Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефтяное обозрение

  Все выпуски  

Нефтяное обозрение N 27


Информационный Канал Subscribe.Ru

N27  Нефтяное обозрение
5-11 июня 2004 г.  

Еженедельные обзоры публикаций средств массовой информации по социально-экологическим проблемам нефтяного сектора.
Проект выполняется при поддержке Лесной кампании Международного Социально-Экологического Союза

Составитель: Алексей Григорьев, редактор: Ксения Пахорукова.
Вопросы, предложения, пожелания направляйте по адресу info@forest.ru

Благодарим Фонд Генриха Бёлля за финансовую поддержку.

Постоянный адрес выпуска: http://info.forest.ru/oil/04/oil_0427.htm
Остальные выпуски «Нефтяного обозрения» за 2004 г. размещены на http://info.forest.ru/oil/04/


Темы недели

Другие сообщения


Темы недели

Казахстан.
Крупная утечка нефти из ржавого экспортного трубопровода.

На 283 км нефтепровода «Узень-Атырау-Самара» (участок Сай-Утес-Бейнеу). Согласно разных источником его размеры оцениваются от 2,5 тысяч до 3,3 тысяч т нефти. Причина - коррозия стыка труб нефтепровода.

Разлив обвалован. 200 работников компании «КазахТрансОйл» при помощи 80 единиц техники ведут сбор и вывоз разлитого.

Источники: РИА «Новости» 8.07.2004, MIGnews 8.07.2004, Казинформ 8.07.2004.
к оглавлению

США.
За год танкерных перевозок нефти с Аляски не было ни одного разлива.

В 2003 году, впервые за все время работы транспортной системы, поставляющей нефть с северного склона Аляски в континентальные штаты США, на этапе танкерных перевозок не было зафиксировано ни одного разлива нефти.

В 2003 году из порта Валдес было совершено 450 рейсов и перевезено почти 50 млн. т нефти. Один из подобных рейсов, совершенный в 1989 году танкером «Эксон Валдес», завершился тяжелейшей экологической катастрофой у берегов США. В 2003 году ни на Аляске, ни в территориальных водах в районах портов назначения не было пролито ни одного литра нефти.

Во время нахождения танкеров в открытом море было зафиксировано лишь два разлива объемом 8 и 40 литров. В соотношении с перевезенными объемами это составляет крохотную долю процента.

Транспортные компании могут с гордостью заявить, что в 2003 году проблема аварийных утечек с их танкеров, работающих на перевозке нефти из Аляски, была решена. Каждая из трех основных компаний, добывающих нефть на северном склоне Аляски, имеет свою транспортную фирму. «Аляска танкер» (Alaska Tanker Co) обслуживает «Бритиш Петролеум». «Полар Танкерс» (Polar Tankers Inc) является подразделением нефтяной компании «Коноко-Филлипс». «Си Ривер Мэритайм» (SeaRiver Maritime) работает на «Эксон-Мобил». Четвертая, танкерная компания «Сибалк Танкерс» (Seabulk Tankers), перевозит нефть из Валдеса на нефтеперерабатывающее предприятие компании «Тесоро» (Tesoro).

Все четыре компании получат награду «Легаси Авард» (Legacy Award - Pacific States/British Columbia Oil Spill Task Force). Ее учредителями являются губернаторы штатов на западном побережье США, а также канадской провинции Британская Колумбия, мимо берегов которых проходят нефтяные маршруты. Награда была создана после ряда крупных разливов нефти на этом маршруте в конце 1980-х годов.

«Лагаси Авард» вручается компаниям, которые обеспечивают наиболее высокую экологическую безопасность танкерных перевозок нефти с Аляки.

Источники: Anchorage Daily News 10.07.2004, Guardain 11.07.2004, Fairbanks Daily News-Miner 11.07.2004.
к оглавлению

Китай.
Энергосбережение - стратегическое направления развития китайской экономики.

Госсовет Китая одобрил проект «Китайской энергетической программы на 2004-2020 гг.» Впервые в такого рода и уровня документе во главу угла поставлена необходимость энергосбережения. Если раньше в китайских программах развития прежде всего указывалось на необходимость обеспечения роста производства, то сейчас стало ясно, что дальнейший экстенсивный рост китайской экономики невозможен.

С 2003 года две трети Китая оказались в зоне регулярных ограничений подачи электроэнергии или даже ее отключения. Строительство новых генерирующих мощностей еще более увеличит потребность в импорте энергоносителей. Однако Китай в последние годы и так уже столкнулся с необходимостью увеличения импорта нефти на 59%. Резкий рост китайского потребления нефти и нефтепродуктов стал одним из важнейший факторов увеличения роста мировых цен на нефть. Все это в итоге становится мощным тормозом для развития китайской экономики.

Возможности Китая по повышению энергоэффективности огромны. Работа в этом направлении позволит в 2020 году не увеличить, а даже снизить потребность в энергии с 3,2 млрд. т условного топлива до 2,4 млрд. т условного топлива.

Сейчас страна тратит 13% на обеспечение энергопотребления - почти вдвое больше чем США. Китай вступил в фазу, когда ему надо проводить энергетическую оптимизацию экономики за счет сокращения таких энергоемких производств как выплавка стали и алюминия.

Большие возможности имеются в производстве, передаче и использовании энергии. На каждый киловатт-час китайские электростанции тратят на 22% больше угля, чем соответствующие американские. В быстро растущем секторе жилищного строительства лишь 2,5-5% новых домов соответствуют мировым стандартам потребления энергии.

Препятствием для реализации этих очевидных мер является отсутствие их экономического стимулирования, законодательной базы, а также инфомированности и экологической сознательности китайских граждан. Впрочем, власти страны осознают, что это должна быть не разовая. а долговременная работа.

Источник: Xinhua 5.07.2004.
к оглавлению

Латвия.
Дума Риги отказала в строительстве терминалов. Нефтяники возмущены.

Представители нефтяных компаний «Naftas serviss» и «Man-Tess» возмущены тем, что городская дума Риги отвергла их замечательное предложение построить на острове Кундзиньсала два симпатичных нефтеперевалочных комплекса.

«Naftas serviss» была готова освоить территорию 29 га, на которой поместились бы подъездные пути, эстакада для разгрузки цистерн, резервуарный парк на 145 тысяч кубометров (с увеличением в дальнейшем до 290 тысяч кубометров), пристань для танкеров. Все это позволило бы переваливать до 4 млн. т дизельного топлива, мазута и сырой нефти. Инвестиции в развитие этого проекта должны были составить 20 млн. долларов США.

«Man-Tess» собиралась сосредоточиться на перевалке светлых нефтепродуктов в количестве до 2,7 млн. т в год. Емкость необходимых для этого подземных хранилищ - 150 тысяч кубометров. Инвестиции в проект - 15 млн. долларов. По словам представителя фирмы, каждая переваленная тонна нефтепродуктов приносила бы в бюджет города 10 долларов.

Можно только поудивляться и позавидовать такой экономической эффективности проекта, несопоставимой с платежами российских компаний, у себя дома переваливающих ту же нефть и нефтепродукты.

Все комитеты рижской городской думы одобрили проект, кроме одного, отвечающего за состояние городской среды. В день принятия решения небольшая (человек 20) группа пикетчиков встречала депутатов с плакатами «Терминалам - нет», «Свободный порт + Man-Tess = беззаконие», «Деньги не пахнут? Даугава завоняет». Депутаты учли эти пожелания и отклонили почти уже согласованный проект одобрения этих проектов.

Глава компании «Man-Tess» Юлий Круминьш заявил, что он удивлен решением городских чиновников, но полагает, что не последнюю роль в этом решении сыграли предстоящие весной 2005 года выборы в органы местного самоуправления.

Вот такие в городской думе Риге неправильные, с точки зрения нефтяников, депутаты. Они мнение каких-то там местных жителей и избирателей слушают и даже учитывает его при принятии своих решений.

Источник: www.logistic.ru-Бизнес&Балтия. 7.07.2004.
к оглавлению

Другие сообщения

Россия.
ТНК-ВР идет на Русское месторождение.

Дочернее предприятие компании ТНК-ВР ОАО «Тюменнефтегаз» составило программу освоения Русского месторождения, расположенного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). В 2003 году здесь было проведено разведочное бурение. В 2005 году начнется опытно-промышленная эксплуатация. В 2007 году ожидается начало обустройства месторождения и эксплуатационное бурение.

Русское газоконденсатное месторождение было открыто еще в 1960 году. Оно расположено в Тазовском районе ЯНАО. Однако содержащаяся в нем нефть обладает высокой вязкостью и плотностью. Из этой нефти можно делать высококачественное реактивное и дизельное топливо, арктическое моторное масло, строительные и дорожные битумы, электродный кокс. Однако при его освоении предстоит решить сложные проблемы добычи и транспортировки столь вязкой нефти в условиях Севера.

Источник: НиК 8.07.2004.
к оглавлению

Россия.
ТНК-ВР собирается строить терминал в Лужской губе Финского залива.

5 февраля 2004 года Межведомственная комиссия правительства Ленинградской области приняла решение о принципиальном согласовании места размещения терминала компании «ТНК-ВР» по перевалке нефти и нефти продуктов в Лужской губе, в районе поселка Логи (Горки) .

Согласно заявке компании, строительство должно начаться уже во втором квартале 2005 года, а завершиться - во втором квартале 2006 года. После этого терминал может отгружать до 12 млн. т нефти и нефтепродуктов в год (7,5 млн. сырой нефти, 4,5 млн. т мазута и 0,5 млн. т дизельного топлива). В другом источнике указывается мощность терминала уже в 18 млн. т, что, возможно, соответствует перспективным планам его развития.

23 июля 2004 года «ТНК-ВР» должна принять решение о выделении 175 млн. долларов, необходимых для этого строительства.

Впрочем, реализация проекта может задержаться в связи с тем, что власти Ленинградской области в последний момент решили все-таки разработать генеральную схему портовых комплексов в Финском заливе и в Лужской губе с учетом экологического и прочих законодательств. Предполагается, что эта работа будет завершена к октябрю 2004 года.

Если эта схема и проект будут проходить экологическую экспертизы как положено, то возможны весьма существенные задержки с реализацией планов «ТНК-ВР». Ведь кроме ее терминала, в Лужской губе собираются разместить также завод «Газпрома» по производству и перевалке сжиженного газа. Имеется еще предложение компании «СГ-Транс» по перевалке сжиженных нефтяных газов и многое другое.

Источники: НиК 6.07.2004, «Деловой Петербург» - RusEnegy 7.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Газпром» тоже хочет в Лужскую губу.

Компания «Газпром» собирается протянуть в Лужскую губу одно из ответвлений Североевропейского газопровода и построить здесь завод по производству сжиженного природного газа.

Проект строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря от Выборга до Германии был в принципе одобрен на встрече российского президента и германского канцлера. Ожидается, что уже осенью 2004 года пройдет встреча для более конкретного обсуждения этого проекта.

Сырьевой базой для обеспечения работы Североевропейского трубопровода будет расположенное на территории Ямало-Ненецкого автономного округа месторождение Южно-Русское. Давний партнер «Газпрома», германская компания «Рургаз», теперь входящая в энергетический гигант E.On, получит право добывать там газ. Взамен «Газпрому» будет предоставлена возможность сохранить свое присутствие в сбытовой сети Германии.

Повышение устойчивости работы существующей газотранспортной системы требует создания альтернативного варианта транспортировки российского природного газа в Германию, не зависящего от действий властей Белоруссии или Украины, по территории которых проходят действующие газопроводы. Стоимость всего проекта создания Североевропейского газопровода оценивается в 5,7 млрд. долларов США.

Одновременно с этим «Газпром», похоже, решил заняться освоением современных технологий транспортировки природного газа в сжиженном виде. С компанией «Petro Canada» ведутся переговоры о возможности поставок российского сжиженного газа в Канаду. Для этого на территории Ленинградской области, скорее всего в районе Лужской губы, будет построен завод по производству сжиженного газа стоимостью 1,3 млрд. долларов.

Почему-то для реализации благих намерений по освоению российским гигантом технологий транспортировки сжиженного природного газа в очередной раз выбран самый экзотический маршрут, который вызовет негативную реакцию населения, живущего на берегах Балтийского моря.

Вряд ли властям Швеции и Дании, а также жителям проливов, соединяющих Балтийское и Северное море понравится, что вдоль их берегов будут регулярно проходить огромные танкера-газовозы, груженные взрыво- и огнеопасным грузом.

Вполне возможно, эти перевозки действительно безопасны, как это утверждают их сторонники. Однако их обеспечение, особенно по части, связанной с терроризмом (перекрытие движения, усиленная вооруженная охрана, повышенная антитеррористическая нервозность и т.д.) вряд ли вызовут восторг и одобрение. Особенно если это будут перевозки не для обеспечения местных потребностей, а транзитные поставки через Атлантику.

Балтийскому морю достаточно постоянно растущего потока танкеров, перевозящих нефть и мазут, чтобы к ним добавлять еще и проводимые под усиленной охраной транзитные газовозы.

Источники: НГВ 7.07.2004, «Ведомости» 9.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Сургутнефтегаз» уже не хочет в бухту Батарейная?

Планы компании «Сургутнефтегаз» построить в бухте Батарейная, расположенной на южном берегу Финского залива, терминал для экспорта нефтепродуктов, производимых ей на Киришском НПЗ, обсуждаются уже много лет. «Сургутнефтегаз» в последнее время объясняет задержки с реализацией этого проекта необходимостью его увязки с программой реконструкции Киришского НПЗ.

Однако к моменту завершения этих работ в Финском заливе будут действовать, по крайней мере, два терминала для экспорта нефтепродуктов: компании «Лукойл» в Высоцке и «ТНК-ВР» - в Лужской губе. Кроме того, государственная компания «Транснефтепродукт», если ей не удастся отобрать терминал в Высоцке у «Лукойл», хочет построить свой собственный экспортный порт, к которому планирует протянуть продуктопровод. Как «Транснефтепродукт» собирается охранять его от набегов нефтяных воров, наверно, является самым ценным «ноу хау» этой компании.

«Сургутнефтегаз», как правильно ориентированная социально компания, подтверждает свою готовность отгружать через мощности «Транснефтепродукта» (если они будут созданы) до 7 млн. т нефтепродуктов в год. Кроме того, огромные мощности при активном участии российского бизнеса созданы и продолжают развиваться в Эстонии. С учетом всего этого потребности строить свой собственный экспортный терминал в бухте Батарейная у компании «Сургетнефтегаз», похоже, нет.

Однако пока курирующий этот вопрос вице-губернатор Ленинградской области г-н Двас признал, что все это - плод его аналитических рассуждений. Официально «Сургутнефтегаз» не отказывался от когда-то объявленных планов относительно бухты Батарейная.

Источник: РБК-НГВ 7.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Администрация Ленобласти+РЖД=любовь в Усть-Луге.

АО «Компания Усть-Луга», о наполеоновских планах которой по созданию российской версии Роттердама мы сообщали в предыдущих выпусках, решила не выплачивать дивиденды за 2003 год. Полученная прибыль в размере 703 тысячи рублей (это целых 25 тысяч долларов) будет направлена на дальнейшее развитие порта.

Поскольку 25 тысяч долларов не хватит не то что для строительства Роттердама, но и для возведения причала для проката гребных лодок, возникает естественный вопрос, как этот проект все еще жив и даже, в некотором роде, процветает.

Ответ на него становится ясен после знакомства с советом директоров, который был дружно переизбран в прежнем составе. В него вошли первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин, гендиректор АО «Компания Усть-Луга» Валерий Израилит, первый зам гендиректора АО «Усть-Луга» Светлана Макарова, вице-губернатор Ленинградской области Александр Брахно, председатель Ленинградского областного комитета по управлению госимуществом Александр Дрозденко, зам полномочного представителя президента РФ в СЗФО Любовь Совершаева, председатель совета директоров «Абсолют-банка» Александр Светков.

При таком составе совета директоров Роттердам под Санкт-Петербургом можно строить и при наличии прибылей в 25 тысяч долларов в год. Пассажиры российских железных дорог и грузоперевозчики еще и не такие проекты оплатят.

Основными акционерами компании «Усть-Луга» являются правительство Ленинградской области (27% акций) и АО «Объединенная финансово-промышленная компания» из Санкт-Петербурга (22% акций).

Источник: www.logistic.ru-»Интерфакс» 9.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Чем морские чиновники собирают колоть лед в Финском заливе до завершения строительства ледоколов?

«Росморпорт» заказал Балтийскому заводу строительство двух мощных ледоколов. По крайней мере один из них будет работать в Финском заливе на проводке крупнотоннажных судов, их буксировке. Он же будет проводить аварийно-спасательные работы, бороться с разливами нефти и другими загрязнениями моря.

Дизель-электрический ледокол мощностью 18 МВТ будет оборудован двумя винторулевыми устройствами, что обеспечит ему высокую маневренность. Ширина судна - 29 м. Осадка в 8,5 м позволит работать на мелководьях Финского залива. Ледокол сможет принимать на борт вертолеты Ка-32 или Ка-226.

Стоимость судна такого класса на мировом рынке, в зависимости от комплектации, составляет 80-100 млн. долларов США. Сдача первого ледокола заказчику запланирована на конец 2006, а второго - на конец 2007 года.

В тендере на строительство кроме победившего «Балтийского завода» участвовали также финские Aker Finnyards Kvaerner а Masa-Yards. Остается только пожелать успехов российским производителям, которые в рамках конверсии собираются научиться строить что-то полезное для российского народного хозяйства.

Вместе с тем, в последнее время они часто срывали сроки выполнения заказов или выполняли их с недостаточно высоким качеством. Будем надеяться, что заказанные ледоколы окажутся работоспособнее военной продукции «Балтийского завода».

Остается также неясным, какой конкретно орган российской власти будет отвечать за колку льда вокруг вновь построенных российских нефтяных терминалов на Финском заливе, пока судостроители «Балтийского завода» будут выполнять заказ. Ведь процесс строительства заказанного ледокола может растянуться на гораздо больший срок, чем указано в контракте. Остается, наверно, надеяться только на теплые зимы и извечный российский «авось».

Источник: www.logistic.ru-SeaNews 8.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Донные воды Финского залива сильно загрязнены нефтепродуктами. К чему бы это?

Специалисты МЧС в ходе экспедиции на научно-исследовательском судне «Профессор Штокман» отобрали 68 пробе донных отложений и 62 пробы придонной воды. Был проведен экспресс-анализ 21 пробы на содержание нефтепродуктов и 18 проб - на содержание отравляющих веществ и продуктов их трансформации.

Как и следовало ожидать, в некоторых районах Финского залива в донных слоях было зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в 5-10 раз. О результатах анализа содержания отравляющих веществ и продуктов их трансформации ничего не сообщается.

Детальный анализ собранных данных будет завершен к концу октября.

Источник: Фонтанка.ру-www.regions.ru 7.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Балтийская нефтеперевалочная компания» хочет в Балтийск, но не может.

Постановление РФ №276 от 11 июня 2004 года стало громом среди ясного неба для «Балтийской нефтеперевалочной компании» (БНК). После принятия этого документа прекратил работу пропускной пункт Восточный в порту Балтийск, через который БНК экспортировала нефть и нефтепродукты. После закрытия пропускного пункта продолжение деятельности компании БНК в порту Балтийска стала невозможным.

В 2001 году правительство РФ утвердило федеральные целевые программы «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 гг.», а также «Развитие Калининградской области на период до 2010 года». Согласно этим документам в Восточном предусматривалось строительство портовых комплексов мощностью до 8,5 млн. т в год.

В 2003 году через пункт Восточный компанией БНК и другим было перевалено 1,5 млн. т нефти и нефтепродуктов. К концу 2004 году планировалось довести мощность терминала до 2 млн. т, а к 2005 - до 3 млн. т в год. Велось строительство второй очереди терминала, благодаря которому его резервуарный парк должен был увеличиться втрое.

Представитель компании указал, что закрытие погранперехода Восточный привело к прекращению работы по экспортной отгрузке нефти и нефтепродуктов через порт Балтийск. Это нанесет ущерб железной дороге, Военно-Морским силам, Калининградской области, а также компаниям, которые пользовались этим маршрутом для экспорта. Одним из крупнейших поставщиков «Балтийской нефтяной компании» был нефтяной гигант ТНК-ВР

Источник: НиК 7.07.2004.
к оглавлению

Информация к размышлению.

Можно подумать о том, как работают российские правительственные чиновники. Это одна сторона правды. Есть и другая.

«Балтийская нефтеперевалочная компания», похоже, и есть одна из тех загадочных структур, которые моряки военно-морской базы в Балтийске, не щадя живота своего, защищают от натиска Калининградской спецморинспекции. Компании в 1996 году, на основании решения, принятого командующим дважды Краснознаменным Балтийским флотом адмиралом В. Егоровым, был сдан в аренду причал военно-морского порта. Мы не будем останавливаться на юридической чистоте этого договора, вопросе о том, куда девалась арендная плата, и как все это выглядит, если в итоге оказалось, что 51% акций «Балтийской нефтеперевалочной компании» принадлежит компании Vitol Group. Этот нефтяной торговый гигант, базирующийся в Швейцарии, имеет годовой оборот 20 млрд. долларов США. Балтийский флот может гордиться таким деловым партнером и твердо стоять на страже совместных деловых интересов, защищая их от натисков природоохранных структур.

А поводы для проявления повышенного внимания со стороны органов охраны российской природы имелись. Жители поселка Севастопольский три года подряд травились газовым конденсатом. С 1999 года «Балтийская нефтеперевалочная компания» среди прочего занялась перевалкой и этого продукта. Температура его кипения немногим выше 20 градусов, технология перегрузки не отработана. Поэтому в теплое время года поселок задыхается от запаха испаряющихся газов. Местные депутаты трижды принимали решения о запрещении перевалки газового конденсата, но никаких последствий эти решении не имели.

О политике компании в области открытости информации об экологических проблемах говорят ее действия в случае с разливом примерно 1 т дизельного топлива во время заправки шведского танкера «Наутилус» в октябре 2003 года. Представители ИА «Regnum», ИТАР-ТАСС, «Комсомольской правды» и регионального телеканала «Каскад» вопреки положениям «Закона о средствах массовой информации» не были допущены к месту аварии вооруженными сотрудниками службы безопасности «Балтийской нефтеперевалочной компании».

Не исключено, что, закрыв пропускной пункт Восточный, российское правительство таким образом решило эту застарелую проблему. Но, конечно, это самый оптимистический вариант оценки ситуации.

Вполне возможно, что это отнюдь не мероприятие, направленное на установление «диктатуры закона», а очередное шоу из серии «грабь награбленное». Нельзя исключить и такого простого объяснения, что балтийские адмиралы не поделились с компетентными в этом деле лицами и органами. Время покажет, какая из версий окажется верной.

Вряд ли резервуарный парк Восточного будет долго простаивать без дела.

Источники: www.regnum.ru 9.10.2003,б, www.dvornik.ru 3.10.2003, www.neftegaz.ru 18.01.2004, «Известия» 28.04.2003
к оглавлению

Россия.
У «Роснефти» на Сахалине растет экологическая сознательность.

Руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын на пресс-конференции заявил, что компания «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» в последнее время демонстрирует заметный рост экологической сознательности. Если раньше появление общественных экологов в районе ее нефтепромыслов вызывало у местных руководящих работников компании резкое неприятие, то в 2002 году положение изменилось.

Исчезла или перешла в скрытую форму не только аллергия на появление Дмитрия Лисицына и его коллег по общественной природоохранной деятельности. Более того, «Роснефть» даже начала убирать оставленные ей помойки. Было ликвидировано нефтяное озеро, модернизированы некоторые нефтяные ловушки. Ведется работа по устранению утечек на нефтепроводах.

Источник: RusEnergy 6.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Экологическую сознательность Минприроды на Сахалине будут повышать через суд.

16 июля Южно-Сахалинский городской суд рассмотрит иск общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» к Министерству природных ресурсов в связи с выдачей разрешения на проведение дноуглубительных работ в Анивском заливе. Эти работы собирается проводить компания «Сахалин Энерджи», которая является оператором проекта «Сахалин-2» (его крупнейший акционер - компания «Шелл»). Они необходимы для строительства в окрестностях п. Пригородное Корсаковского района экспортного терминала с которого будут отгружать нефть и сжиженный природный газ.

«Сахалин Энерджи» подала заявку в Минприроды России на проведение с 15 июля 2004 дноуглубительных работ под основной причал. Все это приведет к сбросу в Анивский залив миллионов тонн грунта. Проведение работ совпадает с активных ходом лососевых на нерест. Местные экологи и рыбаки считают такие действия недопустимыми.

Однако Минприроды заявило, что оснований в отказе выдачи разрешения на их проведение нет, поскольку проект прошел государственную экологическую экспертизу. Итоговое заключение экспертной комиссии по проекту «Сахалин-2» крайне малодоступно, поэтому оценивать правомерность ссылки Минприроды на этот документ сложно. Однако можно быть уверенным, что в нем отсутствуют прямые указания на одобрение такого рода деятельности.

Допустимость и законность выдачи разрешения на проведение дноуглубительных работ в период хода лососевых на нерест теперь будет определяться в суде.

Кроме того, экологическая общественность Сахалина намерена проверить временные поселки подрядчиков и субподрядчиков, ведущих строительные работы по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Проверять будут наличие очистных сооружений и организацию утилизации бытовых отходов. У «Экологической вахты Сахалина» уже есть информация о том, что строители либо вывозят свои бытовые отходы на свалки местных поселков, либо складируют мусор на местности.

Источник: www.regions.ru-НиК 7.07.2004, Восток-Медиа 7.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Москвичи против автозаправки «Шелл» на территории Терлецкой дубравы.

Терлецкая дубрава площадью 140 га является одним из крупнейших массивов дубовых насаждений на территории Москвы. Она входит в состав природно-исторического парка «Измайлово».

Терлецкая дубрава - это исторически сложившееся место отдыха жителей районов Иваново, Новогиреево и Перово. Сейчас принимаются определенные меры по благоустройству этой территории. При подготовке подобных проектов необходимо учитывать статус Терлецкой дубравы как особо охраняемой природной территории. Однако, как выяснилось, сейчас нет ни проекта планировки всего Измайловского комплекса, ни утвержденных границ Терлецкой дубравы, ни ее охранной буферной зоны. Пока власти решают проблему проведения любимого ими благоустройства территории при отсутствии этой документации, местным жителям стало известно еще об одной проблеме.

Оказалось, что в непосредственной близости от заповедной зоны планируется построить многотопливный автозаправочный комплекс компании «Шелл» с мойкой, магазином и кафетерием. Местные власти предлагали для этого выделить другой участок, тем более, что поблизости уже работают три автозаправки, но «Шелл» отказалась. Ее представитель заявил, что компания выиграла тендер на строительство комплекса именно в этом месте в рамках реализации городской программы использования альтернативных видов моторного топлива автомобильным транспортом г. Москвы. «Шелл» больше всего привлекла площадка на Свободном проспекте. Сейчас проведены все согласования и получены разрешения на строительство. Необходимость получения прежде всего согласия на местном уровне власти является для компании новостью. Она готова вести разъяснительную работу с местными властями и населением, но настаивает на реализации своих планов.

Несколько иная информация относительно наличия всех согласований имеется у депутата Московской городской думы Веры Степаненко. По ее сведениям проект не прошел государственную экологическую экспертизу и общественное обсуждение с местными жителями. О нем не знают в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды правительства города. К тому же, согласно закону города об особо охраняемых природных территориях, до того момента, как будут четко определены границы Терлецкой дубравы и ее охранной зоны, никакие участки для хозяйственных целей здесь выделяться не должны.

Источник: www.regions.ru 6.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Будут ли Минприроды и российское правительство соблюдать законы?

Минприроды России совместно с профильными научными институтами и специалистам Российской Академии наук разработали «Проект государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России».

Развитие сырьевой базы нефтегазового сектора России в ближайшие 10-15 лет в значительной степени будет определяться морской составляющей. Ее основой станут сделанные в 1987-2002 открытия на шельфах Балтийского, Баренцева, Карского, Охотского и Каспийского морей.

Проект государственной стратегии состоит из шести основных разделов, а также приложения с перечнем мероприятий государственного масштаба, которые будут необходимы для ее реализации.

Разработчики обозначили стратегические районы на шельфе России, на которых необходимо сосредоточить особое внимание. К ним относятся моря Западной и Центральной частей Арктики и Охотское море.

В проекте рассматриваются проблемы создания федеральных нефтегазодобывающих комплексов на морских побережьях, совершенствования инфраструктуры, разработки и внедрения новых технологий.

Проект Стратегии направлен на утверждение в Правительство РФ. О том, проходил ли этот замечательный документ экологическую экспертизу, и что надо сделать, чтобы обеспечить хоть какую-то ее независимость от структур, занимавшихся его разработкой, в сообщении ничего не говорится.

Источник: RusEnergy 7.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Сознательность «Юкоса» пока будут повышать без изъятия лицензий.

Глава Минприроды г-н Трутнев сообщил, что компании «Юкос» даны 3 месяца летнего времени для устранения выявленных нарушений в области природопользования и охраны окружающей среды. В начале 2004 года чиновники Минприроды прославились на всю страну, в административном экстазе потребовав от компании провести озеленительные работы в тундре в декабре.

Новый министр Трутнев пока демонстрирует гораздо более высокую вменяемость и адекватность. Он заявил, что если компания «Юкос» устранит выявленные нарушения, а технически она это может сделать, то лицензии изыматься не будет.

Источник: НиК 8.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Что делать с брошенными скважинами в ЯНАО - никто не знает.

На территории Ямало-Ненецкого автономного национального округа пробурено более 5 тысяч разведочных скважин. Многие из них были сделаны более 25 лет назад. По существующим правилам, в течение десяти лет после окончания работы скважины должны быть ликвидированы. Однако во многих случаях это не было сделано. До 2002 года удалось ликвидировать 835 ненужных и бесхозных скважин, из них 223 - за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Для ликвидации одной скважины требуется от 5 до 20 млн. рублей.

В связи с отменой платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы финансирование работ было прекращено. За счет каких средств проводить ликвидацию 400 бесхозных скважин, часть из которых опасны для окружающей среды, - непонятно.

Источник: НГВ 9.07.2004.
к оглавлению

Россия.
«Полярное сияние» выиграло суд с администрацией Ненецкого автономного округа.

ООО «Компания Полярное сияние» в очередной раз выиграла судебный процесс против администрации Ненецкого автономного округа. У этой компании есть лицензия на добычу нефти на территории Ненецкого автономного округа вплоть до 2017 года. Однако кроме этого она должна получить право пользования земельными участками, которые ей необходимы для ведения производственной деятельности на Восточно-Колвинском и Дюсушевском месторождениях.

Администрации Ненецкого автономного округа, видимо, так понравилось заключать договора на аренду этих земель, что она потребовала, чтобы «Полярное сияние» занималось этим каждые 12 месяцев. А потому в праве аренды на срок больше года компании было отказано.

Представители компании обратили внимание на тот факт, что она только за один прошлый год перечислила в бюджеты округа и города Нарьян-Мар 792 млн. рублей налогов и платежей, что, казалось бы, должно было удовлетворить региональную власть. Однако ненецким автономным чиновникам хотелось большего. Вот и пришлось судиться.

Сейчас дело прошло Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Санкт-Петербурге. Благодаря решениям предыдущих инстанций, администрация Ненецкого АО все-таки подписала решения об отводах земель до 2017 года. Однако возможности для продолжения судебной борьбы с компанией у нее еще имеются.

Представитель компании «Полярное сияние» в прискорбием отметил, что добыча нефти в Ненецком округа развивалась бы гораздо быстрее, если бы его администрация не чинила препятствий работе, а для решения производственных вопросов не надо было вести продолжительные судебные разбирательства.

Источник: НГВ 8.07.2004
к оглавлению

Россия.
Из нефтяников забили фонтаны социальной ответственности.

Похоже, призыв заняться социальной ответственностью был услышан. Да, помойку на прилегающих в офисам компаний улицах убрать надо.

Компания «Роснефть» пообещала выделить средства на ремонт нескольких улиц и мостов в Архангельске. Подрядчики уже ведут работы. Однако пока 14 млн. рублей, перечисление которых, вроде, утвердили депутаты областного собрания, до ремонтников не дошли. Пока они работают в долг.

Куда более щедрым может оказаться в соседней республики Коми компания «Лукойл». Она обещала инвестировать в развитие города Усинска 5 млн. долларов. До осени планируется сдать в эксплуатацию семь новых или капитально отремонтированных объектов. С их число входят православный храм, жилой дом, гостиница, дворец культуры, больница, а также офисное здание ООО «Лукойл-Коми». Ко всему этому будет добавлено 2 км отремонтированной улицы Нефтяников. Распределение этих 5 млн. долларов между семью объектами упомянутыми в списке объектами не указывается. Остается надеяться, что хватит и на офис, и на все остальное.

На этом фоне обещания компании НК «Сибнефть» администрациям Пуровского района и городов Муравленко и Ноябрьск в Ямало-Ненецком автономном округе, где ее подразделение «Сибнефть-Нобярьскнефтегаз» ведет добычу нефти, выглядят весьма скромно. Район получит 34 млн. рублей на поддержку коренных малочисленных народов. Ноябрьск - 54 млн. рублей на строительство жилого дома. Муравленко - 28 млн. рублей на приобретение детских городков и благоустройство города. В Муравленко уже поступило 9,5 млн. рублей. Остальные средства будут выплачены к сентябрю. Правда, в это время заниматься благоустройством на севере уже будет довольно сложно. В общем, чувствуется, что Ямало-Ненецкий автономный округ для компании «Сибнефть» далеко не Лондон. И даже не Чукотка.

Источники: НГВ 5.07.2004, 9.07.2004, НиК 7.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Общественность указывает на социальную безответственность «Транснефти».

Началась серия общественных обсуждений проекта компании «Транснефть» по строительству нефтепровода из Восточной Сибири на Дальний Восток. 13 июля 2004 года это мероприятие пройдет во Владивостоке и Хабаровске, 15 июля - в Благовещенске, 16 июля - в Чите и Биробиджане, 19 июля - в Иркутске, и 22 июля - в Улан-Удэ. Когда и каким образом c материалами этого проекта могут ознакомиться и высказать свое мнение жители других регионов нашей необъятной Родины - неизвестно.

Впрочем, неясность существует и с тем, как называть этот проект. Это выяснилось уже при подготовке слушаний во Владивостоке. Местная природоохранная организация «БРОК» обратила внимание на то, что проект, который первоначально был представлен как «Ангарск-Находка» и затем везде проходил под этим названием (в том числе различные экспертизы и согласования), плавно трансформировался в «Тайшет-Перевозная». На Интернет-сайте компании «Транснефть» этот проект расплывчато обозначен как трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан». Это позволяет компании быть свободной в изменении на одну-другую тысячу км как места расположения начальной точки трубопровода, так и его окончания. Однако далее в тексте трасса указана гораздо более четко: Тайшет-Казачинское-Сковородино-Перевозная. Длина - 4130 км.

В связи со всем этим многократно упоминавшийся, обсуждавшийся и подвергавшийся экспертизе проект «Ангарск-Находка», видимо, следует признать очередным фантомом из мира фантазий российских нефтяников, за которым скрываются совершенно другие вещи.

Если строительство очередного терминала в районе Находки особых возражений не вызывало, то его сооружение в бухте Перевозной (в районе мыса Ломоносова) совершенно неприемлемо. Возможность безопасного обслуживания супертанкеров водоизмещением 200-300 тысяч т в этом месте вызывает большие сомнения. В случае выбора Перевозной в качестве конечного пункта нефтепровода «Тайшет-Перевозная» пострадают уникальные природные экосистемы, расположенные на территории Хасанского района. Возникнут проблемы для дальнейшего развития туризма, прибрежного рыболовства.

Альтернативные варианты выбора места расположения терминала существуют. В Приморском крае это район Находки а также бухта Чажма. Губернатор Хабаровского края Ишаев заявил, что трубопровод необходимо вообще тянуть не на юг, а прямо на восток, в район портов Ванино и Советская Гавань. Это позволит сократить длину трубопровода на 1000 км и существенно снизить его стоимость.

Вопреки требованиям действующих нормативов в материалах проекта, представленных общественности, никаких альтернативных вариантов не рассматривалось. Говорят, что анализ возможных альтернативных вариантов содержится в 10-м томе проекта, но он не был представлен на общественные слушания под тем предлогом, что в нем содержится конфиденциальная и стратегическая информация. Однако, согласно действующему законодательству, представляемые на экологическую экспертизу сведения, относящиеся к проблемам охраны окружающей среды, не могут быть закрытыми.

Общественное обсуждение проекта продолжается.

Источники: www.regnum.ru 8.07.2004, НиК 8.07.2004, RusEnergy 7.07.2004, www.regions.ru 7.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Архангельские компании не хотят готовиться к ликвидации разливов нефти.

В Архангельске, в недрах «Северного морского пароходства», каким-то чудом сохранился Экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ (АСПТР). Благодаря заботе руководства акционированного «Северного морского пароходства» удалось сохранить не только спасательное имущество, но и опытные кадры. Летом на акватории моря дежурит катер «Метель», готовый к немедленному проведению спасательных работ. Зимой функции аварийных судов-спасателей могут выполнять ледоколы «Диксон» и «Капитан Косолапов».

По распоряжению Министерства транспорта в 2003 году на базе отряда в порту Архангельска было создано подразделение для ликвидации разливов нефтепродуктов численностью 10 человек. Приобретены 250 метров надувного бонового заграждения, нефтесборное оборудование.

В связи с ростом объемов использования и перевалки нефти и нефтепродуктов в 2003 году администрация области утвердила перечень предприятий, которые должны были создать собственные формирования по ликвидации разливов нефтепродуктов или заключить договора на обслуживание с отрядом АСПТР. За прошедшее время это требование выполнили только морская администрация порта Архангельск и «Бункерная компания». Остальные 25 структур, занимающихся морскими перевозками, либо его игнорируют, либо выставляют АСПТР неприемлемые требования.

Перечень этих структур был опубликован в газете «Волна» еще в ноябре 2003 года. Как правило, на их предприятиях нет ни достаточного количества технических средств, ни подготовленного персонала. Зато имеется большое количество судов и береговые емкости, в которых хранятся огромные количества бензина, дизельного топлива и мазута.

Источник: «Правда Севера» 7.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Побережье Краснодарского края украсит еще один нефтяной терминал.

По данным Социально-экологического Союза Западного Кавказа, администрация Краснодарского края в мае 2004 году подписала соглашение с компанией «Роял Вопак» (Royal Vopak) о строительстве терминала для перевалки нефтехимических грузов. «Роял Вопак» собирается инвестировать в строительство на мысе Железный рог на Таманском полуострове (окрестности поселка Волна Темрюкского района Краснодарского края) 150 млн. долларов. Мощность терминала должна составить 4,5 млн. т нефти и нефтехимической продукции в год.

Строительство терминала для экспорта нефти и нефтепродуктов на Таманском полуострове создаст новые экологические проблемы для жителей поселка Волна и деятельности курорта Анапа. Место предлагаемого терминала расположено всего лишь в 15 км от побережья Крыма, поэтому серьезная авария может привести к трансграничному загрязнению морских вод и берегов.

Жители поселка Волна уже находятся в зоне возможного воздействия аммиачного терминала, который строит компания «Тольяттиазот». Кроме нефтяного терминала «Роял Вопак», фирма «Русский мир» собирается построить здесь свой порт для перевалки сжиженного природного газа и нефтепродуктов.

Протесты местного населения против всех этих планов, поддерживаемых администрацией Краснодарского края, пока не дают каких-либо положительных результатов. Разрушение краснодарскими краевыми чиновниками природы Таманского полуострова, его значительного туристского и рекреационного потенциала продолжается.

Источник: www.regions.ru 9.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Российские железнодорожники: для китайских покупателей все что угодно.

ОАО «Российские железные дороги» разработало бизнес-план по развитию перевозок нефти в Китай по маршрутам Суховская-Наушки и Суховская-Забайкальск. Объем перевозок на Наушки планируется увеличить до 5 млн. т в 2005 г по сравнению с 1,7 млн. т в 2003 году. Поставки на Забайкальск увеличатся в большей степени - с 1,5 млн. т в 2003 году до 10 млн. т в 2005 году.

Потребность в инвестициях в капитальное строительство, капитально-восстановительный ремонт объектов инфраструктуры, а также на обновление тягового подвижного состава в общей сумме должны составить 11,9 млрд. рублей. В 2004 году будет освоено 2,2 млрд. рублей, в 2005 г. - 4,6 млрд. рублей, в 2006 году 4 млрд. рублей и в 2007 году - 1,1 млрд. рублей.

О том, была ли проведена экологическая экспертиза этих замечательных планов, после реализации которых на некоторых участках капитально восстановленного пути в несчастных десятках метров от чистых вод Байкала в Китай покатятся 15 млн. т нефти в год, как всегда, ничего не известно.

Источники: «РЖД-Партнер»-НиК 8.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Азербайджан опять сидит без российского газа. Похоже, трубу снова взорвали.

Подача природного газа из России в Азербайджан опять прервана. Причина - разрыв газопровода «Моздок - Кази-Магомед» на территории Чечни. После разрыва трубы произошло возгорание, которое было ликвидировано через несколько часов. В результате всего этого Азербайджан в очередной раз лишился 15 млн. кубометров российского природного газа.

Ведется расследование причин аварии. Представители компетентных органов не исключают, что причиной аварии могло быть намеренное внешнее воздействие.

Источники: НиК 6.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Нефтяные резервуары взорвали. Террористы или конкуренты - опять непонятно.

В Левокумском районе Ставропольского края опять подорвали два нефтяных резервуара. На этот раз взрыв произошел на территории ОАО «Роснефть-Ставропольнефтегаз». По предварительным данным, суммарная мощность взрывных устройств составляла 800 г тротила.

Взрывные устройства были подложены под резервуары, в которых должна была находиться нефть. По каким-то причинам в одном резервуаре вместо нефти была вода. Это, возможно, вызовет вопросы о том, куда девалась нефть, но резко снизило тяжесть экологических последствий взрыва.

А вот в другом все-таки хранилось 1200 т нефти. Образовалось три небольшие пробоины, через которые нефть стала вытекать наружу. Потом она загорелась. В конце концов пожар потушили. О размерах разлива ничего не сообщается. Равно как и о его авторах и мотивах.

Источник: www.oilru.com 6.07.2004.
к оглавлению

Россия.
Тюмень шлет привет Нигерии. Из трубопроводов украдено 500 тысяч нефти?

Невероятно сообщение пришло из Тюмени. Начальник Управление по борьбе с оргпреступностью (РУБОП) ГУВД Тюменской области г-н Гаврилюк сообщил журналистам, что его сотрудниками ликвидирована крупная преступная группировка, занимавшаяся хищениями нефти. Несмотря на то, что она действовала на территории Вагайского района только с сентября 2003 года, РУБОП якобы изъял у задержанных 500 тысяч т нефти, похищенной из трубопроводов. Арестовано 6 человек, из которых двое кроме всего прочего обвиняются в даче взяток. Установлена причастность задержанных к 12 эпизодам хищения.

Поскольку об этом одновременно сообщили ведущие российские информационные агентства ИТАР-ТАСС и Интерфакс, да еще не 1 апреля, приходится думать, что журналисты в очередной раз ничего не наврали. Но все равно, приведенные данные изумляют.

Во-первых, где чисто физически можно хранить такое чудовищное количество украденной нефти? Каким образом никто не заметил огромный парк колоссальных резервуаров, которые должны быть доверху заполнены воровской добычей? Каким образом никто не обратил внимания на ее исчезновение из нефтепроводов. Чьи это нефтепроводы? И что это за «эпизоды», каждый объемом в десятки тысяч т?

Даже известная «черная дыра» - бездонная система «Транснефти» - за год при всех своих возможностях ухитрялась «сэкономить» на усушке-улетучивании 200-300 тысяч т нефти в год. Но и ту честно пускала «на благотворительность». По крайней мере, ту часть, о которой официально заявляла.

Указанные в сообщениях объемы добычи тюменских воров вполне сопоставимы с результатами работы их нигерийских коллег, которые, как известно, нефть воруют не автоцистернами или железнодорожными эшелонами, а морским танкерами. Остается только надеяться на то, что журналисты в очередной раз напутали с числами.

Источники: ИТАР-ТАСС Урал 9.07.2004, Интерфакс 9.07.2004.
к оглавлению

Канада.
Нефтяники подались подальше от канадской бюрократии.

Канадские отделения компаний «Эксон-Мобил» и «Шелл», несмотря на наличие у них лицензий на проведение геологоразведочных работ у берегов провинции Новая Шотландия, предпочли проводить их в других странах мира. Эти компании, а также канадское отделение «Керр Мак-Ги» (Kerr McGee) приняли решение не тратить 208 млн. долларов США на поисковые работы.

Для канадских властей это означает, что шансы на открытие новых крупных месторождений нефти и газа у берегов Новой Шотландии снизились. Ведущие нефтедобывающие компании мира предпочитают разворачивать работы у берегов Западной Африки и Бразилии.

Некоторые эксперты считают, что в решении компаний отказаться от геологоразведочных работ в Канаде большую роль сыграла атмосфера слишком жесткого политического и административного контроля. Обещания, что эти ограничения будут устранены, если будут найдены крупные месторождения, для компаний было не достаточно, и они отказались от развертывания крупномасштабных геологоразведочных работ.

Источник: www.bloomberg.com 5.07.2004.
к оглавлению

США.
Нефтеперерабатывающим заводам экология мешает?

Потребление бензина в США по сравнению с 1990 годом выросло на 24%. Одной из причин этого является увеличение количества вседорожников. Согласно правительственным прогнозам, к 2020 году ожидается рост американского потребления бензина еще на 48%.

В 1980 году в США было 300 нефтеперерабатывающих заводов. В конце 2003 года их насчитывалось лишь 149. Сейчас они работают практически на полную мощность, перерабатывая 420 млн. т сырой нефти в год. Однако бензина не хватает. Дефицит покрывается импортом, выросшим с 5% в 1995 году до 10% в настоящее время.

При этом в США с 1976 года не было построено ни одного нового крупного нефтеперерабатывающего завода. Одна из причин - все более строгие требования как к экологическим последствиям работы этих заводов, так и к экологическому качеству выпускаемой ими продукции. За последние 10 лет американской нефтеперерабатывающей промышленности пришлось затратить 47 млрд. долларов, чтобы соответствовать растущим экологическим требованиям.

Несмотря на то, что нефтеперерабатывающие заводы стали работать гораздо чище в экологическом плане, никто не хочет жить в соседстве с ними. Любое предложение построить новый нефтеперерабатывающий завод столкнется в протестами местного населения. Для проектов стоимостью в 1 млрд. долларов для относительно небольшого нефтеперерабатывающего завода такие задержки будут вести к огромным финансовым потерям. Поэтому компании предпочитают закрывать недостаточно мощные и слишком старые предприятия и ориентироваться на реконструкцию наиболее прибыльных заводов.

Источники: Oregonian 11.07.2004.
к оглавлению

Франция.
Замазученные птицы как индикатор состояния морей.

Национальный парк «Семь островов» (Sept Iles) у берегов французской провинции Бретань был создан еще в 1912 году. Его посетители на протяжении десятилетий приезжали сюда, чтобы посмотреть на жизнь уникальных колоний крупных морских птиц.

Однако в последние десятилетия 20 века посетителям островов пришлось смотреть и на последствия крупных аварий танкеров. Начало было положено в 1967 году «Тори Каньон» у берегов Великобритании. Далее последовали «Амоко Кадис» (1978 год), «Эрика» (2000 г.), а также многие другие менее крупные разливы.

От крупных аварий не отставали капитаны судов, которые незаконно сбрасывали в море балластные и загрязненные нефтепродуктами льяльные воды. Относительно небольшое количество нефти, поступавшее с каждого отдельного судна, в сочетании с интенсивным морским движением создавало сильное загрязнение.

На самом крупном из островов 20 лет назад была создан центр спасения загрязненных нефтью птиц. За это время через него прошло более 12,5 тысяч пернатых. Динамика поступления пациентов в этот центр четко говорит об уровне загрязнения прилегающих морских акваторий нефтью.

К счастью, за последние годы она радует. Если в 1999 году в центр поступило 1037 птиц, загрязненных нефтью, то в этом году их было пока только 88. Похоже, меры, направленные на повышение экологической безопасности морских перевозок, а также сброса загрязненных вод в открытое море, все-таки действуют.

Источники: AFP 4.07.2004.
к оглавлению

Латвия.
Датским нефтяникам все неймется. Теперь в Латвии.

8 июля 2004 года датская компания «Один Энерги» (Odin Energy AS) получила лицензию на проведение разведки и добычи нефти в латвийской части Балтийского моря. Разрешение было также выдано Латвийскому агентству инвестиций и развития (ЛАИР), как держателю государственной доли в размере 10% в проекте добычи нефти на шельфе. В течение 180 дней ЛАИР заключит с «Один Энерги» договор на проведение работ.

На основании результатов геологоразведки компания примет решение о целесообразности добычи нефти. В этом случае план дальнейших работ будет утверждаться в Министерстве экономики.

В 1995 Odin Energy AS, объединяющая группу датских предпринимателей, приобрела лицензию на разведку и добычу нефти в Гаргждай в Литве. В 1998 ее владелец возглавил литовскую компанию по разведке и добыче нефти «Миниес нафта». Однако в 2003 году по результатам общественного обсуждения и экологической экспертизы правительство Литвы не разрешило компании начать добычу нефти из разведанного месторождения с запасами около 2 млн. т.

В октябре 2002 года Odin Energy подала заявку на получение лицензии в латвийское Министерство экономики. Что скажет на это латвийская природоохранная общественность?

Источник: НГВ 8.07.2004.
к оглавлению

Латвия.
Вентспилс недостаточно интенсивно работает с клиентами.

Грузооборот Вентспилсского свободного порта снижается. В первой половине 2004 года здесь было переработано 14,9 млн. т грузов, что на 3,6% меньше чем за аналогичный период прошлого года. Особенно неблагоприятна ситуация с перевалкой нефтепродуктов.

За первое полугодие 2004 года ООО Ventspils naftas terminals перевалило лишь 5 млн. т грузов - на 1,5 млн. т меньше, чем за первое полугодие 2003 года. Причем, по мнению правления мэра Вентспилса, прекращение поставок российской нефти по трубопроводу не может быть объяснением, поскольку они не производятся уже 1,5 года. Дальнейшее, по сравнению с 2003 годом, падение является следствием плохой работы компании ООО Ventspils naftas terminals с клиентами.

Правда, что она должна с этими клиентами делать, руководство мэрии прямо не сказало. Посоветовали бы, что ли.

Источник: RusEnergy - Бизнес&Балтия 6.07.2004.
к оглавлению

Нигерия.
«Пан Оушен» ответственно ремонтирует улицу, на которой расположен ее офис.

Нигерийская нефтяная компания «Пан Оушен» демонстрирует высокую социальную ответственность. Она оплатила 60% затрат на ремонт улицы, на которой расположен ее офис. Расположенные на этой же улице банк, страховая компания и отель внесли оставшиеся средства. В ознаменование этой социально-полезной инициативы местный губернатор г-н Тинубу вручил компании знак «Друг правительства Лагоса». Относительно того, выделили ли власти хоть какое-то софинансирование на реализацию работ, в статье не сообщается. Как, впрочем, и куда деваются выплачиваемые нефтяными компаниями налоги.

Компания «Пан Оушен» полна социального оптимизма. Она построила вполне приличный офис, но вскоре обнаружила, что подъехать к нему в сухой период из-за разбитого уличного покрытия достаточно сложно, а после дождей - просто невозможно. Из-за плохой ливневой канализации после тропических ливней улица превращалась в цепочку глубоких луж. Теперь благодаря социальной инициативе компании, есть надежды, что подъехать к офису «Пан Оушен» можно будет не только на полноприводных машинах, приспособленных для преодоления глубоких бродов, но даже на лимузинах. Более того, компания готова за свой счет установить здесь уличные фонари.

«Пан Оушен» демонстрирует высокую социальную ответственность не только вокруг своего офиса в столице Нигерии Лагосе, но и в регионах, где она добывает и транспортирует нефть. Компания за счет своих средств строит дороги и школы, системы водоснабжения и мосты, электрические сети и питающие их генераторы. Она считает, что это способствует формированию благоприятной социальной атмосферы в районах ее работы.

О социальной ответственности коррумпированных нигерийских чиновников, которые в это время занимаются разворовыванием и разбазариванием доходов государственного бюджета, в статье ничего не говорится.

Источник: Vanguard 6.07.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Нефти добывают много, а денег все равно нет.

Компания «Шелл Петролеум Девелопмент» (Shell Petroleum Development Company -SPDC) за прошедший год выплатила в виде налогов нигерийскому правительству 1,9 млрд. долларов США. В этом совместном предприятии компании «Шелл» принадлежит 35% акций. «Нигерийская национальная нефтяная компания» (Nigerian National Development Company) владеет 55% акций, французская «Тоталь» (Total) - 10%, итальянская «Аджип» (Agip) - 5%.

Компания «Шелл Петролеум Девелопмент» является самой мощной нефтяной компанией, работающей в Нигерии. Она обеспечивает 40% от общего объема добываемой в этой стране нефти. Ее мощности позволяют добывать более 50 млн. т нефти в год. Однако уровень добычи за последний год составил лишь 45 млн. т.

Этнические столкновения в основном нефтедобывающем районе Нигерии - дельте реки Нигер, вандализм на нефтепромыслах, воровство нефти, протесты местного населения не позволяют компании работать на полную мощность.

Другим важным сдерживающим фактором является недостаточность средств, которые правительство Нигерии выделяет на финансирование новых проектов в качестве вклада «Нигерийской национальной нефтяной компании». В прошлом финансовом году при запросе 3,5 млрд. долларов в бюджете было заложено 3,2 млрд. долларов. В итоге реально было выделено 2,3 млрд. долларов. Запрос на следующий финансовый год составил 2,7 млрд. долларов, а в бюджете предусмотрено 2,3 млрд. долларов. Сколько будет реально выделено - никто не знает. В результате сроки реализации новых проектов постоянно переносятся, что ведет к дополнительным финансовым потерям.

Это негативно влияет на размер средств, которые компания выделит на социально ориентированные проекты. В 2003 году на эти цели было потрачено 30 млн. долларов, - заметно меньше 60 млн., выделенных в 2002 году. Кроме того, компания обещала выделить почти 55 млн. долларов на финансирование деятельности «Комиссии по развитию дельты Нигера» (Niger Delta Development Comission).

Несмотря на все эти сложности, объемы добычи нефти в 2003 году выросли на 27%. Благодаря чрезвычайно высоким ценам на нефть на мировом рынке, доходы нигерийского нефтяного сектора, должны были возрасти не менее чем в 1,5 раза. Куда они делись - так и остается покрыто мраком неизвестности.

Источники: Daily Times 6.07.2004, Business Report 6.07.2004.
к оглавлению

Нигерия.
Национальные производители наполнят национальный бюджет.

Власти Нигерии, озабоченные пополнением своего государственного бюджета, предпринимают активные меры по увеличению доли заказов нефтяного сектора, выполняемых национальными производителями. Общий их объем составляет около 8 млрд. долларов США в год. Из этой суммы на долю нигерийских компаний приходилось лишь 14% или 1,1 млрд. долларов.

Правительство страны поставило цель довести этот показатель до 45% в 2006 году и 70% в 2010 году. В 2004 году нигерийским компаниям достанется до 24% заказов нефтяников, что принесет им 1,9 млрд. долларов.

Нигерийские сервисные компании в некоторых секторах стали вполне конкурентоспособными по сравнению с иностранными. Один из важнейших факторов - стоимость рабочей силы. За 2000 долларов в месяц транснациональным компаниям очень сложно найти специалистов, которые согласятся поехать работать в Нигерию. Для местных работников, вполне способных выполнять не слишком сложные или высокотехнологичные операции, 2000 долларов являются очень хорошей зарплатой. Механиков, поваров, обслуживающий персонал постепенно набирают из местного населения. Местные компании также способны поставляют более дешевые местные материалы. Например, они могут вполне успешно обеспечивать поставку компонентов для изготовления буровых растворов.

Источник: Vanguard 7.07.2004.
к оглавлению

Танзания.
«Бритиш Петролеум» борется с фальшивым топливом.

Согласно имеющимся у «Бритиш Петролеум» сведениям, некоторые из ее авторизованных дилеров в Танзании продают низкокачественные нефтепродукты неизвестного происхождения. В бензин и дизельное топливо также добавляется более дешевый керосин. Компания предупредила своих партнеров, что будет активно проверять качество продукции, продаваемой под ее торговой маркой. В случае обнаружения фактов мошенничества будут приниматься жесткие меры, вплоть до закрытия автозаправок.

С ноября 2003 года «Бритиш Петролеум» является единственным в Танзании импортером и продавцом неэтилированного бензина, поставляемого на принадлежащие ей 60 автозаправочных станциях. Однако для успешного завершения планов перехода на использование неэтилированного бензина необходимо активно работать с потребителями. Они должны быть информированы о тех неблагоприятных последствиях, как для окружающей среды, так и для здоровья людей, которые вызывает использование этилированного бензина.

Источник: Guardain (IPPmedia) 6.07.2004.
к оглавлению

Южноафриканская республика.
«Калтекс» отмывает забрызганные нефтью автомашины.

В воскресенье 4 июля 2004 года в окрестностях нефтеперерабатывающего завода компании «Калтекс», расположенного в густонаселенном районе Кейптауна, начался нефтяной дождик. Он длился всего 10 минут, но нефтяными каплями оказались забрызганы сотни машин, дома, зеленые насаждения, развешенное для просушки белье.

Причиной этого экзотического явления стало попадание воды в емкость для термической переработки нефти. Образовавшийся пар привел к срабатыванию клапана сброса давления, и клубы пара вместе с 1000 литров нефти вылетели наружу. Авария произошла, когда завод входил в рабочий режим после плановой трехнедельной остановки на ремонт. Период запуска производственного процесса, когда вероятность такого рода аварий будет наиболее высока, продлится еще неделю.

Представители компании выразили сожаление по поводу этого случая и сообщили о готовности компенсировать причиненный ущерб. Для начала всем владельцам забрызганных нефтью машин было предложена их бесплатная мойка на расположенных в окрестностях завода пяти автозаправочных станциях «Калтекс». Этим предложением воспользовались владельцы 500 автомашин. Некоторым из них пришлось приезжать повторно, поскольку за один раз удавалось смыть не все капельки нефти.

Большинство местных жителей с пониманием отнеслось к этой аварии. По заключению специалистов, кратковременный выброс пара с нефтью не создал серьезной немедленной угрозы для местного населения, хотя все это выглядело достаточно пугающе.

Вместе с тем, некоторые из местных жителей считают, что власти должны что-то сделать, чтобы избавить их от тесного соседства с этим предприятием. Министерство окружающей среды и туризма заявило, что компания не информировала его в течение 24 часов после аварии, хотя была обязана это сделать. Кроме того, в течение следующих 2 недель компания должна представить властям доклад с анализом причин аварии и описанием мер, принятых для предотвращения подобных случаев в дальнейшем.

Источники: Cape Times 6.07.2004, 8.07.2004, Cape Argus 5.07.2004.
к оглавлению

Бахрейн.
120 млн. долларов на окружающую среду.

Руководство «Бахрейнской нефтяной компании» (Bahrain Petroleum Company - Bapco) утвердило проект строительства очистных сооружений на местном нефтеперерабатывающем заводе. Благодаря инвестированию 120 млн. долларов США они будут улавливать до 99,5% окислов серы, выбрасываемых в атмосферу. Концентрация двуокиси серы в выбросах завода будет в 4 раза ниже уровня, требуемого действующим законодательством.

Будут также проведены большие работы по очистке водных стоков. На заводе постоят систему нейтрализации кислых сточных вод.

Одновременно с этим на нефтеперерабатывающем заводе «Бахрейнской нефтяной компании» реализуются и другие природоохранные программы. К 2008 году будет завершено создание систему биологических очистных сооружений. Система управления токсичными отходами будет введена в строй в этом году. В 2000 году на предприятии был выполнен проект по переходу на выпуск неэтилированного бензина.

Источник: MENA 11.07.2004.
к оглавлению

Индонезия.
Уборка разлива на пляже в Баликпапане продолжается.

Сотрудники государственной компании «Пертамина» вместе с представителями других 15 компаний продолжают работу по уборке нефти, в больших количествах выброшенной две недели назад на пляж около г. Баликпапана. Ожидается, что очистные работы будут окончены на следующей неделе.

Ежедневно 150 человек лопатами собирают нефть и загрязненный грунт в мешки. Далее их увозят в неизвестном направлении якобы для переработки. Власти продолжают хранить молчание по поводу источника и причины столь мощного разлива.

Источник: Jakartа Post 9.07.2004.
к оглавлению


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное