Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Кыргызстан: Комитет парламента хочет назначить выборы президента на 23 июля 2009 года
2009-03-19 16:17 ИА Фергана.Ру

19 марта Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) решил, что выборы президента страны должны пройти 23 июля 2009 года, передает ИА «24.kg».

По словам главы комитета депутата Зайнидина Курманова, парламент республики, согласно Кодексу о выборах, должен рассмотреть вопрос о назначении даты выборов безотлагательно. «Право назначения выборов главы государства принадлежит Жогорку Кенешу так же, как президент назначает парламентские выборы. Это система сдержек и противовесов», - заметил депутат.

Что же касается даты 23 июля 2009 года, то, пояснил Зайнидин Курманов, расчет сделан с учетом решения Конституционного суда Кыргызстана о том, что выборы должны пройти не позднее 25 октября 2009 года.

В частности, заместитель председателя комитета депутат Автандил Арабаев разъяснил, что при определении даты выборов в учет берутся и другие процедуры. Такие как инаугурация, предвыборная кампания, оглашение итогов выборов и так далее. «Кроме того, возможен ведь не только первый, но и второй тур выборов, между которыми с учетом всех формальностей также проходит определенное время. Учитывая то, что мы должны успеть к 25 октябрю 2009 года, выборы назначены на середину лета», - сказал Автандил Арабаев.

Депутат Исхак Масалиев также напомнил коллегам о такой норме, как срок исполнения судебного решения, равняющийся 6 месяцам. В частности, в данном случае срок исполнения решения КС истекает 19 августа 2009 года.

Решение комитета о назначении даты выборов президента Киргизии внесено на рассмотрение всего парламента. Обсуждение даты президентских выборов состоится уже завтра, 20 марта.

Поскольку выборы президента должны быть назначены не менее чем за четыре месяца до дня их проведения, то, если парламент поддержит решение профильного комитета, о старте предвыборной кампании может быть объявлено уже в понедельник, 23 марта.

В свою очередь, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев заявил, что готов выполнить решение Конституционного суда о проведении очередных президентских выборов не позднее октября 2009 года.

Предлагаем вниманию читателей «Ферганы.Ру» полный текст решения Конституционного суда Кыргызстана по дате президентских выборов, опубликованный сайтом BPC.

ИМЕНЕМ КОНСТИТУЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

по представлению депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова А.Ш. об официальном толковании определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики согласно абзацу второму пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики

19 марта 2009 года

город Бишкек

Конституционный суд Кыргызской Республики в составе: Председателя Сыдыковой С.К., заместителя Председателя Суталинова А.А., судей – Абдугапарова А.А., Демина С.Н., Кененсариева А.С., Курбановой Ч.Дж., Мамырова О.Ж. и Мусабековой Ч.А., секретаря судебного заседания Чоткараева Ж., с участием сторон: депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова Асилбека Шариповича, представителя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жусупова Медера Кенешовича, действующего на основании доверенности от 18 марта 2009 года, представителя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Жумагулова Бакытбека Сатымбайевича, действующего на основании доверенности от 3 марта 2009 года №75, руководствуясь статьей 85 Конституции Кыргызской Республики, частью 3 пункта 1 раздела II Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики», статьей 13 Закона «О Конституционном суде Кыргызской Республики» и статьей 10 Закона «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики», рассмотрел в открытом судебном заседании представление депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова А.Ш. об официальном толковании определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики согласно абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики.

Заслушав доклад судьи Мусабековой Ч.А., выступления депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова А.Ш., представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жусупова М.К., Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Жумагулова Б.С. и исследовав материалы дела, Конституционный суд Кыргызской Республики.

У С Т А Н О В И Л:

В Конституционный суд Кыргызской Республики 20 февраля 2009 года поступило представление депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбекова А.Ш. об официальном толковании определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики согласно абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики.

В обоснование представления приводятся следующие доводы. Основанием для обращения послужила возникшая неопределенность и спор относительно понимания и применения нормы абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики в целях определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики. В настоящее время и в прессе, и в обществе высказываются разные точки зрения. Одни считают, что действующий Президент избран на пятилетний срок по прежней Конституции и срок его полномочий истекает осенью 2009 года, другие – с принятием новой редакции Конституции в 2007 году прежняя утрачивает силу и президентские выборы должны состояться в 2010 году.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, изложенной в Законе Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 18 февраля 2003 года №40 (далее - Конституция в редакции 2003 года), действовавшей на момент избрания Президента Кыргызской Республики Бакиева К.С., очередные выборы Президента Кыргызской Республики должны были проводиться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий действующего Президента Кыргызской Республики. Данная норма относится к определению даты проведения выборов Президента, избранного очередными выборами, и была привязана к дате проведения выборов предыдущего Президента Акаева А.А., избранного в последнее воскресенье октября. Действующий Президент Кыргызской Республики Бакиев К.С. считается избранным с 10 июля 2005 года. Возникает вопрос – должны ли мы привязывать дату проведения очередных выборов Президента к дате избрания действующего Президента, избранного в июле месяце?

В заключительных положениях Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года предусмотрено, что Президент, всенародно избранный до принятия указанного Закона, сохраняет свои полномочия до окончания срока, на который он был избран.

В связи с тем, что на момент избрания действующего Президента действовало положение о проведении очередных выборов Президента в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента, а с июля 2009 года наступает пятый год полномочий действующего Президента и, учитывая принятие Конституции в редакции 2007 года, возникают вопросы:

1. В соответствии с каким положением будут назначаться очередные выборы Президента Кыргызской Республики, так как ни действующая редакция Конституции, ни Кодекс о выборах, на который она ссылается, не содержит нормы, регулирующей данный вопрос?

2. Можно ли в данном случае применять норму редакции Конституции, действовавшей на момент избрания нынешнего Президента, в части назначения очередных выборов на пятый год осуществления полномочий Президента?

3. Что считать днем выборов согласно пункту 4 статьи 58 Кодекса о выборах Кыргызской Республики, где сказано, что выборы Президента назначаются Жогорку Кенешем не менее чем за четыре месяца до дня выборов?

По мнению депутат Жээнбекова А.Ш. очередные выборы Президента должны быть назначены в соответствии с требованиями Конституции в редакции 2003 года, согласно которому и был избран действующий Президент.

Таким образом, он просит дать официальное толкование по применению в данном конкретном случае положений абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики, в части определения даты проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики.

В судебном заседании депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жээнбеков А.Ш. поддержал свое представление и просил дать официальное толкование абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики и разрешить возникший спор относительно применения норм разных редакций Конституции.

Представители Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Жусупов М.К. и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Жумагулов Б.С. оставляют решение на усмотрение суда.

Конституционный суд Кыргызской Республики, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, исходит из следующего.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики порядок выборов Президента определяется законом. Приведенная норма носит отсылочный характер - в ней непосредственно не указываются сроки проведения очередных выборов Президента Кыргызской Республики. Так, соответствующее указание содержится в Кодексе Кыргызской Республики «О выборах в Кыргызской Республике» от 29 мая 1999 года N39, изложенного в новой редакции в соответствии с Законом КР от 23 октября 2007 года N158, с изменениями и дополнениями в редакции Законов КР от 10 января 2009 года N3, 23 января 2009 года N 20 (далее - Кодекс о выборах). Согласно пункту 4 статьи 58 данного Кодекса выборы Президента назначаются Жогорку Кенешем не менее чем за четыре месяца до дня выборов.

Вышеуказанные нормы были приняты референдумом 21 октября 2007 года и вступили в силу 24 октября 2007 года со дня официального опубликования в газете «Эркин Тоо», то есть после избрания Президентом Кыргызской Республики нынешнего главы государства Бакиева К.С. на досрочных выборах 10 июля 2005 года в соответствии с требованиями части 2 пункта 1 статьи 44 Конституции в редакции 2003 года. Поэтому их действия распространяются только на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу ныне действующей Конституции, в том числе и на определение даты проведения предстоящих очередных выборов Президента Кыргызской Республики.

Со дня вступления в силу действующей редакции Конституции Кыргызской Республики утратила силу Конституция в редакции 2003 года. Поэтому положение абзаца первого пункта 1 статьи 44 Конституции в редакции 2003 года о том, что очередные выборы Президента Кыргызской Республики проводятся в последнее воскресенье пятого года полномочий действующего Президента Кыргызской Республики, не может быть применено для назначения предстоящих очередных выборов Президента Кыргызской Республики.

Однако толкуемая конституционная норма и соответственно норма Кодекса о выборах не могут применяться в отрыве от переходных положений Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года. В частности, пункта 4 Раздела II названного Закона, где закреплено, что Президент, всенародно избранный до принятия настоящего Закона, сохраняет свои полномочия до окончания срока, на который он был избран. Поскольку указанная норма регулирует вопросы осуществления и прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики, избранного 10 июля 2005 года, и предназначена для реализации норм ныне действующей редакции Конституции в переходный период, то в ситуации, связанной с определением даты предстоящих очередных выборов Президента Кыргызской Республики, указанные нормы должны применяться в совокупности.

Из смысла пункта 4 Раздела II Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года следует, что полномочия действующего Президента прекращаются с окончанием срока, на который он был избран. Действующий Президент Кыргызской Республики был избран в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 44 Конституции, действовавшей на момент его избрания, то есть в редакции 2003 года. Присяга Президентом Кыргызской Республики народу Кыргызстана приносилась также на Конституции в редакции 2003 года. Поэтому окончание срока, на который он был избран, должно исчисляться, исходя из требований данной редакции Конституции.

Абзац первый пункта 1 статьи 44 Конституция в редакции 2003 года указывал день, являющийся началом следующих очередных выборов главы государства – последнее воскресенье октября пятого года полномочий действующего Президента Кыргызской Республики. Следовательно, данная дата и является датой окончания срока, на который был избран действующий Президент.

В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Конституции в редакции 2003 года действие президентского мандата, то есть полномочий, начинается с момента принятия присяги, поэтому действующий Президент начал осуществлять свои полномочия с 14 августа 2005 года – со дня принятия им присяги. Следовательно, если пятый год полномочий действующего Президента начинается с 14 августа 2009 года, то последним воскресеньем октября пятого года полномочий будет являться 25 октября 2009 года. Это и есть конкретная дата окончания срока, на который был избран действующий Президент, равно как и прекращение его полномочий.

В этой связи, исходя из пункта 3 статьи 45 Конституции Кыргызской Республики, где установлено, что полномочия Президента Кыргызской Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Кыргызской Республики, Конституционный суд Кыргызской Республики констатирует, что вновь избранный Президент должен приступить к осуществлению своих полномочий не позднее 25 октября 2009 года. Следовательно, очередные выборы Президента Кыргызской Республики должны быть проведены не позднее вышеуказанной даты с учетом всех необходимых для избрания Президента сроков, установленных Конституцией и законом.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 85 Конституции Кыргызской Республики, частью 3 пункта 1 Раздела II Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года, статьями 13 и 14 Закона "О Конституционном суде Кыргызской Республики", статьями 10, 11, 14, 23, 24, 25, 29 и 30 Закона «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» Конституционный суд Кыргызской Республики

Р Е Ш И Л:

Дать официальное толкование нормы абзаца второго пункта 2 статьи 44 Конституции Кыргызской Республики:

1. Данную норму следует понимать как отсылочную норму, которая означает, что конкретные правила проведения выборов Президента Кыргызской Республики, в том числе и определение даты их проведения, устанавливаются отдельным законом. Это Кодекс Кыргызской Республики «О выборах в Кыргызской Республике» от 29 мая 1999 года N39, изложенного в новой редакции в соответствии с Законом КР от 23 октября 2007 года N158, с изменениями и дополнениями в редакции Законов КР от 10 января 2009 года N3, 23 января 2009 года N20.

Действие указанной конституционной нормы распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Конституции Кыргызской Республики (в редакции Закона от 23 октября 2007 года), в том числе и на определение даты проведения предстоящих очередных выборов Президента Кыргызской Республики.

2. Толкуемая конституционная норма должна применяться в совокупности с пунктом 4 Раздела II Закона «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 23 октября 2007 года, из смысла которого следует, что очередные выборы Президента Кыргызской Республики должны быть проведены не позднее 25 октября 2009 года.

3. Решение окончательное, обжалованию не подлежит. Обязательно для исполнения всеми государственными органами, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами.

4. Решение опубликовать в «Ведомостях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», газетах – «Эркин Тоо», «Кыргыз Туусу», «Слово Кыргызстана».

Председатель Конституционного суда Кыргызской Республики С.К.Сыдыкова.

Секретарь Конституционного суда Кыргызской Республики О.Ж.Мамыров.

Таджикистан: Хлопкоробы задыхаются под тяжестью долгов. И начинают новую посевную
2009-03-19 22:17 Тилав Расулов

В Северном Таджикистане некоторые дехканские хозяйства начали посевную хлопчатника. В Канибадамском и Аштском районах, где климат более благоприятен, посевная уже идет, хотя в других семи районах работы еще не начинались – земля еще не нагрелась до десяти градусов.

Однако не все дехкане охотно идут на хлопковые поля. Большинство из них еще не получили зарплату за 2008 год. По словам заместителя начальника Управления сельского хозяйства Согдийской области Рустама Рахимова, на 17 марта текущая задолженность дехканских хозяйств составляет 129 миллионов сомони (32,5 миллиона долларов). Из них 44 миллиона сомони - это долги налоговикам, 17 миллионов должны Фонду социального обеспечения, 61 миллион – водным хозяйствам, 3 миллиона – энергетикам. Своим рабочим дехканские хозяйства должны 3 миллиона сомони (около одного миллиона долларов).

Кроме того, дехканские хозяйства должны банкам. По данным, предоставленным специалистами Управления сельского хозяйства Согдийской области, к шестому марта из 50,5 миллионов сомони (16 миллионов долларов), полученных у банков в кредит, погашено чуть больше 20 миллионов, то есть всего 41 процент. Как отметили специалисты, есть вероятность, что сто сорок одно дехканское хозяйство не сможет расплатиться с долгами, потому что их возможности уже полностью исчерпаны, а задолженность составляет более 4,3 миллионов долларов. Есть непогашенные долги и перед учащимися, студентами, другими добровольцами, которые почти бесплатно помогали собирать «белое золото».


Как бы там ни было, а работать надо. Фото ИА «Фергана.Ру»

Парадоксально то, что самыми крупными должниками среди аграрных хозяйств Северного Таджикистана являются хлопкоробы Матчинского, Зафарабадского Джаббрасуловского, а также Бободжонгафуровского районов, где выращивают основную массу собираемого хлопка области. Напомним только, что Матчинский и Зафарабадский районы до последних лет выращивали до 30 тысяч тонн хлопка.

В 2008 году по всей Согдийской области под хлопчатник было выделено 76 тысяч гектаров земли. Однако на шести тысячах гектаров хлопчатник не был засеян из-за серьезного дефицита воды, а на семи тысячах гектаров посеянный хлопчатник не взошел. Всего было собрано 88 тысяч тонн хлопка-сырца, почти на 40 тысяч тонн меньше по сравнению с урожаем 2007 года. С каждого гектара земли было собрано по 14.8 центнера хлопка-сырца.

- Мы на каждый гектар земли потратили по 800-900 долларов. Однако деньги, вырученные за полученный урожай, даже не покрывают наших расходов, не говоря уж о рентабельности, - говорит Рустам Рахимов. – Как назло, цена на хлопковое волокно на мировых биржах упала до 880 долларов за тонну, снизившись по сравнению с 2005-м годом почти в два раза.


Зам.начальника Управления сельского хозяйства Согдийской области Рустам Рахимов. Фото ИА «Фергана.Ру»

В нынешнем году под хлопчатник выделен 61 гектар, это более 40 процентов от общей площади орошаемых земель. Много это или мало для хлопчатника, сказать трудно. Есть и ярые противники того, чтобы почти половину земли отдавать под хлопок, и сторонники такой аграрной политики. Некоторые специалисты считают, что сегодня нельзя отказываться от хлопка и переходить на выращивание других культур – это может отрицательно сказаться не только на сельском хозяйстве, но и на экономике страны в целом. Ведь у нас нет соответствующей базы для производства и переработки других сельскохозяйственных культур, в сельской местности не построены консервные заводы. Промышленная переработка фруктов и овощей либо парализована, либо эти предприятия работают с большими перебоями. Более того, будут простаивать действующие хлопкоперерабатывающие заводы.

Справедливости ради надо сказать, что только в 2008 году из Согдийской области в третьи страны было экспортировано более ста тысяч тонн сухофруктов. В нынешнем году мы вместо 525 гектаров, как планировали, разбили 1216 гектаров садов. Это на 900 гектаров больше чем в прошлом году, и такая тенденция будет сохраняться, - говорит Рустам Рахимов.

По словам председателя Ассоциации дехканских хозяйств Матчинского района Мукима Мукими, если поддерживать дехканина морально и обеспечивать его хотя бы водой, то он готов ради государства сеять хлопок.

Напомним, что дехканские хозяйства Северного Таджикистана еще должны более 90 миллионов долларов инвесторам. Хотя решением правительства Таджикистана в 2008 году способ инвестирования в хлопковую отрасль изменен и была отлажена система выдачи кредитов через банки страны, судьба долгов инвесторам еще окончательно не определена, во всяком случае, решения о замораживании этих долгов на неопределенный срок принято не было. Но в любом случае ясно: рано или поздно дехканам придется рассчитываться и с этими долгами тоже.


Тракторист Али Шурматов. Фото ИА «Фергана.Ру»

По словам председателя акционерного общества имени Саидходжи Урунходжаева Бободжонгафуровского района Абдуазиза Махмудова, у них нет долгов перед другими субъектами хозяйствования, а также государственными организациями и частными лицами. Однако долг хозяйства инвестору ООО «Худжанд-инвест-коттон» на сегодняшний день составляет 2,5 миллиона долларов.

- Беда в том, что ежемесячно накручиваются проценты, и за год может набежать крупная сумма, - говорит Абдуазиз Махмудов.

- Чтобы стимулировать хлопкоробов, - говорит главный агроном хозяйства Алиджона Вахидова, - государству необходимо взять на себя часть расходов хлопкоробов: во-первых, освободить дехкан от платы за воду; во-вторых, предоставлять хлопкоробам льготные кредиты; в-третьих, освободить семеноводческие хозяйства от налогов. Кроме того, предоставлять дехканам по сниженным ценам химикаты, минеральные удобрения, а самое главное, срочно заморозить выплаты по долгам инвесторам.

- В настоящее время дехканам вместо наличных денег заработная плата выдается «натурой»: картофелем, морковкой, луком, пшеницей, - говорит специалист Согдийского управления сельского хозяйства на условиях анонимности. - В лучшем случае дехканам выделяется несколько абрикосовых деревьев, чтобы собирать с них урожай.

- В Таджикистане, в частности в Согдийской области, не один десяток лет в конце сезона выращивания и сбора хлопка людям давали возможность собирать и увозить домой стебли хлопчатника – гузапаю ((гузапая используется как топливо – Прим. ред.), - рассказывает дехканин Улугбек Умаров, житель Бободжонгафуровского района. - Однако осенью 2008 года и это закончилось. Бригадиры вместе с активистами дехканских хозяйств ходили по домам и заставляли дехкан платить за собранную гузапаю, говорили, мол, нужно с долгами рассчитываться, а денег в хозяйстве нет.

По словам Рустама Рахимова, посев хлопчатника должен завершиться 10 апреля. Выйдут ли дехкане на прополку, полив и обработку земель, покажет время.

Тилав Расулов


В избранное