Спрос на бизнес-образование, несмотря на кризис, вырос...
Финансовый кризис 2009 года не привёл к снижению спроса на бизнес-образование. Об
этом свидетельствуют данные ассоциации бизнес-школ Graduate Management Admission Council.
В 2008–2009 учебном году число сдававших тест GMAT, необходимый для зачисления на
программы MBA, в среднем вырос на 7,6% по сравнению с 2007–2008 учебным годом и составило
265,6 тыс. человек. Не все абитуриенты, которые проходили тест, в итоге поступают на
данные программы, однако тенденция увеличения спроса очевидна...
Вместе с тем, востребованность варьируется в зависимости от вида программы. На 21% возрос
интерес к одногодичным программам full-time MBA, на 14% - к программам flexible MBA.
Спрос на программы part-time MBA увеличился на 7%. В то же время, количество абитуриентов
двухгодичных программ full-time MBA существенно не изменилось, а спрос на программы
Executive MBA сократился на 25%.
Кроме того, наблюдалось перераспределение спроса на программы МВА по географическому
критерию.
В частности, в 2008–2009 учебном году впервые за последние годы количество абитуриентов в
бизнес-школах США оказалось меньшим, чем количество абитуриентов в других регионах в
совокупности: 130 тыс. человек против 135 тыс. человек.
Спрос на программы в американских бизнес-школах составил 3,1%, тогда как в других странах
- 11,8%. При этом США по-прежнему удерживали лидирующую позицию в мире по числу
студентов, обучающихся на программах МВА. По информации компании Business Strategy, в
2009 году впервые за последние годы 3% иностранных студентов (в основном, это граждане
Индии и Южной Кореи).
Факторами снижения спроса на обучение в бизнес-школах США стали:
∙ высокая стоимость программ по сравнению с ценами в других странах;
∙ необходимость финансирования обучения в течение более продолжительного периода (2
года в США по программе full-time, тогда как в Европе - 1 год);
∙ сложности предоставления кредитов без поручителя;
∙ трудности получения разрешения на работу в США для иностранных студентов.
Также среди тенденций в кризисном 2009 году стоит отметить существенное сокращение
программ кредитования зарубежных слушателей программ МВА, проводимые некоторыми банками и
другими организациями.
В связи с этим крупные бизнес-школы разработали собственные программы кредитования на
выгодных условиях, что стало существенным конкурентным преимуществом в привлечении
студентов. В качестве пример можно привести Duke University’s Fuqua Graduate School of
Business.
В 2009 году среди слушателей программ МВА в западных странах наблюдалось изменение
мотивации к получению бизнес-образования. Если в 2004–2008 годах наиболее значимым
фактором, мотивирующим к прохождению full-time-программ МВА, выступало стремление к
повышению уровня доходов в будущем, то в 2009 году преобладающая часть слушателей
программ МВА преследовала цель расширения своих профессиональных знаний и навыков.
Таковы результаты исследования, проведённого компанией Carrington Crisp совместно с
Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) и Ассоциацией бизнес-школ. В опросе
принимали участие 45 тыс. студентов 80-ти бизнес-школ из 20 стран.
Победители PING-премии в номинации "Наука и техника" 2002.
Победители 1-го Украинского Фестиваля Интернет - "Образование и Наука" 2002.
Призеры конкурса Web-Resurs - "Самый информативный сайт" 2008.
(C)
ООО "Гольфстрим+"
Член Европейской Бизнес Ассоциации (EBA)
Тел. + 38 (0577) 175-177, 19-96-96
0-800-505-9-80 (со стационарных бесплатно)