Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Россия: На московском кинофестивале «Сталкер» покажут картины из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана
2008-12-04 13:27 ИА Фергана.Ру

10 декабря в Москве состоится открытие очередного, четырнадцатого по счету Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». МКФ «Сталкер» - детище гильдии кинорежиссеров России, возглавляемой режиссером Марленом Хуциевым. Среди его учредителей - и Представительство ООН в России, и представительство Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, и филиал корпорации Фонда МакАртуров, словом, организации, для которых охрана прав человека – основной вид деятельности.

Все фильмы, представленные на фестивале, распределены по тематическим программам, таким как: «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», «Кино на защите прав беженцев», «Гражданский выбор», «Кино о тоталитаризме» и т.д.

В этом году «Сталкер» открывается в день 60-летия со дня принятия ООН «Всеобщей декларации прав человека», и организаторы фестиваля делают на этой дате особый акцент.

Картины из центральноазиатского региона появляются в программах «Сталкера» традиционно часто. Игровые и документальные фильмы из этих стран (те из них, естественно, в которых хоть сколько-нибудь реалистично раскрыты темы прав человека, попрания этих прав, попыток борьбы за них) так и просятся в тематические блоки фестиваля. И на сей раз таковых достаточно.

В программе « Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», 11 декабря, в 12 ч., в Малом зале Дома кино будет показан фильм «Долг» режиссера Темира Бирназарова из Кыргызстана.

Кадр из фильма Долг
Кадр из фильма «Долг»

«Долг». Кыргызстан, игр., 2007, 23 мин.

Авторы сценария: Садык Шер-Нияз, Темир Бирназаров. Режиссер: Темир Бирназаров. Продюсер: Садык Шер-Нияз. Фильм о незыблемости народных традиций даже под жестким нажимом социальных устоев, о противоречии закона и закона чести, о смысле самопожертвования – на примере судьбы сельского парня, которому не на кого опереться, кроме себя.

11 декабря, в 15 ч., в Малом зале Дома кино – документальная картина «Точка зрения» режиссера Мехрибан Саатовой (Узбекистан).

«Точка зрения». Узбекистан, док., 2007, 32 мин.

Автор сценария и режиссер: Мехрибан Саатова. Люди разных судеб, национальностей, поколений. Объединяет их инвалидность по зрению. Герои фильма – незрячие и слабовидящие люди. У каждого из них своя точка зрения на жизнь.

В программе «Права человека глазами молодых кинематографистов», 14 декабря, в 13 ч., в конференц-зале Союза кинематографистов будут показаны фильмы «Бобо» режиссера Азиза Сатторова (Россия-Таджикистан-Узбекистан), «Попутчица» режиссера Шухрата Каримова (Узбекистан) и «Харам и Халол» режиссера Искандара Усмонова (Таджикистан).

«Бобо». Россия, Таджикистан, Узбекистан, игр., 2008, 27 мин.

Автор сценария: Артур Кураш. Режиссер: Азиз Сатторов. Композитор: Далер Назаров. Продюсер: Елена Павлова. В жизни сельского мальчика Бобо не происходит ничего интересного. Дни напролет он проводит на хлопковом поле, помогая дяде. Неожиданное знакомство вносит перемены в его жизнь.

Кадр из фильма Бобо
Кадр из фильма «Бобо»

«Попутчица». Узбекистан, игр., 2007, 16 мин.

Авторы сценария: Шухрат Каримов, Екатерина Бондаренко. Режиссер: Шухрат Каримов.

Посадив к себе в машину пожилую женщину, направляющуюся якобы в гости к сыну, водитель постепенно понимает, что едет по несуществующему адресу. Выясняется, что старушка сбежала из дома престарелых – покататься, получить немного человеческого внимания.

Кадр из фильма Харам и Халол
Кадр из фильма «Харам и Халол»

«Харам и Халол». Таджикистан, игр., 2007, 30 мин.

Автор сценария и режиссер: Искандар Усмонов. Фильм рассказывает о нескольких днях жизни ветерана великой Отечественной, мастера сапожных дел Усмона Турсунова, который живет в таджикском городке. Прошло несколько лет, как его сын Салим уехал на заработки в Россию и не подает вестей. Мастер Усмон живет в старом доме, с невесткой и внуком. Старик надеется, что сын вернется домой и устроит обрезание сыну. С его возвращением вообще все изменится. И тогда старик сможет спокойно умереть…

В программе «Кино о тоталитаризме», 15 декабря, в 21 ч., в Большом зале Московского Дома кино будет показан фильм «Подарок Сталину» режиссера Рустема Абдрашева (Казахстан-Россия-Израиль).

«Подарок Сталину». Казахстан, Израиль, Польша, Россия, игр. 2008, 97 мин.

Автор сценария: Павел Финн. Режиссер: Рустем Абдрашев. Оператор: Хасан Кыдыралиев. 1949 год. Новая волна жестоких репрессий. Семидесятилетний юбилей Сталина. Действие фильма происходит в Казахстане, в небольшом ауле, где живут русская женщина Веерка, поляк Ежи, дунганин Фаты, кореец Глеб, девочка-казашка Асембала и другие.

Как попасть на показы МКФ «Сталкер» вы можете узнать на официальном сайте фестиваля: Stalkerfest.org

Дарья Борисова (Фергана.Ру)

Human Rights Watch: Казахстан не выполнил обещаний в области прав человека
2008-12-04 18:50 Соб. инф.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад о том, как в Казахстане осуществляются – точнее, не осуществляются – реформы в области прав и свобод человека. 54-страничный доклад, названный «Тихие репрессии: свобода религии, собраний и выражения мнений в Казахстане», был подготовлен к совещанию министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, которое в эти дни, 4 и 5 декабря, проходит в Хельсинки. Эксперты Human Rights Watch считают, что прошлогодние обещания министра иностранных дел Казахстана Марата Тажина не выполнены, и предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году чревато подрывом гуманитарных принципов ОБСЕ.

Год назад на подобной встрече министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ было решено, что председательствовать в ОБСЕ в 2010 году будет Казахстан. Впервые ОБСЕ должна возглавить страна из числа бывших советских республик. Но одной из основных задач ОБСЕ является соблюдение прав человека странами-участниками, и поэтому Марату Тажину пришлось дать серьезные обещания по изменению ситуации с правами человека в Казахстане.

И вот прошел год, и в докладе Human Rights Watch зафиксированы широкие ограничения свободы религии, выражения мнений и собраний, что не соответствует международным обязательствам, принятым на себя Казахстаном в прошлом году.

«У Казахстана нет времени на раскачку, чтобы улучшить ситуацию с правами человека, - говорит Рейчел Денбер, директор Human Right Watch по Европе и Центральной Азии. – До того, как эта страна в 2010 году возглавит ОБСЕ, правительство должно доказать своим собственным гражданам и остальному миру, что оно всерьез настроено на реформы».

В докладе сказано, что «хотя применительно к Казахстану и не приходится говорить о постоянном или жестком подавлении прав и свобод, но когда речь заходит о реализации таких основополагающих прав, как свобода религии, слова, печати и собраний, ситуация оказывается намного более пугающей, чем это допустимо в государстве, соблюдающем свои обязательства в области прав человека».

Так, Марат Тажин обещал, что до конца 2008 года будет реформировано законодательство о СМИ и выборах, что будет упрощен порядок регистрации политических партий. Эти обещания были беспрецедентны, отмечается в докладе, и их можно было только приветствовать. Однако, хотя 11 ноября правительство Казахстана и внесло в парламент проекты поправок по всем обозначенным направлениям, предлагаемые меры едва ли обеспечат реальные и давно назревшие перемены в области свободы СМИ и выборов.

Но и в других областях, нуждающихся в серьезном реформировании, практика правительства оставляет желать лучшего. В докладе детально рассматривается, как обстоят дела в Казахстане со свободой мысли, совести и религии, со свободой выражения мнений и свободой собраний. Вывод делается неутешительный: реализация этих важнейших человеческих прав по-прежнему активно ограничивается правительством Казахстана, и поэтому его предстоящее председательство в ОБСЕ чревато подрывом правозащитных принципов организации.

Свобода религии

В конце 2006 года президент Нурсултан Назарбаев подписал указ, в котором говорилось о нежелательности участия граждан в «нетрадиционных» и «экстремистских» религиозных объединениях. После этого организации религиозных меньшинств подверглись усиленному контролю и давлению со стороны властей, их начали считать «сектантскими» или «нетрадиционными». Представители многих религиозных объединений, опрошенные Human Rights Watch, говорят о начавшейся ранней весной 2008 года кампании в СМИ, которая формирует в общественном сознании представление о нетрадиционных религиях как об источнике опасности. Подобная кампания воспринимается и как подготовка общественного мнения к принятию новой редакции закона о свободе вероисповедания, который может серьезно эту свободу ограничить.

Свобода выражения мнений

По данным Human Rights Watch, казахстанские журналисты постоянно сталкиваются с карательными исками, а нередко и с прямыми угрозами в свой адрес. Клевета остается уголовным преступлением и сурово наказывается. Даже те журналисты, которые не признают наличия прямой цензуры, в частном порядке говорят о тотальном контроле и о существовании нежелательных тем. Угрожающие звонки, визиты полиции и судебные иски воспринимаются здесь журналистами как рядовое явление. Независимое телевидение отсутствует, критически настроенные интернет-ресурсы нередко блокируются властями.

Свобода собраний

Массовые мероприятия жестко контролируются, любая публичная акция с политической окраской, скорее всего, не будет разрешена или будет разогнана полицией. Ни в одном из крупных городов Казахстана, которые сотрудники Human Rights Watch посетили в 2008 году, ни одной организации не было разрешено протестовать или даже просто собираться в центре. Для массовых мероприятий выделены территории на окраинах, куда, например, из Алма-Аты трудно добраться общественным транспортом. Несанкционированные, но мирные акции протеста быстро пресекаются властями, иногда с применением силы, иногда власти допускают превентивные меры. Участников акций нередко задерживают и привлекают к ответственности: либо берут штраф, либо назначают 10 суток ареста, но иногда возможны и более суровые санкции. При этом власти редко идут на встречи с гражданами, которые просят их о встрече, чтобы обсудить те или иные проблемы.

В докладе Human Rights Watch правительство Казахстана призывают не ограничиваться красивой риторикой и оперативно и последовательно реализовать обещанные ОБСЕ реформы в области прав человека, тем более что это не выходит за рамки обязательств простого члена организации. Это послужило бы важным позитивным примером для других государств Центральной Азии.

«Мы призываем стран–членов ОБСЕ, - говорится в докладе, - добиваться от Казахстана выполнения его публично обещанных реформ. Это поддержит реформаторские силы внутри страны и оградит от подрыва авторитет организации».

Рекомендации Казахстану

Human Rights Watch сопроводило свой доклад рекомендациями, прежде всего, правительству Казахстана, потом Евросоюзу и США.

Правительству Казахстана рекомендовано привести редакцию закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» в соответствие с положениями Конституции Казахстана и международными нормами в области прав человека, способствовать формированию атмосферы толерантности и взаимного уважения к различным направлениям мысли, совести и религии, воздерживаясь от публичных обвинений в адрес религиозных меньшинств и включить в закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» гарантии защиты свободы религии и отправления культа, а также защиты религиозных меньшинств от стигматизации, когда тот или иной культ «метится» государством как преступный. Human Rights Watch потребовало от правительства Казахстана обеспечить равенство религиозных общин вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, численности и того, сколько времени данная община существует в Казахстане.

Правительству Казахстана также рекомендовано изменить закон о СМИ с целью упрощения порядка их регистрации, ввести мораторий на уголовное преследование за клевету, а после вообще отменить уголовную ответственность за клевету, установить предельный размер компенсаций по искам о защите чести и достоинства и признать возможность обсуждения и критики публичных лиц и общественно значимых вопросов, в том числе и критику деятельности государственных чиновников. Правозащитники потребовали обеспечить физическую безопасность журналистов и ликвидировать монополию государства на общенациональное теле- и радиовещание.

Что касается мер по обеспечению свободы собраний, то необходимо пересмотреть законодательство о свободе мирных собраний и обеспечить соответствие нормативно-правовых актов международным обязательствам Казахстана в этой области, отменить законодательные нормы, позволяющие неоправданно ограничивать места проведения массовых мероприятий и обучить сотрудников правоохранительных органов взаимодействию с организаторами и участниками массовых мероприятий.

Рекомендации ОБСЕ и США

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе рекомендовано постоянно напоминать Казахстану о необходимых мерах, «побуждая к соблюдению всех обязательств в рамках членства в ОБСЕ, в том числе в области свободы, мысли, совести и религии, свободы выражения мнений и свободы мирных собраний». А кроме постоянного напоминания, ОБСЕ предложено «расширить техническое содействие властям Казахстана в области подготовки и эффективной реализации законодательства, включая пересмотр законодательства о СМИ, религии и свободе собраний».

Human Rights Watch считает, что эти реформы должны стать составной частью Центральноазиатской стратегии Евросоюза.

А Америке, которую правозащитники тоже не обошли рекомендациями, предложено «сохранять принципиальную позицию по ситуации с правами человека в Казахстане» и наращивать усилия, чтобы добиваться от властей республики выполнения собственных обещаний.

Несмотря на жесткий тон доклада, вряд ли он повлияет на изменение ситуации – еще не было случая, чтобы страну лишали права председательствовать в ОБСЕ, основываясь на данных правозащитников. Но если Казахстан не проведет реформы так, как от него требуют, доверие Европы к этой стране будет подорвано, и председательство Казахстана в ОБСЕ вряд ли окажется удачным.

Соб. инф.

Турция: Курдская правозащитница приговорена к десяти годам тюрьмы
2008-12-05 09:34 ИА Фергана.Ру

Известная курдская правозащитница, бывший депутат парламента Турции Лейла Зана, в четверг приговорена судом города Диярбакыр на юго-востоке страны к десяти годам тюремного заключения, сообщает РИА Новости.

Лейла Зана
Лейла Зана. Фото ©AFP

Суд посчитал ее виновной в связях с сепаратистской Рабочей партией Курдистана (РПК) и мотивировал свое решение рядом публичных выступлений активистки, в которых она «пропагандировала идеи террористической организации». Напомним, РПК, признанная ООН и Евросоюзом террористической организацией, почти четверть века добивается автономии для курдов на юго-востоке Турции. Этот конфликт унес более 40 тысяч жизней. Турецкие власти категорически отвергают возможность политического диалога с сепаратистами и намерены покончить с РПК силой.

По информации Ленты.Ру, Лейла Зана приобрела известность в 1991 году, когда после избрания в парламент она произнесла клятву на курдском языке. Через три года партия, в которой она состояла, была запрещена, а сама Зана лишилась места в парламенте. Вскоре Зана получила 15 лет тюрьмы за защиту прав курдского меньшинства. Спустя десять лет она вышла на свободу. В апреле 2008 года Лейла Зана была приговорена к двум годам тюрьмы за «пропаганду РПК».

Организация «Международная амнистия» признала Лейлу Зану узником совести. В 1994 году она была удостоена премии Рафто, а в 1995 году Европейский парламент наградил ее премией имени Сахарова. Во время пребывания в заключении она написала книгу «Записки из тюрьмы».

Индия обвиняет пакистанскую разведку в подготовке терактов в Мумбае
2008-12-05 10:32 ИА Фергана.Ру

Индия получила доказательства причастности пакистанской Межведомственной разведки к организации нападения террористов на Мумбай, сообщает РИА Новости со ссылкой на индийское телевидение.

Напомним, вечером 26 ноября вооруженные автоматами и гранатами террористы совершили серию нападений на жителей и гостей в ряде районов Мумбая (бывшего Бомбея). Террористы засели в двух гостиницах и взяли заложников в жилом доме неподалеку. Операция по уничтожению террористов продолжалась более двух суток. Жертвами атаки террористов стали в общей сложности 174 человека, сотни получили ранения.

По данным телеканала «Си-эн-эн-ай-би-эн», индийскому правительству известны даже имена инструкторов, а также местоположения лагерей подготовки террористов для этой кровавой акции, которая унесла жизни более 170 человек.

США также обладают разведданными о подготовке террористов, и часть этой информации передали индийской стороне, которая с самого начала указала на причастность к атаке «элементов» из Пакистана.

Источники телеканала «Эн-ди-ти-ви», в свою очередь уточняют, что о готовящихся терактах скорее всего знала и тесно связанная с разведкой армейская верхушка Пакистана, но не демократическое правительство.

Источники предполагают, что армии выгодно обострение отношений с Индией, так как рост напряженности позволит им рассчитывать на приход к власти.

По данным индийских следователей и на основании допроса единственного задержанного живым террориста, боевики прошли подготовку в Пакистане и прибыли в Индию морем из Карачи.

Беспрецедентную по масштабам акцию устроила террористическая организация «Лашкар-э-Таиба» («Легион правоверных»), которая базируется в Пакистане, считают в Нью-Дели. Индия добивается от Пакистана выдачи ее лидеров.

Между тем, как сообщает Reuters, нескольким боевикам удалось выжить после нападения на Мумбай и остаться на свободе. Об этом со ссылкой на источники в Пакистане сообщили аналитики RAND сorporation на брифинге для американских военных и представителей спецслужб.

По информации аналитиков RAND, нападавших было 23 человека. Полиции в Мумбае удалось уничтожить девятерых боевиков и задержать одного. В ходе ночной атаки террористов против Мумбая сообщалось и о 25 нападавших, и даже о 50.

Аналитики опасаются, что нападения террористов в Мумбае могут повториться в ближайшее время.

Стоит отметить, что США крайне серьезно отнеслись к терактам в Мумбае. По некоторым данным, нападавшие специально выбирали в качестве жертв граждан США и Великобритании. Кроме того, по неподтвержденным сведениям, спецслужбы США знали о готовящемся масштабном теракте в Индии.

Как сообщает РБК-daily, сейчас в Мумбае находится группа экспертов из Федерального бюро расследований (ФБР), которая сотрудничает с местными правоохранительными органами. Ранее Индию в связи с событиями в финансовой столице этой страны посетила и госсекретарь США Кондолиза Райс. В ближайшее время в Индию прибудет председатель объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США адмирал Майк Маллен.

Длинноносый иностранец в городе небоскребов
2008-12-05 10:40 Алексей Винокуров, Москва

Среди всех китайских городов Шанхай особенно славится небоскребами и жуликами. Небоскребы по-китайски называют «далоу» или «даша», жуликов – бизнесменами.

В Шанхай в первый раз я попал в далеком уже 1992 году, в качестве корреспондента одной очень популярной, но очень противной газетенки. Настоящих небоскребов еще не было, зато жуликов уже было полным-полно.

Время было лихое, торговое, «челноки» из бывшего СССР шныряли по всему миру, распространяя идеи перестройки и ускорения. Корабль, на котором я приплыл, вез на себе 150 литовцев, 200 грузин и – в качестве полезного груза - трех русских. Официально все прибыли, как туристы. Из всей этой кучи только я один категорически не собирался ничего покупать. Поэтому когда грузин, бывший у нас за главного, спросил, сколько я везу денег, я честно ответил ему: «Двадцать долларов». Сумма была по тем временам огромная, примерно две моих зарплаты.

Главный грузин мне почему-то не поверил, сказал с обидой: «Зачем скрываешь, дорогой? Тут все свои! Покажи, чем богат!» Когда я показал ему, чем я богат, он отошел от меня с некоторым испугом – я явно был ему не свой. И уже до конца путешествия он старался держаться от меня подальше – может быть, боялся, что покусаю.

Старая шанхайская улица
Старая шанхайская улица. Фото – Wikipedia

Пришвартовались мы на реке Хуанпу, недалеко от знаменитой набережной Бунд. Тут же, на корабле, я познакомился с китайским таможенником, который скучал без собеседников. Так уж вышло, что мы оба знали английский – что довольно редко встречается среди китайцев (я сейчас не о себе).

Мы мило разговорились. Войдя во вкус, я заметил, что в Европе очень популярна китайская философия: Конфуций, Лао-цзы. Таможенник помрачнел и сказал системообразующую фразу: «Конфуций, Лао-цзы – это все хорошо для богатых иностранцев!»

Так началось мое личное знакомство с Китаем – в качестве богатого иностранца с двадцатью долларами в кармане.

Настоящий китайский «Ролекс»

В следующий раз в Шанхай я попал уже в 2004 году. У меня уже был некоторый опыт пребывания в Китае, поэтому Шанхай мне страшно не понравился. Больше всего мне не понравились понастроенные за это время шанхайские небоскребы. Как сказал бы Остап Бендер: «Дикая красота, воображение идиота». И совершенно бессмысленная, - добавил бы я.

Шанхайский небоскреб
Шанхайский небоскреб. Фото автора

Еще хуже небоскребов показались мне местные нравы.

Рестораны закрывались в два часа дня и не открывались до вечера. Вставал вопрос – где обедать?

Вдобавок по улицам в большом количестве бродили прилипчивые торговцы – в основном старушки постпенсионного возраста. Они поджидали, когда турист выйдет из ресторана или музея, и бросались на него с истошным криком: «Нау - вотч!» («А теперь – часы!»). Это было понятно – утолив голод духовный, нужно было подумать и о материальной стороне жизни.

Справедливости ради заметим, что и до сих пор в Шанхае продают часы знаменитейших марок за весьма умеренные деньги. Конкретная сумма зависит от того, в какую категорию иностранцев вы попадете. Первая, главная категория – чан бицзы лаовай (длинноносый иностранец). Это обычный турист, который ничего не понимает в китайской жизни и перестает соображать что бы то ни было уже на второй день пребывания в Китае. Вторая категория – пу чан бицзы лаовай (не длинноносый иностранец). Этот как-то исхитряется до поры до времени отбивать атаки китайской действительности. Длинноносому иностранцу – то есть тому, который поглупее – часы могут предложить и за несколько сотен долларов. Не длинноносому – как повезет.

Я, помню, «доторговался» до одного доллара за «Ролекс». Причем я даже не говорил ни слова, просто старушка, шедшая за мной, бубнила, снижая цену каждую секунду: «Твенти долларс… тен долларс… файв долларс… уан долларс».

- И куай (один юань), - сказал я наконец, чтобы отвязаться.

Это была издевательская цифра, соответствующая примерно двенадцати американским центам или трем с половиной русским рублям. Но старушка не стала злиться и возмущаться. Она понятливо кивнула: «И куай», вытащила из кармана ручку (золотой «Паркер») и завела свою песню «ши куай, па куай». По идее, я должен был с ней торговаться и так дойти до одного юаня, за который она готова была эту ручку продать. Но я подло обманул ее, спрятавшись в такси.

В Шанхае, кстати, и по сей день кричат всякому иностранцу: «Нау – вотч! Ролекс!» Интересно, откуда взялось у шанхайцев это убеждение, что иностранцы жить не могут без поддельных часов?

Шанхай
Шанхай. Фото с веб-сайта Turizminfo

Хорошо прожаренная туалетная бумага

Когда попадаешь в Шанхай в первый раз, кажется, что жизнь здесь подчинена одному-единственному смыслу – обжулить богатого иностранца, которые, кстати, часто довольно бедные люди.

Позже я понял, что это не так – в Шанхае, как и во всем Китае, очень много приличных людей. Но тогда мне казалось, что к шанхайцам вполне можно применить знаменитые русские пословицы, только немного их изменив или продолжив. Например, «Шанхаец на ходу подметки срежет - и вам же их продаст». Или «Продаст чужую мать, выдав ее за свою».

В некоторых шанхайских ресторанах хорошим тоном было брать деньги за все, что оказывается на вашем столе. Например, за салфетки. Или за чай, которого вы не просили. (В большинстве городов Китая чай наливают бесплатно). Могут выписать счет за бумажные салфетки и даже за многоразовые палочки. Вам могут поставить на стол какие-нибудь орешки, и в счете появится головокружительная сумма. Имейте это в виду. И если вы не хотите платить, не пейте чай, не пользуйтесь салфетками.

Нет сомнения, что шанхайцы вставили бы в счет и пользование туалетом, который в Китае почти везде бесплатный. Но просто осуществлять контроль за каждым довольно затруднительно. И потом, как узнать, что клиент делал в туалете: просто мыл руки (одна цена), справлял малую нужду (другая) или все-таки отважился на нечто большее?

Справедливости ради надо сказать, что такая ситуация далеко не во всем Шанхае. В основном это касается бойких туристических мест. Но приличному иностранцу лучше вообще не попадать в туристический ресторан. Причина очень проста – туристическая еда.

На улицах Шанхая многолюдно и тесно
На улицах Шанхая многолюдно и тесно. Фото – Picasa

То, что подают в столовых для иностранцев, не имеет никакого отношения не только к лучшей в мире китайской кухне – это вообще не еда. По вкусу это похоже на жареную бумагу. Единственный вопрос, который остается – пожарили простую бумагу или туалетную?

Помню, как в 2004 году в туристическом ресторане меня угостили странным супчиком. Официант, нагнувшись прямо к столу, глядел на меня снизу вверх одним глазом и повторял, как заведенный: «Томато суп!» Этот «томато суп» был сделан из подогретой воды и двух ложек дешевого кетчупа…

Иностранцы часто боятся аутентичной китайской еды. Бояться же надо еды для иностранцев. Как-то в городе Яншо пожилая американка говорила мне: «Я не могу есть все эти кусочки. Я не знаю, из чего это приготовлено. Я должна видеть целую курицу или целого поросенка. Вдруг мне подсунут собачье или змеиное мясо?» Я ее успокоил: мадам, ни собаки, ни змеи вам не подсунут. Хотя бы потому, что собака и змея дороже говядины или курятины.

Откуда взялась эта традиция кормить иностранцев всякой дрянью? Видимо, от американского фаст-фуда. С точки зрения нормального китайца, американский фаст-фуд – как раз и есть та самая жареная бумага с кетчупом. Но за что страдают остальные – не американцы?

Особенный шанхайский колорит – расплющенные продукты питания. В магазинах вывешены утки, гуси, поросята толщиной с картонку. По моему ощущению, прежде чем принести их в магазин, за ними гонялись на асфальтовом катке, а, догнав, давили. Расплющив катком свинью или утку, их тащат в магазин и продают по бешеным ценам. Свинья, например, стоит 108 юаней за цзинь (полкило). То есть за килограмм это выходит больше 700 наших рублей. Дороговато. Мы с женой все-таки купили одну расплющенную свиную харю – по-китайски этот продукт назывался «сяо льень», «улыбающееся лицо». С огромным трудом отрезали от этого лица кусочек, пытались разжевать. Не вышло. Стали жарить его, парить, заливать соусами, только что серной кислотой не поливали – никакого результата. Теперь лежит в холодильнике, ждет своего часа.

Китай Алексея Винокурова
Улыбайся, пока не съели!

Европа до цугундера доведет

А в этом году я побывал в Шанхайском музее науки и техники. Но это был, конечно, не обычный музей. Это был китайский музей китайской науки и китайской техники. Центром экспозиции был зал, который назывался «Свет мудрости».

Что же тут считается мудростью и высшими достижениями науки? Не последние достижения в области генетики, компьютерных технологий и медицины, как вы могли подумать. «Светом мудрости» здесь считаются разные механические прибамбасы, из которых самыми современными были роботы. Роботы танцевали, играли в шахматы и стреляли из лука в цель.

Нет, конечно, в Китае делают компьютеры, запускают в космос ракеты, интересуются генной инженерией и вообще стараются от прогресса не отставать. Но вся эта хрень совершенно не интересует простого китайца, который толпою прет в этот музей. Простого китайца интересуют танцующие роботы.

Шанхайский музей науки и техники
Шанхайский музей науки и техники. Фото автора

Я тоже, как истый китаец, протолкался к роботу, стреляющему из лука. Пока я пялился на робота, ко мне подобрался ребенок лет трех – «хайцзы» по-китайски. Или, иначе, «сяо пэнйоу», маленький друг. И вот этот друг, он же хайцзы, желая посмотреть представление, решил встать на мое место. Он толкался и ревел совсем недружественно, пытаясь меня отпихнуть. Но многолетние занятия ушу сделали свое дело – хайцзы ничего не добился, и, посрамленный, бежал с поля боя. Почему? Потому что я применил главный китайский прием: сделал вид, что ничего не происходит. Действует безотказно. Если китайцу что-то не нравится, он просто отворачивает голову в другую сторону. Я этого не вижу – значит, этого не существует в природе.

В данном случае сработал еще один китайский принцип: каждый сам за себя. У нас в России тут же подбежала бы мамаша и стала кричать и возмущаться: дайте ребенку посмотреть! Не то в Китае. Мамаша и вся родня ребенка, стоявшая неподалеку, делали вид, что они этого мальчика вообще в первый раз видят. Потому что каждый – сам за себя. Тебе приспичило – ты и иди. Кричи, плачь, хоть описайся – но добивайся сам.

Многие, наверное, спросят: почему бы не уступить ребенку место, пусть даже он и хайцзы? А потому, отвечаю я, что за ним сразу бы прибежала его мама, папа, все его тетушки и дядюшки, которые перед этим смотрели в другую сторону – и вытеснили бы меня вовсе. И тогда не то что смотреть - тогда и стоять мне было бы негде. А в мои планы это не входило…

А вечером я гулял по Шанхаю – при полном электрическом освещении. В лицо дул свежий ветер, в голову после ужина лезли разные хорошие мысли. И вдруг я остановился, как вкопанный. На центральной улице Шанхая, на фасаде дома горели большие буквы: «LESBOI SAUNA». Если это то, что я думаю, сказал я себе, то мне там делать нечего. С другой стороны, не слишком ли далеко зашло сексуальное раскрепощение? Куда смотрит Коммунистическая партия?

Секс-услуги в Шанхае
Фото автора

Очень к месту тут вспомнились бессмертные строки Мандельштама:

Я мужчина-иностранец,

Я мужчина-лесбиянец,

На Лесбосе я возрос,

О Лесбос, Лесбос, Лесбос!

Впрочем, если кто-то думает, что шанхайцы ограничиваются перверсиями – так и нет. Тремястами метрами дальше на другом здании красовалась гигантская надпись «Love» – с номером этажа и телефоном. Судя по всему, здесь была любовь в чистом виде, без вариаций, так сказать, любовь а’натюрель.

И я опять вспомнил, но на этот раз не Мандельштама, а одну пекинскую тетушку, которая, глядя на целующихся китайских подростков, сказала с осуждением: «Вот до чего довела их европейская культура!»

Россия: В дачном доме под Оренбургом сгорели несколько рабочих из Центральной Азии
2008-12-05 11:24 ИА Фергана.Ру

4 декабря в поселке Заречный под Оренбургом были обнаружены обгоревшие останки нескольких рабочих из Центральной Азии, сообщает ЕАН.

В четыре часа утра на пульт пожарной охраны Оренбурга поступило сообщение о пожаре в одном из домов, расположенном в дачном массиве поселка Заречный. На место происшествия незамедлительно прибыли четыре боевых расчета Оренбургского пожарного гарнизона и одна единица специальной техники. В 4.25 пожар был локализован, а в 4.40 ликвидирован полностью.

Как сообщили ЕАН в пресс-службе Главного управления МЧС России по Оренбургской области, дачный дом снимала семья гастарбайтеров из Центральной Азии. В ходе расследования на месте пожара были обнаружены шесть тел погибших, а несколько часов спустя – еще одно обгоревшее тело.

На пепелище пожарные и спасатели нашли трупы 22-летней женщины, двух девочек девяти и трех лет и двух мужчин 22 и 38 лет. Личность и возраст еще двух погибших граждан Узбекистана или Таджикистана (пока их гражданство окончательно не определено) сейчас устанавливаются. Тела жертв пожара изуродованы огнем до неузнаваемости. Дачный дом, где жили гастарбайтеры, практически полностью уничтожен огнем.

На месте пожара работают следственно-оперативная группа и испытательная пожарная лаборатория. Причины возгорания определяются. По данным МЧС, такого количества жертв на бытовом пожаре в Оренбуржье не было уже пятнадцать лет.

Узбекистан: Сотрудники ташкентской милиции оберегают посольство США от правозащитников
2008-12-05 11:50 ИА Фергана.Ру

4 декабря председатель Инициативной Группы Независимых Правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурта Икрамов распространил сообщение для прессы, в котором описал события, произошедшие с ним накануне у стен посольства США в Узбекистане. Дело в том, что нескольких узбекских граждан, приглашенных в посольство, не пустили туда сотрудники узбекской милиции.

По словам известного правозащитника Сурата Икрамова, «ташкентские милиционеры ещё раз продемонстрировали бестактность, безграмотность и самоуправство в отношении своих граждан и дипломатического корпуса» и злоупотребили служебным положением.

Посольство США в Ташкенте
Посольство США в Ташкенте. Фото © ИА «Фергана.Ру»

В среду, 3 декабря, на собеседование в посольство США были приглашены трое граждан Узбекистана. Политический советник посольства Ричард Фитцморис (Richard Fitzmaurice) решил побеседовать с правозащитником Суратом Икрамовым, жительницей Ташкента Нодирой Каримовой и приехавшей из Кашкадарьинской области Мавлюдой Юсуповой.

Когда приглашенные приблизились к зданию посольства, три милиционера потребовали их паспорта. Стражи порядка тщательно переписали паспортные данные приглашенных, после чего сержант Шухрат Каримов заявил, что «все трое являются подозрительными личностями», и поэтому ни в какое посольство он их не пустит.

Приглашенные удивились и решили, что в таком случае их должны пропустить два других милиционера. Но те, рядовой и младший сержант, не называя своих фамилий, пробормотали в ответ, что они «маленькие люди и подчиняются старшему по званию, сержанту Каримову». Сержант же, очень довольный, подтвердил: «Я тут главный! Хочу – пропущу, а хочу – нет».

Убедившись, что сейчас у сержанта настроение «хочу – нет», приглашенные гости начали звонить политическому советнику посольства. Увидев это, милиционеры, видимо, решили вызвать подкрепление, потому что минут через десять к зданию посольства подъехала милицейская «Нексия» (номер 10 AY 543), из которой вышли младший сержант и сержант милиции. Не представившись, они мрачно спросили: «В чем дело?» Приглашенные объяснили ситуацию, и подъехавшие милиционеры начали разбираться: по очереди отводили в сторонку приглашенных и милиционеров, расспрашивали. За 25 минут у посольства собралось более десятка милиционеров.

Тем временем из здания посольства, наконец, вышел Ричард Фитцморис, который поинтересовался, почему его приглашенных не пропускают. Сержант Шухрат Каримов объяснил: «Все трое кажутся мне подозрительными, и поэтому я не хочу их пропускать». Дипломат решил уточнить: «В чем вы их подозреваете?» Бдительный сержант не удостоил советника ответом.

В результате в посольство приглашенных так и не пустили.

Кыргызстан: Конфликт внутри Национальной телерадиокомпании усиливается
2008-12-05 13:59 ИА Фергана.Ру

В Бишкеке продолжается бессрочная акция протеста противников главы Национальной телерадиокорпорации (НТРК) Мелиса Эшимканова, сообщает ИА «24.kg».

Пикет, на который собралось около двухсот человек, проходит в сквере у памятника Максиму Горькому. В ночь с 3 на 4 декабря сотрудниками правоохранительных органов была демонтирована установленная в сквере юрта, но акция протеста продолжается.

«Фергана.Ру» уже писала о конфликте, начавшемся после того, как глава НТРК начал реформировать телекомпанию: еще в сентябре на пресс-конференции М.Эшимканов заявил, что с момента начала реорганизации ряды НТРК покинули 400 человек, и еще будут уволены 600 сотрудников. Всего же предполагается оставить в компании 700 человек: «Мы вывели из своих подразделений телевизионный театр, оркестр, вывели из штата областные телекомпании. Многим мы предлагаем создать свои производственные студии, у которых будем закупать их программы, а им, в свою очередь, предоставлять технику в аренду за символическую плату».

Проводимые реформы подняли волну недовольства среди сотрудников. Прошло несколько пресс-конференций, на которых уволенные – и не уволенные пока - сотрудники НТРК требовали отставки М.Эшимканова и изменения структуры телерадиокомпании.

Газета «Репортер-Бишкек» опубликовала интервью с продюсером и телеведущей Ассоль Молдокматовой, которая заявила, что «Эшимканов продолжает свои реформы, уничтожая рейтинговые программы. Опытных сотрудников новый руководитель попросту выкинул «за борт», а фавориты Эшимканова не смогли работать в прямом эфире даже во время [саммита] ШОС».

А.Молдокматова обвинила М.Эшимканова в том, что все реформы свелись к смене руководителей студий, причем «если раньше этих руководителей заменяли ежемесячно, то теперь смена кадров происходит ежедневно». Продюсер заявила, что под их протестом подписалось уже 300 человек из НТРК.

Уничтожение рейтинговых программ, среди которых такие программы самой Молдокматовой, как «Ночной канал», «Браво» и «Стиль», продюсер связывает с тем, что отказала Мелису Эшимканову, когда тот делал ей «непристойные предложения». В интервью «Репортеру» Молдокматова подтвердила, что М.Эшимканов приглашал ее в Лондон, в Париж и на Иссык-Куль, но ему было отказано. «Я ответила: «Прошу не думать, что я молодая девушка и не смогу противостоять вам». В ответ услышала: «Ты не будешь работать в системе НТРК, это я тебе гарантирую», - рассказала телеведущая. После чего, по ее словам, еще с февраля 2008 года, и началось давление Эшимканова на Молдокматову, а затем и на весь коллектив телекомпании.


В избранное