Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



Ракеты не отличают террористов от идиотов. Столице угрожают самолеты-самоубийцы

В прошлое воскресенье на третьем канале объявился подозреваемый в преступном наезде на офицера ВМФ Сергей Доренко. Запылившийся от безработицы известный «телекиллер» с ходу решил пощекотать нервы москвичей жуткой страшилкой о беззащитности нашей столицы перед лицом террористов. Особенно удалось изображение компьютерной атаки авиалайнеров на административные здания Московской мэрии.

После этого к нам в «КП» всю неделю звонили оказавшиеся в предобморочном состоянии москвичи и спрашивали: может ли быть такое в реальной жизни? Как защищена столица от воздушных террористов?

Чтобы получить ответы на все эти вопросы, мы обратились к командующему войсками ВВС и ПВО генерал-полковнику Геннадию ВАСИЛЬЕВУ.

Прежде чем начать беседу о защищенности Москвы от воздушного терроризма, мы вместе с генералом просмотрели видеозапись доренковской передачи. По нескольку раз гоняли пленку в тех местах, где по столичному небу безнаказанно шастали лайнеры-смертники, совсем по-американски раздалбывая стратегические объекты. Васильев смотрел в телевизор с легкой усмешкой мудрого человека, которому показали мультик про Соловья-разбойника.

- Что вы думаете обо всем этом безобразии?

- Доренко, видимо, уже неисправим. Он работал и работает по заказной системе. За это ему платят. А за деньги можно сегодня с помощью современной техники наворотить все, что хочешь. Такие вещи лишь нагнетают страсти, нервируют людей.

- Мы сейчас видели виртуальную атаку лайнеров на Московскую мэрию. А если подобное случится на самом деле? Смогут ли наши ВВС и ПВО пресечь воздушных террористов?

- Смогут, если своевременно сработают соответствующие структуры, начиная с ФСБ, и мы получим пусть даже минимально заблаговременную информацию. Нам нужно какое-то время, чтобы среагировать на нее, поставить задачу, привести в готовность соответствующие силы - и тогда реально мы можем пресечь бандитов.

Но одно дело, когда самолет-камикадзе приближается к столице со стороны ее внешних воздушных границ, и совсем другое, когда это случится в пределах города. Я имею в виду все, что находится внутри Кольцевой дороги.

Самолет-террорист может взлететь с аэродрома «Тушино», из района центрального аэропорта. А есть еще великое множество ведомственных взлетных площадок - Минздрава, МЧС, ГИБДД и так далее. Если не будет соответствующего режима контроля за использованием летательных аппаратов на данных площадках, то злоумышленник может взлететь реально. И тогда, конечно, нам нужно будет определяться, какие будут последствия после уничтожения.

Если это, допустим, над Москвой-рекой - нет вопросов. Но туда его нужно загнать и там уже уничтожить. Иная проблема, если он будет идти над густонаселенным районом, над важным объектом, как, к примеру, нефтеперегонное предприятие, химический завод...

Конечно, мы не можем в данном районе применить силу, уничтожить этот объект, потому что это принесет колоссальные разрушительные последствия. Потому наши летчики будут решать, где именно пресечь теракт...

- Допустим, самолет ВВС и ПВО вышел на перехват. Как он будет пресекать полет террористов?

- Тут несколько способов. Необязательно стрелять по цели или идти на таранный удар. Наш истребитель может пройти рядом с целью так близко, что уже от струи самого двигателя самолет или планер рухнет вниз...

- Из-за чего чаще всего болит голова у командующего округом?

- Из-за того, что гражданские ведомства пренебрегают правилами использования воздушного пространства. Мы регулярно выдаем им информацию о тех или иных нарушениях, и тем не менее эти нарушения повторяются...

О любом полете - по плану или вне плана - ВВС и ПВО должны быть оповещены. Мы должны знать обо всем, что взлетает, чтобы четко знать, как нам действовать. То ли это нарушители режима полета, то ли это самолет, выполняющий санрейс или вылетающий на пожар.

У нас много претензий к конкретным авиакомпаниям, которые летают на внутренних линиях и выполняют загранрейсы на взятых в лизинг самолетах. Эти самолеты не оборудованы сигналом опознавания. И когда они своевременно нас не оповещают, то мы вынуждены экстренно включать дополнительные силы, приводить в готовность дежурные силы авиации, зенитные, ракетные войска. В такие моменты округ, как говорится, стоит на ушах.

Иногда у меня создается впечатление, что руководители авиакомпаний не думают о безопасности жизни людей, которых обслуживают. В 2000 году таких случаев было 57. В нынешнем - 28.

В прошлом году мы вынуждены были 119 раз в экстремальном режиме дополнительно задействовать наши подразделения, в этом - 64 раза. Чужое разгильдяйство обошлось нам почти за 3 млн. рублей. Из нашего же кармана! В основном такие опасные «шалости» идут от гражданской авиации. Доходит до того, что самолеты вылетают без запроса, не уведомляют ВВС и ПВО о фактическом времени вылета, иногда и вообще номер рейса не соответствует заявленному... Такой, извините, бардак не менее опасен, чем терроризм...

- Бывали случаи, когда на Москву идет самолет, а ВВС и ПВО вынуждены «отворачивать» его?

- Конечно, бывают. Вот вам совсем свежий случай. 24 сентября был заявлен рейс ДАН-300, который выполнялся по маршруту Алжир - Москва. В 22 часа его отменили. Перенесли на 25-е. А 25-го «Боинг-737» объявился без разрешения российской стороны и оповещения ВВС и ПВО РФ. Нашим дежурным силам был объявлен специальный сигнал тревоги. Мы приказали нарушителю убираться восвояси. Но наши команды не выполнялись. Пришлось поднимать истребитель, который был выведен на перехват данного рейса. Только после этого самолет-нарушитель вернулся на аэродром взлета.

- А как «перекрыть дыхалку» такому разгильдяйству?

- Наши предложения не раз высказывались «верхам». Надо менять законодательную базу. Нужно за эти вольности очень жестко спрашивать. В том числе и сурово наказывать рублем.

Там, где бардак, там больше лазеек для террористов...

- Насколько надежно ВВС и ПВО контролируют воздушное пространство в районе московских аэропортов?

- У нас постоянное боевое дежурство. И поэтому здесь мы полностью контролируем обстановку и владеем ею. А если бы этого не было, тогда бы мы не реагировали на те нарушения, которые периодически возникают.

- Как вы считаете, какие главные ошибки были допущены силами ПВО США во время прорыва террористических «Боингов» к Нью-Йорку и Вашингтону?

- Я полагаю, что те истребители, которые были подняты, находились на достаточно удаленных аэродромах и им требовалось время, чтобы они вышли в район полета самолетов, захваченных террористами. ВВС и ПВО США вовремя не сумели получить нужной развединформации от спецслужб. Такую беду надо пресекать на земле...

- Допустим, наши силы ПВО получили информацию, что из района Тулы поднялся самолет, он не отвечает ни на какие запросы, летит в сторону Москвы. Как будут действовать ваши войска?

- Если мы получим такую информацию, то будем располагать достаточным временем для того, чтобы убедиться, что это именно самолет-убийца и он, естественно, будет уничтожен до подлета к Москве. Это у нас уже было... Его сопровождали и были готовы к уничтожению, если бы он не выполнил команды и пошел на Москву.

- Когда это было?

- В 96-м году. В районе Кубинки. Тогда был захвачен и поднят в воздух самолет. Мы его держали в воздушном «капкане» до тех пор, пока обезумевший «летчик» не рухнул на землю...

- А как вам нравится идея установок зениток на высотках Москвы?

- В Москве сотни стратегических объектов. На все зенитки не поставишь. А вот на отдельные, с которых можно надежно перекрыть московское небо, я считаю это абсолютно реальным.

- Сегодня было нарушение воздушного пространства Москвы?

- Нет, по Москве ничего не было, все штатно. Все спокойно - и слава Богу!



ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Васильев Геннадий Борисович. Родился 8 августа 1944 года в городе Петропавловске Казахской ССР. В 1965 году окончил Качинское высшее военное училище летчиков, в 1978 году - Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Последовательно прошел должности от старшего летчика до командира полка. Был замом командира корпуса ПВО, заместителем командующего отдельной армией ПВО по авиации. После окончания в 1988 году Военной академии Генерального штаба ВС СССР командовал корпусом ПВО, был первым замом командующего и командующим отдельной армией ПВО. С мая 1998 года - командующий войсками Московского округа ВВС и ПВО.

1 октября 2001 г.

Виктор БАРАНЕЦ

На фото: Ракеты не отличают террористов от идиотов.




Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru
Лучший Движок Вашего Бизнеса

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное