Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Импичмент президенту Румынии - намек для Ющенко?


РИА Новый Регион. Версия 2.0
Пятница, 27 апреля 2007 г., 07:30 (Мск)

Слушайте новости интернет-радио на NR2.FM!!!

Новый Регион -- Приднестровье
27.04.07 07:30, N 1210

Импичмент президенту Румынии - намек для Ющенко?

27.04.07 03:05

Бухарест, Апрель 27 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) - Пока внимание российских наблюдателей было приковано к событиям на Украине, более существенные дела случились в соседней с ней стране - Румынии.

В Бухаресте "оранжевому" президенту объявили импичмент. Что же привело к такому неожиданному для чинного Евросоюза развитию событий?

Как сообщает корреспондент "Нового Региона", об этом пишет политический обозреватель информационно-аналитического журнала Глобалрус.ру Максим Артемьев.

В декабре 2004 года на очередных президентских выборах правящие посткоммунисты из Социал-демократической партии Румынии выдвинули кандидатуру тогдашнего премьера Адриана Нэстасе - взамен патриарха румынской политики Иону Илиеску.

Но случилась сенсация. Номинированный демократической оппозицией мэр Бухареста Траян Бэсеску выиграл выборы. Причем после первого тура он отставал на семь процентов. Но в это же самое время на Украине случилась "оранжевая" революция.

И между двумя турами команда Бэсеску резко активизировалась и поменяла тактику. Ею был взят на вооружение оранжевый цвет, по украинскому образцу ("Так!") лозунгом избрали "Да" (в румынском языке, как и в русском, "da" означает "да").

Манифестантам раздали оранжевые куртки и палатки. Натиск удался, и с минимальным перевесом Бэсеску победил. Но буквально с первого же дня - как и у Ющенко - у него начались проблемы. Однако прежде скажем несколько слов о нашем герое.

Траян Бэсеску родился в 1951 возле крупнейшего портового города Констанца. Выбор профессии был предопределен местом появления на свет. Бэсеску стал моряком. Карьера продвигалась стремительно. В тридцать три он стал капитаном самого большого корабля румынского флота - нефтяного танкера "Бируинца" ("Победа" - РИА "НР").

Сподвижники президента (пока не "экс" - речь о том впереди) называют потому его с гордостью "морским волком". Революция 89-г года, покончившая с диктатором Чаушеску, застала его в Антверпене на должности главы представительства румынского торгового флота.

Так что к моменту начала активной политической деятельности Бэсеску обладал навыками руководства большими коллективами, привык к лидерству, разбирался в хозяйственной деятельности в условиях рынка. Неслучайно вскоре после революции его пригласили в кабинет на должность министра транспорта.

Правда, карьера в коммунистической Румынии имела свою обратную сторону - неизбежное сотрудничество с грозной "Секуритате". Бэсеску не был штатным сексотом, но отчеты в спецслужбу после загранплаваний отправлял регулярно.

Позже, во время предвыборных дебатов он сказал своему сопернику знаменитую фразу: "Трагедия Румынии заключается в том, что мы оба в прошлом - члены компартии".

В 2000 году активного министра оппозиция выдвинула на пост мэра Бухареста. Бэсеску победил, а в 2004 - переизбрался. Руководя столицей, Бэсеску прославился борьбой с бродячими собаками (вопрос немаловажный для больших европейских городов - Москву эти животные одолевают так же, но в предвыборные программы он у нас, почему-то, не включается).

Ему удалось сократить их численность с 300 000 до 25000, но, одновременно, он заслужил ненависть защитников прав животных, обвинявших его в жестоком обращении со зверями. Также ему удалось улучшить водо- и электроснабжение, работу общественного транспорта.

С таким послужным списком он был избран альянсом "Справедливость и правда" в качестве кандидата в президенты. Альянс образовали две основные оппозиционные партии - Демократическая (самого Бэсеску) и Национал-либеральная - под руководством нынешнего премьера Кэлина Попеску-Тэричану. Вторая была сильнее и многочисленнее, но Бэсеску оказался более раскрученным и харизматичным лидером.

Румыния, как Украина, президентско-парламентская республика. Президент не является только символом государства, однако значительная часть полномочий передана правительству. Бэсеску же пообещал избирателям быть "президентом-игроком".

Он постоянно вмешивался в текущую деятельность кабинета, что привело к обострению отношений между ним и премьером. В известном смысле премьер Попеску-Тэричану выступал в роли Тимошенко, то есть вроде бы и "свой", но в то же время - соперник.

Следует учитывать, что победившая коалиция двух партий не имела большинства в парламенте, и ей пришлось вербовать себе сторонников среди малых партий. Это делало положение кабинета очень шатким.

Ровно через два года коалиция развалилась, из нее вышла одна из маленьких партий, и правительство стало правительством меньшинства. К этому времени разногласия между премьером и президентом уже не скрывались.

Бэсеску публично назвал Попеску-Тэричану "лжецом" и всячески вставлял ему палки в колеса. Стоило премьеру объявить о предстоящем выводе румынского контингента из Ирака, как президент его опровергал.

Раскол прошел и через кабинет. Поскольку все министры делились на "людей Бэсеску" и "людей Попеску-Тэричану", то нормальная работа приостановилась. Премьер попытался выгнать всех президентских ставленников и назначить исключительно своих однопартийцев. Бэсеску отклонял все кандидатуры.

Это вызвало ступор в государственном аппарате, число ведомств без начальников росло, как снежный ком. В итоге 2 апреля Попеску-Тэричану просто-напросто разорвал союз с Демократической партией и сформировал свой кабинет безо всякого президентского участия - и получил вотум одобрения парламента.

Но, как оказалось, это был лишь первый радикальный удар по президенту. Вторым стало вынесение импичмента 19 апреля. Вокруг него объединились прежде непримиримые противники - социал-демократы и национал-либералы.

Первые мстили за "оранжевую революцию", лишившую их власти, вторые - за нелояльность. Большинство было подавляющим - 322 голоса, против - 108. Накануне Конституционный суд признал основания для вынесения импичмента незначительными.

Депутаты обвиняли Бэсеску в том, что он 19 раз нарушил конституцию, в т.ч. незаконно давал команду на прослушивание телефонных разговоров неугодных политиков, не проводил консультации с парламентом, мешал правительству работать и т.д.

Теперь полномочия Бэсеску приостанавливаются, а 19 мая в стране состоится референдум, на котором румыны должны либо подтвердить, либо опровергнуть решение парламентариев.

Румынию ждет жаркий месяц яростной агитации за и против, изощренные интриги, публичная и подковерная политическая борьба, где ставкой является президентское кресло. По свежим данным соцопросов, 52% румын примут участие в референдуме, но пока 65% из них - против импичмента.

Параллели с Виктором Ющенко вполне очевидны. Думается, вести из Бухареста были восприняты в президентском дворце в Киеве с большой тревогой. А ведь в отличие от нерешительного банковского работника Ющенко, Траян Бэсеску - боец, как и положено настоящему капитану.

Его рейтинг - самый высокий среди всех возможных кандидатов. Он пользуется популярностью в своей стране. Однако, вопреки первоначальным обещаниям ("откажусь от должности через пять минут после голосования в парламенте"), он в отставку подавать не стал.

Напротив, на многотысячном митинге в свою поддержку он вышел к народу и объявил, что поступить так - значит признать свою вину. В отличие от Ющенко, он смело воплощал в жизнь обещанное. При нем страна вошла в Евросоюз и провела болезненные антикоррупционные реформы.

18 декабря прошлого года Бэсеску произнес историческую речь в парламенте по итогам работы созданной им комиссии о преступлениях коммунистического режима, где признал, что число жертв диктатуры составляет около двух миллионов человек.

Румынский пример убеждает нас в том, что происходящее на Украине - не случайно. "Оранжевые" приходят во власть, имея колоссальный кредит доверия, но он истощается очень быстро. Причин много: завышенные ожидания избирателей, борьба за власть внутри стана победителей, умелое противодействие оппозиции, естественная усталость сограждан.

Чем ниже стартовый уровень для построения демократии, тем труднее наладить конструктивное взаимодействие в рамках правового государства. Начинается война по Гоббсу - "всех против всех". Компромиссы отвергаются по определению, победитель получает все, проигравший - ничего.

Политика заменяется политиканством. Принципы - сиюминутными аферами. Вожди переходят из лагеря в лагерь с удивительной легкостью.

Энергичный Бэсеску захотел большего, чем ему положено по конституции - и поплатился. Вялый Ющенко не смог консолидировать свою команду - и также расплачивается потерей власти и авторитета. Политика - искусство возможного. А оба президента хотели невозможного.

(C) 2007, NR2.Ru, "Новый Регион", 2.0

Адрес на сайте - http://www.nr2.ru/pmr/116852.html


Олег Дерипаска хочет купить автомобильный завод в Румынии

27.04.07 02:08

Москва - Бухарест, Апрель 27 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) - Олег Дерипаска собирается купить завод по сборке автомобилей в Румынии. Румынская государственная комиссия по приватизации сообщила, что получила три заявки на покупку контрольного пакета автомобильной компании Daewoo Automobile Craiova.

"К окончанию срока подачи ... были представлены заявки компаний General Motors Corporation, Ford Motor Company и "Русские машины", - говорится в официальном сообщении ведомства.

Как передает корреспондент "Нового Региона", ОАО "Русские машины" объединяет машиностроительные активы компании "Базовый элемент", которую контролирует Олег Дерипаска. Почти год назад бизнесмен разделил производство машин на гражданское и военное.

В августе 2006 года из группы "ГАЗ", входящей в автомобильный холдинг "Русские машины", была выделена Военно-промышленная компания для управления производством военной техники. Цель реорганизации заключалась в том, чтобы разделить автомобилестроительный бизнес "Русских машин" на публичный (группа "ГАЗ") и непубличный (Военно-промышленная компания).

Daewoo Automobile Craiova была создана корейской Daewoo Motor в городе Крайова на юге Румынии в 1998 году. Проектная мощность завода составляет 130 тысяч автомобилей и 300 тысяч двигателей в год. 51% акций принадлежал корейцам, 49% контролировало румынское правительство, которое позже передало права на пакет румынской государственной автомобильной компании Craiova.

После банкротства Daewoo Motor часть производства выкупила в 2002 году американская General Motors, но заводов Daewoo в Румынии, Польше или Узбекистане среди них не оказалось.

После банкротства Daewoo румынский завод резко сократил объемы производства - до 30 тысяч машин в год. Позже ситуация стабилизировалась, и доходы компании составляли 150 млн. долларов в год, а на продукцию завода (четыре модели автомобилей Daewoo - Cielo, Matiz, Nubira и Tacuma) был постоянный спрос на румынском рынке.

Через четыре года, в августе 2006-го, правительство Румынии подписало с корейской Daewoo Motor соглашение о выкупе ее доли - 51% акций - за 60 млн. долларов с расчетом продать автозавод до конца года крупной автомобильной компании. Власти также добились прощения долгов завода, пишет деловая газета "Взгляд".

Ранее румынское правительство уточнило планы - на продажу выставлялось 72,4% Daewoo Automobile Craiova. Предполагалось, что они будут проданы к лету 2007 года. А в среду, 25 апреля, правительство добавило к этому пакету еще 22%, которыми владела инвестиционная компания SIF Oltenia.

В январе 2007 года о планах участвовать в тендере на покупку 51% Daewoo Automobile Craiova заявила украинская компания "Укравто". Это могло бы удешевить комплектующие для производства машин - румынский завод основной поставщик запчастей для автомобилей Lanos и Aveo, которые производит Укравто.

Согласно экспертной оценке, румынские власти могут выручить за выставленный на продажу пакет порядка 200 млн. долларов. Покупка автомобилестроительных мощностей в Румынии может быть привлекательной для многих производителей.

Среди преимуществ республики - дешевая рабочая сила и комфортные налоговые условия. Примером успеха для инвесторов служит завод Dacia, который принадлежит компании Renault.

По мнению российских экспертов, Олег Дерипаска мог бы выбрать другое направление развития своего автомобильного бизнеса. "Производство легковых автомобилей не самый выгодный бизнес - слишком высокая конкуренция. Гораздо лучше продавать и обслуживать машины, чем их собирать", - считает аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов.

(C) 2007, NR2.Ru, "Новый Регион", 2.0

Адрес на сайте - http://www.nr2.ru/pmr/116850.html


Все публикации за 27.04.07

Выпуск N 1210, Архив Рассылки

Вы получаете рассылку полнотекстных публикаций несколько раз в день. Если вы не хотите получать так много писем, то вы можете отписаться от этой рассылки и оформить подписку на "Дайджест новостной ленты"

Также предлагаем обратить внимание на другие наши рассылки.


(C) NR2.Ru: Российское информационное агентство "Новый Регион". Версия 2.0, август 2004. При использовании информационных материалов ссылка на "Новый Регион" обязательна
(C) Трансрегиональная медиа-группа "NR2.Ru", 2004.


В избранное