Андрей Дмитриевич Чегодаев, прекрасный искусствовед и удивительный человек, профессор, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии, хранитель Дрезденской галереи в годы пребывания
ее в Москве, однажды рассказывал мне (у меня учился его внук), как где-то в конце двадцатых годов несколько художников яростно спорили о том, что самое главное в искусстве. Они утверждали: самое главное — это ЧТО, то, что художник изобразил, показал, воспроизвел. Нет, возражали другие: основное — это КАК все сделано: краски, рисунок, композиция, цвет, мастерство. И лишь один художник сказал в конце этого бурного спора: самое основное в ис!
кусстве — это КТО, личность художника, его чел!
овеческа
я сущность.
Как же я обрадовалась весточке из Красноярского края! Мое письмо Ломако Людмиле
Алексеевне вернулось полгода назад с пометкой «Адресат выбыл». А мне так хотелось узнать, помогла ли замечательной учительнице русского языка и литературы в поисках работы наша публикация. Людмила Алексеевна испытала самую страшную потерю в жизни. Не стало сына, известного в крае юриста. Следом ушел из жизни и муж. Спасалась работой, но, увы, пенсионеров в школе не жалуют. И не важно, что литературные вечера и проникновенные уроки для учеников Людмилы Алексе!
евны оставались памятными на всю жизнь. Да и сил еще хватало у увлеченного педагога, чтобы волновать души, побуждать к сопереживанию, ведь литература — учебник жизни — может многое. Но кому это нужно сегодня? «Старая гвардия» уходит из школ, а будут ли молодые так же гореть на работе — вопрос вопросов. Много разных чувств возникло после прочтения письма нашей читательницы Людмилы Алексеевны, учителя с большим стажем (так подписалась она в конце письма).
«Молодость стала символом, паролем нашего времени. Прощай, седая бабушка, уходи с пути скорее» — Людмила Алексеевна пишет, как всегда, эмоционально, ярко. Перефразировав Маяковского, она для своего послания придумала эпиграф: «Хочу сиять заставить заново величественное слово — бабушка!» А хорошо ведь сказано. Действительно, как не хватает нашим детям мудрых, добрых бабушек. Спасибо, Людмила Алексеевна, за хорош!
ее, доброе послание.
Забота о раннем детстве: эффективные модели и политические стратегии
Свой доклад о роли государства в организации дошкольного образования француз Джон Беннет,
главный сотрудник Организации экономического сотрудничества и развития, начал с демонстрации рисунка трехлетней французской девочки. «Маленькое зернышко, спящее в земле» — так назвала свое красочное произведение крохотная француженка. Уже в три года она сумела выразить свое отношение к миру через яркие краски и очень сильный образ. Я же подумала — каждый ребенок в раннем детстве чем-то напоминает такое зернышко, но уже пр!
обудившееся, готовое воспринимать мир и учиться у этого мира. А вот чему он научит — доброте или черствости, творчеству или агрессии — зависит от нас, взрослых.
В первой таврической нет второсортных педагогов и второстепенных предметов
- Разрешите? — в кабинет Петра Ивановича Полоухина, директора таврической средней школы №1, вошел подтянутый молодой человек. — Зашел поздороваться. Докладываю: нынче оканчиваю танковый институт, оставляют работать преподавателем. — Молодец,!
Максим! — Петр Иванович от души жмет парню ру!
ку. 
;— В танковом уже двое «наших» педагогов.
Ностальгия сквозит сегодня в голосе
посетителей нашего клуба. Они вспоминают прежние времена, когда профсоюз не выводил людей на улицы, а, наоборот, давал жилье. Ситуация изменилась. Изменилось ли отношение учителей к своему профессиональному союзу?
Система должна работать не ради системы, а ради людей
Небольшой Харовский район Вологодской области становился известным всей стране дважды — когда в 1989 году здесь на радость уфологам и журналистам приземлились исчезнувшие потом куда-то инопланетяне и когда стал популярен в СССР уроженец здешних мест писатель Василий Белов, книга которого
с названием «Лад» до сих пор не потерялась у многих в памяти... Кстати, в детстве Белов ежедневно ходил 8 километров пешком до ближайшей школы. Сергей ПОПОВ, начальник Управления образования Харовского района, рад тому, что с тех пор многое изменилось...
Драка между подростками едва не закончилась трагедией
В 7-м «А» шел урок литературы. Ребята слушали учительницу, кто облокотившись на руку, кто развалившись на стуле. Никто и не понял даже, зачем Антон вскочил с места. Только Никита увидел, что в руке у него блеснул нож. В такой ситуации нередко случается что-то вроде паралича. Хочешь бежать, а ноги словно к полу приросли. Но
Никита отреагировал и бросился к Антону наперерез. Если бы он не оттолкнул Антона, то могло бы произойти непоправимое. К счастью, удар ножом в шею одноклассника оказался несильным. Нападение для Жени было внезапным. Он почувствовал боль, потер в недоумении шею и увидел на руке кровь, что привело его в состояние шока.
К русскому нужно относиться как к государственному языку
Когда Президент РФ Владимир Путин отвечает на вопросы населения, то, естественно, вопросов столько, что отведенного времени не хватает, чтобы в прямом эфире ответить на все. После окончания диалога
президента и страны, как правило, за работу принимаются специалисты. Установка такая — ни один человек не должен остаться без исчерпывающего и обстоятельного ответа на свой вопрос. В этом году очень много вопросов Президенту России адресовали русские граждане, живущие в национальных республиках Российской Федерации. Их интересовала проблема статуса русского и национальных языков. Ответы на них готовили специалисты Центра национальных проблем образовани!
я Федерального института развития образования во главе с Ольго!
й АРТЕМЕ
НКО, с которой и состоялся наш разговор.
- Должно ли выплачиваться ежемесячное пособие по уходу за ребенком
работнику, работающему на условиях неполного рабочего дня так, как это предусматривалось ранее? Будет ли оно выплачиваться в период временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком?
Проблемы педагогов дошкольного образования в разных странах одинаковы
В Московском городском доме учителя прошел международный семинар «Роль профсоюза в решении социально-экономических и профессиональных проблем работников дошкольных образовательных учреждений в современных условиях».
Мы продолжаем разговор о новых системах оплаты труда, начатый в предыдущих номерах «Учительской газеты» (№№10!
, 11, 12 за этот год). У российских учителей вызывают нем!
алый инт
ерес те системы, которые предлагают регионы. Рассмотрим Тамбовскую СОТ.
В Москве прошла пятая конференция
педагогов и психологов
«Для меня понятие «школа» и понятие «здоровье» не стоят в одном ряду, как того бы хотелось, — отметила профессор МГППУ, кандидат психологических наук, директор Центра психологического сопровождения «Точка ПСИ» Марина БИТЯНОВА. — Как мы воспринимаем школьников? Если для нас это группа детей школьного возраста и думаем об аспектах сохранения их здоровья, то!
нужно говорить в первую очередь и о повышении ценностного отношения к своему здоровью у детей. Однако если мы думаем о них как о детях, получающих образование в школе, и о сохранении их здоровья в процессе получения образования, то тут для меня все становится гораздо сложнее».
Не секрет, что именно законодательные органы подчас играют весьма значительную роль в том, как сложится судьба профессионального образования. Порой одна поправка в закон может его существенно улучшить или, напротив, сделать невозможным норм!
альное существование и развитие. Что думают депутаты, сенаторы!
, предст
авители бизнеса и образовательного сообщества о нынешнем положении системы образования и что предлагают сделать для его улучшения?
Появлению отчима обычно предшествует некоторый период жизни вдвоем с матерью. Женщина, оставшись с ребенком, почти всегда подсознательно стремится замкнуть его на себе, заменяя отца, создавая тесный мирок, где ребенок чувствует себя уютно. Новый член семьи — не только угроза этому миру, но и соперник в борьбе за любовь мамы.
На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества
В настоящей работе предпринимается попытка обоснования стратегии социокультурной
модернизации образования как института социализации, выполняющего ключевую роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и стереотипов поведения населения России. Раскрывается роль образования в конструировании таких эффектов общественного развития, как социальная консолидация общества, гражданская идентичность представителей различных социальных групп и национальных культур населения страны, социальное доверие, успешная социализация!
подрастающих поколений, социальная стратификация населения Ро!
ссии. Об
суждается необходимость учета эффектов социокультурной модернизации образования как фактора роста конкурентоспособности личности, общества и государства при дальнейшем проектировании программ долгосрочного социально-экономического развития России, в том числе федеральной программы развития образования.