Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

РИА Новый Регион - Москва

  Все выпуски  

Россия не должна мешать Западу, а Сербии следует забыть про Косово


РИА Новый Регион. Версия 2.0
Вторник, 20 марта 2007 г., 07:30 (Мск)

Слушайте новости интернет-радио на NR2.FM!!!

Новый Регион -- Москва
20.03.07 07:30, N 1228

Россия не должна мешать Западу, а Сербии следует забыть про Косово

20.03.07 02:33

Вашингтон - Москва - Белград, Март 20 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) - Косово - проверка для России. Именно так озаглавлена (Russia's test in Kosovo) статья в "The Washington Post", автором которой является Ричард Холбрук.

На нее можно было бы не обращать внимания, если бы не автор статьи - один из возможных кандидатов в случае победы демократов на предстоящих президентских выборах в США на пост госсекретаря.

И по его нынешнему публичному выступлению можно судить о предполагаемых трендах в развитии некоторых чрезвычайно актуальных для всей системы международных отношений сюжетов. Таких, как отношения США и России, Евроатлантического Союза и России. А прочитываются они через анализируемые подходы к решению проблемы Косово.

Как сообщает корреспондент "Нового Региона", об этом пишет член экспертного совета РИА Новости Лев Дзугаев.

"Сербам придется взглянуть правде в глаза: Косово навсегда отделилось от Сербии", - пишет Холбрук. Далее он отмечает, что будущее Сербии может оказаться блестящим в составе Европейского союза, а мирное достижение независимости Косово приведет к открытию всего балканского региона.

Но при этом добавляет, что Сербии необходимо отказаться от исторических мифов. Надо полагать, речь идет о том, чтобы сербы забыли о своей более чем 600-летней истории?

Проблема Косово неразрывно связана с тем, что произошло вокруг бывшей Югославии, с распадом СССР. Не случайно центральное место в статье отведено России, действия которой, по мнению автора, угрожают стабильности в Европе.

Господин Холбрук пишет, что "Путин, вдохновленный трудностями Америки и эффективностью своей энергетической дипломатии (которая порой выглядит как шантаж), вновь хочет вернуть позиции, утраченные после распада Советского Союза".

Можно подумать, что коллеги Холбрука в ответ на согласие советского руководства на объединение Германии, роспуск Варшавского блока, выполнили обещания не продвигать НАТО на Восток.

Или: "Следуйте нашим рекомендациям, либо мы перестанем ОБЕЩАТЬ вам 24 млрд. долларов в качестве стабилизационного фонда", - фраза, принадлежавшая коллегам г-на Холбрука, свидетельствующая о том, как содействовали России в трудные 1990-е годы прошлого века.

Не будь этого, да еще много чего, не было бы и опасений по поводу энергетической дипломатии Путина, стремящегося использовать конъюнктуру рынка энергоносителей в интересах, прежде всего, своей страны.

И высказанная российским президентом обеспокоенность по поводу складывающейся ситуации в международных делах именно так и должна восприниматься, а не иначе. Иначе происходит по Холбруку.

Специальный посланник ООН Марти Ахтисаари подготовил план поэтапного достижения фактической независимости Косово, который 26 марта должен быть представлен Совбезу ООН, а Путин заявляет, что Россия не поддержит никаких мер, с которыми не согласны сербы.

И не важно, по Холбруку, что план противоречит резолюции ООН 1244, предусматривающей территориальную целостность, а важно то, что Россия, тем самым, "поощряет в Сербии обратные тенденции".

И далее уж совсем интересно: "Россия не стремится предотвратить насилие в Косово... если Россия заблокирует план Ахтисаари, ответственность за вызванный этим хаос ляжет на Москву и повлияет на все аспекты отношений России с Западом".

А поскольку Холбрук относится к персонам, которые просто так ничего не говорят, стоит внимательно отнестись и к следующему его пассажу:

"Если Москва наложит вето на план Ахтисаари или станет тормозить его принятие, косовские албанцы провозгласят независимость в одностороннем порядке. Новое государство признают некоторые страны, в том числе, вероятно, США и многие мусульманские государства... На Балканах вновь начнется кровопролитие, НАТО, на котором лежат обязанности по поддержанию мира в Косово, может вновь оказаться втянутым в войну в Европе".

Вопрос за сербов, как видим, уже решен. А после всего сказанного по поводу инициаторов произошедшего в бывшей Югославии, подобные заявления расценивать иначе как циничные вряд ли возможно.

Что ж, продвигать интересы своей страны похвально и достойно подражания. Но в выборе средств нужно быть более избирательным. Иначе все будет идти по кругу: кому-то покажется, как это было в Тонкинском заливе, что атакуют твои корабли и на суверенную страну будет обрушен напалм.

Другому покажется, что Куба угрожает национальной безопасности США и за этим последует оккупация Гренады. Третьему пригрезится, что Ирак производит ОМУ, и страну погрузят в хаос.

Если в одном случае мы будем называть тех, кто зверствует над ни в чем неповинными гражданами, взрывает дома, террористами, а в другом случае - повстанцами, доверия больше не станет.

Если, когда это выгодно, будут поддерживать национальное самоопределение, а в ином случае следовать принципу территориальной целостности, безопасности и стабильности не прибавится.

Поэтому абсолютно не выдерживает критики еще один тезис, сформулированный в статье господином Холбруком об уникальности косовского случая, который, по его мнению, "не имеет прецедентов в других сепаратистских регионах мира".

Ведь желает это кто-то или нет, но ситуации вокруг так называемых "замороженных" конфликтов на постсоветском пространстве со всей очевидностью будет развиваться в том же направлении, что и в Косово.

Кстати, открывая обсуждения темы Пятого Евразийского медиа-форума "Пожар в пригородах новой Европы: Проблемы иммиграции, мультикультурализма в современном обществе. Роль государства и СМИ", Ричард Холбрук заявил, что этнические конфликты современности были спровоцированы политическими лидерами-преступниками.

Интересно, считает ли он таковыми, например, Звиада Гамсахурдия, чья политика "провинциального фашизма" (по выражению Эдуарда Шеварднадзе) привела к бойне в Южной Осетии, или самого г-на Шеварднадзе, развязавшего войну в Абхазии, или г-на Саакашвили, чьи "миротворческие" усилия летом 2004 года взорвали с таким трудом восстанавливавшееся доверие между осетинами и грузинами.

Первый канонизирован в сегодняшней Грузии, его именем названы улицы. Второй - лучший друг господ Бейкера и Геншера. А третий, в евроатлантической версии, окружен ореолом борца за демократию и справедливость.

Если быть последовательным, ответ очевиден. И тогда эти случаи не менее уникальны, нежели косовский.

Словом, России есть над чем хорошенько поразмыслить. И Косово - действительно очень важный тест для России.

(C) 2007, NR2.Ru, "Новый Регион", 2.0

Адрес на сайте - http://www.nr2.ru/moskow/109911.html


Есть ли пределы американской военной мощи?

20.03.07 01:48

Вашингтон - Москва, Март 20 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) - Динамику эволюции крупных систем, в том числе мировой системы, определяет диалектика противоречий возможного и действительного.

С одной стороны, глобализация в ее нынешнем неолиберальном обличье имеет "усеченный" характер: ее плодами пользуются, в основном, три центра мирового хозяйства - США, Западная Европа, Япония, называемые иногда "триадой".

С другой стороны, "триада" все болезненнее ощущает свою энергетическую уязвимость. Растущая энергетическая зависимость от стран - поставщиков углеводородного сырья побуждает американские военно-промышленные круги "прессинговать" Россию то путем искусственного обострения вопроса о правах человека, то посредством гонки вооружений.

Как сообщает корреспондент "Нового Региона", об этом пишет политический обозреватель Фонда стратегической культуры Андрей Володин.

Западные политологи все чаще пишут о том, что стремление к достижению безусловного ядерного превосходства имеет в Америке характер надпартийного консенсуса. Еще в 1999 году на высшем государственном уровне была сформулирована концепция "активной противоракетной обороны", призванная заменить рейгановскую концепцию "звездных войн".

Эти идеи неизменно будоражат американские военно-политические круги. С 1983-го по 2001 год в США на "противоракетные" цели было израсходовано 130 млрд. долларов. С 2002 г. на создание системы ПРО расходовалось примерно по 11 млрд. долларов ежегодно.

Идея ядерного превосходства США в основе своей проста; она подразумевает эффективную защиту от "ответного русского удара" на первый удар за счет развития как наступательных систем, так и "пластичной противоракетной обороны".

Модернизация, то есть качественное совершенствование данных систем, активно проводилась на протяжении всех лет американо-российского "партнерства во имя мира".

После одностороннего выхода США из Договора по ПРО в декабре 2001 года Вашингтон сделал ставку на создание глобального противоракетного "щита" с целью предотвратить "удар возмездия" со стороны России.

Считалось, что поражение шахтных пусковых установок и установок подводного базирования лишит нашу страну убедительного ответа на первый удар. Так в американское военно-политическое мышление вернулась идея возможности ядерной войны.

Недаром Роберт Боуман, отвечающий за программу ПРО в ВВС США, охарактеризовал недавно "противоракетные" инициативы американского правительства как "недостающее звено стратегии первого удара".

"Проекция американской военной мощи по всему миру" (если воспользоваться стилистикой американских официальных документов) даже в самих США не вызывает повсеместного энтузиазма.

26 марта 2004 года около 50 американских генералов и адмиралов подписали открытое письмо президенту США, в котором выразили сомнение в наличии желания у руководителей других ядерных государств нанести превентивный удар по Америке.

В письме, которое подписал, среди прочих, и бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США адмирал Уильям Кроу, президенту Дж. Бушу предлагалось, в частности, отложить развертывание "дорогостоящей и не апробированной системы ПРО наземного базирования".

Авторы послания также говорили об использовании высвобождающиеся средства на совершенствование инфраструктуры хранения ядерного оружия и ядерных материалов, а также на защиту портов и границ страны от проникновения террористов, способных завезти оружие массового уничтожения на территорию Соединенных Штатов.

Еще одним важным предупреждением стала опубликованная в журнале Foreign Affairs статья Кира Либера и Дарила Пресса, в которой прямо говорилось о "превентивном обезоруживающем ударе против России и Китая" как о главной цели модернизации стратегических ядерных сил США, "ремнями безопасности" которой выступает система ПРО.

Наконец, летом 2004 года председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Ричард Майерс подписал распоряжение о введении в действие документа Conplan 8022, по которому специально отобранные стратегические бомбардировщики, межконтинентальные ракеты наземного и подводного базирования, а также средства "информационной войны" были сориентированы на неназванные "высокоценные" объекты в странах "противника".

Данный документ носит строго конфиденциальный характер. Последним штрихом, придающим этим планам завершенный характер, стало решение разместить на территории Польши и Чехии компоненты системы ПРО. В "схему" развертывания американской ПРО включена и Япония.

Таким образом, мы являемся свидетелями возврата к известной концепции Вудро Вильсона - возведению вокруг России "санитарного кордона", только теперь с помощью новейшей ракетно-ядерной техники.

Некоторые новые нюансы старой концепции придает продвижение НАТО на Ближний и Средний Восток, в частности, в Афганистан. Эту страну в Пентагоне рассматривают как "платформу", с которой можно непосредственно угрожать России, Китаю, Ирану и другим "непокорным" государствам.

На данном направлении военно-стратегические планы Вашингтона сопряжены с планами энергетических компаний - близкой Белому дому Halliburton, а также Enron, добивающихся эксклюзивных прав на транспортировку туркменского природного газа в Индию (через Афганистан и Пакистан) на принадлежащий Enron крупный газоперерабатывающий завод в Дабхоле, близ Бомбея.

"Новая" стратегия США, отмечают аналитики, разительно напоминает идею "абсолютной энергетической независимости" Америки, настойчиво воплощаемую в жизнь с 20-х годов ХХ века.

Разница лишь в том, что сегодня "однополярная" логика и надежда на восстановление способности к ненаказуемому "первому удару" толкают США на "последний и решительный бой" за мировую гегемонию. Однако "коридор возможностей" этой стратегии довольно узок. Вот лишь наиболее значимые ее ограничители.

Во-первых, "имперское перенапряжение, как определил это состояние Пол Кеннеди, приближает Америку к состоянию критической нехватки сил и ресурсов. (Судьба Советского Союза здесь может служить предупреждением).

"Америка при Буше-младшем, - пишет американский автор Уильям Энгдаль, - это опустошенная, раздираемая долгами экономика, стремящаяся использовать последнюю наличную карту, ее огромную военную мощь, чтобы удержать универсальную роль доллара и свой статус единственной мировой сверхдержавы".

Во-вторых, безоглядный "унилатерализм" США определенно ускоряет перегруппировку геополитических сил в мире преимущественно на антиамериканской основе. Основной движущей силой этого почти не видимого, но весьма динамичного процесса становится Китай, заинтересованный в партнерах и альянсах, которые стабильно обеспечили бы его энергетическую безопасность.

Отвергая однополярный мир, пытается диверсифицировать свою энергетическую политику Россия.

Трудно представить, что и Индия, для которой ее национальный суверенитет был, есть и будет абсолютным императивом, согласится на воссоздание монополярного мира (даже проамерикански настроенные индийские политики рассуждают об отношениях Индии и Америки исключительно в категориях партнерства, но никак не союзничества).

В Латинской Америке фиаско неолиберального проекта глобализации также вызывает консолидацию социально-политических сил на платформе "восстановления" суверенитета и последовательного отстаивания национальных интересов. Есть вопросы к американской "повестке дня" и в странах "старой Европы".

В-третьих, эффективность перегруппировки геополитических сил в мире в направлении устойчивой многополярности напрямую зависит от модернизации потенциала сдерживания России.

Военные эксперты отмечают: Россия сохраняет на вооружении межконтинентальные баллистические ракеты СС-18 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (срок службы продлен до 2016 года).

Кроме того, вновь развернуты подвижные ракетные системы на железнодорожной платформе СС-24 М1, форсируется введение в эксплуатацию комплексов "Тополь-М", имеющих повышенную проникающую способность.

В апреле 2006 года проведены испытания "изделия", известного на Западе как K65M-R и способного неоднократно менять траекторию подлета к цели, чуть раньше прошла успешное испытание ракета "Булава", военно-морской аналог "Тополя-М", которую предполагается ввести в эксплуатацию в 2008 году.

Интересно, что западные военные эксперты глухо молчат о судьбе проекта "Буран", апробация которого в конце 80-х годов прошлого века вынудила американских стратегов призадуматься об эффективности системы ПРО и средств ее инфраструктурной поддержки.

Вместе с тем, отмечают военные аналитики, Россия обязана "захлопнуть окно уязвимости", широко распахнутое в 90-е годы, не позднее, чем в течение ближайших 4-6 лет. В противном случае сценарий "вассализации" нашей страны может приобрести конкретные и зловещие очертания.

Навязать американскую гегемонию подавляющей части человечества нереально. Расставание с концепцией "ограниченного суверенитета" поможет России избавиться, наконец, от сырьевой зависимости.

Эту проблему образуют два простых и взаимодополняющих вопроса: какова взаимосвязь между "сомнениями" Запада в суверенитете России и консервацией сырьевого характера отечественной экономики? Насколько деиндустриализация хозяйства при гипертрофии сфер торговли и денежного обращения совместима с моделью высокотехнологичной экономики?

Эти и другие "неудобные" вопросы напрямую и все более жестко адресуются сегодня обществом российской политической элите.

Недавняя речь президента России в Мюнхене как будто свидетельствует о преодолении российской властью "кризиса воли". Удастся ли ей в жесточайшем цейтноте преодолеть "кризис парадигмы", - вот в чем вопрос.

(C) 2007, NR2.Ru, "Новый Регион", 2.0

Адрес на сайте - http://www.nr2.ru/moskow/109909.html


Новой "холодной войны" не будет, уверены политологи

20.03.07 01:27

Москва - Берлин, Март 20 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) - Несмотря на то, что между Россией и Европейским сообществом существует большое количество неразрешенных вопросов, не стоит ожидать второй "холодной войны".

Как сообщает корреспондент "Нового Региона", к такому выводу пришли в понедельник участники ассамблеи СВОП.

Эксперты уверены в том, что недоразумения, с которыми сегодня столкнулись Россия и Запад, не станут причиной даже для того, чему эксперты могут дать определение "холодный мир". Участники ассамблеи применили это словосочетание к решению НАТО разместить системы ПРО в Чехии и Польше.

Так, по мнению члена Германского совета по внешней политике Александра Рара, Соединенные Штаты "выбрали весьма провокационный путь", а можно было бы поступить намного проще. Правда, непонятно для кого - для России или для Европы.

"В Европе нам кажется, что ПРО - это не наступательное оружие, его можно сравнить с забором, чтобы отгородить себя - правда, непонятно от кого. Возникает вопрос, почему бы России не включиться в эту систему? Логично ставить ПРО на территории России, а не Польши", - сказал Рар, пишет деловая газета "Взгляд".

Политолог также отметил, что размещение систем ПРО в Европе может накалить отношения не только с Россией, но и внутри самого Евросоюза. Таким образом, заметил Рар, "определенные силы в США могут получить двойные дивиденды - развести мост между Европой и Россией и нарушить спокойствие в самом Старом свете".

Со своим немецким коллегой согласился и председатель президиума СВОП Сергей Караганов, который назвал планы Вашингтона по размещению ПРО в Восточной Европе "классической провокацией, направленной на разделение России и Европы". Однако российский эксперт оказался не так категоричен, как германский.

Караганов тоже не верит в возможность повторения тихого противостояния Запада и Советского Союза. По его мнению, холодная война, особенно в последние годы существования СССР, потеряла свой смысл.

Сейчас же, отмечает эксперт, "у двух сторон есть определенные разногласия, однако при правильном раскладе их удастся сгладить и не повторить историю, которая случилась на советском пространстве".

"Во второй половине 80-х годов СССР случайно развернул ракеты СС-20, что было в чистом виде провокацией, после чего на нее ответили наши нынешние друзья, мы сошлись в схватке и таким образом продлили холодную войну на семь лет", - пояснил Караганов.

Отвечая на неизбежный вопрос о мюнхенской речи Путина, Александр Рар заметил, что европейская общественность, в частности Германия, "отнеслась к путинскому выступлению с пониманием".

Однако Запад не боится повторения подобных речей. Главное, по мнению Рара, - "чтобы тема холодной войны не оказалась в числе приоритетных во время предвыборных кампаний" по обе стороны океана.

"Самое страшное может случиться, если тематика холодной войны будет вынесена на президентских выборах как в России, так и в США. Для националистически ориентированных сил это будет прекрасной возможностью побороться за голоса тех, кто придерживается радикальных мер", - сказал Рар.

(C) 2007, NR2.Ru, "Новый Регион", 2.0

Адрес на сайте - http://www.nr2.ru/moskow/109908.html


Россия будет учить американцев, как нужно бороться с терроризмом

20.03.07 00:44

Москва - Грозный - Вашингтон, Март 20 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) - Российский опыт борьбы с терроризмом в северокавказском регионе заинтересовал Госдепартамент США. Как сообщает корреспондент "Нового Региона", делегация этого ведомства собирается в конце апреля посетить Чечню.

"Уникальная система противодействия терроризму, которая применялась в северо-кавказском регионе, определила нашу государственную политику, роль и место всех исполнительных органов власти в профилактике терроризма", - сообщил в понедельник руководитель оперативного штаба на Северном Кавказе, генерал-полковник Аркадий Еделев.

"Этот опыт привлек внимание иностранцев", - добавил он. По информации российского генерала, американцы намерены использовать опыт РФ "в разруливании ситуации в Ираке и Афганистане".

"Мы знаем, что они погрязли до такой степени, что антивоенные митинги в Америке в связи с войной в Ираке набирают огромную силу и привлекают уже не только десятки, но и сотни тысяч человек", - подчеркнул Еделев.

Он отметил, что по инициативе МИД России было предложено расширить формат мероприятия, и принять не только делегацию госдепартамента США, но и представителей государств-участниц "восьмерки".

Глава оперативного штаба на Северном Кавказе заявил, что об уникальности российского опыта свидетельствуют впечатляющие позитивные изменения, происходящие в Чеченской республике.

Как сообщает РИА "Новости", за последние 1,5 года во всех сферах деятельности в Чечне наблюдаются положительные результаты.

(C) 2007, NR2.Ru, "Новый Регион", 2.0

Адрес на сайте - http://www.nr2.ru/moskow/109905.html


Все публикации за 20.03.07

Выпуск N 1228, Архив Рассылки

Вы получаете рассылку полнотекстных публикаций несколько раз в день. Если вы не хотите получать так много писем, то вы можете отписаться от этой рассылки и оформить подписку на "Дайджест новостной ленты"

Также предлагаем обратить внимание на другие наши рассылки.


(C) NR2.Ru: Российское информационное агентство "Новый Регион". Версия 2.0, август 2004. При использовании информационных материалов ссылка на "Новый Регион" обязательна
(C) Трансрегиональная медиа-группа "NR2.Ru", 2004.


В избранное