26.06.2001 08:46 Уникальный отечественный "препарат" - "стимулятор развития АПК" - вновь модифицирован
Президент Украины Леонид Кучма подписал Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 гг.", принятый Верховной Радой 7 июня, - сообщили УФС в Управлении пресс-службы главы государства.
Закон вступает в силу со дня опубликования.
В соответствии с законом, из действующего Закона "О стимулировании развития сельского хо!
зяйства на период 2001-2004 гг." исключаются положения, которыми Кабинету Министров Украины поручалось ежегодно устанавливать предельный уровень цен (тарифов) на электроэнергию, газ и нефтепродукты отечественного производства, которые потребляются сельскохозяйственными предприятиями.
Из закона также изымаются положения об освобождении сельхозпроизводителей от уплаты таможенной пошлины и других налогов и сборов при ввозе в Украину с 1 февраля по 1 октября дизельного топлива.
Напомним, что принятый парламентом закон о стимулировании развития сельского хозяйства вызвал резко отрицательную реакцию со стороны украинских нефтепереработчиков, которые сочли положения этого документа о льготном импорте в Украину дизельного топлива дискриминационными по отношению к себе, заявив о возможном уменьшении объемов поставок нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы. Однако соответствующие нормы закона не нанесли вреда отечественным нефтепереработчикам, поск!
ольку на защиту "отечественного товаропроизводителя" встала Государственная таможенная служба Украины, усмотревшая в его нормах целый ряд противоречий действующему налоговому и таможенному законодательству. О своем отрицательном отношении к указанному законопроекту заявило и Министерство экономики Украины.
"Спохватившись", профильный комитет Верховной Рады несколько раз выносил на голосование изменения к этому законопроекту, которые были приняты только с третьего раза. При этом "за компанию" из текста законопроекта было изъято одно из самых антирыночных его положений - положение об установлении Кабинетом Министров предельных уровней цен и тарифов на ряд энергоносителей, потребляемых предприятиями отечественного агропромышленного комплекса.
Отметим, что внесенные в закон изменения не изменили его общей преференционной направленности, однако прекращение практики, когда стимулирование производства в одной отрасли осуществляется за счет других, можно только при!
ветствовать. Очевидно, что подобный принцип перераспределения финансовых и материальных ресурсов изжил себя еще в советское время.
По нашему мнению, указанный закон является "краеугольным камнем" "налогового заповедника", успешно функционирующего в отечественном агросекторе на протяжении уже многих лет, и содержит ряд положений, которые подвергают большому сомнению эффективность предусматриваемого в нем механизма распределения средств.
Во-первых, "привязка" объема программ поддержки агросектора к величине расходной части государственного бюджета свидетельствует об отсутствии реальной информации о потребностях отечественного агропромышленного комплекса в финансовых ресурсах. Известно, что в большинстве стран мира механизм субсидирования сельскохозяйственного сектора является весьма динамичной системой, меняясь от года к году. Поэтому очевидно, что "закрепление" тех или иных видов государственной поддержки на законодательном уровне усложняет их изменение !
и затрудняет оперативную реакцию государственных органов на меняющуюся рыночную ситуацию.
Во-вторых, серьезные вопросы вызывают весьма нечеткие критерии введения системы залоговых закупок сельскохозяйственных культур, которые по своему предполагаемому эффекту входят в противоречие с интервенционными закупками, осуществляемыми Госрезервом.
В-третьих, указанный закон поощряет широкое предоставление льготных кредитов и обеспечивает другие формы поддержки производителей без учета эффективности их производственно-финансовой деятельности. Ни для кого не является секретом, что некоторого повышения эффективности отечественного сельскохозяйственного производства в прошлом году удалось достичь только за счет искусственной изоляции внутреннего рынка от рынка мирового, что в условиях фактического коллапса предложения обусловило увеличение цен на нем. Очевидно, что подобное явление именуется "скрытым субсидированием", оплачиваемым, как правило, из кармана потребителей!
.
В связи с этим существуют весьма обоснованные предположения, что в условиях, когда цены на зерно, мясо и другие основные виды сельскохозяйственной продукции опустятся в Украине хотя бы до уровня мировых, от сложившейся в украинском агропромышленном комплексе картины благополучия не останется и следа. Очевидно, что существующая в настоящее время схема поддержки агросектора может иметь место только в условиях дефицитного рынка и прекратит свое существование с первыми признаками "наполнения" отечественного зернового рынка и с "открытием" доступа к внутреннему рынку для зарубежных мяса и мясопродуктов.
Кстати
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений принял решение рекомендовать парламенту принять в первом чтении изменения к Закону "О стимулировании развития сельского хозяйства Украины на период 2001-2004 гг." относительно порядка импорта дизельного топлива для нужд села, - сообщили УФС в Информ!
ационном управлении Верховной Рады.
По информации председателя комитета Екатерины Ващук, новым законопроектом будет предложено отменить существующие в настоящее время льготы импортерам дизельного топлива в части освобождения от уплаты НДС и акцизного сбора. Вместе с тем, планируется ввести отсрочку уплаты НДС импортерами дизельного топлива до 1 июля 2002 г.
В процессе обсуждения члены комитета также заслушали предложение министра аграрной политики Украины Ивана Кириленко законодательно отменить льготы на импорт дизельного топлива и, вместе с тем, предоставить Кабинету Министров право вмешиваться в ситуацию с обеспечением сельхозтоваропроизводителей горючим и, в случае необходимости, обновлять льготный режим отдельными решениями правительства.
По мнению Минэкономики, Закон "О стимулировании развития сельского хозяйства на 2001-2004 гг." резко дестабилизировал ситуацию на рынке нефтепродуктов, - заявил 13 марта текущего года журналистам заместит!
ель министра экономики Украины Александр Шлапак.
"В очередной раз ожидания правительства в отношении стабильности на рынке нефтепродуктов не оправдались: закон существенно сместил акценты в пользу одних участников рынка за счет других", - подчеркнул он.
Первый вице-премьер-министр Украины Юрий Ехануров предлагал Президенту наложить вето на Закон "О стимулировании развития сельского хозяйства Украины на период 2001-2004 гг.", но мотивировал он это не очевидными экономическими просчетами закона и не его антирыночным характером, а тем фактом, что парламент принял законопроект без рассмотрения законопроекта об уменьшении пошлины на экспорт семян подсолнечника, чем нарушил заключенные ранее договоренности.