Эстония первой из стран бывшего СССР может перейти на евро с начала 2011 года, несмотря на кризис в зоне евро. В нынешних условиях отказ Эстонии от вступления в еврозону стал бы еще одним ударом по евро. Но после ее вступления в процессе расширения еврозоны, скорее всего, наступит пауза.
Министры финансов стран Европейского союза одобрили 7 июня заявку Эстонии на вступление в еврозону, посчитав, что она уже выполнила все условия, необходимые для этого. Согласно Маастрихтским соглашениям, уровень инфляции страны, претендующей на вхождение в зону евро, не может более чем на 1,5 процента превышать средний уровень инфляции трех стран ЕС с наименьшими инфляционными показателями; дефицит национального бюджета должен быть не более 3 процентов; а государственный долг – не более 60 процентов ВВП.
Сегодня Эстония – при всех ее экономических проблемах – этим критериям формально соответствует. Таким образом, с 1 января 2011 состав участников еврозоны должен увеличиться до 17 государств.
Главный экономист управляющей компании "Финам Менеджмент" Александр Осин подчеркивает, что кризис не лучшее время для того, чтобы свою политику делать зависимой от решений наднациональных структур – таких как Европейский центральный банк или Еврокомиссия:
– Это невыгодно, поскольку страна теряет возможности стимулирования экономики за счет денежной эмиссии, за счет изменения процентных ставок и налоговой политики, а также за счет реформ в социальной сфере. Поэтому время для вступления Эстонии в еврозону не лучшее. Но, возможно, Эстонию даже попросили войти в еврозону. Это некий рекламный ход, потому что сейчас мы наблюдаем массированные действия со стороны европейских регуляторов, направленные на то, чтобы поддержать как финансовые рынки, так и курс евро.
У Эстонии объем ВВП – 24 миллиарда долларов по паритету покупательной способности. Это почти в 14 раз меньше экономики Греции, объем которой составляет 330 миллиардов долларов. Естественно, здесь Евросоюз может спокойно поддержать Эстонию в случае необходимости, поскольку ее финансовые проблемы для него – не проблема. Поэтому Эстонии повезло – она является неким рекламным символом того, что еврозона продолжает расширяться и что в ней все нормально.
Но после присоединения Эстонии к еврозоне в процессе её расширения может возникнуть пауза. Планы расширения зоны евро могут быть отложены либо руководством Евросоюза, либо самими странами-претендентами на присоединение к еврозоне.
Эту точку зрения поддерживает экономист и политолог Юрис Пайдерс из Латвии, в которой тема вступления в еврозону отошла на второй план:
– Давайте посмотрим на ситуацию со Словенией. Эта страна была вынуждена участвовать в плане спасения Греции, выделив около 200 миллионов евро. Это означает, что Латвия может вступить в еврозону только тогда, когда сможет запросто выделить деньги на спасение какой-то страны. Сегодня же Латвия свои счета не может оплатить. Мы каждую секунду тратим около 20 латов из тех денег, которые нам дали Международный валютный фонд и Еврокомиссия. Кроме того, мы сможем стать членами еврозоны только после того, как,
например, испанцы будут способны одолжить любому члену еврозоны несколько сот миллионов евро. Такое время, скорее всего, наступит только к 2020 году. В кризисных ситуациях членство в еврозоне не дает хороших результатов.
Правда, это осталось приоритетом для премьер-министра, для председателя Центрального банка, для президента. Экономисты же, которые создают программы для разных партий, как правых, так и левых, не называют вхождение в еврозону приоритетной задачей. Нужно сначала подготовить свою экономику для еврозоны и только потом вступать.
Европейский союз намерен ввести на территории входящих в него государств новый, "антикризисный", налог на банковскую деятельность. Как пишет The Financial Times, такое решение приняли во вторник министры финансов стран-членов ЕС, обсуждавшие этот вопрос на встрече в Люксембурге.
Как заявила журналистам глава испанского Минфина Елена Сальгадо, ЕС "должен действовать на опережение и продемонстрировать упорство" в введении налога. В схожем ключе высказался замминистра финансов ФРГ Йорг Асмуссен – по его словам, немецкие избиратели уже заждались принятия мер, которые заставят банки отказаться от высокоприбыльных, но крайне рискованных игр на фондовом рынке. "Парламент и население Германии нервничают из-за того, что в области финансовой реформы мало делается. Поэтому мы хотим видеть
результаты", – подчеркнул Асмуссен.
Идея всемирного налога на банковскую деятельность, главными сторонниками введения которого выступали США, Великобритания, Германия и Франция, была подвергнута резкой критике в ходе состоявшегося в минувшие выходные в южнокорейском Пусане совещания министров финансов и глав центробанков стран "большой двадцатки". Предложение вызвало сильное неприятие сразу у Канады, Австралии, Бразилии и Японии.
По мысли авторов проекта, новым налогом должна облагаться прибыль кредитных организаций, получаемая от инвестиционной деятельности. Это заставит думать дважды, прежде чем вкладывать средства в рискованные ценные бумаги и выпускать малообеспеченные деривативы. Именно рискованная игра банков на фондовом рынке стала одной из главных причин мирового финансово-экономического кризиса. Полученными средствами государства, выступающие за налог, планировали распорядиться по-разному: Франция и Великобритания собирались
потратить их в рамках бюджета, Германия – выделить в специальный фонд, деньги из которого будут тратиться на помощь испытывающим трудности банкам.
Противники этой идеи заявили, что глобальный налог поставит в положение виноватых в кризисе не только банки, которые действительно увлеклись рискованными операциями, но и организации, прошедшие через финансовые испытания последнего времени, не попросив у государства ни копейки. Министр финансов Канады Джим Флаэрти также заявил, что новый налог отвлечет правительства от главной задачи – реформирования мировой банковской системы в соответствии с преподанными кризисом уроками. Кроме того, противники идеи
справедливо замечали, что часть нагрузки по выплате нового налога банки непременно перенесут на своих клиентов.
Таким образом, вопрос о том, вводить или не вводить банковский налог, предстоит решать властям каждого отдельно взятого государства. Как ожидается, помимо стран ЕС новый сбор все-таки появится в США, потративших на помощь кредитным организациям сотни миллиардов долларов.