Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



В пожаре уцелел только хвост самолета. Незадолго до вылета экипажу выдали несгораемые «смертные» жетоны

У всех, кто летает, это считается дурной приметой. К сожалению, она сбылась под Иркутском

Им не хватило пяти минут, чтобы уцелеть
Диспетчеры уже готовились объявлять посадку рейса ДД 352 Екатеринбург - Иркутск - Владивосток. Подлетая к Иркутску, в ночь на среду в 2 часа 07 минут местного времени пилоты вышли на связь и весело отрапортовали - мол, все в порядке, скоро приземлимся.
А в 2.10 Ту-154 просто исчез с экранов радаров. Никто не понял, что случилось. Решили, что самолет снизился и локаторы просто не могут его поймать. По рации несколько раз пытались вызвать экипаж. В ответ - тишина...
Первой об аварии сообщила жительница деревни Бурдаковка, что в 35 километрах от Иркутска. В ту ночь ей не спалось, и женщина вышла во двор. Увидела в темном небе мигающие огоньки. А потом раздался взрыв и взметнулся столб пламени. Ошарашенная происходящим, она тут же вызвала пожарных. Самолет рухнул на колхозное поле в пяти километрах от Бурдаковки.
Накануне здесь прошел сильный ливень. Земля раскисла. Поэтому с ходу машинам до обломков было не добраться.
От лайнера осталась только груда обломков. Более-менее цел хвост. Повсюду - куски обгоревших тел. Валяются ботинки, туфельки на шпильках. Сорванную одежду будто кто-то специально аккуратно развесил на кустах. И много-много денег. Ветер разносит вокруг обугленные купюры.
Нам бросилась в глаза смятая детская коляска. Рядом - изуродованное тельце ребенка. Над полем - нестерпимый запах горелого мяса и металла.
На борту самолета было примерно шестеро детей (сейчас точное количество маленьких пассажиров выясняется, ведь обычно малышей до 2 лет в аэропорту не регистрируют). Также погибли 12 иностранцев - граждан Китая. Билеты до Иркутска были у 49 человек.
Встречающим в аэропорту родственникам об аварии сперва ничего не сказали. Объявили задержку рейса сначала на два часа, потом еще на четыре. И многие узнали о случившемся из телевизионных новостей.
Убитые горем люди попытались добраться до места падения... Но к тому времени единственную дорогу оцепила милиция.
К 8 утра в Иркутске приземлился вертолет министра МЧС Сергея Шойгу. По его словам, самолет упал с высоты 850 метров. По инструкции перед посадкой лайнер делает четыре круга. Ту-154 успел сделать лишь три.
Что удивило экспертов - самолет упал плашмя. Носовая часть развернута на 180 градусов в противоположную сторону от курса полета. Шойгу считает, что ошибка пилотов маловероятна.
Уже найдены три черных ящика.
Высказываются разные версии, в том числе и теракт. Этот вариант специалисты отрабатывают при любой катастрофе. Но в Иркутске для него есть некоторые основания. Этим рейсом летел Николай Журавлев, руководитель предвыборного штаба кандидата в губернаторы Александра Балашова. Журавлев возвращался от матери из Екатеринбурга. Осведомленные лица утверждают, что он вез целый чемодан компромата на политических противников.
В Иркутск чартером из Владивостока прибыли родственники погибших. Их разместили в гостинице. Прилетают и из Екатеринбурга, Читы.
Еще днем спасатели приготовили 160 пластиковых пакетов для останков, заказали цинковые гробы. Процедура опознания займет не меньше недели.
Погибших будут опознавать по шрамам
В зале ожидания международного аэропорта Иркутска у родственников интересуются особыми приметами погибших: есть ли золотые зубы, шрамы после операций, во что были одеты?
Народ заторможенно отвечает на вопросы. Никому не хотелось думать, что их показания могут пригодиться при опознании найденных тел. Все надеялись, что именно их близким повезло и они чудом не попали на борт разбившейся «тушки».
Мы стоим в толпе этих отрешенных людей с неверящими глазами, смотрим по сторонам и просто не знаем, что делать - так не к месту мы, журналисты, в этом горе...
- Господи! Киска! Киса... Ну, зачем, ты его туда повез? Такую кроху. - У женщины начиналась истерика. Появились медики со шприцем, тонометром, таблетками всех мастей. Стали успокаивать: «Галина Николаевна, дорогая, разрешите оказать вам помощь».
Но ничего у них не получалось. Убитая горем мать вырывалась и не давала вколоть успокаивающее. Вскоре ее увели. Ожидающие и персонал аэропорта принялись искать платки - практически у всех от развернувшейся сцены глаза были на мокром месте.
- У нее тринадцатилетний сын погиб и муж, - утирая скупые слезы, пробормотал седой мужчина. Потом вдруг резко завелся и принялся напирать на служащих: - Господи, ну когда же кончится это издевательство? Сколько нас можно держать в неизвестности?
Листки с заветными фамилиями появились только в половине девятого.
Первым подскочил парень лет 25 с припухшими веками:
- Березин есть?
- Есть.
Его тут же оттеснил сурового вида бизнесмен. Наклонился к бумагам и сам принялся выискивать знакомые имена. Вдруг побледнел, прижал платок к губам и кинулся из помещения прочь. Потом в коридоре он долго пытался куда-то дозвониться. Сбивался, в отчаянии нажимал «отмену» и опять принимался давить на кнопки.

АЭРОПОРТ ВЛАДИВОСТОКА
Встречающим
рейс 352 отвечали:
«ОН НЕ ПРИЛЕТИТ
УЖЕ НИКОГДА»
Рейса 352 Екатеринбург - Иркутск - Владивосток ждали в Приморье в 9.50 по местному времени. Утром в среду в справочной службе аэропорта на вопрос: «Когда прилетит 352-й?» - отвечали коротко: «Никогда».
О трагедии стало известно в 7 часов утра, но многие встречающие еще этого не знали и в аэропорт приехали нарядные и с цветами. Служащие «Владивостокавиа» провожали их в зал международного терминала. У входа стояла машина «Скорой», бригада врачей и психолог. Работала телефонная «горячая линия». Звонят со своей страны - из Москвы, Иркутска, Екатеринбурга, Улан-Удэ, Читы, Барнаула, Хабаровска...
Вице-консул генерального консульства Японии во Владивостоке Сюидзи Ямада прибыл в аэропорт, чтобы уточнить - были ли среди пассажиров граждане Японии.
- Уже несколько лет в Иркутск можно долететь из Ниигаты, но летом многие туристы хотят еще посетить Владивосток, - объяснил нам дипломат. Как выяснилось, японцев среди пассажиров не оказалось.
В среду все «Ту» перед полетами были дополнительно осмотрены, особенно тщательно проверяли работу двигателей и системы управления.
Трагическое известие никак не сказалось на работе аэропорта - самолеты вылетали по расписанию.
Летчики компании, которым довелось садиться и взлетать в иркутском аэропорту, рассказывают о трудных условиях. Аэродром расположен в горной местности, на 600 метрах от уровня моря. Поэтому там крутая глиссада захода, то есть при посадке самолет должен почти «падать» на полосу, спускаться быстро и круто.
К тому же там низкое давление, а это сказывается на работе двигателей. Каким образом, пилоты не пояснили. Кстати, схожие условия в аэропорту Петропавловска-Камчатского - помимо вулканов и сопок, там работу пилотов затрудняют сильные воздушные потоки. А пассажиры, вспоминая о количестве трагедий в небе Иркутска, просто считают его «черной дырой», говорят о каких-то аномалиях.
Как пояснили в компании, борт садился «коробочкой», то есть перед посадкой облетал по кругу летное поле. Сделал два разворота, стал выполнять третий и вдруг, по словам очевидцев, загорелся в небе. Метеоусловия при этом были нормальные.
Какая страховка будет выплачена семьям погибших?
Самолет был застрахован в ЗАО «Дальневосточная акционерная страховая компания» на 60 миллионов рублей. По федеральному закону от 1996 года, все пассажиры и туристы подлежат обязательному страхованию, поэтому семьям погибших пассажиров выплатят по 12 тысяч рублей (цена билета, по которому летели пассажиры, 6025 рублей). Семьи погибших членов экипажа получат по 127 тысяч рублей. «Все возможные риски «Владивостокавиа» застраховывает, вплоть до багажа и почты, - рассказал директор ЗАО «ДАСК» Александр Румянцев. - Кроме того, всем пассажирам мы предлагаем добровольный страховой полис по 50 рублей. В случае трагедии семья его обладателя от нашей компании получает 120 тысяч рублей. Сейчас мы собираем информацию о пассажирах, обладающих таким полисом. Как правило, такую отчетность авиакомпании предоставляют в конце месяца». Также Румянцев не исключает, что несколько позже всем пассажирам рейса 352, в том числе и 12 гражданам КНР, возможно, будут выплачены дополнительные суммы. Решение об этом зависит от иностранных партнеров. Александр Васильевич вспомнил, что после падения «Боинга» в Бельгии страховые выплаты превысили 1 миллиард 300 миллионов долларов.

СПРАВКА «КП»
За Иркутском уже давно прочно закрепилась репутация «нелетного» города. В январе 1994 года у рейсового самолета Ту-154, летевшего в Москву, отказали двигатели. Он рухнул неподалеку от города - на животноводческую ферму в деревне Мамоны. Погибли 120 человек: пассажиры, члены экипажа и сельский скотник.
В декабре 1997 года грузовой самолет «Руслан» упал на жилые многоэтажки в черте города. Был полностью разрушен детский дом. 72 человек не стало. В июле 1999 года Ил-76 пытался взлететь, но свалился от перегруза прямо на взлетно-посадочную полосу. Обошлось без жертв.
В прошлом году, 4 октября, у Ту-154, летевшего из Москвы в Иркутск, в воздухе отказала одна из трех гидросистем. Пилотам удалось приземлиться без осложнений.
23 января 2001 года у самолета рейса 1777 Иркутск - Москва не сработали приборы, оповещающие о том, что правая стойка шасси закрылась. Сообщение об этом поступило иркутским диспетчерам. Было принято решение сесть в Новосибирске. Там располагается базовый аэродром авиакомпании «Сибирь», которой принадлежал аварийный лайнер. Почти час Ту-154 кружил над Иркутском, вырабатывая горючее. Позже журналистам объяснили, что на самом деле с шасси было все в порядке - просто неполадки в сигнализации.

ВЕРСИЯ
Скорее всего, экипаж погиб первым. еще в воздухе...
По одной из версий, на борту был взрыв
Владивосток, аэропорт, 10 часов утра. На втором этаже международного терминала в зале для VIP-персон почти гробовая тишина. Здесь работает комиссия по оказанию помощи родственникам погибших. Люди разговаривают шепотом, урчит кондиционер, в помещении прохладно, как в морге. За круглым столом - сотрудники компании, несколько милиционеров и два медработника. На всякий случай. На столе списки пассажиров злосчастного рейса. И вдруг отчаянный женский крик:
- Скажите, что это ошибка!
Высокая симпатичная дама нашла в скорбных листах родную фамилию.
- Что вы молчите?
Но утешить женщину нечем. И жирным желтым маркером имя ее мужа помечается в списке. С этого момента дама - официальная вдова.
Первыми удостовериться в печальном известии прибыли семьи членов погибшего экипажа. Почти все они проживают в Артеме или его пригороде. Это в 20 минутах езды от аэропорта. Но кто знает, пересеклись бы когда-нибудь их пути, если бы не общее горе.
Семья бортпроводника Морозова Виталия в одночасье лишилась единственного кормильца. На руках у вдовы осталось шестеро детей. Самому младшему пятый год. Сам Виталий Павлович только позавчера отметил свое сорокалетие. Во Владивосток он перевелся из Камчатского авиаотряда несколько лет назад.
Странное совпадение, но бортпроводница 352-го рейса Бирюкова Алена, 1978 года рождения, тоже родилась второго июля. Она была самой молодой в экипаже. Ее подруги по несчастью, бортпроводницы Елена Куликова и Евгения Исаева, 1970-го и 1975 года рождения, после окончания Екатеринбургского учебного-тренировочного отряда отработали в авиации чуть больше года.
- Веселые были девчонки. Они только-только приступили к самостоятельной работе, - со слезами на глазах вспоминают их коллеги. - Виталий был настоящий мужик, безотказный. Всегда помогал, когда возникали проблемы.
Кстати, недавно экипажи «Влад-авиа» получили несгораемые жетоны с закодированными номерами, как у военных. Пилоты окрестили этот персональный «черный ящик» «плохой приметой».
Сразу после катастрофы заговорили о том, что на злополучном «Ту» был взрыв и самолет распался в воздухе. Бомба?
Официальной причины катастрофы пока нет. Но, по неофициальной версии, гуляющей среди авиаторов, причина трагедии - отказ гидроусилителя.
Последовавший после этого взрыв в районе первого салона - именно там находится злополучный агрегат - и разорвал «тушку» на три части.
- В этой ситуации экипаж не смог ничего сделать. Скорее всего, ребята погибли первыми, - предполагают специалисты. - Если на «Яке» даже в случае отказа двигателя можно спланировать, то «тушка» падает камнем.

ВНИМАНИЕ!
Счет для пожертвований семьям погибших членов экипажа и пассажиров:
р/с 40702810600060372102
к/с 30101810300000000795
БИК 040502795
АКБ «Приморье» г. Владивосток
Телефон «горячей линии» во Владивостоке: 8-4232-307-163
Телефоны «горячей линии» в Иркутске: 8 (3952) 54 -40-13, 54-40-47, 26-60-01.

Материалы подготовили корреспонденты «КП», «КП» - Владивосток», «КП» - Байкал»:
Сергей КОЖИН, Дмитрий КЛИМОВ, Наталья ОСТРОВСКАЯ,
Наталья ГРАНИНА, Светлана КАМЕКА, Лариса РИХВАНОВА,
Виктор БАРАНЕЦ и Наталья ТУБОЛЬЦЕВА.
Фото компании «Сибирское телевидение - 21 канал», РЕЙТЕР и ИТАР - ТАСС.

5 июля 2001 г.




Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное