Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск N53, 20/06/2000


ТАЛИБЫ СРАЖАЮТСЯ ЗА ИСЛАМ БЕСПЛАТНО

Газета.Ру, http://www.gazeta.ru

Индия и Пакистан в очередной раз обменялись любезностями. Индия в лице военного генерала Д. Мукерджи обвинила Пакистан в поддержке боевиков в Кашмире. По словам генерала на индийско-пакистанской границе сосредоточено до 2,5 тысячи боевиков, которые в самое ближайшее время собираются вторгнуться в Индию. В настоящее время в Кашмирской долине находятся уже около 1,6 тыс боевиков и дополнительный приток боевиков, оснащенных самым современным оружием может существенно ухудшить положение индийских войск на границе. Тем более что операция по уничтожению боевиков идет не очень успешно. За шесть месяцев удалось ликвидировать только 325 моджахедов.

Причем, по данным индийских военных, большинство воющих наемники - талибы из соседнего с Пакистаном Афганистана. Пакистанская армия же осуществляет непосредственный контроль над ними, и делает все возможное, чтобы дестабилизировать обстановку.

В Пакистане все эти домыслы индийцев опровергают. Как выразился лидер клерикальной суннисткой партии "Джамаате-ислами" Гафур Ахмад новая пропагандисткая кампания начата Индией "с целью оправдания подготовки собственного нового военного наступления в этом горном штате на пакистанскую часть Кашмира". Он так же потребовал создать независимую международную комиссию с тем, чтобы ее члены посетили пограничные районы и "собственными глазами убедились в беспочвенности подобных обвинений". Подобного мнения придерживается лидер другой воинствующей мусульманской партии "Джамиат Улемае-ислам" Кари Шер Афзал. По его словам, утверждение генерала Мукерджи о том, что моджахедам "якобы платят 4,5 тыс долларов до начала операции и по 5,5 - после ее завершения", особенно "покоробило" его. Фундаменталисты утверждают, что боевики "сражаются за дело ислама бесплатно".


В МОСКВЕ ВСТРЕТИЛИСЬ МИНИСТРЫ ОБОРОНЫ СНГ

Независимая газета (Москва), 20.06.2000, с. 2

Проблема Афганистана в ближайшие годы будет оставаться "предметом особой озабоченности" для государств СНГ. Об этом заявил министр иностранных дел России Игорь Иванов, выступая на прошедшем вчера очередном заседании Совета министров обороны (СМО) государств СНГ. По словам Иванова, Афганистан превратился в мировой центр подготовки терроризма, и эффективно противостоять угрозе, исходящей от талибского режима, можно только сообща. Также российский министр призвал глав военных ведомств государств СНГ поддержать инициативу России создания общеевропейской системы противоракетной обороны. В нынешних условиях это особенно актуально, поскольку на постсоветском пространстве имеется инфраструктура ПРО, страны-содружества имеют опыт военного сотрудничества в создании общей системы противовоздушной обороны.

В заседании СМО приняли участие делегации военных ведомств всех 12 стран - участниц Содружества. На нем присутствовали министры обороны Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

Участники заседания рассмотрели перспективный план развития военного сотрудничества стран СНГ до 2005 г., обсудили вопросы создания, развития и финансирования объединенной системы ПВО СНГ. Был утвержден Сборник форм документов по проведению миротворческих операций в СНГ, который должен стать "своеобразным" учебником для комсостава Коллективных сил по поддержанию мира.

Помимо глав военных ведомств в заседании приняли участие представители высших руководящих органов СНГ, секретариата Совета коллективной безопасности, Совета командующих погранвойсками и Совета министров внутренних дел стран Содружества.


РОССИЯ - КАЗАХСТАН: ВСТРЕЧА ПРЕЗИДЕНТОВ

Парламентская газета (Москва), 20.06.2000, с. 1

Вчера начался официальный визит в Москву президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В загородной рабочей резиденции главы Российского государства Барвиха-3 состоялась его встреча с Президентом России Владимиром Путиным.

В повестку дня переговоров были включены вопросы торгово-экономического сотрудничества и топливно-энергетического комплекса, а также транспортные проблемы.

Россия пока сохраняет статус единственного крупного транзитного экспортера каспийской нефти. Однако в ближайшие годы может лишиться этого статуса. В июне Казахстан начал транспортировку нефти танкерами в Азербайджан. Азербайджан и Турция смогут рассчитывать на западные кредиты для реализации проекта "Баку - Джейхан", если получат доступ к казахстанским месторождениям. Кроме того, Тегеран предлагает ускорить темпы осуществления проекта по транспортировке нефти через территорию Ирана.

В 2001 году сдается в эксплуатацию Каспийская трубопроводная система для транспортировки нефти с месторождения Тенгиз в Новороссийск. Это позволит Казахстану увеличить экспорт нефти примерно в 2 раза.

Нурсултан Назарбаев также принял участие в церемонии возложения венка к Могиле Неизвестного Солдата. А после этого состоялся рабочий завтрак президента Казахстана с председателем правительства РФ Михаилом Касьяновым. Президенты России и Казахстана затем вновь встретились в узком составе.

Сегодня состоятся беседа Н. Назарбаева с председателями палат парламента РФ Егором Строевым и Геннадием Селезневым, встреча с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Президент Казах стана также выступит в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.


ПРЕЗИДЕНТ КАЗАХСТАНА В МОСКВЕ

Труд (Москва), 20.06.2000, с. 1

В воскресенье президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прибыл в российскую столицу. В ходе официального визита, который продлится до 20 июня, планируется закрепить достигнутые ранее договоренности об аренде Россией комплекса Байконур, о статусе Каспия, сотрудничестве в толпивно-энергетической и нефтегазовой отраслях.

Предполагается также рассмотреть ряд вопросов военно-технического сотрудничества.

Назарбаеву предстоят встречи с президентом России Владимиром Путиным, премьер-министром Михаилом Касьяновым, спикерами обеих палат Федерального Собрания, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.


МЕНЯЕТСЯ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И РОССИЕЙ

Александр Бовин, Известия (Москва), 20.06.2000, с. 4

Вчера начался официальный визит в Россию президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Визитер относится к первому поколению постсоветских лидеров. На его долю выпала невероятной трудности задача - начать становление нового независимого государства, нового образа жизни миллионов людей.

Назарбаев не раз бывал в Москве. Набор обсуждаемых проблем более или менее устойчив. Стороны вновь и вновь возвращаются к вопросам, которые неоднократно обсуждались и снова требуют обсуждения, - Байконур, Каспийское море, таможенный союз, экономическая интеграция, безопасность...

В Москве подчеркивают приоритетность отношений со странами СНГ. Россия участвует в подписании десятков, сотен совместных бумаг разного формата и значения. Но результатов нет.

Причин тому много. Главная - это. конечно, неразбериха, смутное время в самой России. Но есть и другие. Я не уверен, что Ельцин и то поколение российских политиков, которое сформировалось в годы "нерушимого" союза, сумели психологически адаптироваться к новой обстановке. Для них государства СНГ оставались бывшими республиками, а лидеры этих государств - бывшими коллегами по ЦК КПСС, младшими номенклатурными братьями. Не исключено, что Ельцин, оставаясь наедине с самим собой, чувствовал свою вину за развал СССР. Это вносило в отношения между Россией и ее вновь обретенными соседями личностные, случайные, зависящие от переменчивого настроения моменты.

У нового президента России нет, надеюсь, указанных комплексов. Это позволит Путину воспринимать страны СНГ как действительно независимые государства. Это позволит понять, что отношения с Украиной или Казахстаном для России важнее, чем, скажем, с Испанией или Ираном. Это позволит сделать нашу политику в постсоветском пространстве более прагматичной, подчинить правильно понятым государственным интересам России.

Визит Назарбаева позволит понять, продолжается ли инерция взаимоприятного многоглаголания или стороны решили сделать упор на взаимную выгоду, переплетение своих интересов. Назарбаев, по-моему, подходящая фигура для серьезного разговора. Но он не простой собеседник, говорить с ним и легко, и трудно. В геополитическом треугольнике Казахстан - мусульманский мир - Россия Назарбаев видит в России приоритетного стратегического союзника. Он исходит из того, что будущее Казахстана неразрывно связано с Россией как крупнейшей евроазиатской державой; только вместе с Россией Казахстан сможет сыграть роль связывающего звена, моста между востоком и западом Евразии. Вместе с тем, с Назарбаевым трудно говорить. Трудно, потому что он всегда и настойчиво, как правило, открыто, а иногда и с восточной хитростью отстаивает интересы своей страны. Он прекрасно знает наши слабые места и умеет пользоваться ими.

При нынешнем положении дел можно смело прогнозировать, что визит Назарбаева - по принятым критериям - пройдет успешно и на поверхности будет сопровождаться привычным чувством глубокого удовлетворения. Если же учитывать перспективу, то положение выглядит гораздо более сложным. Евроазиатский азимут нашей политики еще не наполнен реальным содержанием.

Другая сложность, и, возможно, не менее главная, связана с процессами, проходящими в Казахстане. Я имею в виду воздействие этих процессов на русское население Казахстана. Нас убеждают, что тут нет проблемы. Согласно Конституции, в государственных организациях и органах местного самоуправления "наравне с казахским официально употребляется русский язык". Русский язык активно используется СМИ, он преобладает в науке и вузах, желающие могут учить детей в русских школах и ходить в русские театры. Есть русские министры и русские акимы (главы областей). Все это так. Но эмиграция русских продолжается. Ее стимулирует постепенное сужение единого информационного и культурного пространства, столь необходимого для поддержания комфортного образа жизни. Думается, что высшие власти Казахстана могли бы уделить больше внимания этому кругу вопросов, который по понятным причинам беспокоит Россию.


ПУТИН И НАЗАРБАЕВ ПОДТВЕРДИЛИ ТЕПЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

Армен Ханбабян, Независимая газета (Москва), 20.06.2000, с. 1

Сегодня завершается официальный визит в Россию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Впрочем, официальность пребывания в Москве казахстанского лидера не помешала главам двух союзных государств продемонстрировать, что если эпоха "встреч без галстуков" в российской дипломатии на высшем уровне уходит в прошлое, то это отнюдь не относится к взаимоотношениям и общению между традиционными партнерами по Содружеству. В первый же вечер Владимир Путин пригласил казахстанского президента в ресторан "Царская охота" на Рублевско-Успенском шоссе - тот самый, где Борис Ельцин потчевал Жака Ширака. Это, конечно, жест, выглядящий особенно многозначительно после недавнего хотя и дружелюбного, но вполне сдержанного общения с руководителями Германии и Италии. Даже беседа с молдавским президентом Петром Лучинским на скамеечке в городском парке Кишинева, конечно же, не идет в сравнение с теплой беседой в "Царской охоте".

Несмотря на достаточно обширную повестку визита, очевидно, что основной темой переговоров является проблема транспортировки казахстанской нефти с месторождений Мангышлака. Этот вопрос давно вышел за рамки экономики, приобретая значение геостратегической проблемы. Как известно, уже в будущем году вступит в строй новый нефтепровод Тенгиз-Новороссийск, по которому казахстанская нефть должна пойти на Запад по территории России. Это позволило бы Москве и впредь сохранять ключевую роль единственного крупного транзитного экспортера энергоносителей Каспия со всеми вытекающими из такого статуса внешнеполитическими и экономическими преимуществами. Достаточно сказать, что введение в действие нового нефтепровода позволит сразу же удвоить транзит казахстанской нефти, который в нынешнем году составит 14 млн. тонн. Проблема, однако, в том, что буквально на днях Астана продемонстрировала намерение присоединиться к пока еще гипотетическому нефтепроводу Баку-Джейхан, который пройдет по территориям Азербайджана, Грузии и Турции. Более того, казахстанская сторона даже предложила переименовать этот маршрут в Актау-Баку-Джейхан. При этом до Баку нефть с Мангышлака будет доставляться танкерами, и эта трасса уже "обкатывается".

Очевидно, что подобная перспектива не может вдохновить российскую сторону. В то же время судьба строительства трубопровода Баку-Джейхан в очень большой степени будет зависеть от позиции Астаны. Из-за отсутствия необходимых нефтяных запасов в Азербайджане на серьезные кредиты Баку и Анкара могут рассчитывать лишь в случае, если инвесторы убедятся, что доступ к богатым казахстанским месторождениям открыт. И если бы Москве удалось убедить Астану изменить ее намерения, перспективы маршрута в обход России вновь стали бы более чем туманными. Нет сомнений, что именно комплекс вопросов, связанных с планами Казахстана в сфере экспорта нефти, стал ключевым пунктом бесед Владимира Путина с Нурсултаном Назарбаевым. Впрочем, трудно надеяться, что совместное посещение "Царской охоты" принципиально изменит отношение казахстанского президента к данной проблеме в целом, очевидно, что Астана не откажется ни от северного (российского), ни от южного (азербайджанско-турецкого) маршрутов транспортировки своей нефти. И это лишь повысит авторитет и значение Казахстана в ряду наиболее серьезных экспортеров нефти, а заодно и укрепит международные позиции страны.

Поддерживая с Москвой и впредь самые тесные партнерские, дружественные взаимоотношения, Астана, разумеется, не станет делать это в ущерб многовекторности своих зарубежных связей. В то же время именно стремление несколько смягчить впечатление, которое неизбежно произведет на российскую сторону такой подход, Казахстан может продемонстрировать уступчивость в достаточно важных вопросах, связанных с дальнейшей эксплуатацией космодрома Байконур, созданием крупного совместного предприятия по добыче и торговле газом, укреплением структур коллективной безопасности и дальнейшей интеграцией в экономической сфере в целом.


САПАРМУРАТ НИЯЗОВ РЕШИЛ СОЗДАТЬ В ПУСТЫНЕ КАРАКУМЫ ИСКУССТВЕННОЕ МОРЕ

Сергей Муратов, Российская газета, 20.06.2000, с. 7

В центре Каракумов будет создан крупнейший оазис. Он раскинется на берегах рукотворного водоема. Буквально по капле собираясь в мощные потоки, вода по различным руслам направится в чашу Каракумского озера. Таков смысл переданных мировыми информационными агентствами сообщений о решении президента Туркменистана Сапармурата Ниязова о создании в пустыне искусственного водоема.

В эпитетах, как говорится, недостатка нет. Этот проект уже называют "грандиозным" и "уникальным". Но дело не в громких названиях. Проект отличают не только смелость и необычность замысла, но прежде всего его функциональность и своевременность. Огромные объемы воды, отработанной на сельхозугодьях, создающие колоссальные проблемы, например засоления почв, будут рециркулированы и возвращены для использования. Решается масштабнейшая социальная задача - создать возобновляемый источник воды, достаточный для постоянного удовлетворения нужд сельского хозяйства и животноводства, обеспечения населения страны, которое за два десятилетия (проектный срок создания озера) по прогнозам увеличится вдвое, улучшения экологической ситуации. В новой инициативе президента Туркменистана отражаются чаяния и заботы не только туркменского народа, но и решения ООН по проблемам народонаселения планеты, среди которых экология и вода - одни из самых актуальных.

Цена проекта - четыре с половиной миллиарда долларов, Это гигантская сумма, сопоставимая с годовым бюджетом не самого маленького государства. Но Туркменбаши пошел на этот шаг во имя будущего нации, выстрадавшей веками право на воду, а значит, и право на счастье.

Вопросы водопользования, заявил Сапармурат Туркменбаши, надо решать с учетом самой далекой перспективы. Новое Каракумское озеро, предполагаемая емкость которого составит более 140 кубокилометров, полностью согласуется с таким подходом. Необъятная водная гладь, что раскинется через 20 лет на севере Каракумов, станет зримым достижением золотого века, бесценным подарком близким и далеким потомкам. Планирование и строительство озера будет вестись на основе государственного финансирования силами предприятия "Алтын асарын кели". Подчеркнув, что для реализации столь грандиозного проекта необходима самая современная, самая мощная техника, президент подписал распоряжение о выделении мелиораторам 37 миллионов 850 тысяч долларов на закупку 100 бульдозеров и 160 экскаваторов японской фирмы "Камацу". Продолжая тему, глава государства отметил, что строительство новых, реконструкция и расширение уже существующих водохранилищ по-прежнему остается актуальной задачей. От того, как она будет решаться, во многом зависит будущее аграрной отрасли.

Скоро в Женеве пройдет событие глобального масштаба - мировой саммит по социальному развитию. Он станет своеобразным отчетом государств о том, что сделано и делается в социальной сфере. Сегодня это важнейший глобальный вопрос, а для многих стран - просто вопрос самовыживания, ибо неурегулированность социальных проблем, отсутствие элементарных условий для жизни обнажают противоречия политического, религиозного, этнического характера, приводят к гражданским войнам, хаосу, физической и моральной деградации общества.

Думается, независимый Туркменистан подойдет к этому саммиту с высоко поднятой головой. В стране сделано и делается беспрецедентно много в плане социального развития. От 40 до 50 процентов бюджета на социальные нужды - таких показателей не имеет ни одно государство. Недавно в Ашхабаде прошла международная конференция "Человеческое измерение в стратегии социально-экономического развития Туркменистана в XXI веке". Обсуждались самые актуальные и острые вопросы, связанные с долгосрочной программой развития Туркменистана, его международного взаимодействия в рамках глобальных программ. Участники были единодушны в одном: Туркменистан на практике доказал, что человеческий фактор является базовым принципом социально-экономической стратегии президента Сапармурата Ниязова и возглавляемого им правительства.

Когда ровно восемь лет назад в соответствии с новой конституцией Сапармурат Ниязов на всенародных выборах получил в очередной раз почти 100-процентный кредит доверия народа, утопическими представлялись и планы туркменского президента добиться для пустынной республики полной хлебной независимости. Два последних года Туркмения собирает по полтора миллиона тонн продовольственного зерна. Здесь уже забывают, что такое импорт муки. И как знать, не придется ли в недалеком будущем некоторым ее соседям по СНГ закупать хлеб с каракумских полей Туркменистана?


НЕ ПОДСТРАИВАЯСЬ ПОД ДРУГИХ

Михаил Переплеснин, Егор Яшин, Независимая газета (Москва), 20.06.2000, с. 5

Сапармурат Ниязов - свой среди чужих или инициатор нововведений в Содружестве?

Незадолго до очередной встречи глав государств Содружества один из аккредитованных в Ашхабаде зарубежных журналистов спросил президента Сапармурата Ниязова, как тот расценивает то обстоятельство, что день проведения саммита - 21 июня - пришелся на очередную, восьмую годовщину его избрания на высший государственный пост в Туркменистане (выборы проводились в связи с принятием новой Конституции страны). Корреспондента интересовало, как относится к этому факту Туркменбаши - как к совпадению или как к закономерности. В ответ президент отшутился, хотя, если призадуматься, соответствие двух событий выглядит достаточно символичным. Некоторые наблюдатели даже сделали далеко идущий вывод: мол, если уж в свой личный праздник Ниязов приезжает на саммит Содружества, то, с одной стороны, это говорит об отношении Ашхабада к альянсу, а с другой - свидетельствует о том, что у СНГ не такие уж мрачные перспективы.

В компании глав государств СНГ Сапармурата Ниязова всегда отличала от других несколько отстраненная точка зрения на общие проблемы, шедшая, как правило, вразрез с позицией большинства, доминанту которой определяла лидирующая роль России в структурах Содружества.

Время, впрочем, показало, что лидерство лидерству рознь. Это отчетливо прояснилось сегодня, когда с приходом в России к власти нового президента характер действий Москвы в рамках СНГ претерпевает кардинальные изменения. На смену довольно амбициозным, но зачастую не подкрепленным реальными шагами претензиям на роль лидера Содружества, судя по всему, приходят прагматизм политического мышления и конкретность предпринимаемых усилий.

Кстати, именно в этом направлении подходы Владимира Путина оказались весьма близки воззрениям и действиям туркменского лидера, демонстрируемым им еще с первых лет существования СНГ. Ведь как раз то, за что неоднократно упрекали Сапармурата Ниязова, сегодня становится отличительной чертой политического партнерства в рамках СНГ.

В подтверждение этой мысли совершим небольшой исторический экскурс. Май 1992 г.: в Ашхабаде по инициативе Ниязова собираются главы центральноазиатских государств, входящих в состав тогда еще молодого образования - СНГ. Это была не попытка обособиться по территориальному признаку, а сверка позиций с тем, чтобы наиболее отчетливо заявить о равноправном членстве в Содружестве, без деления на "старших" и "младших".

Еще более отчетливо эта позиция была заявлена в декабре 1993 г. во время проведения саммита СНГ в Ашхабаде. Тогда же, кстати, Сапармурат Ниязов предпринимает беспрецедентный для Содружества шаг - подписывает с Борисом Ельциным соглашение о введении двойного гражданства для жителей двух стран. И лишь спустя годы этому примеру последовали некоторые другие члены Содружества.

Годом позже туркменский лидер с трибуны очередного саммита СНГ заявляет о необходимости смещения политических ориентиров и высказывается в пользу признания приоритета двусторонних взаимоотношений внутри Содружества над коллективными обязательствами стран-членов.

И не только заявляет, но и начинает активно выстраивать двусторонние отношения с Украиной, Грузией, Арменией, соседями по Центрально-Азиатскому региону. Понадобилось восемь лет, чтобы и все остальные коллеги Ниязова убедились на собственном опыте, что прямые двусторонние связи в рамках СНГ - наиболее короткий путь к достижению необходимого результата. Сегодня таким отношениям отдается явное предпочтение, оставляя в целом за СНГ роль консультативного органа, каким он, собственно, и задумывался с самого начала.

Вспомним: в самые кризисные для Содружества времена, когда в нем разочаровались даже наиболее ярые поборники безоглядной интеграции, прозвучал твердый и ясный голос Ниязова. "Я верю в будущее СНГ, - заявил, казалось бы, наименее заинтересованный в будущем этой структуры президент нейтрального государства. - А пессимизм проявляют те, кто желал бы за счет Содружества решить свои внутренние проблемы. СНГ и впредь будет, как и записано в его уставных документах, консультационным и координирующим образованием, в рамках которого должны эффективно развиваться двух- и многосторонние связи".

Это парадоксально, но не предпринимавший никаких шагов к видоизменению СНГ, Ниязов тем не менее оказал весьма серьезное влияние на происходящие в Содружестве процессы. Принимая конкретные решения, причем, зачастую вопреки коллективной политической воле, он, как оказывалось позже, действовал весьма прозорливо. Совсем свежим примером может послужить введение Туркменистаном год назад визового режима со всеми странами СНГ и односторонний выход из действовавшего тогда Бишкекского соглашения о безвизовом режиме на территории Содружества. В большей части столиц СНГ это решение было встречено с молчаливым осуждением. А со страниц прессы раздался очередной поминальный плач по СНГ - как же, мол, ломается один из основополагающих принципов существования Содружества.

Но вот прошел год, в течение которого введенный Туркменистаном визовый режим не только не усложнил его положения в СНГ, но и не помешал значительному развитию контактов страны в рамках Содружества, и в особенности с Россией. И вот уже совсем недавно глава российского внешнеполитического ведомства заявил о готовности России совершить аналогичный шаг с учетом наработанного Туркменистаном положительного опыта в этой сфере.

Для людей, живших в некогда едином обществе, даже после разделения линиями границ остается небезразличной судьба соседей. Изменившееся внутриполитическое устройство каждого из членов СНГ оставалось внешне довольно схожим - повсюду светские, демократические государства с президентской формой правления, в каждой стране провозглашен курс на общечеловеческие ценности, на занятие достойного места в мировом сообществе.

Правда, и тут Сапармурат Ниязов проявил нестандартность видения перспектив развития своей страны, провозгласив международный нейтралитет. Но этот курс опять-таки шел вразрез с общими тенденциями развития СНГ, где важную роль продолжали и продолжают играть коллективные обязательства, в частности - по совместному обеспечению безопасности. Непонимание глубинной сути туркменского нейтралитета даже у некоторых соседей-президентов вызывало недоуменную реакцию.

Что уж говорить о журналистах. Кстати, единственный их вопрос, способный вызвать у Ниязова если не раздражение, то уж, по крайней мере, с трудом скрываемое неудовольствие, связан с привычкой нашего брата "менять ориентиры Ашхабада" в зависимости того или иного конкретного международного шага Туркмении. Вспоминается, как в ответ на аналогичный вопрос корреспондентов "НГ" туркменский лидер после некоторой паузы разразился такой тирадой:

"Нас периодически обвиняют в "разворотах": то, мол, мы в Иран засмотрелись, то в Турцию, а то и вообще за океан. Да никуда мы не поворачиваемся, а остаемся там же, где и были, - на важнейшем геополитическом перекрестке между Европой и Азией, где есть огромное поле притяжения интересов мировых держав. Мы, безусловно, признаем эти интересы, однако в своей внешнеполитической деятельности не подстраиваемся под кого-либо, а исходим прежде всего из интересов нашего государства, нашего народа. А наш народ сказал свое веское и окончательное слово, когда одобрил нейтральный курс страны. Поэтому все действия Туркменистана на международной арене предопределяются не только прагматичностью наших подходов к конкретным вопросам и проблемам, но и незыблемостью нейтралитета".

Высказанное в этих словах кредо Ниязова - политика, не подстраивающегося под других, рельефнее всего иллюстрируется новейшей историей взаимоотношений Ашхабада с Москвой.

Связи Туркмении и России за минувшие годы суверенного плавания не охарактеризуешь традиционными политологическими штампами типа "сближение", "отдаление" и т.д. Да, действительно в первые пять-шесть лет Ниязов, равно как и руководители России, называли двустороннее партнерство не иначе как стратегическим. Любопытно, что этому не мешал ни избранный Ниязовым курс на нейтралитет и дистанцирование от участия во всех коллективных структурах СНГ, ни явно обозначенное стремление к сворачиванию военного сотрудничества с Москвой.

Однако уже в 1997 г. обе стороны перестали говорить о стратегическом партнерстве. И в самом деле, о какой стратегии речь, если экономическое сотрудничество свелось практически к нулю (Россия, напомним, в течение двух с половиной лет не транспортировала через свою территорию туркменский газ и не использовала его для своих южных регионов), а в политической сфере диалог стал декоративным, прежде всего потому, что Москва никак не могла определиться со своей политикой в отношении ближнего зарубежья.

Тем не менее Сапармурат Ниязов, хотя обида у него, несомненно, присутствовала (лишенная возможности экспортировать свой газ, Туркмения оказалась в очень сложном положении), ни разу не позволил себе ни единого выпада в адрес России. В ответ на фактическую блокаду республики со стороны "Газпрома", не позволявшего европейским покупателям туркменского газа перекачивать топливо по своим трубопроводам, Ниязов тактично говорил: "Сегодня рынок на дворе. Видно, россиянам пока невыгодно сотрудничать с нами. Ну, ничего, мы подождемЕ" И неустанно повторял свой тезис о том, что Россия и Туркменистан должны быть не конкурентами, а партнерами на мировом газовом рынке.

Но Ниязов не сидел сложа руки в ожидании, когда "Газпром" займет более конструктивную позицию. Приехавшему в конце прошлого года в Ашхабад за контрактом на поставки в Россию 20 млрд. куб. м газа главе российской монополии Рему Вяхиреву туркменский лидер даже сказал неожиданное "спасибо". "Мы благодарны вам за то, что два с половиной года не давали нам возможности продавать газ с вашей помощью", - заявил опешившему олигарху Ниязов. И пояснил свою позицию: "Отсутствие экспорта в северном направлении заставило нас искать внутренние резервы, мы совершили серьезный прорыв в других отраслях. Например, впервые за всю историю республики полностью обеспечили себя своим хлебом: 1 миллион 540 тысяч тонн продовольственной пшеницы заготовили наши крестьяне. Высокий рубеж в 1 миллион 300 тысяч тонн сырца преодолели хлопкоробы республики. Я уже не говорю о текстильной отрасли, одной из самых динамично развивающихся в нашей экономике, о пищевой промышленности. В сжатые сроки проложили газопровод в Иран и скоро доведем поставки топлива нашим южным соседям до 10-13 миллиардов кубометров в год. Но это не значит, что мы отказываемся от других маршрутов для экспорта своего газа - будем строить трубопроводы и в западном, и в юго-восточном направлениях, внимательно рассмотрим ваши предложенияЕ"

Руководитель Туркмении, хорошо знающий экономическую ситуацию не только в своей стране, конечно же, отдавал себе отчет в том, что Вяхирев пришел к нему с поклоном не по причине нежданного пробуждения в газовом генерале чувства вины перед дружественным народом. Россия нуждалась в тех самых 20 млрд. куб. м на нынешний год, и только туркменский газ мог закрыть брешь на внутреннем рынке, чтобы "Газпром" смог выполнить свои экспортные обязательства. Однако мудрость Ниязова на этот раз проявилась и в том, что он не позволил себе "сыграть" на проблемах партнеров, хотя, казалось бы, и имел на то все моральные основания. Но как человек, вот уже пятнадцать лет отвечающий за свою страну и прекрасно знающий цену каждому слову в межгосударственных делах, он не стал в угоду сомнительным политическим амбициям путать причину со следствием. Чисто технологический и торговый вопрос восстановления северного "газового моста" он обратил в пользу возобновления доверительного диалога между Ашхабадом и Москвой. Тем более что открытие газовой заслонки совпало с приходом в Кремль Владимира Путина, в котором Сапармурат Ниязов увидел человека, исповедующего, как и он, государственные принципы.

Во время визита Владимира Путина в Ашхабад российский руководитель мог утвердиться в том, что в основе политики Ниязова - предельная открытость и большое желание сделать все возможное, чтобы в регионе наступила новая эра. В свою очередь, Сапармурат Ниязов, по его же собственному признанию, убедился в том, что подобные принципы близки и его российскому коллеге. А потому можно с большой долей вероятности прогнозировать, что и дальше туркмено-российское сотрудничество будет развиваться по нарастающей. Возможно, без сопровождения громких эпитетов вроде того же "стратегического партнерства" или "вечной дружбы". Но поступательно, прагматично и с взаимной выгодой. К этому у двух государств есть все предпосылки и условия.

Как в любом человеческом коллективе, так и в международном сообществе значительная доля критики раздается в адрес того, кто как-то выделяется из общего ряда, позволяет себе нестандартные решения и поступки. Ниязову не привыкать к критическим стрелам, особенно по поводу недостаточной демократичности туркменского общества.

Туркменский лидер достаточно спокойно реагирует на эти высказывания. Он неоднократно заявлял, что построение подлинно демократического общества, структура которого наиболее полно соответствовала бы традициям и менталитету народа - процесс сложный и долговременный. Стимулировать его внутриполитической вседозволенностью, расколом в обществе, как это происходило практически во всех странах СНГ, Сапармурат Ниязов не позволил.

Тем не менее без лишней внешнеполитической рекламы он в 1992 году, первым среди лидеров СНГ, пошел на всенародные демократические президентские выборы. Именно Туркменистан первым среди стран СНГ ввел не временный мораторий, а полный запрет смертной казни в качестве высшей меры уголовного наказания. И опять-таки именно в Туркменистане впервые в практике СНГ введены новые правовые нормы в уголовно-процессуальную практику, исключающие возможность наказания невиновного человека, отменяющие вседозволенность в проведении обысков в жилых помещениях граждан.

Конечно же, проще всего, опираясь только на внешнюю сторону дела и не утруждая себя попыткой более глубокого и всестороннего изучения происходящих процессов, лихо раздавать оценки тому или иному явлению. Когда в декабре 1999 г. три с половиной тысячи народных представителей приняли решение о предоставлении ему права исполнять обязанности главы государства без ограничения срока полномочий, Ниязов заявил, что все-таки передаст власть демократически избранному преемнику, продолжая служить народу в рамках конституционных возможностей. Все признаки говорят за то, что в этом заявлении не было ни маневрирования, ни попыток "уйти, чтобы остаться", как это планирует, по некоторым данным, кстати, президент Казахстана. По сведениям информированного источника, Нурсултан Назарбаев в свое время подробно интересовался процессом принятия решения о полномочиях своего туркменского коллеги и, видимо, сделал для себя вывод: опыт нужно перенять. Только в пропорции наоборот: не откликнуться на волеизъявление народа, а "спустить" на него закон сверху.

Туркменского же президента пока волнует не система власти, а экономика республики. Несмотря на все трудности преобразований и реформ, за неполных девять лет туркменской независимости страна значительно преобразилась и внешне и внутренне. Но Ниязов не устает повторять: сделан пусть и серьезный, но лишь первый шаг на пути к намеченным целям. Сегодня под его руководством реализуется стратегическая программа развития страны на период до 2010 г. А совсем недавно туркменский лидер загорелся идеей создания в центре Каракумов рукотворного водоема. И поскольку от замысла до воплощения у Туркменбаши обычно промежуток недолгий, на последнем заседании правительства он уже сообщил некоторые подробности проекта этого искусственного озера. Емкость его составит 140 куб. км, примерная стоимость - 4,5 млрд. долл. Срок реализации проекта - 20 лет.

Кто-то назовет этот план утопичным, нереальным. Что ж, Ниязов к пессимистам прислушивается, но делает все по-своему. Остальное же рассудят история и результат.


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news /kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru

Центральноазиатские новости от Фергана.Ру

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное