Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Центральноазиатские новости от Ferghana.Ru (дайджест)
Выпуск 39, 06/06/2000


НА РАЗВИТИЕ БАТКЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КЫРГЫЗСТАНА С 2000 ПО 2005 ГОД ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ВЛОЖИТЬ БОЛЕЕ 1 МЛРД. СОМОВ

Информационное Агентство "Кабар" (Бишкек), 06.06.2000

На социально-экономическое развитие вновь созданной Баткенской области Кыргызстана с 2000 по 2005 год планируется вложить 1 млрд. 600 млн. сомов, - сказал премьер-министр КР Амангельды Муралиев на совещании по вопросам развития Баткена, создания и формирования органов управления области. Глава Правительства ход работы по формированию области и обеспечению жизнедеятельности ее госадминистрации в целом охарактеризовал положительным. На сегодня, как отметил А. Муралиев, разработана Комплексная программа социально-экономического развития Баткенской области с 2000 по 2005 год. Премьер подчеркнул, что в контексте мер по развитию региона использование местных ресурсов горно-металлургического сектора, гидроресурса, сокращение безработицы являются главными направлениями деятельности Правительства. По данным заместителя губернатора Баткенской области Юруслана Тойчубекова в 2000 году на обустройство области предусмотрено 230 млн. сомов, из них на сегодня поступило 13,9 млн. сомов. На совещании Ю. Тойчубеков выступил с предложением о разделении процесса финансирования Баткена на пять этапов в целях эффективной реализации Комплексной программы развития области. В первую очередь, по мнению замгубернатора, необходимо решить проблему обеспечения госчиновников жильем. Так как за последнее время увеличилась сумма оплаты за квартиру, наблюдается отток кадров, отметил Ю. Тойчубеков. Возможно, будет создано высшее учебное заведение в области - Баткенский университет, так как Премьер-министр соответствующим лицам предложил внести вопрос создания университета на рассмотрение Кабинета министров.


БАТКЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ МОЖЕТ СТАТЬ ЛИДИРУЮЩИМ РЕГИОНОМ В КЫРГЫЗСТАНЕ ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ ПОТЕНЦИАЛУ, ЗАЯВИЛ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ

Информационное Агентство "Кабар" (Бишкек), 06.06.2000

"Баткенская область может стать лидирующим регионом в Кыргызстане по промышленному потенциалу. На территории Баткенской области имеется запас золота в объеме 150 тонн. В перспективе планируется добыча ртути, олово, развивать угледобывающую, нефтегазовую отрасли",- заявил заместитель губернатора Баткенской области Юруслан Тойчубеков на совещании Правительства по вопросам социально-экономического развития области. Он добавил, что необходимо ускорить открытие филиалов АО "Кыргызгаз", "Кыргызнефтегаз" в Баткенской области и предложил создать совместные предприятия с узбекской стороной по нефтегазовой промышленности. Перерабатывающая промышленность также может способствовать развитию и улучшению региона в целом, считает замгубернатора. Администрация области работает над восстановлением фруктовых садов и довести их площадь до 10 тыс. га. По словам Ю. Тойчубекова, ежегодно баткенцы могут обеспечить урожай фруктов в объеме 10 тыс. тонн.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ ОСТАЕТСЯ КРИТИЧЕСКОЙ

Информационное Агентство "Кабар" (Бишкек), 06.06.2000

Экологическая ситуация в Казахстане, как сообщили в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды этой страны накануне Всемирного дня охраны окружающей среды, по-прежнему остается критической. Особую тревогу, отметили в министерстве, вызывает загрязнение воздуха в городах, деградация и опустынивание земель, прогрессирующее накопление промышленных и бытовых отходов, загрязнение поверхностных и подземных водоисточников, радиоактивное заражение территорий. По данным министерства, в Казахстане накоплено более 20 млрд тонн отходов производства и потребления. Ежегодно образуется 14 млн кубометров бытовых и 500-700 млн тонн промышленных отходов. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в 1999 году составили 2,4 млн тонн. Как сообщили в министерстве, наибольшие выбросы наблюдаются в Карагандинской области -- более 1 млн тонн. По информации министерства, сброс сточных вод, по данным на 1999 год, составил 4,8 млрд кубометров. 60 процентов этого сброса приходится на бассейн реки Иртыш, которая протекает через восточный и северный регионы республики. Площадь опустыненных земель в Казахстане составляет около 179,9 млн га или более 60 процентов территории страны.


ВНЕШНИЙ ДОЛГ КАЗАХСТАНА СНИЗИЛСЯ ДО 3, 5 МЛРД. ДОЛЛАРОВ США

Информационное Агентство "Кабар" (Бишкек), 06.06.2000

Внешний государственный и гарантированный государством долг Казахстана /долг Национального банка и правительства республики/ снизился к настоящему времени до 3,5 млрд долларов США, сообщил в понедельник председатель правления Национального банка Казахстана /НБК/ Григорий Марченко. Он отметил, что общая сумма внешнего долга Казахстана, который включает в себя также и долг частных хозяйствующих субъектов, на начало текущего года оценивалась в 8 млрд долл. США. Он напомнил, что на прошлой неделе НБК досрочно погасил весь объем имеющегося долга перед МВФ в размере около 400 млн американских долларов. В 2000 году обязательства Казахстана по выплатам внешнего правительственного и гарантированного правительством долга, по информации министерства финансов страны, составляют 473,26 млн долл США, из которых 266,97 млн -- выплаты по прямому правительственному долгу, 206,29 млн -- по гарантированному долгу.


АФГАНСКИЙ ПАСЬЯНС

Александр Умнов, Транскаспиан.Ру, 06.06.2000

Заявление помощника президента Путина о возможности превентивных ударов по центрам подготовки террористов в Афганистане волей-неволей напоминает о трагических последствиях ввода в эту страну советских войск. Тем более, что Россия (прежде как бы "растворенная" в СССР) не имеет прежних возможностей, не граничит с Афганистаном, а ее интересы там тесно переплетаются с интересами бывших советских республик - ныне суверенных государств Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана.

Смена "коней"

Нынешние союзники Москвы в Афганистане - моджахеды, в недалеком прошлом противостоявшие местному коммунистическому режиму. Став после его краха общенациональной властью, они ныне контролируют лишь десятую часть страны. Роль главной пружины в сокрушительной потере прежних позиций сыграл национальный вопрос. Как известно, Афганистан в этническом отношении одна из самых "пестрых" стран мира: одна половина населения - пуштуны (которых немало и в соседнем Пакистане), другая - непуштуны, в том числе таджики (которых здесь больше, чем в сопредельном Таджикистане).

Традиционно политическая власть в Афганистане находилась в руках пуштунов. Коммунистический переворот, совершенный также пуштунами, расколов и ослабив эту этническую группу, косвенно усилил таджиков. В результате именно таджикские лидеры стали основой правительства моджахедов. Но объединить не только пуштунов, но даже и непуштунов, в том числе тех же таджиков, им не удалось. В конце концов, жизненно заинтересованное в воссоединении страны большинство афганцев перешло на сторону возглавленного пуштунами Исламского движения "Талибан", сложившегося через несколько лет после ухода с политической арены афганских коммунистов.

Появлению талибов способствовал Пакистан. Имея немало проблем с собственными пуштунами, Исламабад таким образом пытался вытеснить со своей территории афганских пуштунов, бежавших туда после прихода к власти коммунистов у них на родине. Именно тяга афганцев к воссоединению, которую не смогли удовлетворить моджахеды, а не подкуп и вмешательство Пакистана, как подчас утверждают, обусловили успех талибов не только на пуштунском юге, но и на севере, где преобладают непуштуны. Исключением стали таджикские районы северо-востока Афганистана, самой природой изолированные не только от пуштунов, но и от большинства местных таджиков. Выразителем их стремления к обособленности выступил один из лидеров моджахедов - Ахмад Шах Масуд, который призывает к созданию "свободного союза народов Афганистана". На практике, однако, он, скорее всего, удовлетворился бы широкой автономией (фактически полунезависимостью) северо-востока страны.

На этом фоне возникает вопрос: насколько поддержка Ахмад Шаха, в прошлом активно воевавшего против афганских коммунистов и советских солдат, важна для России сегодня? В конце концов, разве Москва в свое время не бросила безусловно пророссийского президента Наджибуллу, который после вывода советских войск три года контролировал все крупные города, включая Кабул, т.е. находился, безусловно, в более выгодном положении, чем ныне Ахмад Шах? Тем более, что Москва во времена СССР была объективно заинтересована во власти пуштунов в Афганистане. Тогда, контролируя своих непуштунов (прежде всего таджиков) на севере, они укрепляли южные границы Советского Союза, а, поддерживая тесные связи с пуштунами соседнего Пакистана старого союзника США, служили одной из опор внешней политики Москвы. Поэтому сегодня, как представляется, пуштунская власть в Афганистане может играть ту же роль в отношении южных рубежей Центральной Азии и политики новой России.

Правда, само по себе умелое использование талибами ислама как политического оружия, вдохновляющее исламских экстремистов на бывшем советском юге, не может не влиять на отношение к ним со стороны Москвы. Однако моджахеды, правительство которых Россия признала, в свое время были не меньшими, а, возможно, даже большими экстремистами, чем талибы. Тот же Ахмад Шах, став министром обороны, призывал к политическому объединению таджиков Афганистана и Таджикистана. Подкрепленные поддержкой исламской вооруженной оппозиции по ту сторону афгано-таджикской границы подобные декларации тогда серьезно осложняли и без того непростую ситуацию в республике, где после распада СССР вспыхнула ожесточенная гражданская война.

Конечно, сегодня никто из фактически свергнутого правительства моджахедов не делает таких заявлений. Более того, Ахмад Шах выступает сторонником национального примирения в Таджикистане и союзником светских сил в Душанбе. Таким образом, все государства Центральной Азии, да и сама Россия могут теперь рассматривать его не как силу, с которой волей-неволей приходится иметь дело, а как своеобразный барьер на пути воплощенного ныне в талибах исламского экстремизма. Правда, в Туркмении сила традиционных связей и отсутствие "земельного голода" (сочетание уникальное для региона) сделали "исламский взрыв" маловероятным. Поэтому Ашхабад, признавая Ахмад Шаха, открыл консульства и на территории талибов, т.е. признал их де-факто. Но Казахстан и особенно Узбекистан вряд ли склонны идти на пути Туркмении. Слабым звеном в антиталибском фронте выглядит лишь Киргизия. Стремясь наладить отношения с собственной исламской оппозицией, она в последние годы отошла от поддержки Ахмад Шаха, но занять в афганском вопросе позицию, сходную с туркменской, вряд ли решится. В Таджикистане играющие ведущую роль в национальном примирении светские силы стремятся, и небезуспешно, интегрировать местных исламистов не только делясь с ними властью, но и выдвигая общенациональные задачи, будь то сохранение единства страны или поддержка "борьбы афганских таджиков за свободу".

Прагматизм и исламизм

В первые годы после распада СССР Москва смотрела на антикоммунистические, в том числе и исламские, движения на бывшем советском юге как чуть ли не на своих естественных союзников. Такая позиция питалась, во-первых, логикой продолжавшейся борьбы за власть в России, во-вторых,

представлением о коммунистическом наследии как главном препятствии на пути интеграции в современную цивилизацию, в-третьих, эволюцией внешнеполитического курса Ирана в Центральной Азии и на Кавказе.

Во времена советско-американской конфронтации Тегеран пытался одновременно противостоять Вашингтону и Москве. После распада Советского Союза на пятнадцать отказавшихся от коммунистической идеологии и нередко нестабильных государств, ухода в прошлое двухполярной структуры международных отношений внешняя политика Тегерана, стала меняться. Призывы к. "исламской революции" на бывшем советском юге ранее исключительно антикоммунистические теперь оказались для Ирана своеобразным бумерангом, во-первых, ослабляя тех, кто мог служить для него в какой-то мере стратегическим тылом, а, во-вторых, оказывая подрывное воздействие на собственную страну. Очень пестрое в этническом отношении население Ирана в принципе весьма чувствительно к нестабильности на границах. Как известно, одну половину его жителей составляют персы, другую - неперсы, в том числе азербайджанцы (которых здесь больше, чем в Азербайджане).

Ставя во главу угла общенациональные интересы, внешняя политика Ирана на бывшем советском юге отнюдь неравнозначна поддержке "исламских" движений. Так, например, в Карабахском конфликте она ближе к позиции "иноверной" Армении, чем "единоверного" Азербайджана. Сильный националистический режим в Баку, призывающий к "воссоединению" с иранскими азербайджанцами, - угроза для Ирана. В Таджикистане Тегеран, стремясь усилить свое влияние, поддерживает политику национального примирения, в случае срыва которого раздираемая противоречиями бывшая советская республика может вообще перестать существовать. А Таджикистан - фактически единственная страна в мире, связанная с Ираном общностью государственного - персидского (таджикского) языка.

Правда, существует еще Афганистан, где этот язык также широко распространен. Однако там он всегда был языком как местных таджиков, так и межэтнического общения, но не родным для традиционно правящих пуштунов. В частности поэтому Тегеран всегда активно поддерживал борьбу моджахедов против талибов. Контролируя населенный преимущественно непуштунами север страны, власть моджахедов объективно служила плацдармом иранского влияния и в Афганистане, и в Центральной Азии. Что же касается пуштунов, то они исторически выступали соперниками иранцев.

По мере утверждения власти талибов позиция Ирана по отношению к ним стала смягчаться. Это, в частности, выразилось в открытии на подконтрольных исламскому движению территориях иранских консульств, что, согласно международному праву, можно рассматривать пусть и неполным, но все же дипломатическим признанием (де-факто). Разумеется Иран вряд ли "бросит" Ахмад Шаха. В конце концов, во многом "завязанное" на его поддержку национальное примирение в Таджикистане, безусловно, один из внешнеполитических приоритетов Тегерана. Скорее всего, определенную разрядку в отношениях с талибами Иран будет использовать, чтобы "если не мытьем, то катаньем" поддерживать своего афганского протеже.

Выбор России

Гибкость главного внешнеполитического союзника Москвы в афганском вопросе служит, казалось, примером для нее самой. Тем более, что, в отличие от Тегерана, власть пуштунов в Афганистане в прошлом хорошо вписывалась в ее интересы. Не случайно Пакистан, наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, уже полностью признавший талибов, сегодня активно подталкивает их к компромиссу с Ахмад Шахом. Ведь твердая пуштунская власть, утвердившись на всей территории страны, неизбежно проявит крайне нежелательную для Исламабада солидарность с пакистанскими пуштунами.

Таким образом, признав талибов, Россия, казалось, могла бы получить немалые политические дивиденды. Правда здесь существуют крупные препятствия, прежде всего ее заинтересованность в связях с Центральной Азией, борьбе с международным терроризмом и чеченским сепаратизмом. Хотя Москва поддерживает предоставление исламской оппозиции в Таджикистане примерно трети мест во властных структурах, способствовать увеличению этой пропорции она вряд ли склонна. А именно такая тенденция волей-неволей может возникнуть в случае даже неполного (лишь де-факто), но все же признания талибов. Кроме того, подобный сдвиг вряд ли правильно поймут центральноазиатские республики, которые, сталкиваясь с проблемой воинствующего исламизма у себя дома, ожидают от России совсем иных действий.

"Масла в огонь" подливают и сами талибы, в целом вряд ли большие фанатики, чем иранские исламисты. Как известно, на их территории проживает современный террорист номер один - саудовский миллионер Усама бен Ладен (выдачи которого уже давно требуют США), а также другие исламские боевики с Ближнего Востока, Кавказа, из Центральной, Южной и Восточной Азии. К тому же среди самих талибов есть люди, которые видят смысл жизни в борьбе не за власть в Афганистане, а за "победу ислама во всем мире". Все это в последние годы создало представление об Афганистане как центре международного терроризма. Контроль над внешними связями Бен Ладена и нежелание принимать вытесняемых из Таджикистана узбекских исламистов в принципе мало что меняют. Опасность тесно связанной сегодня с талибами угрозы для России подтверждается их дипломатическим признанием независимости Чечни. Не исключено, впрочем, что талибы надеются использовать "чеченскую карту" лишь как рычаг воздействия на афганскую политику Москвы. Ведь теперь в обмен на отказ от признания мятежной республики они могут предложить Москве занять по отношению к Афганистану более сбалансированную позицию.

Аналогичными соображениями, только теперь уже в отношении Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии, возможно, диктуется и их поддержка центральноазиатских экстремистов. Ведь главная цель пуштунов (ядра "Талибан") - восстановление своей традиционно ведущей роли во всем Афганистане. Разрушение же северных границ страны "исламской революцией" в сопредельной Центральной Азии, нарушив внутриафганский этнический баланс в пользу непуштунов (прежде всего таджиков) сделают эту цель недостижимой. Поэтому в борьбе с окопавшимися на афганской территории террористами можно и нужно опираться не только на меры силового давления, но и на интересы самих талибов.

Александр Юрьевич УМНОВ - старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, главный эксперт Института изучения Израиля и Ближнего Востока.


НА ОБУСТРОЙСТВО НОВОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ В АШХАБАДСКОМ АЭРОПОРТУ БУДЕТ ВЫДЕЛЕНО 680 ТЫС. ДОЛЛАРОВ

По сообщению РИА "Новости", НЕГА сообщает, 06.06.2000

Контракт на выполнение работ по обустройству и озеленению территории, принадлежащей к новой взлетно-посадочной полосе в международном аэропорту имени Сапармурата Туркменбаши в Ашхабаде подпишут в соответствии с распоряжением президента Туркменистана Сапармурата Ниязова Туркменское национальное управление "Туркменские авиалинии" и компания "Менш контрактинг энд дженерал майнтенанс" (ОАЭ). Как отмечено в документе, общая сумма контракта составляет 680 тыс долларов США, причем часть контракта - 424 тыс долларов будет оплачена за счет собственных средств национального управления и 256 тыс долларов за счет привлеченных средств. Арабской компании будет выплачено 20 проц от стоимости контракта (136 тыс долларов США) в качестве аванса.


ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД НА ЮГЕ КИРГИЗИИ, В ГОРОДЕ ОШ, РАЗЫГРАЛИСЬ КРОВАВЫЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СТОЛКНОВЕНИЯ

Анвар Бакеев, Время МН (Москва), 06.06.2000, с. 5

Обстановка в приграничье с Узбекистаном начала накаляться в мае 1990 года, когда Ошский облисполком выделил бездомным киргизам земельные участки на полях, которые принадлежали узбекам, работавшим в колхозе имени Ленина. Узбеки пытались протестовать, но местные власти не захотели даже выслушать их. 4 июня 1990 года около спорного поля собрались две группы возбужденных людей. С одной стороны - узбеки, с другой - киргизы. Кто-то бросил камень, кто-то из милиционеров выстрелил, и началась кровавая драка, которая переместилась в город. В Оше громили как киргизские, так и узбекские дома.

На следующий день группа киргизских всадников ворвалась в Узген, разгромила и подожгла дома узбеков, убив при этом несколько человек. 6 июня начались митинги и стихийные выступления киргизов в Бишкеке.

Беспорядки в Киргизии продолжались несколько недель даже после ввода сюда частей внутренних войск. Ими были охвачены несколько районов Ошской области. Погибло, по официальным данным, более ста человек.

Сейчас, десять лет спустя, старые раны немного затянулись, угли пожара подернуты пеплом. Нужно ли над этим пеплом вспоминать побоища? Многие политики считают, что возвращение к обсуждению конфликта может только разбередить недобрые воспоминания, осложнить отношения двух народов. Другие же, в том числе и лидеры организаций, принимавших самое активное участие в событиях десятилетней давности, с этим не согласны.

Руководитель нелегальной тогда организации узбекских сепаратистов "Адолат" Рустам Мирахмедов, например, считает, что глубокий анализ тех событий совершенно необходим. Тем более что, по его мнению, многие истоки того конфликта не устранены и по сей день. Только теперь проблемы межнациональных отношений вышли на государственный уровень.

Во многом согласен с ним и Толон Дыйканбаев, один из лидеров демократического движения Киргизии, вышедшего на политическую арену как раз во время ошских событий. Он считает, что сейчас обстановка в этой части Ферганской долины стала даже еще более напряженной. Ведь к прежним взрывоопасным проблемам добавились уже и новые - терроризм, наркотики, религиозный экстремизм. Вместе с тем он опасается, что неосторожное возвращение к делам давно минувших дней способно спровоцировать новые выступления националистически .настроенной молодежи или полулегальных экстремистов.

Однако и обходить молчанием печальный юбилей явно нельзя. Хотя бы потому, что кровавых столкновений в 1990 году можно было бы избежать, если бы стоявшая тогда у власти компартия не делала вид, будто никаких этнических и религиозных проблем на юге Киргизии не существует.


В КИРГИЗИИ ЗАДЕРЖАЛИ КРУПНУЮ ПАРТИЮ НАРКОТИКОВ

http://www.transcaspian.ru, 06.06.2000

Сотрудники отдела по борьбе с наркобизнесом МВД Киргизии в Ляйлякском районе Баткенской области задержали крупную партию наркотиков.

Как рассказал начальник департамента Госкомиссии по контролю наркотиков майор Алмаз Карабалаев, житель села Сулюкта пытался провезти более десяти килограммов героина в бензобаке своего "Мерседеса". Он арестован, ведется расследование.

Как известно, Баткенская область сегодня находится под особым вниманием силовых структур Киргизии. Именно здесь ожидается летом попытка прорыва вооруженных экстремистов по прошлогоднему варианту. Тем не менее, традиционный наркобизнес живет своей жизнью, не считаясь с возможной опасностью. Торговля наркотиками в этих, беднейших районах Киргизии, остается одним из основных способов существования многих жителей.


Полнотекстовые версии данных материалов читайте на ═http://www.ferghana.ru/news/kirgizia.html
http://www.ferghana.ru
ferghana@ferghana.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное