Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Киргизские «Боинги» опасно эксплуатировать?
2008-08-25 15:26 Фергана.Ру

Самолеты Боинг 737-200, что сегодня эксплуатируются в Кыргызстане, должны давно находиться на свалке. Таково мнение одного из сотрудников технической службы бишкекского аэропорта «Манас», где накануне вечером потерпел крушение авиалайнер компании «Итек Эйр». Из девяноста человек, находившихся на борту, выжили лишь двадцать два. По мнению эксперта, авария произошла из-за отказа двигателя, что «на киргизских «Боингах» происходит регулярно».

Напомним, 24 августа в 20.43 по местному времени (17.30 мск) недалеко от бишкекского международного аэропорта «Манас» в селе Жаны-Джер Сокулукского района Чуйской области Кыргызстана потерпел крушение самолет «Боинг-737», принадлежавший киргизской авиакомпании «Итек Эйр» и выполнявший чартерный рейс Бишкек-Тегеран.

На борту самолета находились восемьдесят три пассажира, шесть членов экипажа и представитель иранской авиакомпании «Аsserman air», арендовавшей борт. По информации пресс-службы правительства, из общего числа пассажиров 24 - граждане Кыргызстана, 52 - Ирана, 3 – Казахстана, 2 - Канады, по одному гражданину Турции и Китая. Самолет летел под управлением экипажа киргизской авиакомпании.

С потерпевшего крушение самолета сняты бортовые самописцы - так называемые «черные ящики», они будут отправлены для расшифровки в Москву. 25 августа из столицы России в Бишкек прибыли три специалиста, представляющие международный авиационный комитет.

Как сообщил на сегодняшней пресс-конференции глава Министерства по чрезвычайным происшествиям Кыргызстана Камчыбек Ташиев, с места катастрофы было вывезено шестьдесят пять трупных мешков, двадцать два человека госпитализированы, судьба троих пассажиров остается неизвестной. Позже пресс-служба министерства здравоохранения Киргизии уточнила, что патологоанатомы приняли шестьдесят шесть тел с места катастрофы.

«Авиакатастрофа произошла вследствие разгерметизации салона спустя десять минут после начала полета. Борт запросил разрешение на возвращение в аэропорт «Манас». Получив разрешение, начал разворот, но, не долетев, рухнул», - сообщил, находясь на месте катастрофы, советник президента Кыргызстана Токтокучук Мамытов.

Судя по всему, самолет вначале ударился о землю хвостовой частью. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что выжили те, кто на момент аварии находился в передней части самолета - экипаж корабля и часть пассажиров.

После падения самолета произошло возгорание. Прибывшие на место спасатели и пожарные расчеты начали эвакуацию выживших людей и тушение пожара.

Для расследования причин авиакатастрофы создана специальная правительственная комиссия, ее возглавил премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов. 25 августа глава правительства проинформировал президента Курманбека Бакиева о случившейся трагедии. 26 августа в Кыргызстане объявлен днем траура по погибшим в авиакатастрофе. Это первая в истории Кыргызстана авиакатастрофа с многочисленными человеческими жертвами.

Генеральная прокуратура Кыргызстана возбудила уголовное дело по факту нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, которые повлекли гибель людей.

Как сообщают медики, на данный момент состояние здоровья пятерых госпитализированных пассажиров потерпевшего крушение самолета крайне тяжелое, состояние одного госпитализированного – критическое.

Так выглядел разбившийся самолет менее чем за месяц до трагедии. Фото ИА «Фергана.Ру»
Так выглядел разбившийся самолет менее чем за месяц до трагедии. Фото ИА «Фергана.Ру»

На фотографии, сделанной в конце июля 2008 года, запечатлен тот самый авиалайнер, который разбился 24 августа. Снимок сделан в московском аэропорту "Домодедово" перед вылетом в Бишкек. Данное фото было использовано нами в качестве иллюстрации к статье «Все авиакомпании Кыргызстана попали в «черный список» Еврокомиссии». Речь в публикации шла о том, что полеты самолетов более двадцати киргизских авиакомпаний в воздушном пространстве Европейского Союза запрещены из-за несоответствий нормам безопасности.

По словам главы департамента гражданской авиации Кыргызстана Алика Аскарова, данный борт «Боинг-737» был выпущен в 1980 году и за двадцать восемь лет эксплуатации успел налетать пятьдесят девять тысяч часов. Авиационный чиновник заверил журналистов, что «техническое состояние самолета соответствовало требованиям».

Однако существует и иной взгляд на проблему изношенности воздушных судов, используемых в Киргизии. Сотрудник технической службы аэропорта «Манас», не разрешивший публиковать его имя, так прокомментировал «Фергане.Ру» авиакатастрофу злополучного «Боинга»:

«Официально никто этого вам не скажет, но в действительности, несмотря на заверения чиновников и руководства авиакомпании, самолеты Боинг 737-200 должны находиться исключительно на свалке. Упавшему самолету было около тридцати лет. В Киргизию он пришел в б\у состоянии, здесь его подремонтировали. Европа и Америка уже давно этой рухлядью не пользуются и запрещают использовать ее в своем небе другим странам. Россия пока использование этих машин в своем воздушном пространстве разрешает».

Наиболее вероятно, по мнению нашего анонимного киргизского эксперта, что авария произошла из-за отказа двигателя. «Это на киргизских “Боингах” происходит регулярно. Если бы мне надо было лететь куда-то на этих самолетах – то я бы пошел пешком», - категорически заключил наш собеседник.

Следует также отметить, что на 737-м «Боинге» отсутствует система аварийного слива топлива. В случае аварии пилот вынужден либо кружить, вырабатывая топливо, либо, если на это нет времени, садиться с перегрузом. Наличие большого количества топлива на борту самолета приводит также к увеличению опасности возникновения сильного пожара после аварийного приземления. Кажется, именно это и произошло при аварийной посадке киргизского самолета.

* * *

Авиакомпания «Итек Эйр»: история создания и деятельность. Справка от РИА Новости.

Эмблема авиакомпании Итек Эйр
Эмблема авиакомпании Итек Эйр
Киргизская авиакомпания «Итек Эйр» (Itek Air) была официально зарегистрирована 16 июня 1999 года. Впервые в истории авиации Кыргызстана руководителем авиакомпании стала женщина - Вера Михайловна Перелыгина.

Первые полеты выполнялись по маршруту Бишкек-Москва, а позже Бишкек-Когалым (Россия), Бишкек-Новосибирск, Бишкек-Стамбул, Бишкек-Урумчи на самолетах Ту-134 и Ту-154. Позднее авиапарк пополнился тремя самолетами «Боинг-737-200», которые выполняют регулярные рейсы по маршрутам Бишкек-Москва-Бишкек, Ош-Москва-Ош, Бишкек-Урумчи-Бишкек.

В 2000 году авиакомпания «Итек Эйр» прошла аккредитацию в IATA (International Air Transport Association - Международная ассоциация воздушного транспорта) и получила буквенный код GI (ГИ) и цифровой код - 420, а также код IKAO – IKA, а в 2001 году стала действительным членом этой организации.

Авиакомпания также является членом Транспортной Клиринговой палаты (ТКП, г.Москва) с правом реализации авиабилетов на рейсы любых авиакомпаний стран СНГ на бланках ТКП.

С 2006 года авиакомпания «Итек Эйр» занимает лидирующее место среди киргизских перевозчиков по количеству перевезенных пассажиров на авиалиниях по маршруту Бишкек-Москва.

В 2007 году авиакомпанией было выполнено свыше 530 рейсов, на которых было перевезено 52.225 пассажиров, 56 тонн груза и две тонны почты.

Базовый аэропорт «Итек Эйр» находится в Бишкеке. Авиакомпания имеет свои представительства в городах Ош (Кыргызстан), Москва, Новосибирск (Россия), Урумчи (Китай).

В 2006 году Европейский союз запретил полеты в небе над двадцатью пятью европейскими странами самолетам «Итек Эйр», а также всем другим двадцати шести авиакомпаниям, зарегистрированным на тот момент в Киргизии. Еврокомиссия считает, что данные авиакомпании работают в условиях, не соответствующих основным требованиям безопасности воздушного движения.

Эксперт из Кыргызстана О.Молдалиев: «Россия выборочно поддерживает сепаратизм»
2008-08-26 17:59 ИА Фергана.Ру

Заявление президента России о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, прозвучавшее во вторник днем, вызвало многочисленные комментарии как руководителей стран, так и экспертов.

Сам Дмитрий Медведев чуть позже заявил, что решение России признать независимость Южной Осетии и Абхазии полностью стыкуется с международным правом. Он напомнил, что когда возникла ситуация с Косово, западные партнеры России говорили что это – особый случай. «Каждый случай признания по своей природе – это случай особого рода. Особенная ситуация в Косово, особенная ситуация в Южной Осетии и Абхазии», – подчеркнул президент.

Как отразится это событие на целостности Российской Федерации, или ее соседей - стран Центральной Азии? Какой случай модно считать «особым», а какой «типичным»? Какой сепаратизм можно поддерживать, а какой нельзя? Что важнее – право нации на самоопределение или территориальная целостность той или иной страны?

Эксперт по странам региона и глава Института внешней политики Дипломатической академии МИД Кыргызстана Орозбек Молдалиев считает, что, признавая независимость Южной Осетии и Абхазии, Россия создает опасный прецедент.

- Это шаг идет вразрез с принципами признания территориальной целостности государств. В составе самой РФ есть субъекты, которые также могут претендовать на независимость. Что, если Башкортостан, Чечня или Татарстан объявят независимость?

Еще в конце холодной войны экс-генеральный секретарь ООН Бутрос-Гали предсказал то, что мы сейчас видим. Он говорил, что мировые тенденции идут к тому, что в мире может начаться нарушение принципа признания территориальной целостности и это приведет к дефрагментации.

Признание независимости Абхазии и Южной Осетии Россией еще не означает признания этой независимости другими странами. Мы помним историю движения Талибан в Афганистане, её независимость признали три исламские страны, но все увидели, что стало в конечном итоге с Талибаном в 2001 году.

Фергана.Ру: - Можно ли говорить о том, что Россия выборочно поддерживает сепаратизм?

- Да можно говорить о выборочной поддержке сепаратизма со стороны России, или, в противном случае, Россия должна признать независимость Косово. Ранее все на постсоветском пространстве говорили о политике «двойных стандартов» западных стран. Теперь Запад также может говорить о политике двойных стандартов со стороны России, - считает киргизский эксперт Орозбек Молдалиев.

Эксперт С.Шерматова: «В Центральной Азии проблемы сепаратизма не являются актуальными»
2008-08-26 18:45 ИА Фергана.Ру

Мы продолжаем публиковать комментарии и мнения экспертов и политиков по поводу состоявшегося 26 августа фактического признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. (Предыдущий комментарий – киргизского эксперта Орозбека Модолиева – читайте здесь.)

По мнению спецкора газеты «Газета» и члена экспертного совета ИА «Фергана.Ру» Санобар Шерматовой, маловероятно, что признание этих республик может повлечь за собой обвал сепаратизма на Северном Кавказе. «Кандидаты пока не проглядываются. Пик парада суверенитетов прошел в 90-ые годы, после известного заявления Бориса Ельцина. Тогда даже на Урале задумывались о создании отдельной республики. А завершился этот непростой период двумя кровопролитными военными кампаниями, которые продемонстрировали, что, во-первых, Россия не допустит развала страны, во-вторых, что сами чеченцы – в экономическом и политическом плане - не готовы самостоятельно управлять своей республикой. Все республики Северного Кавказа дотируются российским бюджетом, и лозунги независимости от России не звучат ни со стороны правящих элит, ни со стороны граждан. И признание независимости Южной Осетии и Абхазии никак не повлияет на эти настроения».

Как сказала Санобар Шерматова в интервью «Фергане.Ру», «северные осетины, мечтающие о воссоединении с родственниками на Юге, с воодушевлением ожидали этого шага. А родственные абхазам адыгские этносы, живущие не только в России, но и в Турции, недавно поддержали действия России в Грузии».

По мнению эксперта, недовольными признанием независимости Южной Осетии могут из ближайших соседей осетин оказаться только ингуши. «Последние события вокруг Юго-Осетии отдаляют их возвращение в Пригородный район Северной Осетии, откуда они были изгнаны в 1944 году во время депортации и в 1992 году в результате осетино-ингушского конфликта. Многие дома ингушей сегодня занимают переселенцы из Южной Осетии. Все эти годы ингуши добивались реализации принятого в 90-х годах закона о реабилитации репрессированных народов, согласно которому их собственность на территории Северной Осетии должна быть возвращена. Теперь эти планы, судя по всему, положены в долгий ящик».

По мнению Санобар Шерматовой, в Центральной Азии проблемы сепаратизма не являются актуальными. «В начале 90-х годов отделения от Казахстана требовали так называемые «русские» регионы на севере страны. Как известно, славянское население составляло почти половину всех жителей Казахстана. В результате эффективной политики Назарбаева, тесных отношений с Россией, а также переноса столицы на север, проблема была снята. Очень сомнительно, что некоторые национальные меньшинства, например, узбеки на юге Киргизии, захотят отделиться: они не являются объектом агрессии, как это было с осетинами и абхазами».

Что важнее - территориальная целостность страны или право наций на самоопределение? Санобар Шерматова считает, что оба эти принципа важны. «Эти два принципа признаются мировым сообществом, но входят в противоречие друг с другом. После Второй мировой войны в мире утвердился принцип территориальной целостности, который подвергся сомнению, когда Косово в результате военных действий был отделен от Сербии и признан рядом стран в качестве независимого государства. Но эти же страны отказывают юго-осетинам и абхазам в праве отделиться от Грузии».

А.Дубнов: «Москва решила лишь легитимировать положение, сложившееся в Абхазии и в Южной Осетии»
2008-08-26 19:33 ИА Фергана.Ру

Эксперт по странам Центральной Азии, международный обозреватель московской газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов считает, что трактовать сегодняшнее признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии как отказ от принципа нерушимости границ – не совсем верно. «Я бы сказал по-другому: Москва решила легитимировать сложившееся положение вещей в Южной Осетии и Абхазии и отношение к этому со стороны России. То есть, речь идет о том, что де-факто границы России и Грузии по южноосетинскому и абхазскому участкам Россией уже давно не признавались, и последние события тому свидетельство. И отдых российских граждан в Абхазии, и ввод туда разных войск, и марионеточное, фактически, российское правительство Южной Осетии, - все свидетельствует о том, что де-факто нерушимость этих границ в Москве никем не признавалась».

Эксперт считает, что вследствие «осетино-абхазского прецедента» какие-то опасности сепаратистского свойства угрожают России только на Северном Кавказе. «Тем не менее, я не думаю, что такого рода угроза обострится после сегодняшнего решения Кремля», - сказал Аркадий Дубнов в интервью ИА «Фергана.Ру».

«Что касается целостности государств Центральной Азии, в этом плане, на мой взгляд, им ничего не угрожает. Другое дело, что Москва продемонстрировала свое намерение решать проблемы так, как до сих пор их решала только одна держава в мире - Соединенные штаты Америки, - и закрепить таким образом и за собой право вмешиваться во внутренние дела другого государства, чтобы защитить своих соотечественников. Такого рода прецеденты, конечно, не могут не обеспокоить элиты центральноазиатских государств. И свидетельство тому – молчаливое неодобрение действий России другими странами», - считает А.Дубнов.

«Кремль сегодня сделал то, что в свое время сделала Турция по отношению к Республике Кипр, признав ее независимость. И в течение нескольких десятилетий ситуация остается замороженной, поскольку мир не признает независимость Северного Кипра, но это образование более или менее благополучно функционирует при поддержке Анкары. Однако вряд ли кому-то где-то Турция может угрожать повторением такого рода прецедентов. В нашем случае, конечно, прецеденты умозрительно выглядят возможными, поскольку Москва утвердила право защищать соотечественников, права которых нарушаются в других странах. В Центральной Азии таких российских соотечественников может найтись, теоретически, достаточно критическое количество, чтобы вынудить Москву принять неординарные меры для их защиты. Возьмем Туркмению, Киргизию, да, собственно говоря, все государства, включая Казахстан. Но я более чем убежден, что такого рода меры Россия не предпримет. Просто потому, что экономически это будет очень невыгодно и прагматически несостоятельно».

Россия заинтересована в странах Центральной Азии как источниках энергетического сырья и, покусившись на их независимость, она тут же уничтожит эту их уникальную для себя роль, считает эксперт-международник. «Двойные стандарты, которые осуществляются сегодня Москвой, как раз в этом зримо проявляются. Декларируя свое право защищать российских граждан в Южной Осетии или в Абхазии - на территории Грузии - Москва даже пальцем не пошевелит, например, чтобы защитить, не вооруженным путем, а хотя бы демонстративно, своих соотечественников, которые проживают, скажем, в Туркмении», - говорит Аркадий Дубнов.

«Что касается вопроса о том, что важнее – право нации на самоопределение или территориальная целостность той или иной страны, то отмечу, что на нем споткнулись [даже] такие выдающиеся умы, как академик Сахаров. Вопрос так и не был решен и был остро поставлен во время войны между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах. Вся проблема в том, что сегодня международное право испытывает глубокий кризис. Международная система поддержки безопасности испытывает полную фрустрацию и не способна найти ответ на этот вопрос. Это как известная проблема «что первично - курица или яйцо?» И сегодня этот кризис вместе с кризисом ООН как системообразующей структуры для обеспечения международной безопасности демонстрирует, что мир вступает в очень опасную полосу, где в зависимости от политической или какой-либо эмоциональной конъюнктуры возможны те или иные решения. И каждая страна, принимающая те или иные меры, будет апеллировать либо к праву на самоопределение, либо к праву на незыблемость территориальной целостности», - сказал Аркадий Дубнов в интервью «Фергане.Ру».


В избранное