Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 37(50)


Информационный Канал Subscribe.Ru

N37  Нефтяное обозрение
13–19 сентября 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0437.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Горячая тема:

Темы недели

Другие сообщения


Горячая тема:

Россия.
«Борьба с террором — наша общая и главная цель». Из выступления Владимира Путина на расширенном заседании правительства России.

«Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества.

Сегодня мы обязаны своими практическими действиями поддерживать инициативы граждан в их стремлении бороться с террором…

…Силовым структурам отданы необходимые указания о повышении интенсивности контртеррористических операций, в том числе через расширение возможности международного сотрудничества по линии специальных служб.

В целом ряде стран, столкнувшихся с террористической угрозой, уже давно созданы единые системы безопасности, ответственные за комплексное обеспечение внутренней безопасности и борьбу с терроризмом. И нам в России необходима такая же организация работы национальной системы безопасности, которая способна не только пресекать теракты и преодолевать их последствия, но и работать на предотвращение вылазок террористов, организуемых ими диверсий и техногенных катастроф».

Источник: «Время новостей» 14.09.2004.
к оглавлению

Темы недели

Россия.
Взрыв танкера в Якутии

16 сентября в расположенном на берегу реки Анабар якутском поселке Юрюнг-Хая при выгрузке нефтепродуктов произошел взрыв в машинном отделении танкера «Ленанефть-2061». Владельцем судна является ОАО «Лорп». Из экипажа в 12 человек были обнаружены и госпитализированы шестеро. Четверо из них находятся в тяжелом состоянии. После нескольких дней поисков были обнаружены остатки тел еще шести членов экипажа и одного работника нефтебазы.

На борту аварийного танкера находилось 800 т бензина и 1400 т дизельного топлива. Начался пожар. Из ближайших домов поселка, были эвакуированы 54 человека. Распространение огня на расположенную на берегу нефтебазу и поселок, в котором проживает 1000 человек, удалось предотвратить. 18 сентября подошел порожний танкер, на который начали откачивать топливо с аварийного судна.

На воде реки образовалась пленка нефтепродуктов шириной 30–60 м и длиной 12 км. Объем утечки оценивается в 1,3 т нефтепродуктов. Этот разлив мог быть предотвращен, если бы на борту судна и на берегу имелись бы элементарные средства для борьбы с ним.

В день катастрофы проходило селекторное совещание субъектов водопользования Дальневосточного округа. На нем обсуждались неотложные меры по профилактике и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Выступающие говорили о том, что частные судовладельцы не выделяют достаточно средств на охрану окружающей среды. На судах отсутствуют нефтесборные устройства, боновые заграждения. Было решено провести проверку готовности к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предприятий, осуществляющих добычу и переработку, транспортировку и хранение нефтепродуктов.

К сожалению, она произошла в тот же день, во внеплановом порядке.

Источники: «Известия» 17.09.2004, «Коммерсантъ» 17.09.2004, «Время новостей» 17.09.2004, www.regnum.ru 20.09.2004, 21.09.2004, www.vostokmedia.com 21.09.2004, www.regions.ru 21.09.2004. www.zrpress.ru 21.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Требование ввести мораторий на морские операции проекта «Сахалин-2»

Уважаемый лорд Оксбург!

Мы, нижеподписавшиеся представители местных, национальных и международных гражданских общественных организаций, выражаем возмущение случившимся 8 сентября в Холмске, остров Сахалин, разливом нефти компанией «Ройял Датч/Шелл». Разлив «Христофором Колумбом» примерно 1300 баррелей топлива стал последним примером нарушения компанией «Ройял Датч/Шелл» собственных обещаний оберегать сахалинскую окружающую среду. Мы требуем от «Ройял Датч/Шелл» объявления моратория на все виды морской производственной деятельности, связанной с реализацией проекта «Сахалин-2», и его соблюдения вплоть до внедрения одобренного международной практикой Плана предотвращения разлива нефти и действий по ликвидации последствий таких разливов (OSPRP), охватывающего все этапы производственных операций. Такой мораторий должен включать все виды морских транспортных операций не только компании-оператора «Сахалинская Энергия», но и всех субподрядчиков проекта «Сахалин-2». Мы также требуем немедленно приостановить транспортировки нефти танкерами с платформы «Моликпак» с целью предотвращения подобных инцидентов. Оценивая нынешнее состояние программ OSPRP и инцидент с «Колумбом», можно заключить, что «Сахалинская Энергия» продемонстрировала свою неспособность справиться даже с небольшими разливами нефтепродуктов.

С началом производственной деятельности «Сахалинская Энергия» гарантировала внедрение планов эффективного реагирования на разливы нефти на случаи крупных инцидентов подобного рода. Разлив нефти «Колумбом» показывает, что все обещания так и остались на бумаге. Существующие программы «Сахалинской Энергии» по OSPRP оказались непригодными даже для борьбы с этим разливом 2-й категории. У «Ройял Датч/Шелл» не было вообще никакого плана реагирования на случаи разлива и подрядчики этой компании взялись за разработку плана лишь по прибытии в Холмск к месту бедствия. Как вам хорошо известно, поздно браться за разработку планов реагирования, когда нефть уже попала в морскую среду. А отсутствие у «Ройял Датч/Шелл» на Сахалине соответствующих OSPRP показывает, что эта компания не придерживается международных стандартов, разработанных для нефтяной отрасли.

Природоохранные организации и эксперты по разливам нефти еще несколько лет назад требовали от компании «Ройял Датч/Шелл» обновить свои OSPRP по проекту «Сахалин-2», т.е. за несколько лет до инцидента с «Колумбом». Независимые эксперты с Аляски и Шетландских островов опубликовали в 1999 г. отчет о риске разливов нефти в ходе реализации первой фазы работ по проекту «Сахалин-2» под заголовком «Нефть Сахалина: Правильный подход». В Отчете рекомендовано принятие 78 специальных мер, включая и те, которые пригодились бы и в нынешнем контексте. В этих рекомендациях говорилось, что тайфуны, выбросившие на берег «Христофор Колумб», не являются каким-то исключительным климатическим явлением, а скорее типичны для этого острова. «Ройял Датч/Шелл» утверждала, что «придерживается высоких международных стандартов и лучшей практике». Однако большая часть рекомендаций была проигнорирована и потребовался инцидент с «Колумбом» чтобы это стало очевидным для всех.

По оценке большей части специалистов, меры реагирования, предпринятые компаниями «Ройял Датч/Шелл» и «Сахалинской Энергией» на разлив нефти «Колумбом», лишь продемонстрировали их полную беспомощность. Несмотря на прежние заявления «Сахалинской Энергии», что их подрядчик по ликвидации последствий разливов нефти фирма «Экошельф» работает в режиме круглосуточной готовности, «Экошельфу» потребовалось целых девять часов, чтобы добраться до места бедствия и провести визуальную оценку случившегося, и еще 48 часов, чтобы доставить к месту необходимое оборудование. В соответствии с российским законодательством, «Ройял Датч/Шелл» была обязана локализовать разлив в течение первых четырех часов. Оборудование «Экошельфа», средства транспортировки и специалисты находятся в 600 км от места разлива. Конечно же, «Экошельфу» не удастся справиться с крупными разливами нефти, случись они в портах Татарского пролива. Хуже всего то, что на «Христофоре Колумбе» 12 сентября была допущена новая утечка нефтепродуктов в море, хотя специалисты «Экошельфа» уже вели здесь работы. Становится совершенно очевидным: «Экошельф» абсолютно неспособен контролировать ситуацию, чтобы предотвратить дальнейшие разливы нефти.

Разлив нефтепродуктов «Колумбом» и неэффективность мер реагирования привели к загрязнению шести километров береговой полосы, включая городские пляжи, токсичными веществами. Десятки жителей Холмска обратились в медицинские учреждения с жалобами на головную боль и поражение органов дыхания. Горожане Холмска и Южно-Сахалинска выступили с протестами в связи с угрозой окружающей среде и здоровью граждан по вине «Сахалинской Энергии» и «Ройял Датч/Шелл». Природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по факту загрязнения морской биосферы из-за разлива «Колумбом» нефтепродуктов.

10 сентября 2004 г. сахалинский губернатор Иван Малахов публично призвал создать унифицированный план мероприятий на случаи разлива нефти для работ по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Но, несмотря на то, что уже началась всесторонняя реализация проекта «Сахалин-2», компания «Ройял Датч/Шелл» так и не располагает необходимым планом мероприятий по борьбе с разливами для Фазы 2.

Во всех принятых в международной практике планах OSPRP предусматривается обязательное наличие специальных мест размещения отходов и загрязняющих компонентов. На Сахалине таких площадок до сих пор нет. Согласно международным нормативам EIA (Раздел 4, Часть 3 «Трубопроводные транспортировочные системы, терминалы газопровода и компрессорные станции», в Главе 3.4 «Утилизация твердых отходов» говорится: «Существующие местные и региональные инфраструктуры не могут обеспечить прием и хранение планируемых объемов твердых отходов при строительстве трубопроводов и поэтому SEIC предпримет реконструкцию таких сооружений и доведет их до требуемых стандартов. Учитывая, что начало строительства планировалось на 2003 г., проблема утилизации твердых отходов остается одним из самых уязвимых аспектов Проекта».

Куда отправит «Ройял Датч/Шелл» нефть, удаленную с холмских пляжей? В 2003 г. Европейский Банк реконструкции и развития счел EIA проекта «Сахалин-2» «ограниченно пригодным» из-за отсутствия OSPRP международного уровня и мест утилизации твердых отходов. Остается изумляться, почему «Ройял Датч/Шелл» не удосуживается подготовить план реагирования на разливы нефти, соответствующий международным стандартам, до начала производственной деятельности, в каком бы районе мира она не трудилась. Эта компания даже не считает нужным гарантировать, что она и ее субподрядчики внедрят теперь хотя бы минимальные, усеченные планы.

Для выхода на уровень международных требований «Ройял Датч/Шелл» должна:

Воспользовавшись рекомендациями в «Нефти Сахалина»: Правильный подход», разработать и внедрить полноценные планы OSPRP, охватывающие все операции фаз 1 и 2 проекта «Сахалин-2»;

В сотрудничестве с международными финансовыми учреждениями и международными природоохранными организациями учредить независимый экспертный орган, который внесет рекомендации мер, необходимых для включения в OSPRP, как это было сделано с созданием усилиями IUCN специального совета по охране западных серых китов;

Добиться одобрения OSPRP инвесторами Проекта, независимыми экспертами, международными природоохранными организациями и Администрацией Сахалинской области до возобновления морских производственных операций.

Разлив нефти «Колумбом» может оказаться предвестником куда более крупной беды. «Ройял Датч/Шелл» должна внести в свои планы существенные коррективы и как можно скорее. Являясь уважаемыми и ответственными руководителями компаний «Ройял Датч/Шелл» и «Сахалинская Энергия» вы должны воспользоваться инцидентом с «Христофором Колумбом» для введения временного моратория на морские производственные операции по проекту «Сахалин-2», чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение острова Сахалин, бросить тень на столь дорогостоящий проект и собственную репутацию.

Хочется верить, что вы и «Ройял Датч/Шелл» продемонстрируете свою приверженность лучшим международным стандартам и предпримете продолжение морских производственных операций только после внедрения OSPRP, соответствующего современным международным требованиям.

Искренне,

  • Дмитрий Лисицын, Экологическая вахта Сахалина, Южно-Сахалинск, Сахалин, Россия;
  • Дэвид Гордон и Дуглас Норлен, Тихоокеанская экология, Сан-Франциско, Калифорния, США;
  • Петр Хлобил, Сеть Банкуотч по Центральной и Восточной Европе, Прага, Чешская республика;
  • Наоми Канзаки, Друзья Земли Японии, Токио, Япония;
  • Ник Ро, Друзья Земли Англии, Уэльса и Северной Ирландии, Лондон, Соединенное королевство;
  • Дональд Полс, Друзья Земли Нидерланды, Амстердам, Нидерланды;
  • Татьяна Серых, Всемирный фонд дикой природы России, Москва, Россия.
  • Регина Рихтер, Ургевальд, Берлин, Германия;
  • Энн Рофлес, Баскет-бригада Луизианы, Луизиана, США;
  • Павел Суляндзига, Российская ассоциация народов Севера, Москва, Россия;
  • Антон Семенов, Коалиция «Живое море», Владивосток, Россия;
  • Инга Зиновьева, общественный экологический центр «Даурия», Чита, Россия;
  • Петр Осипов, АмурСоЭС, Благовещенск, Россия;
  • Людмила Чурикова, Страж Тайги, Комсомольск-на-Амуре, Россия;
  • Михаил Крейндлин, Гринпис России, Москва, Россия;
  • Валентина Дмитриева, ИСАР-ДВ, Владивосток, Россия;
  • Елена Репетунова, Экологический клуб, Алтай, Россия;
  • Галина Аносова, Байкальский центр общественной экологической экспертизы, Улан-Уде,
  • Россия;
  • Виктор Кузнецов, Ассоциация коренных народов Иркутской области, Иркутск, Россия;
  • Ольга Чернягина, Камчатская лига независимых экспертов, Петропавловск-Камчатский, Россия;
  • Ирина Богдан, Экодаль, Хабаровск, Россия;
  • Владимир Арамилев, Институт устойчивого развития, Владивосток, Россия;
  • Ирина Шафранник, Томская ассоциация коренных народов Севера, Томск, Россия;
  • Эллис Хенгесбах, ИСАР: ресурсы для экологических активистов, Вашингтон, США;
  • Дейв Мартин, Центр Дикого Лосося, Портленд, Орегон, США;
  • Елена Жукова, Фонд Алтай — 21-й век, Алтай, Россия;
  • Дмитрий Аксенов, Международный Социально-Экологический союз, Москва, Россия;
  • Фея Лесневска, Британо-Российская Эко-культурная сеть, Лондон, Великобритания;
  • Грег Хиггс, Сеть действий в защиту лесов, Британская Колумбия, Канада;
  • Наталья Чубыкина, ИСАР-Сибирь, Новосибирск, Россия;
  • Михаил Карпачевский, Центр охраны дикой природы, Москва, Россия;
  • Ольга Москвина, Магаданский центр окружающей среды, Магадан, Россия;
  • Юлия Якель, Правовой центр «Родник», Москва, Россия;
  • Александр Дубынин, Сибирский экологический центр, Новосибирск, Россия.
    к оглавлению

Россия.
Морские операции «Сахалин-2». Тенденция, однако.

22 сентября 2004 года в районе уже сидящего на мели «Христофоро Коломбо» в аналогичную ситуацию попало второе судно. 2-метровые волны выбросили на мель 115-метровую баржу «МП-2803». На этот раз экология не пострадает, поскольку двигателя, и, соответственно, топлива, на барже нет. На нее собирались перегрузить c «Христофоро Коломбо» 800 т оборудования, чтобы максимально облегчить его при попытках снятия с мели.

Ранее с гордостью сообщалось, что сведения о выходе из Сингапура на Сахалин двух мощных буксиров не подтверждаются, а все работы по снятию с мели «Христофоро Коломбо» будет выполнены российскими спасателями. Как долго они будут продолжать свои эксперименты по отработке аварийно-спасательных операций — покажет время.

Однако, похоже, с обеспечением безаварийности проекта «Сахалин-2» и связанных с ним работ у компании «Сахалин Энерджи» действительно есть большие проблемы.

Источники: www.regions.ru 18.09.2004, Труд 22.09.2004, www.regnum.ru 22.09.2004, www.vesti.ru 22.09.2004, www.newizv.ru 22.09.2004.
к оглавлению

Россия—Норвегия.
Мы уверены, что катастрофа произойдет. Вопрос в том, когда?

Глядя на танкеры с российской нефтью, все чаще проходящие мимо берегов северной Норвегии, местные рыбаки говорят, что рано или поздно им придется столкнуться с последствиями аварийного разлива нефти. Вопрос только в сроках.

В июне 2003 года танкер «Москва» с грузом в 100 тысяч т нефти на борту беспомощно дрейфовал к скалам у берегов северной Норвегии. Мощный буксир, который мог бы оказать помощь, находился в 10 часах хода от аварийного судна. К счастью, двигатель удалось запустить, и танкер своим ходом начал удаляться от норвежских берегов. Осенью 2003 года здесь на дежурство стали три мощных буксира, которые должны оперативно оказывать помощь в подобных случаях.

За последние два года количество танкеров с российской нефтью, проходящих вдоль берегов Норвегии увеличилось в 4 раза. Сейчас объем этих перевозок достиг 14 млн. т в год. Через десять лет он может увеличиться до 100 млн. т в год.

Крупная авария танкера с разливом нефти нанесет мощный удар по рыболовству и туризму, за счет которого существуют жители побережья на севере Норвегии. Даже если качество рыбы не пострадает или будет восстановлено, после такой аварии будет очень сложно сохранить доверие покупателей.

Норвежские власти заверяют местных жителей, что принимают все меры для предотвращения такой катастрофы. Сейчас военные центры контроля морского движения на добровольной основе получают с танкеров, проходящих мимо норвежских берегов, информацию об их маршрутах и графиках движения. Эти сведения помогают норвежским службам контролировать прохождение судов и в случае необходимости быстро приходить на помощь. Готовится подписание норвежско-российского соглашения, благодаря которому обмен информацией о движении танкеров между российскими и норвежскими властями станет обязательным.

Источник: AFP-Terra Daily 12.09.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
«Газпром» и «Роснефть» объединяются

На встрече президента В.В. Путина и премьер-министра М. Фрадкова было объявлено о планах объединения контролируемых государством компаний «Газпром» и «Роснефть». Компания «Роснефть» станет подразделением газового гиганта и получит название «Газпромнефть». Если от этого присоединения финансовые параметры работы «Газпрома», а также объемы добычи природного газа принципиально не изменятся, то показатели работы «Газпромнефти» весьма существенно увеличатся.

В 2003 году «Роснефть» добыла 19,6 млн. т нефти и газового конденсата и заняла по этому показателю седьмое место в России. Ее доказанные запасы оцениваются 328 млн. т нефти. Подразделениями «Газпрома» в 2003 году было добыто 11 млн. т нефти. Принадлежащие этой компании запасы конденсата составляют 1,28 млрд. т, нефти — 570 млн. т.

Благодаря объединению суммарный объем добычи «Газпромнефти» составит более 30 млн. т в год. В ближайшие годы он может быть увеличен до 40–45 млн. т в год. Имеющиеся у объединенной компании запасы нефти достигнут 900 млн. т. Сейчас финансовое положение «Роснефти» довольно напряженное. После объединения резко улучшатся возможности получения средств, необходимых для реализации проектов. Это позволит объединенной компании активнее осваивать новые нефтяные месторождения, среди которых крупнейшими являются проекты на шельфе Сахалина, Ванкорское и Приразломное. «Газпром» также сможет гораздо активнее участвовать в реализации газовой составляющей сахалинских проектов.

Объединение компаний позволит довести размер контролируемого государством пакета акций компании «Газпром» с 38% в настоящее время до 50% после объединения. Остальными владельцами акций «Газпрома» на настоящий момент являются российские юридические лица (36% акций), некоторые из которых представляют интересы иностранных инвесторов, российские физические лица (14%), а также иностранные компании (11,5%). Среди иностранных держателей акций «Газпрома» крупнейшим является германский «Рургаз» (Ruhrgaz).

С другой стороны, объединение будет означать фактическую приватизацию компании «Роснефть», все акции которой на настоящий момент принадлежат государству.

Источники: «Ведомости» 16.09.2004, «Коммерсантъ» 16.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Не дожидаясь «Газпромовского» финансового рая «Роснефть» перекредитует свои долги

Предвкушение слияния с бездонными финансовыми закромами «Газпрома», тем не менее, не избавило компанию «Роснефть» от необходимости срочного перекредитования набранных ранее кредитов. При выручке в 2003 году 3,6 млрд. долларов и чистой прибыли 386 млн. долларов, краткосрочная задолженность «Роснефти» на конец 2003 года составила 1.4 млрд. долларов, а долгосрочная — 1,8 млрд. долларов.

Эта проблема частично будет решаться за счет привлечения синдицированного займа на 700 млн. долларов, организатором которого будет голландский банк ABN Amro. Впрочем, реально речь будет идти не о привлечении новых средств, а о переоформлении старых долгов, которые надо будет вернуть в 2005–2006 гг.

Источник: «Ведомости» 17.09.2004.
к оглавлению

Россия.
«Транснефть» заплатит Приморью. За все?

Компания «Транснефть» выплатит Приморскому краю 758,6 млн. рублей (т.е. около 25 млн. долларов) компенсаций за ущерб, который будет причинен в результате строительства трубопровода «Тайшет—Перевозная». Это составит более половины всех компенсационных выплат проекта.

Средства будут использованы на природоохранные мероприятия на территории Приморского края — создание лабораторий для мониторинга состояния природной среды вдоль трассы нефтепровода, организации санитарно-защитных зон, рекультивации земель и приобретения оборудования для ликвидации последствий возможных аварий.

Источник: «Время новостей» 14.09.2004.
к оглавлению

Россия.
У Минприроды растет напряжение. По отношению к Ковыкте

Глава МПР г-н Трутнев сообщил информационным агентствам, что «У нас есть к «Русиа Петролеум» вопросы. По отношению к Ковыкте напряжение со стороны МПР присутствует». Правда, как долго это напряжение будет длиться и чем может разрядиться, г-н министр не сказал.

Напрягает же чиновников из Минприроды то обстоятельство, что лицензия на освоение Ковыктинского месторождения была выдана еще 14 лет назад, а добыча там все никак не начнется. За это время прошло огромное количество различных разговоров и переговоров, поменялись структуры, контролирующие «Русиа Петролеум». Впрочем, причин особо спешить у компании не было, поскольку в лицензии никаких конкретных сроков и объемов указано не было, кроме необходимости к 2006 году начать поставки газа на внутренний рынок Иркутской области.

Сейчас компания «ТНК-ВР», которой принадлежат 62% акций «Русиа-Петролеум», подготовила проект изменений лицензии, а также план работ, который в августе был направлен в Минприроды. В 2005 году «ТНК-ВР» планирует вложить в освоение Ковыктинского месторождения 200 млн. долларов. Г-н Трутнев предупредил, что будет строго следить за соблюдением сроков выполнения условий лицензий.

Правда при этом он не объяснил, каким образом при таких стахановских планах увеличения объема инвестиций в 2005 году будет соблюдаться требование проведения экологической экспертизы всех этих могучих планов освоения сибирской природы. За организацию этой процедуры также отвечает структура, руководимая г-ном Трутневым.

Ряд экспертов считает, что «напряжение» Минприроды могло повыситься из-за намерений государственной монополии «Газпром» сменить держателя лицензии на освоение Ковыктинского месторождения или поменять состав владельцев компании «Русиа Петролеум». Судя по последним процедурам, проводимым различными государственными органами с компанией «Юкос», Минприроде может отводиться последний завершающий акт, в виде изящного и чистого в юридическом плане изъятия лицензий на недропользование. Это будет сделано после того, как налоговые, прокурорские, судебные, компетентные и другие органы замордуют компанию да такой степени, что она не сможет даже заплатить за пользование недрами.

«Отъюкосят» ли «ТНК-ВР» на Ковыкте просто силами Минприроды, или это будет сделано каким-то более коллективным способом — покажет время. Сам «Газпром», понятно, таким мелкими шалостями заниматься не будет: все-таки серьезная, мирового класса, компания. А вот российские чиновники могут порезвиться там всласть. В любом случае, атмосфера вокруг Ковыкты начинает разогреваться.

Источник: «Коммерсантъ» 16.09.2004, «Известия» 16.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Смотрите, кто пришел! Малайская «Римбунан Хиджау» готова заняться нефтью в Иркутской области

Малайская компания «Римбунан Хиджау» (Rimbunan Hijau) стала единственной, проявившей интерес к покупке принадлежащих администрации Иркутской области акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Запасы этого расположенного на севере Иркутской области крупного месторождения оцениваются в 200 млн. т нефти.

«ТНК-ВР» принадлежат 62,7% акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Холдинг «Интеррос» владеет 25,9% акций; 11,3% принадлежат Иркутскому Госкомимуществу. Администрация Иркутской области хочет продать эти акции, поскольку у нее нет средств и желания долгие годы регулярно вкладывать значительные средства, которые понадобятся на освоение Верхнечонского месторождения.

Вряд ли такое желание есть и у малайской «Римбунан Хиджау». При всей своей разносторонности, она все-таки в основном занимается лесозаготовками в Малайзии, Папуа Новой Гвинее, Новой Зеландии, Экваториальной Гвинее и ряде других стран. Владеющий этой компанией деловой клан китайского происхождения Тионг везде демонстрирует выдающиеся способности в налаживании особо доверительных отношений с представителями органов власти.

Особенно оглушительные успехи на этом поприще, иногда просто переходящие в громкие публичные скандалы, были достигнуты «Римбунан Хиджау» при организации лесозаготовок на Папуа Новой Гвинее. Кроме Папуа Новой Гвинеи в последние годы важными партнерами компании становятся Хабаровский край и Иркутская область. Здесь активно работают «Римбунан Хиджау—ДВ» и «Римбунан-Хиджау—Иркутск».

Скорее всего, интерес «Римбунан Хиджау» к акциям ОАО «Верхнечонскнефтегаз» связан с желанием укрепить связи с администрацией Иркутской области. Они необходимы этой компании для развития лесного бизнеса, приносящего доходы гораздо быстрее.

Компания «ТНК-ВР» в лице пресс-секретаря Владимира Бобылева заявила, что она не заинтересована увеличивать принадлежащий ей пакет акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Г-н Бобылев оптимистически сообщил, что «Если вместо нынешних у нас появятся другие партнеры, мы будем налаживать отношения с ними».

Эх, не читает г-н Бобылев нашего «Лесного обозрения». Иначе бы знал, насколько скандальную репутацию имеет компания «Римбунан Хиджау». Она более чем хорошо известна природоохранным общественным организациям. Среди результатов работы этой малайской компании китайского происхождения — коррумпирование разного ранга, национальности и расцветки чиновников, скотское отношение к правам местного населения, погромы природы, оставленные ей на многочисленных вырубках в лесах Папуа Новой Гвинеи, Экваториальной Гвинеи, да и у себя дома, в Малайзии (подробнее — см раздел «темы недели» выпуска «Лесное обозрение»…).

Сомнительно, чтобы входящая в «ТНК-ВР» «Бритиш Петролеум» была в восторге от необходимости налаживать отношения с этими лучшими друзьями продажных папуасских министров и их кристально неподкупных российских коллег.

Источник: «Коммерсантъ» 15.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Компания «Лукойл» занялась переработкой

На Пермском НПЗ, принадлежащем компании «Лукойл», введен в строй комплекс глубокой переработки нефти стоимостью 365 млн. долларов. Его основным объектами являются установка гидрокрекинга, производства водорода и элементарной серы. Мощность комплекса по сырью составит 3,5 млн. т. Глубина его переработки достигнет, согласно одним источникам (»Ведомости»), 83%, а согласно другим (»Известия») — и совсем невероятных для России 92%. Представители компании с гордостью заявили, что сейчас в мире есть всего 6 столь совершенных производств. Теперь в Перми будет седьмое.

Правда некоторые эксперты считают, что российским потребителям от всего этого великолепия будет ни холодно, ни жарко. Вырабатываемый в Перми высококачественный бензин, скорее всего, пойдет не российским умельцам с бензоколонок, а на экспорт в США, где у «Лукойла» 1200 автозаправок.

Источники: «Ведомости» 15.09.2004, «Известия» 14.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Компания «Тоталь» согласна мирно урегулировать вопрос о затратах

Французская компания «Тоталь» участвует в освоении Харьягинского месторождения нефти на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Ей принадлежит 50% доля в проекте, и она является его оператором. Другим его крупным участником (20% акций) является компания «Лукойл».

После того, как представители российского правительства отказались утвердить расходы на освоение Харьягинского месторождения в размере 146 млн. долларов США в 2001 году и 178 млн. долларов в 2002 году, дальнейшее рассмотрение этого конфликта в соответствии с Соглашением о разделе продукции, перешло в Стокгольмский арбитражный суд. Однако его решения можно ожидать не ранее середины 2005 года. Тем временем «Лукойл» заявил, что может выйти из проекта, поскольку его оператор компания «Тоталь» завышает расходы в 3–4 раза, что делает его убыточным.

Во время прошедшей 17 сентября 2004 года встречи министра экономики, финансов и промышленности Франции Николя Саркози с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко было сообщено, что компания «Тоталь» хорошо подумала, и теперь готова решить этот конфликт во внесудебном порядке, заключив мировое соглашение.

Источник: «Коммерсантъ» 18.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Компания «Эксон нефтегаз» меняет генерального подрядчика

«Эксон нефтегаз», являющаяся оператором проекта «Сахалин-1», заменила генерального подрядчика. Вместе американской ABB Lummus Global, которая занималась разработкой проекта и его материально-техническим обеспечением, эти функции будет выполнять компания «Флуор Даниэль» (Fluor Daniel).

В 2003 году ряд участников консорциума, осуществляющего проект «Сахалин-1», в том числе индийская ONGC, заявили претензии оператору проекта в связи с увеличением расходов по сравнению со сметой.

Источник: «Коммерсантъ» 16.09.2004
к оглавлению

Россия.
«Совкомфлот» готовится возить сжиженный газ с Сахалина

Компания «Совкомфлот» официально объявила, что она, совместно с японской компанией Nippon Yusen Kaisha (NYK), победила в тендере на постройку и эксплуатацию двух танкеров-газовозов вместимостью 147 тысяч кубометров каждый. В конкурсе участвовало 12 российских и иностранных компаний. Компания «Совкомфлот» полностью принадлежит государству. Дедвейт ее флота (в основном это танкеры) составляет 3,2 млн. т. Это примерно треть дедвейта всего российского морского торгового флота.

Строительство газовозов будет осуществляться на верфях компании «Мицубиси» (Mitsubishi Heavy Industry). Рыночная стоимость одного такого судна составляет 160–180 млн. долларов. Они будут зафрахтованы на 20 лет для перевозки природного газа, добываемого в рамках проекта «Сахалин-2». Ожидается, что суда приступят к работе в конце 2007 года.

Освоение перевозок сжиженного природного газа будет новым направлением работы для «Совкомфлота». Это позволит компании принять участие в аналогичных проектах российской компании «Газпром».

Источники: «Коммерсантъ» 14.09.2004, «Время новостей» 14.09.2004.
к оглавлению

Россия.
«Волготанкер» не собирается уходить из Онежского залива

Компания «Волготанкер» намерена продолжать развивать экспорт нефтепродуктов через Онежскую губу Белого моря. Для клиентов «Волготанкера» этот маршрут привлекателен тем, что он дешевле перевалки через порт Санкт-Петербурга, а, кроме того, позволяет использовать более крупные суда на морском участке перевозок.

В какой степени эта дешевизна обеспечивается за счет игнорирования требований охраны окружающей среды, представители компании не сообщили. В сентябре 2003 года во время перевалки с борта на борт в Онежской губе, компания «Волготанкер» допустила разлив 50 т мазута, который привел к существенному загрязнению окружающей природной среды. Властям пока не удается взыскать с компании 12 млн. рублей за нанесенный тогда ущерб.

Источник: «Ведомости» 17.09.2004.
к оглавлению

Россия—Голландия.
В Роттердаме будет построено хранилище для российской нефти

Международная торговая компания «Витоль» (Vitol) получила заказ на строительство нефтехранилища и причала для перевалки российских нефтепродуктов в голландском порту Роттердам. Емкость резервуарного парка составит 280 тысяч кубометров. Через него будет переваливаться 3–5 млн. т нефтепродуктов в год. По планам, терминал войдет в строй уже в начале 2006 года. Стоимость проекта — 50 млн. евро.

Российское топливо будет поставляться в Роттердам на небольших судах. Здесь оно будет храниться и накапливаться в резервуарах в количествах, достаточных для загрузки больших танкеров, которые дальше пойдут в Азию.

Источник: «Время новостей» 15.09.2004.
к оглавлению

Россия—Германия.
Усть-Луга: заграница нам поможет?

Консорциум компаний, возглавляемый третьим в мире по величине портовым контейнерным оператором фирмой «Eurogate» (Eurogate City Terminal GmbH через ее подразделение Oceangate Distribution GmbH), намерен до 2010 года построить на севере Германии, в районе Вильгельмсхафен, новый терминал. Он будет обслуживать контейнерные перевозки между Германией и Россией. Стоимость проекта — около 1 млрд. евро. Планируемая мощность — 3–4 млн. 20-футовых контейнеров (TEU). Реализация этого проекта активно обсуждается в рамках сотрудничества городов Гамбурга и Санкт-Петербурга. С германской стороны его координируют власти федеральной земли Нидерзаксен.

Компании «Eurogate» в Германии уже принадлежат крупные контейнерные терминалы в Гамбурге и Бремерхафене. Всего в 2003 году она перевезла 9,5 млн. контейнеров.

В России основными терминалами приема и отгрузки контейнеров на германском направлении станут порты Санкт-Петербурга и Усть-Луги. В России «Eurogate» принадлежит 26% акций компании ОАО «Балтийский контейнерный терминал», которое собирается строить контейнерный терминал в Усть-Луге. В 2003 году все Петербургские порты обработали 650 тысяч контейнеров. Представители компании «Eurogate» считают, что в 2010 году объем обработки контейнеров только в Усть-Луге может быть доведен до 1 млн. в год. Этот рост будет обеспечен благодаря росту контейнеризации и наращиванию объемов российских экспортно-импортных морских перевозок. Кроме того, на Усть-Лугу может быть переведена часть российского контейнерного потока, который сейчас обрабатывается портами Финляндии и Прибалтики.

Вместе с тем, некоторые аналитики довольно скептически оценивают эти заявления. Согласно существующим прогнозам, в 2010 по всему Балтийскому морю будет перевезено не более 6 млн. стандартных морских контейнеров. Если необходимость строительства новых контейнерных терминалов в России еще и может быть как-то обоснована, то имеющихся в Германии мощностей вполне достаточно для обработки такого потока.

Источник: «Коммерсантъ» 13.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Перспективы танкерных перевозок нефти и нефтепродуктов российскими компаниями

В советское время объем перевозок внешнеторговых грузов собственным флотом составлял 65–70%. Ежегодно отрасль зарабатывала до 2,5 млрд. долларов. В 2003 году стоимость перевозок российскими морскими судами составила 220 млн. долларов.

Серьезно изменилась структура перевозимых грузов. В 2003 году из общего грузооборота российских портов 286 млн. т, на наливные грузы (в основном это нефть и нефтепродукты) приходилось 134 млн. т. Три из четырех крупнейших российских судоходных компаний — «Совкомфлот», «Новошип» и «Приморское морское пароходство» (ПМП) переориентировались на обслуживание перевозок нефти и нефтепродуктов. Только Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) продолжает в основном заниматься перевозкой контейнеров.

Объем рынка перевозочных услуг по экспорту российской нефти и нефтепродуктов оценивается в 3,5 млрд. долларов. Российские судоходные компании в 2003 году перевезли 19 млн. т экспортных нефти и нефтепродуктов. Это составляет лишь 9% от общего количества 212 млн. т, отправленного из России морским путем. При этом только 4% были вывезены судами, ходящими под российским флагом. Флот большинства российских компаний ходит под «удобными» флагами Либерии, Панамы и Кипра.

Столь скромные результаты не означают, что российские танкерные компании разорились. Они весьма успешно работают на мировом рынке, который обеспечивает 80% перевозимых ими грузов. Российские компании успешно конкурируют с американскими General Maritime Corporation и OMI Corporation, итальянской Premuda Spa, датской Torm, греческими Minerva Marine, Tsakos shipping, Pleiades Shipping, Eletson, кипрской Transcom.

По данным на февраль 2004 года, общий дедвейт 155 танкеров, принадлежащих компаниям «Совкомфлот», «Новошип», «Приморское морское пароходство», «Лукойл-Арктик-Танкер» и «Мурманское морское пароходство» (ММП) составляет 8 млн. т. Кроме того, в ближайшие три года эти компании получат новые суда дедвейтом 3,4 млн. т.

Компания «Совкомфлот» в 2004 году планирует получить 3 новых танкера суммарным дедвейтом 200 тысяч т, а в 2005 году — 10 танкеров дедвейтом 1026 тысяч т. У компании «Новошип» в 2004 году появится 2 новых танкера суммарным дедвейтом 92 тыс.т, а в 2005 году — 9 судов суммарным дедвейтом 1683 тыс.т. Темпы роста тоннажа «Приморского морского пароходства будут скромнее. В 2004 году — 2 судна общим дедвейтом 216 тысяч т и в 2005 — 2 танкера дедвейтом 212 тыс.т.

Представители судоходных компаний считают, что причиной их слабого присутствия на рынке транспортных услуг по морским перевозкам российской экспортной нефти и нефтепродуктов является отсутствие четкой и эффективной государственной политики в области поддержки российских судовладельцев.

Кроме того, российские нефтяные экспортеры в основном предпочитают осуществлять поставки на условиях FOB (продажа без поставки), в отличие от режима CIF, который включает в себя поставку и страхование. Эту ситуацию весьма образно охарактеризовал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша:

«Да не обидятся на меня наши российские нефтяники, но одна из причин того, что так медленно идет взаимодействие (нефтяных компаний и перевозчиков — «Ъ»), на мой взгляд, все же модель торговли. Если Запад сегодня имеет долгосрочные отношения и, считайте в скобках, высокие стандарты безопасности, понятные фрахтовые отношения, то наши российские нефтяные компании, особенно в начале своего развития, хотели иметь самый дешевый фрахт, то есть нанимали самые ржавые корыта. Ситуация простая — Новороссийское пароходство, «Совкомфлот», Приморское пароходство обладают современным танкерным флотом, пускай в офшоре, и возят чужие грузы. Наши нефтяники работают на рынке и не хотят вступать в долгосрочные отношения. Почему? Потому что топливо брали здесь по бросовой цене, зарплату платили советскую, но получали хорошие доходы».

Вместе с тем, по мнению Вячеслава Рукши, российские судоходные компании и не особо боролись за российские экспортные перевозки. Они с радостью сбежали на мировой рынок, не проявляли особо интереса к развитию отношений с владельцами российской грузовой базы.

Уже в ближайшие годы ситуация может существенно измениться. Сейчас ведущие судоходные компании мира активно избавляются от судов старше 15 лет и заказывают новые. В результате к 2007 году на рынке танкерных перевозок предложение может превысить спрос. Компания «Совкомфлот» внимательно следит за этими тенденциями. Крупный объем ее заказов на новые суда связан с планами замены устаревших танкеров. Компания налаживает долговременные отношения, например для перевозки продукции, получаемой в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Идет освоение технологий перевозок новых видов грузов — таких, как сжиженный природный газ.

Источник: «Коммерсантъ» 14.09.2004.
к оглавлению

Канада.
Газопровод не пройдет без признания прав индейцев на землю

Проект трубопровода, по которому из расположенной на крайнем севере Канады дельты реки Маккензи природный газ должен поступать на юг страны и далее на экспорт в США, в очередной раз может быть заморожен. Причина — неурегулированные вопросы взаимоотношений между индейцами племени дех чо (deh cho), которые претендуют на территорию почти 20 млн. га, и властями Канады. На спорные территории приходится почти 40% протяженности трассы трубопровода.

Индейцы дех чо (речные люди), численность которых составляет 7000 человек, настроены решительно противостоять строительству газопровода до тех пор, пока власти страны не признают их права на землю. Нынешний вождь племени Херб Норвиджиан (Herb Norwegian) имеет глубоко личное отношение к этой проблеме. В 1921 году его пра-прадедушка, бывший в то время вождем племени, подписал соглашение с властями Канады. Он полагал, что подписывает соглашение о мире. Оказалось, что это было соглашение о передаче центральным властям Канады прав на земли его племени.

В 1970-е годы уже была принята попытка построить трубопровод через долину реки Маккензи. Тогда коренное население долины выступило резко против этого проекта. Помимо экологических соображений, а также традиционных разногласий с центральными властями Канады, особенно резкую негативную реакцию местного населения вызвал мощный приток мигрантов, которые стали прибывать для строительства трубопровода.

Жители поселка Форт-Симпсон (Fort Simpson), расположенного на землях, на которые претендуют дех чо, за короткое время удвоилось и достигло 2000 человек. При этом мнения индейцев, согласны ли они на такие резкие демографические и социальные изменения, никто не спрашивал. В итоге, в судебном порядке было принято решение, вводящее 10-летний мораторий на продолжение каких-либо работ по строительству трубопровода через долину реки Маккензи.

За это время власти и нефтяные компании провели определенную работу. В консорциум инвесторов проекта строительства газопровода, оператором которого является канадская компания «Империал Ойл» (контролируется американской «ЭксонМобил»), была включена «Абориджинал Пайплайн» (Aboriginal Pipeline). Ее акции принадлежат коренному индейскому населению долины реки Маккензи. Однако оказалось, что, несмотря на потраченные во время подготовки проекта сотни миллионов канадских долларов, проблема индейцев дех чо не была решена. В результате проект строительства газопровода общей стоимостью 5 млрд. канадских долларов в очередной раз застрянет в череде судебных разбирательств.

Руководители племени дех чо осознают, что их жесткая позиция создает проблемы для других племен, которые уже получили долю в «Абориджинал Пайплан». Однако они настаивают, что это не является основанием для игнорирования прав дех чо. Представители этого племени также подчеркивают, что в принципе, при соблюдения экологических и социальных требований, они не против самой идеи строительства газопровода. Но они требуют, чтобы власти Канады признали их права на земли, на которых племя дех чо обитало тысячи лет. На этой территории должна быть реализована возможность индейского самоуправления, в том числе и в сфере использования территории и ее природных ресурсов.

Вождь Херб Норвиджиан считает, что нефтяные компании недостаточно серьезно относятся к этой проблеме. Вместо того, чтобы воздействовать на власти страны и настаивать, чтобы те начали решать проблему, представители компаний пытаются обеспечить лояльность индейцев племени дех чо, раздавая им мелкие подарки, а также обещая дать им работу на строительстве газопровода. Однако местные жители опасаются, что количество приезжих работников может превысить численность местного коренного населения.

Что касается подарков, то вождь Херб Норвиджиан говорит, что у него в офисе накопился уже склад кружек, термосов, шапочек и тому подобной продукции с символикой различных нефтяных компаний. Но это не решит проблемы.

Источник: Financial Post 13.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Ураган «Иван» к счастью прошел мимо нефтепромыслов Мексиканского залива

Одним из следствий глобальных изменений климата будет увеличение частоты и силы тропических ураганов. Какие это может иметь последствия для нефтепромыслов Мексиканского залива, показал пример урагана «Айван» (Ivan).

На начальной фазе его развития из-за сильного ветра на 13 часов была остановлена отгрузка нефти с промыслов в Венесуэле. Далее «Айван» прошел по островам Карибского бассейна, где разрушил десятки тысяч домов. Погибли 68 человек. Некоторые островные государства, такие, как Гренада, были буквально разгромлены.

Ураган все более набирал силу и наконец достиг наиболее высокой 5 категории. Скорость ветра в таких ураганах должна превышать 250 км в час. После прохождения Кубы, где более миллиона человек были вынуждены эвакуироваться, «Айван» стал приближаться к берегам США. Несмотря на прогресс в прогнозировании поведения ураганов, его дальнейшее продвижение можно было предсказать только с определенной долей вероятности. Кроме того, ураган был очень большой. Ширина полосы разрушений, вызванных им, могла превысить 400 км.

Одной из жертв урагана мог оказаться город Новый Орлеан, значительная часть которого находится ниже уровне моря. При мощном штормовом нагоне, высота которого при ветре 250 км в час могла превысить 5 м, защитные дамбы могли быть прорваны, и значительная часть города ушла бы под воду. Население получило приказ начать эвакуацию. Сотни тысяч людей, собрав самое необходимое, устремились вглубь страны. Миллионы активно готовились к натиску шторма.

Суда срочно разгружались и уходили или перемещались в убежища и готовились встретить натиск свирепого ветра. Была снижена до минимума или прекращена работа нефтеперерабатывающих заводов. Полностью прекратил работу Морской нефтяной порт Луизианы (Louisiana Offshore Oil Port), мощность которого составляет 50 млн. т в год. Его сооружения расположены в открытом море, примерно в 30 км от берега. Приходящие сюда крупные танкеры разгружают при помощи системы платформ, буев и подводных трубопроводов.

Активная эвакуация велась на морских нефтегазовых промыслах Мексиканского залива. Здесь расположено огромное хозяйство — 4000 добывающих платформ, на которых работает 25–30 тысяч человек, более 50 тысяч км подводных трубопроводов.

В связи с приближением урагана были эвакуированы работники почти с 650 буровых и добывающих платформ. Всего с промыслов Мексиканского залива в связи с приближением урагана «Айван» было вывезено 13 тысяч работников. Компания «Шелл» снизила добычу нефти со дна залива на 90% и эвакуировала со своих платформ 750 рабочих. Из 2300 человек, работающих на морских промыслах «Бритиш Петролеум», 1900 было эвакуировано.

Объем добычи на морских нефтепромыслах Мексиканского залива был снижен на 75%, что эквивалентно 6,5% от всех потребностей США в нефти. Компании объявили, что для них главное — обеспечение безопасности работников. Они допускали, что такой сильный ураган может привести к серьезным повреждениями на добывающих платформах и делали все, чтобы не допустить гибели людей.

К счастью, большинство этих опасений не оправдалось. В итоге ураган прошел восточнее нефтепромыслов и Нового Орлеана. В этом городе все ограничилось сильным ветром и ливнем. Перед выходом на сушу ураган пересек полосу относительно более холодной воды, что ослабило его силу.

Тем не менее, в момент, когда его центральная часть «Айвана» обрушилась на берег в районе города Мобил, скорость ветра достигала 200 км час. Погибло 12 человек. В основном они стали жертвами связанных с ураганом торнадо. Сотни тысяч домов остались без электричества.

Огромные 5-метровые волны размывали берег. Однако благодаря тому, что большая часть населения и судов ушли от берегов, ущерб был минимальным. Нефтяники пережили немало тревожных часов, получая с расположенных в Мексиканском заливе гидрологических буев информацию о том, что высота волн достигала 10 м, 12 м, и, наконец, рекордных 16 м.

После того как этот кошмар кончился, компании начали собирать информацию о последствиях. «Шеврон-Тексако» сообщила о серьезном повреждении нескольких платформ на одном из ее месторождений. В районе устья реки Миссисипи ураганом был разрушен принадлежащий «Шеврон-Тексако» резервуар, в котором было около 400 т нефти. Тем не менее, мощные волны и ветер быстро перемешали разлившуюся нефть с водой. После урагана никаких следов разлива на поверхности воды обнаружено не было. Кроме этого разлива были также зафиксированы три утечки нефти, одна из которых связана с пожаром на поврежденной платформе

Потери компании «Нобл» (Noble) были более впечатляющими. Ей удалось обнаружить только одну из четырех морских буровых установок, оказавшихся на пути урагана «Айван», да и та была сильно повреждена. Три других куда-то исчезли и до сих пор не найдены. Одна из морских буровых установок компании Ensco International была обнаружена дрейфующей в 40 милях от того места, где она находилась до прихода урагана. Из пяти буровых установок компании Diamond Offshore Drilling четыре требуют ремонта.

По состоянию на 20 сентября 2004 года, через 4 дня после прохождения урагана «Айван» сотрудники нефтегазовых компаний не смогли вернуться на 34 добывающих и буровых платформы. На некоторые из них сложно попасть из-за повреждений, в том числе вертолетных площадок. Компания «Мерфи» сообщила, что работа на одной из ее добывающих платформ сможет начаться не раньше чем через 5 недель. Компания «Шелл» сообщила, что пока не может восстановить работу на трех платформах.

Федеральный Департамент внутренних дел ведет сбор информации о нанесенных ураганом «Айван» повреждениях на нефтегазовых промыслах в Мексиканском заливе. Оказалось, что составление обобщенной картины потребует довольно большого времени, поскольку какой-либо системы быстрой оценки ситуации на всех промыслах нет. Кроме исчезнувших и, видимо, затонувших платформ, повреждений конструкций, некоторые из платформ накренились или были сдвинуты с места. Всего с 13 по 20 сентября 2004 года в связи с ураганом «Айван» добыча нефти снизилась более чем на 1 млн. т.

Тем не менее, компании, занимающиеся обслуживанием работы промыслов, не ожидают особо большого объема дополнительных работ. Нефтяным компаниям повезло, и центральная часть урагана «Айван» прошла мимо. О том, что может произойти, если когда-нибудь следующий ураган 5 категории пройдет через расположенные в Мексиканском заливе нефтепромыслы, компании предпочитают особо не рассуждать.

Источники: Reuters 16.09.2004, www.bloomberg.com 16.09.2004, 14.09.2004, 13.09.2004, National Geographic News 16.09.2004, Guardian 16.09.2004, Houston Chronicle 14.09.2004, Seattle Times 10.09.2004, Times Picayune 18.09.2004, 21.09.2004, www.oilonline.com 21.09.2004, Reuters 21.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Насколько безопасны американские промышленные зоны

На берегах реки Делавэр (Delaware river), протекающей через штаты Нью-Джерси, Делавэр и Пенсильвания, расположен замечательный набор различного рода опасных предприятий: нефтеперерабатывающие заводы, производства химических веществ, а также очаровательная атомная электростанция. Периодически на них что-нибудь взрывается, загорается, утекает.

Местные жители часто живут в домах, за заборами которых начинаются территории предприятий. События 11 сентября заставили их с большим вниманием относиться к вопросу обеспечения безопасности этих предприятий. Конечно, компании обращают внимание на эту проблему. Однако до сих пор они готовились к обычным авариям и происшествиям. Вряд ли кто-нибудь из них всерьез готовился к отражению атак террористов.

После того, как такой сценарий стал реальностью, от частных компаний вряд ли можно ожидать серьезных мер по усилению их защиты. Все это требует больших дополнительных затрат и снижает экономическую эффективность работы компаний. Тем не менее, их представители заявляют, что безопасность на предприятиях находится на самом высоком уровне. Однако они отказываются сообщить, за счет чего конкретно это достигается, поскольку эти сведения могут оказаться в руках террористов и способствовать их более успешным действиям.

Представители частных охранных структур сообщают, что конечно частные компании принимают определенные меры, направленные на предотвращение и отражение террористических атак. Однако достигнутый ими уровень антитеррористической безопасности очень различается. Есть еще огромное количество не выполненных, но явно необходимых мер. Попытки американских законодателей принять закон, который определил бы минимальный набор мероприятий, направленных на предотвращение терроризма, которые должны выполнять все частные компании, так и не был принят.

Представитель местной полиции сказал, что теперь она работает в соответствии с оценками уровней национальной безопасности, которые выдает Департамент национальной безопасности (Department of Homeland Security). В частности, в случае если оно повышается до высокого уровня, три местных полицейских должны 24 часа в сутки патрулировать одно не названное (чтобы террористы не узнали) предприятие. Насколько от всего этого патрулирования будет толк — местных жителям так и осталось непонятным. Зато местной полиции уже пришлось три раза осуществлять такое патрулирование, а их затраты на выполнение этой работы Департамент национальной безопасности так и не возместил.

Чтобы обсуждение не завершалось на этой грустной ноте, власти графства Глочестер сообщили, что подали заявку на грант в Департамент национальной безопасности на общую сумму 2,3 млн. долларов. На что пойдут эти средства, не сообщается (чтобы террористы не узнали). Но можно узнать судьбу 280 тысяч долларов. На них будет куплена самая современная система оповещения местного населения об опасности. Если раньше для этого использовались телевизор и радио, то теперь сигнал тревоги можно будет получить на домашний и мобильный телефоны.

После чего можно будет радостно ползти или бежать, смотря по обстоятельствам, куда подальше или сразу на местное кладбище.

Источник: Courier Post 12.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Обсуждается безопасность терминалов для приемки сжиженного природного газа

В настоящее время власти США рассматривают предложения о постройке 40 терминалов для приема сжиженного природного газа. Террористический акт 11 сентября вызывал мощный рост беспокойства местного населения в районах, предлагаемых для размещения этих терминалов. В стране развернулась активная дискуссия на эту тему.

Власти утверждают, что при производстве и перевозках сжиженного природного достигнут очень высокий уровень безопасности, многократно превышающий показатели других отраслей промышленности. Последняя крупная авария с массовой гибелью населения на территории США произошла в 1944 году в городе Кливленд (штат Огайо). Тогда лопнул металлический резервуар для хранения сжиженного природного газа. 6300 кубометров его попало в систему канализации. Вспыхнувший затем пожар охватил более 250 га территории города. Сгорело 79 домов, погибли 128 человек, и 225 получили ранения и ожоги.

Крупная производственная катастрофа случилась в 1973 году в Нью-Йорке на острове Стейтен-Айленд. Во время проведения ремонтных работы на резервуаре со сжиженным природным газом произошел взрыв. Погибло 40 человек. Последняя по времени крупная производственная катастрофа со сжиженным природным газом произошла в январе 2004 года на заводе Скикда в Алжире. На заводе по производству сжиженного природного газа произошел взрыв и вспыхнул пожар, который не удавалось потушить в течение 8 часов. Погибло 27 человек, 72 получили ранения и ожоги. Однако все это были производственные катастрофы, которые не вели к гибели местного населения, находящегося за пределами территорий предприятий.

Опыт Японии и Южной Кореи, где сжиженный природный газ широко используется для обеспечения потребностей в энергии, показывает, что его использование может быть безопасным даже в густо населенных странах. Резервуары для хранения сжиженного природного газа делаются из специальных сплавов и покрываются специальным защитным покрытием толщиной более 1 м. В условиях США также могут быть созданы достаточно обширные защитные зоны, которые обеспечат безопасность местных жителей даже в случае каких-либо крупных аварий.

Кроме того, приемные терминалы и хранилища сжиженного природного газа могут быть также размещены на платформах в открытом море, откуда газ будет подаваться на берег по подводным трубопроводам. Этот вариант решит проблему дальнейшего использования морских платформ, на которых добыча нефти и газа из недр уже закончилась.

Что касается безопасности танкерных перевозок сжиженного природного газа, то с момента прихода первого газовоза в США в 1964 году, такого типа суда совершили 33 тысячи рейсов. Ими было пройдено более 60 млн. миль без смертельных случаев или нанесения ущерба природной среде.

Высказываются опасения, что принимаемые во время прихода танкеров-газовозов меры безопасности нанесут ущерб туризму и индустрии отдыха, а также создадут проблемы для повседневной жизни местного населения. Однако имеется достаточно примеров, когда нефтяные терминалы отнюдь не препятствовали развитию туризма и даже активным заходам круизных судов.

Определенные неудобства, вызванные необходимостью соблюдения мер безопасности, будут компенсироваться созданием дополнительных мест, отчислениями в местные бюджеты и повышением привлекательности территорий для развития других промышленных предприятий, особенно тех, для которых нужно много природного газа.

Источники: Bangor Daily News 13.09.2004, www.worldlink.com 14.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Уборка разлива на болотах Сьюсан завершена

Представители Агентства по охране окружающей среды объявили об окончании уборки последствий разлива 27 апреля 2004 года на водно-болотных угодьях Сьюсан. Компания «Киндер Морган» напоследок в очередной раз повысила оценку объема разлива до 300 т дизельного топлива. Благодаря проведению очистных работ сейчас оно было собрано либо подверглось разложению. Водно-болотные угодья Сьюсан готово к осеннему пролету птиц.

В связи с разливом было обнаружено 52 погибших птицы и млекопитающих. Специалисты считают, что при таких катастрофах удается обнаружить не более 10% жертв. Остальные успевают улететь, уползти, убежать, уплыть с места разлива и гибнут уже за пределами зоны очевидного воздействия разлившихся нефти и нефтепродуктов. В случае разлива Сьюсан экологической катастрофы в значительной степени удалось избежать благодаря тому, что весенний пролет, когда на болоте останавливают сотни тысяч птиц, уже в основном прошел.

Сейчас дело перешло в стадию определения размеров штрафных санкций. У властей есть вопросы к оператору продуктопровода компании «Киндер Морган» в связи с ее действиями на начальном этапе аварии. Компьютеры зафиксировали наличие проблем на трубопроводе в 6.30 вечера 27 апреля. Однако власти получили сообщение об этом только в 2 часа дня 28 апреля. Компания объясняет эту задержку тем, что ей не удавалось определить причины падения давления в трубопроводе, которое было обнаружено системами контроля. После того, как удалось точно установить, что произошел разрыв трубы и разлив нефтепродуктов — об этом немедленно было сообщено властям.

Тем не менее, представители Агентства по охране окружающей среды отмечают, что это не первый случай, когда деятельность компании «Киндер Морган» вызывает у них вопросы. В 2003 году на продуктопроводе этой компании произошел разлив в штате Аризона. Еще один крупный разлив на водно-болотном угодье Сьюсан произошел в 1996 года.

Агентство по охране окружающей среды имеет право налагать на компании нарушители штрафы в размере до 150 тысяч долларов. Если оно считает необходимыми более крупные штрафные санкции, то они должны быть согласованы в Департаментом юстиции. Представители Агентства сообщили, что они уже начали эту работу. Кроме того, компания «Киндер Морган» выплатит расходы по проведению очистных работ.

Источник: Daily Republic 17.09.2004.
к оглавлению

Россия.
«Коноко» и «Санкор» убирают помойки вокруг своих заводов

Речушка Санд Крик (Sand Creek) в городе Коммерс Сити (Commerce City) в результате работы двух расположенных на ее берегах нефтеперерабатывающих заводов превратилась в зловонную сточную канаву. В связи с этим общественность штата Колорадо радовалась, узнав о том, что власти дали указание владельцам этих предприятий навести порядок.

Однако компании «Коноко» (Conoco) и «Санкор» (Suncor) пошли дальше, чем это было необходимо просто для выполнения требований властей. Наиболее простым для них вариантом была бы канализация речки и изоляция ее русла от накопившихся в грунтах нефтепродуктов за счет бетонных стен. Однако это сделало бы невозможным выполнение плана по восстановлению природы долины реки и санации прилегающей территории.

Начиная с 2001 году «Коноко» и «Саноко» провели работу по строительству подземной изоляционной стенки длиной 600 м. Русло реки было перемещено в сторону от загрязненного грунта. В новом русле были размещены валуны, сделаны песчаные пляжи, и даже небольшое болото.

Сухое лето 2002 и 2003 года не давало возможности оценить результаты. Однако в 2004 году, когда разрослась посаженная на берегах нового русла растительность, стало ясно, что теперь основным цветом реки Санд Крик будет зеленый, а не радужный от плывущей по воде нефти.

В долине реки поселились бобры, лисы, кролики, утки и другая живность. Работники компаний теперь часто ездят на работу на велосипедах по проложенным вдоль берега восстановленной реки дорожкам. Они могут сравнить то, что было раньше, и то, как выглядит этот уголок земли сейчас.

Источник: Denver Post 13.09.2004.
к оглавлению

Россия.
Суда-призраки будут разделаны в США

В настоящее время в реке Джеймс (James River) в штате Виржиния находятся на отстое около 60 устаревших боевых кораблей и вспомогательных судов военно-морских сил США. Многие из них настолько старые и ветхие, что могут в любой момент затонуть. На борту этих «судов-призраков» часто находятся значительные количества нефтепродуктов, асбеста, различных токсических веществ.

С целью снижения затрат на разделку этих судов был проведен международный конкурс, который выиграла компания из Великобритании. Однако, как оказалось, она не имела всех необходимых разрешений и оборудования, необходимых для проведения такого рода работ. Буксировка первой партии этих судов через Атлантику вызвала взрыв возмущения как в США, так и в Великобритании. Существовал риск, что во время этого последнего плавания суда могут просто развалиться на части или пойти на дно.

После первого неудачного скандального эксперимента Морская администрация США (U.S.Maritime Administration), похоже, предпочла в дальнейшем решать эту проблему, пусть подороже, но без публичных международных скандалов. Два очередных судна-призрака из флота реки Джеймс будут направлены на разделку в расположенный неподалеку порт Балтимор. На борту ветеранов находится около 400 т нефтепродуктов и изрядное количество других токсических веществ. Однако их буксировка будет осуществляться в относительно закрытых прибрежных водах, и на гораздо более короткую дистанцию, по сравнению с путешествием через Атлантический океан.

Разделка этих судов будет проведена на современном предприятии, на котором будет обеспечено соблюдение требований техники безопасности и охраны окружающей среды. Кроме этого, работой будет обеспечено 40–50 человек.

Источник: Hampton Roads 14.09.2004.
к оглавлению

Венесуэла.
Компания «Коноко» вместе с экологами и местным населением будет сохранять природу

«КонокоФилипс» (ConocoPhillips) открыла месторождение нефти и газа Корокоро (Corocoro) на дне залива Пария (Paria) в 1999 году. Его промышленная эксплуатация началась в 2002 году. При реализации проекта компания уделяла повышенное внимание проблемам охраны природы. Залив Пария и расположенная рядом дельта реки Ориноко — одна из богатейших в плане биологического разнообразия акваторий Карибского бассейна. В ней встречается 400 видов рыб, 200 видов моллюсков, 50 видов ракообразных.

Компания «КонокоФилипс» установила партнерские отношения с американской природоохранной организацией «Консервейшн Интернешнэл» (Conservation International) и рядом местных природоохранных групп. Они провели работу по информированию местного населения, а также экспресс-анализ биологического разнообразия акваторий, на которых планировалось проведение строительных работ.

Анализ подтвердил исключительное богатство вод залива. Во время обследования было обнаружены 41 вид рыб, 8 видов ракообразных, 15 видов беспозвоночных, ранее неизвестных для этого региона. Более того, два вида рыб и пять видов ракообразных оказались ранее неизвестными для науки.

На основании собранной информации был разработан план действий по сохранению биологического разнообразия в районе концессии компании «КонокоФилипс». Помимо стандартных мер по охране природы при проведении работ по добыче нефти и газа, в нем предусмотрена широкая кампания просвещения местного населения о богатстве биологического разнообразия обитателей вод залива Пария. Компания обращает внимание на необходимость обеспечения устойчивости, заботливого отношения в природе местной рыболовной отрасли, и готова содействовать практическим шагам в этом направлении.

Компания и природоохранные организации выражают надежду, что этот план, разработанный компании «КонокоФилипс» станет прототипом для гораздо более широкого комплекса мер по сохранению природы дельты реки Ориноко.

Источник: www.medicalrenstoday.com 13.09.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Местные жители и нефтяные компании откровенно высказали, что они думают друг о друге

В расположенном дельте реки Нигер городе Варри (Warri) в начале сентября прошел трехдневный семинар, на котором лидеры местного населения и представители нефтяных компаний откровенно обсудили обстановку, сложившуюся в этом основном нефтедобывающем регионе Нигерии. Интересно, что именно нефтяные компании настаивали на организации такого диалога, угрожая, что в противном случае они будут вынуждены начать свертывать добычу нефти в окрестностях города из-за создавшихся невыносимых условий для работы.

На встрече присутствовали региональные чиновники, местные царьки, лидеры основных местных племенных групп иджо (ijaw), итсекири (itsekiri) и урхобо (urhobo). Дружно отсутствовали чиновники федерального уровня, хотя как раз им было что послушать.

Лидеры местного населения заявили, что стремление федеральных властей полностью контролировать доходы от добычи нефти, оставляя на долю местного населения связанные с ее добычей экологические и социальные проблемы, является одной из основных причин напряженности. Содержащиеся в нигерийской конституции положения об исключительно федеральной собственности на полезные ископаемые дополняется широким спектром законов, которые делают местное население полностью бесправным.

Впрочем, в некоторых законах содержатся положения о необходимости выплаты компенсаций за причиненный в результате добычи нефти и газа ущерб. Однако конкретных механизмов реализации этих благих намерений нет. Более того, компании с успехом используют положения ряда других законов, которые позволяются им избежать выплат.

Судебные разбирательства такого рода конфликтов отнесены к полномочиям Верховного суда федерации. Местные жители, как правило, не имеют возможностей участвовать в судебных процессах на столь высоком уровне, так как это требует значительных финансовых издержек и поездок в столицу страны. Гораздо более доступные для них суды штатов полномочий рассматривать такие дела не могут.

Отсутствие доступной для местного населения возможности судебного рассмотрения конфликтов с нефтяными и газовыми компаниями вызывает многочисленные акты социального протеста. Однако при их проведении регулярно возникают ситуации, когда в силу вступают поистине драконовские федеральные законы, карающие вторжение на территорию нефтепромыслов тюремным заключением. Закон не делает различий между вторжением грабителей и демонстрациями мирно протестующих жителей. Компании и власти до определенной степени закрывают глаза на мелкие нарушения такого рода.

Если демонстрации и вторжения на территорию нефтепромыслов приобретают широкий размах, на сцене появляются представители правоохранительных органов. После чего сплошь и рядом начинается избиение местного населения, а то и очередная кровавая экзекуция. Далее во всем мире начинаются кампании протестов против очередных кровавых расправ в дельте реки Нигер по заказу англо-голландской «Шелл» или американской «Шеврон». Если «Шелл» после казни Кена Саро-Вива старается избегать таких ситуаций, то компания «Шеврон» обещала позвать военных относительно недавно, в 1999 году.

Некоторые компании, например, французская «Эльф Акитен» используют более хитрые методы. Во время демонстрации женщин из деревни Эги (Egi), она наняла 40 местных хулиганов, заплатив им хорошую сумму за разгон шествия. Что и было проделано. После чего компания подписала с представителями местной боевой молодежи от лица всего местного населения «Договор о взаимопонимании». Понятно, что такого рода действия компании привели к глубокому взаимному непониманию в отношениях между жителями деревни.

С платежами за пользование природных ресурсов и компенсациями на причиненный ущерб, финансирование развития социальной сферы также большие проблемы. Сплошь и рядом, как правило случайно, из различных отчетов властей и компаний становится известно о выделении довольно значительных средств. Однако на места в лучшем случае доходит 10–20%. Остальное, как правило, девается неизвестно куда.

Компании не хотят нанимать местных жителей. Они предпочитают привозить людей из Европы или США для выполнения работ, которые могли быть выполнены местным населением.

Ответные выступления со стороны представителей нефтяных компаний начались после некоторых усилий. Но после начала обсуждения вопроса о найме местных жителей на работу их тоже прорвало.

Оказывается, нефтяные компании не против найма на работу местных жителей. Однако они не могут сделать этого из-за различного рода молодежных вооруженных группировок, которые, похоже, реально контролируют ситуацию в дельте. Если раньше нанятые компаниями для выполнения различных работ подрядчики обсуждали этот вопрос с местными властями и принимали на работу местных работников, то сейчас этот механизм не действует.

Вместо этого имеются руководители молодежных банд, которые требуют выплачивать до 20% от общей суммы контрактов, в качестве платы местному населению. При этом они не собираются чего-либо делать взамен. Большая часть этих средств идет в карманы лидеров молодежных банд, а отнюдь не местным жителям. Кроме того, подрядчиков принуждают записывать липовых работников, которые на работу не ходят, но регулярно являются для получения зарплаты. В лучшем случае они объясняют, что выполняют функции охраны. Реально, если подрядчики не соглашаются, эти «охранники» из числа «местного населения» могут и расправиться с ними.

Обычны случаи, когда вполне респектабельные местные вожди также расписываются в получении от компаний средств якобы для удовлетворения нужд всего населения, после чего тратят эти деньги на себя. При этом местные жители часто не знают об этих платежах.

После столь жизнерадостного начала ответных выступлений со стороны промышленности представители компании еще раз напомнили, что если иджо, итсекири и урхобо не прекратят кровавые столкновения между собой в городе Варри и его окрестностях, нефтяники просто будут вынуждены уйти из этого региона. И тогда ни местным бандитам, ни региональным чиновникам, ни местному населению делить будет нечего.

В ответ представители племен пожаловались на нерешенность проблемы поставок оружия в районы столкновений. Власти регулярно громогласно требуют разоружиться и иногда даже проводят кровавые операции якобы для подтверждения серьезности своих требований. Но вскоре оружие в огромном количестве появляется снова. Его наличие является основой для кровавых этнических столкновений, пиратства, захватов заложников, воровства нефти. Федеральные власти, которые должны перекрыть каналы поступления в дельту оружия, почему-то уже десятки лет упорно не могут сделать этого.

На том и разошлись. Никого из федеральных министров на семинаре не было. Всем депутатам федерального уровня были посланы приглашения, но почему-то на обсуждение проблем столь важных для дельты Нигера, да и будущего страны в целом, приехали лишь три парламентария. Впрочем, они твердо обещали довести до сведения нигерийских законодателей и правительственных чиновников то, что услышали на семинаре в Варри.

Источник: Vanguard 12.09.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Их нравы

Компания «Шелл» прекратила добычу нефти на землях народности огони (ogoni) еще в 1993 году, на фоне широкомасштабных акций протеста местного населения, недовольного несправедливым распределением доходов от добычи нефти, а также связанными с работой нефтяников катастрофическими экологическими последствиями. Ситуация для компании стала еще более неблагоприятной, после того, как правивший в то время Нигерией военный режим в 1995 году казнил одного из лидеров местного населения Кена Саро-Вива (Ken Saro-Wiwa) и его соратников. Все это вызывало мощную международную кампанию протеста, во время которой «Шелл» обвиняли в поддержке репрессивного нигерийского режима.

Тем не менее, эта компания продолжала эксплуатировать проходящий через земли огони нефтепровод мощностью 9 млн. т нефти в год. В последнее время обстановка вокруг него также начала обостряться. Между сторонниками основанного Кеном Саро-Вивой «Движение за выживание огони» (Movement for the Survival of the Ogoni People — MOSOP) и охранниками местного племенного вождя из деревни K-Dere вождем Фабианом Гбересу (Fabian Gberesu) произошли столкновения.

Местное население недовольно последствиями работы британской компании Casella, которая была нанята «Шелл» для проведения очистных работ вдоль трассы трубопровода. Оно считает, что работы по уборке разливов ведутся некачественно, а иногда даже приводят к распространению загрязнений на соседние территории. Возмущение местного населения привело к тому, что машина вождя, которую он купил за деньги, выделенные компанией Casella, была сожжена. В ответ были проведены аресты активистов MOSOP.

Компания Casella подтверждает, что заплатила 3,3 тысяч долларов за автомашину, которая была подарком вождю. Кроме того, она заплатила вождю еще около 1200 долларов за получение от него согласия местного населения на проведение очистных работ. Компания также провела реконструкцию туалетов во дворце вождя на сумму в 800 долларов. Теперь по своей емкости они являются одними из самых мощных во всей южной Нигерии. Однако все это не является взяткой, а входит в раздел мероприятий по установлению связей с общественностью (public relations). Представитель компании сообщил, что однажды вождь попросил вертолет, но никто эту просьбу не рассматривал всерьез.

На вопрос корреспондентов газеты, вождь Фабиан Гбересу пожаловался, что активисты MOSOP преследуют его. Он посоветовал журналистам купить ему новую машину взамен сожженной. Дальнейшая беседа не состоялась, поскольку вождь Фабиан потребовал заплатить ему 80 долларов за вход в его дворец, который является общественной собственностью его племени, а также налить ему спиртного.

«Шелл» признала, что компания Casella правильно сделала, остановив работы в районе деревни K-Dere. Ущерб, нанесенный репутации «Шелл» в связи с отказом от прекращения очистных работы будет меньшим, чем возможные последствия очередных кровавых столкновений на землях народности огони.

Источник: This Day 16.09.2004.
к оглавлению

Зимбабве-Южноафриканская республика.
Погоревших наемников все-таки не выдадут на расправу диктатору из Экваториальной Гвинеи

Власти Зимбабве, несмотря на мощное давление со стороны диктаторского режима Экваториальной Гвинеи, все-таки не выдали туда захваченную весной 2004 года группу наемников, возглавлявшуюся бывшим офицером британских войск особого назначения, а после руководителем частных охранных компаний Саймоном Манном (Simon Mann). За попытку незаконной покупки оружия в Зимбабве он был приговорен к 7 годам тюремного заключения. Остальные участники его группы (в основном это граждане Южноафриканской республики и Намибии) были приговорены к 6–12 месяцам тюремного заключения. С учетом времени, уже проведенного ими в зимбабвийской тюрьме, они скоро начнут выходить на свободу.

После чего их с нетерпением будут ожидать для беседы уже власти Южноафриканской республики, где за наемничество предусмотрены гораздо более серьезные сроки тюремного заключения. Представителей южноафриканских властей в основном интересуют не столько рядовые участники несостоявшегося переворота в Экваториальной Гвинее, а его организаторы и источники финансирования.

Имеющиеся в распоряжении зимбабвийского следствия документы позволяют предполагать, что в финансировании этой затеи кроме гвинейских оппозиционеров могли принимать участие видные политические и финансовые фигуры как из Южноафриканской республики, так и из Великобритании. В частности, в связи с делом Саймона Манна, под домашний арест в Кейптауне был заключен проживающий там Марк Тэтчер — сын бывшего британского премьер-министра, видного деятеля консервативной партии Маргарет Тэтчер.

Есть основания полагать, что относительно мягкий приговор Саймону Манну и его группе был вынесен благодаря крупным финансовым средствам, которые были мобилизованы группой частных лиц для их спасения.

Получаемые значительные отчисления с доходов от добычи нефти, похоже, становятся залогом устойчивого существования коррумпированного кровавого диктаторского режима Экваториальной Гвинеи. Благодаря этим средствам пожизненный президент Экваториальной Гвинеи Обианг Нгуема смог обеспечить достаточно эффективную охрану своего режима. Для его свержения сил семидесяти наемников и нескольких миллионов долларов выделенных на эту операцию средств оказалось явно недостаточно.

В ближайшие годы режим диктаторский режим Экваториальной Гвинеи станет еще более мощным, поскольку по мере наращивания объемов добычи нефти его финансовые и политические возможности будут расти. Разговоры про права человека постепенно отходят на второй план. В столице Экваториальной Гвинеи появляются офисы ведущих нефтяных компаний мира, а также посольства ряда экономически развитых стран, которые теперь предпочитают не обращать на некоторые социальные аспекты процесса добычи нефти в этой стране.

Источник: Washington Times 14.09.2004.
к оглавлению

Австралия.
Компания «Бритиш Петролеум» ищет дырку, через которую утекло 2 млн. литров бензина

16 сентября 2004 года работники нефтеперерабатывающего завода Квинана (Kwinana) в австралийском городе Перт обнаружили утечку 2 млн. литров бензина из резервуара. В настоящее время разлив локализован на территории предприятия, ведутся активные работы по его ликвидации.

Представители компании честно признались, что пока не знают, как все это могло случиться. Ведется расследование.

Источники: ABC 17.09.2004, 18.09.2004.
к оглавлению



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.news.review.oilreview
Отписаться

В избранное