Судя по количеству телефонных звонков в редакцию, факсимильных и электронных сообщений, наших читателей чрезвычайно волнуют вопросы: каким должен быть учитель и какой должна быть школа, достойные Премии Президента России. Обсуждение разработанного экспертами Минобрнауки РФ проекта порядка
и критериев конкурсного отбора учителей и школ — соискателей президентской премии, объявленное в 40-м номере «УГ», завершается. Благодарим всех, кто принял в нем участие. Ваши предложения и замечания мы направим в Министерство образования и науки РФ. Надеемся, что эксперты министерства учтут мнение педагогической общественности при доработке документа.
У нас удивительный читатель — отзывчивый, чуткий, трогательный. Запомнились, запали мне в душу эти строки из первого номера «Учительской газеты», вышедшего восемьдесят один год назад. А разве не актуальны они сегодня? Еще
как актуальны и точны! Потому что многое объясняют в учительской профессии. Кто сегодня остался в школе? Подвижники, энтузиасты, люди особой душевной организации. Ни в коей мере не хочу обидеть тех, кто не смог жить на мизерную зарплату. Понимаю их.
Семью Шептухиных в Бугуруслане знают все. Конечно, город маленький, и если идет учитель по улице, разговаривать с журналистом у него почти не получается: «Здравствуйте», — налево,
«Добрый день», — направо. И детям, и взрослым. Но тут еще и другое: Шептухины живут здесь лет шестьдесят, наверное. Или чуть поменьше. Я имею в виду родителей Александра. Самому-то ему и сорока пока не исполнилось. Высокий. Крепкий. Красивый. Смотришь на него, и на душе становится спокойно. Надежный. Вот они какие нынче в школе: учителя-мужчины.
«Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода» — помнится, пелось
в одной старой доброй песне. Да, погода и природа во многом и определяют отношение людей к этой области, со всех сторон окруженной водой и находящейся на самом-самом Дальнем Востоке. Впрочем, человек уже давно отвоевал право создавать вокруг себя ту среду, которую он считает нужной. Например, образовательную.
Кажется, они сами изумлены не меньше нашего и до сих пор не могут оправиться от радостного шока: по результатам международного исследования PISA финские школьники вышли в число лидеров в области математики, естественных наук и чтения, оставив далеко
позади своих сверстников из стран ЕС. Сразу оговоримся, PISA проверяет не знание теории или фундаментальных научных основ, а умение использовать полученную в школе информацию на практике, применять ее в тех или иных жизненных ситуациях — читать графики, вычислять проценты, выуживать основную мысль из «туманно-водянистого» текста. О том, почему Россия в этом исследовании оказалась среди замыкающих в районе далекого тридцатого места, сегодня
рассуждать не будем, это отдельная тема для другого разговора.
Лучше
посмотрим, что привело Финляндию, эту маленькую, никогда не отличавшуюся чрезмерной амбициозностью северную страну к сегодняшнему триумфу.
В сером осеннем небе над окраиной Владикавказа самолет Ан-2 выбрасывает парашютистов. Спортсмены под яркими куполами, похожими на лепестки полевых цветов, подхваченных ветром, выписывают плавные фигуры и приземляются один за другим точно в обозначенный круг. Экипажи двух желто-зеленых вертолетов Ми-8 готовятся к взлету. Я стою в нескольких шагах от винтокрылой машины. Наблюдая за четко
й работой бортмеханика, выполняющего предполетный осмотр, вспоминаю курсантскую юность — Калужское авиационно-техническое училище, трехгодичную практику на аэродроме под Грозным в станице Калиновской. В тех краях я не был шестнадцать лет. Вспоминаю неунывающих «технарей», живших «крылом к крылу», с твердым убеждением в том, что победа в воздухе куется на земле. Дагестанцы и осетины, казахи и удмурты, украинцы и белорусы, русские и чеченцы делали одно дело, от них в равной
степени зависела безопасность полетов. Но тогда, в конце 80-х, никто и в мыслях не мог допустить, что земля, где, казалось, должен процветать туризм, строиться санатории и дома отдыха, на годы погрузится в хаос и беспредел, утонет в крови и ненависти...
- По какому разряду должен работать заведующий хозяйством, если школа относится к I группе по оплате труда руководителей? В справочнике руководителя образовательного учреждения написано, что заведующий хозяйством относится к руководителям.
Одним из средств демократизации школы может стать управляющий совет. Что это за орган управления? Зачем он нужен школе, если в образовательных учреждениях достаточно успешно действуют родительские комитеты, сове
ты старшеклассников, классные ученические комитеты? Все дело в том, что все эти органы школьного самоуправления имеют рекомендательные, а не управленческие функции. А жизнь требует усиления участия общества в управлении школой.
У подмосковного Красногорска появился новый бренд. В Европе этот ухоженный уютный город все чаще связывают не только с музеем «Архангельское», хоккейной командой и заводом имени С.А.Зверева, но и с оптико-электронным колледжем. Вряд ли стоит этому удивляться &mdas
h; колледж знают не только по всей России, но и благодаря
много
численным международным проектам в Финляндии, Франции, Германии, Голландии, Италии... Этот год для учебного заведения юбилейный: пятьдесят лет назад — 14 октября 1955 года — был подписан приказ Миноборонпрома СССР о создании Красногорского оптико-электронного техникума.
В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем,
тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Мне близки идеи «нового образования» — международного педагогического движения, которое существует с 1990 года и в России. Вместе с ним в нашу страну пришли новые педагогические технолог
ии, новые международные проекты: «Педагогические мастерск
ие&raq
uo;, «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) и ее составная часть «Чтение и письмо для критического мышления» (ЧПКМ).
Номинация «Искусство, ОБЖ, технология» Всероссийского конкурса «Учитель года-2005» собрала очень интересных, творческих педагогов: Наталью Егорову — учителя технологии Орудьевской средней общеобразовательной школы Дмитровского района Московской области; Елену Курсову — учителя изобразительного искусства гимназии №37 с
русским этнокультурным компонентом города Казани Республики Татарстан; Наталью Макаренко — учителя изобразительного искусства и географии гимназии города Обнинска Калужской области; Леолида Макарова — преподавателя-организатора средней школы №18 города Магадана; Ирину Маршеву — учителя изобразительного искусства и черчения средней школы №184 города Нижнего Новгорода; Сергея Минаева — учителя изобразительного искусства, черчения
и МХК Навлинской средней школы Орловской области; Дмитрия Скурихина — учителя профессионально-трудового обучения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида города Кирово-Чепецка Кировской области. Не случайно эта номинация вывела в «пятнашку» сразу трех конкурсантов: Егорову, Минаева, Скурихина.