Аналитический центр «Альпари СПб»
ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
Обзор по материалам арабских и зарубежных СМИ
Выпуск 23, 11 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
НА АВИАШОУ В БУРЖЕ ЭМИРАТЫ СОБИРАЮТСЯ ОБЪЯВИТЬ О ПОКУПКЕ 50 AIRBUS350A НА СУММУ
US$6 МЛРД.
Быстрорастущая компания Залива Emirates объявит в июне о покупке 50 самолетов
Airbus A350, сообщали в воскресенье газета Sunday Times. О подписании контракта
на сумму US$6 млрд. (4,5 млрд. евро) будет объявлено на авиашоу в Бурже. Это
будет самый крупный контракт последних лет на приобретение самолетов, который
должен вступить в силу к 2010 г. Emirates уже является самым крупным заказчиком
на гигантский лайнер Airbus A380 – самый крупный самолет в мире, который будет
готов к коммерческому использованию в будущем
году. Заказы на него уже составляют 43 самолета. Новый заказ на А350 будет выполняться
в Тулузе, на авиастроительном заводе во Франции. В июне здесь приступят к сборке
50 уже проданных самолетов, а затем начнут строить еще 10 машин, заказанных испанской
авиакомпанией Air Europa.
Проект А350 стал предметом настоящей конкурентной войны между европейцами и американским
производителем Boeing. Двухмоторный, широкофюзеляжный лайнер должен был составить
конкуренцию создаваемому Boeing экономичному 787 Dreamliner, который, как надеялся
американский производитель, должен был вернуть ему мировое лидерство в мировом
самолетостроении. Американская группа собрала заказы 203 компаний и предварительные
обязательства еще 787 фирм на свои самолеты и рассчитывала, что сможет ввести
его в эксплуатацию
в 2008 г. Однако, ЕС и США в настоящее время проводят переговоры относительно
соглашения, которое должно положить конец длительному разбирательству по вопросу
субсидирования как Boeing, так и Airbus. США резко выступали против планов ЕС
субсидировать строительство А350, угрожая подать иск в ВТО, если ЕС начнет оказывать
помощь проекту до завершения ведущихся переговоров. Последний член был принят
в семью Airbus в декабре 2004 г. одним из главных акционеров компании, владеющим
80% акций, European Aeronautic
Defence and Space Company, и британской BAE Systems, которой принадлежит 20%
акций.
Arab Times, 09 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
НОВАЯ ВАЛЮТА ОБЩЕГО ФИНАНСОВОГО СОЮЗА СТРАН GCC БУДЕТ ВСКОРЕ ВВЕДЕНА
Министр финансов Кувейта Бадр Мшари аль-Хумайди подтвердил в субботу, что шесть
стран-членов Совета по сотрудничеству в Заливе (GCC) намерены создать единый
административный орган общего финансового союза, эмитировать единую валюту и
принять законодательные акты, регламентирующие работу банковского сектора. В
заявлении, которое он сделал перед журналистами после завершения запланированной
встречи Комитета по финансовому и экономическому сотрудничеству стран GCC, аль-Хумайди
подчеркнул, что участники встречи
рассмотрели более 15 вопросов, включая проблемы, препятствующие экономической
интеграции стран GCC. Он отметил, что для образования единого рынка, создания
финансового союза и эмиссии единой валюты стран GCC потребуется достаточное количество
времени. На прошедшем заседании были одобрены некоторые меры, направленные на
создание общего рынка, которые рассчитаны на период до конца 2007 г. В области
унификации юридических систем в странах GCC, отметил он, граждане стран GCC смогут
создавать новые бизнесы в любой
из стран-членов союза без каких бы то ни было ограничений и свободно участвовать
в торговле ценными бумагами. Отвечая на вопрос о встрече управляющих центральными
банками стран GCC, он сказал, что они приняли решение окончательно согласовать
некоторые критерии финансовой и денежной интеграции до конца текущего года. Кроме
того, они также обсудили вопросы введения единой валюты.
Кувейтский министр, возглавляющий делегацию своей страны, принимал участие в
68 встрече комитета GCC. Повестка дня этого заседания включала вопросы, касающиеся
тарифов стран GCC, унификации таможенных правил и создания информационного центра
таможен стран GCC.
Arab Times, 09 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
ОЧЕРЕДЬ МИЛЛИАРДНЫХ ПРОЕКТОВ НАСТУПИТ ОЧЕНЬ СКОРО, СООБЩАЮТ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА
Абд ар-Рахман Абд аль-Керим, заместитель Министра нефтяной промышленности и природных
ресурсов Саудовской Аравии, обращаясь к участникам заседания, посвященного изучению
вопросов Саудовских мега-проектов 2005, призвал их форсировать заключение экономических
союзов для того, чтобы в ближайшее время начать реализацию проектов стоимостью
SR487.5 (US$130 млрд.)
Другие выступавшие отмечали, что для реализации крупных проектов требуются новые
крупные нефтяные компании. 81% подрядчиков ARAMCO – это небольшие компании, капитал
которых не превышает US$5 млн. Необходимо, отметили выступавшие, создать крупную
Саудовскую компанию, которая могла бы реализовывать мега-проекты на национальном
и международном уровнях. На второй день заседания, во время выступления экспертов,
делегаты оказались приклеенными к своим креслам. В зале не было ни одного свободного
места. Исполнительный
директор компании of South Rub Al-Khali Company(SRAK) Патрик Аллман-Вард и Александр
Николаев из Luksar Energy рассказали о перспективах создания совместного предприятия
между SRAK и Luksar Energy. Заседание, посвященное вопросам добычи полезных ископаемых
и транспорту, также привлекло большое внимание. На нем некоторыми участниками
были раскрыты подробности планируемых проектов в области железнодорожного строительства
и планов компании Maaden по реализации проектов в области горнодобычи. Третье
заседание было
посвящено перспективам и возможностям в сфере электроэнергетики и опреснения.
Arab News, 09 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
ДЕВЕЛОПЕРЫ БУДУТ АКТИВНО РАЗВИВАТЬ В ЛИВАНЕ ПРОЕКТ SANNINE ZENITH, СТОИМОСТЬ
КОТОРОГО СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО US$1 МЛРД.
Планы строительства горнолыжного курорта стоимостью миллиард долларов на ливанском
высокогорье Sannine не пострадали от нескольких месяцев напряженности внутриполитической
ситуации в стране. Работы по расчистке на площадке для горнолыжной трассы начнутся
в начале лета текущего года. Высокогорный курорт Sannine Zenith должен стать
самым крупным туристическим объектом страны за всю историю этой индустрии в Ливане.
К концу мая должен быть готов окончательный вариант мастер-плана, и как бы ни
развивались политические
события, бригада строителей вскоре сможет приступит к работе на площади в 50
млн. кв. метров в течение ближайших недель или месяцев. После завершения строительных
работ на горнолыжном курорте Sannine Zenith в пик сезона будут работать около
15,000 человек. На полную мощность проект будет выведен в ближайшие 7-10 лет.
Для реализации проекта девелоперы наняли канадскую компанию Ecosign Mountain
Developers, разрабатывающую спуски для Олимпийских игр в Вистлере в 2010 г..
Ecosign должна подготовить мастер-план,
который в первоначальном варианте предусматривать строительство на территории
96 млн. кв. м, что составляет около 1% всей территории Ливана. Однако впоследствии
проект был разделен на три очереди и в настоящее время планируется освоить 72
млн. кв. м. в течение следующих 10-15 лет. К концу второй очереди Sannine Zenith
сможет принимать до 22,000 лыжников, что намного превосходит емкость самого крупного
на сегодняшний день горнолыжного курорта в Ливане, Faraya Mzar, рассчитанного
на прием 5,000 любителей горнолыжного
спорта.
Однако лыжники смогут опробовать трассы Zenith лишь через четыре года с момента
начала строительства.
Инвесторы, стоящие за проектом, в прошлом году испытали немало сложностей, пытаясь
зарегистрировать осваиваемые участки в представительстве местных органов власти.
Общественно мнение склонялось к тому, что саудовцы, инвестирующие в проект, пытаются
приватизировать землю в нарушение действующего земельного законодательства. Однако,
в конце прошлого года региональные власти провинции Захла, в конце-концов, одобрили
отчуждение земли. Теперь саудовцам будет принадлежать 99% территории будущего
курорта. Инвесторы
с оптимизмом отнеслись к выводу сирийских войск из Ливана, причем никто из них
не вышел из проекта за последние два месяца, отличавшиеся высоким накалом политических
страстей.
The Daily Star, 09 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
ИОРДАНИЯ НАМЕРЕНА ПОДПИСАТЬ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ С ИРАКОМ
Государственный министр реформирования и действующий Министр промышленности и
торговли Иордании Тайсир Смади обсудил в воскресенье с Министром торговли Ирака
Баситом Маулюдом пути развития двусторонней торговли. Смади подчеркнул необходимость
укрепления двусторонних коммерческих отношений с Ираком, особенно отметив желание
королевства подписать соглашение о свободной торговле с Багдадом, а также ряд
других соглашений по устранению двойного налогообложения и товарообмену. Правительство
Иордании уже передало
Багдаду проекты соответствующих договоров и ожидает ответа от иракцев, сказал
Смади.
Jordan Times, 09 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
RO73.4 МЛН. НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО СЕКТОРА ОМАНА
Министр транспорта и коммуникаций Омана Шейх Мухаммад бен Абд Аллах аль-Харти
подписал вчера 24 соглашения на общую сумму RO73.4 млн., предусматривающие реализацию
нескольких проектов в транспортном секторе в различных районах и губернаторствах
Омана. Первое соглашение на сумму RO18.3 млн. было подписано на оказание консультационных
услуг, разработку проекта и надзор за сооружением нового здания Международного
аэропорта Seeb, рассчитанного на прием 12 млн. пассажиров в год и строительство
нового терминала аэропорта
Salala, рассчитанного на прием от 2 до 3 млн. пассажиров в год. Оба проекта должны
быть закончены к 2008 г. Второе соглашение на сумму RO4.4 млн. предусматривает
поставку, монтаж и тестирование суб-радарной системы в различных районах султаната.
Третье соглашение стоимостью RO160,000 подписано на оказание консультационных
услуг на проведение технических исследований и предпроектных работ по строительству
аэропорта в Рас аль-Хадд в провинции Шаркийя. Четвертое соглашение на сумму RO7.6
млн. направлено на реализацию
третьего хранилища жидких веществ в промышленном порту Сохар.
Пятое, на сумму RO3.5 млн., предусматривает дополнительные работы по строительству
складских мощностей второй очереди проекта промышленного порта Сохар.
Шестое, на сумму RO2.9 млн., предусматривает расширение порта Касаб.
Седьмое, RO1.2 млн., предусматривает строительство центра туристического обслуживания
в порту Султана Кабуса.
Восьмое, на сумму RO788,000, предусматривает оказание консультационных услуг
на разработку проекта и надзор за работами по сооружению инфраструктуры промышленного
порта Сохар.
Девятое, на сумму RO659,000, - консультационные услуги по отводу льяльных вод
и строительству водохранилищ №5 и 6 в порту Салала.
Десятое, на сумму RO447,000, - на строительство двух ворот в порту им. Султана
Кабуса. Одиннадцатое, на сумму RO339,000, - разработка проекта и надзор за строительством
якорной площадки и сети асфальтовых дорог на острове аль-Халанийя.
Двенадцатое, на сумму RO4,8 млн.- на разработку и реализацию первой очереди дорожного
проекта аль-Ашкара-Шанна.
Тринадцатое, на сумму RO11,3 млн. - на разработку и реализацию второй очереди
дорожного проекта аль-Ашкара-Шанна.
Четырнадцатое, на сумму RO7,4 млн. – на реализацию проекта строительство дороги
Сукра-Шалим-Мармуль-Васла-Шарбатат.
Пятнадцатое, на сумму RO500,000 – на строительство дороги Тумраит-Мармуль.
Шестнадцатое, на сумму RO3,6 млн. – на строительство дороги Шалим-аш-Шуваймийя.
Семнадцатое, на сумму RO967,000 – на строительство развязки да двухрядной дороге
Рисайль-Низва.
Восемнадцатое, на сумму RO437,000 – на оказание консультационных услуг для выбора
направления дороги, связывающей Ниябат Хасик с аш-Шуваймийя и подготовку тендерной
документации на проектирование этой дороги.
Девятнадцатое, на сумму RO257,000 – на консультирование, проектирование и надзор
за проектом реабилитации дорожного проекта Батына.
Двадцатое, на сумму RO238,000 – на строительство дороги Хабхаб-Джалуни в провинции
Хайма.
Двадцать первое, на сумму RO205,000 – на проведение дополнительных работ по дорожному
проекту Ибри-Хафит.
Двадцать второе, на сумму RO157,000 – на проведение дополнительных работ по реализации
внутреннего дорожного проекта, ведущего к туристическому объекту в Мукале в районе
Вади Бани Халид в провинции Шаркийя.
Двадцать третье, на сумму RO147,000 – на консультирование по проектам Диба-Хасаб
и Лима-Хасаб.
Двадцать четвертое, на сумму RO117,000 – на сооружение развязки на дороге Джабель
аль-Ахдар.
Times of Oman, 09 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ НАМЕРЕНА ЗАПУСТИТЬ ШЕСТЬ МИНИ-СПУТНИКОВ
Саудовская Аравия либо к концу текущего года, либо в начале следующего запустит
шесть мини-спутников различного применения, включая решение задач обнаружения
воды и минеральных источников, контроля за состояние окружающей среды, городского
планирования, сельскохозяйственного производства и наблюдения за погодой. Эта
группа спутников – часть проекта по разработке и изготовлению 24 мини-спутников,
осуществляющегося саудовскими учеными и конструкторами в рамках программы использования
космических технологий для
коммерческого применения, заявил Принц Турки ибн Сауд, вице-президент Городка
научно-технических исследовательских институтов (KACST) им. короля Абд аль-Азиза,
выступая на международном семинаре по удаленному зондированию, открывшемуся в
субботу. Около 500 специалистов из 29 стран посетили это пятидневное мероприятие.
Принц Турки обнародовал планы KACST по запуску 24 низкоорбитальных спутников.
Два из них, Saudisat-A и Saudisat-B, будут выведены на орбиту российским ракетоносителем
с космодрома Байконур в Казахстане,
а третий телекоммуникационный спутник будет запущен также при помощи российской
ракеты с другого космодрома. Ранее в этом году на низкую орбиту был выведен другой
спутник, задача которого – сбор информации о движении луны. Кроме того, он будет
использоваться для контроля за погодой и состоянием нефтяных месторождений, а
также за перемещением транспортных средств в отдаленных районах. Саудовская Аравия
– вторая рабская страна после Египта, которая запускает собственные спутники.
Arab News, 09 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
ОБЪЕМ ДВУСТОРОННЕЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ОАЭ И ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ ВЫРОС В 2004 Г. НА 30%
Импорт из ОАЭ из Великобритании достиг в прошлом году рекордной отметки в US$5
млрд., что на 30% выше, чем год назад, сообщает эмиратское информационное агентство
WAM. Хотя экспорт из ОАЭ в Великобританию упал на 2.5%, торговый баланс в целом
вырос на 60% в пользу Великобритании, достигнув US$3 млрд. В отчете Торгово-промышленной
палаты Дубая о состоянии британского импорта в страны Залива говорится, что в
2004 г. треть этого импорта в ОАЭ составили продукция машиностроения, электроники
и электротехнические
продукты на общую сумму US$1.5 млрд. На долю Дубая, Абу Даби и других эмираты
приходится, соответственно, 55%, 23% и 23% экспорта ОАЭ в Великобританию, что
составляет US$1.5 млрд. внешнеторгового баланса Дубая, US$311 млн. Шарджи и других
эмиратов. На долю Абу Даби приходится всего два миллиона фунтов стерлингов.
MENAFN, 09 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
ЦЕНТРОБАНК ЕГИПТА: РОСТ ЕГИПЕТСКОГО ЭКСПОРТА НА US$1.9 МЛРД.
В отчете об экспорте египетских сырьевых товаров опубликованном Центробанком
Египта за период с июля по декабрь 2004 г., утверждается, что его объем за этот
период составил US$6.4 млрд., что на US$1.9 млрд. выше, чем аналогичный показатель
периода прошлого года. Рост объясняется, в основном, повышением удельного веса
нефтепродуктов на 47% и ненефтяных продуктов – на 37.5% В отчете говориться также,
что ведущим торговым партнером Египта являются США, на долю которых приходится
28.1% всего товарообмена страны.
Текущий платежный баланс, говориться в отчете, также претерпел некоторые улучшения:
профицит составил US$2.9 млрд. против US$2 млрд. в прошлом году. Причиной улучшения
этой ситуации стали рост поступлений от оказанных услуг и положительной сальдо
денежных переводов от работающих за границей.
The Egyptian State Information Service, 08 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
ЕГИПЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА ВЫРАСТЕТ НА 4 – 4.5%
Предстоящее десятилетие станет свидетелем роста экономики Египта на уровне 4
– 4.5%, говориться в исследовании, опубликованном во Франции. В Саудовской Аравия,
отмечается также в этом исследовании, рост будет составлять только 3 – 3.5% за
тот же период. Эти данные были опубликованы вчера во французской газете Le Monde.
Египетская экономика, отмечала газета, является более диверсифицированной, чем
экономики Ирана и Саудовской Аравии, и не столь зависима от производства и цен
на нефть. Ее основные доходные статьи
– это поступления от туристического сектора, доходы от эксплуатации Суэцкого
канала и переводы египетских рабочих из-за рубежа. С момента падения египетского
фунта в 2003 г., финансовая политика Египта стала более стабильной, говориться
в отчете.
The Egyptian State Information Service, 08 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ ДОЛЖЕН РАСШИРИТЬ СВОЙ АРЕАЛ
Быстрорастущий сектор исламского банкинга и финансовых услуг должен расширить
портфель предложений своих новых и инновационных продуктов и услуг, которые должны
отвечать требованиям современного бизнеса, заявил др. аш-Шейх Мухаммад Абд ар-Рахим
Султан аль-Уляма, профессор и заместитель декана по исследованиям Университета
ОАЭ. Выступая на конференции «Исламские институты: текущее состояние дел и будущие
перспективы», др. Уляма сказал, что глобализация банковской среды исламских финансовых
институтов сталкивается
с проблемой дефицита продуктов и услуг, которыми располагает международное банковское
сообщество. «Чтобы стать значимой глобальной альтернативой на мировом финансовом
рынке, исламские финансовые институты должны предлагать диверсифицированный портфель
продуктов, которые могли бы конкурировать с не-исламскими институтами», - отметил
он. В прошлом году компания Meyer Capital Partners, исламская финансовая компания
из США, запустила Исламский хеджевый фонд. Менеджеры фонда полагают, что все
основные проблемы уже
решены и для этого фонда проблема приобретения популярности среди инвесторов
из стран Залива - сейчас вопрос лишь времени. Этот новый хеджевый фонд даст возможность
его менеджерам использовать в своем портфеле опционы и короткие позиции, полностью
отвечающие требованиям шариата. Представители банковских кругов как традиционных,
так и исламских банков, согласны в том, что для разработки альтернативных инвестиционных
стратегий существует огромный нереализованный потенциал в области управления
исламскими фондами,
особенно – в регионе Залива.
Khaleej Times, 08 мая 2005 г.
________________________________________________________________________
Сводный еженедельный Обзор деловых новостей стран Ближнего Востока и Северной
Африки, структурированных по отраслевому принципу, содержит материалы, собранные
из более 40 оригинальных источников. Для получения образцов еженедельных обзоров
просьба обращаться к автору рассылки по E-Mail. Убедительная просьба не стесняться
собственных имен и фамилий.
При перепечатке ссылка на АЦ «Альпари СПб» обязательна.