Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 28


Информационный Канал Subscribe.Ru

N13  Нефтяное обозрение
12 — 18 июля 

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Автор-составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0428.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Россия.
Общественные слушания проекта «Транснефти»: манипулирование, зажим информации, экологическая безответственность.

13 июля 2004 года во Владивостоке, в актовом зале администрации Приморского края прошли общественные слушания по документу, который большинство средств массовой информации назвали «Обоснованием инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Соотношение этого результата проектной мысли «Транснефти» с обоснованиями инвестиций трубопровода Ангарск — Находка, по которому в 2003-2004 гг. также проводились общественные слушания и даже две государственные экологические экспертизы, осталось непонятным.

В общественных слушаниях от администрации Приморского края принимали участие вице-губернаторы Виктор Горчаков и Владимир Розенберг, от заказчика — начальник отдела стратегического развития ОАО АК «Транснефть» Александр Лобынцев, от проектировщика — зам. гендиректора ОАО «Гидротрубопровод» Владимир Суханов.

Организация общественных слушаний в полной мере соответствовала традиционному «как всегда».

По мнению владивостокских экологов, краевые власти замалчивали информацию об этом мероприятии. Печатные средства массовой информации Приморья не заметили его или дали весьма невразумительные сведения о нем.

Материалы, предоставленные общественности, были весьма труднодоступны и неполны. По заявлению представителей общественной организации «Зеленый Крест», из более 10 томов обоснования, участникам слушаний для ознакомления был предоставлен лишь седьмой том. 8 июля, за пять дней до проведения слушаний, особо упорным природоохранным активистам выложили для просмотра еще 4 тома материалов технико-экономического обоснования «Размещение конечного пункта нефтепроводной системы». До сих пор неизвестно, сколько всего должно было быть документов и есть ли они вообще в природе. О таких чудесах технического прогресса, как электронные версии документов не могло быть и речи.

Составление протокола общественных слушаний взяли в свои крепкие руки организаторы процесса — вице-губернатор г-н Горчаков, представитель «Транснефти» г-н Лобынцев, а также г-н Суханов от «Гидротрубопровода». Уже достаточно опытная общественность потребовала, чтобы протокол общественных слушаний хотя бы прочитали, если нет возможности раздать для ознакомления (в администрации Приморского края, видимо, разом кончились тонер для «Ксерокса» и бумага).

Выяснилось, что практически все замечания общественности были проигнорированы, а все пожелания администрации, проектировщиков и заказчика — учтены. Это понятно, ведь проект протокола слушаний они сами и писали.

В результате бурного рабочего процесса произошел акт невиданного слияния бюрократии и народа. В состав редакционной комиссии по составлению протокола в стихийном порядке был включен даже представитель от общественных организаций. Им оказался А. Семенов из ИСАР-ДВ, из Владивостока. На него свалилась нелегкая доля доработки этого документа.

В итоге из него удалось убрать пожелание об ускоренном проведении государственной экологической экспертизы проекта. Но вот вставить фразу о «неполноте представленных материалов» не удалось. Организаторы мероприятия ухитрились исключить из протокола и фразу о несогласии большинства общественных организаций Владивостока с выбором места размещения нефтяного терминала в бухте Перевозной.

По этому вопросу твердого единства среди участников слушаний не было, и, кроме того, заказчик яростно сопротивлялся. Это довольно странно, поскольку слушания были посвящены выяснению позиции общественных организаций, причислить к которым «Гидротрубопровод», «Транснефть» и администрацию Приморского края весьма сложно.

Общественность в лице экологической организации «БРОК», «Общества изучения Амурского края», Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы, представителей институтов ДВО РАН все-таки продолжала настаивать на своих аргументах и требованиях. Она подготовила свои предложения по изменению проекта в письменном виде и передала их заказчику. Что в итоге будет включено в протокол — станет ясно позже, поскольку пока его официальная версия нигде не опубликована.

Тем не менее, замолчать факт наличия серьезных критических замечаний организаторам общественных слушаний во Владивостоке не удалось. Требования и замечания общественности были достаточно хорошо освещены в интернет-СМИ. Основное и принципиальное требование владивостокских природоохранных активистов — недопустимость строительства нефтяного терминала на берегу Амурского залива в бухте Перевозная.

В настоящее время в Амурский залив ежедневно вливается 500 тысяч кубометров неочищенных стоков города Владивостока. В дополнение к этому могучему дурно пахнущему потоку теперь предлагается на западном, относительно более чистом берегу залива построить мощный нефтяной терминал. В результате его работы только нормативные выбросы легколетучих углеводородов должны составить 60 тысяч т в год.

В связи с запланированным обслуживанием крупных танкеров, их загрузка будет проводиться на расстоянии 800-1140 м берега, в условиях фактически открытой части залива. При волнении более 3 баллов предлагаемые для обеспечения экологической безопасности боновые заграждения будут неэффективными.

Побережье Хасанского района, на территории которого предлагается разместить терминал в бухте Перевозной, является популярной зоной отдыха. Здесь расположены десятки турбаз и мест отдыха, которые используются не только жителями Владивостока, но и Хабаровска.

Строительство нефтяного терминала в Перевозной создаст угрозу богатым морским ресурсам побережья и единственному в России Дальневосточному морскому биосферному заповеднику. Трубопровод к терминалу пройдет через заказник Барсовый, который является важнейшим местом обитания самого редкого в России представителя диких кошачьих — дальневосточного леопарда. Животных этого подвида во всем мире сохранилось не более 40-50 особей. Они включены не только в Красную книгу России, но и в Красную книгу МСОП.

На территории Приморского края есть альтернативные, в экологическом плане менее разрушительные варианты размещения экспортного терминала. С самого начала обсуждения этого проекта сама «Транснефть» везде заявляла, что на Дальнем Востоке его конечной точкой будет порт Находка. Может быть также рассмотрен вариант размещения терминала в заливе Стрелок.

Проектировщик, заказчик и администрация Приморского края не привели никаких объективных аргументов, доказывающих, что район бухты Перевозная является единственным или хотя бы оптимальным местом строительства терминала нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан».

Решение о строительстве нефтепровода было принято 13 марта 2003 года на заседании Правительства РФ. В июне 2004 года компания «Транснефть» завершила разработку обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан, в том числе оценку воздействия трубопровода на окружающую среду. Технико-экономическое обоснование строительства нефтепровода разработал входящий в систему «Транснефти» институт по проектированию магистральных нефтепроводов ОАО «Гидротрубопровод».

В итоге был выбран маршрут Тайшет — Казачинское — Тында — Сковородино — Хабаровск — бухта Перевозная. Протяженность трубопровода диаметром 1220 мм составит 4118 км. На его протяжении будет построено 44 перекачивающихся станций, 14 резервуарных парка. В строительстве будет задействовано 29,5 тысяч работников строительных специальностей, в том числе 5,3 тысячи человек — на территории Приморского края. Нефтепровод мощностью 80 млн. т нефти в год будет перекачивать ее для дальнейшей отправки танкерами в страны Азиатско-Тихоокеанского региона — в Китай, Японию, Республику Корею, Индонезию и Австралию.

Рассматривается два варианта строительства. Согласно первому, стоимостью 14,4 млрд. долларов, труба будет строиться в один этап за 36 месяцев.

Согласно второму, нефтепроводная система будет создаваться в 4 этапа, причем для перевозок нефти между построенными участками на начальном и конечном участках трубопровода будет использован железнодорожный транспорт. Это вызвало бурю энтузиазма у российских железнодорожников, рассчитывающих таким образом загрузить неиспользуемые мощности Байкало-Амурской магистрали. В этом случае строительство системы займет 72 месяца и обойдется в 14,9 млрд. долларов.

Относительно источников финансирования этого очередного «проекта века» ясности нет. Вроде бы правительство Японии согласно предоставить до 7 млрд. долларов кредитных средств. Откуда «Транснефть», вся инвестиционная программа которой в 2004 году составит 2 млрд. долларов, возьмет недостающую огромную сумму — неизвестно. Можно предполагать, что это будет очередное повышение тарифа, благодаря которому российские частные нефтяные компании оплатят строительство очередной магистральной трубы для государственной транспортной монополии «Транснефть». Такая схема уже использовалась при реализации проекта «Балтийской трубопроводной системы».

Пока же появились сообщения японских СМИ о том, что Япония собирается предоставить 78 млн. долларов на проведение подготовительных исследовательских работ. Подготовка проектной документации должна быть завершена в 1 квартале 2005 года.

Источники: Приморское телевидение и радио 14.07.2004, www.regnum.ru 14.07.2004, RusEnergy 13.07.2004, 14.07.2004, «Восток-Медиа» 12.07.2004, 14.07.2004, НГВ 12.07.2004, 13.07.2004, «Независимая газета» 13.07.2004, НиК 13.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Идущие на посадку не приветствуют тебя, о Цезарь! Выступление Михаила Ходорковского.

На прошедшей неделе российское и некоторая часть мирового делового сообщества с большим вниманием следили за происходящим в Москве шоу «диктатура закона». В тесном зале Мещанского суда шел процесс по делу бывшего самого состоятельного из российских предпринимателей, крупнейшего акционера нефтяной компании «Юкос» Михаила Ходорковского.

Использование богатого опыта проведения аналогичных процессов в 1930-1950-е годы (раскулачивание, суды над различными партийными оппозициями, а затем просто над врагами народа) на этот было испорчено техническим прогрессом. Проблема отдельных не понимающих величия и блага государства российского диссидентов, несмотря на отеческие внушения, упорно не желавших раскаиваться, имелась и в то время. Но она легко решалась четким государственным контролем за средствами массовой информации.

Об упорствующих еретиках никто просто не узнавал. Народные массы, все как один, ликовали, еще теснее сплачивались вокруг вождей и гневно требовали «раздавить гадину». Голосов оппонентов этого народно-бюрократического экстаза никто не слышал. В радиопередачах и газетах того времени помещались только покаянные речи осознавших степень своего падения и вины перед партией отщепенцев. Что, впрочем, не избавляло их от «10 лет без права переписки».

Но технический прогресс породил компьютеры и Интернет. Организаторы судебного шоу об этом не подумали. В связи с «диктатурой закона и гласности « процесс над Ходорковским, конечно же, был объявлен открытым. Нахальное желание представителей средств массовой информации на нем поприсутствовать было легко нейтрализовано емкостью помещения, в котором проходили судебные заседания.

Оставшиеся за порогом Мещанского суда потребовали от властей хотя бы провести открытую трансляцию происходящего в зале, благо современные технические средства позволяют это легко сделать. Однако им был порекомендовано ограничиться просмотром передач трех казенных каналов российского телевидения.

Но вот с Интернет получился конфуз, хотя определенные шаги, чтобы это не повторилось дальше, власть предержащие уже предпринимают. Например, финансировавшаяся компанией «Юкос» общественная «Федерация Интернет-образования» уже получила приглашение от финансовых органов предоставить документы для дальнейшей содержательной беседы.

Но пока у граждан России еще имеется возможность познакомиться с позицией защиты в не дозированном и не препарированном виде.

Выдержки из речи Михаила Ходорковского на заседании Мещанского суда 16 июля 2004 года:

«…Далее, налоговые обвинения. Я докажу их беспочвенность не только с точки зрения закона, который теперь однозначно не позволяет считать преступлением использование льгот, правильное или неправильное, и, таким образом, не разрешает перекладывать ответственность за ошибки бюрократов на бизнес, но и с этической точки зрения, так как покажу, что ЮКОС платил налогов не меньше, а больше многих других компаний, легально и в ограниченном объеме используя предоставленные законом льготы.

Немного отвлекаясь, хочу сказать, что действительно, с житейской точки зрения, очень трудно понять, как предприятие, которое являлось и является сначала третьим, а потом вторым налогоплательщиком страны после «Газпрома», которое в год проверяется по вопросам налогов разными инстанциями до 500 раз, налоговая отчетность которого не только проверяется международным аудитом, который знаком с аналогичной практикой других российских предприятий, но и чья налоговая отчетность принимается непосредственно в министерстве по налогам и сборам, и на приеме этой отчетности часто присутствует лично министр, как может оказаться, что через 4 года, предприятие, которое формировало пять процентов федерального бюджета, вдруг должно было формировать в 2 раза больше, платя больше не только среднеотраслевого показателя в 1,5-2 раза, но и больше «Газпрома» в абсолютных величинах? Вот понять это с обычной человеческой точки зрения невозможно, и тем более непонятно, почему за это теперь должны отвечать сотрудники и акционеры компании.
Я покажу, что позорное решение арбитражного суда по делу ЮКОСа противозаконно не только с точки зрения всего знакомого с ним юридического сообщества, а я умышленно и твердо отказываюсь признавать законность решения суда, если оно, на мой взгляд, не соответствует закону. Я вообще считаю, что обязанность каждого гражданина, несомненно, исполнять решения суда, но при этом оспаривать его, если этот гражданин считает это решение незаконным. Так вот, оно прямо противоречит позиции министерства по налогам и сборам, изложенной в гражданском иске, которое теперь требует налоги с организаций, ранее признанных по иску того же министерства несуществующими, то есть второй раз.
Я не буду останавливаться на других обвинениях, столь же нелепых и бездоказательных, для этого у нас будет время. Скажу только, что демонстрация силы, безразличной к закону, хотя и соблюдающей его внешние обряды и процедуры, крайне опасно для перспектив развития нашей страны. У меня все».

Источник: «Эхо Москвы 16.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Победному шествию «Газпрома» аборигены мешают.

На недавней рабочей встрече председателя правления «Газпром» г-на Миллера и губернатора Ямало-Ненецкого АО г-на Неелова среди прочего обсуждалась проблема оформления прав пользования земельными участками на территории Надымского района.

Г-н Миллер обратил внимание г-на Неелова на то, что руководство этого муниципального образования необоснованно затягивает принятие решений по оформлению разрешений на пользование земельными участками для «Газпрома». Пока неизвестно, что губернатор Неелов пообещал сделать для решения проблемы.

Копия поступившего в редакцию Интернет-издания Уральского Федерального округа «Накануне.ru» коллективного письма от группы коренных жителей Надымского района показывает, что в данном случае речь идет не об обычных чиновничьих проволочках, а о гораздо более серьезных вещах:

Губернатору ЯНАО Неелову Ю.В. и председателю Госдумы ЯНАО Харючи С.И.

Уважаемые Юрий Васильевич и Сергей Николаевич!

Мы, оленеводы, обращаемся к вам с просьбой — жалобой по поводу притеснения нефтегазодобывающими предприятиями, которые на пастбищах ЗАО «Ныдинское» уже освоили месторождения: «Медвежье», «Ямбургское», «Юбилейное» и др., и хотят отобрать последнее под «Харвутинское» месторождение.

ЗАО «Ныдинское» существует уже около 70-ти лет. Это многоотраслевое хозяйство, но главная отрасль — оленеводство, которое является основным занятием и образом жизни для коренного населения — ненцев. С оленеводством тесно связаны и зависят от него такие отрасли как звероводство, охотничий промысел, кустарные ремесла, а также фармацевтическая промышленность (панты). В хозяйстве сейчас выпасается более 20 тысяч оленей в 14-ти оленеводческих бригадах. Из них две оленеводческие бригады находятся постоянно и три выпасают оленей весной и осенью там, где будет осваиваться «Харвутинское» месторождение. Это значит, что пастухи этих бригад и члены их семей останутся без оленей, без работы (список оленеводов и членов их семей прилагается).

Кроме этой работы мы практически ничего не умеем, да и исторически сложившийся уклад жизни показывает, что «коренные жители» жизни без тундры и оленей не представляют. Для нас олень — это питание, одежда, транспорт — средство для существования. Самое главное, решая различные важные вопросы, не забыть про конкретного человека — оленевода, живущего на этих землях. Он был и должен оставаться хозяином тундры, а не ее пасынком.

При таком интенсивном освоении тундры наступит в отрасли не стабилизация, а наоборот. Мы прекрасно понимаем всю важность происходящего процесса и все-таки обращаемся к вам: помогите и защитите наши интересы, интересы коренных народов севера. Мы против освоения «Харвутинского» месторождения».

(Всего более пятидесяти подписей).

Источник: НГВ-Накануне.ru 16.07.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
Как гадить — так российские разведчики недр. Как убирать — так ООН.

Губернатор Ямало-Ненецкого АО г-н Неелов и постоянный представитель Программы развития ООН (ПРООН- UNDP) Стефан Валев подписали соглашение о работе по подготовительной стадии проекта «Программа ликвидации законсервированных нефтяных и газовых скважин в Ямало-Ненецком автономном округе как важнейший фактор дальнейшего экологического и социально-экономического развития региона».

В рамках подготовительной стадии проекта предполагается сформировать группу высококвалифицированных экспертов, а также мобилизовать финансовые ресурсы, необходимые для выполнения полномасштабного проекта.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа разведчики недр пробурили более 5000 поисковых скважин. Многие из них были сделаны еще 25-30 лет назад и сейчас остались бесхозными. До настоящего времени удалось ликвидировать лишь 835 разведочных скважин. Более 4000 оставшиеся являются опасными производственными объектами. На них могут образовываться фонтаны, разливы нефти, пожары, засоление почв и водоносных горизонтов пресных вод, они попросту постепенно разрушаются.

Хоть какой-то контроль, заключающийся в проверке технического состояния этих скважин два раза в год проводится только на обустроенных месторождениях, где имеется сервисная инфраструктура. О них заботятся 63 нефтегазодобывающих предприятия, которым принадлежит 159 лицензий на право пользования недрами ЯНАО. Однако 1300 разведочных скважин находятся на нераспределенном фонде недр. За ними, похоже, не наблюдает никто.

В 2001 году на Всероссийском совещании в Новом Уренгое, посвященном проблемам газового сектора, г-ну Неелову удалось привлечь к этой проблеме внимание В.В. Путина. Через некоторое время г-н Неелов обратился в ООН с просьбой помочь решению этой проблемы. История умалчивает, придумал он это сам или сделал по совету российского президента.

Прошло всего лишь 3 года, и ООН среагировала. Процесс пошел. Воодушевленный этими событиями г-н Неелов предлагает назначить национальным директором проекта ПРООН по ликвидации законсервированных нефтяных и газовых скважин в Ямало-Ненецком автономном округе своего верного заместителя — председателя Комитета по управлению государственным имуществом Игоря Ишмаева.

В соответствии с международным и российским законодательством проекты ПРООН на территории Российской Федерации имеют особый статус. Для выполнения конкретных работ импорт оборудования и материалов осуществляется в льготном налоговом режиме — без выплаты таможенных пошлин и НДС. Программа ПРООН вызвала большой интерес у крупных предпринимателей, работающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Можно только порадоваться энтузиазму ООНовских чиновников. Они еще не выпутались из коррупционного скандала в Ираке по программе «Нефть — на продовольствие», а уже энергично ищут новые проекты, на этот раз в России. Интересно будет в дальнейшем узнать, какое «оборудование» и на какую сумму будет беспошлинно завозиться в Россию в рамках этой программы.

Источники: www.regnum.ru 3.07.2004, NewsProm.ru 12.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Самореклама как экологическая аналитика: «Газпром».

Издание «Экономика России ХХI век» в разделе «аналитика — экология» опубликовало статью «ТЭК и окружающая среда». При ее чтении на глаза навертываются слезы умиления и радости. Можно ли было подумать, что в России есть компании, настолько любящие природу?

Первая часть этой оды посвящена российскому «Газпрому». Без ложной скромности начальник управления энергосбережения и экологии Александр Соловьяненко похвалил себя и компанию, в которой работает.

При этом, правда, эпическое полотно «Как «Газпром» любит природу» на всякий случай было построено на сопоставлении показателей «Газпрома» с экологическими последствиями деятельности других отраслей ТЭК.

Г-н Соловьяненко отметил, что в 2002 году разрешенный выброс для российских предприятий ОАО «Газпром» составил 4 млн. т в 2002 году, а реально было выброшено лишь 2,2 млн. т, т.е. почти вдвое меньше нормы. В его высказывании, что в предыдущие годы компания также никогда не достигала разрешенного объема выброса, звучит прямо-таки сожаление об упущенных возможностях.

Вопрос, кто и на основании каких правил устанавливал объемы и допустимость этих выбросов, скромно не поднимается. Равно как и то, существует ли система независимой оценки количества выбросов в атмосферу на предприятиях ОАО «Газпром», или этот показатель определяется на основе торжественных заявлений самой компании.

Г-н Соловьяненко с гордостью сообщил, что из года в год предприятия «Газпрома» стабильно возвращают в хозяйственный оборот от 4 до 9 тысяч земель, нарушенных в результате его деятельности. Чтобы оценить величие этого показателя, надо бы знать, сколько всего земель было нарушено, сколько продолжает нарушаться ежегодно, сколько не прошло рекультивацию. Но эти данные не приводятся. Наверно чтобы не отвлекать читателей от радости по поводу уже достигнутых «Газпромом» замечательных результатов в этой сфере.

Многое становится понятным, после знакомства с размерами платежей за воздействие на окружающую природную среду, а также штрафных санкций за нарушения природоохранного законодательства. Оказывается, они неуклонно снижаются. В 2002 году платежи составили 60,3 млн. рублей (в 2001 году — 119 млн. рублей). За экологические нарушения в 2000 году было выплачено 800 тысяч рублей штрафов, в 2001 году — 760 тысяч рублей, а в 2002 году — 710 тысяч рублей.

После знакомства с этими фактами поневоле проникаешься глубоким уважением к экологической политике «Газпрома». Если, выплачивая сотые доли процента от своей прибыли за воздействие на окружающую среду, эта крупнейшая российская компания умудряется вести хоть какие-то природоохранные работы и мероприятия — остается только восхищаться.

Становится также понятно, почему в поиске средств для ликвидации заброшенных скважин ямальский губернатор Неелов обратился не к работающему здесь «Газпрому», на территории этого округа добывающего свои многие миллиарды долларов, а в ООН. Ну, и затем, совместно с не названными «крупными» предпринимателями разрабатывает операцию по извлечению под этим предлогом средств из бездонного российского государственного бюджета.

Источник: «Экономика России ХХI век» №15.
к оглавлению

Россия.
Самореклама как экологическая аналитика: «Транснефть»

В разделе комплиментной аналитики издания «Экономика России ХХI век», посвященном нефтяным компаниям, солировало ОАО АК «Транснефть». Начальник отдела по связям с общественностью этой компании г-н Вячеслав Тарбеев в жизнерадостной оратории, посвященной «Балтийской трубопроводной системе», сообщил много интересного.

Оказывается, в разработке этого замечательного в экологическом плане проекта активное участие принимали компании из Германии, Финляндии, Дании, Голландии, США и Великобритании. Частично их финансировали Мировой банк и программа Евросоюза ТАСИС. Правда после этого Евросоюз почему-то вдруг начал опасаться возможных катастрофических последствий бурного наращивания российских танкерных перевозок нефти и нефтепродуктов через Финский залив.

Оценка воздействия проекта «Балтийская трубопроводная система» на окружающую среду была проведена целых два раза, как по российским стандартам, так и по международным требованиями под эгидой Международного банка реконструкции и развития. Были учтены не только выводы и рекомендации различных экспертных органов, но и результаты консультаций с общественностью.

Где можно в свободном доступе ознакомиться с изложением итогов этой титанической работы, и почему «Транснефть», имея такой замечательный опыт, позволяет так пакостно организовывать и проводить общественные слушания по ее новому, несомненно еще более замечательному проекту трубопровода «Тайшет — Перевозная» (см. сообщение в разделе «Темы недели»), г-н Тарбеев объяснять не стал.

Он предпочел сконцентрироваться на успехах, достигнутых «Транснефтью» на Балтике. Более 80% новых участков трубопровода были проложены в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов. Это позволило существенно снизить дополнительный экологический ущерб. При строительстве строго соблюдались нормативные расстояния от границ особо охраняемых природных территорий, водоохранных зон и населенных пунктов.

В резервуарах на НПС и на нефтеналивном терминале используются плавающие крышки, что позволяет снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 95-97%. По трассе трубопровода предусмотрены вертолетные площадки, а через каждые 20 км установлены дистанционно управляемые автоматические задвижки.

Подводный переход через Неву был выполнен методом микротунелирования с глубиной залегания на 10 м ниже уровня размыва. На нефтеналивном терминале в Приморске были построены сооружения по очистке промышленных и бытовых сточных вод мощностью 770 кубометров в сутки. Сам терминал оснащен современной системой обнаружения загораний и автоматического тушения, которая в течение 10 минут способна справиться с любым пожаром.

В соответствии с действующими требованиями для ООО «Спецморнефтепорт Приморск» был разработан и согласован со всеми контролирующими инстанциями «План ликвидации аварийный разливов нефти». Правда, где можно ознакомиться с этим наверняка очень серьезным и качественно подготовленным документом, и оценить реальную выполнимость заложенных в него прекрасных пожеланий, г-н Тарбеев опять не сказал.

Зато он сообщил, что независимая аккредитованная Госстандартом РФ лаборатория осуществляет непрерывный контроль за работой очистных сооружений, состоянием атмосферы, акватории Финского залива и прибрежной полосы. В чем конкретно заключается эта «независимость», и где можно ознакомиться с результатами определений, опять осталось неизвестным.

А еще ОАО «АК «Транснефть» решило осуществлять дополнительный контроль за балластными водами, сбрасываемыми с танкеров во время их загрузки в Приморске. Разрешение на сброс будут выдаваться только если содержание нефтепродуктов в них не превышать 0,05 мг на 1 кубометр. В настоящее время столь жесткий контроль отсутствует в портах других стран мира и осуществляется только в Приморске.

Существуют ли независимые подтверждения, что все это реально действует — неизвестно. Равно как и то, каким образом будет осуществляться контроль за биологической безопасностью сбрасываемых балластных вод. Ведь завоз какого-нибудь экзотического вида, способного прижиться в водах Финского залива и начать размножаться в огромных количествах, может создать большие экологические проблемы.

Вопрос о реальной готовности существующих аварийно-спасательных мощностей в восточной части Финского залива к реальным, а не показушно-учебным спасательным работам господин Тарбеев тоже предпочел не поднимать. Судя по тому, что ледокол, необходимый для безопасной проводки приходящих в Приморск танкеров еще только строится, и так все ясно.

Остается пожелать только благоприятных погодных условий и семь футов под килями этих гигантов. Авось пронесет.

Источник: «Экономика России ХХI век» №15.
к оглавлению

Россия.
Компании «Роснефть» нужны более мощные буксиры. А еще — атомные ледоколы.

На прошедшей 12 июля 2004 года пресс-конференции гендиректор ОАО «НК «Роснефть» — Сахалинморнефтегаз» Равиль Валитов деликатно высказался, что согласно его данным, буксиры, обеспечивающие в настоящее время швартовку танкеров в порту Де-Кастри, едва справляются с резко возросшим объемом работы.

Ранее здесь принимались танкеры дедвейтом 15 тысяч тонн. Теперь, после начала реализации проекта «Сахалин-1», сюда стали заходить суда дедвейтом 37-43 тыс. т. Г-н Валитов честно признался, что имеющиеся у «Роснефти» буксиры с трудом справляются со швартовкой больших судов, особенно «при определенных погодных условиях». Пока их на берег не выбросило, «Роснефть» решила срочно заказать более мощные буксиры ледового класса.

В августе планируется начать строительства первого, стоимостью 3 млн. долларов, а в 2005 году — второго. Еще будет построен водолазный бот. Похоже, при существующей организации работ в порту Де-Кастри, это плавсредство будет необходимым. Кроме того, на терминале «Роснефти» планируется провести ремонтные работы, в частности, заменить подводную часть отгрузочного шланга.

О еще более мощных планах в области судостроения сообщил глава «Роснефти» г-н Богданчиков. В связи с освоением и наращиванием объемов перевалки через расположенный на Кольском полуострове терминал «Белокаменка» компания «Роснефть» планирует построить около 10 плавсредств для обслуживания своих арктических месторождений. Это будут два-три танкера усиленного ледового класса дедвейтом 70 тысяч т, два судна-снабженца усиленного ледового класса, два-три судна, которые будут обеспечивать экологическую безопасность, и бункеровщик.

Остается только надеяться, что весь этот флот будет построен до начала активной перевозки нефти, которую компания «Роснефть» собирается добывать на Приразломном и Ванкорском месторождениях.

А еще г-н Богданчиков заявил, что нефтегазовые компании страны вполне способны обеспечить загрузку и атомного ледокольного флота. Правда его строительство должно быть выполнено в рамках государственной программы (т.е. за счет рядовых налогоплательщиков, а не прибыли «Роснефти»). Зачем обычным гражданам России нужны атомные ледоколы, г-н Богданчиков не объяснил.

Источники: «Деловой Петербург» 16.07.2004, НиК 14.07.2004
к оглавлению .

Россия.
«Газпром» в погроме природы не одинок. «Лукойл» его догоняет.

Председатель Думы Ямала и президент российской Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Сергей Харючи поделился своими опасениями относительно возможных последствий прокладки компанией «Лукойл» трубопровода под дном Тазовской губы. Правда, пока он сделал это на встрече с местным населением Тазовского района, а не с руководством компании «Лукойл».

Сведения о проекте освоения Надеждинского месторождения и транспортировки добываемого на нем газа появились летом 2002 года. Газопровод длиной 120 км должен связать это месторождение с Ямбургской компрессорной станцией. При этом планируется сделать по дну Тазовской губы переход длиной 7,5 км. Освоением месторождения будет заниматься ОАО «Находканефтегаз», в ноябре 2003 года перешедшее под полный контроль ООО «Лукойл — Западная Сибирь».

Местное население, живущее по рекам Пур, Таз, на побережье Тазовской губы опасается, что прокладка трубопровода по дну губы может оказать влияние на нерест рыбы, которая является одним из основных источников средств их существования. Разработчики утверждают, что основные факторы возможного влияния газопровода на обитателей Тазовской губы — шум и вибрация, исчезнут, если углубить ее ниже дна на 4,7 м, но местные рыбаки все равно им не верят.

Эксплуатационное бурение на Надеждинском месторождении было начато в феврале 2004 года. Строительство газопровода должно быть завершено в 2005 году, поскольку согласно планам, уже в 2006 году объем поставок газа должен быть доведен до 8 млрд. кубометров.

Так что аборигенам похоже уже беспокоиться не о чем. Разве что о переименовании губы Тазовской в губу Газовскую, а также освоении такого продукта питания как «бычки в томате».

Источник: НиК 15.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл»+«Сургутнефтегаз». Два монополиста — пара.

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Калининградской области возбудило дело в отношении ОАО «Лукойл-Калининградморнефть» и ООО «Калининграднефтепродукт» (дочерняя компания «Сургутнефтегаза»).

Совместно они контролируют 85-90% рынка светлых нефтепродуктов Калининградской области. «Лукойл-Калининградморнефть» принадлежит 32 автозаправочные станции, а «Калининграднефтепродукт» — 45 автозаправок. Внимание ФАС привлек тот факт, что с апреля по июнь 2004 года было зафиксировано несколько одномоментных фактов повышения цен на бензин и дизельное топливо, отпускаемые этими компаниями. В итоге стоимость бензина марки АИ-92 дошла уже 14,5 рубля за литр.

Как очень тонко отметил руководитель калининградского ФАСа г-н Вячеслав Чернышев, условия хозяйствования и экономика «Лукойл-Калининградморнефти» и «Калининграднефтепродукта» не могут быть настолько одинаковыми, чтобы цены на их автозаправках поднимались одновременно. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба начала расследование возможного преднамеренного сговора в определении ценовой политики на бензин и дизельное топливо на территории Калининградской области.

Все-таки какие-то они очень уж незамысловатые, эти калининградские нефтяники. Повышали бы цены не одновременно, а с некоторым перерывом — и никакого расследования не было бы. И пришлось бы калининградскому управлению ФАС заняться чем-нибудь другим — расследованием какого-нибудь преднамеренного ценового сговора в определении цен на сырки плавленые. Или создавать конкурентную среду в секторе производства и сбыта туалетной бумаги.

А так ведь, чего доброго, и выплывут не совсем приятно пахнущие сведения о том, как два лидера российского нефтяного сектора, дружно сговорившись, занимаются выколачиванием дополнительных средств из российских потребителей. Все о высокой социальной ответственности говорят, а тут такой конфуз.

Источник: НГВ-«Интерфакс» 16.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Лукойл» — лидер социальной и всякой другой ответственности.

ОАО «Лукойл» приняло программу на 2003-2007 гг. по совершенствованию системы управления компанией. Доказательством достигнутых результатов должно быть получение международных сертификатов в области качества (ISO-9001), экологического менеджмента (ISO-14001), промышленной безопасности и охраны труда (ISO-9001), и даже социальной ответственности (SA 8000).

Сертификат ISO-9001 уже был получен предприятием ООО «Саратоворгсинтез», входящим в группу «Лукойл-Нефтехим». Недавно оно сделало еще один шаг к получению сертификата социальной ответственности SA 8000.

«Саратоворгсинтез» стал лауреатом первого областного конкурса «Коллективный договор, эффективность производства — основа защиты социально-трудовых прав граждан». Всего в конкурсе участвовали 219 предприятий и организаций Саратовской области. Губернатор области г-н Аяцков вручил представителю «Саратоворгсинтез» диплом 1 степени в номинации «Оплата труда и социальные выплаты». В 2003 году сумма социальных выплат на этом предприятии, будем надеяться не одним только руководителям, по сравнению с 2002 годом увеличилась в 2 раза.

Кроме «Саратоворгсинтез» в компанию «Лукойл-нефтехим» входят ООО «Ставролен» (г. Буденновск, Россия), ЗАО «Варс» (г. Вентспилс, Латвия) и ЗАО «Лукор» (г. Калуш, Украина). Всего на этих предприятиях работает более 15 тысяч человек.

8 июля 2004 года на ЗАО «Лукор» были завершены работы по оценке соответствия системы работы этого предприятия требованиям экологического менеджмента, управления качеством и безопасного труда. Проводившая их компания «Бюро Веритас» (Bureau Veritas Qality International) пришла к выводу, что ЗАО «Лукор» может быть рекомендовано для получения сертификата соответствия по всем трем системам.

Выданные «Бюро Веритас» сертификаты учитываются при подведении итогов тендеров на экспортные поставки химической продукции. Их получение будет способствовать расширению рынков сбыта. Кроме того, внедренные системы управления предприятием помогут экономить ресурсы и энергию, привлечь высококвалифицированных специалистов.

Источники: www.oilru.com 16.07.2004, НГВ 16.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Евросоюз продолжит оздоровлять Балтийское море.

Евросоюз приступил к освоению очередных 2 млн. евро в рамках проекта по расширению международного сотрудничества по предупреждению и ликвидации разливов нефти в бассейне Балтийского моря.

Проект продлится два года. Он будет выполняться в основном силами Госморспасслужбы (Государственная морская аварийно-спасательно-координационная служба РФ) в Санкт-Петербурге при поддержке российских и европейских экспертов.

В чем конкретно будет заключаться «расширение международного сотрудничества для предупреждения и ликвидации разливов нефти в бассейне Балтийского моря» из сообщения понять невозможно. Ожидается, что благодаря проекту каким-то образом увеличатся популяции рыб, моллюсков и других морских организмов.

Как это произойдет, наверно должны знать компании, входящие в консорциум, с которым Еврокомиссия заключила контракт на реализацию проекта. Это фирмы COWI (Дания), Carl Bro (Дания), VTT Industrial Systems (Финляндия) и SYKE (Финский природоохранный институт). Вот через два года они нам это и расскажут.

Источник: www.regions.ru 15.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Фрадков одобрил строительство продуктопровода в Приморск.

Глава российского правительства Михаил Фрадков одобрил планы ОАО «АК «Транснефтепродукт» (ТНП) по проекту «Север». Он обещал оказать компании поддержку в решении проблем, от которых будет зависеть своевременная реализация этих планов.

Строительство продуктопровода «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» (проект «Север») было признано стратегически важным для Российской Федерации. Это проект был одобрен распоряжением правительства РФ №853-Р и включен в долгосрочные федеральные программы развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Благодаря ему российские нефтяные компании смогут экспортировать светлые нефтепродукты через российские порты, минуя территории соседних государств.

Продуктопровод протяженностью 1309 км будет строиться в 3 очереди. В Приморске, в дополнение к существующему терминалу «Транснефти», будет создан резервуарный парк на 720 тысяч кубометров. Полная мощность системы должна составить 24,6 млн. т в год.

Компания «Транснефтепродукт» готова начать строительство по проекту «Север» уже в 4 квартале 2004 года. Окончание строительства запланировано на 4 квартала 2006 года.

О том, была ли уже проведена, или когда будет проводиться экологическая экспертиза всей этой замечательной затеи, в сообщении не указано. Интересно было бы узнать и о том, каким образом компания «Транснефтепродукт» собирается оборонять свою трубу на всем ее протяжении от набегов нефтяных воров. Можно не сомневаться, что желающих подключиться в потоку светлых нефтепродуктов на всем его протяжении будет более чем достаточно. Если даже ворованная сырая нефть пользуется высоким спросом, то в высочайшей популярности экспортного бензина и дизельного топлива можно не сомневаться.

Источник: НГВ — «Росбалт» 16.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Лучшее средство от расстройства желудка — экстракт из российских чиновников. Запрут намертво.

Посетивший родные пенаты министр экономразвития, а теперь еще и торговли г-н Греф поделился потрясающими сведениями о запорной мощи российской бюрократии. На встрече с губернатором Ленинградской области г-ном Сердюковым он сообщил, что, оказывается, без всякого увеличения пропускной способности трубы, мощности экспортного терминала компании «Транснефть» в Приморске можно увеличить на 4 млн. т в год. Для этого достаточно лишь упростить таможенные и пограничные процедуры. Г-н Греф заявил, что он даст поручение начать этот процесс.

При нынешней мощности Приморска в 42 млн. т год, прирост в 4 млн. т будет означать целых 10%. Если аналогичные действия провести в масштабах всей компании «Транснефть», то для обеспечения резкого прироста экспорта сырой нефти ей вообще никаких новых трубопроводов строить не надо. Всего-то требуется разработать технологию очистки магистральных трубопроводов от отложений и пробок, создаваемых российскими чиновниками.

Но, похоже, все не так просто, раз «Транснефть» так упорно настаивает на строительстве новых трубопроводов.

Источник: Росбалт-www.logistic.ru 12.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Чудеса Усть-Луги продолжаются.

Министр Греф в соответствии со сложившимся форматом выездов высокопоставленных российских чиновников в регионы, пообещал, что на строительство порта в Усть-Луге будет выделен 1 млрд. рублей. Поскольку г-н Греф таких личных средств пока не имеет (по крайней мере, официально), то можно сделать вывод, что это будут средства госбюджета. Наивный вопрос о том, почему российские налогоплательщики должны оплачивать проект, который реализует частная компания, г-ну Грефу никто не задал.

За прошедший период на строительстве порта в Усть-Луге уже было освоено 1,3 млрд. рублей государственных инвестиций и 1,7 млрд. рублей — частных. В 2004 году ОАО «Компания Усть-Луга» собирается получить 1,7 млрд. рублей государственных и 2,6 млрд. рублей частных средств.

Относительно разворачивающейся вокруг освоения Лужской губы интриги издание «МК в Питере» высказало гипотезу, что государственный капитал (т.е. контролируемый компетентной питерской бригадой — прим. сост.) намерен всерьез заняться проблемой частных «нефтяных калиток в европейское торговое пространство». Этому уже имеются определенные подтверждения

Компания «Лукойл» с ее терминалом в Высоцке в последнее время испытывала повышенное дружеское внимание со стороны государственного капитала в лице «Транснефти».

После того, как «Газпром» также заявил, что тоже хочет построить терминал для экспорта сжиженного природного газа, администрация Ленинградской области вдруг воспылала желанием начать регулировать выдачу разрешений на строительство нефтяных терминалов в Лужской губе и даже разработать комплексную схему ее освоения.

После этого резко активизировались разговоры о необходимости создания свободной экономической зоны, что может стать очередным препятствием для реализации планов ТНК-ВР.

Впрочем, «Бритиш Петролеум» это не «Юкос», с которым «компетентные кремлевские мечтатели» могут вытворять что угодно. Но очевидно, что разворачивается увлекательный сериал по выяснению отношений между иностранным частным капиталом в лице «ТНК-ВР» и «государственным» российским (»Газпром»-Ковыкта, «Роснефть»-Сахалин-5, «Транснефть», а также могучие ряды разного рода и вида российских чиновников).

В ближайшие годы нам предстоит увидеть, удастся ли «компетентной питерской бригаде», прихватизировавшей изрядно облезлую машину российской государственности, завалить один из столпов мирового частного бизнеса. Мелочь вроде «Сибнефти» и огрызков российских олигархов, которых, покончив с «Юкосом», быстро научат ходить по стойке «смирно», не в счет.

Впрочем, компания «Бритиш Петролеум» за свою многолетнюю историю и не такие потери переживала, и не такие проблемы решала. Однако все еще цела и даже процветает. Схватка предстоит увлекательнейшая. Интересно, кто кого удушит в своих дружеских объятиях?

Источники: «МК» в Питере 2004 №28, АБН-www.logistic.ru 12.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Была деревня, станет порт. И не простой, а специализированный.

Примером отстаивания своих интересов могут служить жители расположенного под Новороссийском прибрежного села Южная Озереевка. Ранее жили они среди красот южной незагаженной природы и не понимали своего счастья. Но вот пришел нефтепроводный консорциум КТК под руководством американской компания «Шеврон-Тесако». Подрубил он окрестные можжевеловые рощи и построил красивый нефтяной терминал. И пошли из Южной Озереевки не мелкие лодки местных рыбаков за свежей рыбой, а танкера-гиганты с казахстанской ароматной нефтью.

Единственно, что нарушало эту идиллию — название. Несолидно как-то, тем более что мощности терминала в Южной Озереевке увеличивать собираются. И вот решил КТК дать прежней Южной Озереевке гордое имя «Морской специализированные порт Южная Озереевка».

Но местные жители, как обычно, опять не поняли своего счастья. Они хотели жить в Южной Озереевке, а не в морском, да еще специализированном, порту. А поменять название поселка без согласия местного населения даже в России пока нельзя.

Пришлось компании КТК провести встречу с сельским активом. Наверно встретились хорошо, интересно и плодотворно. Кроме этого компания в очередной раз пообещала установить пост мониторинга чистоты воздуха, завершить газификацию поселка, выплатить денежную компенсацию за участки, по которым трасса трубопровода прошла к береговым сооружениям, а также построить сельский клуб.

После чего большинство (правда непонятно от кого — активистов, участвовавших во встрече или все-таки всех жителей поселка) проголосовало «за». Так что теперь у нового нефтяного терминала, принадлежащего консорциуму КТК будет новое название.

Непонятно лишь, для чего КТК все это вдруг понадобилось?

Источник: ИА «Regnum» — www.logistic 15.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Волготанкер» обновит свой флот. А денежки тю-тю?

Компания «Волготанкер», прославившаяся в 2003 году разливом мазута в Онежской губе на Белом море, намерена провести обновление своего флота. Для этого она возьмет 120 млн. долларов в кредит на три года у австрийского банка «Райффайзен» (Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG).

Реконструкцию пройдут не менее 14 танкеров типа «Волгонефть», из них 6 судов -в 2005 году. Компания «Волготанкер» с 2002 года ведет программу капитального ремонта танкеров типа «Волгонефть». При этом производится полная замена изношенных конструкций двойного дна и двойных бортов судна на всем протяжении грузовой зоны. После этого судно получает сертификат регистра об обновлении и его эксплуатация может быть продлена на 10 лет. В зависимости от объема необходимых работ реновация одного танкера обходится в 1,5-2,5 млн. долларов, что существенно дешевле, чем строительство новых судов.

Остается только гадать, на что пойдут оставшиеся после обновления 14 судов средства кредита банка «Райффайзен». Ведь даже при максимальной стоимости ремонтных работ в 2,5 млн. долларов, для выполнения заявленной программы понадобится не более 35 млн. долларов. А кредит для этого берется в размере 120 млн. долларов.

Или журналисты опять что-то напутали?

Источник: RBC-www.logistic.ru 12.07.2004.
к оглавлению

Россия.
ОАО «Северо-Западное пароходство» тоже хочет возить нефть по рекам.

Объединение ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП) в одном холдинге с ОАО «Волжское пароходство», «Волга-Флот-Танкер», «Окская судоверфь» и ООО «Волга-Флот-Тур» позволило ему начать программу переоборудования в танкеры 16 сухогрузов класса «река». Благодаря этой программе СЗП собирается конкурировать с сухопутными нефтеперевозчиками.

Первый теплоход серии «СТ» уже перестраивается на ОАО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», дочернем предприятии Северо-Западного пароходства. После выполнения работ стоимостью 2 млн. долларов, танкер водоизмещением 1 тыс. т. сможет перевозить жидкие химические продукты и нефтепродукты. Спуск судна на воду запланирован на октябрь 2004 года.

Источник: «Деловой Петербург» — www.logistic.ru 15.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Роснефть» на Сахалине. Правда и только правда. Но не вся правда.

В предыдущем выпуске мы сообщали о пресс-конференции, на которой руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын отметил, что за последние годы изменилось к лучшему отношение компании «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» не только к природоохранной общественности, но даже к охране природы.

Подобному росту экологической сознательности крупнейшей из российских нефтяных компаний, действующих на Сахалине, наверно, способствовали установленные «Экологической вахтой Сахалина» тесные рабочие контакты с местной природоохранной прокуратурой.

Однако, как оказалось, сообщения об этих радостных результатах взаимодействия «Роснефти» и природоохранной общественности в ряде СМИ оказались несколько сокращенными. Публикация в местной газете «Южно-Сахалинск сегодня» их существенно дополняет.

В июне 2004 году представители «Экологической вахты Сахалина» принимали участие в проверке, организованной Сахалинской природоохранной прокуратурой на нефтепромыслах «Катангли», «Эхаби», «Монги», «Центральная Оха» и участке магистрального нефтепровода в районе п. Озерного.

Действительно, оказалось, что знаменитое «нефтяное озеро» на нефтеловушке №5 полностью прекратило свое существование. Ранее затопленные водой и нефтью площади очищены и сейчас представляют собой поле свежего грунта. Правда, комиссия не зацикливается на том, что может находиться под этим «свежим грунтом», тем более, что в следующем году «Катанглинефтегаз» собирается посадить там деревья.

Представители «Экологической вахты Сахалина» осмотрели несколько качалок на северной границе промысла и на одной из них тут же обнаружили следы обильной утечки нефти. На этой скважине открытая система сбора нефти используется до сих пор.

При проверке Охинского нефтепромысла комиссия обнаружила улучшения в работе нефтеловушек. Визуально размеры нефтяного загрязнения снизились. Однако ниже всех очистных сооружений пятна нефти по прежнему плывут по течению реки Охинки. Это позволяет компании продолжать успешно использовать боновые заграждения и сорбенты.

Осмотр шламонакопителей на месторождении «Монги» показал, что гидроизоляция с помощью полиэтиленовой пленки, проведенная в 2002 году оказалась ненадежной. С тех пор от нее остались лишь лохмотья.

Тем не менее, компания «НК «Роснефть»-Сахалинморнефтегаз» упорно продолжает внедрять новые экологические технологии. Закуплена установка для сжигания замазученного грунта. Правда экологическая чистота этого способа ввиду могучих выбросов загрязнений в атмосферу вызывает некоторые сомнения. Но по сравнению с прежним методами (перемещение с места на место) — это большой шаг вперед.

Руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын отметил, что, несмотря на заметный прогресс, экологическая ситуация на нефтепромыслах севера Сахалина еще бесконечно далека от идеальной. Это мнение сотрудников общественной организации разделяют и работники межрайонной природоохранной прокуратуры. Экологи предполагают, что на отдаленных, труднодоступных береговых месторождениях уровень загрязнения по-прежнему очень высок.

Источник: www.sopka.net-«Южно-Сахалинск сегодня» 15.07.2004.
к оглавлению

Россия.
В Югре разливы. По статистике и на самом деле.

По официальной статистике, на нефтяных промыслах Сургутского района с начала года произошло 170 аварий, в результате которых было разлито 243 т нефти. Загрязненными оказались 7 га земли.

Львиная доля аварий (109 случаев) приходится на компанию «Юганскнефтегаз». Однако это не оттого, что она такая плохая, а потому что самая честная. Компания, вроде бы, сообщает обо всех своих разливах.

Этого нельзя сказать о компании «Сургутнефтегаз». В январе она допустила очередную утечку, причем нефть попала в ручей. Но экологи узнали об этом лишь спустя месяц.

Общее количество разливов «Томскнефти» относительно невелико — 10 случаев. Однако учитывая, что на территории района у компании всего 10 кустовых площадок, она оказывается самой аварийной, но, видимо, также одной из самых честных.

Меньше всего аварий за полугодие показала «Славнефть-Мегионнефтегаз» — всего две. Но зато обе оказались настолько серьезными, что их последствия перекрыли все другие.

Но вообще, экологи Сургутского района отмечают, что в последнее время нефтяники стали более добросовестными. Несколько лет назад ситуация была совсем другая.

Источник: www.regnum.ru — Накануне.ru
к оглавлению

Россия.
В Югре пожары на нефтепромыслах и в окрестных лесах.

Во время ремонта скважины ОАО «Юганскнефтегаз» на Малобалыкском месторождении произошел пожар. В результате выполнявший работы сотрудник ООО «Сибкорс» с ожогами попал в больницу, а ремонтный грузовик сгорел.

Аналогичные ремонтные работы с аналогичными последствия имели место за неделю до этого на территории Нижневартовского района. К счастью, там не пострадали люди, но зато сгорело целых два ремонтных автомобиля. Название участвовавших во всем этом компаний не сообщается.

Зато лесники Юганского лесхоза, находящегося в южной части Сургутского района (населенные пункты Локосово, Угут, Каюково, Рускинская) жалуются на пожары, вызванные «отжигом» кабеля, похищаемого, похоже, с нефтепромыслов компании «Сургутнефтегаз». Лесники утверждают, что производственная деятельность похитителей цветного металла вызвала, по крайней мере, половину из 38 пожаров, зарегистрированных на территории лесхоза. Всего здесь с начала года огонь уничтожил 900 га тайги.

Сотрудники лесхоза подчеркивают, что у них сложились тесные конструктивные отношения с компанией «Сургутнефтегаз». Она выделяет им трейлеры и дорожно-строительную технику для прокладки минерализованных полос, при помощи которых в основном ведется борьба с огнем.

Источники: www.regions.ru 16.07.2004, Интерфакс 12.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Компания ТНК-ВР будет передовиком по части техники безопасности. И как ей это удастся?

Председатель правления ТНК-ВР — президент компании Роберт Дадли утвердил стандарты компании в области охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей природной среды (HSE).

После этого в департаменте общественных связей ТНК-ВР журналистам начали жизнерадостно рассказывать, что долгосрочными целями компании являются исключение несчастных случаев на производстве, а также отсутствие вредного воздействия на окружающую среду. А еще ТНК-ВР будет прилагать максимум стараний для производства качественных продуктов, безопасных для потребителей. Будет ли она прилагать старания, чтобы в процессе продажи потребителям они не оказывались разбавленными непонятно чем, компания не сказала.

Все эти благие пожелания можно было бы рассматриваться всерьез, если бы компания заявляла, что их достижение ожидается в светлом, но далеком будущем. Однако ТНК-ВР намерена добиться исключения несчастных случаев на производстве и отсутствия вредного воздействия на окружающую среду уже в течение трех-четырех лет.

Для этого она будет проводить обучение, экспертные оценки, разрабатывать подробные инструкции, и даже, в случае необходимости, приобретать нужное оборудование. Каждый год будет проводиться комплексный аудит выполнения стандартов и планов по их внедрению.

Остается только предположить либо что сэр Дадли все еще смутно представляет, в какой стране работает, либо что журналисты в очередной раз чего-то не так поняли. Впрочем, поживем — увидим.

Источник: RusEnergy 13.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Иркутская область готовится к переходу на ковыктинский газ.

«Восточно-Сибирская газовая компания» планирует до 1 сентября подписать договор в «РУСИА-Петролеум» о поставках газа с Ковыктинского месторождения. После этого она сможет начать подписывать предварительные договоры на поставку газа с потребителями из Ангарска, Усолья-Сибирского, Иркутска. Ожидается, что эти договора будут подписаны в четвертом квартале 2004 года.

Сейчас проводится оценка потребностей наиболее крупных потребителей, среди которых «Саянскхимпласт», АНХК, АЭХК, НПК «Иркут». Выясняется, что потребителей ковыктинского газа может оказаться больше, чем предполагалось ранее.

Источник: НиК 13.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Международный терроризм против российских правоохранительных разгильдяев. Азербайджан на месяц остался без газа.

Ранее в средствах массовой информации прошли невнятные сообщения об очередном результативном нападении террористов на мирный российских газопровод. В результате, как осторожно было сказано, «внешнего воздействия» на трубу, проходящую по территории Чечни, опять была прекращена подача российского природного газа в Азербайджан.

В последующих сообщения по-прежнему продолжают говорить о теракте. Но если это было действительно так, то приходится признать, что совершившие его как всегда «неустановленные лица» сильно прибавили в своей профессиональной подготовке. В результате взрыва трубопровод диаметром 1200 мм на воздушном переходе через реку Терек был сорван с опор на протяжении 400 м. Его ремонт будет завершен только к началу августа, после чего появится возможность возобновить поставки газа в Азербайджан.

Вопрос о том, что во время проведения этой мощной диверсии делали бесчисленные труженики различных правоохранительных органов, которые под предлогом восстановления конституционного порядка занимаются непонятно чем на территории Чечни, естественно не анализируется.

Похоже, российским правоохранительным разгильдяям пора организовать совместные учения с коллегами из американских охранных структур, которые с такой же эффективностью делают вид, что охраняют нефтепроводы Ирака.

Источник: RusEnergy 16.07.2004.
к оглавлению

США.
Удар молнии вызвал пожар на нефтеперерабатывающем заводе.

На нефтеперерабатывающем заводе компании «Маратон» (Marathon Ashland) в штате Миннесота произошел крупный пожар. Рано утром в воскресенье 11 июля 2004 от удара молнии загорелся один из резервуаров, содержавший около 8 тысяч т тяжелой нефти. Четверть этого количества сгорела, образовав плотные клубы дыма, накрывшие близлежащий поселок.

«Маратон» получила 46 звонков от местных жителей, которые жаловались, что хлопья сажи загрязнили их дома, автомашины и плавательные бассейны. Компания наняла бригады уборщиков для очистки последствий. К счастью, близлежащие жители оказались с крепким здоровьем, и жалоб не его ухудшение в результате аварии пока не поступало.

Работник компании сказал, что видел, как молния попала в резервуар, где, вероятно, взорвались скопившиеся пары нефтепродуктов. В результате взрыва крышка резервуара была отброшена. Через некоторое время от высокой температуры началось разрушение конструкции резервуара, вследствие чего разлилась примерно четверть его содержимого, т.е. около 2 тысяч т. Разлившаяся нефть была удержана обваловкой и выгорела.

Источник: Diluth News Tribune 11.07.2004.
к оглавлению

США.
Сапожник без сапог: судно «Гринпис» задержано за непредоставление плана ликвидации разливов нефти.

Судно «Гринпис» «Арктик Сайнрайз», направлявшееся для поддержки акций протеста против вырубки национального леса Тонгасс, было задержано властями штата по весьма неожиданной причине. Оказалось, что «Арктик Санрайз» нарушил правила штата, требующие от судов водоизмещением более 400 т за неделю до входа в воды штата представить план ликвидации разливов нефти. Кроме того, за 15 дней судно размеров «Арктик Санрайз» было обязано предоставить информацию о наличии страховки, а также подтвердить финансовые гарантии на случай разлива своих нефтепродуктов.

Капитан судна Соренсен сообщил, что был просто не в курсе этих требований. По техническому состоянию судна у властей нет никаких претензий, равно как и каких-либо сомнений в финансовой состоятельности его владельца. Соренсен заявил, что все требования властей штата обоснованы и замечательны и конечно же должны исполняться. Сейчас он работает вместе с представителями Департамента охраны природы, занимаясь оформлением необходимых бумаг. До этого момента судно будет стоять на якоре.

Власти штата Аляска, известные своей нежной «любовью» к природоохранным активистам, размышляют, оштрафовать судно «Гринпис» сразу или подождать, пока находящиеся на его борту активисты начнут проводить свои акции. Некоторая анекдотичность ситуации заключается в том, что требования и акции «Гринпис» являлись одной из важных движущих сил принятия штатом Аляска наиболее строгих в США правил, касающихся предотвращения разливов нефти на море.

Источник: Juneau Empire 16.07.2004.
к оглавлению

США — Нигерия.
Не умеешь сам — учи других.

В Конгрессе США прошли слушания, на которых рассматривались варианты обеспечения стабильности в Гвинейском заливе. На дне этого стратегически важного региона расположены 10% мировых запасов нефти. В настоящее страны Западной Африки обеспечивают 15% американского импорта нефти. Ожидается, что к 2020 их доля возрастет до 25%.

Несмотря на значительные запасы нефти и природного газа, Западная Африка продолжает страдать от бедности, коррупции и этнических столкновений. Часть конфликтов связана с проблемой распределения доходов от продажи нефти. Сохраняющаяся социальная нестабильность региона может стать базой для деятельности террористов.

В число проблем, вызывающих особую обеспокоенность американских властей, входят незаконные врезки и воровство нефти в дельте реки Нигер, достигшие промышленных масштабов. Ежегодно таким образом похищается от 3,8 до 7,5 млн. т нефти. Доходы от ее продажи идут на дальнейший рост напряженности в регионе. Особо опасен заметный рост технической и боевой оснащенности группировок, ворующих нефть.

Американские законодатели выражают поддержку действиям нигерийских властей, которые ввели в дельту Нигера 4 тысяч военнослужащих для обеспечения безопасности. В дальнейшем США могут оказать как техническую помощь, так и провести обучение местных силовых структур методам обеспечения безопасности нефтепромыслов при соблюдении прав человека. Финансовые затраты на такую помощь не превысят 10-20 млн. долларов США в год.

Похоже, мечтатели из Капитолия не совсем в ладу с реальностью. Успехи американских силовых структур, что в соблюдении прав человека, что по обеспечению безопасности нефтепроводов в Ираке, общеизвестны. Видимо, американские конгрессмены и сенаторы собираются в этой ситуации последовать известному правилу «не умеешь сам — учи других».

Источник: VoA 16.07.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное