Небесный покровитель ЕГЭ — штандартенфюрер Штирлиц
В минувшую субботу более 70 тысяч московских выпускников приняли участие в генеральной репетиции ЕГЭ по математике. А в понедельник пробный ЕГЭ по русскому языку сдавали российские регионы. Впрочем, «понарошку» в этих испытаниях была только отметка — ее не поставят ни в дневник, ни в журнал, и в будущем она вообще ни на что не повлияет, все же остальное — и
форма проведения, и все связанные с этим организационные тонкости и условности — оказалось самым что ни на есть настоящим. ЕГЭ-2008, даже всего лишь предварительный его вариант, вполне заслуживает присвоения ему грифа «совершенно секретно»: предпринятые на сей раз беспрецедентные меры безопасности достойны «пера» профессиональных спецслужб.
Под письмом учителей, учеников пятигорского «Лицея-ИКС» и их родителей — около двухсот подписей. «Помогите, «Учительская газета», нас выселяют из здания. Где будут учиться завтра лицеисты?» — обращались
к нам обеспокоенные пятигорцы. Наш корреспондент отправился в Ставропольский край. Результатом поездки стала публикация «Икс в вакууме. Востребованы ли сегодня Интеллект, Красота, Совесть?» («УГ» №11 от 11 марта 2008 года). Публикация не прошла незамеченной. В Думе города Пятигорска статью внимательно прочитали, обсудили. И вот какой ответ прислал в редакцию глава города, председатель Думы!
Лев Николаевич Травнев.
Статья вторая. Учитель словесности без словесности
Я был дома у многих учителей литературы старшего
поколения, учителей моих лет, младше меня. Первое и главное впечатление: прекрасные библиотеки. Много лет переписывался с Альбертом Алексеевичем Соболевым из Усть-Баргузина. А однажды и гостил у него на берегу Байкала. Книги, книги, книги. Читая многие десятилетия лекции словесникам, всегда заканчивал обзором новинок по литературоведению и методике. И потом меня всегда благодарили за эти рекомендации. Но по моим наблюдениям, последние годы все больше и больше книги (!
а сейчас мы говорим о книгах по специальности) уходят из жизни!
учителя
словесности. Учитель словесности становится учителем без словесности.
Свобода стоит дорого...
Отталкиваясь от этого тезиса, участники сегодняшней беседы в «Директорском клубе» рассуждают о финансовой самостоятельности школы.
О том, как в последние годы «оптимизировали» сельские школы, сказано и написано немало. Нередки случаи, когда завершающим аккордом такой горе-оптимизации становилась жалоба сельчан на незаконное закрытие школы или понижение ее статуса. Областному начальству жаловались на районное, президенту — на областное... А ребятишки вынуждены были отправляться на учебу километров за
пять, да еще пешком. О совершенно противоположной жалобе довелось мне услышать во время последней командировки в Тамбовскую область. Родители учеников пожаловались в областное Управление образования и науки на начальника отдела образования Рассказовского района Валерия МИНАЕВА за то, что тот убеждает их не бросать местную начальную школу.
Семья Малыгиных на первый взгляд — самая обыкновенная. Мама, папа, бабушка и дедушка, дети. Да только детей в семье сейчас... 21 человек в возрасте от восьми месяцев до семнадцати лет. Еще восемь детей уже выросли, живут отдельно.
«Я родился без колючек!» —!
эту педагогическую мудрость подарила устроителям школы «Шанс» сама природа. Когда ежики рождаются, иголки у них мягкие, без пигмента. Маленького ежика можно взять в руки без страха уколоться. Но вскоре колючки превращаются в средство защиты. Так зачастую поступают и дети: становятся «колючими», «закрытыми», когда ощущают недоброжелательность и учатся по-своему защищаться, противостоять. Чем больше мы узнавали с детьми про жизнь ежей, тем более привлекательным и интересным
становился для нас этот образ. Ежи очень трудолюбивые, серьезные и настойчивые. Так ежик стал символом нашей школы, дарящей детям шанс. Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет: «Шанс — мера, степень вероятности успеха, расчет за и против чего». Как же определить меру и степень успеха каждого нашего ребенка, определить все «за» и «против» воспитания достойной личности?
Может ли человек в одночасье из профессионала, уважаемого, авторитетного члена коллектива превратиться в!
никчемного работника? Вряд ли, усомнитесь вы. Так же подумала и я, прочитав краткое послание из станицы Казанской Краснодарского края. В станичной школе заслуженному учителю РФ, обладателю президентского гранта-2006 за полмесяца вынесено три выговора с последующим увольнением по статье. «Помоги, дорогая редакция!» — взывало письмо.
Уже понятно, что повышение зарплаты на 14 процентов как таковое предпринято нынче в последний раз. Теперь все повышения будут касаться лишь фонда стимулирующих вып!
лат, что создаст настолько многообразные варианты выплат в рег!
ионах, ч
то никто уже не сможет точно проконтролировать, сколько и за что будет получать педагог.
В Югре начали борьбу за качество образования в филиалах
О качестве образования, которое дается в филиалах вузов, сказано уже много: и обучение, дескать, в них стоит непомерно дорого, и оснащение их в большинстве своем плохое и, как результат, знания студентов филиалов разительно отличаются от знаний студентов головных вузов. Да и сами по себе филиалы — субстанция крайне !
нестабильная: то они открываются, то закрываются, то у них отбирают лицензию. И вообще население относится к ним с некоторым подозрением, как к человеку на скамейке напротив с дыркой в перевернутой газете: может, шпион, а может, бедняга, которому не хватило на целую. В результате на федеральном уровне с филиалами решили бороться. Пока, правда, борьба эта ведется в основном на словах. На передовых же в этой битве оказались, как всегда, регионы. Об опыте такой разведки боем рассказал заместитель председателя
правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам образования, науки и внешних связей Алексей МАЙОРОВ. Он уверен, что для поднятия качества подготовки студентов с филиалами надо просто дружить.
Одно из сильнейших впечатлений последнего времени — маленький диалог, повторенный по телевидению несколько раз, как все эпизоды с участием президента страны. Глава администрации южного города, докладывая об улучшении демографической ситуации, сказал, что водку у них ночью не продают и мужчины поэтому «вступают в более плотный контакт с объектом, производящим детей». Даже
ко всему привыкшая, вышколенная свита президента дрогнула, многие иронически заулыбались. А сам В.В.Путин попытался исправить положение замечанием, что слово «объект» в таком случае неуместно. Но бедного администратора заклинило, ни отшутиться, ни выразить свою мысль иначе он не сумел, и эпизод приобрел почти скандальный характер. Смех смехом, но впору и ужаснуться. Если речь, как утверждают ученые, — высший дар, который вывел человека к суще!
ствованию одухотворенному, если она связана с развитием мышления, что происходит с нашими умственными способностями сейчас, в условиях бурно расцветающего косноязычия? Как оценивают ситуацию специалисты? Мы говорим об этом с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой сопоставительного изучения русского и других языков МГУ Игорем МИЛОСЛАВСКИМ.
Молодая учительница, выиграв грант по национальному проекту «Образование», очень полюбила свой кабинет. По двум причинам: во-первых, благодаря полученным де!
ньгам она его обустроила, поступив, по общепринятым меркам, до!
вольно с
транно. Не потому что богата материально — скорее духовно. А во-вторых, в учительской ей стало трудно дышать. Никто не называет «карьеристкой», никто не корит молодостью. Но слишком часто в разговорах коллег проскальзывают фразы насчет «миллионов», которые достаются совсем не тем, кто их заслужил и кому они нужны больше.
C чего же начинается школьный театр? Каким путем приходят дети в это «обыкновенное чудо»? Где начинается путь каждого маленького актера и для чего он выходит на сце!
ну? Я хочу поразмышлять над этим вопросом и поделиться опытом своей внеклассной работы учителя музыки, хормейстера и музыкального руководителя международного проекта «Театр» гимназии №96 имени Виктора Астафьева.