Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 38 (51)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N38  Нефтяное обозрение
20 - 26 сентябяря
2004 г. 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0438.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Китай.
Энергетика - не повторение пройденного, а принципиальный рывок вперед?

Энергетические проблемы начинают создавать проблемы для китайской экономики. В первом полугодии 2004 года в 25 из 31 провинции Китая происходили массовые отключения электроэнергии. Из-за энергетических проблем темпы роста экономики страны составили 9,1%, а не 10,4%.

Компании, переносящие производство в Китай все больше выражают недовольство отключениями электроэнергии. Эти отключения также приводят к тому, что тысячи людей застревают в лифтах. Проблема энергетической безопасности становится для Китая все более важной. В 1993 году страны из экспортера превратилась в импортера нефти. За это время объемы импорта, а также финансовые затраты на покупку нефти и нефтепродуктов многократно увеличились, и эти тенденции будут только нарастать.

И настоящее время из 1300 млн. жителей Китая автомашины есть только у 20 млн. человек. Повышение уровня благосостояния населения приведет к тому, что в 2020 году в Китае будет 140 млн. автовладельцев. В 2003 году расположенные в Китае заводы выпустили 4 млн. автомашин. В 2004 их производство возрастет до 5 млн. машин. Китай стал третьим производителем автомобилей в мире, после США и Японии. Очевидно, что развитие по пути традиционной модели автомобильного транспорта невозможно. Чтобы обеспечить китайских автовладельцев бензином, потребуется рост мировой добычи нефти в объемах, которые не реальны.

Правительство страны активно анализирует возможности перехода на альтернативные по отношению к углю и нефти источники электроэнергии. В числе приоритетов значатся топливные ячейки, атомные реакторы, возобновимые виды энергии. Ведется анализ возможности использования атомных реакторов и возобновимых источников энергии для развития водородной энергетики.

Американская компания «Дженерал моторс», для которой китайский рынок является наиболее прибыльным, собирается именно в Китае начать выпуск транспортных средств на основе топливных ячеек, в которых в качестве топлива будет использоваться водород. Десятки национальных китайских компаний также упорно работают над созданием транспортных средств такого рода.

Применение топливных ячеек не ограничится только автомобильным транспортом. Полным ходом идет создание на их основе резервных систем обеспечения электроэнергией лифтов в высотных зданиях. Топливные ячейки в сочетании в возобновимыми источниками энергии (солнце, ветер, гидроэнергия) могут быть использованы для электрификации малонаселенных территорий, где до сих пор нет электричества. Страна может обеспечить огромный рывок вперед, отказавшись от повторения устаревших, излишне централизованных и не эффективных традиционных энергосистем.

Здесь намечается аналогия с развитием средств связи. Отставшие на старте Китай и Индия смогли использовать накопленный технологический опыт, и вместо прокладки кабельных систем связи, которых у них практически не было, сразу перешли к созданию гораздо более эффективных систем беспроводной связи.

Кроме проблемы энергетической и экономической безопасности, Китаю предстоит решать экологические проблемы. Широкое использование угля привело к тому, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, 7 из 10 наиболее сильно загрязненных крупных городов мира находятся в Китае. Нарастает внешнеполитическое давление с требованием начать действия по снижению объемов выбросов парниковых газов, вызывающих глобальные изменения климата. И предстоящая Олимпиада, которая должна состояться в 2008 году в Пекине, продемонстрирует способности страны навести порядок в состоянии окружающей природной среды.

Стремление Китая добиваться лидирующих позиций в самых современных направлениях энергетики помимо всех перечисленных факторов вызвано и политическим соперничеством. Гонка с США за звание энергетической сверхдержавы ближайших десятилетий, будет аналогичной гонке вооружений между США и СССР. Достигнутые Китаем успехи в области создания принципиально новой энергетики коренным образом поменяют всю картину мира.

Источник: Fuel Cell Today - Toronto Star 21.09.2004.
к оглавлению

Германия.
Нефтяные гиганты строят солнечные электростанции

Германский министр окружающей среды Юрген Триттин (Juergin Trittin) принял участие в открытии солнечной электростанции в городе Эспенхайн. Над ее созданием активно трудились: подразделение нефтяного гиганта «Шелл» - компания «Шелл Солар» (Shell Solar Gmbh), Society for Solar Energy (Geosol) и WestFonds Real Estate Co. За 27 млн. долларов была возведена солнечная электростанция мощностью 5 МВТ. Вырабатываемой ей электроэнергии хватит для обеспечения 1800 домов и квартир. Она позволит улучшить состояние окружающей среды в расположенном поблизости городе Лейпциге, который входил в число наиболее сильно загрязненных крупных германских городов.

Этот проект является одним из многих аналогичных. Другим крупным поставщиком солнечных панелей является подразделение также крупнейшей нефтяной компании «Бритиш Петролеум» - BP Solar International LLC.

1 августа 2004 года вступил в силу «Закон о возобновимых источниках энергии». В соответствии с этим документом, в 2010 году доля возобновимых источников энергии (солнечная, ветровая, гидроэнергия, биотопливо) в Германии должна быть повышена с 10% в настоящее время до 12,5%. В 2020 году этот показатель должен вырасти до 20%.

По словам министра Триттина, связанные с этим дополнительные затраты составят около 1 евро в месяц на одного потребителя. Это стоимость одной порции мороженого. Помимо решения проблем охраны окружающей среды, снижения зависимости от импорта углеводородов, работа в этом направлении даст хорошие возможности для экспорта германской техники и технологий.

Источник: Oil & Gas Journal 21.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Так кто командует экологической экспертизой?

Глядя на мощный поток новых проектов нефтегазового комплекса, хочется надеяться, что наиболее бредовые из них все-таки будут остановлены на стадии различного рода экспертиз. Как показал предыдущий опыт, государственная экологическая экспертиза часто оказывается тем последним рубежом обороны, на котором удается задержать или остановить не только экологические особо разрушительные, но и экономически дебильные, а также просто откровенно воровские проекты.

Однако в ближайшие месяцы этот механизм, похоже, может оказаться неработоспособным. Причина - начавшаяся в марте 2004 года перестройка могучих рядов российской бюрократии. Возникновению этой ситуации частично содействовала сама экологическая общественность, настойчиво требовавшая выведения функции государственного экологического контроля из ведения Министерства природных ресурсов. В итоге при Правительстве РФ была создана «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору». Одновременно с этим в недрах Минприроды осталась «Федеральная служба по надзору в сфер природопользования». И те и другие надзирают. И те и другие, вроде, занимаются государственной экологической экспертизой. Возникла классическая ситуация, «у семи нянек дитя без глазу».

Очевидно Министерство природных ресурсов, требующее от компаний активно осваивать богатства российских недр, вряд ли сможет быть особо принципиальным при анализе экологических последствий всей этой деятельности. С другой стороны, «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору» (ФЭТАН), созданная на базе структур, занимавшихся безопасностью атомных реакторов и паровых котлов, при всем своем желании не сможет сразу продемонстрировать достаточно глубокие познания в области проблем сохранения живой природы.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утверждено постановлением правительства РФ № 401 от 30.07.2004), «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору» организует и проводит государственную экологическую экспертизу «технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе окружающую среду сопредельных государств» (п.5.1.10.3. «Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»). Она же проводит госэколэкспертизу «иных видов документации, касающихся хозяйственной и другой деятельности, которая способна оказывать прямое и косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением эксперты объектов в сфере природопользования)» (п.5.3.10.7. «Положения» ).

Уже в августе 2004 года Минприроды сообщило, что к нему поступили документы, направленные на государственную экологическую экспертизу трубопроводной системы «Восточная Сибирь-побережье Тихого океана» компании «Транснефть» (нефтепровод «Тайшет-Перевозная»). Но в соответствии с постановлением № 401 эту экспертизу должна проводить «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, у которой опыта выполнения столь сложных работ нет.

В постановлении №401 содержатся благие пожелания о том, как решить эту проблему: «Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерству природных ресурсов Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных актов в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающих исключение дублирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования» (п. 3. Постановления РФ №401). Однако между внесением документа в правительство, его принятием и началом исполнения может пройти немало времени.

Еще большее ощущение неразберихи в этом важнейшем государственном деле оставляет п.5 Постановления РФ №401:

«Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору находятся государственные учреждения и иные организации, ранее находившиеся в ведении Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, федерального горного и промышленного надзора России и государственного энергетического надзора упраздненного Министерства энергетики Российской Федерации, а также Министерства природных ресурсов Российской Федерации, необходимые для осуществления закрепленных за Службой функций».

С упраздненными структурами все понятно. А вот с тем, кто и каким образом будет определять, какие организации, подведомственные Минприроды, необходимы «Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», для выполнения ее функций, а какие - нет, как и в какие сроки будет осуществляться их передача, совершенно непонятно.

И уже полным беспорядком веет от п.8. Постановления РФ №401:

«Согласиться с предложением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о временном размещении центрального аппарата Службы в г. Москве, ул.Таганская д.34, стр.1, ул.А.Лукъянова д.4. корп.8, ул.Кедрова, д.8, корп.1, проезд Китайгородский, д.7.»

Источник: www.gosnadzor.ru/news/2004/090804.htm
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Встречай, Камчатка, нефтяников. С Южной Кореи

Корейская национальная нефтяная компания (KNOC - Korea National Oil Corporation) является государственной. Она ведет разведку и добычу нефти в Перу, Венесуэле, Аргентине Ливии, Вьетнаме. Несмотря на то, что Южная Корея является четвертым в мире импортером нефти с ежегодными объемами закупок, превышающими 100 млн. т, подтвержденные запасы KNOC составляют всего около 50 млн. т. Правительство Южной Кореи принимает меры по снижению зависимости страны от поставок нефти из стран Персидского залива, которые обеспечивают 70% южнокорейского импорта нефти.

21 сентября 2004 года в Кремле в присутствии президентов России и Южной Кореи руководители «Роснефти» и KNOC подписали меморандум о взаимопонимании в совместном освоении Венинского блока (проект «Сахалин-3»), а также Западно-Камчатского участка на дне Охотского моря. «Роснефть», получив в 2003 году лицензии на эти участки, начала искать инвесторов. И они нашлись.

Для реализации этих проектов будут созданы совместные предприятия, которые станут держателями лицензий. Контрольные пакеты в этих СП будут принадлежать «Роснефти». На работу у берегов Сахалина в 2005 году будет выделено 100 млн. долларов. Извлекаемые запасы на Венинском блоке проекта «Сахалин-3» оцениваются в 51 млн. т нефти, 37 млн. т конденсата и 578 млрд. кубометров природного газа.

В геологоразведку, которую должны будут начать у западного берега Камчатки в 2005 году, планируется инвестировать 150 млн. долларов. Такие крупные по объему работы нефтяников в этом регионе будут проводиться впервые. Прогнозные ресурсы Западно-Камчатского шельфового участка оцениваются в 900 млн. т условного топлива.

Источники: «Время новостей» 22.09.2004, «Известия» 22.09.2004, «Коммерсантъ» 22.09.2004, «Ведомости» 22.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Французская «Тоталь» прикупит российского газа

Французской компании «Тоталь» (сейчас это «ТотальФинаЭльф») все как-то не везло с российскими проектами. Освоение Харьягинского месторождения привело к скандалу на тему обоснованности произведенных компанией затрат. Разговоры о возможности участия компании в освоении Ванкорского месторождения с «Роснефтью» пока ничем реальным не кончились. Не пошли и многократно обсуждавшиеся проекты в «Газпромом». В итоге компания решила променять стратегию и вместо оказавшихся безуспешными попыток начать новые проекты, стать акционером какой-нибудь успешно развивающейся российской компании.

Сейчас «Тоталь» намерена купить 25% и одну акцию крупнейшего российского независимого от «Газпрома» производителя природного газа - компании «НОВАТэк». В 2003 году «НОВАТэк» добыл 20 млрд. кубометров газа. Имеющиеся в распоряжении этой компании запасы могут составлять до 1900 млрд. кубометров газа и 300 млн. нефти и газового конденсата. Проводившая их независимую оценку компания DeGolyer & MacNaughton оценила их в 4 млрд. баррелей (т.е. не менее 500 млн. т), что тоже неплохо. Эксперты считают, что за 25% акций НОВАТэк «Тоталь» заплатит около 1 млрд. долларов.

Основными акционерами НОВАТэк являются ООО «Левит» (49%), кипрский SWGI Growth Fund Ltd (37,5%) и некоммерческая организация «Региональный фонд развития Ямала» (7,6%). Компанией «Левит» владеют самарские бизнесмены Леонид Михельсон и Леонид Симановский (депутат Госдумы). По неофициальным данным, кипрский фонд связан с вице-губернатором Ямало-Ненецкого АО Иосифом Левинзоном.

Соглашение с «Тоталь» позволит «НОВАТэк» завершить консолидацию ее производственных активов. Сейчас ей принадлежат различные по размерам пакеты акций «Ханчейнефтегаза» (43%), «Таркосаленефтегаза» (32%), «Тамбейнефтегаза» (25%), «Пурнефтегазогеологии» (70%), «Селькупнефтегаза» (34% ) «Геойлбента» (34%) и ряда других компаний.

Кроме того, компания теперь сможет использовать технологические возможности «Тоталь» в области добычи, сжижения и переработки газа. Французская компания готова поддерживать проекты «НОВАТэк» по строительству нескольких газо-химических заводов и нефтехимических комплексов по производству сложных полимеров. Сейчас компания «НОВАТэк» работает над привлечением кредитов для этих целей. При содействии Внешторгбанка были организованы переговоры с консорциумом германских банков во главе с Commerzbank AG). Задержка с подписанием кредитного соглашения на 1 млрд. евро, ранее намечавшегося на июнь 2004 года, вызвана необходимостью получения государственных гарантий сохранения условий кредитования на весь срок возврата средств, который в данном случае составит 10 лет.

Источники: «Коммерсантъ» 22.09.2004, 23.09.2004, «Время новостей» 23.09.2004, «Ведомости» 23.09.2004.
к оглавлению

Россия.
«Газпрому» Ковыкта не очень-то и нужна. По крайней мере, на словах

Благодаря слиянию «Газпрома» с «Роснефтью» для газового гиганта значение участия в разработке Ковыктинского месторождения в Иркутской области серьезно уменьшилось. У «Газпрома» появился доступ к крупным нефтегазовым месторождениям на Сахалине. Их освоение уже идет полным ходом. Кроме того, доставка отсюда нефти и газа до основных потребителей - Китая, Японии, Южной Кореи, будет гораздо более простой и выгодной.

Запасы месторождения проекта «Сахалин-1», в котором компании «Роснефть» принадлежит 20% акций, составляют 307 млн. т нефти и 420 млрд. кубометров газа. Запасы месторождения «Сахалин-5» оцениваются в 600 млн. т нефти и 500 млрд. кубометров газа. «Роснефти» принадлежит 51% акций этого проекта. Владельцем остальных 49% является «Бритиш Петролеум», которая будет финансировать все работы.

Запасы проекта «Сахалин-2» составляют 600 млн. т нефти и 700 млрд. кубометров газа. Российские компании не входят в число акционеров этого проекта. Однако рано или поздно проект достигнет стадии прибыльности, и российская сторона начнет получать свою долю добываемой там продукции. Кроме того, уже сейчас ведутся переговоры относительно возможности участия в этом проекте «Газпрома» как акционера.

Запасы Ковыктинского месторождения оцениваются в 2100 млрд. кубометров природного газа. Акционерами компании «РУСИА Петролеум», которой принадлежит лицензия, являются «ТНК-ВР» (62,4%), «Интеррос» (25,8%) и администрация Иркутской области (11.2%). И администрация Иркутской области, и «Интеррос» намерены продать принадлежащие им пакеты акций этой компании. Летом 2004 года «Газпром» получил в Минприроды лицензии на проведение геологоразведочных работы на двух соседних с Ковыктой участках, с предполагаемыми запасами газа 1000 млрд. кубометров. В соседнем с Иркутской областью Красноярском крае дочернее предприятие «Газпрома» АО «Красноярскгазпром» открыло крупное Берямбинское месторождение газа. Его запасы также могут оказаться весьма солидными - до 900 млрд. кубометров.

Основная проблема с освоением этих месторождений - огромные затраты на строительство трубопроводов, по которым этот газ можно будет поставлять на экспорт. Внутреннему рынку этих регионов просто не нужно такое количество природного газа.

Источники: «Коммерсантъ» 22.09.2004, «Ведомости» 20.09.2004.
к оглавлению

Россия.
«Газпром» подбирает партнеров для освоения Штокмановского месторождения

Кроме активизации работ на шельфе Сахалина, «Газпрому» предстоит начать практические действия по освоению Штокмановского месторождения. 22 сентября 2004 года в США был подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и компанией «ШевронТексако» о возможности сотрудничества в проекте освоения Штокмановского месторождения. Для «Газпрома» большой интерес представляет доступ к терминалам по приему сжиженного природного газа в США, а также к американским потребителям.

В настоящее время интерес к участию в освоении Штокмановского месторождения кроме «ШевронТексако» демонстрируют также «ЭксонМобил», «КонокоФиллипс», «Шелл», «Статойл», «ПетроКанада». Окончательный выбор партнеров для участия в этом проекте «Газпром» сделает в 2005 году.

Источник: «Коммерсантъ» 23.09.2004
к оглавлению

Россия.
Корейцы будут развивать нефтехимию в Татарии

Южнокорейская компания «Лаки Голдстар» подписала с «Татарстано-Корейской нефтехимической корпорацией» (ТКНК) и «Татнефтью» соглашение о строительстве в Нижнекамске нефтехимического комплекса стоимостью 1,7 млрд. долларов. 46% акций ТКНК принадлежат компании «Татнефть», 36% - «Нижнекамскнефтехиму», 9% - правительству Татарстана и 9% «Лаки Голдстар».

На первом этапе проекта планируется строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 7 млн. т нефти в год, в также завода по выпуску полистирола и полиэтилена. «Корейский экспортно-импортный банк» готов открыть российским компаниям кредитную линию на сумму в 1,3 млрд. долларов для финансирования этих работ.

Источник: «Ведомости» 22.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Группа «Альянс» при помощи корейцев обновит Хабаровский НПЗ

Группа «Альянс», владеющая Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом, подписала соглашение с южнокорейской компанией «Самсунг» о модернизации этого предприятия. Общая стоимость реконструкции завода, которая продлится 10 лет, должна составить 500 млн. долларов.

Вырабатываемые на нем нефтепродукты в основном будут использоваться для обеспечения потребностей российского Дальнего Востока. Часть из них, около 25%, предполагается направлять на экспорт в Китай, Японию, Южную Корею.

Источники: «Ведомости» 22.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Воровать у «Татнефти» - так эшелонами

20 сентября 2004 года Управлением по борьбе с организованной преступностью Санкт-Петербурга было задержано руководство «Северо-Западной топливной компании». Его подозревают в хищении у ООО «Татнефть-Балтика» (дочерняя компания «Татнефти») в 2001-2003 гг. мазута на общую сумму 13,8 млрд. рублей. Общее количество топлива, похищенного в результате мошенничества, превышало 20 тысяч т. Для его перевозки требовалось 200 железнодорожных цистерн.

Поставки похищенного мазута осуществлялись в 9 субъектах Российской Федерации на территории Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.

Очевидно, что точность оценок финансовых потерь вызывает некоторое сомнение. Как это часто бывает в средствах массовой информации, тысячи тонн с миллиардами не очень сходятся. Однако понятно, что воровали долго и много. Но, видимо, точность учета продукции в компании «Татнефть» еще ниже.

В очередной раз было показано, что в современных российских условиях воровать нефть и нефтепродукты можно не только бочками, автомашинами, вагонами, но и железнодорожными составами. Это, конечно, не нигерийские масштабы, где нефть воруют океанскими танкерами, но уже близко.

Источник: www.rosbalt.ru 21.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Чеченские неформальные нефтяники продолжают работу. Власти продолжают борьбу

Регулярные жизнерадостные отчеты об успехах официальных властей Чечни в борьбе с хищениями нефти и нелегальными заводами по ее переработке все больше изумляют. В очередной раз была распространена информация о том, что за 8 месяцев 2004 года было обнаружено и ликвидировано 1120 минизаводов для кустарной переработки нефти, задержано 56 единиц автотранспорта, занимавшихся незаконной перевозкой нефти и нефтепродуктов, изъято 599 т нефти и нефтепродуктов. Изъятая нефть была сдана в цеха добычи нефти и газа ОАО «Грознефтегаз».

Если разделить этот изумительно точный вес изъятой нефти на количество минизаводов, то получается, что на каждом из них в среднем было по 500 кг нефти или нефтепродуктов. А ведь еще было 56 единиц автотранспорта, который все это добро перевозил. Очевидно, что количество захваченного оборудования и обнаруженной в нем нефти ну совсем не сходится.

Это возможно в двух случаях. Во-первых, если количество минизаводов несколько преувеличено. Приписки доблестных тружеников российских правоохранительных органов - дело настолько обычное, что говорить об этом еще раз будет пустой тратой времени.

Второй вариант - в действительности нефти на этих минизаводах было куда больше, чем указано в официальной отчетности. В отличие от приписок в первом варианте, эти «недописки» куда как интереснее. Ведь каждая непонятно куда испарившаяся тонна нефти или нефтепродуктов имеет свою, весьма определенную, и в последнее время возрастающую стоимость. А на иных заводиках отнюдь не 500 кг, а десятки тонн нефти могли находиться.

Источник: «Деловая неделя» 20.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Опасные эксперименты прокуроров и электриков с «Юганскнефтегазом»

Непрекращающиеся атаки Генпрокуратуры, которые 31 августа 2004 года увенчались решением Басманного суда г. Москвы об аресте счетов предприятий компании «Юкос», начинают угрожать безопасности работы сибирских нефтяных промыслов.

Из-за ареста счетов у основного производственного подразделения «Юкоса», ОАО «Юганскнефтегаз», возникла задолженность перед ОАО «Тюменьэнерго» на сумму 50 млн. рублей. Это 10% от объема ежегодных выплат за потребляемую «Юганскнефтегазом» электроэнергию.

С 21 сентября 2004 года энергетики начали реализовывать стандартный комплекс мер, которые они используют для работы с неплательщиками. Подача энергии была снижена на 5%. При этом в сообщении «Тюменьэнерго» говорится, что отключены были второстепенные объекты. В достаточно длинном их списке указаны пожарное депо и канализационная насосная станция. Подача электроэнергии на добывающие комплексы пока не ограничивалась. Энергетики требуют от «Юганскнефтегаза» представить согласованный график погашения задолженности, обещая в противном случае продолжать отключения.

Примеров, когда отключение «второстепенных» объектов типа канализационных насосных станций заканчивалось экологическими катастрофами, за последние годы накоплено уже достаточно. Продолжение работы добывающих предприятий при искусственно выведенном из строя пожарном депо создает предпосылки для техногенных катастроф. Формально органы МЧС, отвечающие за пожарную безопасность, а также прочие органы государственного контроля, должны было остановить работы. Однако орда пожарных, санитарных и прочих инспекторов, которые так любят ходить с проверками когда не надо, на этот раз куда-то делась, ее не видно и не слышно.

В дополнение к техногенным авариям, которые происходят сами собой, устраиваются террористами, теперь добавляется их новый вид - провоцируемые безмозглой деятельностью и безответственностью российских чиновников.

Эта проблема должна специально рассматриваться при проведении экологических экспертиз проектов. Проектировщики должны доказать экологическую безопасность предлагаемых ими решений не только в условиях воздействия землетрясений, оползней, наводнений, вечной мерзлоты, но также при атаках террористов и идиотов чиновников (как по отдельности, так и совместно).

Источники: «Коммерсантъ» 20.09.2004, «Время новостей» 20.09.2004, 23.09.2004.
к оглавлению

США.
Фирма «Лойд»: вы еще не застраховались от терроризма? Тогда мы идем к вам!

Старейшая британская страховая компания «Лойд»(Lloyds) активно работает в американском штате Техас. Из действующих здесь 17 крупнейших компаний, которые включены в список «Форчун 500», «Лойд» обслуживает 13. За страховые услуги, предоставленные «Лойд» техасскому бизнесу в 2003 году, заплачено 850 млн. долларов. Эта компания страхует любые риски нефтяной и газовой промышленности.

В последние годы к традиционным услугам, предоставляемым «Лойд», добавилась страховка от нападения террористов. Председатель этой компании во время посещения Техаса обратил внимание на то, что частные американские компании уделяют недостаточно внимания этой важной проблеме. За последние годы число американских компаний, приобретающих такого рода антитеррористические страховки, повысилось вдвое. Сейчас они есть у 46% компаний, зарегистрированных в США. Однако до сих пор более половины всех американских компаний не хотят страховаться от последствий террористических атак.

Страховка от подобных нападений позволяет компаниями компенсировать возможные огромные потери. Кроме того, начало страхования от террористов стимулирует компании внимательно проанализировать состояние своих систем безопасности и принять часто относительно малозатратные, но эффективные меры по ее повышению.

Департамент национальной безопасности США выделил 32 млн. долларов для улучшения защиты побережья штата Техаса от нападений террористов. Из них большую часть средств получит порт Хьюстона. Однако этого явно недостаточно. Частный бизнес также должен активнее заняться своей защитой от нападений террористов.

Какая богатая идея. Как ее еще российские компетентные органы на вооружение не приняли?! Что-нибудь типа «ФСБ-гарантия» или «ФСБстрах» (при размещении рекламы обратить особое внимание, чтобы буква «с» в середине не пропала) наверняка будут иметь оглушительный коммерческий успех.

Источник: Insurance Journal 21.09.2004.
к оглавлению

США.
Ураган Айван все еще продолжает создавать проблемы

Ураган Айван (Иван), который в ночь с 15 на 16 сентября обрушился на побережье Мексиканского залива, совершил круг по территории США и в итоге опять вернулся на побережье залива. На островах Карибского моря его жертвами стали 70 человек и около 60 - на территории США. В основном причиной гибели американцев были смерчи и наводнения.

К счастью, основные расположенные в Мексиканском заливе морские нефтяные и газовые промыслы не пострадали. Айван на пике своей мощи прошел мимо. Тем не менее, из 4000 находящихся в Мексиканском заливе платформ некоторые были разрушены или сильно повреждены. Поступили сообщения о потере 7 платформ, принадлежавших как относительно мелким местным операторам Forest Oil, Noble Energy, Taylor Energy, так и гигантам - Shell и El Paso. Несколько платформ было сдвинуто с места или даже унесено на десятки километров. Благодаря своевременной эвакуации людей человеческих жертв удалось избежать.

Число утечек нефти из поврежденных платформ и трубопроводов превысило 10. Наиболее серьезные последствия для окружающей среды вызвало повреждение резервуара компании Gulf Production. Разлившиеся из него около 50 т нефти попали на одну из прибрежных особо охраняемых природных территорий.

Более заметным оказалось воздействие урагана на поставки сырой нефти в США. Временная приостановка добычи уже привела к потере более 1,2 млн. т нефти. К большим потерям привело также прекращение работы портов. Во время первого прохождения урагана Айван через побережье Мексиканского залива они были закрыты с 13 по 18 сентября, что привело к недопоставкам еще почти 1 млн. т нефти. Обратный выход урагана Айван, теперь уже с суши на море, связанный с ветрами скоростью до 20-25 м в секунду, опять вынудил некоторые нефтяные порты прекратить свою работу.

Для обеспечения непрерывности поставок сырья на нефтеперерабатывающие заводы правительство дало согласие на использование запасов «Стратегического нефтяного резерва». Он был создан в 1973-1974 гг. в ответ на арабское нефтяное эмбарго. Созданные тогда запасы в 100 млн. т позволяют обеспечить потребности США в случае критических ситуаций, создающих угрозу энергетической безопасности страны. В последний раз «Стратегический нефтяной резерв» в связи с ураганом использовался в октябре 2002 года.

Источники: Denver Post 24.09.2004, Wilmington Star 23.09.2004, Times Picayune 24.09.2004, Houston Chronicle 24.09.2004, Bloomberg 24.09.2004, Reuters 24.09.2004.
к оглавлению

США.
Ведущие нефтяные компании согласились убрать за собой помойки в Калифорнии.

Увенчалась успехом многолетняя судебная борьба общественной организации «Местное население за лучшую окружающую среду» (Communities for Better Environment) за то, чтобы принятый в 1986 году штатом Калифорния «Закон о выполнении требований о безопасности питьевой воды и токсических веществах» (Safe Drinking Water and Toxic Enforcement Act) наконец начал работать. В этом деле на стороне общественности работала юридическая фирма «Burron & Budd». С 1977 года юристы этой компании помогают простым людям и местным общинам отстаивать свои права, нарушаемые крупными корпорациями.

Крупнейшие нефтяные компании, работающие в Калифорнии, предпочли не доводить до конца судебные разбирательства, а решить дело соглашением, которое было утверждено судом. Компании взяли на себя обязательство выполнить комплекс работ, направленных на обеспечение безопасности источников питьевой воды, на общую сумму 99 млн. долларов.

Компания «АРКО» (сейчас входит в «Бритиш Петролеум») установит самые современные системы контроля безопасности работы на всех своих автозаправочных станциях, расположенных в радиусе 300 м от скважин, из которых качается питьевая вода. Кроме того, она потратит 4 млн. долларов на профилактику и выявление утечек на нефтеперерабатывающем заводе в г. Карсон (Carson). На этом предприятии также будут проведены работы на сумму 1 млн. долларов по очистке загрязненных нефтепродуктами грунтовых вод. Компания выплатит 1 млн. долларов штрафа за невыполнение закона штата Калифорния о безопасности питьевой воды.

Компания «Шеврон» проведет модернизацию систем обнаружения утечек на всех своих автозаправочных станциях, расположенных в Калифорнии. Кроме того, 2 млн. долларов будет потрачено на повышение безопасности работы нефтеперерабатывающего завода в Эль Сегундо.

Компания «Шелл» также обновит системы обнаружения утечек на своих заправочных станциях. На всех ее автозаправках, которые расположенных в радиусе 400 м от скважин с питьевой водой, будут установлены резервуары с двойными стенками. Кроме того, «Шелл» реконструирует резервуарный парк на своем нефтеперерабатывающем заводе в Лос-Анджелесе. Будут проведены работы на 700 тысяч долларов по очистке загрязненных грунтовых вод вокруг автозаправок компании. «Шелл» выделит 150 тысяч долларов на выполнение природоохранных проектов, которые будут выбраны прокурором штата Калифорния.

Источник: PRNewswire 23.09.2004.
к оглавлению

США.
Нетрадиционная трактовка названия компании «Бритиш Петролеум»

Вторая по величине в мире нефтегазовая компания, «Бритиш Петролеум», на фоне огромного роста прибыли активно реализует программу стоимостью в 3,4 млрд. по изменению ее корпоративного облика. Стены аэропорта Сиэтл-Такома украшены рекламой, в которых компания разъясняет, что буквы «BP» в ее названии следует понимать не как «Бритиш Петролеум» (British Petroleum Британская нефть), а как «Бейонд Петролеум» Beyond Petroleum (За пределами нефти).

Однако автор статьи, активист природоохранной организации «Адвокаты Океана» Фред Феллеман (Fred Felleman - Ocean Advocates) считает, что сокращение «ВР» скорее следует понимать как «Big Profit» (большая прибыль), которая достигается за счет игнорирования требований охраны окружающей среды.

Компания «Бритиш Петролеум» является крупнейшим производителем нефти на северном склоне Аляски. С 2000 года кроме огромных прибылей компания заработала 33,5 млн. долларов штрафов за утечки нефти, нарушения требований техники безопасности, проблемы с налогами.

«Бритиш Петролеум» была ведущим лоббистом в отмене запрета на экспорт сырой нефти с северного склона Аляски. При этом ее совершенно не интересовали те серьезные негативные последствия, которые это вызывало на западном побережье США. Добиваясь ускоренного освоения и распродажи нефтяных запасов Аляски, компания «Бритиш Петролеум» ставила штаты западного побережья страны в зависимость от колебаний цен мирового рынка. В результате сейчас сюда приходят танкеры с нефтью из-за границы, в том числе и из Ирака.

В штате Вашингтон компания «Бритиш Петролеум» вместе с Береговой охраной США добивалась отмены обязательного буксирного сопровождения приходящих сюда танкеров. Компания настаивает на том, что современные танкеры с двойным корпусом достаточно надежны, а потому обязательного буксирного сопровождения не требуют. В случае необходимости можно вызвать какой-либо из находящихся поблизости буксиров. «Бритиш Петролеум» упорно игнорирует тот факт, что сейчас одним из главных факторов риска крупных аварий являются ошибки персонала. Их вероятность резко снижается при обязательном буксирном сопровождении танкеров.

Компания «Бритиш Петролеум» и Береговая охрана США разработали сценарий действий в случае крупной аварии. Методы ее ликвидации способны вызвать шок у защитников природы. В этом документе говорится, что оптимальными методами очистки берегов штата Вашингтон будет обработка загрязненной нефтью поверхности моря дисперсантами с воздуха. То, что будет прибито к берегу, надо будет собрать погрузчиками и сжечь. Что после всего этого останется от роскошных, пока еще относительно слабо загрязненных берегов штата Вашингтон с их богатейшей природой - нетрудно догадаться.

Недавно апелляционный суд обязал Инженерный корпус Армии США провести тщательную экологическую экспертизу проекта компании «Бритиш Петролеум» по расширению принадлежащего ей терминала около нефтеперерабатывающего завода в Черри Пойнт. Компания утверждает, что при приемке нефти с приходящих на этот терминал танкеров вокруг них устанавливаются боновые заграждения. Однако природоохранные активисты утверждают, что это не так, никаких бонов не ставится.

Местное стадо сельди является критически важным для морских птиц, лосося, касаток. Проведенная в 1973, вскоре после открытия нефтеперерабатывающего завода в Черри Пойнт, оценка его запасов дала значение 15 тыс. т. В 2004 года сельди осталось лишь 1,7 тыс.т. Сейчас власти рассматривают обращение общественных организаций и требованием признать местную сельдь подлежащей охране в соответствии с «Законом об исчезающих видах».

Источник: Seattle Post-Intelligencer 22.09.2004.
к оглавлению

США.
Купание в шампуне иногда спасает морских птиц. А иногда нет

По данным расположенного в штате Калифорния «Международного исследовательского центра по спасению птиц (Bird Rescue Research Center in Fairfield), ежегодно более полумиллиона морских птиц погибает от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.

Одним из последних примеров такого рода экологических катастроф стала авария сухогруза Treasure, произошедшая в июне 2000 года в 30 км от южноафриканского порта Кейптаун. В результате разлива 1300 т мазута были загрязнены 20 тысяч пингвинов. Была начата крупнейшая спасательная операция. Благодаря ее хорошей организации удалось достаточно быстро отловить всех пострадавших пингвинов и доставить их в центр. Их очистка длилась 6 недель. Согласно оценкам экспертов, 90% поступивших сюда птиц выжили.

Однако столь высокий показатель был достигнут в значительной степени благодаря особенностям биологии пингвинов. Они имеют достаточно мощный защитный слой жира, который не позволяет им переохладиться и дает возможность долго выживать без приема пищи. Кроме того, пингвины довольно спокойно относятся к человеку. Для других видов птиц выживание 50% будет большим успехом.

Воздействие нефти и нефтепродуктов приводит к тому, что перья теряют свои водоотталкивающие свойства. Вода достигает тела птиц, и они быстро погибают от переохлаждения. Птицы пытаются очистить свои перья, в результате чего травятся проглоченной нефтью и нефтепродуктами. Кроме того, загрязненные нефтью птицы не могут нормально кормиться. Они также становятся легкой добычей хищников. Как правило, все это ведет к их быстрой гибели.

Помимо крупных разливов нефти, в моря и океаны мира поступает огромное количество нефтепродуктов, нелегально сбрасываемых с судов с льяльными водами. В результате таких сбросов на побережье Ньюфаундленда в Канаде каждый год гибнет до 300 тысяч морских птиц. От того же у южной оконечности Латинской Америки ежегодно гибнет примерно 40 тысяч пингвинов.

Успеху спасательной операции в случае с разливом от сухогруза Treasure способствовало то, что спасательные работы были начаты очень быстро, и их проводили хорошо подготовленные специалисты. После того, как пострадавшие птицы поступили в спасательный центр, началась процедура отмывания тех, что были признаны жизнеспособными. Для этого используют теплую воду и большое количество моющих веществ (например, для мытья посуды). Процедура это весьма трудоемкая и требует хороших навыков и терпения.

После отмывания и прополаскивания чистой водой птиц сажают в клетки, чтобы они обсохли. После этого им предоставляется возможность отправиться в бассейн с теплой водой. Дальше птицы постоянно купаются и чистят себя сами. Через несколько недель естественная жировая пропитка перьев восстанавливается. Все это время птиц кормят. Птиц, набравших нормальный вес, выпускают в природу. При этом иногда весьма сложно выбрать подходящее место, поскольку места обитания пострадавших птиц могут быть все еще загрязнены нефтью.

Что происходит с ними потом - одна из самых больших загадок. Методы оперативного слежения за выпущенными в природу птицами весьма сложны и дорогостоящи. Но, по крайней мере, обратно в природу их выпускают чистыми и живыми.

Источник: National Geographic News 21.09.2004.
к оглавлению

США.
Маленький фонтанчик с заметными последствиями

В штате Огайо идет ликвидация последствий аварии, произошедшей во время бурения скважины компанией «D.T.Atha». На глубине 840 м был вскрыт нефтегазовый пласт с аномально высоким давлением. В результате произошел выброс нефти и газа. Поскольку в газе содержалось заметного количество сероводорода, местное население стало дружно звонить в службу спасения по 911. Нефть же попала в дренажную систему кукурузного поля, посреди которого проводились буровые работы, и проплыла по ней более 2 км, пока это не было замечено.

Власти сообщили, что ликвидация последствий этого выброса займет несколько дней.

Источник: NBC4.com 21.09.2004.
к оглавлению

Испания.
Морские чудовища становятся жертвами громких звуков, издаваемых геологами

На прошедшей в Виго научной конференции представитель Испанского морского научного института сообщил, что одной из доказанных жертв результатов акустической геологической разведки на море становятся гигантские кальмары. Их мертвые тела в необычно большом количестве выбрасывало на берега испанской провинции Астурия в 2001 и 2003 гг, вскоре после проведения геофизической разведки в Бискайском заливе.

Эти морские чудовища (длина тела гигантского кальмара с щупальцами может достигать 10 м), пали жертвами используемых для геологоразведки акустических пушек, дающих звуковые импульсы интенсивностью до 200 децибел. На телах выброшенных на берег гигантских кальмаров не было обнаружено ни паразитов, и внешних ран, ни признаков естественной смерти. Вскрытие показало, что у них были повреждены внутренние органы.

Источник: Telegraph 24.09.2004.
к оглавлению

Великобритания.
Лебеди в солярке

У причала в британском порту Ипсвич произошла утечка 2,5 т дизельного топлива. Несмотря на установку боновых заграждений и активное использование сорбентов, в разлившее по поверхности воды пятно нефтепродуктов попала стая лебедей. Всего удалось отловить 28 наиболее ослабевших птиц, после чего в расположенном поблизости центре дикой природы (East Winch Wildlife Centre) начались работы по их отмыванию и спасению. Лебеди сами начали активно очищать свои перья, что могло привести к их отравлению. Часть менее загрязненных лебедей, а также пострадавших уток и чаек поймать не удалось.

Отлов лебедей проводили четверо сотрудников «Королевского общества предупреждения жестокого обращения с животными» (RSPCA - Royal Society for the Prevention of Cruelty to Animals).

Источники: Scotsman 25.09.2004, Evening Star 25.09.2004
к оглавлению

Бангладеш.
Ну почему газопровод надо тянуть именно через национальный парк?

Группа общественных организаций Бангладеш обратилась к властям страны с письмом, в котором потребовало от них не допустить выдачи американской компании «Юнокал» разрешения на прокладку газопровода через территорию национального парка Лавачхара (Lawachhara). Согласно действующему законодательству, какая-либо коммерческая деятельность на территории национального парка запрещена. Однако вопреки этому правительство выдало разрешение на прокладку трубопровода длиной 2,7 км через территорию Лавачхара. При принятии этого решения не была проведена экологическая экспертиза проекта.

Ширина трассы для прокладки трубопровода составит 10 м. Для национального парка, общая площадь которого составляет 2500 га, такое нарушение будет существенным. Шум во время строительства трубопровода будет беспокоить обитающих в национальном парке животных. При строительстве могут быть завалены местные ручьи и каналы.

У местных жителей с работой газовых компаний связаны очень плохие воспоминания. В 1996 году на соседнем с национальным парком месторождения Магурчхара (Magurchhara), на котором работала американская компания «Оксидентл Петролеум», взорвался газ, после чего начался пожар. Тогда выгорело 40 га леса, полей, посадок деревьев. Власти до сих пор не могут получить каких-либо компенсаций с компании, после аварии продавшей свои права на добычу газа в этом регионе «Юнокал».

Источники: Daily Star 21.09.2004, 23.09.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное