Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N54, 21/06/2000


ЛИДЕРЫ СНГ ХОТЯТ УСТРОИТЬ "ЗОНУ"

Василий Устюжанин, Комсомольская правда (Москва), 21.06.2000, с. 2

Чаще других на встрече будет звучать слово из лагерного лексикона - "зона". Все требуют от России создания зоны свободной торговли. Громче других к ней взывает белорусский президент Лукашенко. Настойчивы Кучма, Шеварднадзе, Алиев, Лучинский, Назарбаев.

Путин осторожен. Для России все не так однозначно. Есть просчитанные опасения, что соседи завалят нас дешевым товаром -и что тогда делать российским производителям? Поэтому Путину и его команде придется доказывать коллегам, что нужны серьезные поправки к документу. В частности, надо сохранить порядок взимания налога на добавленную стоимость и акцизов на нефть, газ, газовый конденсат. А в торговле со странами, не входящими в Таможенный союз, придется оставить и таможенные пошлины. Правда, непонятно, как свободная зона будет уживаться с намерением России ввести визовый режим для поездок в некоторые страны СНГ.

На вчерашней встрече руководители правительств, министры обороны и иностранных дел договорились, что продлевают до 1 января 2001 года мандат на пребывание в Абхазии миротворческих сил, а вот из Таджикистана рекомендовали эти силы вывести.

Договорились также о создании единого Антитеррористического центра. Хотя и здесь не все гладко. Азербайджан, например, хотел бы, чтобы работа центра ограничивалась лишь информационным обеспечением, тогда как другие желали бы сообща противостоять распространению смертельно опасной заразы.

В повестке сегодняшнего саммита - еще с десяток горячих вопросов.

Напомним, нынешней встрече предшествовали стремительные полеты ВВП в Узбекистан, Туркмению, Белоруссию, Молдавию. Несколько бесед с коллегами по СНГ он провел в Москве.

Так что нынешняя эсэнговская посиделка - не только для галочки.

Сотрудничество набирает динамичные обороты. И сами участники встречи уже не делают тех пессимистических заявлений, которыми сопровождали все прежние саммиты.


МИХАИЛ КАСЬЯНОВ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА

Борис Виноградов, Известия (Москва), 21.06.2000, с. 2

Есть и еще одна деталь, которая отличает нынешний саммит от предыдущих, все более очевидно превращавшихся в последние годы в мероприятия рутинного характера. Это - один из вопросов в повестке дня. который среди 20 остальных стоит особо. Речь идет о создании в рамках СНГ антитеррористического центра.

Судя по тому, как велась подготовительная работа с возможными союзниками по антитеррористической коалиции, это дело не одного-двух дней. Даже если эти дни посвящены саммиту. Со стороны России в работу по "обкатке идеи" были втянуты огромные силы - от представителей Лубянки и Смоленской площади до Кремля, включая самого президента.

Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан в принципе готовы объединиться, но хотели бы. чтобы в руководстве этого центра стояли представители не только одной страны (надо понимать - России). Президент Азербайджана Гейдар Алиев также не имеет ничего против этого благого намерения, но говорит, что деятельность центра должна носить сугубо "информационный характер". Примерно такой же позиции придерживается глава Туркмении Сапармурат Ниязов. Украина, как водится, просит дать ей "время подумать".

По информации из российской комиссии по борьбе с терроризмом, состав которой утвердил Михаил Касьянов (и сам же стал ее руководителем), штаб центра скорее всего расположится в Москве, а организационная структура и методика работы еще нуждаются в согласовании. Решения должны приниматься "на основе единогласия" руководителями соответствующих служб, а при необходимости - и президентами стран-участниц. Не решен еще один важный вопрос: как будет финансироваться центр. Россия предлагает "пропорциональное" участие, но ее пожелания не вызывают энтузиазма у всех партнеров.

НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЙ ФСБ, ПОДПОЛКОВНИК:

- Для нормальной работы центра по борьбе с терроризмом, в котором согласились бы принять участие все спецслужбы стран СНГ, необходимо, на наш взгляд, иметь надежную материальную и информационную базу. В бюджетах государств Содружества должна быть заложена статья расходов на деятельность соответствующих подразделений будущего центра. Большие средства необходимо будет привлечь и для создания базы данных, оборудованной современной электронной техникой и обслуживаемой опытными специалистами. Обязателен постоянный обмен оперативной информацией. Должны быть сформированы "силы быстрого реагирования".


"РАБОЧИЙ" САММИТ СНГ: БЕЗ НЕОЖИДАННОСТЕЙ И ДИНАМИКИ

Наталья Айрапетова, Михаил Савин, Независимая газета (Москва), 21.06.2000, с. 5

Сегодня состоится заседание Совета глав государств стран СНГ, который рассмотрит и утвердит решения уже состоявшегося заседания глав правительств стран Содружества, в повестке дня которого значилось около 20 вопросов. Главами государств Содружества будет рассмотрено примерно треть этих вопросов; среди них есть "три кита": о зоне свободной торговли, о Программе действий стран СНГ, рассчитанной до 2005 г. (наблюдатели отмечают, что в разработке этого документа наряду с 12 странами СНГ впервые принимала участие в качестве наблюдателя Туркмения), а также вопрос о консолидации усилий стран СНГ в борьбе с международным терроризмом (общая стратегия определяется до 2003 г.) и создании в Москве антитеррористического центра.

Обращает на себя внимание заметный крен со стороны России в решении прежде всего экономических и хозяйственных проблем, вплоть до самых детальных, в ущерб решению проблем политических. С одной стороны, конечно, радостно (особенно для наших партнеров по СНГ) оттого, что какие-то "вечные" проблемы все же сдвигаются с мертвой точки, и это прежде всего вопрос о зоне свободной торговли: специалисты считают ратификацию данного соглашения в российском парламенте вопросом решенным и чисто техническим. На очереди - после Азербайджана - в стадии активной подготовки находятся соответствующие двусторонние соглашения с Молдавией, Узбекистаном, Туркменией и Грузией, причем в развитии ЗСТ учитывается принцип взаимодополняемости продукции и единых межгосударственных стандартов для всех стран СНГ. Параллельно в высоких кулуарах обсуждается вопрос о расширении участников Таможенного союза: в него может войти Армения, и некоторые реверансы отмечены со стороны окружения Гейдара Алиева... С другой стороны, никаких особых прорывов в политической позиции России уже при новом президенте России Владимире Путине пока не произошло, за исключением разве что в области коллективной безопасности стран СНГ (что само по себе немаловажно). И дело тут не столько в самом президенте, сколько, видимо, в его инерционном окружении и преобладании старой философии, а точнее сказать - иллюзии: дескать, экономика сама по себе "вытянет" политические проблемы СНГ. Как показало сугубо российское "дело Гусинского", имевшее международный резонанс из-за топорной и неумной позиции Генеральной прокуратуры, не просчитавшей элементарных шагов и последствий своей акции, явно недостаточно иметь в своем окружении просто преданных, но косноязычных и не обладающих гибким и мобильным мышлением соратников. Похоже, что и в других сферах, выходящих на проблемы СНГ, есть свои, условно говоря, "генеральные прокуроры", работающие по инерции и не успевающие (или не желающие успевать) за концепциями Владимира Путина и за новыми реалиями. Их "проколы" не столь явны для общественного мнения, но и они дают о себе знать, при этом трафаретные "ельцинские" тезисы заведомо лишают Россию возможности политического маневра и должного отстаивания собственных интересов на всем постсоветском пространстве. Вряд ли новому президенту России во время своего визита в Молдавию так уж стоило заботиться о "территориальной целостности" РМ (как показывает жизнь, страны СНГ меньше всего пекутся о территориальной целостности и национальной безопасности России, дрейфуя в сторону НАТО, в чем преуспела и Молдавия).

Другая приоритетная для России задача, сформулированная Владимиром Путиным, - это защита прав соотечественников и граждан России, проживающих или оказавшихся за рубежом. Если российские парламентарии, например, считают явным прорывом соответствующий указ президента, то как объяснить фактическое отсутствие внятной позиции МИД РФ по отношению к гражданам России, подвергшимся явно тенденциозному судебному преследованию в Усть-Каменогорске? Или по отношению к русским и русскоязычным жителям Львова, когда им угрожают физической расправой? Многочисленные факты преследования русских в ближнем зарубежье, грубо нарушающие двусторонние соглашения и международные нормы, фактически "не замечаются" на высоком уровне, во время встреч с главами государств СНГ. Но ведь подобная "ельцинская" и отчасти "примаковская" политика уже привела к дискредитации старой власти - зачем же это сомнительное наследие новому президенту? Разумеется, нереально ожидать коренной перестройки и в экономических, и в политических взаимоотношениях с нашими партнерами по СНГ за какие-нибудь два-три месяца после президентских выборов, но у нового президента есть свой лимит времени, дабы не попасть в политический и исторический цейтнот: слишком заметны сегодня "ножницы" между новыми декларациями новой власти, демонстрирующими действительно новое мышление, и старым, "проверенным", скомпрометировавшим себя подходом к решению ключевых для России геополитических проблем, обрекающим ее на заведомый проигрыш. Кстати сказать, после "раскулачивания" Минсодружества, в работе которого и предполагалась комплексная "увязка" политических, экономических, гуманитарных и правовых проблем, возникает резонный вопрос: какая именно структура будет сегодня "отслеживать" все аспекты взаимоотношений с коллегами по СНГ? МИД, издающий почти голубиное воркование при нарушении прав русских в СНГ? Министерство Грефа, в сфере которого проблематика СНГ и интересы национальной безопасности вроде не числятся? Или все-таки Совет безопасности, где рассмотрение части вопросов, выходящих за рамки чисто экономических и хозяйственных, кажется вполне уместным? Пока конкретных ответов на эти вопросы нет, а без них Россия может увязнуть в текучке СНГ, решая, может быть, важные, но все-таки второстепенные проблемы, теряя политическую гибкость и мобильность. Может быть, поэтому от сегодняшнего события ждать каких-либо сенсаций не приходится, кроме разве что одной: неизвестно из каких соображений вполне будничное и рабочее заседание будет, видимо, проходить в обстановке секретности - в духе, увы, не лучших "ельцинских" традиций.

Сегодня перед государствами - членами СНГ как никогда остро стоят проблемы обновления и реформирования этой международной организации. Практика показала неэффективность существующих интеграционных механизмов. Об этом свидетельствуют и результаты социологических опросов, проведенных социологической службой "Барометр" среди участников петербургских экономических форумов в 1997, 1998, 2000 гг.

Неэффективность существующих интеграционных механизмов в рамках всего СНГ побуждает его участников активнее использовать механизмы двусторонних и многосторонних соглашений. В этой связи представляет несомненный интерес деятельность Таможенного союза. От состояния дел в сфере таможенной политики во многом зависят темпы и эффективность экономических преобразований в странах СНГ, уровень их взаимодействия. Сравнительный анализ результатов опросов участников петербургских экономических форумов свидетельствует об определенном повышении эффективности деятельности Таможенного союза.

Еще более высоко участники петербургских экономических форумов оценили эффективность интеграционных процессов в рамках Союза России и Белоруссии.

Сегодня чрезвычайно важна задача создания и эффективного функционирования механизма развития зоны свободной торговли в СНГ. По результатам опроса участников Петербургского экономического форума в июне 2000 г., процесс создания зоны свободной торговли идет сложно. Никто из опрошенных не считает, что он идет вполне успешно. По мнению 70% опрошенных, этот процесс идет недостаточно успешно, а 30% опрошенных считают, что этот процесс практически не идет.


ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ЕСТЬ. ХВАТИТ ЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ?

Игорь Галкин, Парламентская газета (Москва), 21.06.2000, с. 1,5

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подтвердили общность взглядов по международным проблемам и вопросам развития СНГ.

Вчера президент Казахстана провел встречи с председателями палат российского парламента Егором Строевым и Геннадием Селезневым. беседовал с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, выступил в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Переговоры проходили и в официальной, и в дружеской неформальной обстановке (в том числе, как сообщил Владимир Путин, "у меня дома"). Тем не менее нельзя забывать, что между двумя странами имеется немало вопросов, которые были и останутся предметом полемики. Тут и статус Каспия, и железнодорожные тарифы, и проблемы экологии, особенно в зоне космодрома "Байконур", и взаимодействие топливно-энергетических комплексов двух государств. За всем этим стоят политические и экономические интересы, которые не всегда совпадают.

Вопросы взаимодействия топливно-энергетических комплексов, согласования транспортных тарифов важны для развития экономического сотрудничества и торговли. Для нас южный сосед - поставщик редкоземельных металлов, сырья, транзитных грузов, а Россия обеспечивает Казахстану 80 процентов товарообмена со странами СНГ. Поэтому крайне необходимо устранение преград на пути экономического сотрудничества и товарообмена. По словам Назарбаева, резкий толчок этому может дать углубление производственной кооперации между отраслями, создание совместных предприятий. Он обещал представить на переговорах в Москве широкую программу сотрудничества в военно-технической сфере.

Вчера "Парламентская газета" уже отмечала различие подходов к развитию нефтепроводной сети. Астана предпочитает наличие разных путей перекачки своей нефти на экспорт, в том числе и в обход России (проект Баку-Джейхан, вызывающий немало скептицизма даже в западных деловых кругах из-за его дороговизны). Казахстан может поднять интерес к этому проекту, если возьмет обязательство значительную часть своей нефти перекачивать в этом направлении и тем самым обеспечить окупаемость трубопровода. При этом Казахстан повышает свою значимость в регионе и может рассчитывать на солидные иностранные инвестиции.

Что касается комплекса "Байконур", то подписан меморандум о сотрудничестве в обеспечении его функционирования. Как можно судить по некоторым комментариям, Россия не только будет выплачивать в год за аренду космодрома 1 15 млн. долларов, но и привлекает к участию в запусках космических аппаратов казахстанскую сторону, чего та давно добивалась. Это тоже поднимает престиж степной республики.

В документах о встрече немало сказано о сотрудничестве в гуманитарной сфере, в деле образования, культуры, массовой информации. Об этом же Назарбаев говорил с журналистами до выезда в Москву. Очевидно, он хотел тем самым предвосхитить вопросы по поводу положения русскоязычного населения. Из Казахстана, как известно, выехали около двух миллионов русских, и тенденция к миграции не прекращается. Этот вопрос тоже не мог остаться без внимания в ходе переговоров. Вроде как неожиданно в Москве появилась идея создания фонда защиты русского языка. За идеей последует обсуждение предложения, уточнение деталей, определение источников финансирования фонда - в общем, разговоров будет много. А между тем в Кыргызстане уже придали русскому языку статус официального и подавляющее большинство проблем сразу снято. Самое главное, была бы политическая воля для подобных решений.


ТРИ ПРИОРИТЕТА МОСКВЫ И АСТАНЫ

Федор Олегов, Независимая газета (Москва), 21.06.2000, с.1,5

Официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву большинство аналитиков склонны рассматривать как прелюдию к сегодняшнему саммиту глав СНГ. При этом эксперты склоняются к тому, что главным на заседании Совета глав государств Содружества станет принятие документов, касающихся борьбы с международным терроризмом. Еще перед отлетом в Москву казахстанский президент назвал основными направлениями сотрудничества Казахстана и России "безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие", а по окончании переговоров с Владимиром Путиным выделил три направления российско-казахстанского сотрудничества.

Первое. Взаимодействие в области безопасности. Путин и Назарбаев дали положительную оценку Проекту программы по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., который эксперты начали разрабатывать буквально сразу после последнего, январского саммита СНГ. Президенты побеседовали и о перспективах сотрудничества в рамках Договора о коллективной безопасности и "Шанхайской пятерки", которую они хотят превратить в "региональную структуру многостороннего взаимодействия в различных областях". Москва без труда заручилась поддержкой Астаны в международном плане - Путин и Назарбаев подтвердили необходимость укрепления режима Договора о противоракетной обороне 1972 г., а также отметили приоритетность Устава ООН, решений Совбеза ООН, принципов многополярности мира и отказа от сфер влияния. К слову сказать, именно в контексте "раздела сфер влияния" эксперты рассматривают борьбу за нефтегазовые ресурсы Казахстана. Вероятно, поэтому на первый план в ходе переговоров казахстанского президента в Москве вышло...

Второе. Взаимодействие в области ТЭК. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев призвали прикаспийские государства поторопиться с определением нового правового статуса Каспийского моря на основе компромисса.

Как известно, Москва и Астана выступают за разграничение дна моря между пятью государствами для осуществления ими суверенных прав на недропользование с сохранением в общем пользовании водного пространства "для обеспечения свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды". Что же касается непосредственно сотрудничества в сфере транспортировки углеводородного сырья на мировые рынки, то Назарбаев пообещал ускорить проработку вопроса финансирования проекта увеличения пропускной способности нефтепровода "Атырау-Самара", а Путин - содействовать увеличению квот для транспортировки казахстанской нефти по своей трубопроводной системе.

Третье. Гуманитарное сотрудничество. Судя по всему, учитывая общий благожелательный тон встреч, российская сторона не стала заострять внимание на положении русскоязычного населения в Казахстане и "раскручивать" такой "частный вопрос", как судебный процесс в Усть-Каменогорске. Отвечая на вопросы журналистов, Нурсултан Назарбаев заверил, что проблемы "русских в Казахстане" не существует, и при этом высказался за учреждение некоего фонда распространения и поддержки русского языка в СНГ. Однако непонятно пока, обдумывал ли ранее казахстанский президент идею создания такой неординарной структуры или она пришла ему в голову в ходе пребывания в Москве.


В КИРГИЗИИ ГОВОРЯТ ПО-РУССКИ ВПОЛНЕ ОФИЦИАЛЬНО

Ольга Соломонова, Труд (Москва), 21.06.2000, с. 2

На состоявшейся в Кремле пресс-конференции по итогам переговоров между президентами России и Казахстана Нурсултан Назарбаев, отвечая на вопрос о сотрудничестве двух стран в гуманитарной сфере и о статусе русского языка в Казахстане, выдвинул предложение о создании Фонда распространения и поддержки русского языка в СНГ. Президент России Владимир Путин поддержал эту идею. Сегодня, в день саммита глав государств СНГ, нам представляется важным напомнить читателю, что статус государственного русский язык на территории Содружества имеет только в двух странах: Белоруссии и Киргизии.

Я русский бы выучил, только ... зачем? Так порой, не без горечи и злости, переиначиваются нынче в некоторых странах Содружества (не говоря уж о Прибалтике) строки Маяковского. А ведь за пределами России живет до 25 миллионов наших соотечественников. И в странах на постсоветском пространстве государственными стали национальные ("титульные") языки, что логично.

Нелогично другое. Русский язык, который служит "мостом", связывающим культуры всех народов бывшего СССР с мировой культурой, стал вытесняться из жизни граждан этих государств: где постепенно, разными "окольными" способами, а где и агрессивно. Естественно, это вызывало возмущение, протест, активизацию эмиграции русскоязычных жителей. Причем российская власть до последнего времени не предпринимала целенаправленных усилий по поддержанию русского языка и культуры в странах СНГ и Балтии, по защите прав наших соотечественников пользоваться родным языком в воспитании и обучении детей. Количество русских образовательных учреждений там быстро сокращается. Русские продолжают уезжать из некогда "братских" республик.

Есть такая проблема и в Киргизии. Но в этой стране ситуация с "русскоязычием", может быть, теперь самая благополучная - после Белоруссии. Уезжать отсюда людей заставляют по большей части социально-экономические проблемы. Средняя зарплата в Киргизии составляет около 21 доллара в месяц, не уменьшается безработица. И если к этому добавить, что последние годы русский язык тоже все-таки "уходил" все больше из различных сфер общественной и государственной жизни, то понятно, почему проблема миграции и для Киргизстана стала весьма серьезной.

На недавно прошедшем в Бишкеке семинаре "Демократия и СМИ" журналист из Кара-Балты рассказал популярную в городе шутку, характеризующую "чемоданное настроение" своих земляков. Муж вечером говорит жене: "Ты знаешь, Ленский послал вызов Онегину". Жена: "Ну и что, тот едет?". По информации российского посольства в Бишкеке, за первые четыре месяца этого года около 18 тысяч человек изъявили желание выехать из Киргизии в Россию...

Чтобы уменьшить этот отток, президент Аскар Акаев в конце апреля обратился к обеим палатам парламента, призвав их принять закон об официальном статусе русского языка. 20 мая он подписал указ о дополнительных мерах по урегулированию миграционных процессов. И, наконец, 23 мая Законодательное собрание киргизского парламента приняло закон, согласно которому "официальным языком" республики является русский, Использоваться он будет "наряду с государственным языком в сфере государственного управления, законодательства и судопроизводства... а также в иных сферах общественной жизни". Русский язык в Киргизии теперь "находится под защитой государства". Главное - закон гарантирует, что ничьи права не могут быть ограничены из-за незнания киргизского языка.

Может быть, пример Киргизии учтут и в других странах СНГ? По мнению многих наблюдателей, особый оптимизм тут неуместен. Ведь даже в Киргизии президент дважды вносил в парламент законопроект о статусе русского языка (в 1993 и 1997 годах) и только сейчас смог убедить депутатов принять его. Но это - Аскар Акаев, проживший в Ленинграде 17 лет и всегда не стесняясь подчеркивающий, что Россия - его вторая родина. Это в киргизской столице уже девять лет действует Славянский университет - лучший сегодня в стране. Это Акаев создал и возглавляет Ассамблею народов Киргизии, где представлены лидеры всех этнических групп. Это в его республике общий тираж русскоязычных газет значительно превышает тираж газет, выходящих на киргизском языке. Это он, поклонник и знаток русской классической музыки, приглашает выступить в Бишкеке лучших исполнителей из России.

В прошлом году на юбилее писателя Чингиза Айтматова Аскар Акаев держал торжественную речь перед залом, в котором собралась, наверное, вся элита республики. Сначала он произнес ее по-киргизски, а потом, еще раз, - по-русски. Это позиция, не считаться с которой не могут ни сторонники президента Киргизии, ни его политические оппоненты...

Кто еще из лидеров стран Содружества последовательно проводил такую политику в отношении своего русскоязычного населения? Президент Белоруссии Александр Лукашенко не в счет, он всегда выступал за союз с Россией, и проблемы, скорее, как шутят местные интеллигенты, со статусом белорусского языка. Может быть, следующими странами, "признающими" русский язык, станут Молдавия и Казахстан? По некоторым сведениям, в ходе недавнего визита Владимир Путин обсуждал с молдавским лидером Петром Лучинским и этот вопрос. А рассмотрение этой деликатной темы в эти дни с президентом Нурсултаном Назарбаевым уже общеизвестно. Сам глава Казахстана высказал интересные и далеко идущие "встречные" предложения на сей счет - дай-то Бог, чтобы они не оказались только "словом", были подхвачены и в Кремле...


В ДУШАНБЕ СЕРЬЕЗНО ГОТОВЯТСЯ К САММИТУ "ПЯТЕРКИ"

Виктория Панфилова, Независимая газета (Москва), 21.06.2000, с.5

В начале июля в Душанбе состоится саммит глав государств "Шанхайской пятерки", в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Это будет уже пятая встреча лидеров этих стран, в ходе которой намечено обсудить вопросы региональной безопасности и стабильности, взаимодействия в борьбе против международного терроризма, религиозного экстремизма, а также пограничные проблемы.

"Пятерка" намерена усилить противодействие международному терроризму - от обмена информацией до проведения совместных масштабных антитеррористических операций. Одновременно будет рассмотрена и возможность расширения организации. "Любое заинтересованное государство может принимать участие в деятельности этого международного объединения", - заявил агентству ИТАР-ТАСС спецпредставитель президента РФ по вопросам взаимоотношений с "Шанхайской пятеркой" Виталий Воробьев. К примеру, Узбекистан в вопросах безопасности может тесно взаимодействовать с Киргизией, Таджикистаном и Казахстаном. В экономических проектах могли бы принять участие Туркмения и Монголия. Вместе с тем, по словам российского дипломата, эти страны необязательно должны становиться полноправными участниками всех мероприятий в рамках этой организации.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев накануне своего визита в Москву подчеркнул важность предстоящей встречи лидеров "пятерки". Он намерен шире использовать ее механизмы для обсуждения наиболее актуальных для Казахстана вопросов, в частности экологии, приграничного экономического сотрудничества, а также взаимного использования ресурсов трансграничных рек.

Нурсултан Назарбаев вновь подчеркнул особое значение сотрудничества в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности. Это заявление прозвучало более чем актуально на фоне прогремевших на днях взрывов в Душанбе. Международные наблюдатели полагают, что организаторы этих провокаций ставили целью дестабилизировать обстановку в городе накануне предстоящего саммита.

Самодельное взрывное устройство мощностью около 100 г тротила сработало в воскресенье ночью в подъезде одного из жилых домов столицы. В результате были выбиты стекла на первых двух этажах четырехэтажного дома. Приехавшая на место инцидента оперативная группа МВД обезвредила еще два подобных взрывных устройства в двух других подъездах этого же дома. Высокопоставленный представитель одного из силовых ведомств республики сказал, что правоохранительными органами ведется усиленный поиск террористов. По его словам, накануне сотрудники МВД обнаружили и обезвредили за 15 минут до взрыва "адскую машинку" из двух противопехотных мин с часовым механизмом, заложенную на железнодорожном мосту недалеко от центра города.

Между тем предыдущая встреча в середине июня лидеров центральноазиатских государств продемонстрировала, что спецслужбы Таджикистана могут достойно встретить высокопоставленных гостей. Под усиленную охрану были взяты не только Душанбе, но и прилегающие районы. За несколько дней до встречи правоохранительными органами были "прочесаны" все трассы, ведущие в город. В различные районы республики были направлены оперативники для выявления незаконных вооруженных отрядов. Беспрецедентные меры силовиками были приняты и во время самой встречи. В городе и пригородах было увеличено число блокпостов, а в местах проведения встреч круглосуточно патрулировали сотрудники МВД. Кроме того, за всем происходящим наблюдали снайперы. По оперативным сводкам, за время проведения Центральноазиатского саммита в городе не было зарегистрировано уголовных преступлений, более того, в несколько раз их число сократилось по республике в целом. Таджикистан впервые после гражданской войны и длительного противостояния встречал одновременно лидеров четырех стран, среди которых, заметим, был президент Узбекистана Ислам Каримов. Как известно, его особенно "не любят" исламские экстремисты и лидеры некоторых фундаменталистских организаций.

Можно предположить, что и на сей раз Душанбе организует встречу глав стран "Шанхайской пятерки" на высоком уровне. Кроме того, Таджикистан, будучи особо заинтересован в эффективном взаимодействии в рамках СНГ при борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, намерен выступить на предстоящем 21 июня в Москве саммите СНГ с предложением о скорейшем формировании Антитеррористического центра стран Содружества.


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news /kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru

Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное