Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир новостей

  Все выпуски  

Страшные аналогии Гринспена


МИР НОВОСТЕЙ

Выпуск N97

Сегодня - 2010-06-18

Итак, свежие новости...

18 июня 2010 г.

Страшные аналогии Гринспена

Представления об огромной кредитоспособности США ошибочны, считает бывший глава федерального резерва Алан Гринспен. По его мнению страна вскоре может исчерпать возможности заимствований, так как столкнется со значительным ростом стоимости привлечения денежных средств. А правительство, набравшее обязательств на три десятилетия вперед, не сможет выполнить их в реальных условиях
Соединенные Штаты Америки являются крупнейшим должником в мире. Кредиторы пока без сомнения ссужают этому столпу мировой экономики деньги, будучи уверены в его кредитоспособности. Но об опасности таких заблуждений предупредил экс-председатель Федеральной резервной системы (ФРС) Алан Гринспен, проведя аналогии между бюджетным кризисом в Греции, на которые рынок ответил удорожанием заимствований для этой страны, и проблемами США. Распухший государственный долг США и непомерные бюджетные траты могут загнать страну в угол, предупреждает он.
"Представления об огромной кредитоспособности США ошибочны", - утверждает бывший глава ФРС в своей статье, опубликованной в The Wall Street Journal. И Соединенные Штаты могут вскоре столкнуться со значительным ростом стоимости привлечения денежных средств, поскольку возможности заимствования по текущим низким ставкам будут исчерпаны, считает Алан Гринспен и призывает США и другие развитые страны к радикальному изменению бюджетной политики с тем, чтобы сдержать рост государственного долга.
Пока ситуация со стоимостью заимствований и инфляцией спокойная, но это состояние обманчиво, считает бывший глава ФРС. "Несмотря на резкий рост федерального долга за последние 18 месяцев - до $8,6 трлн с $5,5 трлн - инфляция и долгосрочные процентные ставки (типичные показатели бюджетных излишеств) остаются на удивление сдержанными, что прискорбно, поскольку вселяет преступную беспечность, которая может иметь чудовищные последствия", - пишет А.Гринспен.
Долгое время возможности США по привлечению кредитования намного превышали госдолг, однако после банкротства Lehman Brothers этот спред начал быстро сужаться. Госдолг вырос до 59% ВВП к середине июня по сравнению с 38% ВВП в сентябре 2008 года.
"В настоящее время федеральное правительство набрало обязательства на три десятилетия вперед, и выполнить их в реальных условиях оно не сможет", - говорится в статье. Экс-глава американского ЦБ проводит прямую аналогию между критической бюджетной ситуацией в Греции и проблемами США.
А.Гринспен считает необоснованными утверждения, что сокращение государственных расходов повредит экономике. Объем расходов необходимо снижать, как и объемы эмиссии US Treasuries, подчеркнул он.
С ним в какой-то мере согласен и глава Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Баллард. Ранее он признавал, что у США "есть собственные бюджетные проблемы, которые необходимо своевременно решать, если страна хочет сохранить доверие международных финансовых рынков". США не могут игнорировать влияние роста дефицита бюджета федерального правительства на доходности казначейских облигаций США и мнения инвесторов, вторит предыдущим ораторам президент Федерального резервного банка (ФРБ) Далласа Ричард Фишер. "Даже при развитии ситуации по самому оптимистичному сценарию, в обозримом будущем дефицит госбюджета останется значительным", - цитировало его слова агентство Bloomberg. - Мы не можем закрывать глаза на то, какое влияние оказывает растущий долг правительства на доверие инвесторов и доходности US Treasuries".
Один из тревожных звоночков для США прозвенел в марте. Тогда рынки, опасаясь последствий выхода дефицита из-под контроля, играли на повышение номинальных процентных ставок по долгосрочным бумагам. И тогда же Алан Гринспен заявил, что увеличение процентных ставок US Treasuries отражает обеспокоенность инвесторов "значительным избытком долговых обязательств, находящихся в обращении, которого не было раньше". "Я очень обеспокоен финансовой ситуацией, - заявлял А.Гринспен в интервью Bloomberg Television. - Повышение процентных ставок по долгосрочным US Treasuries затруднит восстановление рынка жилья США и сдержит капитальные инвестиции".
Государственный долг США действительно достиг устрашающих размеров - $12,37 трлн. С сентября 2007 года он увеличивается примерно на $3,85 млрд в сутки. И страна все занимает. Министерство финансов США планировало разместить в этом году облигации и векселя на рекордные $2,43 трлн, что на 16% выше уровня прошлого года (также рекордного) в $2,1 трлн. В феврале этого года президент США Барак Обама подписал законопроект о повышении предела американского госдолга на $1,9 трлн, до $14,3 трлн.
При этом в документе содержатся и дополнительные меры сокращения расходов, чтобы предотвратить увеличение бюджетного дефицита. Администрация президента США оценивает объем бюджетного дефицита в следующие 5 лет в $4,3 трлн. В этом финансовом году, завершающемся 30 сентября, дефицит госбюджета снова будет рекордным - $1,6 трлн на фоне сокращения налоговых поступлений и значительных объемов средств, затраченных, в частности, на спасение банковской отрасли и автопроизводителей.
Пока же мировые инвесторы вкладывают деньги в ценные бумаги США и долларовые активы, когда они сомневаются в стабильности мировой экономики. Приток чистых инвестиций в активы США, включая казначейские обязательства, корпоративные облигации, акции и другие финансовые активы, составил $83 млрд. Эксперты, опрошенные агентством Bloomberg, прогнозировали, что этот показатель будет равен всего $70 млрд. Признаки устойчивого восстановления американской экономики и кризис на рынке долговых обязательств Европы могут привести к существенному увеличению спроса инвесторов на все виды ценных бумаг США, отмечают экономисты.
"Бегство под сень Treasuries только начинало набирать обороты в апреле", - считает главный финансовый экономист Bank of Tokyo-Mitsubishi UFK в Нью-Йорке Крис Рупки.
Подобные действия, как говаривал министр финансов США Тимоти Гайтнер, свидетельствуют о неотъемлемом доверии к США и их способности к восстановлению после рецессии.
Доверие пока действительно находится на высшем уровне. Но в марте международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service заявило, что США приблизились к утрате своего кредитного рейтинга высшего уровня "ААА", поскольку выросла стоимость обслуживания долга. Агентство тогда призвало правительство страны как можно быстрее снизить долговое бремя, но при этом не подорвать экономический рост чрезмерно поспешной реализацией exit strategy. По базовому сценарию Moody's, из стран с высшим кредитным рейтингом в этом году на обслуживание госдолга больше, чем США, затратит только Великобритания (в процентном выражении от госдоходов). А в 2011-2013 гг. США станут мировым лидером по расходам на обслуживание госдолга. В 2010 году правительство США затратит чуть менее 7% госдоходов на обслуживание долга, в 2013 году - почти 11%, если придерживаться консервативного прогноза. По неблагоприятному варианту США направят 15% доходов на обслуживание долга, что позволит снизить их рейтинг до "АА", поскольку для высшего кредитного рейтинга "потолок" трат на эти цели составляет 14%.
И в самой стране есть мнение, что США не заслуживают высшего кредитного рейтинга "ААА" и могут вскоре его лишиться, если не приведут в порядок свою финансовую систему. Америка имеет высший кредитный рейтинг с 1917 года, однако неизвестно, сколько еще он продержится. Одного или двух поводов достаточно, чтобы страна потеряла лучшую оценку, считает бывший руководитель Главного контрольного управления США Дэвид Уокер. Главной проблемой страны он называл систему социальной защиты, здравоохранение и налоговые льготы. Они то и угрожают загнать правительство страны в долговую яму в ближайшие несколько десятилетий.
И тогда - прощай дешевые заимствования. Как это уже случилось с Грецией, которая, как выяснилось, явно жила не по средствам.
Нынешний глава ФРС США Бен Бернанке старается не драматизировать ситуацию. Выступая недавно в бюджетном комитете Палаты представителей Конгресса США он заявил, что федрезерв примет нужные меры для поддержания финстабильности и роста экономики. По его мнению влияние кризиса на темпы подъема экономики США, "вероятно, будут умеренными" в том случае, если финансовые рынки "продолжат стабилизироваться". Несмотря на то, что падение фондовых рынков и "ухудшение перспектив европейской экономики" могут "наложить отпечаток" на экономику США, эти негативные факторы будут компенсированы снижением доходностей US Treasuries и ставок по ипотечным кредитам, а также падением цен на нефть и другие виды сырья, заявил Б.Бернанке.
Нью-Йорк. 18 июня. FINMARKET.RU

Медведев: провала евро "исключать нельзя"

Угрозу провала европейской валюты нельзя недооценивать, но РФ не намерена оказывать прямую финансовую помощь европейским странам, заявил президент Дмитрий Медведев. Россия, по его мнению, сейчас находится на стадии выхода из кризиса, хотя вероятность второй волны по-прежнему настораживает.
Москва. 18 июня. FINMARKET.RU - Президент РФ Дмитрий Медведев полагает, что опасность провала единой европейской валюты "исключать нельзя". Он также обеспокоен вопросом, как побудить слабеющие экономики осуществлять жесткую экономическую политику. Но прямую материальную помощь европейским странам Россия оказывать не собирается.
Россия - европейская страна и заинтересована в стабильности в Евросоюзе, сказал Дмитрий Медведев. "От того, насколько хорошо обстоят дела на Европейском континенте, зависит и наше благополучие", и в Москве надеются, что принимаемые меры по поддержке евро и европейской экономики принесут результаты, заявил он в интервью "The Wall Street Journal".
"У нас есть отдельные отношения со всеми странами, в том числе с теми, которые сейчас попали в трудную ситуацию, - с Грецией, и с Испанией, и с Португалией, и, конечно, мы будем это учитывать в наших отношениях. Но я все-таки считаю, что основные меры поддержки должен предпринять Евросоюз", - сказал Д.Медведев, отвечая на вопрос, готова ли Россия предложить финансовую помощь для обеспечения стабильности в Европе.
"У нас есть внутренние задачи, которые мы должны решать…Но есть целый ряд проектов, где мы действительно работаем с государствами, у которых сегодня ослаблена экономика. И если рассматривать это сквозь призму наших отношений в этой сфере, по таким проектам, то, наверное, да. Если говорить о прямых финансовых вливаниях, желательно, чтобы это делали партнеры по Евросоюзу", - пояснил он.
Д.Медведев также считает, что опасность провала единой европейской валюты "исключать нельзя". "Сегодня в Европе есть государства со слабой экономикой и сильной валютой, чего никогда не было в истории человечества… Потому как эта валюта носит наднациональный характер, но она в конечном счете определяется экономической мощью отдельных государств, а некоторые из них - слабые звенья". "Я не преувеличиваю угрозу, но ее недооценивать нельзя", - отметил российский лидер.
Между тем, премьер-министр РФ Владимир Путин неделю назад заявлял, что "объективных условий для падения евро не существует". Он признал, что "есть какие-то сложности", но выразил уверенность, что они "носят временный характер".
"Есть еще одна проблема, очень сложная: каким образом побудить слабеющие экономики осуществлять жесткую экономическую политику… Поэтому от того, насколько последовательны будут правительства государств со слабеющей экономикой в реализации этих экономических мер, и зависит успех общей политики по преодолению кризиса, который возник некоторое время назад в экономике Евросоюза", - подчеркнул российский президент. "Вообще, это все настораживает, потому что, конечно, это может восприниматься и как вторая волна того кризиса, который начался в 2008 г., это очевидно", - добавил Д.Медведев.
"Мне трудно давать советы Евросоюзу.., они сами справляются, я надеюсь, - но тем не менее нужно все равно выбирать какую-то золотую середину… Нельзя безоглядно помогать той ситуации, когда уже спасать нечего, нужно все-таки исходить из трезвых соображений", - призвал он. "В этом случае общие меры - они необходимы, и, кстати сказать, они такие меры приняли. Потому что решение о выделении триллиона евро - это решение в пользу поддержки общей стабильности на Европейском континенте. Поэтому мне кажется, что здесь нельзя эти вещи противопоставлять друг другу, но, конечно, бесконечная солидарность и помощь, которая не приносит результата, - это очень опасный путь", - предостерег Д.Медведев.
А вот российский премьер неделю назад давал советы и оценку действий европейских властей, которые, по мнению В.Путина, в целом "действуют абсолютно корректно и правильно". "Нужно повышать дисциплину, нужно следить за дефицитами бюджета. Нужно менять отчасти валютное законодательство, нужно, чтобы оно было одинаковым, во всяком случае максимально одинаковым для всех членов Евросоюза", - перечислял глава правительства РФ, что нужно сделать.
"Да, придется, конечно, Европейскому центральному банку подпечатать немножко банкнот, потому что иначе не может быть, если Европейский центральный банк объявил о том, что он готов скупать гособязательства (для улучшения ситуации на долговых рынках)", - подчеркнул глава российского кабинета министров. "Уверен, что эта эмиссия на европейской экономике не отразится как-то уж особенно негативно. Да и резервы есть, можно резервы задействовать, в конце концов", - сказал В.Путин.
В целом мир сейчас находится на стадии выхода из кризиса, и пора готовить "то, что называется стратегией выхода", полагает президент России. Продолжая стимулирование экономики, "мы будем только разогревать аппетиты и не получим окончательного результата", - уверен он. Во многих странах сейчас начался экономический рост, в России он "медленнее, но неплохой, около 4%", рассказал Д.Медведев. "Поэтому нам нужно думать о стратегии выхода. Конечно, при этом необходимо сохранить отдельные стимуляционные меры", заметил он. В прошлом году в РФ на поддержку экономики было потрачено около $200 млрд, "но так не должно продолжаться все время", - резюмировал глава государства.
www.gzt.ru, Ирина Толстошеева




В избранное