Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Кыргызстан: Конституционный суд постановил провести выборы президента страны осенью 2009 года
2009-03-19 11:42 ИА Фергана.Ру

19 марта Конституционный суд Кыргызстана вынес решение о том, что выборы президента страны должны состояться осенью 2009 года, передает ИА «24.kg».

Суд пришел к выводу, что срок полномочий действующего главы государства Курманбека Бакиева должен закончиться 25 октября, так как это предусматривала Конституция 2003 года, во время действия которой он избирался в 2005 году. В Конституционном суде также отметили, что выборы нового главы государства должны пройти до этой даты. Когда именно - определит Центральная комиссия Кыргызстана по выборам и проведению референдумов.

Напомним, вопрос о дате выборов президента был направлен 20 февраля в Конституционный суд депутатом парламента от фракции СДПК Асылбеком Жээнбековым. Сам парламентарий аргументировал свое решение обратиться к специалистам тем, что «общество вправе знать точную дату выборов главы государства, и если она будет названа заблаговременно, то у всех претендентов на этот высокий пост будут равные шансы к ним подготовиться».

По его мнению, «сегодня это один из животрепещущих вопросов, раздуваемые спекуляции вокруг которого и попытка некоторых заработать политические очки нервируют простой народ».

Ранее парламентская фракция СДПК уже заявляла о том, что дата президентских выборов, назначенных на 2010-й год, является спорной. По мнению социал-демократов, согласно старой конституции, выборы должны состояться в октябре этого года.

Однако президент Кыргызстана Курманбек Бакиев 11 февраля этого года заявил, что конституцией президентский срок определен как пятилетний и исчисляется с момента избрания человека на эту должность. Напомним, что Курманбек Бакиев был избран президентом летом 2005 года после мартовских событий, в результате которых бывший глава государства Аскар Акаев покинул Кыргызстан.

Бакиев также сообщил, что готов подчиниться решению Конституционного суда, если тот перенесет дату следующих выборов главы государства на осень 2009 года, и заявил, что намерен баллотироваться на новый срок.

Казахстан: Бывший председатель правления «БТА-Банка» бежал из страны
2009-03-19 11:59 ИА Фергана.Ру

Бывший председатель правления «БТА-Банка» Роман Солодченко эмигрировал из Казахстана вместе с семьей, после чего дал пространные интервью агентству КазТАГ и радио Азаттык. В этих интервью он заявил, что не желает участвовать в дальнейшем развале «БТА-Банка» и подробно объяснил, что происходит сегодня в банке и кто, по его мнению, в этом виноват.

Роман Солодченко сказал, что при заходе государственного капитала в «БТА-Банк» было нарушено «два фундаментальных принципа - договоренность и доверие. Заход государства в банк не обсуждался ни с акционерами, ни тем более с клиентами. Поэтому не было доверия ни к государству, ни к новой команде». В результате «БТА-Банк» начал катастрофически терять ликвидность, вкладчики забирали из банка деньги, кредиторы отказывались выплачивать кредиты. Если в начале, еще до прихода государства в банк, БТА просил у государства 200 миллионов долларов на погашение текущих кредитов и открытую кредитную линию в 200 миллионов долларов – итого 400 миллионов, - то после прихода государства в банк уже «закачали» 1.7 миллиарда долларов, причем, по словам Солодченко, «за первую неделю один миллиард разошелся на погашение депозитов и текущие клиентские платежи. В этот момент стало понятно, что вопреки первоначальному сценарию 1,7 миллиардов долларов могут не удержать банк. И как только стала понятна эта картина, то сразу возникла необходимость искать виновных в этой ситуации. Думаю, именно после этого было принято решение о возбуждении уголовных дел».

Р.Солодченко сообщил, что на сегодня, насколько ему известно, сумма государственных вложений в «БТА-Банк» «подбирается уже к трем миллиардам долларов. Тем не менее, негативные процессы не остановлены, и идет только сжигание средств». Разговоры о том, что российский «Сбербанк» приобретет БТА, пока остаются разговорами, потому что, по словам Р.Солодченко, «Сбербанк» не может принять решение раньше окончания аудита, а аудит закончится не раньше середины апреля. Однако ликвидность БТА падает с каждым днем, и может быть, к апрелю цена окажется неподъемной даже для «Сбербанка».

Р.Солодченко заметил, что сегодня БТА из частного банка превратился «в государственную организацию, и как любая государственная организация, он стал работать не на эффективность, не в интересах вкладчиков, а в интересах самой организации, то есть на поддержание самой организации, накачивание ее ресурсами, может быть, в чисто карьерных интересах. Те средства, которые уже закачали в банк, являются беспрецедентными в части объема финансовых ресурсов, когда-либо потраченных государством на поддержание какого-либо института… При продолжении негативных тенденций начнутся поиски виновных – на кого списать потраченные средства, поскольку у нас система выстроена так, что государство может любого человека сделать виноватым. Или, наоборот, любого человека вывести из–под ответственности. Скорее всего, все грехи и суммы, потраченные на банк, будут списаны на ошибки старой команды».

В своих интервью Р.Солодченко сделал все, чтобы разрушить репутацию новых управленцев «БТА-Банка». Так, он заявил, что «очень пессимистично оценивает возможности банка рассчитаться по долгам», что господдержка банка определяется не интересами вкладчиков и не эффективностью работы банка, а интересами людей, принимавшими решение о заходе государства в банк» и что «банк неизбежно движется к консервации или банкротству».

Интересно, что в самом «БТА-Банке» не подтвердили информацию об увольнении Солодченко, передает Казахстан сегодня. Пресс-секретарь банка А.Досымов сообщил агентству, что пока такой информации у них нет, хотя обо всех изменениях в составе руководства банка официально оповещается «и Казахстанская фондовая биржа, и соответствующий орган». Что касается эмиграции Солодченко из страны, то пресс-секретарь «БТА-Банка» заявил, что «официально у нас нет никакой информации касательно его местоположения».

Таджикистан: Президент Эмомали Рахмон дал старт строительству железной дороги до Афганистана
2009-03-19 12:54 ИА Фергана.Ру

19 марта президент Таджикистана Эмомали Рахмон дал старт строительству железнодорожной ветки «Вахдат-Яван» протяженностью 46 километров, которая является отрезком железной дороги, соединяющей Душанбе с административным центром Хатлона – городом Курган-Тюбе, сообщает Азия-плюс.

По словам Рахмона, эта железная дорога в перспективе позволит выйти к Афганистану.

Как пояснил представитель министерства транспорта Таджикистана Юрий Юлдашев, в настоящее время из Душанбе в Курган-Тюбе можно добраться железнодорожным транспортом только через соседний Узбекистан. Новая железнодорожная ветка сократит расстояние в три раза, а также отпадет необходимость в транзитных визах и крупных пошлинах, передает ИТАР-ТАСС.

Ориентировочная стоимость участка железной дороги до Курган-Тюбе – $130–140 млн. Пока она будет сооружаться на средства управления железных дорог Таджикистана, однако власти республики надеются на привлечение иностранных инвесторов.

Казахстан: Президент Назарбаев отправится в Финляндию с госвизитом
2009-03-19 14:38 ИА Фергана.Ру

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отправится 23 марта в Финляндию с государственным визитом, передает РИАН. Официальный представитель МИДа Казахстана Ержан Ашикбаев сообщил, что «предстоящий визит имеет важнейшее значение для вывода казахстанско-финских отношений на качественно новый уровень».

В рамках первого государственного визита президента Республики Казахстан в Финляндию, который продлится с 23 по 25 марта, пройдут встречи Н.Назарбаева с руководством и деловыми кругами Финляндии, ожидается подписание двусторонних документов, а также будет проведена презентация книги Н.Назарбаева «Казахстанский путь».

Кыргызстан: Профильный комитет парламента хочет назначить выборы президента на 23 июля 2009 года
2009-03-19 16:17 ИА Фергана.Ру

19 марта Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) решил, что выборы президента страны должны пройти 23 июля 2009 года, передает ИА «24.kg».

По словам главы комитета депутата Зайнидина Курманова, парламент республики, согласно Кодексу о выборах, должен рассмотреть вопрос о назначении даты выборов безотлагательно. «Право назначения выборов главы государства принадлежит Жогорку Кенешу так же, как президент назначает парламентские выборы. Это система сдержек и противовесов», - заметил депутат.

Что же касается даты 23 июля 2009 года, то, пояснил Зайнидин Курманов, расчет сделан с учетом решения Конституционного суда Кыргызстана о том, что выборы должны пройти не позднее 25 октября 2009 года.

В частности, заместитель председателя комитета депутат Автандил Арабаев разъяснил, что при определении даты выборов в учет берутся и другие процедуры. Такие как инаугурация, предвыборная кампания, оглашение итогов выборов и так далее. «Кроме того, возможен ведь не только первый, но и второй тур выборов, между которыми с учетом всех формальностей также проходит определенное время. Учитывая то, что мы должны успеть к 25 октябрю 2009 года, выборы назначены на середину лета», - сказал Автандил Арабаев.

Депутат Исхак Масалиев также напомнил коллегам о такой норме, как срок исполнения судебного решения, равняющийся 6 месяцам. В частности, в данном случае срок исполнения решения КС истекает 19 августа 2009 года.

Решение комитета о назначении даты выборов президента Киргизии внесено на рассмотрение всего парламента. Обсуждение даты президентских выборов состоится уже завтра, 20 марта.

Поскольку выборы президента должны быть назначены не менее чем за четыре месяца до дня их проведения, то, если парламент поддержит решение профильного комитета, о старте предвыборной кампании может быть объявлено уже в понедельник, 23 марта.

Предлагаем вниманию читателей «Ферганы.Ру» полный текст решения Конституционного суда Кыргызстана по дате президентских выборов, опубликованный сайтом BPC.

ИМЕНЕМ КОНСТИТУЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

по представлению депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова А.Ш. об официальном толковании определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики согласно абзацу второму пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики

19 марта 2009 года

город Бишкек

Конституционный суд Кыргызской Республики в составе: Председателя Сыдыковой С.К., заместителя Председателя Суталинова А.А., судей – Абдугапарова А.А., Демина С.Н., Кененсариева А.С., Курбановой Ч.Дж., Мамырова О.Ж. и Мусабековой Ч.А., секретаря судебного заседания Чоткараева Ж., с участием сторон: депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова Асилбека Шариповича, представителя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жусупова Медера Кенешовича, действующего на основании доверенности от 18 марта 2009 года, представителя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Жумагулова Бакытбека Сатымбайевича, действующего на основании доверенности от 3 марта 2009 года №75, руководствуясь статьей 85 Конституции Кыргызской Республики, частью 3 пункта 1 раздела II Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики», статьей 13 Закона «О Конституционном суде Кыргызской Республики» и статьей 10 Закона «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики», рассмотрел в открытом судебном заседании представление депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова А.Ш. об официальном толковании определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики согласно абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики.

Заслушав доклад судьи Мусабековой Ч.А., выступления депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова А.Ш., представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жусупова М.К., Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Жумагулова Б.С. и исследовав материалы дела, Конституционный суд Кыргызской Республики.

У С Т А Н О В И Л:

В Конституционный суд Кыргызской Республики 20 февраля 2009 года поступило представление депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова А.Ш. об официальном толковании определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики согласно абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики.

В обоснование представления приводятся следующие доводы. Основанием для обращения послужила возникшая неопределенность и спор относительно понимания и применения нормы абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики в целях определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики. В настоящее время и в прессе, и в обществе высказываются разные точки зрения. Одни считают, что действующий Президент избран на пятилетний срок по прежней Конституции и срок его полномочий истекает осенью 2009 года, другие – с принятием новой редакции Конституции в 2007 году прежняя утрачивает силу и президентские выборы должны состояться в 2010 году.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, изложенной в Законе Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 18 февраля 2003 года №40 (далее - Конституция в редакции 2003 года), действовавшей на момент избрания Президента Кыргызской Республики Бакиева К.С., очередные выборы Президента Кыргызской Республики должны были проводиться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий действующего Президента Кыргызской Республики. Данная норма относится к определению даты проведения выборов Президента, избранного очередными выборами, и была привязана к дате проведения выборов предыдущего Президента Акаева А.А., избранного в последнее воскресенье октября. Действующий Президент Кыргызской Республики Бакиев К.С. считается избранным с 10 июля 2005 года. Возникает вопрос – должны ли мы привязывать дату проведения очередных выборов Президента к дате избрания действующего Президента, избранного в июле месяце?

В заключительных положениях Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года предусмотрено, что Президент, всенародно избранный до принятия указанного Закона, сохраняет свои полномочия до окончания срока, на который он был избран.

В связи с тем, что на момент избрания действующего Президента действовало положение о проведении очередных выборов Президента в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента, а с июля 2009 года наступает пятый год полномочий действующего Президента и, учитывая принятие Конституции в редакции 2007 года, возникают вопросы:

1. В соответствии с каким положением будут назначаться очередные выборы Президента Кыргызской Республики, так как ни действующая редакция Конституции, ни Кодекс о выборах, на который она ссылается, не содержит нормы, регулирующей данный вопрос?

2. Можно ли в данном случае применять норму редакции Конституции, действовавшей на момент избрания нынешнего Президента, в части назначения очередных выборов на пятый год осуществления полномочий Президента?

3. Что считать днем выборов согласно пункту 4 статьи 58 Кодекса о выборах Кыргызской Республики, где сказано, что выборы Президента назначаются Жогорку Кенешем не менее чем за четыре месяца до дня выборов?

По мнению депутат Жээнбекова А.Ш. очередные выборы Президента должны быть назначены в соответствии с требованиями Конституции в редакции 2003 года, согласно которому и был избран действующий Президент.

Таким образом, он просит дать официальное толкование по применению в данном конкретном случае положений абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики, в части определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики.

В судебном заседании депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбеков А.Ш. поддержал свое представление и просил дать официальное толкование абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики и разрешить возникший спор относительно применения норм разных редакций Конституции.

Представители Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жусупов М.К. и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Жумагулов Б.С. оставляют решение на усмотрение суда.

Конституционный суд Кыргызской Республики, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, исходит из следующего.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики порядок выборов Президента определяется законом. Приведенная норма носит отсылочный характер - в ней непосредственно не указываются сроки проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики. Так, соответствующее указание содержится в Кодексе Кыргызской Республики «О выборах в Кыргызской Республике» от 29 мая 1999 года N39, изложенного в новой редакции в соответствии с Законом КР от 23 октября 2007 года N158, с изменениями и дополнениями в редакции Законов КР от 10 января 2009 года N3, 23 января 2009 года N 20 (далее - Кодекс о выборах). Согласно пункту 4 статьи 58 данного Кодекса выборы Президента назначаются Жогорку Кенешем не менее чем за четыре месяца до дня выборов.

Вышеуказанные нормы были приняты референдумом 21 октября 2007 года и вступили в силу 24 октября 2007 года со дня официального опубликования в газете «Эркин Тоо», то есть после избрания Президентом Кыргызской Республики нынешнего главы государства Бакиева К.С. на досрочных выборах 10 июля 2005 года в соответствии с требованиями части 2 пункта 1 статьи 44 Конституции в редакции 2003 года. Поэтому их действия распространяются только на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу ныне действующей Конституции, в том числе и на определение даты проведения предстоящих очередных выборов Президента Кыргызской Республики.

Со дня вступления в силу действующей редакции Конституции Кыргызской Республики утратила силу Конституция в редакции 2003 года. Поэтому положение абзаца первого пункта 1 статьи 44 Конституции в редакции 2003 года о том, что очередные выборы Президента Кыргызской Республики проводятся в последнее воскресенье пятого года полномочий действующего Президента Кыргызской Республики, не может быть применено для назначения предстоящих очередных выборов Президента Кыргызской Республики.

Однако толкуемая конституционная норма и соответственно норма Кодекса о выборах не могут применяться в отрыве от переходных положений Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года. В частности, пункта 4 Раздела II названного Закона, где закреплено, что Президент, всенародно избранный до принятия настоящего Закона, сохраняет свои полномочия до окончания срока, на который он был избран. Поскольку указанная норма регулирует вопросы осуществления и прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики, избранного 10 июля 2005 года, и предназначена для реализации норм ныне действующей редакции Конституции в переходный период, то в ситуации, связанной с определением даты предстоящих очередных выборов Президента Кыргызской Республики, указанные нормы должны применяться в совокупности.

Из смысла пункта 4 Раздела II Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года следует, что полномочия действующего Президента прекращаются с окончанием срока, на который он был избран. Действующий Президент Кыргызской Республики был избран в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 44 Конституции, действовавшей на момент его избрания, то есть в редакции 2003 года. Присяга Президентом Кыргызской Республики народу Кыргызстана приносилась также на Конституции в редакции 2003 года. Поэтому окончание срока, на который он был избран, должно исчисляться, исходя из требований данной редакции Конституции.

Абзац первый пункта 1 статьи 44 Конституция в редакции 2003 года указывал день, являющийся началом следующих очередных выборов главы государства – последнее воскресенье октября пятого года полномочий действующего Президента Кыргызской Республики. Следовательно, данная дата и является датой окончания срока, на который был избран действующий Президент.

В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Конституции в редакции 2003 года действие президентского мандата, то есть полномочий, начинается с момента принятия присяги, поэтому действующий Президент начал осуществлять свои полномочия с 14 августа 2005 года – со дня принятия им присяги. Следовательно, если пятый год полномочий действующего Президента начинается с 14 августа 2009 года, то последним воскресеньем октября пятого года полномочий будет являться 25 октября 2009 года. Это и есть конкретная дата окончания срока, на который был избран действующий Президент, равно как и прекращение его полномочий.

В этой связи, исходя из пункта 3 статьи 45 Конституции Кыргызской Республики, где установлено, что полномочия Президента Кыргызской Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Кыргызской Республики, Конституционный суд Кыргызской Республики констатирует, что вновь избранный Президент должен приступить к осуществлению своих полномочий не позднее 25 октября 2009 года. Следовательно, очередные выборы Президента Кыргызской Республики должны быть проведены не позднее вышеуказанной даты с учетом всех необходимых для избрания Президента сроков, установленных Конституцией и законом.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 85 Конституции Кыргызской Республики, частью 3 пункта 1 Раздела II Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года, статьями 13 и 14 Закона "О Конституционном суде Кыргызской Республики", статьями 10, 11, 14, 23, 24, 25, 29 и 30 Закона «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» Конституционный суд Кыргызской Республики

Р Е Ш И Л:

Дать официальное толкование нормы абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики:

1. Данную норму следует понимать как отсылочную норму, которая означает, что конкретные правила проведения выборов Президента Кыргызской Республики, в том числе и определение даты их проведения, устанавливаются отдельным законом. Это Кодекс Кыргызской Республики «О выборах в Кыргызской Республике» от 29 мая 1999 года N39, изложенного в новой редакции в соответствии с Законом КР от 23 октября 2007 года N158, с изменениями и дополнениями в редакции Законов КР от 10 января 2009 года N3, 23 января 2009 года N20.

Действие указанной конституционной нормы распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Конституции Кыргызской Республики (в редакции Закона от 23 октября 2007 года), в том числе и на определение даты проведения предстоящих очередных выборов Президента Кыргызской Республики.

2. Толкуемая конституционная норма должна применяться в совокупности с пунктом 4 Раздела II Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года, из смысла которого следует, что очередные выборы Президента Кыргызской Республики должны быть проведены не позднее 25 октября 2009 года.

3. Решение окончательное, обжалованию не подлежит. Обязательно для исполнения всеми государственными органами, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами.

4. Решение опубликовать в «Ведомостях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», газетах – «Эркин Тоо», «Кыргыз Туусу», «Слово Кыргызстана».

Председатель Конституционного суда Кыргызской Республики С.К.Сыдыкова.

Секретарь Конституционного суда Кыргызской Республики О.Ж.Мамыров.


В избранное