем они были? Маргиналами, жалким меньшинством. Подавляющее большинство украинцев презирало бандеровцев, стрелявших в спину Красной Армии. Оно, это большинство, не страдало никакой русофобией, и отделение Украины состоялось вопреки его воле. Однако состоялось, и бандеровцы проникли во власть. И, проникнув, пустили в ход машину пропаганды, раскручивая на спонсорские деньги весь набор бесстыжего вранья: о геноциде украинского народа, об угнетении украинской культуры, о советской империи и тому подобном. Результаты известны. В республиках Средней Азии есть аналоги бандеровцев, но перехватить власть у них не получилось, хоть они, как на Украине, рядились в шкуру демократов и опирались на тех же спонсоров. Демократия, конечно, хорошо, но еще лучше, что в моем родном Ташкенте у бандеровцев и прочих басмачей пока не получается устроить резню.
– Какие ассоциации возникают у Вас при мысли о будущем Ташкента? Напрасны ли были старания русских инженеров, врачей и ученых, и этот край отделился от России навсегда? Д.Сухарев: – Странный вопрос. Кому могут показаться напрасными плоды стараний - высшее образование, современная промышленность, театры, клиники, академия наук? Тем ташкентцам, которые остались жить в Ташкенте? Вряд ли. Тем, которые стремились к такому результату и работали ради него? Тоже сомнительно. Напрасными эти старания могут показаться разве что постороннему человеку. Я хотел бы, чтобы никто из нас, русских (евреев, армян и так далее), кого обстоятельства вынудили покинуть Узбекистан, не позволил себе стать посторонним для родного края. Ведь независимо от независимости он остается нашей родиной. – Вы – автор стихов к знаменитой песне «Бричмулла» – кажется, намеренно воздерживаетесь от поездки туда. Так ли это? Д.Сухарев: – Можно сказать, что так. Мне это не очень с руки. Осенью 2007 года меня чуть было туда не заманили. Все шло к тому, что вот-вот нас с автором музыки Сергеем Никитиным повезут из Ташкента в горы принимать дипломы почетных граждан поселка Бричмулла и все такое. Но буквально накануне я вдруг приболел, и Сергей Яковлевич отправился без меня. То ли небеса так распорядились, то ли простая случайность, но я остался в Ташкенте, чему втайне был рад. А все дело в том, что стихи, в отличие от музыки, оказывают на автора воздействие по принципу обратной связи - ограничивают его свободу, иногда даже терроризируют. Так и здесь. Написал, что Бричмулла недостижима, – вот и нечего туда приезжать.
– Образ Благородного Узбека очень интересен, до Вас не встречала нигде ничего подобного… Д.Сухарев: – Этот образ мне внушили в моем московском детстве: узбекский крестьянин, от зари до зари тюкающий сухую землю своим кетменем. Честен, приветлив, гостеприимен, трудолюбив. Он возник из разговоров, которые вели между собой старшие - бывшие ташкентцы. В их сообществе об узбеках говорилось только хорошее. – А почему это ташкентское сообщество оказалось в Москве? Д.Сухарев: – Мы же беженцы. В 1932 году в Ташкенте сажали людей с высшим образованием. Мой отец, его друзья – все они были молодыми специалистами, занимались экономикой края. Их любимого научного руководителя арестовали, вот они и рванули из Ташкента с чадами и домочадцами. Я был совсем младенцем.
– Получается, что Ваше представление о Ташкенте и об узбеках питается не личным опытом, а рассказами? Д.Сухарев: – Отчасти это, конечно, так. Отсюда склонность к идеализации. Но был и личный опыт. Едва я окончил третий класс, как началась война, меня отправили к бабушке и деду, и два следующих класса я учился уже в Ташкенте на Шахрисябзской улице возле Алайского базара. Тогда же, в войну, в музыкальной школе при Дворце пионеров мне на всю жизнь привили любовь к музыке. Ташкент – это и первый мой пионерский лагерь, в нем было очень хорошо и кормили сытнее, чем дома. После возвращения в Москву случилась двадцатилетняя разлука с Ташкентом, но лишь только я твердо встал на ноги, как начал приезжать ежегодно. И останавливался не в какой-нибудь гостинице, а у родни, в родном доме – сначала на Романовской (улице Ленина), а после землетрясения - на Чиланзаре. Или наслаждался настоящим ташкентским двориком у маминой подруги на 2-й Саперной. С малолетним сыном ездил налегке в Бухару, в Самарканд, в пустыню. Однажды всей семьей провели отпуск в Чимгане. Меня сильно тянуло на родину.
– У Вашей жены другие корни – белорусские. Вам они при работе над книгой были в той же степени интересны, как свои, туркестанские? Д.Сухарев: – Если не в большей. Занимаясь белорусской предысторией наших детей, я освоил целый пласт незнакомой мне жизни. Там все куда патетичней, чем в моем роду. Жертвенное сопротивление фашизму. Каратели. Много горя. – В своей книге Вы приводите пример, когда в двадцатые годы девочки–подростки заходили в узбекскую чайхану и отчитывали мужчин, куривших анашу. Даже мне, выросшей в Ташкенте, это кажется абсолютно фантастичным, как и то, что в дни мусульманских религиозных праздников европейцы ходили на народные гулянья. Д.Сухарев: – Упомянутые вами эпизоды взяты из воспоминаний друга нашей семьи Ольги Юрьевны Пославской. Сам я, естественно, этого не видел, но они полностью совпадают с тем, что я слышал от своей матери и читал у других ташкентцев. Не вижу причины сомневаться в достоверности этих фактов. Более того, мне кажется, что в них нет ничего фантастичного.
Вот простое объяснение. До революции, в колониальный период, взаимного доверия между местным и пришлым населением, я думаю, не было. И все же у этого периода не совсем однозначная окраска. Опять призываю на помощь Пастернака, его строки посвящены продвижению русских на Кавказе, но годятся и нам: Чем движим был поток их? Тем ли, Что кто-то посылал их в бой? Или, влюбляясь в эти земли, Он дальше влекся сам собой? Влюблялись, притом неистово. Почитайте стихи Ю.Пославского (Джуры), других русских поэтов Туркестанского края. Эта влюбленность - важная часть правды. И тут вдруг пришлому населению дается великий шанс – революция. Шанс не только реализовать потенциал влюбленности, но и освободиться от комплекса колониальной вины. Соединившись, два фактора становятся могучей созидательной силой. К примеру, рождение САГУ (Среднеазиатский государственный университет. - Прим. ред.). Ведь совершенно невероятная история, фантастика! (Я об этом немного писал). Частный эпизод, но он выражает атмосферу тех лет - атмосферу энтузиазма и всеобщего донорства. Конечно, местное население Ташкента мгновенно почувствовало перемену. Возникли новые отношения - те, которые сегодня удивляют. Могут возразить, что двадцатые годы - пик басмачества. Но басмаческое движение, если не ошибаюсь, локализовалось вдали от Ташкента, а в Ташкенте, насколько я могу судить, это были благословенные годы.
– Вы задаете в книге вопрос: «Когда, с чего началась обоюдная порча?». Что Вы сами ответили бы на него? Д.Сухарев: – На уровне интуиции я бы искал причину в разбавлении российских старопоселенцев новыми мигрантами, которым все это было чуждо – и влюбленность, и комплекс вины. Поглотить тьму голодных и вшивых беженцев Узбекистан сумел, но это было достигнуто ценой сложившейся гармонии, она дала трещину. С какой из трех волн несчастных новопоселенцев можно связать то, что я назвал «взаимной порчей»? Вряд ли с той, которую вызвал неурожай 1921 года в Поволжье. Тот первый наплыв беженцев Ташкент, как мне кажется, переварил почти безболезненно, и все-таки слово «самарский» стало тогда у узбеков чем-то вроде ругательства: проблема обозначилась. Фатальными, по-видимому, оказались две последующие волны – та, которую вызвали события начала 30-х годов (коллективизация, голод в европейской части России и на Украине) и массовая эвакуация начала 40-х, военное лихолетье. Впрочем, это всего лишь гипотеза. – Моя одноклассница, тоже уехавшая из Ташкента, пишет: «Мы все, по большому счету, исчезнувшая империя. На наших улицах высыхают арыки, они превращаются в такыры (Такыр — дно периодически пересыхающих озер, расположенных в районах распространения глинистых пород пустынных и полупустынных зон. - Прим. ред.) и их заносит песком. Настанет день, когда никто не вспомнит, что мы были». Похожий образ мы видим у Дины Рубиной в романе «На солнечной стороне улицы». Ее мир – это утонувший корабль, из которого она успевает достать амфоры воспоминаний, пока их совсем не занесло морским илом. Д.Сухарев: – Вспомнят, не вспомнят – зависит от нас самих. Можно, уехав, лечь на дно в обнимку с этой самой амфорой. Лежишь себе и элегически наблюдаешь, как тебя заносит песком и илом. Кстати, Дина Рубина плодотворно использовала ташкентские тексты упомянутой выше О.Ю.Пославской, подруги моей матери. У меня их и брала. Источник у нас общий, но прочитан по-разному: Диной Ильиничной – с талантливыми домыслами и без иллюзий, мною – с изрядной долей идеализации Ташкента.
Закончу строфой Александра Межирова: Что означает родину любить? Во-первых, отовсюду к ней тянуться, Чтобы в конечном счете к ней вернуться, Не прерывать связующую нить… А что означает «отовсюду к ней тянуться» - это каждый пусть решает за себя. Возможности имеются, их немало. – Есть ли планы издать книгу в бумажном виде? Д.Сухарев: – Планов нет, желание есть, но одного желания мало... Ирина Ильина. Автор благодарит Викторию Роттердамскую за содействие в подготовке интервью.
Кыргызстан: Еженедельник «Репортер-Бишкек» победил в номинации «Прорыв года-2008» 30 марта в Бишкеке состоялась церемония награждения лауреатов Второй ежегодной национальной газетной премии Кыргызстана, прошедшая под лозунгом «Кризис признанию - не преграда!». Издающаяся в партнерстве с информагентством «Фергана.Ру» газета «Репортер-Бишкек» победила в номинации «Прорыв года-2008».
Бывший главный редактор еженедельника Турат Акимов был удостоен специальной награды экспертного совета национальной газетной премии «За высокий профессионализм». В своем выступлении во время вручения наград Акимов заявил, что признание газеты «прорывом года» является заслугой журналистов издания, которые без оглядки на обстоятельства каждый день честно доносят до людей объективную информацию. «Мы хотим поддержать нашего коллегу, Сыргака Абдылдаева, политического обозревателя газеты «Репортер Бишкек», который сейчас проходит курс лечения после совершенного на него нападения и желаем ему скорейшего выздоровления», - сказал Турат Акимов. Напомним что политический обозреватель «Репортер Бишкек» Сыргак Абдылдаев был госпитализирован после нападения на него, совершенного возле здания редакции 3 марта, в результате которого он получил 21 ножевое ранение и открытые переломы обеих рук. Несмотря на то, что дело о покушении на убийство журналиста находится под личным контролем у главы МВД Киргизии Молдомусы Конгантиева, резонансное преступление до сих пор не раскрыто. Газета «Репортер-Бишкек» издается всего год, ее тираж вырос до 3200 экземпляров еженедельно. Издание позиционируется как газета центристского толка. Издается в партнерстве с российским информационным агентством Фергана.Ру (Москва) www.ferghana.ru. Национальная газетная премия была учреждена в 2008 году в целях популяризации наиболее значимых событий и явлений в газетном бизнесе, обусловленных профессионализмом и мастерством в менеджменте, маркетинге, привлечении новой читательской аудитории. Это отраслевая награда для редакций периодических изданий Кыргызстана, вручается по итогам прошедшего года.
Лауреаты определяются по итогам голосования на сайте Фонда, опроса экспертов медиасообщества, бизнеса и государственных структур. Окончательное решение по определению победителя в номинации «Медиаменеджер года-2008» выносит экспертный совет премии. Организаторами премии являются независимая газетная типография Фонда «Центр поддержки СМИ» при поддержке ОО «Журналисты», Института Медиа Представителя, Ассоциации издателей и распространителей периодической печати и других неправительственных организаций, которые совместно формируют Экспертный Совет Премии.
Россия: В Петербурге произошло несколько конфликтов между неонацистами и антифашистами Вечером 29 марта в Санкт-Петербурге произошло несколько стычек между ультранационалистами и антифашистами, сообщает Newsru.com. Местом массовой драки стал район кинотеатра «Родина», где проходит антифашистский кинофестиваль «Открой глаза». По предварительным данным, основная драка произошла примерно в 18:00. Около двадцати националистов дежурили в садике рядом с кинотеатром, фиксируя тех, кто входит внутрь. К ним подошла группа антифашистов. После перепалки началось массовое побоище. По различным данным, милиция задержала до двадцати человек, у многих обнаружены биты и ножи. В ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подтвердили, что задержано «более десяти» человек и они помещены в 79-й отдел милиции. По словам очевидцев, помимо драки националистов и антифашистов на углу Караванной и Невского проспекта случилось еще два аналогичных инцидента. Первая стычка произошла между националистами и милицией еще до основного конфликта, когда сотрудники правоохранительных органов попытались помешать им подойти к кинотеатру, где шел антифашистский фестиваль. А после массового побоища, по заявлениям представителей антифашистского движения, драка продолжилась в метро, в вагоне поезда у станции метро «Пионерская». Поздним вечером задержанных стали выпускать из отдела милиции. Им инкриминируется мелкое хулиганство и нецензурная брань. Неонацистам также вменяют распитие алкогольных напитков в общественном месте. Несовершеннолетних забирают из отдела милиции родители, их личности установлены. Всех задержанных участников массовой драки в отделе милиции фотографируют и снимают на видеокамеру.
Кыргызстан: Известный политик Феликс Кулов отказался баллотроваться в президенты 30 марта политсовет оппозиционной партии «Ар-Намыс» принял решение о том, что Феликс Кулов, четыре года назад бывший основным соперником нынешнего президента Кыргызстана Курманбека Бакиева на пост главы государства, не будет участвовать в намеченных на 23 июля президентских выборах. В пресс-релизе партии «Ар-Намыс» говорится, что «в условиях обострения политического и экономического кризисов, наличия у немалой части электората протестных настроений нельзя исключать вероятности обострения ситуации, вплоть до конфликтов и силовых противостояний в ходе и по результатам предвыборной компании, при условии, если в ней примут участие кандидаты, имеющие определенный политический авторитет среди населения. Такого рода угроза уже возникала перед президентскими выборами в 2005 году. К тому же, если говорить откровенно, нельзя не признать, что разделение народа на юг и север, к сожалению, продолжает иметь место. Усугубляет положение и радикализация некоторых религиозных течений». В этой связи «в целях недопущения дестабилизации обстановки, быстрейшего перехода от масштабных политических акций, связанных с выборами Президента страны, непосредственно к решению безотлагательных экономических проблем, политсовет политической партии «Ар-Намыс» принял решение не выставлять своего кандидата на предстоящие в июле 2009 года президентские выборы и в качестве ближайшей цели определил подготовку к парламентским выборам»,- говорится в пресс-релизе. Напомним, что еще 5 марта 2007 года Феликс Кулов заявлял, что не будет выставлять свою кандидатуру на следующих президентских выборах. Это уже второй отказ Феликса Кулова от борьбы с Курманбеком Бакиевым за президентский пост. В 2005 году после бегства из страны бывшего главы государства Аскара Акаева Феликс Кулов был одним из наиболее сильных соперников тогдашнего и.о президента Бакиева на выборах. В постреволюционном Кыргызстане Курманбек Бакиев имел поддержку южного электората, а Феликс Кулов - северной части населения. Но после консультаций Феликс Кулов пошел на выборы главы государства в тандеме с Бакиевым и занял пост премьер-министра. В конце 2006 года Кулов был смещен с должности премьера, ушел в оппозицию, возглавлял оппозиционный митинг в апреле 2007 года, который закончился разгоном демонстрантов. Затем снова нашел общий язык с Курманбеком Бакиевым и сейчас возглавляет дирекцию по развития малых и средних ГЭС. 20 марта парламент Кыргызстана принял решение о проведении очередных выборов президента 23 июля 2009 года. Объединенное народное движение республики, в которую вошли шесть ведущих оппозиционных политических сил - «Ата Мекен», «Ак Шумкар», «Асаба», социал-демократы, партия Зеленых и «Улуу Биримдик», - заявило, что намерено выставить единого кандидата на предстоящие выборы. Курманбек Бакиев сказал, что намерен воспользоваться своим конституционным правом идти на второй срок. Процесс выдвижения кандидатов на должность президента завершится 18 мая, регистрация кандидатов - 17 июня 2009 года.
Кыргызстан: Известный политик Феликс Кулов отказался баллотироваться в президенты 30 марта политсовет оппозиционной партии «Ар-Намыс» принял решение о том, что Феликс Кулов, четыре года назад бывший основным соперником нынешнего президента Кыргызстана Курманбека Бакиева на пост главы государства, не будет участвовать в намеченных на 23 июля президентских выборах. В пресс-релизе партии «Ар-Намыс» говорится, что «в условиях обострения политического и экономического кризисов, наличия у немалой части электората протестных настроений нельзя исключать вероятности обострения ситуации, вплоть до конфликтов и силовых противостояний в ходе и по результатам предвыборной компании, при условии, если в ней примут участие кандидаты, имеющие определенный политический авторитет среди населения. Такого рода угроза уже возникала перед президентскими выборами в 2005 году. К тому же, если говорить откровенно, нельзя не признать, что разделение народа на юг и север, к сожалению, продолжает иметь место. Усугубляет положение и радикализация некоторых религиозных течений». В этой связи «в целях недопущения дестабилизации обстановки, быстрейшего перехода от масштабных политических акций, связанных с выборами Президента страны, непосредственно к решению безотлагательных экономических проблем, политсовет политической партии «Ар-Намыс» принял решение не выставлять своего кандидата на предстоящие в июле 2009 года президентские выборы и в качестве ближайшей цели определил подготовку к парламентским выборам»,- говорится в пресс-релизе. Напомним, что еще 5 марта 2007 года Феликс Кулов заявлял, что не будет выставлять свою кандидатуру на следующих президентских выборах. Это уже второй отказ Феликса Кулова от борьбы с Курманбеком Бакиевым за президентский пост. В 2005 году после бегства из страны бывшего главы государства Аскара Акаева Феликс Кулов был одним из наиболее сильных соперников тогдашнего и.о президента Бакиева на выборах. В постреволюционном Кыргызстане Курманбек Бакиев имел поддержку южного электората, а Феликс Кулов - северной части населения. Но после консультаций Феликс Кулов пошел на выборы главы государства в тандеме с Бакиевым и занял пост премьер-министра. В конце 2006 года Кулов был смещен с должности премьера, ушел в оппозицию, возглавлял оппозиционный митинг в апреле 2007 года, который закончился разгоном демонстрантов. Затем снова нашел общий язык с Курманбеком Бакиевым и сейчас возглавляет дирекцию по развития малых и средних ГЭС. 20 марта парламент Кыргызстана принял решение о проведении очередных выборов президента 23 июля 2009 года. Объединенное народное движение республики, в которую вошли шесть ведущих оппозиционных политических сил - «Ата Мекен», «Ак Шумкар», «Асаба», социал-демократы, партия Зеленых и «Улуу Биримдик», - заявило, что намерено выставить единого кандидата на предстоящие выборы. Курманбек Бакиев сказал, что намерен воспользоваться своим конституционным правом идти на второй срок. Процесс выдвижения кандидатов на должность президента завершится 18 мая, регистрация кандидатов - 17 июня 2009 года.
Узбекистан: Адвокатов подвергнут чистке на предмет лояльности действующей власти До 1 июля 2009 года все адвокаты Узбекистана должны будут пройти переаттестацию на базе недавно созданной Палаты адвокатов Узбекистана - уникальной ННО с обязательным членством. Переаттестацию придется пройти всем практикующим адвокатам, в том числе, работающим при местных адвокатских коллегиях, а также адвокатам частных адвокатских бюро и фирм. По утверждениям представителей адвокатского сообщества, истинная цель этой процедуры - избавиться от адвокатов, которые с точки зрения МВД и СНБ являются излишне принципиальными и отличающимися «нежелательным» упорством в отстаивании интересов своих клиентов. Получит ли сдавший экзамены адвокат лицензию на адвокатскую практику и новое удостоверение Палаты адвокатов, будет решать специальная комиссия, созданная из числа представителей Министерства юстиции и Палаты адвокатов. В то же время само адвокатское сообщество пока еще не знает, кого из своих рядов ему будет поручено выдвинуть. Отметим, что в Узбекистане на протяжении всего периода независимости принудительная массовая перерегистрация и переаттестация является излюбленным методом властей и применяется для устранения оппозиционных партий и «непослушных» общественных организаций. Теперь это, очевидно, коснется и адвокатов. Соб. инф.
Узбекистан: Битое стекло отучит школьников Самарканда лазать по заборам Учащиеся одной из самаркандских средних школ не смогут больше лазать через школьный забор, потому что его верхняя часть отныне «украшена» осколками бутылок. Некоторое время назад школу, расположенную на окраине города - в микрорайоне «БАМ» - окружал забор из железных прутьев, но он обветшал и перекосился. В прошлом году школу начали обносить новым капитальным забором из бетонных блоков. Поверхность двухметровой стены по всему периметру залили цементным раствором, на который рассыпали битое бутылочное стекло. В результате вся поверхность нового школьного забора буквально ощетинилась разноцветными осколками. Такой мозаикой школьный забор украсили не из эстетических соображений, а сугубо в воспитательных целях. Таким образом школьная администрация решила отбить у учащихся желание перелазить через ограждение школы. Вопросы гуманности в этом педагогическом учреждении, видимо, особо не котируются, а о возможных последствиях «режимных» мер вообще никто не задумался. Надо сказать, что эти грозные осколки видны лишь относительно высокому человеку. А вот если какому-нибудь пятикласснику взбредет в голову перелезть через забор, то, вероятнее всего, он останется без пальцев, инвалидом. Наверное, нет такого школьника, который хоть раз не пытался перелезть через школьный забор. На то они и пацаны, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому нет никакой гарантии, что кто-нибудь из детей однажды не полезет через эту злополучную стену. Максим Исаев
Казахстан: Арестован бывший министр охраны окружающей среды Финансовая полиция Казахстана арестовала бывшего министра охраны окружающей среды Нурлана Искакова, сообщает КазТАГ. Н.Искаков подозревается в организации хищения бюджетных средств. 28 февраля сотрудники финансовой полиции задержали вице-министра охраны окружающей среды Альжана Бралиева, а 3 марта – другого вице-министра того же министерства – Зейнуллу Сарсенбаева. Им, а также директору департамента этого министерства Татьяне Савицкой и руководителю ТОО «Меркурий плюс» было предъявлено обвинение в совершении хищения и злоупотреблении должностными полномочиями при осуществлении госзакупок, сообщает РИАН. Все они обвиняются в причинении ущерба государству на сумму 1.1 миллиарда тенге (примерно 7.3 миллиона долларов). Одновременно с бывшим министром был задержан представитель ТОО «Меркурий плюс» А.Жайлганов, и в данный момент Н.Искаков и А.Жайлганов находятся в изоляторе временного содержания Астаны. 4 марта 2009 года Н.Искаков был отстранен от должности министра охраны окружающей среды, новым главой министерства назначен бывший глава Южно-Казахстанской области Нургали Ашимов. Сразу после отставки Искаков заявил, что всегда будет оставаться в команде президента Казахстана.
Кыргызстан: Еще один политик - Азимбек Бекназаров - отказался баллотироваться в президенты Один из лидеров оппозиции Кыргызстана, создатель революционного комитета и член политбюро оппозиционного Объединенного народного движения (ОНД) Азимбек Бекназаров отказался от притязаний на президентский пост,сообщает ИА «24.kg». Азимбек Бекназаров не назвал причины принятого им решения, но подчеркнул, что «у него есть много других задач, поставленных перед ним соратниками и требующих выполнения». «У меня другая миссия в предстоящей предвыборной кампании», - заключил он. Напомним, что известный киргизский политик, бывший премьер-министр и лидер оппозиции Феликс Кулов также отказался баллотироваться в президенты на предстоящих 23 июля выборах. |
В избранное | ||