Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 33


Информационный Канал Subscribe.Ru

N33   Нефтяное обозрение
16-22 августа
2004 г. 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0433.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Украина.
Воруют все!

Комплексная проверка нефтегазового комплекса Полтавской, Сумской и Харьковской областей, начатая МВД Украины в связи с массовыми хищениями газового конденсата, принесла изрядный улов. За несколько недель было возбуждено 128 уголовных дел. Раскрыто 198 преступлений. Пресечена незаконная деятельность 46 мини-заводов по переработке газового конденсата. Обнаружено 30 незаконных врезок. Задержано 73 человека, а также 211 грузовиков, перевозивших нефтепродукты без соответствующих документов.

Особенно много преступлений было выявлено на территории Полтавской области. На ее территории расположены 681 скважина, из которой добывается 38% украинского газа и 24% нефти. Протяженность трубопроводов нефтегазового комплекса области составляет 2600 км.

В Полтавской области были вынесены строгие выговоры трем исполняющим обязанности начальников районных отделов министерства внутренних дел, а начальники райотделов г. Великая Багачка и Комсомольск были даже уволены.

Источник: Деловая неделя 16.08.2004.
к оглавлению

Украина.
Самодельный бензин мощным потоком льется в баки украинских автовладельцев

От похитителей газового конденсата не отстают и украинские фальсификаторы моторного топлива. Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) Украины сообщил, что в июне 2004 года по результатам проверок на автозаправочных станциях было забраковано 38% реализуемого на них бензина. В первом квартале забраковали только 12%, а летом 2003 года — и вовсе 7,3%.

По словам председателя Госпотребстандарта Леонида Школьника, каждый четвертый литр бензина не соответствует требованиям качества, а каждый второй не имеет сопровождающих документов, подтверждающих его качество. Те или иные нарушения были обнаружены на 50% проверенных АЗС.

По мнению г-на Школьника подобная ситуация вызвана в первую очередь высоким спросом на нефтепродукты. В связи с этим владельцы АЗС стараются увеличить их количество, в том числе и посредством добавления различных примесей.

Что власти Украины собираются делать с этой проблемой дальше, г-н Школьник не сказал. Хотя, похоже, уже вполне созрели условия для создания еще какой-нибудь чиновничьей конторы вроде «Госнепотребстандарта», которая будет делать вид, что борется с фальсификацией бензина.

Источник: www.logistic.ru — РИА «Новости» 18.08.2004.
к оглавлению

Эстония.
Транзит российской нефти: и хочется, и колется.

Жители Таллинна давно привыкли жить по соседству с грузовыми поездами, проходящими через город в морской порт. Однако в последние годы число этих поездов и характер перевозимых грузов вызывают беспокойство. Ежедневно эшелоны с российской сырой нефтью и нефтепродуктами, сжиженным природным газом, взрывоопасными азотными удобрениями катятся мимо городского стадиона, одного из крупнейших торговых центров Таллинна и сотен жилых домов.

Глава Таллиннского пожарного департамента Райк Саарт (Raik Saart) отмечает, что Таллинн входит в число очень немногих столичных городов, через который осуществляются транзитные перевозки такого большого количества огнеопасных и взрывоопасных грузов. Компьютерные модели возможных аварий показывают, что в некоторых случаях взрыв только одного вагона или цистерны может привести к гибели десятков, травмам сотен и необходимости эвакуации тыс. людей.

Однако правительство страны отвечает, что остановить этот поток нереально. Каждый поезд с российскими грузами приносит городу до 30 тыс. долларов. Транзитные перевозки грузов обеспечивают 10% национального дохода. Одним из основных получателей этих средств является правительство, поскольку эстонские морские порты контролируются государством. В прошлом году они дали государственному бюджету 17 млн. долларов. За годы независимости объем транзитных перевозок российской нефти и нефтепродуктов через незамерзающие эстонские порты увеличился в три раза.

Власти предлагают строительство железнодорожного обхода, благодаря которому составы, идущие в порт, смогут объезжать центр города. Однако землевладельцы окраин, по которым предполагается построить объезд, настроены решительно против этих планов. Они не хотят жить рядом с потоком огнеопасных и взрывоопасных грузов. Проект строительства обходного железнодорожного пути пока не утвержден и в любом случае не будет реализован ранее 2010 года.

До сих пор при перевозках нефти и нефтепродуктов по эстонским железным дорогам серьезных аварий не было. Однако предпосылки для этого имеются. В Таллинне бездомные часто обитают в полосе вдоль железной дороги. Холодными ночами они жгут костры. Наличие рядом с железнодорожными путями открытого огня может привести к возгоранию нефтяных и газовых эшелонов. В зимнее время поезда с российской нефтью в Сибири загружаются при очень низких температурах. Поскольку зимы в Эстонии гораздо более теплые, нефть в цистернах расширяется, что иногда приводит к утечкам.

То, что угроза пожара и взрывов на прибывающих в Таллинн российских нефтяных эшелонах является не теорией, а реальностью, подтверждает пожар, произошедший в мае 2004 года. Тогда по неустановленным причинам загорелись шпалы на путях, неподалеку от состава с нефтью. К счастью, пожар был вовремя обнаружен и потушен.

Кроме бомжей и утечек из цистерн, следует помнить и об угрозе терроризма. Эстонский контингент был отправлен и в Афганистан, и в Ирак.

Начальник пожарного департамента Таллинна г-н Саарт честно предупредил, что его подчиненные готовы только к борьбе с обычными городскими бытовыми пожарами. Они вряд ли смогут что-либо сделать в центре города с горящим и взрывающимся эшелоном с нефтепродуктами. Аналогичные опасения выражают власти г. Нарва, через который идет поток российской транзитной нефти и нефтепродуктов. 100 жителей города подписали обращение с протестом против перевозок опасных грузов через город.

В эстонском государственном бюджете, который является одним из основных получателей доходов от перевозок нефти и нефтепродуктов, предусмотрены некоторые средства на техническое перевооружение пожарной охраны. Благодаря этому на всю Эстонию можно будет купить целых две новых пожарных машины.

В основном же пожарникам придется надеяться на старую, 20-25-летнюю технику, поступившую к ним еще в советское время. Есть также небольшое количество подержанных пожарных машин, которые были поставлены скандинавскими странами Эстонии после восстановления ее независимости в 1991 году.

Источник: International Herald Tribune 17.08.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Природоохранная общественность Финского залива активизируется.

Представители общественных природоохранный организаций в течение трех недель совершали велосипедные пробеги вдоль берегов Финского залива. Они знакомились с ситуацией на местах, встречались с местными жителями и активистами. Беспокойство природоохранной общественности и местного населения вызывают планы превращения значительных участков побережья Финского залива в индустриально-портовые зоны. Такие проекты реализуются в районе г. Ломоносова, Усть-Луги. Общественные слушания этих проектов либо не проводятся, либо фальсифицируются. Местное население узнает об очередных стройках уже в после начала работ.

Представители природоохранных организаций считают, что обещания создать рабочие места на строящихся экспортных терминалах являются утопией. Новые порты будут высокомеханизированными. Например, в новом финском порту Порвоо, грузооборот которого составляет 17,5 млн. т в год, работу получили 62 человека. Новым российским портам понадобится небольшое количество высококвалифицированных специалистов, которых в расположенных вдоль берегов Финского залива поселках просто нет. Максимум, на что могут рассчитывать их жители — это временные должности строителей, а в дальнейшем — обслуживающего персонала и охранников. Потери же, вызванные ухудшением условий для рыболовства, отдыха и туризма, достанутся всем жителям побережья.

С целью координации деятельности природоохранных активистов предлагается создать Общественный совет Финского залива. В него войдут представители экологических и общественных организаций Финского залива, а также ученые и представители государственных природоохранных организаций. Общественный Совет будет заниматься проведением экологических экспертиз и мониторингом состояния побережья Финского залива, а также деятельности находящихся здесь промышленных предприятий.

Сообщившая об этих планах член международной «Коалиции Чистой Балтики», председатель правления молодежной экологической организации «Дети Балтики» Ольга Сенова добавила, что договоренность о сотрудничестве с коллегами из Эстонии и Финляндии уже имеется.

Источники: www.fontanka.ru 17.08.2004, www.lenizdat.ru 17.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Финский залив — канал для вывоза российского сырья.

Министр транспорта России Игорь Левитин 16-17 августа посетил Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Он осмотрел порты Усть-Луга, Приморск и Высоцк.

В 2010 году через Балтийской море планируется перевезти 185 млн. т российских внешнеторговых грузов, в том числе 65 млн. т нефти, 45 млн. т нефтепродуктов, 15 млн. т угля, 11 млн. т минеральный удобрений, 25 млн. т контейнеров. Для достижения этих целей соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г. )» в 2004-2010 г. в портах Финского залива должны быть построено10,7 тыс. м причалов и 126 млн. т перегрузочных мощностей.

За предыдущие 10 лет (1993-2003 г. ) российских портах Финского залива (Санкт-Петербурге, Высоцке, Приморске, Усть-Луге) было построено и реконструировано 3,3 тыс. м причалов и введено в строй 42 млн. т перегрузочных мощностей. Все это позволило в 2003 г в российских портах Финского залива переработать 63 млн. т грузов, в том числе около 29 млн. т нефтеналивных. Доля портов прибалтийских республик и Финляндии в переработке российских экспортных грузов, отправляемых через Балтийское море, снизилась до 38%.

Министр Левитин подчеркнул, что успешная реализация этих планов в условиях дефицита государственных инвестиций, направляемых на совершенствование транспортной инфраструктуры, будет возможна только при хорошей координации действий всех участников работ. Пока же в порту Высоцк Минтранс, Минэкономразвития, Федеральная таможенная служба, Управление ФСБ России по пограничной службе никак не могут согласовать работу пункта пропуска через границу. Сейчас он работает по временной схеме, что существенно затрудняет работу терминала Высоцк. Министр транспорта считает, что необходимо как можно скорее решить, в чьем ведении будут находиться пограничные пункты пропуска в портах и на железных дорогах. Минтранс готов взять эту функцию на себя.

Источник: www.logistic.ru-АБН17.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Министр транспорта обещает сделать из Усть-Луги нечто величественное. Если деньги найдет

Во время посещения строящегося порта Усть-Луга, министр транспорта Игорь Левитин поделился планам его дальнейшего развития. По мнению г-на Левитина, после того, как Усть-Лугу до конца построят, через нее можно будет переваливать до 30 млн. т грузов в год.

Первоочередной государственной задачей является завершение создания паромной линии Усть-Луга-Балтийск, что позволит в значительной степени решить транспортные проблемы Калининградской области. Министр транспорта пообещал завершить эту работу в 2005 году, если ему удастся найти 1,4 млрд.. рублей, необходимых для строительства подходного канала и приобретения парома. Пока с Минфином согласовано выделение только 900 млн. рублей. В связи с этим паромная линия скорее всего начнет работу лишь в 2006 году.

Кроме парома в Усть-Луге планируется построить девять специализированных терминалов. Пока в 2001 году начал работать только комплекс по перевалке угля, но, похоже, пока чисто символически. В месяц переваливается до 30-50 тыс. т. В декабре 2004 года ожидается, что первая очередь угольного терминала наконец начнет работу.

Для остальных проектов пока не удается найти серьезных инвесторов. Эта проблема знакома г-ну Левитину не понаслышке. До занятия должности министра он руководил компанией

«Северстальтранс», которая через «Национальную контейнерную компанию» контролирует более 50% акций контейнерного терминала в Усть-Луге.

Тем не менее, работы потихоньку продолжаются. Летом 2005 году должен начать работу универсальный перегрузочный комплекс мощностью 1,8 млн. т в год. В 2006 году может начать работу комплекс по перевалке минеральных удобрений мощностью до 2,5 млн. т. Выполнены изыскания и в 2005 году начнутся работы под подготовке территории для строительства комплекса по перевалке наливных грузов.

Источник: www.logistic.ru-Росбалт 16.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Ледоколы — Финскому заливу

Министр транспорта Левитин заявил, что в 2005 году необходимо выделить 2 млрд.. рублей государственных инвестиций на постройку к зиме 2006 года ледокола, который будет обеспечивать зимнюю навигацию на замерзающей российской части Финского залива. Всего для обеспечения эффективной работы уже имеющихся и строящихся здесь портов необходимо иметь два новых дизельных ледокола стоимостью по 75 млн. долларов каждый.

Если порт Усть-Луга пока еще только строится, то ООО «Спецморнефтепорт «Приморск» (дочернее предприятие АК «Транснефть») уже полным ходом наращивает свою мощность. Первая очередь Балтийской трубопроводной системы, позволяла доставлять в Приморск 12 млн. т. нефти из Тимано-Печерской и Западно-Сибирской нефтегазоносной провинций, а также из Казахстана. В 2003 году система пропустила уже 30 млн. т. В конце 2004 года по трубопроводу в Приморск собираются поставлять до 50 млн. т нефти в год. В 2006 году реально достижение 62 млн. т в год, а к 2010 году — до 100 млн. т в год. В январе-июле 2004 года через Приморск на танкеры было перевалено 23 млн. т нефти, что почти в 3 раза превышает показатели первой половины 2003 года. Однако если к зиме 2006-2007 г. новый ледокол не будет введен в строй, пропускная способность порта Приморск в зимнюю навигацию может оказаться ограниченной.

В настоящее время Россия располагает 6 атомными и 7 дизель-электрическими ледоколами. В соответствии с решением Морской коллегии, которая прошла 16 июля 2004 года в Архангельске, все дизель-электрические линейные ледоколы будут переданы на баланс ФГУП «Росморпорт».

Формирование ФГУП «Росморпорт» по словам его гендиректора Николая Негодова практически завершено. Создан центральный аппарат в Москве и образовано 18 филиалов в морских портах. Благодаря этому деятельность морских администраций портов (МАП) была разделена на две составляющие. Административно-властные функции остались на МАПами. Хозяйственные функции переданы ФГУП «Росморпорт», которому передано госимущество, не подлежащее приватизации (гидросооружения, плавсредства, акватории, подходные пути, дизельные ледоколы). В связи с тем, что реорганизация Минимущества в рамках

административной реформы все еще продолжается, документальное оформление ФГУП «Росморпорт» пока до конца не завершено. Однако оно уже начало работу и в полном объеме обеспечивает работу портов. Доходы «Росморпорта» в 2004 году оцениваются на уровне 180 млн. долларов США.

Источники: www.logistic.ru 17.08.2004, 20.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Оказывается, российские чиновники всегда были за ускоренный переход на танкеры с двойным корпусом

Начальник управления надзора в сфере морского и речного транспорта Михаил Суслин, заявил, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта горячо поддерживает инициативу Евросоюза об ускоренном прекращении эксплуатации танкеров с одинарной обшивкой корпуса. На начало года в Российской Федерации было всего лишь семь судов, попадающих под связанные с этим ограничения.

Евросоюз стал особенно активно настаивать на запрете перевозок тяжелых нефтепродуктов на танкерах с одинарной обшивкой корпуса после катастрофы танкера «Престиж». Г-н Суслин подчеркнул, что судебные разбирательства по этой катастрофе все еще продолжаются, но искать «российский след» этом деле бесполезно. Танкер шел под флагом Бермуд, команда была смешанная, капитан судна — грек, а надзор за судном осуществляло Американское бюро судоходства. Российская там была только нефть.

Г-н Суслин забыл добавить, что российской была компания ТНК, швейцарское торговое подразделение которой и заказало рейс этой развалюхи, в итоге разломившейся на две части. После чего 50 тыс. т российского мазута поплыло по водам Атлантического океана к берегам Испании и Франции.

Источник: www.logistic.ru 18.08.2004.
к оглавлению

Россия.
В Мурманске — новая сливная эстакада

В ноябре 2004 года в Мурманске на территории судоремонтного завода № 35 начнет работу новая эстакада для слива нефти с железнодорожных цистерн. Сейчас в Мурманском порту уже работает первый сливной комплекс с потенциальной мощностью 3,5 млн. т в год. Вторая эстакада позволит увеличить отгрузку до 7,5 млн. т в год и отказаться от использования временной схемы перегрузки с танкера на танкер.

Кроме того, планируется построить комплекс по переработке нефтесодержащих вод. Он позволит существенного улучшить сложившуюся практику решения этой проблемы:

«Как только производство будет готово к работе, областное правительство намерено обязать все компании, имеющие дело с нефтью, сливать стоки не в залив, реки или леса, а везти их на предприятие».

Почему до сих пор нефтесодержащие отходы орошали и заваливали заливы, реки и леса Мурманской области, остается непонятным. Хорошо, что хоть после строительства второй сливной эстакады в этом регионе будет хоть что-то реально сделано для решения этой проблемы.

Источник: www.regnum.ru 19.08.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл-Коми» убирает помойки

Придя в республику Коми, ОАО «Лукойл» приняло корпоративную программу работ по экологической реабилитации загрязненных нефтью земель. До 2005 года планировалось очистить 745 га. За прошедшие 4 года было очищено и сдано государству 520 га восстановленных земель. Разлившаяся нефть была убрана с поверхности, проведено фрезерование почвы, внесены удобрения и проведен посев многолетних трав. В 2004 году планируется сдать еще 97 га рекультивированных земель. План на 2005 год составляет 75 га.

В 2004 году на природоохранные мероприятия «Лукойл-Коми» инвестирует почти 418 млн. рублей, из них 167 млн. рублей пойдет на рекультивацию земель.

Источник: www.oilcapital.ru 20.08.2004.
к оглавлению

Россия
«Лукойл» получает международные сертификаты

Компания «Лукойл Оверсиз» и ее дочернее предприятие «ЛукойлПермь» получили сертификаты соответствия системы управления международным стандартам ISO 14001:1998 (охрана окружающей среды) и OHSAS 18001:1999 (охрана труда и промышленная безопасность). Их действие распространяется на бурение, добычу, подготовку, транспортировку, перевалку нефти, нефтепродуктов, природного и попутного газа и конденсата.

Аудит и сертификацию проводило международное агентство «Бюро Веритас» (Bureu Veritas). Срок действия сертификатов — три года.

Источник: www.oilru.com
к оглавлению

Россия.
ТНК-ВР получает наследство «ЮКОСа»

Компании «Роспан Интернешнл» принадлежат лицензии на расположенные в Ямало-Ненецком автономном округе месторождения с запасами 950 млрд.. кубометров природного газа и 180 млн. т газового конденсата. 100% акций «Роспана» принадлежат кипрской компании «Rospan Overseas», 56% акций которой находятся у кипрской компании Hedgerow (контролируется российской компанией «Юкос»), а 44% — у Rizben (контролируется российской ТНК-ВР). В документах «Rospan Overseas», содержится условие, что Rizben может предложить выкупить долю Hedgerow, и в случае отсутствия с ее стороны возражений, сделка считается совершенной. Что и было сделано за 357 млн. долларов.

Российские судебные приставы, которые сейчас занимаются изъятием активов компании «Юкос», попытались арестовать акции «Rospan Overseas», включая долю принадлежащую ТНК-ВР. Однако Deutsche Bank, который является депозитарием акций, им отказал, мотивируя это тем, что «Юкос» формально не является прямым владельцем этих бумаг, а для ареста акций, принадлежащих компании ТНК-ВР, у российских судебных приставов вообще пока нет законных оснований.

Похоже, руководство ТНК-ВР, несмотря на риск очередного скандала с российскими властями, все-таки не устояло перед соблазном приобрести столь привлекательный актив, как «Роспан».

Источники: «Ведомости» 18.08.2004, 19.08.2004, «Коммерсантъ» 18.08.2004, «Известия» 18.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Бывший директор «Саратовнефтегаза» получил два года условно

Бывший гендиректор ОАО «Саратовнефтегаз» (входит в состав ТНК-ВР) Александр Косяк получил два года условно за добычу нефти и газа на четырех месторождениях на территории Саратовской области. Она осуществлялась с 2000 года. У ОАО «Саратовнефтегаз», которое открыло эти месторождения, была только лицензия на геологическую разведку. Компания утверждает, что она неоднократно пыталась оформить лицензию на добычу нефти и газа, однако — бюрократической волокиты в системе Минприроды это сделать не удавалось. Остановка работ на месторождениях могла привести к выходу из строя уже пробуренных скважин. Разработка месторождения на основе совместных решений правительства Саратовской области и областного государственного управления природных ресурсов (ГУПР).

Через четыре года Саратовская областная прокуратура внезапно активизировалась и начала расследование. Начальнику ГУПР Александру Маликову и его первому заместителю Виталию Еремину были предъявлены обвинения в служебной халатности. В мае 2004 года было выделено отдельное дело против бывшего директора ОАО «Саратовнефтегаз» Александра Косяка и нынешнего Станислава Тюрева. Саратовские прокуроры обвинили их в незаконном предпринимательстве, связанным с извлечении дохода в особо крупных размерах и потребовали до 5 лет лишения свободы.

Суд признал Александра Косяка виновным, но назначил ему наказание ниже минимального предела, учитывая хорошие характеристики подсудимого и то, что ранее он не привлекался к уголовной ответственности. Станислав Тюрев пока до суда не добрался, поскольку находится на лечении с заболеванием сердца.

Прокуратура также требует от «Саратовнефтегаз» возместить причиненный государству ущерб за незаконное пользование недрами в размере 166 млн. рублей, которые составила чистая прибыль от эксплуатации месторождений. Однако суд решил, что это дело должно рассматриваться в рамках гражданского иска.

Тем временем, Министерство природных ресурсов, бывшее руководство которого никто и не думал обвинять в саботаже и невыполнении его должностных обязанностей, наконец собралось с силами. Вроде бы 6 сентября оно наконец собирается объявить конкурс на право добычи полезных ископаемых на четырех месторождениях, которые уже давно осваивает «Саратовнефтегаз». Компания ТНК-ВР заявила о своем намерении участвовать в этом конкурсе.

Источники:»Коммерсантъ» 17.08.2004, «Время новостей» 17.08.2004.
к оглавлению

Россия.
«ЮКОС» получает новый иск прокуратуры

Прокуратура Ханты-Мансийского АО намерена обжаловать решение окружного арбитражного суда, ранее отклонившего ее иск к АО «Юганскнефегаз» о признании недействительной передачи в собственность 5 поисковых скважин, пробуренных за государственный счет. Прокуратура потребовала возместить государству необоснованно полученные АО «Юганскнефтегаз» доходы от эксплуатации этих скважин.

При выдаче лицензии на недропользование, компании АО «Юганскнефтегаз» было передано 117 пробуренных ранее скважин при условии обеспечения их сохранности и безопасности. Балансовая стоимость этих скважин была оценена в 80 млн. рублей. По мнению прокуратуры, эта оценка не соответствует реальной стоимости переданного государственного имущества, поскольку только из 5 переданных скважин компания АО «Юганскнефтегаз» добыла потом нефти на 288 млн. рублей.

Какие затраты АО «Юганскнефтегаз» понесло на обеспечение безопасности переданных ему скважин, в сообщении не указывается.

Источник: www.oilcapital.ru 17.08.2004.
к оглавлению

Россия.
«Волготанкер» получает кредит на 120 млн. евро

Компания «Волготанкер» объявила о получении уникального для российских судоходных компаний кредита в размере 120 млн. долларов в австрийском «Raiffaisen Zentralbank Osterreich AG». Он выдается на три года из расчета 9,25% годовых. Эти средства будут использованы для обновления флота, реструктуризации краткосрочной задолженности, а также финансирования инвестиционных программ.

Компания утверждает, что получение этого кредита является доказательством ее хорошей кредитной истории, прозрачной бухгалтерии, четкого бизнес-плана и отличной репутации за долгие годы ее работы. Ну не читают в австрийском «Райффайзен Банке» «Нефтяного обозрения». А то бы знали, какая у «Волготанкера» экологическая репутация.

Сейчас эта фирма имеет дополнительные проблемы из-за тесной связи с компанией «Юкос». Вместе в тем доля «Юкос» в объеме перевозок нефти «Волготанкером» за последние 4 года сократилась с 86% до 52%. Сейчас «Волготанкер» активно работает с другими заказчиками, такими, как «Лукойл», «Башнефть», «ТНК-ВР».

«Волготанкер» обеспечивает 70% рынка перевозок нефтяных грузов водным транспортом в Волжско-Камском бассейне и не менее 10% российского экспорта темных нефтепродуктов. Компания предоставляет услуги по транспортировке грузов в 17 регионах Российской Федерации, а также за рубеж. Ей принадлежит крупнейший в России флот речных танкеров. В него входят 120 танкеров типа «Волгонефть» (дедвейтом по 4800 т), 38 танкеров других типов, 57 нефтерудовозов. 108 нефтеналивных барж. Общий дедвейт флота компании «Волготанкер» составляет 1,25 млн. т.

Источники: «Известия» 19.08.2004, «Время новостей» 17.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Передел московских бензоколонок

В настоящее время в Москве работает около 700 коммерческих и 100 ведомственных автозаправочных станций. Общий объем рынка моторного топлива оценивается в 4,5 млн. т в год, что при нынешних ценах на бензин превышает 2 млрд.. долларов.

Одним из крупнейших розничных московских продавцов бензина является компания ТНК-ВР, контролирующая более 17% объемов продаж. Сейчас совместно с компанией «Сибнефть» она занимается разделом сети АЗС компании «Славнефти», которой в Москве и области принадлежало 44 собственных и 58 джобберских автозаправок. Крупнейшим джоббером «Славнефти» была компания «Гранд». Из ее 63 заправок 30 работали под брэндом «Славнефти». Компания «Лукойл» также собирается активно увеличивать свое присутствие в Московском регионе. Если сейчас ей принадлежит 38 АЗС, то к концу года «Лукойл» будет иметь 100 собственных автозаправочных станций и еще 81 будет работать под брэндом этой компании по договору франчайзинга. На эти цели пойдет большая часть из 170 млн. долларов, которые «Лукойл» собирается потратить на развитие сети своих АЗС в России. Сейчас «Лукойл» ведет активную работу по приобретению автозаправочных станций у ряда мелких московских компаний. После завершения программы доля этой компании на топливном рынке Москвы увеличится с 4 до 8%.

Процесс вытеснения небольших розничных сетей сбыта моторного топлива вертикально интегрированными компаниями будет продолжаться. Крупные нефтяные холдинги получают основной доход за счет добычи и переработки нефти. В связи с этим они могут позволить себе 5% рентабельность в сфере розничной торговли. Независимым розничным компаниям для выживания необходима рентабельность на уровне 15-20%.

Источник: «Ведомости» 16.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Минприроды получает дополнение к лицензии на разработку Штокмановского месторождения

Совместное предприятие «Роснефти» «Газпрома» ЗАО «Севморнефтегаз» представило в Минприроды проект дополнительного лицензионного соглашения на разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения. Оно будет рассмотрено до конца августа 2004 года.

До последнего времени в лицензии на право пользования недрами Штокмановского месторождения отсутствовали какие-либо конкретные сроки проведения этих работ. Сначала, в 1993 года она была выдана ЗАО «Росшельф», которое в основном занималась торжественными заявлениями о своих гигантских планах. В 2002 году лицензию переоформили на ЗАО «Севморнефтегаз». Хотя за этой компанией стоили такие серьезные учредители как «Газпром» «Роснефть», Минприроды все-таки было интересно посмотреть на бизнес-план освоения Штокмановского месторождения.

И вот, наконец, он получен. В 2006 году ЗАО «Севморнефтегаз» собирается заняться поисковыми работами, в 2007 году — начать обустройство. На 2010 год ожидается начало промышленной эксплуатации.

Запасы Штокмановского газоконденсатного месторождения оцениваются в 3,2 трлн. кубометров газа и 31 млн. т конденсата. Согласно технико-экономическому обоснованию, добыча должна достичь 60 млрд.. кубометров природного газа в год. Полный срок разработки — 50 лет. Общий объем инвестиций, необходимых для освоения месторождения, оценивается в 18 млрд.. долларов при сроке окупаемости в 13 лет.

Откуда ЗАО «Севморнефтегаз» собирается добыть такие огромные средства при столь значительном сроке окупаемости — остается загадкой. Равно как и то, как будет решаться огромное количество сложнейших технологических проблем, опыт преодоления которых у российских компаний полностью отсутствует. Но, тем не менее, план очередного «проекта века» подготовлен и теперь его будут одобрять и утверждать государственные чиновники.

Источник: www.oilru.com 16.08.2004
к оглавлению

Россия.
Владивосток упорно хочет стать нефтяной столицей Приморья

Губернатор Приморского края Сергей Дарькин вместе с мэром Владивостока Владимиром Николаевым посетили Владивостокскую нефтебазу ОАО «Приморнефтепродукт». В настоящее время ее мощность составляет 1,5 млн. т перевалки нефти в год.

В ближайшее время будет проведена реконструкция, которая позволит довести перевалочные мощности нефтебазы до 4 млн. т нефти и нефтепродуктов в год. Будут реконструированы причалы, что позволит обслуживать танкеры водоизмещением до 40 тыс. т, резервуарные парки, насосное хозяйство, железнодорожную эстакаду.

Проект реконструкции нефтебазы пройдет тщательную экологическую экспертизу.

Источник: www.deita.ru 18.08.2004, www.regions.ru 18.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Воруем-с»: Пензенская область.

Магистральный трубопровод «Дружба» опять подоили. На территории Пензенской области была обнаружена очередная незаконная врезка. В результате организованной засады был задержан водитель КАМАЗа из Саратовской области, который успел взять на борт 10 т нефти. Двоих его подельников разыскивает милиция.

По предварительным данным, с июня 2004 года этой организованной группе удалось похитить до 250 т нефти. По фиктивным документам ее сбывали на территории Воронежской, Липецкой, Саратовской и Тамбовской областей.

Источник: www.oilru.com 18.08.2004
к оглавлению

Россия.
Сериал «Воруем-с»: Новосибирская область

Сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями областного ГУВД задержали с поличным четырех человек, воровавших нефтепродукты из трубопровода Омск-Сокур на территории Новосибирского района. За время своей деятельности похитители смогли вывезти несколько сотен т похищенного топлива.

Милиция пытается выяснить, кто был его покупателем.

Источник: www.regions.ru 16.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Воруем-с»: Московская область.

Сотрудники УБЭП ГУВД Московской области совместно с представителями службы безопасности ОАО «Мостранснефтепродукт» проверили продуктопроводы на наличие незаконных врезок. Как и следовало ожидать, они обнаружились. В Солнечногорском районе около деревни Носово Восточное полукольцо продуктопровода «Мостранснефтепродукта» оказалось дополнено самодельным дополнительным трубопроводом «Воруйнефтепродукта» длиной 500 м.

Поиск лиц, сделавших эту врезку и отвод, через который откачивался керосин, продолжается.

Источник: www.rosbalt.ru 22.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Разливаем»: разлив «Славнефти» скрыть не удалось

В Сургутском районе на Западно-Асомкинском месторождении, которое эксплуатирует «Славнефть-Мегионнефтегаз», были обнаружены следы аварии, случившейся еще в феврале 2004 года. О происшествии компания должна была информировать специалистов Управления по охране природной и окружающей среды по Сургутскому району, но не сделала этого.

Место разлива площадью 800 кв. м присыпали торфом. Неподалеку расположена деревня Юган, на водозаборе которой отсутствуют какие-либо очистные сооружения. Местные жители опасаются, что нефть может просочиться до воды и она станет непригодной для использования.

Источник: www.newsprom.ru 17.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Разливаем»: разлив нефти рядом с железной дорогой

В результате предположительно незаконной врезки произошел разлив нефти из трубопровода Лисичанск-Тихорецк в 3 км от г. Сальска. Место врезки и разлив площадью 300 кв. км. находятся в 50 м от железной дороги.

Приняты меры предосторожности для предотвращения возгорания разлитой нефти. Ведутся очистные и ремонтные работы.

Источник: www.echorostova.ru 20.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Разливаем»: незаконная врезка — разлив — пожар

14 августа 2004 года в 1,5 км от станции Безымянка Энгельсского района из трубопровода компании «Саратовнефтегаз» вытекла, а затем загорелась нефть. Площадь горения составила 200 кв. м. В результате аварии пострадал один человек, который получил ожоги 90% поверхности тела.

Возможной причиной утечки нефти называется незаконная врезка, но не исключается и обычный разрыв трубопровода. На место аварии выезжали министр по делам ГО и ЧС по Саратовской области генерал-майор Рабаданов, заместитель председателя правительства области С. Лисовский. Несмотря на столь повышенный интерес руководства, МЧС по Саратовской области несколько дней после аварии никак не могло сообщить ее официальную причину.

Источники: www.regnum.ru 6.08.2004, www.nta-nn.ru 17.08.2004.
к оглавлению

Россия.
Сериал «Разливаем»: нефтяной фонтан в Башкирии

18 августа 2004 года на нефтяной скважине «Туймазынефть» в селе Николаевка Туймазинского района произошел выброс нефтесодержащей жидкости. Однако за обваловку устья скважины она не вытекла. Предполагаемая причина выброса — нарушение технологического режима.

Источник: www.oilru.com 19.08.2004.
к оглавлению

Глобально.
Чем оборачивается для экономики зависимость от нефти

Имеющихся в мире подтвержденных запасов нефти при современных темпах ее потребления должно хватить на 40 лет. Использование природного газа обеспечено запасами на 60 лет. Однако помимо физических объемов имеющихся нефти и газа, следует учитывать и ту цену, которую будут платить за них потребители. С начала 2004 года мировые цены на нефть выросли на 40%, что уже вызывает серьезные проблемы.

Каждое повышение на 10 долларов за баррель означает, что американские потребители будут вынуждены выплачивать дополнительно 50 млрд.. долларов за бензин. Увеличатся счета за отопление. Упадет покупательский спрос на другие товары. В экономически развитых странах дополнительно 400 тыс. человек потеряют работу.

Когда в 1950-е годы геолог Кинг Хуберт предупреждал, что имеющихся в США запасов нефти хватит ненадолго, после чего начнется спад ее добычи, никто не придал этому особого значения. В конце 1960-х годов добыча американской нефти достигла пиковых значений и начала быстро снижаться. Однако это падение было компенсировано постоянно увеличивающимися поставками нефти из стран Персидского залива и других стран.

Существенные результаты в повышении энергоэффективности экономик были достигнуты после нефтяного шока 1973 года. Частично благодаря этому, а также вследствие экономического кризиса предложение стало превышать спрос, и в 1990-е году цены на нефть упали до 20 долларов за баррель.

Этого было недостаточно, чтобы обеспечить инвестиции, необходимые для развития инфраструктуры и освоения новых месторождений. Начало XXI века совпало с новым экономическим подъемом и бурным ростом экономики Китая и Индии. Добыча нефти в США продолжала падать, ряд других нефтяных провинций также перешли в фазу падения добычи. В частности, стало ясно, что пик добычи нефти Северного моря также пройден. Политические проблемы Персидского залива стали дополнительным фактором резкого повышения цен на нефть.

Экономически развитые страны опять стали ощущать на себе негативные последствия высоких цен на нефть. Однако без этого повышения нефтяная промышленность просто не сможет обеспечить те огромные объемы инвестиций, которые необходимы для обеспечения устойчивого снабжения нефтью мировой экономики. По оценкам Мирового энергетического агентства, до 2025 года на эти цели каждый год необходимо инвестировать 800 млрд.. долларов США.

Как показал опыт 2000 года в Великобритании, высокие цены на бензин — это одна из немногих причин, которые могут вызвать массовые общественные протесты. Однако экономически развитые страны должны осознать, что в долгосрочной перспективе сохранение зависимости от импорта нефти и нефтепродуктов создает постоянные проблемы для развития экономики. Необходим переход на альтернативные источники энергии. Это поможет также начать работы по сокращению выбросов парниковых газов, вызывающих глобальные изменения климата.

Источник: Guardian 22.08.2004.
к оглавлению

США.
Аляска: если все отдать нефтяникам, что останется дикой природе?

В 1998 году Департамент внутренних дел разрешил проведение разведки и добычу нефти и газа на 87% из 2,3 млн. га территории Национального нефтяного резерва. Тем не менее, на площади в 350 тыс. га наиболее ценных в природоохранном плане территорий эти работы были запрещены или существенно ограничены. Прежде всего это окрестности озера Тешукпак (Teshukpuk). Здесь проходят линьку огромные стаи гусей и казарок, обитает крупнейшее на северном склоне стадо северных оленей численностью в 45 тыс. голов. Здесь они приносят оленят и спасаются от гнуса летом.

В настоящее время лицензии на поиск и добычу нефти на территории Национального нефтяного резерва выданы на общую площадь 520 тыс. га. Однако Департаменту внутренних дел этого показалось мало, и он решил снять действовавшие ранее ограничения по проведению работ на особо ценных природных территориях. Было заявлено, что современные методы геологоразведки и добычи полезных ископаемых а также последние научные данные указывают на допустимость такого рода работ. В итоге площадь заповедных территорий сократилась до 85 тыс. га.

Природоохранные организации (Wildlife Society, Audubon Alaska) считают, что это решение Департамента внутренних дел не имеет научного обоснования. На защищенных от вторжения геологов и нефтяников 85 тыс. га находится лишь 12% мест отела оленей и 41% их летних пастбищ. Этот участок обеспечит охрану только половины мест линьки птиц.

Источник: Anchorage Daily News 18.08.2004.
к оглавлению

США.
«Шеврон-Тексако» придется заплатить за разлив полувековой давности

Суд штата Монтана обязал компанию «Шеврон-Тексако» выплатить 40 млн. долларов компенсаций 80 жителям деревни Санбарст (Sunburst), чья собственность испытывает последствия разлива нефти из подземного трубопровода, который когда-то обеспечивал ее поставки на давно закрытый нефтеперерабатывающий завод.

Несмотря на то, что основная утечка произошла примерно в 1955 году, компания начала ликвидировать ее последствия только в 1989 году. В 2001 году жители поселка Санбарст, а также местный школьный округ подали в суд, требуя от компании компенсаций и активизации очистных работ. «Шеврон-Тексако» заявила, что она провела все необходимые очистные работы и осуществляет мониторинг остатков загрязнения. Получаемые данные, по ее мнению, показывают, что никакой угрозы состоянию здоровья местных жителей, а также причин для снижения стоимости принадлежащей им недвижимости нет.

Компания «Шеврон-Тексако» сообщила, что будет подавать апелляцию на это решение суда.

Источник: CNN 20.08.2004, San Mateo County Times 20.08.2004.
к оглавлению

Эквадор.
Суд выехал на место, чтобы посмотреть, как «Шеврон-Тексако» очистила свои помойки.

В рамках судебного процесса 88 граждан Эквадора против американской компании «Шеврон-Тексако» судья начал посещение 122 прудов-отстойников. На них якобы были проведены очистные и рекультивационные работы, после того, как компания «Тексако» прекратила свои работы на территории Эквадора. На эти цели было потрачены десятки миллионов долларов, после чего власти Эквадора подписали акт о том, что загрязнения убраны и претензий к экологическим последствиям деятельности компании «Тексако» у них нет. Однако 30 тыс. местных жителей так не считают. Уже посещение первых отстойников показало, что на их дне без всякого труда можно обнаружить могучие залежи нефти.

Инициаторы иска требуют, чтобы компания «Шеврон-Тексако» все-таки до конца провела очистные работы, а также выделила средства для улучшения медицинского обслуживания местного населения, которое уже много десятилетий страдает от последствий нефтяного загрязнения. Общая стоимость этих мероприятий может составить до 1 млрд.. долларов США.

Источник: ENN 19.08.2004.
к оглавлению

Эквадор.
Индейцы продолжают упорствовать и не пускают нефтяников

2000 индейцев племени сараяку (Sаrауacu) продолжают упорствовать в нежелании допустить начало работ по разведке и добыче нефти на землях своего традиционного проживания. Им удается успешно сдерживать попытки аргентинской компании CGC (Compania General de Combustibles) начать работу на блоке 23. Разрешение на их проведение было выдано еще в 1996 году, но с тех пор, несмотря на затрату 10 млн. долларов, компании CGC не удалось добиться какого-либо существенного продвижения вперед. 25% акций в этом проекте принадлежит американской компании «Барлигтон Рисорсиз» (Burlington Resources).

На территории блока 23, площадь которого составляет около 200 тыс. га, живет несколько индейских племен. В настоящее время пять общин, получив обещание о выплате 325 тыс. долларов, согласились с приходом на их земли геологов и нефтяников. Лидеры сараяку, несмотря на обещанные 60 тыс. долларов, упорно оказываются дать свое согласие. Они говорят, что не ходят получить аналог того, что оставила после себя американская компания «Шеврон-Тексако», работавшая в Эквадоре с 1964 по 1992 г.

Эквадор входит в число беднейших стран Латинской Америки. 50% доходов его бюджета обеспечивают поступления от добычи и экспорта нефти. Несмотря на три десятилетия активной добычи нефти, уровень бедности в Эквадоре увеличился с 47% в 1967 году до 70% в 2000 году. Международный валютный фонд требует от правительства увеличить добычу нефти, чтобы оно могло выплачивать хотя бы проценты по 14-миллиардному (в долларах) внешнему долгу. Просьбы списать задолженность отклоняются под тем предлогом, что, согласно прогнозам, в недрах Эквадора содержится более 600 млн. т нефти.

Индейцы сараяку живут в джунглях, занимаясь охотой, рыбной ловлей, возделыванием огородов. Однако, в отличие от своих соседей из других племен, они выделяются своей организованностью. Им удалось наладить работу системы образования, от начального обучения до слушания отдельных курсов университетского уровня. Для женщин работает программа микрокредитования. Общины сараяку развивают экотуризм и сбор лекарственных растений. Они — за развитие, но такое, при котором не уничтожаются джунгли и традиционный образ жизни обитающих в них людей.

Когда в 2002 году CGC попыталась начать работы на территории проживания сараяку, они организовали по периферии 25 лагерей мира, в которых находились раскрашенные в боевую окраску и вооруженные традиционными копьями воины. Произошли столкновения с небольшими ранениями. 4 работника нефтяной компании были захвачены в качестве заложников. После длившегося более 3 месяцев противостояния CGC приняла решение вывести своих работников из джунглей.

После чего министр энергетики Эквадора неоднократно обещал, что геологи вернутся снова, но на этот раз в сопровождении эквадорских военных. В ответ на это сараяку подали жалобу в Межамериканскую Комиссию по правам человека (Inter-American Commission on Human Rights), которая отправила их жалобы в Межамериканский суд по правам человека (Inter-American Human Rights Court). Суд постановил, что правительство Эквадора должно принять меры по защите сараяку от возможных тяжелых последствий работ по разведке и добычи нефти.

Весной 2004 года сторонники освоения нефтяных богатств Эквадора, похоже, перешли к новым методам борьбы с недовольными. В апреле два активиста сараяку были избиты неизвестными в столице Эквадора Кито. В офис одной из поддерживающих индейцев групп пришло сообщение, что его собираются взорвать.

Однако сараяку твердо продолжают настаивать на недопустимости работ по разведке и добыче нефти на землях их традиционного проживания.

Источник: San Francisco Cronicle 15.08.2004.
к оглавлению

Перу.
Несмотря на недовольство индейцев, «Оксидентл Петролеум» собирается идти вперед

Североамериканские компании «Оксидентл Петролеум» (Occidental Petroleum), «Амерада Хесс» (Amerada Hess) «Талисман Энерджи» (Talisman Energy) решили вложить 50 млн. долларов США в поиск нефти на блоке 64 площадью в 1 млн. га вблизи от перуано-эквадорской границы. 10 млн. долларов будет использовано для проведения сейсмической разведки. Будет также пробурено две разведочные скважины стоимость 20 млн. долларов каждая.

Однако эти планы натолкнулись на решительное сопротивление проживающих там индейцев племени ачуар (Achuar), численностью около 6000 человек. Особенно резко они настроены против «Оксидентл Петролеум», которая уже работала здесь в 1980-х годах и оставила после себя большую помойку. Компания утверждает, что покидая этот регион, она провела очистные работы на 7 млн. долларов. Будет проведена экологическая экспертиза новых планов ее работ. Компания будет делать все, чтобы наладить конструктивные отношения с местным населением.

Обещание провести экологическую экспертизу не вызывает энтузиазма, поскольку геологоразведочные работы уже начались. Племя ачуар намерено с традиционным оружием в руках противостоять вторжению геологов и нефтяников на их земли. Такая ситуация вынудила другую американскую компанию, «Барлингтон Рисорсиз» (Burlington Resources), в декабре 2003 года отказаться от проведения на работ на блоке 64.

В настоящее время правительство Перу воодушевлено завершением первой фазы строительства газопровода Камисеа (Camisea), по которому природный газ из джунглей пришел в столицу страны Лиму. Предполагается, что к 2007-2008 г. будет завершено строительство второй очереди газопровода, на тихоокеанское побережье, и завода по производству сжиженного газа, который будут поставлять на экспорт в Северную Америку.

Источник: ENN 10.08.2004.
к оглавлению

Литва.
Использование биотоплива расширяется

136 автобусов Вильнюсского автобусного парка начали работать на биодизельном топливе. Для начала на него перевели наиболее старые машины, включая автобусы «Икарус», оставшиеся еще с советских времен. Одно скоро на биодизель будут переведены и 30 новых автобусов «Вольво». Новое топливо производится на мажейкяйской фабрике Rapsoila. Оно содержит 5% переработанного рапсового масла. Применение биодизельного топлива не требует каких-либо изменений в двигателях.

Использование биотоплива снижает объемы выбросов в атмосферу токсических соединений, а также парникового углекислого газа. Это также снижает зависимость экономики от необходимости импортировать нефть и нефтепродукты.

Сейчас в Литве работает 3 крупных производства по выпуску биотоплива. Кроме мажейкяйской Rapsoila, до 20 тыс. т рапсового масла сможет выпускать клайпедский Rapsolis. Кроме того, до 10 тыс. т топливного этилового спирта начал выпускать спиртзавод Stumbras, принадлежащий компании MG Baltic.

В соответствии директивами Евросоюза, в конце 2005 года Литва должна довести количество используемого биогорючего до 2%. В 2010 году доля горючего, изготавливаемого за счет биомассы должна составить не менее 5,75% используемого в республике транспортного топлива.

Источник: www.logistic.ru 16.08.2004.
к оглавлению

Грузия.
Очередные столкновения по трассе строительства трубопровода «Баку-Джейхан».

Произошли очередные столкновения между демонстрантами, протестующими против строительства нефтепровода «Баку-Джейхан» и полицией. Демонстранты забросали полицию камнями, в результате чего 5 полицейских получили ранения.

Источник: AFP-www.turkishpress.com 20.08.2004.
к оглавлению

Казахстан.
Рассматривается возможность поставок нефти в трубопровод «Баку-Джейхан»

Начало работы нефтепровода «Баку-Джейхан» обеспечит новый маршрут вывоза казахской нефти на мировой рынок. В настоящее время идут азербайджано-казахские переговоры о создании транспортной системы Актау-Баку. Для этого предполагается построить новый терминал для хранения и перевалки нефти, а также трубопровод к нему в порту Курык, расположенном в 76 км к юго-востоку от Актау. На первом этапе мощность системы составит 7,5 млн. т нефти в год с дальнейшим увеличением ее до 20 млн. т в год. Предполагается, что новая транспортная система будет использоваться для вывозки первой нефти с месторождения Кашаган.

Для управления транспортной системой Актау-Баку будет создана компания, инвесторами которой станут четыре компании: ENI, TotalFinaElf, ConocoPhillips, Inpex, участвующие в освоении месторождения Кашаган. Им также принадлежит 15% акций трубопроводной системы «Баку-Джейхан».

Источник: www.oilru.com17.08.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное