Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Деловые новости стран Ближнего Востока и Северной Африки Выпуск 8, 19 апреля 2005 г.


Информационный Канал Subscribe.Ru

________________________________________________________________________
ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ

Выпуск 8, 19 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
НАСЛЕДСТВО РАФИКА ХАРИРИ ВКЛЮЧАЕТ ОГРОМНЫЙ ДОЛГ
Бывший Премьер-министр Рафик Харири оставил после себя очень непростое экономическое
наследство. Его убийство поставило большой вопросительный знак над финансовым
будущим измученной страны. Задолженность Ливана составляет многие миллиарды долларов,
замороженных в гигантских инвестиционных проектах, которые страна вряд ли сможет
выплатить. Многие ливанцы опасаются, что потеря доверия к стране перекроет поток
арабской и западной помощи. Экономисты, отмечавшие необычайную смелость Харири,
одновременно обвиняли
его в слишком большой легкости расходования средств. Харири дважды занимал пост
премьера, с 1992 г. по 1998 г. и с 2000 г. по 2004 г. «Именно связи Харири были
наиболее убедительны для арабских финансистов. Исчезновение Харири стало означать,
что доверие оказалось вновь потерянным», - говорит Николас Чаммас, финансовый
аналитик из Бейрута. «В экономике ожидания значат очень много. Каковы они сейчас?
Двусмысленность, политические дрязги и внезапное осознание того, что даже через
15 лет после окончания войны
человек может быть очень просто ликвидирован. Это – то, с чем мы сегодня имеем
дело», - добавляет он. Основную часть наследства Харири составлял перестроенный
старый коммерческий центр Бейрута, разрушенный долгими годами гражданской войны
и израильской оккупацией. Харири перестроил весь этот район, что вылилось в 30
млрд. долларов.
У находящейся в упадке экономики Ливана не было средств, чтобы заплатить за все
это богатство, поэтому Харири изобрел хитроумную банковскую схему, позволившую
ему набрать кредиты у арабских правительств и инвесторов. «Я думаю, что Рафик,
так как он был строительным подрядчиком, находился под впечатлением саудовской
модели, возникшей в период нефтяного бума», - отмечает Юсуф Шибль, профессор
экономики Американского университета в Бейруте. Харири контролировал строительство
многих дворцов для членов саудовской
королевской семьи. Некоторые полагают, что расходы на эти стройки могли бы быть
значительно ниже, но позиция Харири в этом вопросе было однозначной. «Да, можно
возразить, что он был заинтересован в строительстве инфраструктуры намного больше,
чем в людях, которые бы пользовались ею, но парадокс заключается в том, что если
бы Ливан не потратил огромные суммы на создание этой инфраструктуры, его экономика
так и не встала бы на правильный путь», - добавляет Чаммас. Для многих сегодня
вопрос заключается в том,
в каком направлении двигаться? В прошлом году в стране имел место беспрецедентный
рост на уровне 5%. Ливан посетило рекордное число иностранных туристов, хотя
большая часть из них были арабы, а не западные туристы, которых страна так хотела
к себе привлечь.
Будущий кабинет должен сократить расходы и бюджетный дефицит. Во время правления
Харири размер бюджетного дефицита в стране составлял от 25 до 40%%, в зависимости
от процентной ставки по привлеченным кредитам. Некоторые экономисты полагают,
что Ливану следует реструктурировать свою бизнес-модель, став экспортно-ориентированной
страной, оказать поддержку сельскохозяйственному сектору и промышленности, остановить
массовую эмиграцию молодого поколения, помочь среднему классу снова стать на
ноги, привлечь в экономику
больше женщин. Лишь 35% экономически активного населения страны заняты в экономике
против 50% в США. Работают только 20% женщин, так как пожилые женщины традиционно
остаются дома. Треть населения за последние двадцать лет покинула страну. Численность
населения Ливана в 2000 г. составляла 3,5 млн. человек, из которых мусульман
насчитывалось 70%, а остальные были христианами.
Правительственная статистика говорит о том, что при ежегодном бюджете в ГЫ;5
млрд., торговый дефицит составляет US$7.7 млрд. Некоторые считают, что как только
Сирия на самом деле прекратит контролировать страну, ее глубоко укоренившаяся
мафия также исчезнет, а большая часть средств, которые сегодня уходят в Сирию,
будет оставаться в Ливане. «Сирийцы выкачивают из Ливана ежегодно от US$10 до
US$20 млрд. Они стали партнерами в любых начинаниях. Если правительство хочет
начать реализацию проекта строительства
дороги, у претендента обязательно должен быть сирийский партнер. Если вы хотите
начать работу в гавани, вам не обойтись без партнера из Сирии», - замечает Джебран
Туэйни, издатель респектабельной газеты ан-Нахар. «Сирийцы сумели построить здесь
прачечную для отмывания денег из бизнесов, из комиссий за сделки, из мафии, из
всего», - добавляет он. Однако, многие люди продолжают оставаться оптимистами.
Они считают, что страна сможет справиться со всеми трудностями, как это уже имело
место в прошлом. «В Ливане
появится хорошая и надежная экономика, если мы сможет создать качественное политическое
и юридическое пространство», - говорит Чаммас.
Dawn, 17 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ГОТОВИТСЯ КО ВТОРОМУ РАУНДУ ПЕРЕГОВОРОВ ПО FTA
Правительство ОАЭ проводит подготовку ко второму раунду переговоров по соглашению
о свободной торговле (FTA) с США и Европейским Союзом. Министерство планирования
и экономики провело вчера два специальных заседания, посвященных этому вопросу.
Абд Аллах ас-Салех, помощник заместителя секретаря министра по вопросам международного
сотрудничества, рассказал о результатах предшествующих переговоров по FTA, касавшихся
либерализации товарного сектора и сектора услуг, с США и Австралией, которые
проходили в Сиднее
и Абу Даби. По его словам, на следующей встрече будут рассматриваться вопросы
либерализации строительного сектора страны, и в частности – проблема допуска
зарубежных инвесторов к владению собственностью в данном секторе.
Gulf News, 19 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ НАМЕРЕНЫ КОНКУРИРОВАТЬ В СЕКТОРЕ АРАБСКИХ ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ
Европейские авиалинии требуют от арабских стран разрешить конкуренцию в воздушном
пространстве Ближнего Востока и особенно – в секторе перевозки грузов, завил
один из высокопоставленных представителей арабской авиакомпании. Такое давление
не является оправданным, говорит Абд аль-Вахаб Теффаха, Генеральный секретарь
Организации арабских авиаперевозчиков (Arab Air Carriers Organisation (AACO).
Конфронтацию должен сменить диалог. Причина, по которой европейские компании
стремятся к большей конкуренции – это то,
что значительно усилился уровень соперничества между ними самими. «Европейцы
говорят о конкуренции со стороны таких авиакомпаний, как Emirates, Qatar Airways
и Etihad Airways», - отмечает Теффаха. Они могут зайти так далеко, что потребуют
приватизации государственных арабских авиаперевозчиков. Тефаха отмечает в этой
связи, что в их аргументации содержится серьезное противоречие. Некоторые авиакомпании
в самой Европе работают далеко не в условиях свободного рынка. Более того, «наземное
обслуживание по меньшей
мере в одном из крупных европейских аэропортов не является бесплатным, и, значит,
совершенно неконкурентным. Даже сами европейцы жалуются на это». В то время,
как многие рабские правительства взяли курс на приватизацию государственных авиакомпаний,
такая приватизация не может произойти в одночасье. Арабский авиационный сектор
нуждается в больших инвестициях. Теффаха надеется, что стабильность в регионе
будет способствовать их привлечению.
За последние четыре года рост авиационного сектора в арабских странах шел по
экспоненте. При этом, сектор довольно спокойно реагировал на случавшиеся кризисы.
В прошлом году объем межарабских перевозок увеличился на 17% по сравнению с предшествующим
годом. Поток из арабских стран в США сегодня вернулся на уровень, существовавший
до сентября 2001 г. «Увеличение произошло не за счет туристов, а благодаря росту
семейных перелетов рабских пассажиров».
Располагающаяся в Бейруте, Организации арабских авиаперевозчиков помогает авиакомпаниям
региона стать более конкурентоспособными, говорит Генеральный секретарь этой
организации. Среди недавних инициатив, направленных по укрепление конкурентных
преимуществ местных авиакомпаний – организация совместной закупки топлива, наземного
обслуживания и развертывание глобальной системы дистрибуции в арабском мире,
говорит Абд аль-Вахаб Теффаха. «Недавно был запущен проект соглашения об электронному
приобретению авиабилетов
на арабских авиалиниях. К концу года все арабские авиакомпании смогут полностью
перейти на электронное бронирование авиабилетов», - добавляет Теффаха. Сегодня
среди членов Организации – 23 авиакомпании.
Gulf News, 19 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
TECHNIP ПОДПИСЫВАЕТ ПИСЬМО О НАМЕРЕНИЯХ В КАТАРСКОМ ПРОЕКТЕ
Французская нефтяная компания Technip подписала письмо о намерениях участия в
сделке по строительству гигантского завода по переработке этилена производительностью
1.3 млн. тонн и стоимостью US$800 млн. в Катаре. Ожидается, что Technip окажет
услуги по инженерному обеспечению, снабжению и строительству этого завода. С
катарской стороны письмо было подписано представителем Qatar Petroleum. Совместно
с Technip в реализации этого проекта будут участвовать ChevronPhillips Chemical
Company, Qatar Petrochemical Company
и Total Petrochemicals. Перерабатывающий завод будет представлять собой одно
из крупнейших в мире совместных предприятий между Qatar Petrochemical Company
и Total Petrochemicals (через из совместное предприятие Qatofin) с одной стороны,
и Qatar Petroleum и Chevron Phillips Chemical (через их совместны проект Q-Chem
II).
Инженерные проекты, реализуемые в интересах Q-Chem и Qatofin, оцениваемые приблизительно
в US$2.6 млрд., будут оформлены контрактными соглашениями, соответственно, в
июне и октябре, сказал Министр нефти Катара Абд Аллах аль-Атийя.
Завод по переработке этилена, расположенный в Промышленном городе Рас Лаффан,
проект Q-Chem II и проект Qatofin, как ожидаются, будут введены в строй в середине
2008 г. Дочерние химические компании Total - Qatar и Arkema, достигли принципиального
согласия о заключении сделки на сумму US$500 млн. по удвоению производственной
мощности Qatar Vinyl Company к 2009 г., добавил министр.
TradeArabia,  19 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
АЛЖИР НАМЕРЕН ЗАКУПИТЬ 5 МЛН. ТОНН ЗЕРНА
Алжир – один из крупнейших мировых импортеров зерна, сохранит свой ежегодный
объем закупок на этот год неизменным, на уровне около 5 млн. тонн, заявил представитель
Министерства сельского хозяйства страны. В 2004 г. Алжир импортировал 5.02 млн.
тонн зерна против 5.18 млн. в прошлом году. «Я не думаю, что в текущем году импорт
будет больше. Я бы сказал, мы приобретем приблизительно такое же количество»,
- сказал Амар Ассаба, Директор по производству в Министерстве сельского хозяйства
Алжира. В январе страна
закупила 268.685 тонн пшеницы. Ежегодно Алжир вынужден тратить до US$1 млрд.
в год, чтобы преодолеть разрывы в снабжением продовольствием. Объем сельскохозяйственного
производства в стране в прошлом году составлял 4 млн. тонн.
Reuters, 18 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
ЕГИПЕТ ПОКУПАЕТ ФРАНЦУЗСКУЮ, АМЕРИКАНСКУЮ И РУССКУЮ ПШЕНИЦУ
Представитель крупнейшей египетской зерновой компании сообщил, что 21-31 мая
в страну будет отгружено 145,000 тонн французской, американской и русской пшеницы.
Махмуд Абд аль-Хамид, Вице-президент Генерального агентства по поставке сырьевых
товаров (General Authority for Supply Commodities (GASC), сказал, что Египте
приобрел четыре партии:
-       60,000 тонн французской мучной пшеницы по цене US$129.97/т. FOB у компании
Louis Dreyfus;
-       55,000 тонн американской твердой пшеницы по цене US$143.23/т. FOB у компании
Louis Dreyfus с поставкой из US Gulf;
-       30,000 тонн российской пшеницы по цене US$125.00/т. FOB у компании, которую
он назвал Silverstone.
Представитель GASC заявил вчера, что в период с 21 по 31 мая текущего года в
Египет будет поставлено от 30,000 до 60,000 тонн пшеницы из США, Франции, Британии,
Австралии и России. С начала нового финансового года, начинающегося 01 июля,
GASC уже закупило 4.86 млн. тонн импортной пшеницы, в основном на международных
тендерах. Крупнейшими поставщиками, начиная с июля, были США, Аргентина и Франция.
Египет является одним из крупнейших мировых импортеров пшеницы. Ежегодный импорт
пшеницы в страну достигает от
шести до семи миллионов тонн. Правительство Египта пытается расширить посевные
площади под пшеницу, чтобы стимулировать внутреннее снабжение.
Reuters, 18 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
САУДОВЦЫ НЕ ПРИЗНАЮТ ФАКТ ПОДПИСАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ С ФРАНЦИЕЙ О ПОСТАВКЕ САМОЛЕТОВ
Саудовская Аравия не подписывала никаких соглашений с Францией о приобретении
военных самолетов в ходе визита Крон-принца Абд Аллаха в Париж, заявил Министр
иностранных дел Принц Сауд аль-Файсал. «Визит Принца Абд Аллаха был чем-то большим,
чем просто обсуждение коммерческих соглашений», - писала французская Le Figaro
со ссылкой на Принца Сауда. Крон-принц и французский Президент Жак Ширак договорились
создать совместные предприятия и компании, а также развивать торговые отношения,
писала Arab News. Комментируя
сведения, содержащиеся в некоторых пресс-релизах о приобретении самолетов и сборке
поездов, Принц Сауд сказал, что эти проекты не обсуждались во время двусторонних
переговоров. «Никаких решений по этим вопросам принято не было, поэтому, естественно,
мы и не могли подписать никаких соглашений на этот счет», - пояснил Принц.
TradeArabia, 19 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ТУРБИН НА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ В KOREIMAT БУДЕТ СТОИТЬ LE666 МЛН.
Министр электроэнергетики Египта Хассан Юнис сообщил вчера, что он подписал три
контракта на поставку 750КВт газовых турбин. Два контракта предусматривают поставку
турбин на электростанцию в Koreimat, расположенную в 55 км. к югу от Каира, причем
одна из турбин будет резервной, а третий – поставку турбины на электростанцию,
расположенную в Дамиетте. По словам Юниса, Министерство электроэнергетики намерено
увеличить мощность электросети Египта до 4.500 МВт к 2007 г. Новая очередь на
станции в Koreimat будет
финансироваться за счет European Investment Bank (EIB) и OPEC Fund for International
Development, понимающих значение этих проектов для Египта. После ввода в действие
второй очереди на станции в Koreimat, ее общая мощность вырастет да 1.300 МВт,
а в дальнейшем – до 2.050 МВт. Это даже выше, чем мощность высотной Асуанской
плотины. Министр пояснил, что стоимость турбин, приобретаемых для станции в Koreimat,
составляет LE633 млн., а стоимость работ на второй очереди – LE790 млн. Говоря
о значении строительства
этой станции, министр отметил, что на ее сооружение уже было израсходовано LE13
млн.
The Egyptian State Information Service, 18 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЕГИПЕТСКОГО ЭКСПОРТА В США
Др. Али Ауни, Председатель комитета по свободным зонам (QUIZ) в Министерстве
промышленности и внешней торговле сказал, что не исключает возможности того,
что египетская сторона, подписавшая с США и Израилем соглашение по QUIZ, возможно,
получит большие привилегии, чем Иордания, имеющая аналогичное соглашение с США.
Новые льготы будут распространяться на экспортные тарифы на ряд товаров. Норма
в 11.7%, на которой настаивает Израиль, отметил др. Ауни, не является препятствием
для египетского экспорта. Американская
сторона также называет ставку в 11.7%. По словам Ауни, заключение тройственного
соглашения по QUIZ призвано усилить египетский экспорт на американский рынок.
Только в Александрии, добавляет он, расположено 111 фабрик и компаний, подпадающих
под действие данного соглашения.
The Egyptian State Information Service, 18 апреля 2005 г.
________________________________________________________________________
КОРОЛЕВСТВО СОЗДАЕТ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ЗОНЫ
Первая Интегрированная технологическая зона будет создана в Восточной провинции
королевства. Ее организация будет означать начало производства высокотехнологичных
продуктов в Саудовской Аравии. Представитель недавно созданной Саудовской организации
по производственным объектам и технологическим зонам (Saudi Organization for
Industrial Estates and Technology Zones (SOIETZ) заявил в интервью Arab News,
что первая технологическая зона - Dammam Technology Zone (DTZ), будет расположена
на территории 3.5 млн. кв.
м. В ней будут кучно размещены высокотехнологичные предприятия и компании, основывающиеся
на знаниях, специализирующиеся в области энергетики, нефтехимии и производстве
новых материалов. Этот проект призван положить начало возникновению новых технологических
зон в стране. Согласно разработанного мастер-плана, SOIETIZ объявит тендер на
разработку и управление проектом DTZ для компаний частного сектора на условиях
BOT. Распределение участков будет проведено на конкурсной основе. О дате конкурса
будет объявлено
в местной и международной прессе. Участники тендера должны будут подавать свои
заявки с учетом основных положений разработанного мастер-плана.
Технологические зоны в королевстве рассматриваются в качестве нового инструмента
для местных и зарубежных инвесторов. Они должны превратиться в площадку, с которой
королевство произведет запуск своей программы высокотехнологичного производства.
По формату, саудовские технологические зоны будут походить на Dubailand, где
различные типы высокотехнологичных производств сведены в отдельные группы.
Ежегодно Саудовская Аравия импортирует товаров и услуг на сумму около US$31 млрд.
Рынок страны характеризуется наличием большого числа потребителей, имеющих значительные
средства, предназначенные на потребление. Кроме огромного богатства и центрального
положения страны в регионе Ближнего Востока, стратегическое местоположение королевства
позволяет в полной мере воспользоваться возможностями международной торговли
со странами Азии, Африки и Европы. Учитывая, что подавляющая часть населения
страны находится в
возрасте до 30 лет, королевство может считаться ведущим рынком в регионе Ближнего
Востока для огромного числа потребительских и импортных товаров, медийных и образовательных
материалов, а также услуг финансовых организаций, организаций здравоохранения,
IT, розничной торговли, оздоровления и недвижимости. Создание DTZ должно возвестить
о серьезном изменении движения страны в сторону импортозамещения.
Arab News, 19 апреля 2005 г.
___________________________________________________________________________
Еженедельный Обзор деловых новостей стран Ближнего Востока и Северной Африки,
структурированных по отраслевому принципу, содержит материалы, собранные из 40
оригинальных источников.
При перепечатке ссылка на АЦ «Альпари СПб» обязательна.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.world.news.menanews
Отписаться

В избранное