Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



Катапульта не спасла генерала...
Вчера под Псковом разбился истребитель Су-33, пилотируемый заместителем командующего морской авиацией России генерал-майором Тимуром Апакидзе

Вчера на аэродроме «Остров» (под Псковом) проводились демонстрационные полеты по случаю 85-летия морской авиации Военно-морского флота (МА ВМФ). На праздник были приглашены около 300 ветеранов всех флотов. Одних только генералов ждали до 40 человек.

Одну из машин - истребитель Су-33 МК - пилотировал заместитель командующего МА ВМФ генерал-майор Тимур Апакидзе. Имя этого аса, Героя России давно и хорошо известно на флоте. В Главном штабе ВМФ о нем ходила шутка: «Тимур летает на всем, что может летать». В небе над Псковом генерал показал несколько фигур высшего пилотажа и строго по расчетному времени повел машину на посадку. До взлетно-посадочной полосы оставалось километра три, когда с истребителем произошло что-то неладное (пока морские авиаторы в телефонном разговоре с корреспондентом «КП» осторожно называют это «неполадками с двигателями»). Апакидзе успел сообщить об этом на командный пункт. Потом был удар о землю и взрыв.

Уже через полтора часа некоторые информационные агентства сообщили, что пилот погиб. Я позвонил в Главный штаб ВМФ, и мне сказали: «Апакидзе найден и перевозится в госпиталь». Такой ответ можно понимать по-разному. Звоню в Псковский гарнизонный госпиталь. Дежурный дает ответ такой же туманный: «Апакидзе сильно побит, но на месте трагедии был жив»...

Хотелось верить в лучшее. Увы...

Накануне праздника в газете «Псковская правда» была опубликована статья «Полеты на зависть птицам». В ней рассказывалось именно о том, как заместитель командующего генерал-майор Апакидзе на легком самолете Л-39 готовится к показательным выступлениям. Заканчивалась статья фразой символической: «Всем им (ветеранам и гостям) покажут грандиозное шоу в воздухе, устроят такие показательные воздушные бои, при виде которых и небо покажется с овчинку». Это «пожелание» страшным образом воплотилось в жизнь...

Апакидзе в последний момент решил катапультироваться. Для этого в истребителе есть катапультное кресло К-36 Д. Оно спасло жизни многим десяткам пилотов (главный конструктор - Гай Северин). Можно вспомнить недавнее успешное катапультирование Героя России полковника Петрова, кстати, он аж три раза с помощью К-36 проскользнул по тонкой грани между жизнью и смертью. Почему на сей раз катапульта не спасла Апакидзе - пока точно неизвестно. По мнению авиационных экспертов «КП», положение (угол посадки) и скорость самолета могли быть такими, что хвостовое оперение «рубануло» катапульту. Но такое случается крайне редко...
Виктор БАРАНЕЦ, Юрий МОИСЕЕНКО. (Соб. корр. «Новой газеты» - специально для «КП»).

ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Предпоследняя катастрофа истребителя Су-33 произошла весной прошлого года в Заполярье. Тогда разбился палубный истребитель Су-33 при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота. Истребитель пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. На самолете произошел отказ бортовой системы управления, когда «Су» находился в перевернутом полете на высоте около двух тысяч метров.

Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома «Североморск-3».

Самолет упал на землю в безлюдной местности. Пилот был эвакуирован с места приземления вертолетом-спасателем.

КСТАТИ
Два года назад на том же аэродроме «Остров» при выполнении фигур высшего пилотажа разбился штурмовик Су-24.

Это уже второй случай за два последних года, когда во время демонстрационных полетов, приуроченных к различным юбилейным датам, с нашими боевыми самолетами происходят подобные ЧП.

Не минуют такие печальные случаи и зарубежные армии. Не так давно на военном празднике в штате Аризона (США) во время показательных полетов разбился американский «старичок» Б-1. А в прошлом году во время авиашоу в Техасе прямо со взлетной полосой «умостился» насмерть истребитель F-1...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Генерал-майор Тимур Апакидзесчитается одним из самых опытных летчиков морской авиации. На левом рукаве его летного комбинезона - нашивка «Палубный летчик номер 1». Это означает, что на счету Апакидзе более 300 посадок на палубу авианосца. В России этот рекорд принадлежит только ему. Для справки: в Америке, если летчик имеет отличительный знак «100 посадок на авианосец», то сам президент должен оказывать ему особые почести.

Апакидзе родился в 1954 году. Окончил Нахимовское и Военно-морское училища, Военно-морскую академию и Академию Генштаба. Последовательно служил в должностях комэска, командира полка, дивизии.

СЛОВО ОДНОПОЛЧАНИНА
Полковник Петр ИВАНЧИКОВ:

- Я знаю Апакидзе еще с тех времен, когда мы вместе служили на Черноморском флоте. Он фанат морской авиации. Можете себе представить: у человека долгожданный отпуск, а он продолжает летать или едет за свой счет на военный завод, в НИИ, чтобы подсказать конструкторам и инженерам, где можно сделать машину более совершенной. Он освоил все типы самолетов авиации ВМФ, первым садился на боевые авианесущие корабли. Его порой жестоко «долбала» жизнь. Помню, как после катастрофы учебного самолета Л-39 Апакидзе сняли с должности и назначили с понижением. И он продолжал служить как ни в чем не бывало, хотя его личной вины в ЧП не было и капли. И даже после этого, как говорится, доказал свое право стать генералом и комдивом...



Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru
Лучший Движок Вашего Бизнеса

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное