В отечественном музыкознании - даже там, где рок не отождествляют с легкожанровой
эстрадой и поп-музыкой, - в целом преобладает социологический подход. В этой связи
привлекает внимание статья Г. Кнабе "Рок в контексте контр-культуры", где автор отмечает
характерное для рока "противоречие между исходным жизнеощущением и художественным
совершенствованием" (23, с. 46). Рок как часть западной массовой культуры - предмет
размышлений Д. Житомирского, Т. Чередниченко, Г. Шестакова, хотя и здесь не везде
дифференцируются понятия "рок" и "поп", что, впрочем, лишний раз свидетельствует
о сложности определений. Многие ищут ответы в идеологии молодежного бунта (Ю. Давыдов,
К. Мяло), в сфере массовой психологии. В частности, Л. Чижова привлекает учение К.
Юнга об "архетипах коллективного бессознательного" и проводит параллели между роком
и экстатическими обрядами шаманства, мистическими культами, карнавальностью (85).
Небольшое количество собственно музыковедческих работ по рок-музыке - это островки
в море журнальных и газетных публикаций и рубрик, рассчитанных на массового, прежде
всего, молодежного читателя. Общая направленность подобных публикаций - информативно-рекламная.
Как правило, это сведения из жизни рок-звезд, околомузыкальные разговоры, хит-парады
и т.д. Среди "независимых" изданий, посвященных различным "альтернативным" течениям
авангард-рока, заслуживает внимания отечественный журнал "Экзотика". Как и недолго
просуществовавшая ночная программа на РТВ, он включает подборку разнокалиберных материалов
- от аналитических эссе о судьбах андеграунда до кратких аннотаций отдельных альбомов.
На Западе исследования культурных контактов рока только начинаются. Важные источники
и ценная информация рассеяны по страницам популярных монографий, журнальной периодики,
энциклопедий и справочников. См., например, интересную статью Рокуэлла "Арт-рок"
в "Иллюстрированной истории рок'н ролла". Как уже говорилось, тон статьи критический,
и примеры, которые привлекаются автором, заставляют усомниться в полноте охвата материала.
В частности, несколько тенденциозно освещается британский и европейский арт-рок.
Глубокий аналитический этюд В. Эверетта. опубликованный в одном из номеров академического
престижного "Musical Quarterly", посвящен мотивам "воспоминаний" в музыке Beatles
(103). Автор предлагает оригинальный подход к анализу и пониманию сложной стилистики
зрелого рока, которая находит свои аналогии в полистилистике современной музыки.
"Индийские" и азиатские влияния в музыке Beatles - тема исследования Д. Река,
которое выводит на широкий круг проблем ориентального в рок-музыке (115).
Также хотелось бы упомянуть небольшую по объему книгу Ричарда Маклира "Прогрессивный
рок", которая посвящена британской и американской музыке рубежа 60-70 гг. Арт-рок
в ней предстает в стадии зарождения (111). Исследование Тибора Кнайфа "Рок-музыка"
(109) посвящено так называемой "новой волне", возникшей в конце семидесятых и ставшей,
по мнению автора, вершиной художественных и авангардных устремлений рока. Историческую
эволюцию, которую претерпел рок, Кнайф интерпретирует в свете двух тенденций: первая
направлена от поздних Beatles и через арт-рок 70-х идет к "новой волне" и
техно-року, характеризуясь непрерывным усложнением музыкальных форм и языка, вторая,
ведя от рок'н ролла и ранних Beatles через хард-рок к панку, связана с упрощением
языка. Пространство между расходящимися в стороны лучами Кнайф именует "майнстримом",
очевидно, заимствуя его из джаза, к нему он относит большинство промежуточных форм
рок-музыки. Внешне привлекательная и стройная концепция, однако, несколько выравнивает
сложную и извилистую линию эволюции рока, в которой крайности часто сходятся и образуют
парадоксальные сочетания и сплавы. Собственно, о них и пойдет речь в книге.
Интересное и своеобразное по жанру исследование итальянского автора Паоло Бертрандо
посвящено английской группе King Crimson, крупнейшем представителе авангардного
арт-рока (94). В книге приведена подробная хронология творчества группы и ее членов,
прилагается подборка интервью и журнальных статей создателя и лидера группы. Роберта
Фриппа, в которых вырисовывается крупная творческая фигура музыканта и экспериментатора.
Достоинство книги Бертрандо - объективный уважительный тон, недостаток - отсутствие
стилевого фона.
Среди популярных монографий зарубежных авторов - книги разного достоинства: "Pink
Floyd Odyssey" H. Шеффнера, где привлекает вводная глава с описанием общей атмосферы
лондонского рок-андеграунда 60-х годов. "Авторизованная биография Yes" Ф. Меджеса,
"Genesis" Г. Армандо. "The Saga of Frank Zappa & Mothers of Invention" Д. Вале (наиболее
полная биография Фрэнка Заппы и его ансамбля с остроумными и ироническими интервью
Заппы). "Roxy Music: Style and Sub-stance" Д. Рогана. Интерес представляет и построенная
на биографических материалах книга Джулии Корриэлл "Jazz-rock Fusion. The people,
the music". Речь в ней идет о музыкантах и музыке, по своей стилистике тесно соприкасающихся
с арт-роком. Именно на стыке этих явлений возникли неординарные The Mothers of
Invention, Soft Machine, Gong, Caravan и др. Среди работ, посвященных, в основном,
англоязычным образцам, особняком стоит обзор немецких авторов Г. Энерта и Д. Кинслсра
"Рок в Германии" со статьями о немецком авангарде (Can, Tangerine Dream, Faust,
Triumvirat, Клаус Шульце и др.), а также недавно вышедшая книга П. Бусси и Э.
Холла о группе Can (96).
В целом в западной литературе о роке преобладает информативно-биографический, справочный
или рекламно-аннотационный подход. Он как правило далек от анализа музыки (как и
от самой музыки), от проблем творчества. Тем не менее, автору этих строк пришлось
пользоваться рядом подобных справочно-энциклопедических изданий: это "лексиконы"
Шмидт-Джоса, Стамблера, Харди и Лайинга, Милла, Бейна. Вика - в каждом находились
крупицы недостающей информации. Именно крупицы - ведь музыка, о которой идет речь
в книге, в силу своей немассовой природы пока не нашла всестороннего отражения на
страницах печати. Подспорьем при написании работы также послужило и общение со студентами
Нижегородской консерватории в процессе подготовки дипломных исследований, таких как:
"Рок-музыка. К вопросу об истоках" К. Колокшанского, "Арт-рок" И. Кузнецовой, "Творчество
Genesis" Л. Кислицыной, "Натурально-ладовые формы в музыке Beatles" И. Копейной и
др.
Сосредоточивая внимание на контакте рока и разнообразных культурных традиций, в частности,
европейской композиторской, мы невольно обращаем свой взгляд к истокам самого явления
- взаимодействию культур и музыкально-творческих видов. Его исторический аспект чрезвычайно
интересен и важен, так как позволяет увидеть в объекте нашего внимания не случайный
каприз моды или прихоть рок-интеллектуалов, а глубокую закономерность. И закономерность
эта может быть определена категорией жанрового стилевого диалога.
Автор выражает глубокую благодарность своим коллегам - В.М. Цендровскому, О.В.
Соколову, В.А. Материной, В.М. Федорову, высказавшим ценные замечания в ходе обсуждения
книги. Слова благодарности - Михаилу Романюку и Игорю Золотареву, чьи фонотеки были
любезно предоставлены в распоряжение автора. Автор благодарит также Сырову А.И. за
большую помощь в работе.