Пять номеров подряд на полосе «Общественная экспертиза» мы публикуем мнения наших читателей по поводу проекта разработанных экспертами Минобрнауки РФ порядка и критериев конкурс
ного отбора учителей и школ — соискателей Преми
и През
идента России. Напомним, что проект был опубликован в 40-м номере «УГ» от 4.10.2005 года. Для обсуждения критериев мы организовали «круглые столы» в 17 регионах России, в редакции работает телефон «горячей линии», факс и электронная почта.
Это только кажется, что путь рельсов прямой. В действительности это не так: уклоны, подъемы, повороты, переезды... Машинисту нужны пунктуальность, дисциплинированность, быстрота реакции, собранность, решительность. Почти все качества космонавта!
или Как связать английское «opera» с французским «opera»?
«Мне очень везет на учеников. Попадаются самые лучшие». Так говорит Лариса МИХАЙЛОВА, учитель английского языка из Читы. Только мне кажется, что не в везении дело. Ученики у нее такие же, как и у всех. Это она их делает самыми лучшими.
27 октября в Воронеже было предъявлено обвинение 14 гражданам, задержанным после нападения на иностранных студентов, в результате которого погиб 18-летний перуанец Анхелес Уртадо Энрике Артуро. По данным прокуратуры, 13 молодых людей обвиняются в нанесении телесных повреждений гражданам Перу и Испании, а одному арестованному предъявлено обвинение
по статье 105, части 2 (совершение убийства по мотивам национальной и расовой ненависти).
О Чукотке многие из нас имеют представление, основанное в большинстве случаев на тенденциозных сообщениях из СМИ да из легенд о местных жителях. На самом деле то, что происходит здесь вообще и в сфере образования в частности, можно по праву назвать чудом. За несколько
лет уровень жизни граждан далекого субъекта Федерации, который федеральная власть в свое время фактически бросила на произвол судьбы, вырос в несколько раз. Здесь построены сотни современных благоустроенных жилых домов и школ, сюда стремятся попасть лучшие специалисты страны.
Ежегодно в России число учащихся сокращается на миллион человек, неуклонно снижается количество общеобразовательных школ, особенно малочисленных сельских. Деревни, когда-то оплот Отечества, безвозвратно исчезают с лица земли. Зарастают бурьяном брошенные поля, фермы и скотные дворы разрушенных колхозов. Когда вижу «вековые следы деревень»,
от этой страшной мысли невольно щемит сердце, и вспоминаются слова одного знакомого поэта:
...Они сбыв
ались во времена всеобуча, когда Лысенкова учила всех и учила хорошо, во всеоружии подошла к переходу на трехлетку, «вышла» на обучение шести-, а потом и пятилетних, «открыла» школу «долгого» (полного) дня
«Лысенкова С.Н., народный учитель СССР, учительница начальных классов классического пансиона МГУ им. Ломоносова». Почему закавычиваю эту фразу? Да кто ж у нас не знает этого имени! И сколько писано-переписано вокруг ее «золотой программы».
24 октября, в Международный де
нь шко
льных библиотек, редакция «Учительской газеты» совместно с Информационным центром Союза журналистов России провела «круглый стол», посвященный проблемам библиотеки в школе. Мы собрали нескольких экспертов, известных в сфере образования, и предложили им высказаться, поделиться наблюдениями, опытом, рассказали о наших публикациях, о конкурсе, объявленном газетой для школьных библиотекарей. Увы, приходится констатировать, что многие проблемы остаются и по сей день нерешенными: оплата труда,
статус, комплектация... Впрочем, обо всем по порядку.
- Работаю специалистом управ
ления образования (муниципальный служащий), по совместительству имею педагогическую нагрузку (2,5 часа) воспитателя в специальной коррекционной школе-интернате. Будет ли учитываться данное время работы при исчислении стажа для получения досрочной педагогической пенсии? Какой минимальный объем педагогической нагрузки необходим для получения права на досрочную педагогическую пенсию?
3.6. Особенности применения методики расчета норматива финансирования по уровням бюджетной системы. Предполагается, что регионы — участники проек
та должны отработать механизмы доведения бюджетных средств, опр
еделен
ных на нормативной основе, до каждого образовательного учреждения.
Проект — замысел
переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».
Перечислю несколько «шагов» — подходов к проектной технологии: 1. Первый шаг — индивидуальная работа. Главное, чтобы ученики поняли, что от них требуется. Потребуются время и терпение! 2. Начинать нужно с проекта-образца, который показывает учитель, условно назовем его проект 1.
3. Уловив идею проекта 1, ребята начнут положительно к ней относиться. Регулярная проектная работа 2 (более сложная) выработает привычку, и они будут с нетерпением ждать проекта 3. 4. Выслушав мнение учеников сначала о своей работе, а потом о работе одноклассников, учитель сможет оценить вклад каждого. 5. Воплощение проекта необычным, неожиданным способом откроет возможности и для «слабых» детей. Ученики всегда поддерживают интересные идеи.
В этом году у номинации «Биология, окружающий мир, экономика, география» оказалось намного больше сложностей,
чем бывало на иных Всероссийских конкурсах «Учитель года». Связаны они были прежде всего с тем, что в одной конкурсной группе объединили таких разных учителей-предметников, что жюри не всегда могло по достоинству оценить их работу. Сюда вошли Ирина Волова, учитель экономики и истории средней общеобразовательной школы №6 города Новодвинска Архангельской области, Ирина Патраева, учитель истории и экономики средней школы №3 города
Алатыря Чувашской Республики, Наталья Екшибарова, учитель географии гимназии №42 города Барнаула Алтайского края, Юлия Митькова, учитель дисциплины «Окружающий мир» из средней школы №33 города Смоленска, Анатолий Смирнов, учитель биологии, информатики и экономики средней школы №1 города Нея Костромской области, Елена Степовая, учитель биологии гимназии №25 города Ставрополя, Любовь Шумова, учитель биологии Республиканской школы-интерната, для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, из города Кызыла Республики Тува.
Добивайся высшей чести —&n
bsp;бы
ть всегда на первом месте
В 2003 году я была назначена классным руководителем 5-го «В» класса. Учителем начальных классов у ребят была опытный педагог высшей категории И.Г.Алферова. За четыре года она сформировала прекрасный ученический коллектив, сплотила родителей, которые всегда и во всем были ее первыми помощниками. Конечно, я встретилась с Ириной Геннадьевной, чтобы расспросить ее о ребятах, их способностях, прилежании, а также о родителях. Получила исчерпывающую информацию,
ознакомилась с личными делами, с успеваемостью класса. 30 августа была представлена ученикам и их родителям.