Уникальный инструмент, созданный Пьетро Гварнери двести пятьдесят лет назад, хранился в обычной московской коммуналке. Олег Ведерников, которому Государственная коллекция музыкальных инструментов отдала для концертов и репетиций драгоценную виолончель, просто не имел лучшего угла. Да и эту маленькую комнату на улице Космонавта Волкова, служившую и репетиционным залом, и спальней, музыкант смог купить лишь в 1999 году. Прописался в ней вместе с женой и виолончелью. Соседи против утренних музыкальных упражнений ничего не имели, тем более что сам Олег был жильцом тихим, часто уезжал на гастроли.
Все изменилось год назад, когда в комнате музыканта появился новый жилец - военный Вениамин Гордиенко.
- Мы давно дружили, - рассказывает Олег. - Веня окончил военное училище, и ему светила отправка на службу в Таджикистан или Дальний Восток. А из столицы уезжать, конечно же, не хотелось.
И тогда верный друг Олег Ведерников решил помочь товарищу. Он развелся со своей женой Екатериной, выписался из квартиры. И Катя фиктивно вышла замуж за Гордиенко, а потом прописала его в комнате. Получив московскую регистрацию, офицер не загудел на дальние кордоны, а смог устроится на работу в ФАПСИ.
- Мы даже завели маленький диванчик в углу для Вени, - руки Олега Ведерникова нервно сжимаются. - Но квартирный вопрос быстро его испортил...
С каждым днем Вениамин все больше ощущал себя хозяином комнаты, особенно когда появлялся дома в подпитии.
В воскресенье Олег Ведерников вернулся домой поздно - задержался у друзей. Дверь его комнаты была заперта изнутри, а пьяный голос друга конкретно, по-военному сообщил музыканту, куда ему нужно отправиться. Уговоры не помогали. Ведерников пошел к соседу звонить в милицию.
- Когда Веня услышал, что я звоню в отделение, то выбежал из комнаты и набросился на меня с кулаками.
Драку наблюдали и слышали почти все жильцы коммуналки. Из коридора «друзья» переместились выяснять отношения в комнату.
- Вот на этом диване он продолжал меня бить. Из меня какой боец? Я даже плюнул на свои пальцы, пытаясь защитить руками голову, - с ужасом вспоминает события ночи музыкант. - Я только кричал: «Инструмент не тронь». А он специально несколько раз ударил по футляру ногой.
Только к четырем утра крики утихли. А утром музыкант открыл кожаный кофр и пришел в ужас. По всей длине уникального инструмента шли большие трещины.
- Если бы не виолончель, то вряд ли бы я заявил в милицию. Но вы не представляете, что он сделал!
По мнению Ведерникова, инструмент погиб. Большие трещины, конечно же, можно отреставрировать, но это повлияет на звук виолончели. Вместо коллекционного инструмента на полу коммуналки в том же кофре лежит «деревяшка». А следствие пытается выяснить, как же «погибла» виолончель. Ведь, по версии Вениамина Гордиенко, она просто вывалилась из шкафа. От результатов милицейской проверки будет зависеть и то, как и кому будет выплачена страховая стоимость ($250 000) виолончели Гварнери.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО Олег ВЕДЕРНИКОВ
Один из лучших российских виолончелистов.
Родился 13 августа 1966 г. в Свердловске (Екатеринбурге).
После музыкальной школы окончил Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского. С 1989 по 1991 г. совершенствовал мастерство в ассистентуре Московской государственной консерватории.
В последние десять лет выступает с сольными камерными программами.
В 1988 году отмечен на юбилейном Всероссийском конкурсе виолончелистов. В 1991 году в дуэте с Алексеем Гориболем (фортепьяно) стал обладателем первой премии на престижном международном конкурсе камерной музыки в Трапани (Италия).
В 1993 г. стал дипломантом международного конкурса во Флоренции.
Гастролировал в Германии, Италии, Голландии, Чехословакии... Выступал в конгрессе США, в «Кеннеди-центре».
Является членом Международной благотворительной программы «Новые имена». Постоянный участник фестиваля «Декабрьские вечера» в Москве (Пушкинский музей) и «Белые ночи в Санкт-Петербурге».
Что это за виолончель?
Пьетро Гварнери - один из учеников великого Страдивари - считается одним из выдающихся мастеров, делавших скрипки и виолончели. Виолончели этого мастера, имеющие хождение в России, принадлежат к так называемой коллекции Чомли (Чолмонделей). Они отличаются более густым звуком и своеобразным (близким к альтово-скрипичному) тембром. Одна из самых ранних работ Гварнери коллекции Чомли принадлежит Мстиславу Ростроповичу (1715 год).
Дата изготовления виолончели Ведерникова не установлена. Но ее цена колеблется в пределах 250 - 300 тысяч долларов.
ЮРИДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Сейчас в «Войковском» отделении милиции лежат два заявления - от Олега Ведерникова и Вениамина Гордиенко. Их рассказы о ночной драке противоречат друг другу, хотя и подтверждены справками о побоях, предоставленными медиками 142-й поликлиники. Дело «о виолончели» пока проходит проверку под руководством местного участкового. Но, как сообщили нам в отделении, в ближайшее время к нему подключат дополнительные силы. Хоть налицо обычная бытовая драка и хулиганство, материальный ущерб слишком велик, чтобы разбирательство шло по обычной схеме. У милиции осталось три дня, чтобы предъявить или не предъявлять обвинение Вениамину Гордиенко в уничтожении уникального музыкального инструмента. Вся сложность заключается в том, что есть свидетели самой драки, но никто из соседей не видел, как Гордиенко топтал виолончель ногой.
Что же касается виолончели, то после осмотра экспертов из страховой компании «РЕСО-гарант» она будет доставлена в Государственную коллекцию музыкальных инструментов, где начнется ее реставрация.
2 октября 2001 г.
Анна СЕЛИВАНОВА.
На фото:
Олег Ведерников и его уничтоженный инструмент.