Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки - СПЕЦВЫПУСК!!!


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



ТУ-154 упал в Черное море

Главная версия произошедшего - теракт

66 пассажиров и 11 членов экипажа пассажирского авиалайнера ТУ-154 погибли в результате авиакатастрофы, произошедшей над Черным морем, вчера днем. Самолет выполнял рейс по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. В 13.44 он пропал с экранов радаров. Чуть позже стало известно, что ТУ-154 упал в море в 180 километрах юго-западнее Адлера.

Спецслужбы почти сразу объявили, что основной версией произошедшего считается теракт. Пилот самолета АН-24 армянской авиакомпании, летевший из Еревана в Одессу, сообщил, что видел падающий в море лайнер. А перед этим он наблюдал что-то вроде взрыва на его борту. Это подтверждают и пилоты компании "Коми-авиа", также оказавшиеся неподалеку от места трагедии. В то же время, по сообщению пресс-службы ФСБ, прорабатываются и другие версии, среди них нештатная ситуация на борту, ошибка пилотов, отказ обоих двигателей и даже взрыв газового баллона. В то же время, как стало известно, никаких угроз экипаж самолета перед полетом не получал. Одно из американских информагентств передало сообщение о том, что ТУ-154 якобы по ошибке был сбит зенитной ракетой с территории Украины. Но никаких комментариев на сей счет пока не поступало.

Погибший самолет принадлежал новосибирской авиакомпании "Сибирь". По первоначальным данным, полученным из тель-авивского аэропорта Бен-Гурион, все пассажиры ТУ-154 были гражданами Израиля. Однако потом выяснилось, что 15 пассажиров являлись гражданами России. В их числе был и заместитель генерального директора авиакомпании "Сибирь" по безопасности Виктор Алексеев. Он совершал инспекционную поездку.

Ближе к вечеру появилась информация, что ТУ-154 якобы совершил промежуточную посадку в болгарском городе Бургас. CNN даже сообщила, что там на борт поднялись еще 6 человек. Однако почти сразу администрация бургасского аэропорта опровергла эту информацию - самолет в Болгарии не приземлялся.

Глубина моря в районе падения самолета более километра. Поначалу спасатели предполагали, что пилоты аварийного самолета могли приводнить терпящий бедствие лайнер. Поэтому к месту катастрофы срочно вылетели вертолет МЧС Ми-8 и самолет АН-12 министерства обороны, а также вышли спасательные суда из Новороссийска и Туапсе. Все они были оснащены спасательным оборудованием и плотами. Но найти удалось только обломки самолета и несколько мертвых тел. В настоящее время спасательные работы продолжаются. Главная цель - найти "черные ящики" погибшего ТУ-154. Погода пока благоприятствует работе спасателей.

Создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств катастрофы. Ее по личному распоряжению президента Владимира Путина возглавил Владимир Рушайло. Кстати, сам президент, как сообщили информационные агентства, склоняется к версии теракта. Также считают и первые лица в Израиле. По факту гибели самолета генеральная прокуратура уже возбудила уголовное дело.



Хроника катастрофы

09.54 московского времени. Ту-154 авиакомпании «Сибирь» вылетел из израильского аэропорта Бен-Гурион по маршруту Тель-Авив - Новосибирск.

13.30. Самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта в Ростове-на-Дону. Все было штатно, самолет шел на высоте 11 110 метров, скорость 850 км в час.

13.44. Лайнер пропал с экранов локаторов. Диспетчеры запросили воздушные суда, находившиеся в том районе. Командир самолета Ан-24 армянской авиакомпании сообщил, что слева от него взорвался самолет, его обломки падают в море. (Впоследствии будет установлено, что на борту самолета произошли два взрыва с интервалом в несколько десятков секунд.) Президенту России Владимиру Путину доложено о катастрофе. Президент дает поручения Министерству обороны и МЧС России о немедленной организации поисково-спасательных работ. Секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло назначен председателем комиссии по расследованию причин катастрофы.

14.05. В район катастрофы вылетели поисковый самолет Ан-12 и два вертолета Сочинского отряда МЧС. Туда же вышли спасательные буксиры «Меркурий» и «Туапсе», а из Новороссийска - судно «Капитан Бикленищев». В Геленджике готовится к выходу судно МЧС «Спасатель Прокопчик».

16.00. К месту падения Ту-154 вышел пограничный сторожевой корабль «Гриф» Новороссийской морской бригады Северо-Кавказского регионального управления ФПС России.

16.20. Сочинские спасатели доложили с вертолета: обнаружены плавающие на воде обломки самолета, одно тело и большое масляное пятно. Разброс обломков - примерно два с половиной километра. По словам начальника ГО и ЧС Краснодарского края Петра Ефремова, самолет упал на глубину двух тысяч метров.

16.45. К месту катастрофы подошел теплоход «Вакулов». Вертолеты поисково-спасательного отряда и спасательной службы аэропорта Сочи возвращаются назад. По их информации, на месте падения самолета - большой керосиновый след и множество плавающих тел. Живых на воде не обнаружено.

17.05. Из сочинского порта к месту аварии вышло судно «Канин».

18.30. На месте катастрофы начаты спасательные работы, из моря поднято несколько мертвых тел.

19.00. Сухогруз «Капитан Вакулов» поднял на борт тела трех женщин и одного мужчины.

19.30 Из воды извлечены тела уже шестерых человек: пяти женщин и одного мужчины.

(По сообщениям наших корреспондентов и информагентств.)

ВЕРСИИ
Лайнер был сбит ракетой украинской ПВО? Вчера наши соседи как раз отрабатывали противодействие самолетам противника...


Несмотря на сугубо предварительный и поэтому не полностью подтвержденный характер информации по трагедии над Черным морем, главным стало предположение, что сибирский Ту-154 рухнул вовсе не из-за теракта. Сработавший в первый час «синдром 11 сентября» отступил перед информацией, полученной из США, скорее всего, с американских спутников-шпионов.

Однако все версии рассматриваются специалистами параллельно, поэтому начнем не с эмоций, а с объективных факторов.

Версия № 1. Как утверждают американские телекомпании Эй-би-си и Си-би-эс со ссылкой на источники в администрации Белого дома, российский самолет Ту-154 был сбит украинской ракетой класса «земля-воздух». Она предположительно могла быть запущена из района Феодосии с полигона Чауда, где в тот момент проходили учения украинской ПВО. Их целью была отработка противодействия «самолетам противника». Ракета была отстреляна с установки С-300 (по американской информации, таких комплексов на учениях было два). Хотя не исключено, что пуск мог быть осуществлен и террористами. Обычно американцы неизменно фиксируют со спутников все учения, а сейчас они к тому же следят за любыми перемещениями воинских частей и техники, так что, вполне возможно, что космический «шпион» зафиксировал факт пуска.

Эта версия вчера категорически опровергалась украинской стороной.

Версия № 2. Техническая неисправность самолета, возникновение нештатной ситуации на борту - от взрыва кислородного баллона до какого-то ЧП в кабине пилотов. Упавшему в море самолету было 10 лет.

Версия № 3. Сразу оговоримся: зная жесткость мер проверки в аэропортах Израиля, практически невероятным кажется факт проникновения на борт террористов со взрывным устройством - уж особенно пристрастно на посадке досматривают лиц «арабского происхождения».

Но если это все-таки очередная акция камикадзе, то можно предположить, что речь идет о продолжении цепочки терактов, которые были совершены в США. Усама бен Ладен, подозреваемый в их организации, начал с того, что уничтожил военного руководителя антиталибского Северного альянса Ахмад Шаха Масуда. Поскольку Россия несколько лет оказывала ему и его сподвижникам как моральную, так и материальную помощь, этот фактор мог сыграть свою роль в выборе «национальной» принадлежности самолета. Кроме того, известно, что люди бен Ладена тесно связаны с чеченскими боевиками - это вторая причина, по которой мишенью мог стать российский самолет: чтобы «наказать» Москву за ее решительное противодействие национальному экстремизму.

Версия №4. Самолет могли взорвать чеченские экстремисты, вдохновленные трагедией 11 сентября, но не получившие на это прямых указаний бен Ладена.

Версия № 5. Теракт мог быть осуществлен палестинскими экстремистами, не согласными с намерением Ясира Арафата добиваться урегулирования ситуации на Ближнем Востоке. В пользу этого говорит тот факт, что выбран именно рейс из Тель-Авива. На его борту находился 51 гражданин Израиля (хотя наверняка некоторые, если не многие из пассажиров, имели двойное гражданство - еще и российское). Если исполнителями были палестинцы, то факт взрыва именно рейса, отправляющегося из Израиля, является символичным. Но вполне вероятно, что эти палестинцы могли направляться все тем же Усамой бен Ладеном: сейчас именно ему (или тому, кто на самом деле стоит за «террористом № 1) очень важно насмерть столкнуть две конфликтующие стороны, а заодно подтолкнуть американцев и их союзников под горячую руку все-таки нанести удары по «гнездам террористов» в палестинской автономии, Сирии, на юге Ливана и т. д., чтобы против США ополчился весь арабский мир.

Свидетельство спасателя

Заместитель начальника поисково-спасательной службы сочи Николай Каргин: мы были на месте через 45 минут...

- Полчаса наш Ми-8 летал на расстоянии 30 метров от места падения Ту-154. В море плавали обломки самолета, самый большой - не более одного метра; части шасси и двигателя. Потом на поверхность поднялось керосиновое пятно, а следом - тела погибших и фрагменты тел. Всего мы насчитали 10 погибших. Скорее всего, самолет развалился от удара о воду, а не потерпел аварию в воздухе. В противном случае части были бы разбросаны по гораздо большей площади моря, они же плавали компактно. В месте падения самолета огромная расщелина, уходящая в глубь моря на два километра. Поэтому достать "черный ящик" будет почти невозможно.



РЕПОРТАЖ ИЗ ТЕЛЬ-АВИВА

Пассажиры рейса 1812 летели на праздник


Большинство пассажиров вылетели в Новосибирск для того, чтобы отметить там еврейский праздник «Суккот». В Министерстве транспорта мне сообщили, что 51 билет был куплен в Израиле, причем в оба конца. Это дает основание сделать вывод, что купившие его люди – израильтяне. Но в списках очень много пассажиров с русскими фамилиями. В числе израильтян, скорее всего, немало обладателей двойного гражданства.

Экипаж получил своевременное разрешение на взлет после проведения всех необходимых и весьма жестких проверок службами безопасности.

Министр транспорта Израиля Эфраим Снэ немедленно занялся разбором ситуации. Он сообщил, что в самое ближайшее время состоится экстренное заседание Кабинета министров страны.

В Министерстве транспорта сообщают, что у израильских властей пока нет каких-либо точных данных, объясняющих причины катастрофы над Черным морем. Министр связывается с российскими представителями.

Сразу же после известия о катастрофе Ту-154 администрация аэропорта имени Бен-Гуриона отменила все полеты до выяснения обстоятельств гибели российского лайнера.

Вчера служба безопасности израильского международного аэропорта имени Бен-Гуриона провела дополнительную тщательную проверку всех документов, касающихся прибытия самолета Ту-154 вечером в среду и его отлета утром в четверг. Тщательно проверялись и списки пассажиров - нет ли среди них подозрительных лиц. Данные о некоторых пассажирах в настоящее время изучаются.

Рейс Тель-Авив - Новосибирск был беспосадочным, и ни о каких промежуточных остановках в Болгарии или России речь с самого начала не шла.

Андрей ПРАВОВ. (Соб. корр. РИА-«Новости» - специально для «КП»). Тель-Авив.



Кто был на борту рейса 1812
Пассажиры...

(русский вариант имен дается в обратной транскрипции - реальное написание может быть иным)

1. Azbel D. Mr Азбель Д., муж.
2. Baskakova Y. Mrs Баскакова Ю., жен.
3. Belinitcher V. Mr Белинитчер В., муж.
4. Bourlakov D. Chd Бурлаков Д., реб.
5. Bourlakov L. Mr Бурлаков Л., муж.
6. Kheyfets Valery Mr Хейфиц Валерий, муж.
7. Latouchkine N. Chd Латучкин Н., реб.
8. Lejnina R. Mrs Лехнина Р., жен.
9. Milostnykh N. Mr Милостних Н., муж.
10. Nazarova L. Mrs Азарова Л., жен.
11. Netchai G. Mrs Нечай Г., жен.
12. Netchai E. Mr Нечай Е., муж.
13. Oklinev Y. Mr Оклинев Ю., муж.
14. Zolotko T. Mrs Золотко Т., жен.
15. Bukatova T. Mrs Букатова T., жен.
16. Dikman S. Mr Дикман С., муж.
17. Gorbluk N. Mrs Горблюк Н., жен.
18. Gorbluk A. Chd Горблюк A., реб.
19. Gorkun V. Mr Горкун В., муж.
20. Grygorvyh A. Mr Григорви А., муж.
21. Isaev E. Mr Исаев Е., муж.
22. Kostryukov V. Mr Кострюков В., муж.
23. Oshkukova Ludmila Mrs Ошкукова Людмила, жен.
24. Peissakhova F. Mrs Пейссахова Ф., жен.
25. Raoukhverguer O. Mrs Раухвергер О., жен.
26. Simanina N. Mrs Симанина Н., жен.
27. Zlotnikov D. Mr Злотников Д., муж.
28. Chekhovskaia G. Mrs Чеховская Г., жен.
29. Denisova O. Mrs Денисова О., жен.
30. Eschtchenko A. Mrs Ешченко А., жен.
31. Kalinovskiy V. Mr Калиновский В., муж.
32. Kazantseva M. Mrs Казанцева М., жен.
33. Koniaeva E. Mrs Коняева Е., жен.
34. Korchounova Maria Mrs Корчунова Мария, жен.
35. Tushina Zinaida Mrs Тушина Зинаида, жен.
36. Zatvornitskaia E. Mrs Затворницкая Е., жен.
37. Zatvornitski N. Mr Затворницкий Н., муж.
38. Arzounian Gaguik Mr Арзюнян Гагик, муж.
39. Bandman T. Mrs Бандман Т., жен.
40. Bazilevich Lubov Mrs Базилевич Любовь, жен.
41. Fedorov S. Mr Федоров С., муж.
42. Fronshtein J. Mr Фронштейн Ж., муж.
43. Fronshtein S. Mr Фронштейн С., муж.
44. Gorman B. Mr Горман Б., муж.
45. Iakoupov L. Mrs Якупова Л., жен.
46. Kamerie A. Mr Камерье А., муж.
47. Kamkha Haisara Mrs Камха Хайсара, жен.
48. Kouznetsov T. Mrs Кузнецова Т., жен.
49. Kovetskaya Zh. Mrs Коветская З., жен.
50. Latouchkine O. Mrs Латучкине О., жен.
51. Lebedev R. Mrs Лебедева Р., жен.
52. Magin I. Mrs Магина И., жен.
53. Magin D. Chd Магин Д., реб.
54. Michelson I. Mrs Чичельсон И., жен.
55. Moukhtarov Nazim Mr Мухтаров Назим, муж.
56. Nemtsov M. Mrs Немцова М., жен.
57. Roussinov V. Mr Руссинов В., муж.
58. Rozenberg L. Mrs Розенберг Л., жен.
59. Saveliev A. Mrs Савельева А., жен.
60. Shaevich E. Mrs Шаевич Е., жен.
61. Starikovsky I. Mrs Стариковски И., жен.
62. Yasvoin T. Mrs Ясвойн Т., жен.
63. Zeltser O. Mrs Зельцер О., жен.
64. Berezhnaia N. Mrs Бережная Н., жен.


Экипаж...

Командир корабля - Гаров Евгений
Второй пилот - Левчугов Борис
Штурман - Ревтов Константин
Бортинженер - Лаптев Валерий
Бортпроводник-инструктор - Хомяков Владимир
Бортпроводники - Костенко Наталья, Савич Александр, Гусарова Елена, Воронков Игорь
Технический экипаж - Щербаков Константин, Лебединский Сергей
Замгендиректора авиакомпании "Сибирь" по безопасности - Алексеев Виктор


ИЗ ДОСЬЕ "КП"
За четверть века пассажирские самолеты взрывались в воздухе 6 раз

В сентябре 1974 года на борту самолета южновьетнамской авиакомпании "Эйр Вьетнам" террористом были взорваны две ручные гранаты. Самолет разбился, погибли 70 пассажиров.

6 октября 1976 года взорван пассажирский самолет ДС-8 компании "Кубана де Авиасьон", совершавший рейс из Барбадоса в Гавану. Погибли 73 человека.

23 июня 1985 года на побережье Ирландии разбился самолет компании "Эйр Индия", совершавший рейс по маршруту Торонто - Лондон - Дели. Погибли 329 человек.

Спустя 54 минуты в Японии разбился другой лайнер "Эйр Индия", летевший из Токио в Бангкок. Считается, что он тоже был взорван.

2 апреля 1986 года на борту американского "Боинга-707", следовавшего из Рима в Афины, была взорвана бомба. Ранены 4 пассажира.

21 декабря 1988 года в результате теракта произошла катастрофа самолета "Боинг-747" американской компании "Пан-Америкэн" в районе деревни Локкерби (Шотландия). Погибли 270 человек, в том числе 11 жителей Локкерби.

По материалам Справочной службы ИТАР - ТАСС.



РЕПОРТАЖ ИЗ "ВНУКОВО"
"Сибирь" не отменяет ни одного рейса

В представительстве авиакомпании "Сибирь" в аэропорту "Внуково" тихо, у касс небольшая очередь. Александру 38 лет. В Новосибирске, куда через два часа вылетит самолет "Сибири", он промышляет подержанными иномарками. В Москву приехал к первой жене, проведать сына. На вопрос, не боится ли он лететь авиакомпанией, самолет которой несколько часов назад рухнул в море, он морщится:

- А компания здесь при чем? Это виновата служба безопасности аэропорта. С таким же успехом это могла быть не "Сибирь", а "Люфтганза" или "Мухосранские авиалинии". Сейчас вообще летать стремно. Ну так что ж, мне теперь до Новосиба трое суток в вагоне трястись?

Миловидная девушка с радиостанцией оказалась представителем компании "Сибирь".

- Мы до сих пор ничего не знаем толком! - рассказала "Комсомолке" Ирина Леткова. - Мы даже в Новосибирск дозвониться не можем, постоянно телефон занят. У них там сейчас забот выше крыши!

По заверениям представителей "Сибири", авиакомпания не отменит ни одного планового рейса, и все они вылетят. О том, что один из них никогда вовремя не прилетит, думать здесь никому не хочется.

Сергей ГЕРАСИМЕНКО.



СВИДЕТЕЛЬСТВО АВИАПАССАЖИРА
Секьюрити аэропорта Бен-Гурион - самые жесткие в мире

До сих пор Израиль не без оснований гордился системой безопасности в аэропорту Бен-Гурион. С каждым пассажиром здесь специально обученные люди проводят дотошное "интервью", а, по сути, допрос, который может продолжаться сколь угодно долго. То же, хоть и в меньших масштабах, израильские секьюрити проделывают и в аэропортах тех стран, откуда вылетают рейсы на Тель-Авив.

Как-то нам с журналистом "КП" Александром Евтушенко и его женой довелось поучаствовать в таком "интервью". В Минводах, откуда мы летели, на каждого секьюрити затратил минут по 10. Вопросы дежурные типа "Откуда, куда, зачем?". Плюс "рамка", дотошный осмотр всех сумок и личных вещей, обшаривание карманов и проверка металлоискателем. После чего перед нами извинились: "Вы ж таки понимаете, государство Израиль делает это для недопущения терактов. В целях вашей же безопасности".

На обратном пути было круче. Нас развели по разным комнатам и пытали около часа. С какой целью приезжали? В каких городах Израиля были? С кем там встречались? Кто это может подтвердить? Их адреса, телефоны? Почему вас трое? Ваша профессия? Что вы записывали в блокнотах? А можно взглянуть?

Потом секьюрити посовещались между собой. И - новые вопросы. "Ваши показания сходятся не во всем. Александр сказал, что в Иерусалиме вы были во вторник, а его жена говорит, что в среду". (Мы много ездили по стране и в итоге запутались, где и когда были.) "Почему вы так напряжены?" (Мы и впрямь еле сдерживали напряжение, чтобы не послать их по-русски.)

Но видели, что творится рядом. Один секьюрити увлеченно копался в чемодане какого-то солидного араба, другой пассажир переминался с ноги на ногу в носках - "интервьюеру" показались подозрительными каблуки его ботинок...

Так они шмонали практически всех. Недовольным же сообщали, что в итоге за последние десятилетия ни один (!) израильский пассажирский самолет (как и самолеты других стран, летающих в Бен-Гурион) террористы ни разу не взорвали и не угнали.

Я не могу понять, как этот отлично налаженный механизм мог дать сбой?

Игорь ЧЕРНЯК.



Пилот 3-го класса Давид САРГАСЯН:
Я видел, как он падал в море...

Самолет Ан-24 из состава третьей авиационной эскадрильи компании "Армянские авиалинии" выполнял рейс по маршруту РНЕ-836 Симферополь - Ереван. Лайнером управлял пилот 1-го класса, шеф-пилот Гарик Оганесян. О том, что было видно из кабины самолета, корреспонденту "КП" рассказал помощник командира, пилот 3-го класса Давид Саргасян:

- Мы летели на высоте 6300 метров. Российская "тушка" находилась на высоте 11 километров, примерно в 20 километрах от нас. При желании ее можно было разглядеть. Точный момент взрыва никто из нас не засек, потому что нужно было следить за своими приборами. Внезапно кто-то крикнул, что впереди - горящий объект. Как потом оказалось, это были обломки самолета. Мы не имели права уходить с заданной высоты, и нам пришлось делать крюк в несколько километров, облетая место катастрофы. Задерживаться мы тоже, по инструкции, не имели права. Оставалось лишь сообщить о происходящем диспетчеру и продолжить полет.

Перед самым подписанием номера мы дозвонились до бортмеханика армянского экипажа Сергея (фамилию он просил не называть). Сергей сказал:

- В свое время я летал в Нагорном Карабахе на самолетах военно-транспортной авиации, и, когда увидел горящие обломки, мне стало страшно. Я сразу понял, что происходит. Но думать об этом во время полета было некогда. По-настоящему я испугался лишь после посадки. Обломки могли попасть и на наш лайнер. Я кое-что смыслю в боевых действиях и не согласен с тем, что Ту-154 был сбит ракетой. В этом случае был бы виден шлейф дыма. Лично я его не заметил.

Записал Андрей МОИСЕЕНКО.

5 октября 2001 г.

Елена ОВЧАРЕНКО, Максим ЧИЖИКОВ.



Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru
Лучший Движок Вашего Бизнеса

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное