Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 29, ч.2


Информационный Канал Subscribe.Ru

N29, часть 2  Нефтяное обозрение
19 - 25 июля 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0429_2.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Чехия.
«Эксон»: дуракам-энтузиастам - буровые, терминалы и разливы, умным - информационные центры и деньги.

Пока российское правительство, роняя крокодиловы слезы по поводу сырьевой зависимости страны, открывает все новые и новые терминалы для экспорта нефти, Чехия идет по другому пути. В этой страны нет собственной нефти, но зато есть мозги. И, что удивительно, не только у рядовых граждан, но даже у правящей бюрократии. Результаты впечатляют.

Крупнейший мировой гигант, компания «Эксон», открывает сервисный центр в Праге. Здесь уже получили работу 100 человек. Отсутствие в Чехии нефтяных залежей компанию не смущает. Центр будет предоставлять информационные и бухгалтерские услуги для операций, которые компания «Эксон» ведет в других странах Европы.

Главный ресурс, который помимо нормальной политической и инвестиционной атмосферы привлек «Эксон» в Чехию - это хорошо образованные молодые люди, знающие иностранные языки. Сервисный центр компании в Праге будет обслуживать 23 страны, для чего потребуется работать с клиентами, говорящими на 16 различных языках.

«Эксон» нанимает на работу выпускников высших учебных заведений, знающих базовый английский и различные другие языки. Затем они проходят дополнительное обучение на рабочих местах. Правительство Чехословакии поддерживает такие проекты. Оно компенсирует до 20% затрат на обучение. В случае если проект реализуется за пределами Праги, доля компенсаций может быть увеличена до 50%.

В ближайшее время «Эксон» собирается нанять еще 200 человек для работы в сервисном центре. Если проект, общая стоимость которого оценивается почти в 80 млн. долларов, будет развиваться успешно, численность его сотрудников может быть доведена до 1000 человек.

Компания «Эксон» не является исключением. Крупнейшая мировая компания быстрой доставки DHL также открывает свой Сервисный центр в Праге. Стоимость этого проекта превысит 200 млн. долларов. Благодаря этому работу получат 900 человек.

В настоящее время власти Чехии рассматривают предложения компаний по созданию еще 13 подобных сервисных центров, а также 30 проектов, направленных на внедрение новых технологий.

Источник: Prague Post 22.07.2004.
к оглавлению

Россия.
У «Лукойла» началась добыча нефти на Балтике, а у «Росбизнесконсалтинга» - галлюцинации.

Компания «Лукойл» начала промышленную эксплуатацию нефтяного месторождения Д-6 (»Кравцовское») на шельфе Балтийского моря. С морской платформы, установленной в 22 км от берегов Калининградской области, пробурена первая производственная скважина, ведется бурение второй. К 2007 году их количество будет доведено до 27, после чего добыча нефти вырастет до 600 тысяч т в год. С платформы пластовая продукция (смесь нефти, воды, попутного газа) по подводному трубопроводу длиной 47 км будет перекачивается на нефтесборный пункт «Романово», расположенный на берегу. Здесь ее очистят от примесей воды, солей и попутного газа. Пластовая вода после очистки будет закачиваться в недра. Попутный газ пойдет на обеспечение нужд самого пункта.

После этого, уже по наземному трубопроводу длиной 32 км, товарная нефть будет перекачиваться на экспортный терминал в пос. Ижевском. Здесь расположен резервуарный парк на 120 тысяч кубометров. Глубина терминала позволяет обслуживать танкеры дедвейтом до 20 тысяч т. После начала работы месторождения на полную мощность объемы перевалки в Ижевском вырастут с 3,3 млн. т в настоящее время до 4,0 млн. т. В перспективе они могут увеличиться и до 6 млн. т в год.

Президент ОАО «Лукойл» г-н Алекперов произнес прочувствованную речь, из которой следовало, что:

«Эксплуатация месторождения «Кравцовское» в короткие сроки приведет к увеличению объема добычи нефти в области практически в два раза, а также значительно укрепит позиции России в Балтийском регионе. Новейшие, экологически безопасные технологии, которые были использованы при реализации проекта, подтверждают мировой уровень конкурентоспособности нашей компании» (RusEnergy).

Насчет укрепления позиций России за счет добавки в 0,15% от общего объема добычи российской нефти сказано сильно. Тем не менее, эта ничтожная в масштабах всей страны прибавка явно изменит позицию нашей страны в Балтийском регионе, но в сторону, прямо противоположную указанной г-ном Алекперовым.

Руководство Литвы, территориальные воды которой начинаются в нескольких километрах от места расположения платформы, в срочном порядке потребовало проведения мониторинга последствий всей этой бурной деятельности. Ситуация осложняется тем, что все эти работы ведутся всего лишь в 25 км от берегов Куршской косы, включенной в Списков объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Российское Минприроды тут же сообщило, что экологическая экспертиза проекта Д-6 и государственный контроль за реализацией этого проекта осуществляются на самом высоком уровне. Его не смущает, что текст «Оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС) до сих пор не доступен всем заинтересованным сторонам, хотя бы через Интернет. Равно как и официальный полный текст заключения государственной экологической экспертизы. Тем не менее, Минприроды торжественно, хотя и несколько нервно продолжает утверждать: «В результате проведенного комиссией анализа, выяснилось, что работы, начатые на месторождении «Кравцовское» (Д-6) отвечают самым высоким техническим требованиям и не представляют никакой экологической и производственной опасности» (АБН)

Средства массовой информации осветили это событие в целом нейтрально. Большинство заголовков публикаций об этом «гигантском успехе» российских нефтяников носило чисто информационный характер, сообщая, что «Лукойл» начал добычу на шельфе Балтийского моря.

Отличилось ведущее деловое аналитическое издание «Росбизнесконсалтинг», вдруг разместившее на своем сайте сообщение под название «ЛУКОЙЛ» запустил экологический проект». Далее следовало: «Проект «ЛУКОЙЛа» по добыче с нулевым ущербом для окружающей среды перешел в промышленную стадию. Опыт «ЛУКОЙЛа» станет примером для других проектов на Балтике». (RBC 20.07.2004).

Остается надеяться, что подписавшийся под всем этим текстом несколько непонятный «Отдел компаний» (чего отдел? каких компаний?), видимо, слишком усиленно принимал участие в торжественных мероприятиях, посвященных началу эксплуатации Д-6. Поверить, что такую ахинею можно было написать, пребывая в ясном сознании и трезвом уме, просто невозможно. С другой стороны, чтобы весь отдел сразу?

Через три дня, 23.07.2004 РБК опять дало материал под жизнеутверждающим заголовком «Работы на балтийском месторождении «Кравцовское» не опасны». Такая настойчивость уже заставляет всерьез задуматься над ее причинами.

Самое любопытное, что новостная лента «Лукойл» www.oilru.com отнюдь не бурлила восторгами по поводу экологической безопасности проекта, а поместила чисто информационные сообщения на начале добычи нефти. Здесь компания сработала гораздо более умно.

Источники: RBC Daily 20.07.2004, RusEnergy 20.07.2004, РИА «Новости» 20.07.2004, www.oilru.com 19.07.2004, 20.07.2004, АБН 23.07.2004, НГВ-Итар-Тасс 20.07.2004. РБК 23.07.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
«Лукойл» опять попался. На этот раз в паре с «Роснефтью».

В предыдущем выпуске мы сообщали, что антимонопольная служба Калининградской области начала расследование против ОАО «Лукойл-Калининградморнефть» и ООО «Калининграднефтепродукт» (дочерняя компания «Сургутнефтегаза»). Эти монополисты на рынке автомобильного топлива в Калининградской области занимались хорошо координированным повышением цен на бензин, что позволяло им резко повысить эффективность выкачивания денег из карманов покупателей.

Оказалось, что подобная практика не является исключением. Западно-Сибирское территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) выдало предписание «Лукойл-ЮГРА» и «Роснефть-Ямалнефтепродукт обеспечить состязательный уровень розничных цен на бензин, который эти компании продают в Ямало-Ненецком автономном округе. Совместно они контролируют 95% регионального розничного рынка автомобильного топлива.

В начале июня 2004 года ФАС возбудило против них дело о нарушении антимонопольного законодательства. Проводя еженедельный мониторинг розничных цен, специалисты ФАС обнаружили, что «Лукойл-ЮГРА» и «Роснефть-Ямалнефтепродукт» на протяжении полугода устанавливали одинаковые розничные цены. Динамика их повышения также была одинаковой. Например, 1 июля 2004 года на бензоколонках как «Лукойла», так и «Роснефти» в городах Салехарде и Лабытнанги цены на бензин одновременно были повышены на одинаковую величину. ФАС усматривает в этом признаки сговора, поскольку условия деятельности этих компаний существенно различаются, а потому цены на отпускаемый ими бензин не могут быть одинаковыми.

Представители обеих компаний категорически отрицают возможность сговора. Тем не менее, предписание если не начать конкуренцию, то хотя бы изобразить ее, Федеральная антимонопольная служба им все-таки выдала.

Источник: НиК 23.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Минприроды: показательная порка отменяется. А «Газпром» просим остаться

Совещание Комиссии по вопросам соблюдения условий лицензий на право пользования недрами в Минприроды, на котором должно было решаться будущее ряда крупных проектов, включая такие, как освоение Ковыктинского, Верхнечонского и Штокмановского месторождений, наконец-то состоялось.

Выяснилось, что, несмотря на драматически нагнетавшееся напряжение, принимать репрессивные меры, по крайней мере, по наиболее крупным проектам, юридических оснований нет. В существующих лицензиях на пользование Ковыктинским, Вехнечонским и Штокмановским месторождениями отсутствуют какие-либо четкие условия по срокам и объемам промышленной добычи.

Например, в соглашении по Верхнечонскому месторождению указано, что ведущая его освоение компания «Верхнечонскнефтегаз» (дочерняя компания «ТНК-ВР») в 1999 году должна была подготовить проект опытно-промышленной эксплуатации.

Минприроды в ближайшее время собирается подписать дополнительные соглашения, чтобы ликвидировать этот недостаток. Компании, видимо понимая, что без этого у них могут возникнут большие дополнительные проблемы, пришли на заседание уже с проектами этих дополнительных соглашений, в которых содержатся гораздо более жесткие сроки и объемы выполнения дальнейших работ.

Особое любопытство у представителей Минприроды вызвало Штокмановское месторождение, освоением которого занимается совместное предприятие «Газпрома» и Роснефти» - компания «Севморнефтегаз». Пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизазулин сообщил, что министерство не располагает бизнес-планом разработки месторождения, а посмотреть на него очень хотело бы. Минприроды очень интересует экономический эффект от колоссальных инвестиций, которые две государственные компании собираются потратить на этот проект.

Источники: www.oilru.com 21.07.2004, НиК 21.07.2004, RusEnergy 22.07.2004.
к оглавлению

Прим. сост. А то г-н Гизазулин не знает, какой будет «экономический эффект». Набираются кредиты, да побольше. Потом с большим «экономическим эффектом» тратятся. По справедливости или поровну. А затем Министерство финансов выплачивает задолженность по тем кредитам. Ведь компании-то государственные, а значит и гарантии по потраченным кредитам тоже лягут на терпеливые шеи российских налогоплательщиков. Ведь не будут же Миллер (»Газпром») или Богданчиков (»Роснефть») возвращать эти безумные суммы из собственных карманов.

Россия.
«Газпром» хочет на Ковыкту

Компания «ТНК-ВР», которая успешно пережила Комиссию по вопросам соблюдения условий лицензий на право пользования недрами Минприроды, продолжает заниматься освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Этот газовый гигант расположен на расстоянии 450 км к северо-востоку от Иркутска. Здесь, в недрах покрытого лесами высокогорного плато, на площади 9 тысяч кв. км содержится до 1900 млрд. кубометров природного газа.

Работы по освоению месторождения с 1992 года ведет компания «РУСИА Петролеум». Ее акционерами являются «ТНК-ВР» (62,4%), холдинг «Интеррос» (25,8%) и Комитет по управлению госимуществом Иркутской области (11,2%).

В последнее время повышенный интерес к проекту стал проявлять «Газпром». Руководитель этой компании г-н Миллер побеседовал на эту тему с главой «Интерроса» г-ном Потаниным. В пресс-релизе «Газпрома», распространенном по итогам этой встречи указывается, что освоение Ковыкты и других месторождений региона должно осуществляться исходя из потребностей внутреннего рынка России, а также развития единой газотранспортной системы на востоке страны с целью организации поставок природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через единый экспортный канал.

В переводе на нормальный русский язык это значит, что государственная газовая монополия «Газпром», аналогично своим коллегам из «Транснефти», собирается жестко контролировать транспортировку газа по магистральным трубопроводам на экспорт.

Представитель «ТНК-ВР» Аркадий Вексельберг, в отличие от некоторых бывших нефтяных олигархов, а ныне подсудимых, демонстрирует повышенную сообразительность. Он подчеркнул, что его компания согласна с любым участием «Газпрома» в проекте освоения Ковыктинского месторождения. «ТНК-ВР» готова полностью передать его подразделению, ООО «Газэкспорт», вопросы экспортных поставок добываемого на Ковыкте природного газа. Проблема в том, что пока кроме торжественных деклараций «Газпрома» о желании сохранить свое монопольное положение в газовом секторе страны, больше ничего не делается. Не известны ни объемы, ни сроки, ни цены, по которым собирается работать «Газэкспорт».

Компания «РУСИА-Петролеум» уже инвестировала 200 млн. долларов только в доразведку Ковыктинского месторождения. Полностью выполнив программу его освоения, для чего потребуется несколько десятилетий, оно сможет ежегодно давать до 38 млрд. кубометров природного газа в год.

Общие затраты на освоение месторождения, включая создание региональной и экспортной инфраструктуры, составят до 13-14 млрд. долларов.

Источники: НиК 19.07.2004, www.neftegaz.ru 22.07.2004,
к оглавлению

Россия.
Финский залив: осторожно, газы! «Газпром» хочет в Европу

Компания «Газпром» выбирает на берегах Финского залива площадку для размещения завода по производству сжиженного природного газа, строительство которого обойдется в 1,3 млрд. долларов. Это предприятие будет производить 3-5 млн. т продукта в год. Технологически оно будет привязано к ответвлению от Северо-Европейского газопровода, который позволит «Газпрому» поставлять газ в Европу по дну Балтийского моря, минуя скандальных, а иногда и вороватых украинских и белорусских соседей.

Завод и начала подводной части трубопровода собираются размещать либо на северном берегу Финского залива (Выборг - Ермилово), либо на южном (Усть-Луга). Для реализации этих величественных планов нужны 5,7 млрд. долларов США. Откуда «Газпром» собирается их брать - непонятно. Равно как и то, насколько эта система мощностью в 20-30 млрд. кубометров в год, поможет решить проблему несанкционированного отбора транзитного природного газа, который «Газпром» сейчас вынужден прокачивать через территории Украины и Белоруссии.

О том, как жители Швеции и Дании, а также, наверно, Эстонии и Финляндии воспримут перспективы видеть у себя под носом груженные взрывоопасным грузом танкера-газовозы, мы уже писали ранее.

Менее масштабный проект строительства терминала по отгрузке сжиженного газа где-нибудь в районе Усть-Луги собирается реализовать компания «СГ-Транс». Сейчас она контролирует более 60% российского рынка транспортных услуг по перевозке сжиженного газа, обеспечивая им более 70% автомобильных газозаправочных станций.

К букету из гнилых флотских арсеналов, запасов которых хватит на несколько десятков Хиросим, атомной электростанции, нефтяных терминалов, уже размещенных на берегах Финского залива, теперь добавят терминалы газовые.

В общем, господа туристы, добро пожаловать в северную столицу России, блистательный Санкт-Петербург. На прилегающих берегах Финского залива Вам может быть предоставлен богатейший выбор - быть облученным выбросами АЭС, взорванным флотским арсеналом, утопленным в разливе нефти, либо (последняя новинка!), взлететь на воздух от взрыва природного газа. Или, на худой конец, сгореть. Сплошные высокие технологии и удвоение ВВП.

Президент РФ В.В. Путин, построивший себе очаровательный «домик в деревне» - дворец в Стрельне, в последнее время демонстрирует несколько странное чувство прекрасного. Вместо того, чтобы и дальше продолжать украшать окрестные берега Финского залива дворцами и парками всенародно любимых российских руководителей, дачами социально ответственных олигархов, огородами счастливых жителей Санкт-Петербурга, ему зачем-то хочется иметь здесь все эти экспортно-промышленные ужасы. Интересно, зачем?

Источники: www.logistic.ru-Прайм-ТАСС 19.07.2004, НГВ-Интерфакс 20.07.2004, НиК 20.07.2004, АБН 20.07.2004.
к оглавлению

Информация к размышлению:

17 июля 2004 года во время визита в Ленинградскую область Президент В.В. Путин обсудил с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым перспективы создания свободной экономической зона (СЭЗ) в районе строящегося морского порта «Усть-Луга». Президент дал поручение Минэкономразвития и торговли, а также Минфину активно поддержать работу по созданию СЭЗ.

Россия.
«Газпром»: заходите к нам на огонек!

В ночь с 25 на 26 июля на территории Липецкой области произошел разрыв трубы диаметром 1400 мм на газопроводе Ямбург-Елец-2. Начался пожар, продолжавшийся 2 часа.

Пострадавших нет. Идет расследование причин аварии и оценка нанесенного ущерба.

Источник: Росбалт 26.07.04.
к оглавлению

Россия.
В Санкт-Петербурге начали выяснять, откуда в каналах нефтяные пятна

Городской комитет по природопользованию, «Водоканал» и Балтийская морская инспекция решили совместными усилиями выяснить источники происхождения нефтяных пятен, которые в большом количестве и весьма регулярно появляются в водах городских каналов.

Радужные переливы разлитых нефтепродуктов придают дополнительный колорит водным экскурсиям многочисленных туристов, которые приезжают полюбоваться красотами Санкт-Петербурга.

Пробы были взяты из устья Обводного канала, Охты и еще нескольких точек. На основании спектрального анализа специалисты «Водоканала» постараются определить, что могло являться источником загрязнения. Одним из них может оказаться Обуховский завод, на который обратили внимание сотрудники Балтийской спецморинспекции.

Злостными загрязнителями чистых вод Невы также являются танкеры и сухогрузы, проходящие по Волго-Балтийской водной системе. Их будут пытаться отлавливать с помощью лазерных датчиков.

Источник: Фонтанка.ру-www.regions.ru 22.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«ТНК-ВР» - отправляется в Сибирь. Всерьез и надолго

«ТНК-ВР» регистрирует в Тюменской области «Новый Российский Холдинг» (НРХ), который должен стать основным центром формирования прибыли компании. Частично прибыль будет извлекаться из недр Уватского района, где планируется создать нефтепромыслы мощностью до 10 млн. т нефти в год. Все это позволит обеспечить работой 8 тысяч человек, в полтора раза увеличить объем налогов, поступающих в областной бюджет.

Освоение нефтяных месторождений Увата шло долго и мучительно. Несмотря на все усилия, объемы добычи не поднимались выше миллиона т в год. В 1999 году контроль над действующими здесь «Уватнефтью» и «Тюменнефтегазпромом» перешел к компании ТНК. Однако и это не помогло. В результате в 2003 году Минприроды пыталось применить репрессивные меры за невыполнение объемов геологоразведочных работ, предусмотренных лицензионными соглашения.

Ситуация начала меняться после создания «ТНК-ВР». 14 июля 2004 года губернатор Тюменской области Сергей Собянин и исполнительный директор «ТНК-ВР» Герман Хан подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайшие два года область вложит в освоение нефтяных месторождений Уватского района 230 млн. долларов. Власти региона также окажут компании «ТНК-ВР» поддержку в решении различных вопросов. Компания обеспечит недостающие 2 млрд. долларов, которые понадобятся в ближайшие 20 лет для реализации этого проекта.

При освоении Уватских месторождений будет построено 300 км трубопроводов, 230 км автомобильных дорог, 230 км линий электропередач.

Источники: НГВ 22.07.2004, 19.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Сибнефть» и «ТНК-ВР» мирно поделят «Славнефть». А как будут делить экологические проблемы?

Компании «ТНК-ВР» и «Сибнефть» совместно владеют 98,95% акций «Славнефти». В ближайшее время они намерены завершить раздел ее активов. Предполагается, что каждый из владельцев получит половину добывающих и сбытовых активов компании, а нефтеперерабатывающие заводы останутся в совместном управлении.

Непонятно только, в какой пропорции «ТНК-ВР» и «Сибнефть» будут делить экологические проблемы, связанные с последствиями работы крупнейшего НПЗ «Славнефти» в г. Ярославле. Замечательные пруды-накопители с сотнями тысяч т кислых гудронов недалеко от р. Волги давно уже нуждаются в ликвидации.

Или этот «актив» компании предпочтут оставить государству?

Источник: RusEnergy 20.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Компанию «Эксон-Мобил» заинтересовали сибирские газы

Делегация компании «ExxonMobil Russia» во главе в президентом Джеффом Вудбури посетила Тюмень и Ханты-Мансийск. Компания завершает работы в рамках «Сахалин-1», где промышленная добыча нефти начнется уже в 2005 году. Сейчас она ищет возможности для новых инвестиций.

Одним из направлений деятельности «ExxonMobil Russia» могла бы быть переработка попутного газа, 27 млрд. кубометров которого ежегодно сжигают в факелах.

Источник: НГВ 20.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Скоротечный склероз пресс-службы КТК

Прямо-таки отвечая на заданный нами в предыдущем выпуске «Нефтяного обозрения» вопрос, что означает переименование поселка Южная Озерейка в «Специализированный морской порт «Южная Озерейка», пресс-служба «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) заявила, что «ни о каком новом строительстве речи не идет. Наименование получит уже построенный еще в 2001 г. объект» (www.logistic.ru).

Похоже, на пресс-службу КТК напал какой-то скоротечный склероз. Ведь еще в июне 2004 года российские средства массовой информации сообщили, что 15 июня КТК подписал контракт на разработку проектной документации по строительству третьего выносного причала, двух новых насосных станций и дополнительных резервуаров. Победителями тендера на проведение этих работ стали: группа компаний в составе Gulf Interstate Engineering (GIE) из США, John Brown из Великобритании, Казахстанского института нефти и газа, а также НИИ «Гипровостокнефть» из Самары.

Начальная пропускная способность нефтепроводной системы КТК составляет 28 млн. т в год. Сейчас объемы перекачки приближаются к этому значению. Но система с самого начала проектировалась под мощность в 67 млн. т в год. Гендиректор г-н Йен Макдональд заявил, что КТК в течение ближайших 4-5 лет нарастит мощность до этих значений.

Похоже, мнение пресс-службы КТК совсем не обязательно совпадает с мнением гендиректора этой компании. Ну и порядки у них там, однако .

Источник: www.logistic.ru 21.07.2004, RusEnergy 15.06.2004, www.regnum.ru 21.06.2004.
к оглавлению

Казахстан.
В Актау будет создан экологический пост

На территории морского порта Актау скоро начнет работать экологический пост. Его здание уже построено, ожидается завоз оборудования и поступление плавательных средств.

Пост будет заниматься проведением экологического контроля при морских перевозках нефтепродуктов, поиске и добыче нефти и газа со дна Каспийского моря. В 2004 году Актау будет переваливать 8 млн. т нефти. Кроме того, на расположенных рядом морских участках Тюб-Курган и Аташский будет проводиться разведочное бурение, а в дальнейшем - и добыча нефти и газа.

Источник: RusEnergy 23.07.2004.
к оглавлению

Грузия.
Строительство трубопровода Баку-Джейхан приостановлено

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Грузии приостановило на две недели работы по строительству нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, на 17-километровом участке, проходящем через Боржомскую долину. За это время министерство собирается провести дополнительную экспертизу безопасности трубопровода.

Сварочные работы были прекращены. Тем не менее, представители компании «Бритиш Петролеум», которая является оператором проекта, заявили, что это не приведет к задержкам сроков завершения строительства, намеченных на конец 2004 года.

О потенциальной экологической опасности прокладки трубопровода мощностью до 50 млн. т в год через курортную Боржомскую долину, где находятся источники минеральных вод, было известно с самого начала.

Ситуацию, видимо, обострила публикация в газете «Таймс» в мае 2004 года, в которой утверждалось, что строительство трубопровода идет с существенными нарушениями технологии. В частности, для изоляции сварных швов используется дешевый, но низкокачественный состав, который не гарантирует защиту труб от коррозии. На всем протяжении трубопровода должно быть около 50 тысяч стыков, из которых 15 тысяч уже сварены и изолированы.

Источник: «Росбизнесконсалтинг» 22.07.2004.
к оглавлению

Грузия.
250 тысяч долларов от «Бритиш Петролеум» на сохранение кавказских медведей

Компания «Бритиш Петролеум» в рамках проекта строительства нефтепровод Баку-Джейхан на территории Грузии реализует «Программу природоохранных инвестиций» (EIP) общим объемом 3 млн. долларов. Предусмотрены работы по охране редких видов, развитию лесного хозяйства в районах, по которым пройдет трасса трубы, поддержка природоохранных организаций.

Благодаря этой программе грузинская НПО «Научно-исследовательский центр консервации видов» (NACRES) стала победителем конкурса с проектом «Консервация видов и экосистем Грузии - защита бурого медведя». Во время выполнения проекта в период с лета 2004 по мая 2006 года будет определена численность популяции бурого медведя на Триалетском хребте, оценены факторы, представляющие опасность для существования этого вида, разработаны план его охраны и меры по подключению к этому местного населения.

«Бритиш Петролуем» выделит на этот грант в общей сложности 250 тысяч долларов.

Источник: НиК 21.07.2004.
к оглавлению

США.
Сапожник без сапог. У «Гринпис» проблемы на Аляске

Ситуация вокруг флагмана флота «Гринпис» судна «Арктик Санрайз» (Arctic Sunrise) развивается не очень благоприятным для природоохранных активистов образом. Похоже, оно стало жертвой как природоохранных успехов, к которым «Гринпис» имеет самое непосредственное отношение, так и собственного разгильдяйства.

Оказалось, что это крупное судно, направившееся к берегам штата Аляска с командой из 27 активистов на борту, чтобы принять участие в кампании протестов против лесозаготовок в национальном лесу Тонгасс, нарушило природоохранные законы штата.

После очередного разлива нефти на Аляске был принят закон, требующий от любого судна водоизмещением более 400 т за две недели до входа в воды штата предоставлять властям сведения о наличии страховки или финансовых гарантий на случай разлива нефти. За неделю до прибытия судно должно представить властям план действий по ликвидации возможных утечек нефтепродуктов.

В случае с «Арктик Санрайз», который во время полной заправки может принять на борт более 400 т топлива и моторного масла, ничего этого сделано не было. Оказалось, что организация, многие годы боровшаяся за предотвращение разливов нефти на море, просто не знала о том, что некоторые ее требования были удовлетворены.

Проведенная после задержания «Арктик Санрайз» техническая инспекция не выявила каких-либо нарушений в состоянии и подготовленности судна к плаванию. Финансовые возможности «Гринпис» также не вызвали сомнений. Однако соответствующую документацию надо было готовить вовремя.

Вся эта история могла бы служить досадным анекдотом из жизни природоохранного движения. Однако власти Аляски во главе с губернатором Мурковски, известным своим несгибаемым желанием пробурить, добыть, срубить все что можно и нельзя, похоже, все-таки решили раздуть скандал.

Против судна «Гринпис» возбуждено дело по обвинению в нарушении требований природоохранного законодательства штата. Максимальное наказание может составить до 1 года тюремного заключения и штраф в 10 тысяч долларов для частных лиц и до 200 тысяч долларов для организаций.

Представители «Гринпис» оправдываются, что речь идет не о нарушениях, которые могли привести к отрицательным экологическим последствиям, а о несоблюдении требований оформления документов. Тем не менее, власти Аляски заявляют, что «закон есть закон», и все его требования надо выполнять.

Источники: Fairbanks Daily News-Miner 23.07.2004, Sitnews (Ketchican) 22.07.2004.
к оглавлению

США.
«Киндер Морган» - гнусная убийца редких мышей. Это ей будет дорого стоить

В водно-болотном угодье Сьюсан в штате Калифорния, щедро политом дизельным топливом из лопнувшего продуктопровода компании «Киндер Морган» в апреле 2004 года, обитают два внешне очень похожих подвида мышей. Одни - обычные и многочисленные. Другие - редкие, находящиеся под охраной закона.

В процессе разлива и последующих аварийно-спасательных работ некоторое количество мышей погибло. Тела жертв были в плохом состоянии, и для определения видовой принадлежности их направили на генетическую экспертизу.

И вот пришла информация, которая явно не порадует компанию. Одна из мертвых мышей принадлежит к редкому, охраняемому подвиду. Анализ остальных восьми останков еще продолжается.

Компания пытается защищаться, заявляя, что погибшие мыши не были покрыты нефтью. Однако очевидных признаков этого и не должно быть, поскольку солярка все-таки легко испаряется. Мыши были найдены в зоне загрязнения дизельным топливом, где до этого их массовой смертности не отмечалось.

Это открытие дорого обойдется «Киндер Морган», которая сейчас ведет переговоры с властями о размерах и видах компенсаций за причиненный разливом ущерб. Согласно действующему законодательству, заплатив солидный штраф, компания еще должна будет провести работы, направленные на восстановление численности охраняемых видов, пострадавшим от ее действий. Так что теперь сотрудникам нефтяного трубопроводного гиганта «Киндер Морган» придется осваивать такую экзотическую специальность как разведение редких мышей и улучшение условий их обитания в дикой природе.

Расследование причин разлива примерно 70 т дизельного топлива также ничего хорошего не принесли. После почти трех месяцев размышлений представители компании признали, что причиной крупной трещины стала коррозия металла. Что и естественно было ожидать от трубы, которая эксплуатируется уже несколько десятков лет и в этом году должна быть заменена на новую.

Источник: Fairfield-Suisun Daily Republic 23.07.2004.
к оглавлению

США.
Техас - оставьте в покое наши пляжи и черепах

Руководитель регионального отделения природоохранной организации «Сьерра Клаб» в штате Техас выступил с предложением к властям США выкупить права на использование недр охраняемой природной территории «Падре-Айленд» (Scenic Padre Island National Seashore). Во время ее создания права на добычу полезных ископаемых остались в руках частных владельцев. В результате сейчас компания BNP Petroleum ведет здесь работы по бурению новых скважин для добычи газа.

Тяжелые грузовики, перевозящие оборудование, наносят ущерб природе этого уникального барьерного острова, расположенного у берегов штата Техас. Падре-Айленд - песчаная полоска земли длиной более 160 км. Он является крупнейшим неосвоенным барьерным островом в мире. На его поверхности и в прилегающих водах обитают сотни видов птиц и животных. На пляжах Падре-Айленда откладывают яйца морские черепахи. Ежегодно эти места посещает более 800 тысяч отдыхающих.

BNP Petroleum сейчас эксплуатирует две газовые скважины, а в следующие 30 лет собирается построить еще 16. Никакой стратегической необходимости в освоении этих месторождений нет, поскольку их общих запасов хватит на обеспечение потребностей США в природном газе в течение всего лишь одного дня.

Вторжение добытчиков газа не только наносит ущерб природе, но и неблагоприятно влияет на развитие в южном Техасе туризма, ежегодно приносящего до 40 млн. долларов.

Представитель «Сьерра-Клаб» считает, что предложение властям выкупить у компании права на добычу газа и тем самым оставить остров в покое, имеет под собой основания. Недавно президент Буш обеспечил такую возможность штату Флорида, где на повторные выборы шел его брат Джеб Буш. Идея добычи нефти у берегов Флориды крайне непопулярна среди жителей этого штата. Предоставленная благодаря помощи федерального бюджета возможность, по крайней мере, на длительный срок исключить такого рода проекты, вызвала одобрение избирателей.

Если президент Буш нашел возможность обеспечить такое решение проблемы для Флориды, губернатором которого является его брат, то почему бы ему не сделать такой подарок и своему родному Техасу?

Источник: Austin Cronicle 23.07.2004.
к оглавлению

США.
Работники «Бритиш Петролеум» убирают мусор с берегов Мексиканского залива

Более 30 работников компании «Бритиш Петролеум» с морской платформы «Марлин», стоящей в Мексиканском заливе, высадились на небольшом острове, где расположена лаборатория научно-исследовательская центра «Оушен Спрингс» местного университета. Эта лаборатория ведет работы, направленные на изучение возможностей устойчивого использования морских ресурсов и побережий. Она предлагает новые технологии, а также образовательные курсы.

Сотрудники «Бритиш Петролеум» занялись уборкой мусора, прибитого волнами к берегам острова. За день было собрано 50 больших мешков. За прошедшие два года это уже четвертая уборка пляжей, проведенная работниками компании в северной части Мексиканского залива. В них участвуют сотрудники «Бритиш Петролеум» из штатов Флорида, Миссисипи, Луизиана и Техас, их жены и дети.

Больше всего мусора - 200 мешков - было собрано на одном из пляжей Техаса. Два года назад некоторые сотрудники «Бритиш Петролеум» пришли к выводу, что в свободное от работы время они могут сделать что-то полезное для улучшения окружающей среды в тех регионах, где работают.

Представитель сотрудников «Бритиш Петролеум» сказал, что компания уделяет большое внимание недопущению ущерба окружающей среде. На эту тему внутри компании действует большое количество жестких правил и ограничений. Участие в общественных мероприятиях по очистке пляжей Мексиканского залива - это личное, имеющее семейный оттенок мероприятие.

Источник: Mississippi Press 18.07.2004.
к оглавлению

Великобритания.
На сколько хватит оставшейся нефти и что делать дальше

Когда глава «Бритиш Петролеум» лорд Браун заявляет, что имеющихся в мире запасов нефти при современном уровне ее добычи хватит на 40 лет, политики облегченно вздыхают, полагая, что решение энергетической проблемы можно отложить на потом.

При этом они не учитывают другого, не менее важного обстоятельства. Человечество приближается или уже вступило в фазу пика мировой добычи нефти. Дальше экономическая эффективность этой деятельности будет постоянно снижаться, поскольку расходы будут расти. Это означает, что эпоха дешевой нефти кончилась, и экономики основных потребителей нефти должны готовиться к работе в этих новых условиях.

Концепцию «пика нефтедобычи» развивает ряд крупных специалистов в области геологии. Одним из ведущих организаторов «Ассоциации по изучению пика нефтедобычи» (Association for Study of Peak Oil) стал доктор Колин Кэмпбелл, работавший геологом для «Бритиш Петролеум» и «Амоко». Он обращает внимание на то, что открытий гигантских, наиболее прибыльных для освоения месторождений с 1964 года стало все меньше. А с 1981 года добыча нефти стала превышать прирост новых запасов. Сейчас на каждые пять тонн добываемой нефти приходится только по одной тонне во вновь открываемых месторождениях. Доктор Кэмпбелл считает, что пик мировой добычи нефти будет достигнут в 2007 году, после чего ее уровень начнет снижаться. При существующей структуре экономики это приведет к устойчивому росту мировых цен на нефть.

Такой сценарий приведет к возникновению серьезных экономических проблем глобального масштаба. Чтобы предотвратить внезапное начало экономического кризиса, нефтяные компании и правительства должны представить достоверную информацию об имеющихся запасах нефти в месторождениях.

Скандал с компанией «Шелл», которая в 2004 году объявила о значительном снижении оценок имеющихся у нее достоверных запасов нефти, подтверждает, что в этой сфере существуют серьезные проблемы. Еще большей проблемой является закрытость информации о состоянии нефтяных запасов Саудовской Аравии, крупнейшего источника нефти для всей мировой торговли. Саудовские власти заявляют, что нефти хватит надолго и для всех желающих. Однако специалисты предполагают, что, несмотря на сохраняющиеся огромные запасы, эта страна также подходит в пику нефтедобычи. Баснословная дешевизна добычи нефти в Саудовской Аравии, похоже, также постепенно отходит в прошлое.

Адаптация мировой экономики к этой новой ситуации потребует огромных изменений, которые будут длиться десятки лет. Но, похоже, они неизбежны, и становятся все более неотложными.

Лорд Браун из «Бритиш Петролеум» говорит правду, заявляя, что при современном уровне добычи нефти хватит на 40 лет. Однако это не вся правда. Лорд Браун не говорит, во сколько будет обходиться добыча этой нефти, и сколько придется заплатить потребителям за конечные нефтепродукты.

Источник: Guardian 19.07.2004.
к оглавлению

Испания.
Уборка помойки с утопшего танкера «Престиж» продолжается

Испанская компания «Репсоль» (Repsol YPF) собирается в ближайшие недели завершить откачку нефтепродуктов из обломков танкера «Престиж». Судно, перевозившее 77 тысяч т российского мазута, затонуло 19 ноября 2002 года в 270 км от берегов Испании. Большая часть его груза разлилась по поверхности моря, на многие месяцы вызвав сильнейшее загрязнение берегов Испании.

Около 20 тысяч т мазута, оставшихся в затонувших частях корпуса, создавали постоянную угрозу «черного прибоя» для только что очищенных пляжей. В связи с этим были начаты работы по откачке мазута со дна моря.

Для этого в сохраняющих пока герметичность частях судна делают отверстия. Вытекающий из них мазут начинает всплывать. Его перехватывают в огромные (30 м высотой) пластиковые мешки. После заполнения их осторожно поднимают на поверхность, где содержащийся в них мазут перекачивают на вспомогательное судно. Собранный мазут отправляется на переработку как сырье.

Сейчас компания уже откачала 5600 т мазута. Предполагается, что удастся откачать до 90% от количества, оставшегося в обломках «Престижа». Остальное достаточно крепко прилипло к стенкам. Этот мазут попытаются уничтожить при помощи специальных бактерий.

На эти работы затратят в общей сложности 99 млн. евро (122 млн. долларов США). Относительно источника средств для их оплаты ничего не говорится. Стоимость откачанного мазута позволит компенсировать только часть затрат.

Источник: AP-Yahoo.com 21.07.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Опять захват заложников. Боевики иджав утверждают, что это не они

Трудовой конфликт в сервисной нефтяной компании «Прайд Форасоль» (Pride Forasol) завершился захватом 11 заложников из числа иностранных сотрудников (в основном это были французы - 8 человек) и экономическими потерями в 1 млн. долларов США.

Губернатор штата Байелса (Bayelsa) был вынужден отложить свою поездку в Великобританию, чтобы руководить операцией по освобождению захваченных иностранных специалистов. Губернатор выступил с резкой критикой трудовой политики иностранных компаний. Он заявил, что считает недопустимым, когда из года в год работники нанимаются по временным контрактам, а не получают постоянные рабочие места и связанные с этим права. Губернатор также недоволен тем, что компании, добывающие нефть на территории штата, не имеют в нем офисов и представительств, и, соответственно, не платят налогов в региональный бюджет.

Вся эта история вызвала довольно любопытную реакцию со стороны молодежных группировок племени иджав. Их члены провели демонстрацию, во время которой заявили, что захват заложников компании «Прайд Форасоль» был чисто внутренним трудовым конфликтом. Участники молодежных группировок иджав к этому не причастны. И вообще, теперь они не занимаются захватом заложников, никого не убивают, не воруют нефть, не повреждают оборудования на нефтепромыслах.

Что они делают в освободившееся от этих занятий время, и, самое главное, откуда добывают средства для своего явно не бедного существования, осталось не ясным. Но, тем не менее, по сравнению с прошлыми годами прогресс налицо.

Источник: This Day 23.07.2004.
к оглавлению

Австралия.
Проект добычи нефти из сланцев окончательно провалился

Компания «Квинсленд Энерджи Рисорсиз» (Quensland Energy Resources - QER) объявила о прекращении работ по добыче нефти из битуминозных сланцев в провинции Квинсленд. После того, как в 2002 г. из проекта вышла крупная нефтяная компания «Санкор» (Suncor), финансовое положение QER было весьма неустойчивым. Два года компания получала государственные субсидии в размере до 55 австралийских долларов на баррель, что обходилось австралийскому бюджету в 36 млн. долларов в год. Благодаря этому компании удалось извлечь около 200 тысяч т нефти.

Для этого приходилось предпринимать просто титанические усилия. Для извлечения нефти сланцы дробили и обжигали в специальной огромной печи при температуре 500 градусов. В связи с необходимыми для этого большими энергозатратами цикл использования нефтепродуктов из такой нефти приводил к выбросам парниковых газов, в 4 раза большим, чем при эксплуатации обычных месторождений.

Однако при высоких мировых ценах на нефть такие проекты имеют определенные экономические перспективы. Еще в 2000 году редакционная статья в журнале «Нью Сайнтист» предупреждала, что повышение мировых цен на нефть может привести к двум взаимно противоположным последствиям. В первом случае человечество, наконец, займется переходом на использование возобновимых источников энергии.

Во втором - станет экономически эффективным освоение труднодоступных месторождений, в том числе и таких нетрадиционных источников нефти как сланцы и песчаники. Их разработка будет наносить гораздо больший ущерб окружающей среде, включая выбросы парниковых газов, чем добыча нефти на используемых в настоящее время месторождениях. Очевидно, что этот путь ведет в тупик.

Многолетняя борьба природоохранных активистов Квинсленда за прекращение субсидирования разрушающих природу проектов нефтяников, наконец, увенчалась успехом.

Источники: Australian 22.07.2004, Greenpeace 21.07.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное