Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 35


Информационный Канал Subscribe.Ru

N35  Нефтяное обозрение
30 августа – 5 сентября
2004 г. 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0435.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема недели


Горячая тема недели

Россия в огне.

Неделя выдалась трагичной. Сначала было официально признано, что причиной двух авиакатастроф, в результате которых упали два самолета и погибли 90 человек, стали террористические взрывы. Потом прогремел взрыв у входа в московское метро. Еще десять погибших и десятки раненых. Затем произошла трагедия с захватом школьного здания в Беслане. В результате по официальным данным числятся погибшими 335 человек, около 200 пропали без вести (многие из них тоже погибли), более 500 человек получили серьезные ранения.

В сочетании с серией захватов и нападений в Назрани, Грозном и других населенных пунктах на юге России, все это показывает, что отвечающие за эту проблему компетентные органы не способны не только решить проблемы обеспечения безопасности российских граждан, но и гарантировать им право на жизнь. В очередной раз звучат заявления о происках международного терроризма, призывы к сплочению, бдительности, ужесточению законодательства, необходимости выделения дополнительных средств. Все это уже было в 1999 году, в 2000, 2001, 2002, 2003. Лучше не стало. Стало хуже.

До сих пор нефтегазовый сектор страны особо не страдал от целенаправленных диверсионных акций, если не считать обычного мелкого террора нефтяных воров, присасывающихся к трубопроводам. Подрывы газопроводов и нефтепроводов, железнодорожных эшелонов с нефтью и нефтепродуктами пока являются экзотикой. Однако тревожные звонки уже звучали. Современная ситуация в Ираке показывает, насколько эффективными в плане дезорганизации экономической жизни государства могут быть подобные действия.

Необходимо добиваться, чтобы заявления властей о том, что международный терроризм начал широкомасштабную войну против России, перешли в конкретные и эффективные профилактические действия, направленные на ликвидацию возможностей для проведения широкомасштабных террористических актов, в том числе и в нефтегазовом секторе. Должен быть проведен тщательный и открытый анализ основ обеспечения безопасности как уже реализованных, так и намечаемых нефтегазовых «проектов века».

Нельзя допускать, чтобы в руки террористов попали плавающие бомбы в виде танкеров или газовозов. Нельзя больше принимать на веру, что газоперекачивающая станция не взорвется, а протянутые вдоль реки или озера нефтепроводы не могут быть подорваны. Если захотят — взорвут и подожгут. Не с первой попытки, так со второй или третьей. Трагический опыт Беслана показал, что они быстро учатся. Уроки «Норд-Оста» были усвоены. К сожалению, террористами, а не теми, кто им противостоит. Героизм тех, кто потом, пытаясь спасти людей, шел под пули, в огонь пожара и под взрывы бомб, уже не мог изменить ход событий.

Нельзя и дальше надеяться на голословные обещания властей, что безопасность будет обеспечена. Если ситуации, когда «танкерные», «резервуарные», «трубопроводные», «газовые» или «нефтяные» бомбы могут попасть в руки террористов, не могут быть исключены полностью, то эти объекты с самого начала должны проектироваться таким образом, чтобы террористические акты на них приносили минимальный ущерб. Уроки Чернобыля, похоже, уже забыты и ничему не научили. Миллиарды долларов вкладываются в создание новых, на этот раз нефтяных и газовых Чернобылей.

Для российских граждан экологическая экспертиза является одной из немногих возможностей как-то повлиять на проекты, иногда совершенно безумные по своей безответственности и авантюризму. До сих пор наши требования об обязательном проведении анализа сценариев наиболее тяжелых аварий, включая полное разрушение конструкций, просто оставались без внимания.

Вместо этого проектировщики предпочитали рассматривать какие-то совершенно игрушечные, непонятно чем обоснованные нормативы и бодро докладывали, что с их соблюдением все в порядке. Природоохранные и прочие чиновники радостно кивали головой, и очередная «нефтяная» или «газовая» бомба отправлялась на изготовление. Некоторые из них уже расставлены по российским берегам рек и морей, вкопаны в оползневые склоны, дожидаются своего землетрясения или смерча. Теперь очевидно, что к списку механизмов их подрыва надо добавлять еще и террористов.

Красочные шоу с приглашениями журналистов телевидения, демонстрирующие, как бравый спецназ лихо расправляется с диверсантами, а затем еще более бравый МЧС спасает всех пострадавших и ликвидирует последствия, должны быть превращены в работу по реальным, самым тяжелым, а не высосанным из пальца, заведомо облегченным планам. Показуха сил МЧС и антитеррористических структур должна быть заменена реальной работой.

Объекты нефтяного и газового сектора иногда взрываются и загораются, нефть прорывается и разливается. Но теперь их надо проектировать таким образом, чтобы самые безумные действия террористов не превращали безответственность авторов проектов и любителей пустых разговоров о международном терроризме в очередные трагедии, за которые будут расплачиваться жители России, ее природа и экономика.

Поздравляем тружеников нефтегазового комплекса с профессиональным праздником. Дай Бог, чтобы у вас в реальной жизни ничего не ломалось, не взрывалось, не растекалось и не загоралось.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Могучий фундамент российско-франко-германского взаимопонимания.

Прошедшая 31 августа 2004 года в Сочи встреча трех президентов продемонстрировала небывалое взаимопонимание Путина, Ширака и Шредера. В основе его, похоже, лежат крепкие экономические и политические причины. Владимир Путин уверил Герхарда Шредера и Жака Ширака в том, что Россия будет продолжать наращивать экспорт нефти и нефтепродуктов. В 2002 году в стране было добыто 380 млн. т нефти, в 2003 — уже 421 млн. т. В 2003 году на экспорт было отправлено 228 т нефти. Ожидается, что в 2004 года добыча нефти достигнет 450 млн., из которых 255 млн. т будет экспортировано.

Канцлер Шредер очень одобрительно оценил эту новость. В первом полугодии 2004 году германский импорт российской нефти увеличился на 10% и составил 18,1 млн. т. Россия является крупнейшим поставщиком в Германию сырой нефти. На втором месте стоит Норвегия, далее — Ливия и Великобритания.

Президенты Франции и Германии были проинформированы о планах дальнейшего развития Балтийской трубопроводной системы, Северного газового трубопровода, а также о подготовке технико-экономического обоснования нефтепровода Тайшет—Находка.

Источники: www.strana.ru 31.08.2004, www.rusenegy.com 1.09.2004. www.ngv.ru 3.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Ударники опустошения закромов Родины

В настоящее время пять крупнейших нефтяных компаний России — «Лукойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР и «Сибнефть» контролируют 76% добычи и 69% переработки нефти. Формально они считаются вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), т.е. объединяющими в себе производственно-технологическую цепочку добычи, переработки и сбыта нефтепродуктов. Однако по своей экономической сущности они продолжают в основном оставаться компаниями, добывающими и экспортирующими сырую нефть. Переработка нефти и продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке для них остаются своеобразным «побочным» видом бизнеса. С самого начала создания российских ВИНК их инвестиции в переработку были в 6–10 раз меньше, чем капиталовложения в добычу нефти. В результате и сами компании, и российская экономика оказались в сильнейшей зависимости от мировых цен на сырую нефть.

Дополнительным негативным фактором работы российских нефтяных компаний являются доставшиеся им огромные разведанные в советское время запасы нефти. Помимо огромных финансовых потерь государственного бюджета, это привело к тому, что компании не заботятся о восполнении своих запасов. С 1994 года объемы добычи нефти превышают прирост разведанных запасов (исключением из этой печальной тенденции был лишь 2002 год). Идет активное проедание старых запасов.

Согласно докладу, подготовленному Институтом энергетической политики при участии нескольких замминистра экономического развития, после 2010 года истощение западносибирских нефтяных месторождений может вступить в критическую фазу. Как деликатно отмечают авторы доклада, «Фактически Россия в этот период имеет все шансы перестать быть нефтяной державой — в случае, если новые крупные месторождения нефти все же не будут открыты» (»Время новостей» 2.09.2004.). Замминистра экономики не обязаны знать геологию, которая достаточно уверенно говорит, что новых крупных месторождений в России нет и больше не будет. Конечно, чудеса случаются, но строить на них экономику огромной страны будет верхом безответственности.

А пока российские нефтяники полным ходом наращивают добычу нефти.

Компания «Лукойл» в 2003 году добыла 81,5 млн. т нефти. В 2004 году она собирается выйти на 87 млн. т и занять первое место среди российских нефтяных компаний.

Активнейшим образом «мочимая в сортире» налоговиками и прокурорами компания «Юкос» объявила, что будет вынуждена снизить объем капитальных вложений на 700 млн. долларов. В результате в 2004 году она сможет добыть не 90 млн. т, как планировалось ранее, а только 86 млн. т. Но все равно, это будет на 6% больше, чем в 2003 году.

Компания ТНК—ВР в 2003 году добыла 64 млн. т нефти и собирается в 2004 году увеличить этот показатель еще на 12%, т.е. до 71 млн. т. И это без учета принадлежащей ей половины добывающих активов компании «Славнефть».

Компания «Сургутнефтегаз» в 2003 году извлекла из недр 54 млн. т нефти, что на 10% больше чем в 2002 году. Судя по результатам первого полугодия 2004 года, темпы роста 10% в год сохраняются. Это значит, что в 2004 году «Сургутнефтегаз» может добыть более 60 млн. т нефти.

Компания «Сибнефть» второй год подряд демонстрирует феноменальный темп роста объемов добычи нефти в 19–20% в год. Благодаря этому в 2004 году она планирует добыть 38 млн. т.

Государственная компания «Роснефть» в 2003 году добыла 19,6 млн. т. В 2004 году запланирован рост объемов добычи до 22 млн. т, т.е. на 12–13%.

Источники: «Время новостей» 1.09.2004, 2.09.2004.
к оглавлению

Россия.
РСПП: а сверху тооолстый слой социальной ответственности

В свете недвусмысленных намеков российской власти бизнес-сообществу о том, что «делиться надо», бывший профсоюз олигархов, а ныне просто «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), готов активно работать в этом направлении.

В текущем году он собирается участвовать в подготовке общенационального конкурса социальных проектов, идею которого, оказывается, поддержал сам президент. Правда, текущий год уже приближается к завершению, а о замечательных планах общенационального конкурса чего-то ничего не слышно. Или это опять будет конкурс для своих, «правильных» социальных проектов?

Кроме того, РСПП готов организовать работу по присоединению российских компаний к сугубо добровольной социальной отчетности. Для этого он собирается подготовить и опубликовать документ о социальной миссии РСПП, которая могла бы стать концептуальным идейным стержнем, на котором можно было бы консолидировать всей российское предпринимательское сообщество. Так и представляется жуткая картина: концептуальный идейный стержень в виде социальной миссии РСПП, а на него нанизано все российское предпринимательское сообщество. Но, оказывается, не только оно.

У главы РСПП г-на Вольского уже сложился стройный план того, как надо действовать:

«Для начала, как мне представляется, стоит провести тотальную инвентаризацию того, что именно из социально значимых проектов хотелось бы осуществить за счет привлечения внебюджетных средств. На основе полученных данных можно было бы выпустить в свет на федеральном и местном уровне соответствующие каталоги и реестры, которые были бы доступны самым широким слоям населения. Под реализацию включенных в эти каталоги проектов можно было бы развернуть целенаправленную работу по поиску благотворительных и спонсорских средств».

Далее г-н Вольский упомянул, что в дооктябрьской России существовала огромная по размерам благотворительность:

«В благотворительные копилки стекались не только предпринимательские и купеческие тысячи и миллионы, но и трудовые копейки простых людей.

На народные пожертвования строились храмы, школы, сиротские дома и приюты для престарелых и инвалидов, сельские и городские больницы. Сегодня, опираясь на исторические традиции российской благотворительности, быть может, имело бы смысл создать специальное Федеральное народное казначейство по финансированию спонсорских и благотворительных проектов, где оказались бы очень кстати пожертвования и олигархов, и простых граждан.

Так мы могли бы сделать первый шаг к упорядочению благотворительной деятельности в России. И российский бизнес в создании такой системы мог бы сыграть исключительно важную роль».

Вообще-то российский бизнес, который до этого наварил многие миллиарды долларов на различного рода льготах, который использовал благотворительность, как прикрытие, мог бы наконец и выделить хоть немного средств на эти цели. Услуги бывшего профсоюза олигархов в деле «упорядочения благотворительной деятельности в России» грозят окончательно убить зачатки реальной, а не налогово-отмывной благотворительности.

Особенно трогательно выглядит идея создания «Федерального народного казначейства по финансированию спонсорских и благотворительных проектов». Можно не сомневаться, что посаженные туда чиновники первым делом придушат малейшую возможности реализации сколь-нибудь независимых благотворительных программ.

«Тотальная инвентаризация» социально значимых проектов, да еще с публикацией ее результатов, чтобы все граждане России об этом знали, наверно вещь полезная. Вот только кто и каким образом будет определять, какие проекты социально значимые, а какие — нет? Какие надо включать в каталоги и реестры, и, соответственно в дальнейшем поддерживать, а какие — нет?

Как бы эта «тотальная инвентаризация» не обернулась установлением тоталитарного режима в сфере российской благотворительности. Понятно, что российским властям не особенно хочется самим заниматься решением этой проблемы. Но похоже, свои услуги в этой сфере им готовы предложить деятели из Российского союза промышленников и предпринимателей. Потренировавшись на «прихватизации» нефтепромыслов и заводов, домов и пароходов, его члены теперь готовы подмять под себя и российскую благотворительность.

Источник: «Ведомости» 31.08.2004.
к оглавлению

Россия.
«Транснефть» как особо понятливая и социально ответственная

Эксплуатацией Балтийской трубопроводной системы, которая сейчас является крупнейшим строящимся проектом компании «Транснефть», занимается ее зарегистрированная в Ленинградской области полностью дочерняя компания «Балтнефтепровод». На следующий день после победы на губернаторских выборах Валентина Матвиенко пообещала увеличить размеры городского бюджета в два раза. К июлю 2004 года были проведены переговоры с восемью крупными компаниями о возможности их перевода на налоговый учет в Санкт-Петербурге. Если это случится, что бюджет города на Неве получит дополнительные 200 млн. долларов.

Ожидается, что одной из первых, откликнувшихся на призыв Валентины Матвиенко, будет «Транснефть». В ближайшее время она должна принять решение об открытии в Санкт-Петербурге своего филиала. Официальным объяснением создания новой административной структуры называется необходимость усиления оперативного управления работой БТС, через которую идет возрастающий поток экспортной нефти через терминал в Приморске. Сидя в Санкт-Петербурге (100 км от Приморска) этим заниматься гораздо удобнее, чем из Москвы.

Ожидается, что в филиал с баланса головной компании будет переведена половина активов Балтийской трубопроводной системы. В результате бюджет Москвы уменьшится на 35–50 млн. долларов налоговых поступлений в год, а, соответственно, бюджет Санкт-Петербурга увеличится на такую же сумму.

В финансовом плане от этой перестановки компания «Транснефть» ничего не приобретет, поскольку уровень налогов в Санкт-Петербурге и Москве существенно не различается. Но зато политические выгоды такого решения несомненны.

Источник: «Ведомости» 31.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Еще пара потенциальных доноров для Ленинградского региона.

Появляются подробности о планах строительства где-нибудь на берегах Финского залива завода по производству сжиженного природного газа, который отлично дополнит уже существующие там склады боеприпасов, атомную электростанцию, нефтяные терминалы. Пока «Газпром» определяется, куда бы поместить эту очередную туристическую достопримечательность стоимостью в 1,3 млрд. долларов и мощностью в много тонн тротилового эквивалента, уже нашелся перевозчик. Им хочет стать крупнейшее российское пароходство, компания «Совкомфлот».

Предположительно, завод по производству сжиженного природного газа мощностью 3–5 млн. т все-таки поставят где-то в районе Усть-Луги. Основным рынком сбыта этого газа будет Великобритания. Первоначально туда планировалось протянуть Северо-Европейский газопровод (СЕГ). Однако быстрое развитие технологий производства сжиженного природного газа, а также отсутствие инвесторов, желающих профинансировать продолжение СЕГ из Германии до Великобритании, делают более вероятным выбор такого варианта поставок. Принимать российский газ будут британские терминалы Isle of Grains и Milford Haven. На рынке сжиженного природного газа в Великобритании у Газпрома пока основными конкурентами будут норвежцы с их заводом LNG Snovit в Баренцевом море.

Несмотря на то, что решение о строительстве завода по производству сжиженного природного газа будет принято не ранее 2005 года, «Газпром» и «Совкомфлот» весьма серьезно относятся к этому проекту. В «Совкомфлот» перешел на работу член правления «Газпрома» Александр Краненков. Кроме того, глава «Сокомфлота» Дмитрий Скарга сообщил о предстоящем переводе головного офиса в Санкт-Петербург, поближе к важнейшим проектам компании.

Интересно, что мнения жителей Дании и Швеции, у берегов которых будут проходить танкера-газовозы «Совкомфлота», никто не спрашивал. Впрочем, как и жителей и посетителей Финского залива, берега которого украсит еще один промышленный объект немалой взрывной мощности.

Источник: «Коммерсантъ» 2.09.2004.
к оглавлению

Россия—Латвия.
Феерические пути российского нефтяного экспорта

На фоне разговоров о необходимости обеспечения независимости путей экспорта российской нефти через Балтийское море, для чего и было затеяно строительство нефтяных терминалов в Финском заливе, могучий напор российских нефтеэкспортеров иногда приводит к возникновению просто изумительных потоков.

После того, как в 2003 году «Транснефть» прекратила поставки по трубопроводу из Полоцка, мощный нефтяной терминал в латвийском порту Вентспилсе работал за счет перевалки с железной дороги. Единственной компанией, продолжавшей отгружать через него не только нефтепродукты, но и сырую нефть, была ТНК-ВР. Целенаправленное изменение российских железнодорожных тарифов, дававшее существенные преференции российским портам, могло осушить и этот поток.

Однако игры российских чиновников с железнодорожными тарифами, якобы направленные на поддержку российских производителей, привели к весьма неожиданному эффекту. Летом 2004 года в Вентспилс вдруг стали поступать танкера водоизмещением 3–8 тысяч т с грузом нефти из Калининградской области. Здесь эту нефть собирали в партии по 30 тысяч т и более, грузили на большие танкера и отправляли далее покупателям. За два летних месяца объем таких перевозок составил 100 тысяч т.

Возить нефть по железной дороге на Калининград относительно дешево. Однако местные порты не могут принимать крупные суда. Отправлять ее, даже в Европу, большими танкерами гораздо выгоднее, чем мелкими. Вот тут и пригодился совсем, было, забытый нефтяной порт Вентспилса.

Почему нефть надо наливать в железнодорожные цистерны, тащить по железной дороге до Калининградской области, там переваливать на небольшие танкера, далее везти 200 миль по морю, чтобы собрать крупную партию и погрузить ее в крупный танкер, который затем пойдет в обратном направлении, остается только спросить у политиков. Ведь российская нефть могла быть перекачана прямо в Вентспилс по трубопроводу из Полоцка. И идиотской работы было бы гораздо меньше, и природа российского побережья на Балтике была бы в большей безопасности.

Источник: www.d-pils.lv 3.09.2004.
к оглавлению

Россия.
ТНК-ВР с энтузиазмом глядит в будущее

Компания ТНК-ВР отметила первый год своего существования. Она является третьей по величине нефтяной компанией в России. В 2003 году она добыла 64 млн. т нефти. Компании принадлежат 5 крупных нефтеперерабатывающих заводов в России и на Украине, а также 2200 автозаправочных станций, работающих под брэндами «ВР» и «ТНК».

Сейчас идет интеграция 600 различных компаний, контролируемых ТНК-ВР. Торговые брэнды «ВР» и «ТНК» сохранятся, хотя каждый из них будет ориентирован на различные сегменты рынка. Компания намерена ежегодно выделять 1 млрд. долларов на развитие добычи нефти. Приоритетными проектами являются освоение Уватской группы, работы на восточной части Самотлора, на Ковыкте.

Относительно выкупа у «Юкоса» принадлежавшей ему доли в компании «Роспан» руководитель ТНК-ВР Роберт Дадли сообщил, что это была вынужденная мера. ТНК-ВР была оператором «Роспана», и, владея 44% акций, была вынуждена финансировать работы на 100%, чтобы выполнить условия лицензионного соглашения. Как только появилась возможность, она выкупила оставшийся пакет акций у «Юкоса».

Компания ТНК-ВР уже внесла 25 млн. долларов добровольных пожертвований в фонд развития Санкт-Петербурга. Она собирается продолжать активные социальные инвестиции в России и на Украине. Их сумма составит 60–100 млн. долларов в год.

Источник: «Ведомости» 1.09.2004.
к оглавлению

Россия.
ТНК-ВР разбирается со своими танкерными перевозчиками

В наследство от компании ТНК вновь образованной российско-британской ТНК-ВР достались две крупные аварии, которые широко освещались средствами массовой информации. Это катастрофа затонувшего в ноябре 2002 года у берегов Испании танкера «Престиж», который перевозил принадлежавший ТНК мазут, а также пожар на танкере «Виктория» в августе-сентябре 2003 года в Самарской области (подробнее — см. следующее сообщение).

ТНК-ВР начала активную профилактику подобных случаев. Вице-президент компании по продажам и логистике Джонатан Коллек заявил, что для морских перевозок будут использоваться суда, внесенные в базу данных BP Shipping. Как правило, предприятия группы «Бритиш Петролеум» фрахтуют только суда, соответствующие требованиям BP-vetting.

С речными судами, работающими на внутренних российских водных путях, ситуация гораздо сложнее. Оказалось, что ни одно из них не соответствует требованиям BP-vetting. Поэтому было принято решение разработать промежуточные стандарты ISF. Каждый год его требования будут повышаться, чтобы в итоге достичь уровня BP-vetting.

По заказу ТНК-ВР представители BP Shipping провели инспекцию более 100 судов. От услуг некоторых из них пришлось отказаться. Одной из судоходных компаний ТНК-ВР выплатила неустойку за досрочное прекращение контракта. Суммарные расходы ТНК-ВР на эту программу, с учетом роста стоимости фрахта судов, прошедших тщательную проверку, в 2004 году составит 5 млн. долларов. Сейчас компания работает с 8 судовладельцами.

В их число входит компания «Волготанкер». В 2003 году 10 судов этой компании прошли процедуру веттинга. В 2004 году их число должно увеличиться до 22. Компания «Волготанкер» намерена активно продолжить эту работу, для чего в 2004 году предусмотрено финансирование в размере 1 млн. долларов.

Остается только порадоваться тому, насколько внимательно компания ТНК-ВР относится к проблеме обеспечения безопасности перевозок своей нефти по внутренним водным путям России. В 2004 году таким образом будет транспортировано 1,8 млн. т (около 3% от общего объема добычи нефти ТНК-ВР).

Источник: «Ведомости» 2.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Самарские власти искренне надеются, что заграница им заплатит

Прошел год со дня пожара на танкере «Виктория», который произошел у причала нефтеналивной базы «Ортини» в г. Октябрьск Самарской области. На борту судна находилось две тысячи т нефти. Заказчиком рейса была компания «ТНК». Тушение пожара продолжалось более трех суток. Горел не только танкер, но и разлившаяся вокруг него нефть.

Для борьбы с огнем пришлось привлечь пожарных из Сызранского, Самарского и Тольяттинского гарнизонов. В работах по тушению участвовало три пожарных катера и 500 человек. На судне взрывались пары нефтепродуктов. В результате один член экипажа погиб и один был серьезно ранен. Двое пожарных также были госпитализированы с серьезными ожогами.

Три дня жители Октябрьска были вынуждены дышать дымом сгоревшей нефти. Особенно тяжело было сердечникам и астматикам. Власти на всякий случай готовили план эвакуации горожан. Наконец на третий день, после восьмой пенной атаки, огонь удалось потушить. Несмотря на установку боновых заграждений, загрязнение берега шириной от 50 до 500 м протянулось по берегу Волги на 17 км.

Следствие установило, что пожар возник из-за взрыва паров нефти в машинном отделении танкера. После этого загорелось дизельное топливо, а затем и перевозимый танкером груз.

Власти Октябрьска оценили размеры ущерба в 5 млн. долларов. Затраты на тушение и уборку загрязнений им пришлось покрывать за счет собственных средств и бюджета региона. Компания «Аншип», зарегистрированная в Махачкале, все претензии перенаправила британской страховой компании «Терра Нова», где был застрахован танкер «Виктория». Однако представители «Терра Нова», которых удалось разыскать, отнюдь не проявили желания выплачивать страховку. Они заявили, что никаких очистных работ не надо, самоочищение постепенно произойдет естественно-природным путем.

Сейчас власти Октябрьска готовятся к судебному процессу против «Терра Нова». Они будут настаивать на выплате страховки, которая возместит расходы на восстановление и очистку береговой линии, пляжа и вод Волги от разлитой нефти. Часть средств должна пойти на оплату труда людей, которые вели аварийно-спасательные работы.

Источник: http://news.samaratoday.ru 31.08.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть» получила десять лицензий на разведку

Государственная компания «Роснефть» легко и быстро получила в Минприроды 10 лицензий на право геологического изучения участков недр, суммарные запасы нефти в которых оценены в 700 млн. т. Ей были выданы на год лицензии на участки, примыкающие с юга к Ванкорскому месторождению на территории Туруханского района (Западно-Лодочный, Восточно-Лодочный, Советский, Полярный, Нижнебайхский и Лебяжий). Кроме того разведка будет вестись на территории Усть-Енисейского района Таймырского автономного округа вдоль трассы и к востоку от проектируемого нефтепровода Ванкор-Диксон.

Источник: Итерфакс-АНИ-»Время новостей» 1.09.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть&кaquo; берет кредиты всеми способами

Компания «Роснефть» активно берет кредиты. 24 мая 2004 года она заключила кредитный договор с банком ABN Amro на 500 млн. долларов. Эти средства будут использованы для реструктуризации задолженности компании и перевода ее краткосрочных кредитов в долгосрочные. Договор обеспечен поручительством ведущего добывающего подразделения «Роснефти» ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз».

Существенные дополнительные средства могут быть получены также «дочкой» «Роснефти», компанией «Сахалинморнефтегаз», которая участвует в 4 сахалинских проектах. На долю «Сахалинморнефтегаза» в этих проектах приходится более 500 млн. т нефти. Под нее банки готовы дать кредиты на сумму, превышающую 1 млрд. долларов.

Эксперты в очередной раз с энтузиазмом начинают рассуждать, что эти средства, наверно, нужны не для того, чтобы поправить довольно шаткое финансовое положение компании «Роснефть», а для покупки остатков компании «Юкос».

Источник: «Коммерсантъ» 30.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Китаю российской нефти не хватает. И не хватит. Нечего было с «Юкосом» дружить

25–26 августа 2004 года в Пекине прошло шестое заседание российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики. По итогам был подписан протокол между Минпромэнерго России и государственным комитетом по развитию и реформам КНР. Китайская сторона предлагала подписать пятилетнее соглашение, в соответствии с которым в 2005 году из России в Китай должно быть поставлено 10 млн. т, а в 2006 году — 15 млн. т нефти. Однако глава Минпромэнерго г-н Христенко убедил китайскую сторону в том, что в 2006 году может быть поставлено 8,6 млн. т нефти, а о 15 млн. можно говорить не ранее 2010 года.

Минпромэнерго не дало каких-либо гарантий относительно поставщика. Пока экспорт в Китай будет осуществляться по контрактам, подписанным компанией «Юкос». Во избежание проблем г-н Христенко порекомендовал китайским покупателям, компаниям CNPC и Sinopec, самостоятельно заключать контракты на перевозку нефти с «Российским железными дорогами».

Кроме того, г-н Христенко заявил, что Москва не намерена обсуждать с Пекином маршрут трубопровода из Восточной Сибири в Китай. Из чего остается сделать вывод, что нефтепровод Ангарск—Дацин, по крайней мере, в ближайшие годы, строиться не будет.

Источник: «Коммерсантъ» 30.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Правительство рассмотрит проект «Тайшет—Перевозная», не дожидаясь проведения экологической экспертизы?

В настоящее время в Минприроды проводится государственная экологическая экспертиза проекта трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Ожидается, что она продлится до конца 2004 года. Однако возможно, что правительство рассмотрит вопрос о строительстве нефтепровода уже в октябре 2004 года.

Создание трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» в 2003 году было включено в «Энергетическую стратегию страны до 2020 года». Сейчас, по сравнению с первоначальными оценками, проект существенно изменился. Вместо планировавшейся мощности 30–50 млн. т теперь рассматривается мощность 80 млн. т в год. Этим пытаются объяснить рост первоначально заявленной стоимости строительства от 5,2 млрд. до 16,4 млрд. долларов.

В качестве сырьевой базы предполагается использовать месторождения Западной Сибири, которые дадут 24 млн. т в год, а также месторождения Восточной Сибири и Якутии, которые должны обеспечить прокачку 56 млн. т в год. Однако большая их часть еще не освоена.

По оценкам «Транснефти», в обслуживании работы трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», будет участвовать в общей сложности около 10 тысяч человек. Из них 2,5 тысяч человек получат работу в Амурской области, 2,2 тысяч человек — в Приморском крае и 2 тысячи — в Иркутской области.

Источник: http://vostokmedia.com 1.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Воруем-с»: Чечня

Вновь избранный президент Чечни, генерал Алу Алханов, сообщил, что год назад, когда он был только назначен на должность министра внутренних дел, объем хищений нефти на территории республики доходил до 900 тысяч т в год. Сейчас этот показатель снизился до 150–200 тысяч в год.

Одновременно с этим начальник Главного управления вневедомственной охраны (ГУВО) генерал Суходольский сообщил о результатах работы своих подчиненных. Сейчас ГУВО обеспечивает безопасность 84 объектов нефтегазового комплекса. С начала года было ликвидировано около тысячи кустарных установок по переработке нефти. Из незаконного оборота было изъято 600 т нефти. Предотвращено 29 попыток хищения нефти с охраняемых объектов, задержаны 52 автомашины, перевозивших незаконно добытую нефть.

Можно только удивиться тому, что конфискация 600 т нефти, составляющих не более 3% от похищаемого объема, привела к столь значительному снижению воровства. Тем не менее, с учетом того, что общий объем добычи нефти в Чечне достиг почти 2 млн. т в год, воровство 150-200 тысяч т в год означает, что теперь уровень хищений должен находиться на вполне приличном значении 7–10%, а не явно неприличных 50%, как это было года назад.

Однако достигнутые успехи дались дорогой ценой. С начала года на нефтегазовые объекты охраны ГУВО было совершено 12 вооруженных нападений, в результате которых 9 сотрудников милиции были ранены. Еще больше досталось работникам ОАО «Грознефтегаз», которое ведет официальную добычу чеченской нефти. С начала 2004 года вооруженные нападения были совершены на главного инженера, зам гендиректора по бурению, главного бухгалтера, начальника цеха добычи нефти и газа, начальника транспортного цеха. Результатом были многочисленные человеческие жертвы.

Источники: www.yufo.ru 31.08.2004, www.regnum.ru 31.08.2004, www.ngv.ru 2.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Воруем-с»: Самарская область

На 68 км автодороги Самара — Бугуруслан, недалеко от села Георгиевка Кинельского района, задержано два похитителя нефти на автомашине «Урал» с прицепом, перевозившие 20 т похищенной нефти. Отбор ее осуществлялся из магистрального нефтепровода «Николаевка—Куйбышев», который принадлежит ОАО «Самаратранснефть»

Источник: www.samaratoday.ru 2.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Воруем-с»: Краснодарский край

В Гулькевичском районе Краснодарского края ликвидируют последствия очередной аварии на трубопроводе «Малгобек—Тихорецк» ОАО «Черномортранснефть». Она произошла 28 августа 2004 года, предположительно из-за незаконной врезки. По официальным предварительным оценкам, на грунт вылилось до 10 кубометров нефти.

Ликвидацией последствий аварии и ремонтными работами занимаются 37 специалистов и 14 единиц техники.

Источник: www.regions.ru 30.08.2004.
к оглавлению

Канада.
Канадцы собираются ездить на этиловом спирте

В канадской провинции Онтарио развернулись активные дебаты о возможности использования добавок этилового спирта в автомобильный бензин. Результаты обсуждения этой проблемы в провинции, потребляющей 15 млрд. литров бензина, несомненно повлияют на всю страну.

Каждый год в мире производится 40 млрд. литров этилового спирта, для изготовления которого в основном используется зерно. США, ведущий мировой производитель зерна, производит огромное количество этилового спирта. При этом выпивают далеко не все: 12 млрд. литров используется в качестве добавки в автомобильное топливо.

При нынешних ценах на нефть производство этилового спирта обходится дешевле, чем бензин. При принятии закона, обязывающего в продаваемый в провинции Онтарио бензин добавлять 5% этилового спирта, стоимость литра автомобильного топлива снизится на 7 центов.

В этиловом спирте содержится кислород, благодаря чему добавление 10% этой жидкости снижает содержание окиси углерода в выхлопных газах на 25–30%, а сажи — на 50%.

Возникает естественный вопрос, почему канадцы не пользуются бензином с такой замечательной добавкой. Ответ прост. Канадские нефтяные компании и их организация, Канадский институт нефтяных продуктов, провели замечательную работу, чтобы отложить или затруднить переход на использование этилового спирта. Все канадские нефтяные компании, за исключение «Саноко», отказываются добавлять этиловый спирт в производимый ими бензин.

Предложение принять закон провинции Онтарио, который обязывал бы их это делать, может существенно изменить ситуацию. Такие законы уже приняты в менее населенных провинциях Саскачеван и Манитоба. Власти провинции активно работают по выполнению данных ими предвыборных обещаний в этой сфере. В случае принятия закона, продаваемый в Онтарио бензин должен будет содержать 5% этилового спирта, а в 2010 году — 10%. Кроме того, в обязательном порядке должно производиться и продаваться биодизельное топливо.

Есть основания надеяться, что канадские нефтяные компании не будет особо упорно сопротивляться. В США Американский нефтяной институт сейчас уже поддерживает американское законодательство, требующее предоставить американским автомобилистам возможность покупать бензин с добавкой этилового спирта, а также биодизельное топливо. В США компания «ЭксонМобил» производит миллиарды литров бензина с добавление этилового спирта. В Канаде ее дочерняя компании «Империал Ойл» пока упорно отказывается делать это. Однако после принятия соответствующего канадского закона она без каких-либо проблем начнет производить и продавать этот гораздо более экологичный сорт бензина.

Источник: Globe and Mail 31.08.2004.
к оглавлению

США.
«КонокоФиллипс» углубляется в тундру Аляски

Компания «КонокоФиллипс» (ConocoPhillips) в консорциуме с «Анадарко Петролеум» (Anadarko Petroleum) получила предварительное разрешение на освоение пяти нефтяных месторождений, расположенных недалеко от уже принадлежащих им промыслов «Альпайн» (Alpine) на севере Аляски. Формально окончательное решение будет оформлено в октябре 2004 года после 30 дневного периода сбора комментариев общественности на материалы экологической экспертизы этого проекта.

Этот проект будет означать начало освоения первых месторождений нефти, который находятся на территории Национального нефтяного резерва в Аляске (National Petroleum Reserve-Alaska). О наличии здесь нефти было известно давно, однако попытки ее добычи в 1923 году были отложены на будущее время. Многие десятилетия эта территория оставалась заповедником дикой природы. Освоение нефтяных месторождения на северном макросклоне Аляски в 1970-е годы развернулось восточнее, в районе гигантского месторождения Прудхо Бэй (Prudhoe Bay).

Уже освоенное месторождение Альпайн является самой западной точкой на севере Аляске, где работают нефтяники. Его запасы оцениваются в 55 млн. т. Ежегодно здесь добывается 5 млн. т нефти. Освоение пяти новых месторождений спутников увеличит имеющиеся запасы еще на 45 млн. т. Добываемая на них нефть будет проходить подготовку для дальнейшей транспортировки на мощностях нефтепромысла «Альпайн», после чего перекачиваться дальше до Трансаляскинского нефтепровода.

Источник: Reuters 1.09.2004.
к оглавлению

США.
У «КонокоФиллипс» проблемы с экологией на Аляске

Сотрудники Береговой охраны, прокуратура и Департамент охраны природы штата Аляска ведут расследование возможных утечек нефти на танкерах компании «Полар Танкерс» (Polar Tankers), перевозящих нефть компании «КонокоФиллипс» (ConocoPhillips).

Сейчас анализируются два таких случая. Один из них включает утечку загрязненной нефтепродуктами воды с палубы танкера «Полар Дискавери» (Polar Discovery). О ней не было доложено ни руководству самой «КонокоФиллипс», ни представителям Береговой охраны. В другом случае расследуется обвинение в прокачке загрязненных нефтью вод за борт, минуя имеющийся на танкере «Полар Аляска» (Polar Alaska) сепаратор для их очистки. Об этом случае Береговой охране сообщили представители «КонокоФиллипс» после того, как им самим об этом стало известно. В данной ситуации проблемы могут возникнуть у капитана судна и механика. Имеется еще один случай разлива мазута, но он был ограничен палубой судна. Однако о нем тоже должны были сообщить руководству компании и властям, чего сделано не было. В своем письменном заявлении об этих случаях компания подчеркивает, что добровольно сообщила об этом властям и сотрудничает с ними в проведении расследования.

Компания «КонокоФиллипс» входит в число крупнейших нефтедобывающих компаний Аляски. На маршруте порт Валдес — порты западного побережья США, где расположены принадлежащие «КонокоФиллипс» перерабатывающие заводы, работает пять танкеров. «Полар Дискавери» и «Полар Аляска» являются современными судами с двойной обшивкой корпуса.

Экологические проблемы компании «КонокоФиллипс» на Аляске не исчерпываются танкерами. В начале августа на нее был наложен штраф в размере 485 тысяч долларов за неоднократный сброс в 1999–2004 гг. не очищенных сточных вод с морской платформы, используемой для добычи природного газа в проливе Кука.

Источник: Faibanks Daily News-Miner 27.08.2004.
к оглавлению

США.
«Бритиш Петролеум» обновляет танкеры, работающие на Аляске

В порт Валдес пришел новый танкер «Аляскан Фронтир» (Alaskan Frontier), который будет работать для компании «Бритиш Петролеум». Длина этого судна с двойной обшивкой корпуса — 290 м. Он будет первым из серии четырех аналогичных судов, которые заменят старые танкеры с одинарной обшивкой корпуса. После катастрофического разлива нефти с танкера «Эксон Валдес» в 1989 году Конгресс США принял закон, согласно которому к 2015 году в водах США должны использоваться только танкеры с двойной обшивкой корпуса.

У компании «КонокоФиллипс» на Аляске уже работают три таких судна, и два находятся в фазе постройки. Компания «ЭкссонМобил» также планирует замену своего танкерного флота.

«Бритиш Петролеум» планирует получить все 4 новых судна с верфи компании «Дженерал Дайнамикс» (General Dynamics) до конца 2006 г. Общая стоимость контракта на постройку этих танкеров составит 1 млрд. долларов.

Танкеры «Аляскан Фронтир» рассчитаны на 35 лет службы в условиях северной части Тихого океана. Суда этой серии имеют резервные силовые и двигательные установки, а также системы управления. На них использованы самые современные технические решения, направленные на предотвращение возможных утечек нефти.

Новые танкеры будет эксплуатировать компания «Аляска Танкер», 25% акций которой принадлежат «Бритиш Петролеум». Их будут использовать на маршрутах из порта Валдес на Аляске в порты Черри Пойнт (штат Вашингтон), а также Лос-Анджелес, где расположены нефтеперерабатывающие заводы этой компании

Источник: Anchoradge Daily News 3.09.2004.
к оглавлению

США.
Танкеры «Бритиш Петролеум» больше не будут загрязнять воздух в порту Лонг-Бич

Расположенный в штате Калифорния порт Лонг-Бич довольно неожиданно нашел для себя партнера в новом экологическом проекте не среди владельцев судов контейнеровозов, а у владельца танкера. Им оказалась компания «Бритиш Петролеум». Она согласилась стать первым участником проекта по обеспечению энергетических потребностей стоящего в порту судна не за счет работы вспомогательных двигателей, а за счет береговой сети снабжения электроэнергией (cold-ironing). Эта система начнет работать в 2006 году.

Техническую базу для этого начали создавать еще в 2002 году, когда на принадлежащем «Бритиш Петролеум» причале было установлено оборудование, позволяющее давать электричество с берега на насосы, перекачивавшие нефть из танкера на приемные устройства. Ежегодно на этом причале обслуживается до 200 судов, около 100 из которых принадлежит «Бритиш Петролеум».

В ближайшие два года здесь будет установлено дополнительное оборудование стоимостью 2,5 млн. долларов. Оно позволит обеспечить все энергетические потребности стоящего у причала судна за счет береговой сети энергоснабжения. Компания «Бритиш Петролеум» собирается также потратить 2 млн. на переоборудование принадлежащих ей судов. Все эти затраты позволят уменьшить выбросы окислов азота на 18 тонн в год. На первый взгляд, это весьма незначительное уменьшение, по сравнению с 4380 т общего объема выбросов, который дают стоящие у причалов порта Лонг-Бич суда. Однако это только начало. Кроме судов «Бритиш Петролеум» в программе смогут участвовать около трети из 1100 регулярно заходящих этот порт кораблей.

На суда, зарегистрированные за пределами США, не распространяются весьма строгие требования по объемам выбросов окислов азота, которые действуют в США и в штате Калифорния. Они могут пользоваться гораздо менее жесткими требования Международной морской организации. В этом плане инициатива «Бритиш Петролеум» должна служить для всех примером.

В настоящее время в порту Лос-Анджелеса система обеспечения энергией судов за счет береговой сети уже работает на «Чайна Шиппинг Терминал» (China Shipping Terminal). Эта работа была проведена в рамках мирового соглашения, достигнутого между администрацией порта Лос-Анджелес и общественной природоохранной организацией NRDC в 2002 году. Природоохранные активисты обнаружили, что при расширении «Чайна Шиппинг Терминал» администрация порта не провела экологическую экспертизу. Признав свою ошибку, руководство порта предложило реализовать обширную программу мероприятий, позволяющих существенно снизить его воздействие на окружающую природную среду.

Порт увеличил долю работ, выполняемых в ночное время и выходные дни, что позволило снизить заторы на окрестных дорогах. Судам было рекомендовано при входе в порт снижать скорость, что также позволило снизить объем выбросов с них в атмосферу.

Поскольку выбросы окислов азота, сажи, серы и других загрязняющих веществ от судов дают около трети от общего загрязнения воздуха в порту, были проведены значительные работы по усовершенствованию используемой на берегу техники. Все портовые дизельные двигатели (а их более 600) были оборудованы современными фильтрами. Это позволило уменьшить выбросы сажи наполовину, а окислов азота — на 20%.

Источник: Long Beach Press Telegram 30.08.2004.
к оглавлению

США.
Подпишет ли Терминатор закон об обязательном сопровождении опасных судов буксирами?

На столе у губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера лежит принятый законодателями штата закон об обязательном сопровождении буксирами судов, входящих в порт Сан-Франциско с опасными грузами на борту. После катастрофы танкера «Эксон Валдес» на Аляске, в Калифорнии был принят закон, согласно которому входящие в порт танкеры с нефтью должны сопровождаться буксирами. Это гарантирует сохранение контроля за движением судна даже в случае возникновения проблем с двигательной установкой или рулевыми устройствами. Однако это требование не распространялось на суда, перевозящие химические грузы, не менее опасные, чем нефть.

Консультативная группа Береговой охраны несколько лет назад предложила ввести такое требование, но в итоге оно было отклонено. Участникам обсуждения тогда не удалось договориться о том, какие грузы следует считать опасными и требующими обязательного буксирного сопровождения, а какие нет.

В 2004 году калифорнийские законодатели опять подняли этот вопрос. В местной газете была опубликована статья, в которой сообщалось о 24 авариях или аварийных ситуациях, которые, начиная с 1995 года, имели место в порту Сан-Франциско с судами, перевозившими опасные химические грузы. Они садились на мель, теряли управление, на них отказывали системы электроснабжения. К счастью, пока все это не сопровождалось катастрофическими последствиями и серьезным загрязнением окружающей природной среды.

Однако число судов с опасным химическими грузами, входящих в порт Сан-Франциско постоянно увеличивается. В 1993 году их было 52, в 2002 году — 85, в 2003 — 145. Кроме того, в 2003 году сюда 23 раза заходили танкера-газовозы, на борту которых находился сжиженный природный газ.

Дебаты на эту тему оживило случившееся в июле 2004 года столкновение огромного японского сухогруза, перевозившего автомобили, с мостом. У него по курсу появилось прогулочное судно. Избегая столкновения, капитан начал маневр, завершить который не успел. Мост оказался крепким и устоял, но в корпусе сухогруза была проделана пробоина длиной 45 м. Если бы на месте сухогруза с автомобилями оказалось судно с опасными химикатами на борту, последствия могли быть гораздо более тяжелыми.

Предложение калифорнийских законодателей натолкнулось на вполне естественные возражения судовладельцев. Они считают, что необходимости обязательного сопровождения судов с опасными химическими грузами нет. Каждая такая операция будет обходиться в 8000 долларов. Береговая охрана и сейчас может в любой момент потребовать такого сопровождения. Кроме того, суда с особенно опасными химическими грузами на борту сами вызывают буксир для помощи при входе в порт.

Однако законодатели Калифорнии считают, что этот вопрос слишком важный, чтобы оставлять его на бдительность служащих Береговой охраны или добрую волю судо- и грузовладельцев. Что касается списка грузов, перевозка которых в порту Сан-Франциско требует буксирного эскорта, то его в итоге удалось согласовать. В него включены нитрат аммония, безводный аммиак, сжиженный природный газ, а также химикаты, включенные в официальный список веществ, представляющих особую опасность в плане терроризма.

Теперь окончательное слово за губернатором Калифорнии, который должен подписать или отклонить этот закон

Источник: San Jose Mercury News 2.09.2004.
к оглавлению

США.
Что делают с теми, кто бросает скважины в штате Нью-Мексико

Власти штата Нью-Мексико наложили на компанию «Саба Энерджи» (Saba Energy) штраф в размере 270 тысяч долларов. «Саба Энерджи» нарушила действующее в штате законодательство, согласно которому через год после остановки эксплуатации скважины необходимо восстановить там добычу нефти, либо законсервировать или закрыть скважину. Этот закон направлен против образования фонда простаивающих, а то и просто брошенных скважин. Инспектора обнаружили у компании «Саба» шесть скважин, часть из которых прекратила работу еще в 1998 году. У «Саба» есть 30 дней для того, чтобы заплатить штраф или оспорить его в суде.

Простаивающие и не ликвидированные скважины создают риск загрязнения земной поверхности и грунтовых вод. Из них могут течь, а то и бить фонтанами нефть, газ и пластовые воды.

Источник: New Mexico Business Weekly 31.08.2004.
к оглавлению

США.
Власти ищут причину очередной утечки нефтепродуктов в Детройте

Сотрудники федерального Агентства по охране окружающей среды пытаются выяснить причины относительно небольшой по объему (около 1,5–2 т) утечки нефти в реку Руж (Rouge River), которая туда попала через сточный коллектор. Их беспокойство вызвано тем, что в апреле 2002 года через этот же коллектор в реку Руж, а затем в озеро Эри попало огромное количество дизельного топлива и моторного масла. Объем той утечки оценивался в более чем 800 т. Ликвидация ее последствий обошлась более чем в 5 млн. долларов.

Образцы нефтепродуктов были отобраны и направлены в лабораторию на анализ. Специалисты обращают внимание, что сброс произошел после интенсивного ливня, когда канализация была переполнена. Высказывается предположение, что, возможно, дизельное топливо и моторное масло накапливаются где-то внутри канализационных коллекторов Детройта. При нормальном количестве осадков и сточных вод они не попадают наружу.

Представитель канализационных сетей подтвердил, что в обычно коммунальные стоки Детройта поступают на очистные сооружения. Однако во время сильных ливней сточные коллекторы переполняются, в результате чего могут происходить весьма непредсказуемые выбросы их содержимого. Сейчас для предотвращения таких ситуаций строится специальный накопительный бассейн, который войдет в строй в конце 2005 года.

Источник: Detroit News 1.09.2004.
к оглавлению

США.
Огромный железнодорожный заправочный комплекс открыт прямо над Источником питания водозабора

Компания «Барлингтон Нозерн энд Санта Фе Райлвэй» (Burlington Nothern and Santa Fe Railway — BNSF) открыла новый крупный заправочный комплекс в окрестностях г. Спокан (штат Вашингтон). Он обошелся ей в 42 млн. долларов. Заправочный комплекс расположен недалеко от водозабора, который является единственным Источником водоснабжения для 400 тысяч человек. Однако компания утверждает, что в проекте заправочного комплекса предусмотрены все защитные меры, и водозабору ничего не угрожает. Использованы двойные трубы, у резервуаров сделаны двойные стенки и дно, поставлены многочисленные датчики утечек топлива.

Новый комплекс позволит одновременно заправлять до 10 дизельных локомотивов, для чего потребуется лишь 30—45 минут. На других станциях штата Вашингтон процедура заправки иногда достигала 10 часов. Ускоренная заправка позволит более эффективно эксплуатировать локомотивы, каждый из которых стоит 2 млн. долларов. В последние годы объемы перевозок грузов (в основном это зерно и контейнеры) по железным дорогам из центра США к расположенным на северо-западе Тихоокеанского побережья США портам постоянно увеличиваются. За последние год они выросли на 12%. Компания BNSF наращивает вес поездов, скорость их прохождения и свои доходы.

Ее объявление о планах строительства топливозаправочного комплекса вызвало активный протест местного населения. Однако проект все-таки был реализован. Местные активисты признают, что компания приняла серьезные меры против возможных утечек дизельного топлива, но продолжают утверждать, что их угроза все равно сохраняется.

Источник: San-Diego Union-Tribune 31.08.2004.
к оглавлению

Эквадор.
«ШевронТексако» — «Петроэквадор» тоже виновата

В Эквадоре продолжаются работы по отбору образцов, которые должны ответить на вопрос, действительно ли компания «Шеврон-Тексако», покидая джунгли Амазонии в 1990 году, убрала за собой помойку? Предстоит обследовать 122 места разливов и сброса загрязненных нефтью вод. Поиск следов нефти в грунтовых водах на первой же точке особых проблем не создал. Местный скотовод Идальго Зурита сообщил, что выкопал на участке 5 колодцев, и в 4 из них в воде присутствовали нефтяные загрязнения.

Представители «Шеврон-Тексако» отрицают их наличие. На случай, если анализ все-таки подтвердит нефтяное загрязнение грунтовых вод, они утверждают, что при имеющихся концентрациях это не может создавать каких-либо проблем для здоровья. На тот случай, если будут обнаружены очень высокие, явно опасные дозы нефти, компания начинает готовить общественное мнение к тому, что ответственность должна нести государственная нефтяная компания «Петроэквадор» (Petroequador), продолжавшая работать на промыслах после ухода «ШевронТексако» из Эквадора.

Представитель «ШевронТексако» утверждает, что процесс против его компании, а не против «Петроэквадор» начат из-за того, что «ШевронТексако», как компания американская и более богатая, является более легкой целью. Однако это неправильная цель.

Источник: New York Times 29.08.2004.
к оглавлению

Боливия.
Национальные парки — для отдыха и охраны природы или для добычи нефти?

В настоящее время в Боливии создана 21 особо охраняемая природная территория общей площадью 16,7 млн. га, что составляет 15% всей территории страны. Однако вследствие отсутствия координации деятельности различных правительственных структур Министерство горнодобывающей и углеводородной промышленности не согласует свои действия с государственной Национальной службой охраняемых природных территорий (SERNAP). В результате нефтяные компании получили разрешения и ведут разведку и добычу нефти и газа на 11 боливийских особо охраняемых природных территориях.

Общественные природоохранные организации требуют от правительства страны соблюдать «Закон об охране окружающей среды» и внести четкие указания на этот счет в новый проект «Закона об углеводородах». Сейчас такого положения в действующем законе нет, а потому Министерство горнодобывающей и углеводородной промышленности и компании спокойно могут делать вид, что требования охраны природы их не касаются. На прошедшем 18 июля 2004 года референдуме было принято решение о необходимости отмены действующего «Закона об углеводородах» и принятия нового.

Источник: Latinamerica Press 2.09.2004.
к оглавлению

Великобритания.
Высокие цены на нефть стимулируют использование биотоплива

Резкое повышение мировых цен на нефть существенно повысило экономическую эффективность производства и использования биотоплива. Тем не менее, в мировом лидере этой сферы, Бразилии, оно все еще на 50% дороже бензина, изготовленного из нефти. При рыночном механизме формирования цен ископаемые топлива все еще дешевле биотоплива. Их применение, например в виде добавки этилового спирта в бензин, будет возможно либо при субсидировании, либо под давлением закона. Однако если нынешние очень высокие мировые цены на нефть продержатся достаточно долго, интерес к использованию биотоплива должен возрасти.

Пока внедрение биотоплива продвигается вперед в основном благодаря наличию его предложения на рынке, а не предпочтениям покупателей. В американском штате Иллинойс достаточно широкое использование бензина с добавкой 15% этилового спирта было достигнуто после принятия соответствующего закона. На Филиппинах власти продвигают добавление в бензин этилового спирта, который вырабатывается из сахарного тростника, производимого в стране в изобилии. В Таиланде также достаточно широко распространено использование бензина с добавлением 10% этилового спирта. Такую смесь называют газохол. Однако крупные нефтяные компании сопротивляются его более широкому применению.

В Великобритании сеть супермаркетов «Теско» (Tesco) намерена перейти на использование биодизельного топлива, получаемого за счет добавления рапсового масла. Британская компания «Гринэнерджи» (Greenenergy) и ее европейский партнер «Новаол» (Novaol) планируют строительство первого в Великобритании завода по производству до 100 тысяч т рапсового масла, которое будет использоваться в качестве добавки к дизельному топливу.

В Германии компания «Оелемюле» (Oelemuehle) к началу 2006 году планирует вдвое повысить мощность своего расположенного возле Гамбурга завода по производству биодизельного топлива. Эта фирма является подразделением американского сельскохозяйственного гиганта «Арчер Дэниэльс Мидленд» (Archer Daniels Midland)

Источник: Reuters 31.08.2004.
к оглавлению

Швеция.
Учения по борьбе с разливами нефти: чайки радуются

Участники учений по борьбе с разливами нефти, прошедших на западном побережье Швеции, в районе Брофьерден (Brofjorden), где расположен крупный нефтеперерабатывающий завод, изрядно порадовали местных чаек. В качестве вещества, хорошо моделирующего движение нефтяной пленки по поверхности воды, обычно используют кукурузные хлопья. В ходе учений за борт было брошено 10 кубометров этого лакомства. Чтобы местным чайкам, тут же ставшим поедать его, не стало плохо, использовался не соленый и не приправленный маслом сорт.

Кроме кукурузных хлопьев, местных чаек, специалистов из Швеции и других государств Балтийского моря, в учениях принимали участие нефтяной танкер, девять судов береговой охраны и два буксира.

Источник: Reuters-ENN 2.09.2004.
к оглавлению

Швеция.
Музыканты — за экологию, но Гергиев против политики

Все страны Балтийского моря, за исключением России, работают с Международной морской организацией над приданием ему статуса особо уязвимого морского района. Всемирный Фонд дикой природы обсуждал эту проблему на своем специальном заседании в Стокгольме. Придание такого статуса позволяет внедрить дополнительные меры, направленные на сохранение природы Балтийского моря. Это ограничение скорости движения судов, закрытие определенных фарватеров, сезонные ограничения на их использование с целью охраны животных, более строгие требования к постановке на якорь, перегрузке с борта на борт и заправке, сбросу загрязнений в воду и атмосферу.

Одним из основных поводов для беспокойства является резкий рост объемов перевозки российской нефти и нефтепродуктов на экспорт. Ожидается, что в ближайшем будущем они возрастут до 160 млн. т в год. Особенно значительным будет увеличение морских перевозок в Финском заливе, где увеличатся вчетверо: с 22 млн. т в 1995 году до 90 млн. т в 2005 году. В несколько раз увеличится и риск серьезных аварий. В среднем, начиная с 1980 года в Балтийском море ежегодно происходит одна крупная авария.

Заседание Всемирного фонда дикой природы совпало со вторым Фестивалем Балтийского моря, в котором участвуют музыканты из Швеции, Финляндии, России и других балтийских государств. Его целью является установление отношений доверия. Россию представляли Мариинский театр и оркестр под управлением Гергиева. Организаторы планируют в дальнейшем в рамках Фестиваля Балтийского моря проводить мероприятия в различных городах, расположенных на побережье. Прибалтийские музыканты выразили острожную надежду, что установление контактов между музыкантами Балтийского моря поможет донести идею необходимости сохранения его природы и до политиков. Один из крупнейших балтийских культурных центров, г. Санкт-Петербург, оказывает значительное воздействие на чистоту вод Балтийского моря.

Гергиев подтвердил, что искусство может содействовать установлению доверия, но все-таки окончательные решения принимают политики. Российские политики, конечно, знают и готовы слушать дирижера Гергиева, особенно учитывая его широкую международную известность. Однако чтобы политики продолжали уважать музыкантов, они должны концентрировать свои усилия на искусстве, а не на политической деятельности. Он добавил, что в последнее время политический климат в регионе значительно улучшился, что позволяет музыкантам надеяться, что интеграция региона в плане как культуры, так и политики, будет продолжаться.

Источник: Sankt Peterburg Times 31.08.2004.
к оглавлению

Азербайджан—Грузия.
Если воровать нефть потихоньку, никакой компьютер не заметит

Вблизи села Плеви Хашурского района в Грузии была задержана группа из четырех человек. Она занималась хищением нефти из трубопровода «Баку—Супса» через незаконную врезку. Несмотря на то, что недавно этот трубопровод был реконструирован и вроде должен быть оборудован современными системами контроля, эта врезка своевременно замечена не была. Падение давления на врезке было слишком незначительным, чтобы датчики давления могли ее обнаружить.

Источник: www.regnum.ru 2.09.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное