Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Владимир Высоцкий.

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Здравствуйте!

Об истории создания песни "Банька..." читайте в рубрике
"Истории создания песен". Рассказывает Валерий Золотухин.

С уважением, Екатерина Калмыкова
____________________________________________________________

БАНЬКА ПО-БЕЛОМУ
________________

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,-
Раскалю я себя, распалю,
На полати у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,
Ковш холодной - и все позади,-
И наколка времен культа личности
Засинеет на левой груди.

Протопи ты мне баньку по-белому,
Я от белого свету отвык,-
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс!
А на левой груди - профиль Сталина,
А на правой - Маринка анфас.

Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.

Протопи ты мне баньку по-белому,-
Я от белого свету отвык,-
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Вспоминаю, как утречком раненько
Брату крикнуть успел: "Пособи!" -
И меня два красивых охранника
Повезли из Сибири в Сибирь.

А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как рвутся сердца.

Не топи ты мне баньку по-белому,-
Я от белого свету отвык,-
Угорю я - и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.

Застучали мне мысли под темечком:
Получилось - я зря им клеймен,-
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.

Протопи ты мне баньку по-белому,-
Чтоб я к белому свету привык,-
Угорю я - и мне, угорелому,
Ковш холодный развяжет язык.
Протопи!..
             Не топи!..
                         Протопи!..

1968
____________________________________________________________

РЕВОЛЮЦИЯ В ТЮМЕНИ

В нас вера есть, и не одних богов!..
Нам нефть из недр не поднесут на блюдце.
Освобожденье от земных оков -
Есть цель несоциальных революций.

В болото входит бур, как в масло нож.
Владыка тьмы, мы примем отреченье!
Земле мы кровь пускаем - ну и что ж, -
А это ей приносит облегченье.

Под визг лебедок и под вой сирен
Мы ждем - мы не созрели для оваций, -
Но близок час великих перемен
И революционных ситуаций!

В борьбе у нас нет классовых врагов -
Лишь гул подземных нефтяных течений, -
Но есть сопротивление пластов,
И есть, есть ломка старых представлений.

Пока здесь вышки как бамбук росли,
Мы вдруг признали истину простую:
Что мы нашли не нефть - а соль земли,
И раскусили эту соль земную.

Болит кора земли, и пульс возрос,
Боль нестерпима, силы на исходе, -
И нефть в утробе призывает - "SOS",
Вся исходя тоскою по свободе.

Мы разглядели, различили боль
Сквозь мели блеск и через запах розы, -
Ведь это не поваренная соль,
А это - человечьи пот и слезы.

Пробились буры, бездну вскрыл алмаз -
И нефть из скважин бьет фонтаном мысли, -
Становится энергиею масс -
В прямом и тоже переносном смысле.

Угар победы, пламя не угробь,
И ритма не глуши, копытный дробот!..
Излишки нефти стравливали в Обь,
Пока не проложили нефтепровод.

Но что поделать, если льет из жерл
Мощнее всех источников овечьих,
И что за революции - без жертв,
К тому же здесь еще - без человечьих?

Пусть скажут, что сужу я с кондачка,
Но мысль меня такая поразила:
Теория "великого скачка"
В Тюмени подтвержденье получила.

И пусть мои стихи верны на треть,
Пусть уличен я в слабом разуменье,
Но нефть - свободна, - не могу не петь
Про эту революцию в Тюмени!

1972
____________________________________________________________

===================ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПЕСЕН===================

Рассказывает Валерий Золотухин. "КАК СКАЖУ, ТАК И БЫЛО, ИЛИ
ЭТЮД О БЕГЛОЙ ГЛАСНОЙ".

 "У меня есть автограф: "Валерию Золотухину - соучастнику
"Баньки"...  сибирскому мужику и писателю с дружбой Владимир
Высоцкий." Я  расшифрую этот автограф.

  Судьба подарила мне быть свидетелем, непосредственным
соглядатаем сочинения Владимиром Высоцким нескольких своих
значительных песен, в том числе моей любимой "Баньки":
"Протопи ты мне баньку по-белому, я от белого света отвык.
Угорю я, и мне, угорелому, пар горячий развяжет язык..."
Хотя слово "песня" терминологически не подходит к
определению жанра подобных созданий. Потомки подберут,
ладно.

  Итак, "Банька"... 1968 год. Лето. Съемки фильма "Хозяин
тайги". Сибирь, Красноярский край. Манский район, село
Выезжий Лог. Говорят, здесь когда-то кроваво проходил
Колчак. Мы жили на постое у хозяйки Анны Филипповны в
пустом, брошенном доме ее сына, который оставил все
хозяйство матери на продажу и уехал жить в город, как многие
из нас. "Мосфильм" определили нам две раскладушки с
принадлежностями; на осиротевшей железной пнцирной кровати,
которую мы для уютности глаза заправили байковым одеялом,
всегда лежала гитара, когда не была в деле. И в этом
позаброшенном жилье без занавесок на окнах висела почему-то
огромная электрическая лампа в пятьсот, однако, свечей. Кем
и для кого она была забыта и кому предназначалась светить?
Владимир потом говорил, что эту лампу выделил нам
мосфильмовский фотограф. Я не помню, значит, фотограф
выделил ее ему. Работал он по ночам. Днем снимался. Иногда
он меня будил, чтобы радостью удачной строки мне радость
доставить. Удачных строк было довольно, так что... мне в
этой компании было весело. А в окна глядели люди - жители
Сибири. Постарше поодаль стояли, покуривая или поплевывая
семечки, помоложе лежали в бурьяне, может даже не дыша; они
видели живого Высоцкого, они успевали поглядеть, как он
работает. А я спал, мне надоело гонять их, а занавески
сделать было не из чего. Милицейскую форму я не снимал,
чтобы она стала моей второй шкурой для роли, а жители села
думали, что я его охранник. Я не шучу; в 1968 году моя
физиономия была совсем никому не знакома. И ребятишки
постарше (а с ними и взрослые, самим-то вроде неловко),
когда видели, что мы днем дома, приходили и просили меня как
сторожа "показать им живого Высоцкого вблизи". И я
показывал. Вызывал Владимира, шутил, дескать, "выйди, сынку,
покажись всему народу...". Раз пришли, другой, третий и
повадились - "вблизи поглядеть на жмвого..." И я вежливо и
культурно, часто, рвазумеется, обманно выманивал Володю на
крыльцо. Пусть, думаю, народ глядит, когда еще увидит... А
потом думаю (ух, голова!), а чего ради я его за ТАК
показываю, когда можно ЗА ЧТО-НИБУДЬ? Другой раз, когда
"ходоки" пришли, я говорю: "Несите, ребята, молока ему,
тогда покажу." Молока наносили, батюшки!.. Не за один сеанс,
конечно. Я стал сливки снимать, сметану организовал...
излишки в подполье спускал или коллегам относил, творог
отбрасывать научился, чуть было масло сбивать не
приноровился, но тут Владимир Семенович пресек мое
хозяйственное усердие. "Кончай, - говорит, - Золотухин,
молочную ферму разводить. Заставил весь дом горшками, не
пройдешь... Куда нам столько? Вези на базар в выходной
день."

  "Чем отличается баня по-белому от бани по-черному?" -
спросил он меня однажды. За консультацией по крестьянскому
быту, надо сказать, обращался он ко мне часто, думая, раз я
коренной чалдон алтайский и колхозник, стало быть, быт,
словарь и уклад гнезда своего должен знать досконально (в
чем, конечно, он ошибался сильно). Но я не спешил разуверять
его в том, играя роль крестьянского делегата охотно и до
конца, завираясь подчас до стыдного. На этот раз ответ я
знал не приблизительно, потому что отец наш переделывал нашу
баню каждый день, то с белой на черную, то наоборот - по
охоте тела. Баня по-черному - это когда каменка из булыжника
или породного камня сложена внутри самого покоя без всяких
дымоотводов. Огонь раскаляет докрасна непосредственно те
камни, на которые потом будем плескать воду для образования
горячего пара. От каменки стены нагреваются, даже не шибко
дотронешься. Дым от сгорания дров заполняет всю внутренность
строения и выходит в двери, щели, где найдет лаз. Такая
баня, когда топится, кажется, горит. Естественно, стены и
потолок слоем сажи покрываются, которую обметают, конечно,
но... Эта баня проста проста в устройстве, но не так проста
в приготовлении. Тут искусство. Надо угар весь до остатка
выжить, а жар первородный сохранить. Это целая церемония:
Кто идет в первый пар, кто во второй, кто в третий... А
венки приготовить... Распарить так, чтобы голиками от двух
взмахов не сделались?

  Баня по-белому - баня культурная, внутри чистая. Дым - по
дымоходу, по трубе и в белый свет. Часто сама топка наружу
выведена. Но чего-то в такой бане не хватает, для меня по
крайней мере, все равно, что уха на газу. Моя банька -
банька черная, дымная, хотя мы с братом иной раз с черными
задницами из бани приходили и нас вдругорядь посылали, уже в
холодную...

  В то лето Владимир парился в банях по-разному: недостатка
в банях в Сибири нет. И вот разбудил он меня среди ночи
очередной своей светлой и спрашивает: "Как, говоришь, место
называется, где парятся, полок?" "Полок, - говорю, - Володя,
полок, ага..." "Ну спи, спи..." В эту ночь или в другую, уже
не помню сейчас, только растряс он меня снова, истошный, с
гитарой наизготовку, и в гулком, брошеном доме, заставленом
корчагами с молоком, при свете лампы в пятьсот очевидных
свечей зазвучала "Банька":

Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю!
На полоке у самого краешка
Я сомненья в себе истреблю!
Разомлею я до неприличности,
Ковш холодный... - и все позади...

  Где-то с середины песни я стал невольно подмыкивать ему,
вторя, так близка оказалась мне песня по ладу, по
настроению, по словам.

  Я мычал и плакал от радости и счастья свидетельства... А
когда прошел угар радости, в гордости соучастия заметил
Владимиру, что "на полоке" неверно сказано, правильно будет
- на полке. "Почему?" - "Не знаю, так у нас не говорят."

  "У нас на Алтае", "у нас в Сибири", "у нас в народе" и т.д
- фанаберился объяснение было простое, но, к сожалению,
пришло потом. Гласная "о" в словея я, хот "полок" при
формообразовании становится б е г л о й гласной, как
"потолок - потолке" и пр. Но что нам было до этой гласной?
Правда, в записях последних лет ясно слышится, что Владимир
великодушно разрешает гласной "о" все-таки убегать,
компенсируя ее отсутствие в ритмической пружине строенной
звучащей соседкой "л": "на пол-л-лке у самого краешка..." и
т.д.

  В этом замечании, которому я не мог дать объяснение, и в
том, что мы часто пели потом "Баньку" вместе, и есть вся
тайна моего автографа, вся тайна моего соучастия -
счастливого и горячего. А еще потом я уж не мог ему
подпевать, кишки не хватало, такие мощности нездешние,
просто нечеловеческие он подключал, аж робость охватывала".
____________________________________________________________

========================МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ====================

Вы хотели бы погрузиться в мир мудрых мыслей?.. Вам
интересно знать перевод изречений на латыни? Хотелось бы
прочитать афоризмы на английском языке? А познакомиться с
законами Мерфи и с русскими пословицами и поговорками? Тогда
Вам непременно нужно подписаться на рассылку "В мире мудрых
мыслей".

Код рассылки для подписки: rest.word.wise


Cайт "В мире мудрых мыслей" находится по адресу:

http://www.citycat.ru/calm/brain/

============================================================

Не может быть, чтобы Вы не интересовались новыми
технологиями! Ориентироваться в современном мире новейших
технологий Вам поможет рассылка Дмитрия Милосердова "АСУ
Технологических Процессов - Новые Технологии". Из нее Вы
узнаете самые последние новости мира компьютерных
технологий; сможете быстро и без труда сориентироваться в
подборе необходимых Вам информационных систем; и наконец -
"АСУ ТП - Новые технологии" - это регулярная информация о
самых последних новинках на рынке компьютерной техники.

Код рассылки для подписки: comp.soft.others.asutpportal

============================================================

У меня и Дмитрия Милосердова есть еще один совместный
проект. Рассылка "Секреты и откровения авторов рассылок"
наверняка будет заинтересует тех, кому захочется узнать
побольше об авторах-ведущих рассылок на сервере Городского
Кота. Вам откроются личности и характеры ведущих рассылок в
откровенных беседах с ними на различные темы - от политики и
экономики до искусства и спорта.

Код рассылки для подписки: people.interview


Для того, чтобы подписаться на одну (или несколько) рассылок
по e-mail, Вам достаточно отправить письмо по адресу
subscribe@subscribe.ru следующего содержания

SUBSCRIBE <Ваш e-mail> <Ваш пароль> <Код рассылки>,

где <Ваш e-mail> - это Ваш электронный адрес; <Ваш пароль> -
Ваш пароль для доступа к управлению получения рассылок с
сервера ГорКота; <Код рассылки> - код рассылки для подписки
в Каталоге рассылок (http://subscribe.ru/catalog/). Код для
подписки приведен после каждой рассылки.
____________________________________________________________
Пока.
************************************************************

Ведущая рассылки Екатерина Калмыкова mailto:calm@citycat.ru
Сайт рассылки http://www.citycat.ru/~calm/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное