Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Комсомольская Правда

  Все выпуски  

Комсомольская Правда - Материал с обложки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Комсомольская Правда.

www.kp.ru

Материал с обложки.



Официальный вывод Госкомиссии по катастрофе Ту-154: Пилоты не справились с управлением
Однако что произошло в небе над Иркутском на самом деле, остается для всех нас загадкой

Вице-премьер Илья Клебанов: Реакция одного из членов экипажа не всегда была адекватна
Вчера ночью правительственная комиссия по расследованию причин гибели самолета Ту-154 авиакомпании «Владивосток-авиа» под Иркутском определилась с предварительными выводами. Ее председатель, вице-премьер Илья Клебанов, прошедший суровую школу журналистского прессинга на похоронах «Курска», в оценках был сдержан и в который раз предупредил, что окончательные выводы делать рано. И все же никаких сомнений в том, что причиной трагедии оказались именно неправильные действия экипажа, у комиссии нет. По информации из «черных ящиков», картина вырисовывается следующая: самолет, двигатели, системы и прочее оборудование в полете работали нормально. Ошибок в действиях наземных служб и метеорологов тоже не выявлено. Садился самолет при выключенном автопилоте и полностью управлялся экипажем. Катастрофа произошла, как говорится в заключении, «в результате непреднамеренного вывода самолета практически полным отклонением штурвала на большие углы атаки, что привело к сваливанию самолета в штопор и последующим столкновением с землей».
Что заставило летчиков при совершенно благоприятных погодных условиях на исправном самолете и при выполнении несложного маневра, грубо говоря, так неслабо дернуть штурвал - главный и еще безответный вопрос для комиссии. И пилоты вроде опытные, и ни одно из правил их предполетной подготовки в Екатеринбурге формально не было нарушено... Аппаратура, которая с помощью датчиков оценивает эмоциональное состояние членов экипажа, подтвердила - оно было нормальным. Но после срабатывания одного из приборов, который показал незначительные отклонения от нормы полета (в авиационном транспорте они возникают часто, и экипаж их решает как обычные рабочие вопросы), состояние пилотов вдруг стало просто стрессовым. Какие именно это были отклонения - Илья Иосифович распространяться не стал.
На вопрос «Комсомолки», кто непосредственно повинен в роковом повороте штурвала, вице-премьер ответил:
- Я бы не советовал сейчас кого-либо винить. До момента, пока ситуация стала необратимой, самолетом управлял второй пилот. Что совершенно нормально и о чем командир экипажа перед посадкой доложил на землю. Но командир давал ему указания и постоянно им руководил. Но и реакция второго пилота на эти команды не всегда была адекватна...
От момента ошибки до момента входа в штопор прошло 11 секунд. В смертельном пике Ту-154 кружился ровно 22 секунды. Специалисты утверждают, что все это непродолжительное время пассажиры ощущали огромные перегрузки. Но вряд ли они успели понять, что это неминуемый конец. Вывод из штопора был невозможен: на столь малой высоте (800 метров) спасти машину не смог бы и матерый летчик-испытатель...
Сергей ГЕРАСИМЕНКО.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Василий Паршин, эксперт по расследованию авиационных и других техногенных происшествий:
Авиакатастрофу расследовали быстрее, чем простое ДТП
- Крайне удивлен скоротечностью работы государственной комиссии. На третьи сутки с самого высокого уровня заявили: осталась всего одна версия. Она же на следующий день превратилась в единственную причину катастрофы. Что ожидали профессионалы авиации от уважаемой комиссии? Как минимум два элемента расследования. Это, во-первых, тренажерный эксперимент, когда на наземном комплексе, имитирующем оборудование рабочих мест и любые режимы полета Ту-154, возникшую ситуацию проигрывают с несколькими экипажами. Тогда будет виден не пресловутый «человеческий» (понимаемый дилетантами только как виновность летчиков), а «личный фактор» - кто и как сработает в начале последнего разворота, потом - при увеличении крена и, наконец, при уменьшении скорости. Именно так развивалась ситуация с экипажем Гончарука... А второй элемент - летный эксперимент.
- Чем «человеческий фактор» отличается от «личного»?
- «Человеческий фактор», как его понимают специалисты сложных «человеко-машинных систем» (самолет, АЭС, подводная лодка и др.), - это совокупность возможностей и ограничений усредненного человека-оператора.
«Личный» же фактор - это то же самое, только не для «усредненного» человека, а для индивидуала с учетом его персональных возможностей. Для установления «личного фактора» требуется кропотливая работа не только расследователей, но и психологов, эргономистов и, конечно, профессионалов, имеющих большой стаж именно на данном образце техники. Комиссия даже не успела побывать во Владивостоке и вживую от коллег погибшего экипажа узнать их мнение и о летчиках «Владивосток-авиа», и об условиях их работы и жизни.
Записал Роман ПОПОВ.

ДОСЬЕ «КП»
Разбившийся под Иркутском Ту-154М с бортовым номером 85845 под именем «Уссурийск» был самым «свежим» во «Владивосток-авиа». В небо он поднялся 30 августа 1986 года. Затем его приобрела одна из китайских авиационных компаний. В прошлом году «Владивосток-авиа» выкупила в лизинг с рассрочкой по оплате. Капитальный ремонт был проведен на Внуковском ремонтном заводе. Там сейчас находится второй «китайский» «Ту». Как рассказал помощник генерального директора «Владивосток-авиа» Владимир Разбежкин, второй лайнер находится на плановом ремонте, его осмотр никак не связан с катастрофой под Иркутском. По словам Разбежкина, при осмотре первого и второго самолетов никаких дефектов двигателей, приборов или узлов не было обнаружено. Находящемуся в ремонте лайнеру пока никакого имени не присвоено. До трагедии в компании было три Ту-154М и три Ту-154Б.
«Уссурийск» с апреля 2001 года летал по всем направлениям, и каких-либо технических проблем с ним не случалось. На момент трагедии его налет составил 20 943 часа.

СЕКРЕТНО
Как стало известно «Комсомолке» из достоверных источников, в Государственной комиссии по расследованию катастрофы в Иркутске разгорелся нешуточный конфликт. Руководство и лично Илья Клебанов были против обнародования всей информации по катастрофе. Остальные члены комиссии считали, что нужно предоставить журналистам все материалы, собранные во время расследования. Но мнение руководства перевесило мнение подчиненных. По поводу причин катастрофы в комиссии никаких разногласий не было.

А КАК У НИХ?
«Боинг-767» стал жертвой самоубийцы
Но, по данным журнала «Ньюсуик», египтяне это скрывают
До сих пор не оглашено официальное заключение о причинах гибели египетского «Боинга-767», который разбился 31 октября 1999 года. Ожидается, что это будет сделано в ближайшее время, потому что оно уже готово. И в последнем номере авторитетного журнала «Ньюсуик» уже приводится эта, пока еще секретная информация.
Вывод комиссии будет следующим: действия второго пилота привели к тому, что самолет начал опасное снижение. За подобной обтекаемой формулировкой скрыт страшный факт, то есть лайнер вместе с пассажирами намеренно отправил в смертельное пике Гамаль аль Батути. Именно его последние слова зафиксировали бортовые самописцы: «Я вверяю себя Всевышнему».
Подтверждается первоначальное предположение о самоубийстве, которое по понятным причинам отвергают и египетские власти, и национальный авиаперевозчик.
По утверждению журнала, американские спецслужбы прослушивали переговоры между Каиром и египетскими следователями, работавшими в Вашингтоне. Из них следует, что комиссия в частных беседах согласилась с выводами своих американских коллег: причиной катастрофы стало решение второго пилота покончить с собой, заодно прихватив на тот свет целый самолет.
Есть и свидетель - пилот компании «Иджипт Эйр» Хамди Ханафи Таха, который нынче находится в Британии. Он утверждает: непосредственно перед полетом у Батути возникли проблемы. Старшие коллеги из той же авиакомпании предупредили его, что злополучный рейс будет последним в его карьере. А потом Батути отправят на пенсию. Начальство будто бы недовольно летчиком, ибо на него поступали жалобы - в том числе его обвиняли в неких сексуальных домогательствах. Посему было решено избавиться от него, ссылаясь на возраст.
Но американским следователям египетские власти не дали возможности изучить личную жизнь Батути, чтобы сделать заключение, насколько реальна версия о самоубийстве.
Каир продолжает настаивать на том, что причиной аварии все же стала «невыясненная техническая причина».
Елена ВИКТОРОВА.

ПРОЩАНИЕ
Родственники летчиков ждут правды, пусть самой горькой...
Вчера город шахтеров прощался с летчиками
Ровно в 11 часов парадный вход Дома культуры угольщиков начал медленно всасывать людской поток. На площади перед дворцом - тысячи артемовцев и море цветов.
На сцене восемь цинковых гробов, обтянутых красным бархатом. В почетном карауле у знамени «Влад-авиа» стоят работники компании. На заднике восемь цветных фотографий, увеличенных из личных дел погибших. Восемь молодых, счастливых лиц. Из девяти погибших членов экипажа только семеро будут покоиться на городском кладбище. Бортпроводниц Ольгу Белозерову и Елену Куликову родственники решили похоронить на родине, в Благовещенске и Уфе. Восьмой гроб - работника авиакомпании, авиатехника Шарофидина Жамолидинова, возвращавшегося из отпуска 352-м рейсом. Завтра его прах отправят на родину, в Ташкент.
Между тем люди в траурных колоннах возмущенно обсуждают случившееся, высказывают свои предположения о причинах трагедии. В толпе переговариваются: «Сказали бы правду, как обещали, пилот виноват или техника. И не было бы у родственников такого напряга.
«Не скажут они правды, - говорит седой мужчина в аэрофлотской форме, с цветами в руках. - В 1996 году мой друг разбился на такой же машине. Летели с Южно-Сахалинска и грохнулись с десяти тысяч метров. Так нам до сих пор не объявили причины катастрофы!»
Последний путь от ДКУ до кладбища авиаторы проделали на аэродромном бортовом «ЗИЛе», обтянутом бархатом и усыпанном цветами. Летчиков похоронили рядом с их коллегами, вертолетчиками, погибшими в 1999 году на Гаити.
Рядом с мемориалом авиаторам уже появились три свежих холмика - могилы артемовцев, летевших 352-м рейсом: Олега Ахрарова, Виктора и Галины Мордавец.
Всего в авиакатастрофе погибли 145 человек. И лишь случайно список жертв не стал на два человека больше. Бортпроводник Виктор Морозов и его супруга Ольга Белозерова хотели забрать из Екатеринбурга своих детей. Но в последний момент передумали...
Сергей КОЖИН.

«Когда Анечку провожали в аэропорту, она была какая-то потерянная...»
Авиационный городок в Артеме, где жили погибшие летчики, встретил нас проливным дождем. Небо плакало.
Мы заразились атмосферой беды, когда увидели общежитие, в котором проживают летчики... В крохотных комнатушках семьи ютятся годами. Только недавно получил полноценную квартиру в штурман Николай Сакрытин. Коля делал ремонт, строил планы на будущее, но пожить в новой квартире ему уже не придется.
О Валентине Гончаруке, командире корабля, пилоте первого класса, рассказывают его жена Зинаида Михайловна и дочь Наташа:
- В последнее время наш папа готовился к полетам на международных линиях, усиленно учил английский... Но, видно, не судьба. После окончания Бугурусланского училища он сначала летал на самолетах «Ан», «Ил» и в конце концов на «тушке». Мы всегда были спокойны за него и никогда не верили, что с ним может что-то случиться. И в этот раз мы отпустили его с легким сердцем.
Добрые слова о Гончаруке говорит дежурная общежития авиационного отряда Виктория Сергеевна:
- Валя был удивительным человеком. Я его знала много лет, их семейная жизнь с Зиной начиналась в нашем общежитии. Это потом они переехали в соседний дом. Не знаю, как без него будет жить его семья, все держалось на Вале. Валентин был человеком хозяйственным, прекрасным семьянином. Его жена (она работает вместе с нами) всегда приносила вкусные салатики, соленую рыбку. И приговаривала: «Это не я, это все Валентин». Как-то с мужем мы начали балкон стеклить, я попросила его помочь.
Пришел, молча все сделал.
В семье второго пилота Сергея Диденко его жена и две дочери, Кристина и Наташа, разговаривать с нами не смогли.
Общались мы с друзьями, сослуживцами Диденко. Высказывался каждый, но все говорили одно: такие люди, как Сергей, редки.
Надежда Федоровна Косых, учительница:
- Какое горе! Знали бы вы, какая это замечательная семья. Как они сейчас будут без него? У Сережи даже небольшой музей в доме.
В доме Диденко висит подкова на счастье. Да, видно, она не помогла.
На похороны бортпроводницы Ани Бирюковой командование из армии отпустило ее брата Диму:
- Как-то мы с Аней поспорили на ящик пива, что она не станет стюардессой. Я ее отговаривал: «Чего тебе не хватает? Ты же английский в школе преподаешь, у тебя все нормально». А она мне отвечала: «Хочу летать!» И стала стюардессой. Ни о чем плохом она не думала.
- Как Анечка рвалась в небо! - рассказывает Нина Павловна Селезнева, тетя Ани. - После родов дочери она немного поправилась, но ради мечты летать сделала все, чтобы сбросить лишних 5 килограммов - таковы были требования комиссии. На курсах она училась вместе с Женей Исаевой, которая тоже погибла. У Жени остались муж и дочь пяти лет.
- Как Аня собиралась в последний рейс? Не было ли у нее каких-то предчувствий?
- Перед полетом она мне показала свой жетон, их летчики называют смертными. Я посмотрела, поохала, а она кинула его в сумку. И еще, Аня перед полетами никогда не позволяла себе спиртного. А тут на проводах брата в армию выпила рюмочку. Потом все переживала - не дай Бог будет повышенное давление. Когда я ее провожала в аэропорту, она была какая-то потерянная. Стояла одна в сторонке...
Людмила ВАСИЛЬЕВА, Карина ПРОНИНА. Артем.


Комсомольская Правда. Обсудить этот материал и прочитать другие статьи и новости Вы можете на нашем сайте www.kp.ru
Лучший Движок Вашего Бизнеса

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное