Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 26


Информационный Канал Subscribe.Ru

N26  Нефтяное обозрение
28 июня - 4 июля 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0426.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Россия.
Методы удвоения ВВП: разводка, постановка на счетчик и кидалово.

Прошедшая неделя отмечена процессом, который ведущая российская деловая газета «Ведомости» деликатно охарактеризовала как «Разгром» (30.07.2004). Использовать определение, более соответствующее сути происходящего, это издание не решилось.

Менее лояльный «Коммерсантъ» выразился брутальнее: «ЮКОСу засветили молотком» (30.06.2004), «Аппетит пришел во время еды. Преднамеренное банкротство» (2.07.2004).

Газета «Известия» (03.07.2004), видимо, стремясь подчеркнуть особую лояльность своих владельцев властям, перешла на столь любимую Владимиром Владимировичем Путиным блатную феню: «Юкос»: большой отъем».

Пожалуй, этим названием она наиболее точно отразила суть происходящего.

Часть первая: «Разведение инвесторов на бабки».

17 июня 2004 года президент России В.В. Путин, выступая в Ташкенте, публично заявил, что власти Российской Федерации и правительство России не заинтересованы в банкротстве такой компании как «Юкос». Правда, при этом он добавил, что прохождение судебного процесса - это отдельная песня. Как показали дальнейшие события, В.В. Путин как всегда говорил правду. Проблема заключалась в том, что это была далеко не вся правда.

После этого заявления президента РФ воспрянувшие духом инвесторы бодро подняли совсем было упавший курс акций «Юкоса». Российский фондовый рынок оживился. Его капитализация увеличилась на миллиарды долларов.

Однако «недолго музыка играла, недолго фраер танцевал».

Часть вторая: «Постановка на счетчик».

29 июня 2004 году арбитраж Москвы отклонил жалобу «Юкоса» и обязал компанию выплатить Министерству по налогам и сборам 99,4 млрд. рублей недоимок за 2000 год. При этом вопрос, почему МНС ждало аж 4 года, чтобы «обнаружить» это нарушение, и почему не сделало этого раньше, остался без ответа.

Далее последовало аналогичное требование уплатить недоимку в 98 млрд. рублей уже за 2001 г. Поскольку еще есть 2002 и 2003 годы, стало ясно, что общая сумма претензий МНС к компании может достигнуть 10 млрд. долларов США.

«Юкос», наверно, смог бы выдержать и столь тяжелый удар, если бы власти минимально проявили готовность не на словах а на деле поддержать работоспособность одного из крупнейших российских производителей. Однако замысел операции заключался отнюдь не в этом.

Часть третья: «Кидалово».

Просьба компании «Юкос» о проведении огромных выплат не в течение заведомо невыполнимого срока в пять дней, а хотя бы с рассрочкой на два года осталась без ответа. Не были сняты аресты счетов и акций, лишающие компанию каких-либо возможностей выполнить требования МНС.

Начался обвал курса акций компании. За 37 минут между 18.00 и 18.37 1 июля 2004 года капитализация «Юкоса» упала на 2,3 млрд. долларов. Следом за ним обрушился и весь российский фондовый рынок. Потери инвесторов стали исчисляться миллиардами долларов. Однако в подобных событиях, если кто-то терял огромные средства на этой простенькой двухходовой комбинации, то кто-то, более информированный, их приобретал. Это было во время так и не расследованного дефолта 1998 года. Это происходит и сейчас.

Раскачка на этой неделе раскачка российского фондового рынка, агония бывшего лидера российского реального сектора являются технической реализацией третьего этапа всей операции по «удвоению ВВП». Кое-кто из организаторов этой аферы не то что удвоил, а наверно в гораздо больше степени увеличил свое состояние.

Особую пикантность этой ситуации придавала проходившая в это же время встреча президента В.В. Путина с лидерами российского бизнеса. На ней присутствовали и представители бывшего «профсоюза олигархов» - Российского союза промышленников и предпринимателей. Беседа прошла в милой и непринужденной обстановке. Никто из лидеров российского бизнеса не поднимал вопрос о проблеме «Юкоса» и ее последствиях для всей российской экономики. Готовясь в этой встрече, руководство РСПП предложило бизнесменам выявить «маяки социальной ответственности», а также разделить бизнес на «социально ответственный» и «паразитирующий на проблемах общества».

Президент В.В. Путин, наверно, получил от этой встречи большое удовольствие. Операция «мочения в сортире», к тому же связанная с получением большого экономического эффекта, блестяще удалась.

Интересно, проанализируют ли актеры погорелого театра из РСПП, кто заработал на этом феерическом по откровенности кидалове и опубликуют ли результаты. Или, затруднившись придать этому откровенному «паразитированию на проблемах общества» облик «социальной ответственности», в очередной раз предпочтут промолчать?

Источники: «Известия» 3.07.2004, «Коммерсантъ» 30.06.2004, 2.07.2004, «Ведомости» 2.07.2004, 1.07.2004, 30.07.2004, «Время новостей» 30.06.2004, 2.07.2004.
к оглавлению

Продолжение темы - см. 2-3 статьи в разделе «Другие сообщения».

Тринидад и Тобаго.
Зачем госкомпания дезинформирует об объемах разлива?

Сначала государственная компания «Петротрин» (Petrotrin) сообщила о разливе на одном из своих промыслов 25 т нефти. Затем объем разлива увеличили до 50 т. Причины происшествия - вандализм. Несмотря на то, что территория промысла тщательно охраняется, неизвестные открыли запорные устройства у резервуаров с нефтью. И хотя, согласно официальным заявлениям, нефть была задержана обваловкой, на окрестных реках были развернуты боновые заграждения.

Информацию об объемах разлива опровергли представители небольшой частной компании, которая ведет работы на промысле, а сейчас занимается уборкой разлива. Ее представитель сообщил, что уже сейчас собрано около 50 т нефти. Реальный объем разлива оценивается в 500 т. Сначала «Петротрин» сообщил о разливе 25 т из одного резервуара. Потом он поднял оценки до 50 т из двух резервуаров. В реальности была вылита нефть из 5 резервуаров.

Представитель частной компании сообщил, что не знает, по каким причинам «Петротрин» так сильно занижает реальный объем разлива. Представители «Петротрин» продолжают настаивать, что он не превышает 50 т. Если на самом разлилось 500 т нефти, это будет самым большим официально зарегистрированным разливом нефти у компании «Петротрин». До этого ее «рекордом» были 120 т.

Представители Администрации по управлению окружающей средой не делали заявлений о своих собственных оценках объема разлива, которые будут считаться официальными. Однако они сообщили, что склонны придерживаться значений, заявленных «Петротрин», поскольку там работают «более опытные эксперты».

В последнее время деятельность компании «Петротрин» связана с бурными событиями. 2 июня 2004 года из одной ее скважин вдруг забил фонтан, который покрыл расположенные рядом автомашины, дома и растительность толстым слоем нефти.

Тринидад и Тобаго являются крупнейшим производителем нефти и газа на островах Карибского моря. Нефтегазовый сектор обеспечивает четверть валового внутреннего продукта этой страны.

Источники: ENN 2.07.2004, Trinidad Express 1.07.2004.
к оглавлению

США.
Ну и порядки на американских железных дорогах.

В 2001-2002 гг. транспортная администрация Нью-Йорка проверила организацию хранения и использования нефтепродуктов на «Железной дороге Лонг-Айленда» (Long Island Rail Road). Эти материалы, казалось бы, были надежно похоронены в недрах чиновничьей конторы. Однако изданию «Ньюсдей» (Newsday), используя «Закон о свободе информации» (Freedom of Information Act), удалось их извлечь оттуда. После знакомства с этими документами становится понятной причина нежелания чиновников привлекать внимание общественности к результатам проверки. Такое количество вопиющих нарушений не где-то в глухой дали, а на территории крупнейшего города США вызывает серьезные вопросы о дееспособности системы государственного контроля.

В результате проверки было выявлено, что в компании отсутствует какая-либо структура, отвечающая за безопасность хранения нефтепродуктов. Компания использует, по крайней мере, 35 резервуаров для хранения нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива, керосина, отработанного масла. Почти половина из них, расположенная на 7 различных железнодорожных станциях, была не зарегистрирована, и, соответственно, не проходила каких-либо официальных проверок.

Согласно действующему законодательству, все стационарные резервуары для хранения нефтепродуктов должны быть зарегистрированы и подвергаться ежемесячной инспекции. Некоторые резервуары «Железной дороги Лонг-Айленда» не подвергались инспекции на протяжении 15 лет.

Для пригородных линий такие проверки должны были проводиться силами местных администраций, требования которых к охране окружающей среды строже, чем на уровне штата и федеральные. Однако ничего этого не делалось, поскольку местные власти просто не располагали официальной информацией о существовании резервуаров.

У компании отсутствовал какой-либо план действий в случае утечек или аварий на принадлежащем ей резервуарном парке. И уж тем более, у нее не было специального оборудования, необходимого для проведения таких работ.

Представитель «Железной дороги Лонг-Айленда» заявил, что она провела большую работу по выполнению 12 рекомендаций, содержавшихся в материалах проверки. Кроме того, он обратил внимание, что компания никогда не получала предупреждений и не была оштрафована за какие-либо нарушения в области охраны окружающей среды.

Впрочем, лучше бы он этого не говорил. Теперь у журналистов появится основание задать вопрос, чем занимались все это время соответствующие официальные контролирующие органы, и чем объясняется их непостижимая неинформированность о том, что происходит на железной дороге.

Источник: Newsday 4.07.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Ну и порядки на Клинской ТЭЦ.

Как и предполагалось, последствия разлива мазута на Клинской ТЭЦ оказались несколько серьезнее, чем об этом заявляли специалисты местного «Водоканала», занимавшиеся ликвидацией этой аварии.

Разлив произошел 24 июня 2004 года. В процессе подогрева произошло повреждение затворного механизма, и несколько сотен тонн горячего мазута вылилось из резервуара. Некоторое время его сдерживала специально построенная для этого заградительная кирпичная стена. Однако, как оказалось, она была настолько разрушена, что долго сдерживать мазут не смогла. Горячая черная масса потекла дальше. Сначала на локализацию и сбор разлившегося мазута привлекли около сотни работников муниципальной службы «Водоканал». Они сделали временную обваловку и остановили дальнейшее распространение мазута. Что дальше со всем этим делать - было непонятно. К этому моменту появились специалисты московского предприятия, занимающегося решением таких проблем. За свою работу они запросили 12 млн. рублей.

На место прибыл и глава областной МЧС г-н Гайдук. Он сообщил, что необходимы решительные действия с применением спецтехники, которая на самолете уже прибыла в подмосковный аэропорт Раменское. Почему для ликвидации таких аварий в Москве и Московской области технику надо привозить на самолете, г-н Гайдук не сказал. Но зато он сообщил, что отсутствие специального подразделения для ликвидации разливов, а также предназначенной для этого техники в Клинском районе является уголовно наказуемым нарушением Федерального Закона «О производственной безопасности».

Судя по показанным по телевидению кадрам, откачка застывшего мазута даже с помощью спецтехники идет как-то не очень бодро. Большие лужи или небольшие озера застывшего мазута все еще находятся на территории Клинской ТЭЦ. Уборка официально признанных 200 т разлившего мазута, похоже, займет значительное время. Как оказалось, привезенная МЧСовским центром «Эко-Спас» специальная техника также оказалась не очень эффективной для ликвидации аварии.

В итоге героические труженики «Клинводоканала», смонтировав временное насосное оборудование, вручную двигают к нему застывший мазут. Там его разогревают и закачивают в свободные танки. Интенсивные дожди снизили пожарную опасность. Правда, куда потекут с покрытой мазутом территории Клинской ТЭЦ дождевые воды, пока непонятно.

К счастью, авария произошла в теплое время года. Поэтому в результате ее жители Клина останутся только без горячей воды, а не без необходимого зимой отопления.

Источники: «Известия» 28.06.2004, www.regnum.ru 28.06.2004, www.mosoblpress.ru 5.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Олигархи должны осваивать «сливание с местностью»

В наивной мечте уцелеть при разворачивающемся во всю мощь процессе «грабежа награбленного» руководство Российского союза промышленников и предпринимателей кинулось заниматься какими-то уж совсем изумляющими вещами, при этом ссылаясь на якобы поступившие сигналы со стороны президента В.В. Путина.

В качестве волшебного средства спасения предлагается усиленное внедрение «социальной ответственности бизнеса». При этом все это занятие предлагается называть «внедрением в России международных стандартов социальной отчетности».

Функционеры РСПП уверены, что общество просто не видит социально ориентированных усилий российской экономической верхушки. Многие компании демонстрируют высокую корпоративную ответственность, но по каким-то загадочным причинам предпочитают не сообщать об этом обществу. Компания «Лукойл», например, потратила 170 млн. долларов на экологию, но об этом почему-то мало кто знает.

Бюро РСПП приняло решение о том что: «актуальным является разделение бизнеса на социально ответственный и бизнес, паразитирующий на проблемах общества, использующий в своей практике некорректные, деструктивные, противоправные методы достижения финансового результата, такие как заказные банкротства, захваты предприятий, криминальное уклонение от налогов».

Источник: «Ведомости» 1.07.2004.
к оглавлению

Комментарий составителя

Реализация пожелания руководства РСПП на эту тему создаст для него весьма двусмысленную ситуацию. Ведь если РСПП объективно оценит то, что сейчас власти вытворяют с компанией «Юкос» и российским фондовым рынком - ему грозит опала и серьезные проблемы. Конечно, РСПП может заняться убеждением российского общества в том, что действия нынешних российских властей в области управления экономикой страны являются концентратом этой самой социальной ответственности. Но в этом случае РСПП из фазы «профсоюза олигархов» быстро перейдет в категорию шута, пытающегося заслужить благосклонность власти.

Россия.
Передовики налогового соревнования

Глядя на то, что власти вытворяют с компанией «Юкос», российские нефтяные компании бурно занялись повышением своей «социальной ответственности». Поскольку в соответствии с указаниями, высказанными министром финансов г-ном Кудриным, первым критерием социальной ответственности является выплата налогов, социальное соревнование развернулось именно в этой сфере.

В передовиках оказалась государственная компания «Роснефть». Ее представители везде громко заявляют, что «Роснефть» платит больше налогов, чем в среднем по отрасли. Компания гордится тем, что у нее ставка на прибыль составляется 35%, а то и еще больше. В 2002 году «Роснефть» заплатила 170 млн. долларов налога на прибыль, а в 2003 году - уже 201 млн. долларов.

«Роснефть» не использует официально разрешенные схемы минимизации налога на прибыль, а только прямо предусмотренные законом вычеты и льготы. Тем не менее, высочайшая налоговая социальная ответственность этой компании не помешала ей потратить еще 53 млн. долларов на благотворительность. Правда информация о конкретных целях, на которые пошли эти значительные средства, звучит как-то невнятно. Упоминается о какой-то деревне для национальных меньшинств, но за такие деньги не то что деревню на крайнем севере - комплекс дачных дворцов в Подмосковье построить можно.

Общая финансовая ситуация в компании выглядит не столь жизнерадостно. В 2003 году ее краткосрочная задолженность выросла до 1,426 млрд. долларов, а в 2002 году она составляла 863 млн. долларов. Долгосрочная задолженность тоже увеличилась с 1,18 млрд. долларов в 2002 году до 1,8 млрд. долларов в 2003 году. Отношение чистого долга «Роснефти» к собственному капиталу компании составляет 80%. Это тоже один из самых высоких показателей в отрасли. В среднем он составляет 20-30%.

Однако первый вице-президент «Роснефти» г-н Алексеев считает, что в этом нет ничего страшного. Большой долг - это нормально, поскольку сейчас кредитоваться выгоднее, чем использовать собственные средства. К тому же каждый последующий кредит дешевле предыдущего. Что компания «Роснефть» будет делать, когда продолжение этой кредитной пирамиды станет невозможным - неизвестно.

Вдогонку за государственным нефтяным передовиком социально-ответственного соревнования устремилась частная компания «Лукойл». Но ее результаты выглядят более скромно. Ей удалось довести эффективную ставку налога на свою прибыль до 28% при установленном законом значении 24%. Специалисты указывают, что столь выдающихся результатов компании, наверно, удалось достичь на счет различий в чистой прибыли, определяемой по стандартам бухгалтерского учета, и той, что определяется по налоговому законодательству. Например, в первом случае затраты на благотворительность вычитаются из чистой прибыли, а во втором случае - нет. Кому на такую разницу наделала благ компания «Лукойл» также осталось неизвестным.

Вообще проблема корпоративной благотворительности российских нефтяников почему-то относится к наиболее тщательное скрываемым секретам. Интересно было бы узнать, кому и сколько они платят благотворительных пожертвований, чтобы так старательно молчать об этом.

Источники: «Коммерсантъ» 2.07.2004, «Ведомости» 2.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Открытая Россия» продолжает работу.

На заседании правления общественной организации «Открытая Россия», возглавляемой подсудимым Михаилом Ходорковским, его заместителем (по части председательства, а не сидения) был избран сенатор от Мордовии Николай Бычков.

Нынешнее местонахождение Михаила Ходорковского и условия его содержания препятствуют эффективному выполнению им обязанностей в «Открытой России». Михаил Ходорковский будет по мере возможности продолжать участвовать в работе этой организации. Николай Бычков будет руководить работой «Открытой России» до завершения периода вынужденного отсутствия Ходорковского.

Фонд «Открытая Россия» был учрежден акционерами НК «Юкос» и рядом физических лиц в 2001 году. Он поддерживает проекты в области образования и культуры. «Открытая Россия» стала российским аналогом и идейным преемником фонда «Открытое общество» Джорджа Сороса. С течением времени фонд стал поддерживать проекты, направленные на развитие гражданского общества в России, в том числе деятельность правозащитных организаций.

Избрание заместителя Михаила Ходорковского, защищенного иммунитетом сенатора, позволит «Открытой России» повысить эффективность своей работы. Кроме поддержки проектов в области образования, культуры и строительства гражданского общества в России, фонд собирается расширить работу с правозащитными организациями в области защиты прав заключенных. Согласно заявлению директора программ «Открытой России» Ирины Ясиной, фонд совместно с «Московской Хельсинской группой» и обществом «Мемориал» будет активно помогать людям, пострадавшим от произвола правоохранительных органов и детям, находящимся в местах заключения.

Относительно опасений, что проблемы компании «Юкос» окажут негативное влияние на финансовое состояние фонда, Ирина Ясина сообщила, что «Открытая Россия» финансируется из средств акционеров - членов группы «Менатеп», до которой власти пока не добрались. Бюджет фонда обеспечен до 2006 года, и при отсутствии форс-мажорных обстоятельств он будет продолжать свою работу. Об устойчивости финансового положения «Открытой России» говорит то, что финансирование поддерживаемых им проектов увеличится с 9 млн. долларов в 2003 году до 30 млн. долларов в 2004 году.

Источники: «Время новостей» 2.07.2004, 30.06.2004, «Коммерсантъ» 2.07.2004, RusEnergy 2.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Общественность и суд убеждают госэколэкспертизу работать по правилам.

29 июня 2004 года вступило в силу решение Южно-Сахалинского городского суда о признании недействительным заключения государственной экологической экспертизы по проекту рубок главного пользования, проводимых государственным унитарным предприятием «Сахалинская лесная компания». Суд признал незаконным решение Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Сахалинской области о назначении, проведении и утверждении заключения экспертизы этого проекта.

Согласно проекту, «Сахалинская лесная компания» будет рубить лес в бассейне нерестовой реки высшей категории Агнева. Здесь расположено наиболее ценное на всем западном побережье Сахалина нерестилище сахалинского тайменя. Однако это не смутило «Сахалинскую лесную компанию». Он здесь рубит лес с 2001 года, несмотря на то, что заключение государственной экологической экспертизы по проекту этих рубок было оформлено лишь в 2003 году. Органы охраны природы и рыбных запасов неоднократно обнаруживали на лесосеках компании грубые нарушения правил рубок и требований охраны природы.

Иск в суд был подан от общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», а также группы физических лиц. Интересы общественности в суде представляли юристы из организации «Экодаль» Ирина Богдан и Диана Тарасевич из «Вахты Сахалина».

Основаниями для решения суда послужили следующие выявленные существенные нарушения законодательства. В представленной на экспертизу документации отсутствовали материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Не было проведено обсуждение предлагаемого проекта с гражданами и общественными организациями. Состав экспертной комиссии не соответствовал установленным требованиям. Согласно действующим требованиям, в комиссии должно быть не менее трех экспертов. В случае с проектом «Сахалинской лесной компании» эксперт был один (не считая председателя комиссии и секретаря).

Управление природных ресурсов пыталось утверждать, что общественное мнение не может повлиять на выводы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. В связи с оно не обязано организовывать общественное обсуждение или требовать этого от авторов проекта. Однако суд не согласился с этими утверждениями.

С 29 июня 2004 года, когда приговор суда вступил в силу, государственное унитарное предприятие «Сахалинская лесная компания» обязано прекратить рубки в бассейне реки Агнева, поскольку эта деятельность без наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы является незаконной. Для возобновления лесозаготовок компания должна получить положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с установленными требованиями, т.е. с разработкой материалов ОВОС и проведением общественных слушаний.

Источник: www.regnum.ru 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Жители Москвы осваивают методы самообороны от городских чиновников.

Упорные усилия московских властей, продолжающих уплотнять застройку, в ходе чего уничтожаются зеленые насаждения и ухудшаются условия проживания окрестных жителей, вызвали адекватную общественную реакцию.

15 июня 2004 году был создан общественный «Комитет защиты москвичей». Его председателем избран видный деятель партии «Яблоко» г-н Митрохин. Комитет собирается выяснить, почему в Москве имеются такие очевидные пороки градостроительной политики, как ее полная закрытость, отсутствие учета интересов жителей города, игнорирование их жалоб и протестов против нового строительства и многое другое.

Комитет намерен оказывать помощь жителям столицы в их борьбе с десятками случаев незаконного строительства. Одной из наиболее острых точек противостояния стал район Крылатское, где местное население возражает против строительства под окнами жилых домов мощной автомагистрали. Характерно, что многие жители Крылатского узнали об этом строительстве, когда сюда уже пришла строительная техника. О том, хотят ли они этого строительства, согласны ли с ним, их никто не спрашивал.

При содействии Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина «Комитет защиты москвичей» намерен организовать встречу с администрацией Москвы и мэром Лужковым.

Похоже, московская мэрия уже начала готовиться к этой встрече. 22 июня 2004 году было принято распоряжение Московского правительства 1247-РП «О дополнительных мерах по ограничению размещения объектов строительства на озелененных территориях города Москвы». В нем говорится, что московским префектам теперь запрещено предоставлять земельные участки для размещения объектов строительства на озелененных территориях города без наличия исходно-разрешительной документации, согласованной с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В установленных законом случаях теперь даже потребуются положительные заключения государственной экологической экспертизы. После того, как теперь уже московский мэр своим распоряжением запретил московским префектам злостно нарушать требования действующего федерального природоохранного законодательства, можно надеяться, что ситуация начнет улучшаться.

Еще г-н Лужков установил, что издание распоряжений на проектирование объектов гражданского строительства префекты должны осуществлять с учетом заключений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

Указаний насчет учета мнения федеральных структур, отвечающих в Российской Федерации за охрану природы, и, тем более, населения, от московского мэра не поступало.

Источники: www.regnum.ru 30.06.2004, КонсультантПлюс 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
В 2003 нефти вывезли много. В 2004 - еще больше.

Труженики российской нефтеэкспортной отрасли, в частности, компания «Транснефть», славно поработали в 2003 году. В систему ее трубопроводов было принято 415 млн. т нефти. Из них 208 млн. т пошли на экспорт, а 207 млн. т - на переработку внутри страны.

Судя по результатам первого полугодия, в 2004 году процесс перекачки российского черного золота в экономически развитые страны, где она нужнее, будет идти еще активнее. Через систему «Транснефти» в первом полугодии 2004 году на экспорт было отправлено 97 млн. т, что на 20% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Через морские порты было отгружено 56 млн. т (рост 28%). Основные экспортные терминалы - Новороссийск (24,6 млн. т), Приморск (19,9 млн. т), Одесса (4,3 млн. т), Бутинге (4,3 млн. т). Еще 33 млн. т перекачали по трубопроводу «Дружба», а 5,2 млн. т - экспортировали по железной дороге.

Источники: www.logistic.ru 2.07.2004, Финмаркет 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Куда вставлять еще одну большую нефтяную трубу, будет решать президент Путин.

Технико-экономический доклад о целесообразности строительства нового «Северного нефтепровода», который будет проложен из Западной Сибири куда-то на север Европейской части России, уже подготовлен и согласован со всеми членами рабочей группы из регионов. Об этом сообщил ректор Горного института Владимир Литвиненко. По его словам, при разработке доклада были каким-то образом учтены взаимоисключающие альтернативные предложения губернаторов Мурманской области и Ненецкого автономного округа.

Президент НК «Транснефть» г-н Вайншток, видимо беспокоясь о проблеме финансирования этого очередного проекта века, настаивает на строительстве экспортного терминала в районе мыса Святой Нос, либо у поселка Индига в Ненецком автономном округе. Его, правда, несколько смущает, что в этом случае придется иметь дело с замерзающими акваториями. Но зато строительство обойдется на 5 млрд. долларов дешевле.

А вообще, участники рабочей группы хотели бы, чтобы окончательное решение о строительстве «Северного нефтепровода» принимал президент Путин. Господин Литвиненко сообщил, что желательно, чтобы поручение о его строительстве было оформлено в виде президентского указа. Видимо только в этом варианте слова г-на Вайнштока о том, что «Северный нефтепровод» может быть построен за 20 месяцев, не будут выглядеть ненаучной фантастикой.

Правда есть опасность, что если такой президентский указ все-таки будет подписан, ненаучной фантастикой окажется проведение серьезной экологической экспертизы этих нефтеэкспортных затей. Ну да кого это в государстве российском интересует?

Источник: Росбалт 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Отважные действия поморов.

Руководители поморских национально-культурных организаций во время прошедшей в Архангельске встречи с делегацией генконсульства США выразили обеспокоенность ростом экспорта российской нефти в США. В последние годы объемы ее перевалки через порты Белого и Баренцева морей резко увеличиваются. На очереди - гораздо более крупномасштабные проекты.

Руководитель национально-культурной автономии поморов Архангельской области Павел Есипов высказал генконсулу Моррису Хьюзу протест против намерений некоторых российских компаний нарушать интересы и права поморов, которые определили себя как коренной малочисленный народ.

Павел Есипов сообщил, что они достигли полного взаимопонимания с Моррисом Хьюзом по этому вопросу. Относительно того, распространяется ли оно на предложение «Транснефти» построить экспортный терминал на Святом Носу, в сообщении не указывается.

Источник: АБН 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
У «Транснефти» - дефицит компьютеров. Или она не умеет ими пользоваться.

13 июля 2004 года во Владивостоке пройдут общественные слушания по проекту нефтепровода компании «Транснефть» по маршруту «Тайшет - бухта Перевозная» в части, касающейся территории Приморского края. В помещении ОАО «Норфеса» по адресу Нижне-Портовая, 3 открыта приемная, где желающие могут познакомиться с материалами, содержащими оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также с обоснованием инвестиций по этому проекту.

Просмотр около десятка томов документации требует значительного времени. Однако просьба представителей Дальневосточной экологической общественной организации «Зеленый крест» предоставить электронную версию этих материалов не была удовлетворена.

Каким образом с этой документаций могут ознакомиться заинтересованные лица, проживающие на некотором удалении от Владивостока, например в Москве, вообще остается неясным.

В ближайшее время Арбитражный суд Приморского края повторно будет рассматривать иск «Зеленого креста» к ОАО «Транснефть». Эта организация попросила предоставить на общественную экологическую экспертизу материалы проекта нефтепровода «Ангарск - бухта Перевозная», общественные слушания по которому также проходили во Владивостоке в 2002 году. Но также ничего не получила. С тех пор в области освоения электронных носителей информации в компании «Транснефть», похоже, ничего не изменилось.

Источник: Regnum 30.06.2004.
к оглавлению

Россия.
Ленинградская область приостановила прием заявок на строительство новых нефтяных терминалов.

Власти Ленинградской области осенило. Они, наконец, осознали, что если все заявленные планы строительства нефтяных терминалов на берегах Финского залива будут реализованы, на его берегах больше делать будет нечего. Уже сейчас суммарная мощность заявляемых экспортных терминалов достигла 165 млн. т в год.

Прием новых заявок на строительство экспортных терминалов на побережье Финского залива остановлен до выяснения предельно допустимых объемов перевалки нефти и нефтепродуктов через этот регион. О том, что при этом еще желательно бы учесть интересы других видов пользования, и, прежде всего рекреационного, потенциал которого в области огромен, дело пока не дошло. Но все-таки процесс перехода ленинградской нефтяной горячки в несколько менее лихорадочную и судорожную форму, видимо, начался.

В придачу к двум действующим портам «Транснефти» и «Лукойла» в северной части залива имеется еще 3 аналогичных предложения. Компания «Роснефть» подала заявку на строительство терминала мощностью до 30 млн. нефтепродуктов в год стоимостью 400 млн. долларов. Согласно заявке, строительство предполагается начать уже в 2005 году. Первая очередь должна начать работу в 2007 году. Это позволит ежегодно экспортировать до 6 млн. т сырой нефти, 5 млн. т мазута и 4 млн. т дизельного топлива.

Однако реализация этого проекта, равно как и развитие терминала «Лукойла» ограничивается мощностью железной ветки в Приморск. Железнодорожники готовы за два года решить все проблемы. Правда это обойдется в 62 млрд. рублей. Правительство РФ пока не приняло решение о проведении этих работ.

«Транснефтепродукт» также хочет переваливать в районе Приморска 20 млн. т нефтепродуктов. Причем первую очередь мощностью 10 млн. т эта компания хотела бы запустить уже в 2007 году. «Транснефтепродукт» собирается отгружать там нефтепродукты с Киришского НПЗ, хотя его владелец, «Сургутнефтегаз», имеет свои планы относительно экспорта производимой на нем продукции. Еще в середине 1990-х годов эта компания заявляла о планах строительства экспортного терминала на южном берегу залива в районе бухты Батарейная, но до сих пор эти работы не начаты.

Бурное развитие экспорта нефти ожидается на южном берегу Финского залива в районе Лужской губы. Три компании - Oiltanking, ТНК-ВР, «Северо-Западный Альянс» - уже получили разрешение на проведение изысканий.

Компания Oiltanking, входящая в холдинг Marquard&Bahls Group, эксплуатирует 68 нефтяных терминалов по всему миру. Она хочет за 80 млн. долларов построить терминал мощностью 5-7.5 млн. т с перспективами дальнейшего расширения до 10 млн. т.

Эта компания готова тесно сотрудничать с ТНК-ВР, которая уже к 4 кварталу 2006 года собирается завершить строительство терминала для экспорта 7,5 млн. т нефти, 4 млн. т мазута и 0,5 млн. т дизельного топлива в год. Стоимость этого проекта составит 175 млн. долларов. В феврале 2004 году комиссия при правительстве Ленинградской области удовлетворила заявку ТНК-ВР на строительство этого объекта, и, по словам вице-губернатора г-на Дваса, уже предварительно согласовано место размещения терминала.

Проект строительства экспортного терминала мощностью до 4 млн. т в год в Лужской губе предлагает ООО «Северо-Западный Альянс», готовый привлечь на эти цели 115 млн. долларов. Однако правительство области не располагает сведениями об учредителях этой компании. Кроме того, в администрации Ленинградской области имеются заявки на строительство еще двух экспортных нефтяных терминалов, а также на перевалку сжиженного газа, аммиака, карбамида и много чего другого.

Прием новых заявок остановлен до осени 2004 года. К этому времени правительство Ленинградской области собирается получить заказанную им генеральную схему развития северной части Лужской губы. В правительстве области пришли к выводу, что не в силах удовлетворить все заявки до проведения зонирования территории, и выяснения, какие объемы грузов могут быть перевалены через Лужскую губу с учетом имеющейся и создаваемой инфраструктуры.

Наконец-то дошло. Поздравляем.

Источник: www.logistic.ru 29.06.2004.
к оглавлению

Россия.
Петербург - нефтеперевальная столица северо-запада.

За первое полугодие 2004 года ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» перевалил через порт Санкт-Петербурга 4,1 млн. т нефтепродуктов. Объем обработки светлых нефтепродуктов увеличился по сравнению с прошлым годом на 19% и достиг 1,6 млн. т. Перевалка темных нефтепродуктов выросла на 44% и составила 2,5 млн. т.

Сейчас ведутся работы по расширению резервуарного парка компании до 274 тысяч кубометров. После их завершения в 2005 году проектная мощность терминала возрастет до 12 млн. т. Реконструкция старой части комплекса, идущая параллельно с реконструкцией Киришского НПЗ, позволит довести объем перевалки нефтепродуктов на Петербургском нефтяном терминала до 15 млн. т в год.

Источник: НиК 2.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Петербургское наступление компании «Шелл».

В настоящее время доля «Шелл» на петербургском рынке нефтепродуктов составляет всего 2,5%. В дальнейшем она собирается увеличить ее до 10%. Согласно первоначальным планам «Шелл» собиралась построить в Санкт-Петербурге 25 АЗС. Однако эти планы не были реализованы в связи с финансовыми проблемами 1998 года.

Сейчас компания начинает строительство новых автозаправок по трассе «Скандинавия» на территории Ленинградской области

Источник: НГВ 29.06.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл» наконец отправил из Высоцка нефтепродукты.

29 июля 2004 г, через две недели после проведения торжественных мероприятий по открытию терминала компании «Лукойл» для экспорта якобы нефтепродуктов, из порта наконец вышел танкер с вакуумным газойлем. Особо бестолковым или, наоборот, въедливым журналистам объяснили, что 16 июня 2004 года, когда экспортный нефтепродуктовый терминал официально открывали, он действительно отгружал только сырую нефть. Теперь к ней добавился и вакуумный газойль - видимо, экспортный продукт максимально высокой степени переработки, который может выдавить из себя лидер российского нефтяного сектора. Согласно определению, данному на одном из сайтов компании «Лукойл», вакуумный газойль экспортный получается при вакуумной переработке мазута и предназначается для поставки на экспорт в качестве сырья для дальнейшей переработки. Так что сомнительно, чтобы этот нефтепродукт можно было заливать в бензобаки автомашин. Но, в конце концов, какая разница, если работа терминала в Высоцке приведет к созданию 500 рабочих мест.

Относительно догадок некоторых журналистов о том, что из Высоцка бензин и дизельное топливо потекут могучим потоком на принадлежащие «Лукойлу» бензозаправочные станции США, ответ содержится в материалах, представленных на ежегодном собрании акционеров этой компании. Внимание экспертов привлекла такая статья как затраты на приобретение нефти и нефтепродуктов, составившие в 2003 году 509 млн. долларов.

Представители компании объяснили это необходимостью обеспечения работы американской сети из более 2000 автозаправочных станций «Лукойл». Из-за невозможности поставлять в США нефтепродукты собственного производства компания вынуждена закупать их у американских поставщиков по мировым ценам. И вообще, все это необходимо для внедрения на мировые рынки и приучения их к продукции «Лукойл».

Тем не менее, аналитиков рынка эти патриотические заявления не убедили, и они настаивают на том, что формирование этой статьи расходов компании - вещь весьма непрозрачная, а ее резкое увеличение вызывает ряд вопросов.

Вопросов относительно того, для экспорта чего: сырой нефти или продукции ее переработки реально предназначается терминал в Высоцке теперь уже ни у кого возникать не должно.

Источники: Росбалт 29.06.2004, RusEnergy 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Министр уточнил экологические намерения премьера.

Ранее мы сообщали, что премьер-министр Фрадков произвел тихую экологическую революцию, сообщив о намерении России строго выполнять принятые Международной морской организацией (ММО) ограничения на дальнейшие перевозки нефти и тяжелых нефтепродуктов на танкерах с одинарной обшивкой корпуса. В ходе прошедшей 30 июня в Москве встречи с министром экономики и предпринимательства Дании г-ном Бендсеном министр Левитин заявил, что Россия всегда поддерживала самые высокие стандарты мореплавания, включая необходимость перехода на использование танкеров с двойной обшивкой. При этом г-н Левитин не уточнил, каким образом это постоянное российское стремление к самым высоким стандартам безопасности мореплавания сочетается с использованием танкера «Престиж», а также многих его аналогов.

По словам министра Левитина, введение ограничений ММО в апреле 2005 года для России будет означать отказ от использования всего лишь двух судов.

Относительно возможности объявления Балтийского моря особо уязвимым морским районом (ОУМР) г-н Левитин сообщил, что по его мнению такого рода статус не должен придаваться большим по площади акваториям, различные части которых имеют очень различные природные характеристики, а также уровни хозяйственной деятельности. Тем не менее, российский министр транспорта выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с балтийскими коллегами в дискуссиях на эту тему.

Источник: www.logistic.ru 30.06.2004.
к оглавлению

Россия.
Пустите «Татнефть» в Европу. Через Калининградскую область.

Согласно информации компании «Татнефть», принципиальное разрешение на проектирование и строительство нефтяного терминала в г. Светлом она получила от местной администрации еще в 2002 году. Теперь это радостное решение предстоит довести до сведения местных жителей. На территории предприятия планируется построить железнодорожную эстакаду. Хранение нефтепродуктов будет осуществляться в восьми резервуарах по 6 тысяч кубометров каждый. Для локализации разливов в случае аварии они будут окружены железобетонными стенами высотой 1,8 м.

Резервуары будут оборудованы поплавковыми крышками, что позволит снизить на 98% испарение нефтепродуктов. Прием и налив мазута будут проводить на специальном герметичном оборудовании. Использование установки рекуперации позволит улавливать до 97% испаряющихся нефтепродуктов. Кроме того, основной вид переваливаемой продукции, мазут марки М-100, практически не испаряется.

Однако жители Светлого, похоже, не понимают своего счастья. Их беспокоит, что им придется жить в окружении предприятий по перевалке нефтепродуктов, которые здесь хотят построить не только «Татнефть», но и «Северо-Западная нефтяная компания», и ЗАО «Московская производственная база». Ближайшие жилые дома будут находиться всего в 200 м от этих обещаемых шедевров нефтеперевалочной мысли. Кроме того, городу предстоит любоваться регулярным прибытием составов с нефтепродуктами.

Пока местное население пишет письма протеста и намерено добиваться проведения общественных слушаний по этому проекту не так, как чиновникам и инициаторам проектов хочется, а в соответствии с действующими требованиями. Местные депутаты даже приняли «Положение о порядке проведения на территории МО «Светловский городской округ» общественного обсуждения объектов государственной экологической экспертизы».

Поддерживающая требования местного населения природоохранная группа «Экозащита» указывает, что аргументированное мнение, поддержанное публичными протестами, может поколебать мнение экспертов, проводящих государственную экологическую экспертизу. Это может произвести на них столь глубокое впечатление, что экспертная комиссия может даже принять решение о недопустимости реализации проекта. Хотя такого рода случаи редки, но они все же есть, жизнерадостно отмечают представители «Экозащиты».

Источники: АБН 28.06.2004, RusEnergy 29.06.2004.
к оглавлению

В связи с особо важностью этой темы мы включили в «Нефтяное обозрение» выдержки из одновременного выпуска «Лесного обозрения». Они показывают, что действительно, такое иногда случается, если общественные организации и местное население проявляют настойчивость.

Россия.
Автоматика сработала. Но лужа получилась большая.

2 июля 2004 года в Абинском районе Краснодарского края на нефтепроводе «Тихорецк - Новороссийск» традиционные «неизвестные лица» произвели незаконную врезку. Падение давления было зафиксировано в 19.10, а уже в 19.20 подача нефти была автоматически прекращена. Некоторая задумчивость автоматики и уже находящаяся в трубе нефть образовали разлив. По официальным данным его объем составил 20 кубометров. Его хватило на то, чтобы загрязнить 3000 кв. м почвы, а также местную речку. Чтобы не допустить загрязнения находящегося рядом водохранилища, на реке было установлено аж 11 рядов боновых заграждений.

Остается только удивиться, к каким серьезным последствиям может привести разлив всего лишь 20 кубометров нефти, из которых, согласно опять же официальным данным, 19 кубометров уже было собрано.

Источник: www.lenta.ru 5.07.2004, НГВ 5.07.2004
к оглавлению

Россия.
600 тонн нефти туда, 600 - сюда: какая разница?

Сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью при УВД Пензенской области и областной прокуратуры задержали тружеников АОА СПК «Труевское». Оказывается они (труженики, а не сотрудники) систематически, на протяжении двух лет занимались хищениями и переработкой нефти из нефтепровода «Дружба». Незаконная врезка в трубопровод находилась в лесном массиве около с. Малый Труев Кузнецкого района Пензенской области. Переработка украденной нефти осуществлялась на мини-комплексе ОАО «Труевское». Работа этой фирмы была прекрасно организована. Помимо нефтепереработчиков и перевозчиков здесь имелись охранники, защищавшие бизнес ОАО «Труевское» от возможных посягательств.

Два раза в неделю в темное время суток на машинах ОАО «Труевское» производился забор нефти. Ее перевозили в с. Евлашево Кузнецкого района, где располагался мини-комплекс, на котором из нефти делали дизельное топливо и бензин различных марок. За одну ночь из трубопровода похищалось до 150 т нефти. Одновременно с арестами организаторов этого бизнеса было изъято 600 т сырой нефти, два автомобиля КАМАЗ, а также трактор К-700 с цистерной для перевозки нефти и нефтепродуктов.

Удивительно, что во время всей этой крупнотоннажной деятельности, длившейся 2 года, никто не обнаруживал регулярного исчезновения сотен и тысяч т нефти. Все-таки замечательная по своему совершенству система учета продукции существует в государственной компании «Транснефть». У нее из трубы нефть тысячами тонн воруют, а у нее еще и излишки на благотворительность остаются.

Источник: www.regnum.ru 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Разведочное бурение по проекту «Сахалин-5»: полный вперед.

30 июня прибывший в Москву руководитель компании «Бритиш Петролеум» Джон Браун подписал соглашение с «Роснефтью» о создании управляющей компании по разработке месторождений в южной части проекта «Сахалин-5».

Сейчас лицензия на Кайганско-Васюканский блок принадлежит операционной компании ЗАО «Элвари Нефтегаз», которая полностью (100% акций) контролируется «Роснефтью». В ближайшее время ее акции перейдут к управляющей компании Alvary Neftegaz Holding B.V. В этой компании «Роснефти» будут принадлежать 51% акций, а 49% будет контролировать «Бритиш Петролеум». В дальнейшем возможно создание аналогичных управляющих компаний для проведения геологоразведки на Восточно-Шмидтовском блоке «Сахалин-5», а также на Западно-Шмидтовском и Астрахановском блоках проекта «Сахалин-4».

После завершения создания Alvary Neftegaz Holding B.V. могут начаться переговоры о передаче ее акций, принадлежащих «Бритиш Петролеум», в компанию ТНК-ВР. Для этого необходимо получить согласие компании «Роснефть», для чего будут проводиться переговоры.

Создание отдельной компании для проведения геологоразведочных работ на Восточно-Шмидтовском блоке делается для того, чтобы снизить риски в случае, если результаты разведки окажутся неудачными. О создании управляющих структур для работы на остальных блоках пока не сообщается.

В проект «Сахалин-5» входят Кайганско-Васюканский, Восточно-Шмидтовский. Елизаветинский и Хангузинский блоки. Их прогнозные ресурсы оцениваются в 780 млн. т нефти и 430 млрд. кубометров природного газа. При разведочном бурении на Восточно-Шмидтовском блоке будет сделано 5 скважин. Общая стоимость этих работ оценивается в 220-250 млн. долларов. Эти средства будут предоставлены за счет компании «Бритиш Петролеум». Предполагается, что в дальнейшем они будут возмещены в процессе добычи нефти на месторождении, стоимость освоения которого оценивается в 3-5 млрд. долларов.

Вопрос финансирования работ по освоению месторождения, если разведочное бурение подтвердит его запасы, пока не решен. Очевидно лишь то, что у компании «Роснефть» свободных средств немного, и скорее всего «Бритиш Петролеум» будет оплачивать часть расходов российской стороны. Государственной компании «Роснефть» отводится роль «проводника», который должен обеспечить партнерам победу в конкурсе на использование месторождений.

27 июня в порт Корсаков на Сахалине прибыла буровая установка SEDCO 600 компании «Транcоушен» (Transocean). Она проходит таможенное оформление и далее направится на северо-восток Сахалина, где в первой декаде июля приступит к бурению разведочной скважины на Восточно-Шмидтовском блоке (40 км к северо-востоку от г. Оха). Буровая установка построена в 1983 году. Перед прибытием на Сахалин она прошла модернизацию стоимостью 2 млн. долларов, чтобы соответствовать международным требованиями и стандартам компании «Бритиш Петролеум» по безопасности. Эти работы были выполнены в Сингапуре.

Источник: «Ведомости» 2.07.2004, «Время новостей» 2.07.2004. ТИА «Острова» - RusEnergy 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Серых китов изучают. Остается надеяться, что не до смерти.

Компании «Сахалин Энерджи» и «Эксон Нефтегаз» начали очередной сезон полевых работ по изучению влияния своей деятельности на уникальную охотоморскую популяцию серых китов. Ежегодно на это занятие компании выделают 1 млн. долларов.

Их освоением будут заниматься российские и американские независимые ученые общим числом около 30 человек. В этом году в их ряды впервые вольются три представителя Международного Фонда дикой природы. По данным представителя компании «Сахалин Энерджи» доктора Лизанн Аертс, для проведения идентификации китов будут проводиться аэросъемка и фотосъемка китов с берега. Исследователи изучат бентос, который является кормовой базой китов. В рамках акустических исследований будет изучаться шумовое воздействие на популяцию китов, что позволит снизить влияние строительных работ на этих животных. А еще миграция китов будет изучена при помощи спутника.

Каким образом все эти расходы в размере около 10 тысяч долларов на каждую китовую голову (или хвост) будут гарантировать выживание небольшой группы этих животных, чудом уцелевших от свирепого китобойного промысла, представители компании не сказали. Равно как и то, где в открытом доступе можно будет ознакомиться с результатами всех этих замечательных научных усилий.

Источники: www.regions.ru - НиК 1.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Жители Де-Кастри занялись маханием кулаками после драки.

В ведущем краевом хабаровском издании «Тихоокеанская звезда» была опубликована статья «Де-Кастринский терминал замедленного действия». В ней журналисты, местные жители и даже местные начальники поделились своими впечатлениями от результатов работ по проекту «Сахалин-1», оператором которого является американская компания «Эксон-Мобил».

Первой высказалась Лидия Сергеевна Титова, в прошлом учитель пения, а ныне лидер общественной экологической организации «Надежда». На ее очень глубокое впечатление произвело то, как были проведены общественные слушания по строительству терминала в поселке Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края. Приехавшие туда американцы красиво рассказали о том, какой замечательный это будет проект. Лидия Сергеевна хотела поинтересоваться, а как прокладываемые при этом нефтепроводы будут пересекать нерестовые реки и задать другие вопросы. Но гостям было некогда, и они уехали. В клубе, где проводись слушания, лежали анкеты, в которых жителям поселка предлагали высказать мнение за или против строительства терминала в поселке. Лидия Сергеевна, помня об обещанных рабочих местах, конечно же высказалась «за». Она была полна надежд на продолжение конструктивного диалога компании и поселковой общественности. Но как она ошибалась! Оказалось, что собрание в клубе - это и есть весь диалог.

Лидия Сергеевна, как человек принципиальный, возмутилась. Ведь никто толком не знал, что за мероприятие проводится в клубе, многие не поняли смысла этой исторической встречи и на нее не пришли. Лидия Сергеевна даже подала в суд, утверждая, что общественные обсуждения так не делаются. Однако ей предъявили 20 заполненных анкет, включая ее собственную. То, что в поселке живет 5 тысяч жителей, которым никто ничего не объяснял, и мнение которых никто не спрашивал, судей не интересовало. В иске было отказано.

Представители Министерства природных ресурсов Хабаровского края признали, что мероприятие в клубе поселка Де-Кастри несколько не дотягивало до того, чтобы его с гордостью можно было назвать общественными слушаниями. Скорее всего это была презентация проекта, поскольку там, в основном, говорили американцы, а не местные жители. Настоящие слушания были перенесены в Хабаровск. Но и тут получилось «как всегда». Мероприятие в Хабаровске также не получились массовыми, оно опять смахивало на презентацию.

А обсудить есть что. Согласно проекту, нефть с шельфа острова Сахалин пойдет в Де-Кастри по дну Невельского пролива. Первоначально для подхода танкеров к берегу планировалось сделать глубоководный канал длиной 4 км. Для этого со дна пролива надо было выбрать 5 млн. кубометров донного грунта. Помимо грунта со дна были бы выбраны и крабы, а также другая вкусная и полезная морская живность. В итоге выбрали менее членовредительский вариант с загрузкой танкеров прямо в море, хотя и он явно потревожит покой морских обитателей.

Емкости для хранения нефти компания «Эксон-Мобил» собирается разместить на берегу у самой воды. Там уже стоит заброшенная воинская часть, на территории которой находятся ржавеющие, и, вроде бы протекающие емкости для хранения бензина и керосина. Скоро компания «Эксон-Мобил» добавит к ним новые. Они будут самыми современными, надежными и совершенными. Российские экологи от греха подальше предлагали отодвинуть их метров на 500 от берега. Но это будет стоить больших денег. А потому компания построит резервуары на расстоянии 50 м от кромки воды.

Под площадку для этого строительства уже вырубили 100 га леса. Чтобы отсыпать ее щебнем - решили сделать карьер на расположенной поблизости сопке Давыдова, которая защищает поселок от сильных ветров. Выдача согласований со стороны государственных органов охраны природы на все эти действия вызывает удивление инспектора Хабаровской спецморинспекции Владимира Нарышкина, живущего в Де-Кастри.

В местной администрации еще больше изумляются тому, что делают строители терминала. Землеустроитель Любовь Попова сообщила, что здесь не согласовывался ни один документ. Про карьер на сопке Давыдова местные власти узнали случайно. На берегу речки Татарки, где летом местные жители купаются и отдыхают, собираются поставить растворный узел.

Тем не менее, компания «Энка Технострой-1» бодро разворачивает работы. Она уже строит свой рабочий поселок на окраине Де-Кастри. Как выяснилось, без официального отвода земли. Впрочем, оказалось, что и 20 турецких работников этой компании находятся в Ульчском районе незаконно, поскольку у компании нет разрешения на привлечение рабочей силы. Представитель компании «Эксон-Мобил» в связи со всем этим высказал сожаление, но сообщил, что она не несет ответственности за действия своих подрядчиков.

Что касается рабочих мест для местного населения, то требуются охранники, водители и уборщицы. Остальных специалистов компания привезет с собой. После того, как терминал будет построен, для его обслуживания понадобится всего лишь несколько десятков человек. Эти счастливцы сейчас отобраны по конкурсу и проходят обучение. Остальные жители Де-Кастри будут любоваться на изуродованную сопку Давыдова, красавец терминал и ожидать, когда на нем случится авария или утечка нефти.

Глава администрации Ульчкого района Виктор Колесняк пытается понять, что же получит вверенная его заботе территория от всей этой деятельности. В районный бюджет компания собирается платить только за аренду земли. Цена ее останется неизменной на ближайшие 25 лет.

Читал бы глава Ульчского района «Нефтяное обозрения» - понял бы, что не он первый, не он последний. Ознакомился бы с опытом такого рода проектов в других регионах России, на Аляске, в Нигерии, или у папуасов - глядишь, чего побольше бы выторговал.

Источник: www.regnum.ru 29.06.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное