История русских шахмат, которые назывались таврелями, уходит корнями в глубокую древность. Еще в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, в варяжских захоронениях на южном побережье Балтийского моря археологи находили игральные кости с цифрами и знаками на гранях, разноцветный галечник и большие плоские камни, расчерченные в клетку. В более поздних раскопках (на Черниговщине, в Новгородских землях) обнаружены многочисленные принадлежности для игры в таврели. Последние находки в черте старой Рязани
позволяют утверждать, что в IX-X в.в. на Руси были широко распространены таврели - игра с твердо установленными правилами.
Игра в русские шахматы упоминается в былинах о св. Владимире и Садко. Исчезновение этой интеллектуальной игры из традиций русского народа ученые связывают с крещением Руси и соответствующим отношением Церкви к играм.
По сравнению с таврелями индийские шахматы очень упрощены.
В таврелях гораздо большее количество возможных комбинаций.
Кстати, эту игру очень активно поддерживает Анатолий Евгеньевич Карпов, хотя он сам проиграл малоизвестному перворазряднику из Рязани Жмурову.
Обозначения
Исходная позиция
Таврели несколько напоминают шахматы индийские. Во всяком случае, цель игрока одна: поставить мат предводителю «войска» противника (в русских шахматах он называется «волхв»). Только в таврелях фигуры не убивают, а берут в плен, создавая порою довольно высокие «башни» (фигуры в русских шахматах представляют из себя подобие шашек с нанесёнными на них древнеславянскими символами). В ходе игры «башни» произвольно могут разделяться на несколько штук, а двигаются они по законам фигуры, которая наверху. Фигуры в таврелях
носят особые названия: Волхв, Князь, Ратоборец, Лучник, Всадник, Ратник, Хелги.
Правила передвижения такие же, как и для соответствующих индийских шахматных фигур, включая рокировку. В общем, правил много, они достаточно сложные – настолько, что до сих пор не удалось создать компьютерную версию таврелей. Не тянет «железка», мыслить по-русски не приучена!
ОТЛИЧИЯ РУССКИХ ШАХМАТ ОТ ИНДИЙСКИХ:
Передвижение таврелей.
Ни одна из таврелий до конца партии не снимается с доски.
Таврели могут перемещаться как на свободное поле, так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по правилам перемещения данной таврели.
Волхв не может передвигаться или оставаться на поле, атакованном таврелями противника.
Ратник, в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.
Образование башни.
В случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), образуется башня, на верху которой становится таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели (на верху - волхв, а под ним - все таврели белых и черных, кроме волхва противника).
Башня может становиться на другие таврели и башни, включая их в свой состав.
На волхва не может ставиться ни одна таврель.
Передвижение башни.
Башня передвигается по правилам хода верхней таврели.
Разделение башни.
Башня при своем ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции. Действие оставшейся на поле части башни начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).
Превращение ратников .
Каждый ратник, достигнув поля превращения (на последней горизонтали), превращается только в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции. Ратник, стоявший перед волхвом, превращается в хелги - таврель, обладающую возможностями передвижения князя и всадника одновременно. Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При этом таврель ратника переворачивается
(на ее нижней стороне обозначен символ таврели, в какую превращаетя ратник). Превращенная таврель в случае ее взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным ратником.
Цель игры, как и в индийских шахматах, - матование волхва противника.